8 вариантов отдыха на августовском канале

На Польской стороне все «пропитано» инфраструктурой. А что у нас?

Августовский канал облагораживают уже не один десяток лет и потратили несколько миллионов рублей. Но почему до идеала еще далеко? Мы пообщались со Светланой Екимовой, директором туристического бюро «ДонКихот» и узнали ее мнение, почему не развивается инфраструктура на канале, что необходимо, чтобы привлечь и удержать туристов и какие различия между Польской и Беларуской сторонами:

«Частная инициатива с удовольствием бы туда пришла, при наличии для этого условий. Есть определенные моменты, связанные с санпинами. И не все верят, что отобьют вложенные инвестиции. Нам не хватает инфраструктуры. Если человек приезжает и ничего не знает – он 15 минут прогуляется и, возможно, пожарит шашлык. Но ему надо его привезти с собой, найти где заплатить за беседку и его приготовить. Мне нравится, что в Святске собираются открывать пивоварню-ресторан. Вот чего нам не хватает –  места, где можно красиво, вкусно, классно поесть, а не в ларьке на пластиковом стуле и за пластиковым столом. Это колоритно, круто. Люди очень такое любят. И они обязательно туда поедут» – считает Светлана.

На Польской стороне все «пропитано» инфраструктурой – почти на каждый километр канала приходится около 5 объектов : от примитивного ларька с шаурмой до отелей. Есть конкуренция между компаниями по прокату байдарок и каяков, в то время, как у нас этим занимается всего пару фирм. Это объясняется тем, что в байдарочном бизнесе достаточно высокий порог входа:

«Закупка оборудования требует нормальной системы финансирования и кредитования, чтобы люди могли вложить в это деньги. Но у нас с этим сейчас вообще печально, поэтому вкладывать много никто не хочет. Люди пытаются что-то делать, но, как правило, пытаются обойтись «малой кровью». От этого страдает качество» – рассуждает Светлана Екимова.

Поляков и литовцев всегда привлекала нетронутость канала. Когда можно плыть 10 км и никого не встретить. Однако, это нравится, пока не нужно думать, где остановиться на каяке и покушать.

Светлана поделилась, что в работе с туристами, ей не хватает интерактива: «Но в этом отношении Августовский канал еще не худший вариант. В Сопоцкине есть хороший музей Писанки, где можно взять мастер-класс, музей рушника в д.Заречанке и центр культуры в Сопоцкине. Есть где танцевать – негде поселить, есть где поселить – негде покормить. Такой замкнутый круг» – говорит она.

Что посмотреть

Возле дома смотрителя, что на шлюзе Домбровка, можно посетить экспозицию старинных предметов сельского быта. Для выставки собрали более сотни аутентичных вещей: от прялки и повозки до саней и молотилки. Предметы обихода предоставили местные жители.

Рядом – музей истории канала, в котором собрано более 200 иллюстраций с макетом шлюза и даже рыболовными снастями. Стоимость входного билета – 3 рубля.

В прежнем режиме планирует работать военный экскурсионный музей, который включает оборонительные доты и форты.

По-прежнему открыты двери частной экспозиции в собственном доме Зажецких на шлюзе Немново. Там можно увидеть шкалу для измерения глубины, втулку и даже лопату, которой пользовались при строительстве канала в XIX веке.

История строительства

Канал был построен по политико-экономическим причинам. Проект канала принадлежит польскому государственному деятелю, министру польской экономики, князю Франциску-Ксаверию Друцкому-Любецкому (1779—1846). В 1821 году Пруссия в одностороннем порядке ввела запретительные таможенные пошлины на транзит польских и литовских товаров через свою территорию, практически заблокировав доступ к морю торговцам. Появилась острая необходимость транспортного коридора в обход прусской территории из центра Польского царства (в составе Российской Империи) к российским портам в Курляндии. В 1824 году проект канала общей длиной в 395 км был представлен императору Александру I, который в том же году его одобрил.

Первым руководителем строительства был полковник Игнатий Прондзинский (1792—1850). В 1826 году он был арестован из-за нелояльности, а впоследствии занимал высокий пост у польских революционеров после «ноябрьского восстания». Основные работы между тем были закончены к 1830 году. Во время польской революции (1830—1831) вплоть до её подавления работы не велись. Заканчивал строительство инженер Теодор Урбанский. На строительстве работало более 7000 рабочих под руководством генерала Малле де Гранвилля и полковника Россмана. Открытие канала состоялось в 1839 году. На канале было возведено 18 шлюзов, множество плотин и мостов.

Последняя часть канала («Виндавская»), которая должна была бы соединить новый торговый путь с курляндским портом Виндава (ныне латвийский Вентспилс), не была построена — способствовало этому Польское восстание 1830 года («ноябрьское»). А главное — с 1837 года в России стали строиться железные дороги, и от продолжения строительства отказались. Законченная часть канала сохранила значение внутреннего водного пути, служащего для коммерческого судоходства и транспортировки древесины из Вислы в Неман и обратно. По каналу ходили деревянные баржи «берлины», против течения их вели по «тягловым» дорогам либо с помощью конной упряжки, либо (крайне редко) баржу тянули бурлаки.

Августовский канал в Польше

Между мировыми войнами канал впервые стал туристическим объектом. На шлюзе Домбровка (польск.) ежегодно с большим размахом проходил так называемый «Праздник моря». По маршруту Гродно-Августов-Гродно регулярно курсировали два пассажирских колёсных парохода. Вдоль Канала пролегал престижный туристический маршрут, обеспечиваемый превосходными условиями для плавания на лодках и байдарках. Во время боевых действий Второй мировой войны гидротехнические сооружения белорусской части канала были сильно повреждены. Полностью разрушен распределительный шлюз Черток (53°52′13″ с. ш. 23°40′17″ в. д.HGЯO). Отступая, немецкие войска взорвали 3 шлюза, 8 плотин и несколько мостов. После войны польская часть канала была восстановлена и использовалась в туристических целях; белорусская часть оставалась в запустении. В 2004—2006 годах были проведены реставрационные работы и на белорусской части Августовского канала.

В 2005 году на канале был открыт международный пункт пропуска через границу только для путешественников на лодках и байдарках «Лесная-Рудовка». В октябре 2008 года пограничные власти Польши и Белоруссии договорились о скорейшем открытии этого погранперехода также для пешеходов и велосипедистов.

В своё время Канал был технологическим чудом, так как имеет большое количество шлюзов, добавляющих к прекрасным природным ландшафтам некоторую техногенную изюминку. Он стал первым искусственным водным путём в Европе, связывающим напрямую две большие реки — Вислу и Неман и обеспечивал связь с Чёрным морем на юге через Огинский канал, Днепр, Березинскую водную систему и Двину.

Мероприятия

Многие из них приобрели ежегодный характер, для участия в них собираются спортсмены, болельщики и зрители из Польши, Литвы, Белоруссии.

  1. Фестиваль культуры 3 народов традиционно проводится в августе. На нем представляются творения мастеров в национальном стиле, проводятся мастер-классы и концерты.
  2. Майский праздник народного творчества посвящен поддержке белорусской культуры. Организуются выставки, дегустация народных блюд, тематические занятия по знакомству с народными ремеслами.
  3. Соревнования по водным видам спорта, включая байдарки и катамараны, проводятся в апреле.
  4. Веломарафон собирает своих участников и зрителей в июле.

Агроусадьбы и беседки

Если вы предпочитаете комфортный и спокойный отдых, остановитесь в одной из местных агроусадеб. В окрестностях канала их порядка пятнадцати, причем все в пешей доступности до воды. Популярностью у туристов пользуются «Августовский гастинец», «Тартак», «Аннета», «Августовский закуток», «На Августовском канале», гостиница «Сопоцкин» и многие другие.

Набор развлечений, в общем-то, стандартный: баня, шашлыки, конные прогулки, квадроциклы, национальная кухня. В одной из усадеб есть небольшой музей, другая может похвастать собственным экскурсоводом, третья обещает незабываемые рыбалку и охоту.

Если коммерческое гостеприимство не вызывает доверия, можно самостоятельно забронировать беседку с мангалом или садовый домик на берегу канала — обойдется дешевле, но добывать пропитание и развлекать себя придется без посторонней помощи. Стоимость аренды беседок, рассчитанных на 15-50 человек, начинается от 8 рублей в час, а садового домика — от 6 рублей.

Как видите, Августовский канал — место уникальное во всех смыслах

Неважно, белорус вы или иностранец, поклонник активного отдыха или пассивного, фанат национального колорита или международных изысков — приезжайте и вы отдохнете так, что захотите возвращаться снова и снова!

История канала

Один из крупнейших европейских каналов появился в XIX веке, и на тот момент представлял торжество передовых технологий. Он соединил Неман и Вислу, начинаясь от Августова и почти доходя до Гродно. Для него было проложено 45 км. искусственного русла. Полная протяженность составляет 102 км. Средняя глубина русла составляет 2 м. Основная часть шлюзов и самого водного пути пролегает по территории Польши.

Августовский канал на карте Белоруссии идет в сторону Гродно, его протяженность не превышает 22 км. Через несколько лет наступит юбилей, в 2024 году исполнится ровно 200 лет с момента, когда было начато строительство. Оно длилось 15 лет, авторство проекта принадлежало Игнатию Протзинскому. После высочайшего одобрения императора Александра I на строительстве задействовали 7 тыс. рабочих. Уникальность канала в его рукотворном русле. Система включает:

  • 25 плотин;
  • 14 мостов;
  • 18 шлюзов;
  • 24 технических станции.

Стоимость сооружения превысила 1,5 млн. Пор нему сплавляли древесину, товары для экспорта. Августовский канал в Гродно быстро потерял транспортную ценность после начала развития железнодорожного сообщения. Гораздо выгоднее и безопаснее стало переправлять грузы по суше во вместительных вагонах. После этого началось развитие туристического направления.

Удивительные в своей первозданной красоте места, обилие птиц и животных, включая редкие виды, создало устойчивый интерес к путешествиям по каналу, пешеходным тропам вдоль его берега.

Начало туризма

Первые маршруты открылись в 1909 году, позже пешие прогулки сменились более удобными конными. Первая мировая война пощадила Августовский канал, повреждения были незначительными. После реставрации сооружений туризм стал развиваться с удвоенной силой. Прогулки по берегу дополнились круизами на колесных пароходах, открылись яхт-клубы, начали осваивать русло байдарки. Описание Августовского канала в Беларуси внесли в туристический путеводитель.

Вторая мировая война принесла огромные разрушения, по берегу проходила линия сопротивления, с того времени остались фрагменты дотов и окопов. Большинство гидротехнических сооружений пришлось восстанавливать из руин. В 2004 году Августовский канал был внесен в список наследия ЮНЕСКО.

Обновление канала

По решению правительства Белоруссии была начата масштабная реставрация. В рамках работ очистили русло, убрали или укрепили обрушившиеся участки берега, восстановили часть мостов, переоборудовали шлюзы. Разводные мостики и информационные таблички обновили, сохранив первоначальны вид. Открыли сезонный пункт пропуска для байдарок и пеших маршрутов.

Сплав на байдарках

Первые туристы-водники появились на канале еще в 1920-х годах. Уже тогда здесь были оборудованы лодочные базы, работали яхт-клубы. Хотя канал и пострадал в Первую Мировую, но коснулось это в основном технических сооружений, а сам канал был живописен и отлично проходим.

Сейчас водные маршруты по каналу предлагают сразу несколько туристических компаний, например, «Немново Тур» и «ГродноТурИнвест», но хватает здесь и дикарей-одиночек. Самый короткий организованный маршрут длится всего 3,5 часа, самый длинный растянется на три дня. Спектр цен на подобный отдых самый широкий и зависит от протяженности маршрута, однако если иметь собственное снаряжение или взять его напрокат (это можно сделать прямо на месте), можно неплохо сэкономить.

Достопримечательности на Августовском канале и в его окрестностях

Сегодня на Гродненщине сохранилось множество памятников истории и архитектуры, особенно в окрестностях Августовского канала.

Интересно будет увидеть Домик смотрителя шлюза в стиле русский ампир, построенный в деревне Немново в 1830 году. А сам музей Августовского канала расположился в здании бывшей корчмы. Здесь можно  посмотреть старинные карты местности и схемы канала, рукописные документы, фотографии и предметы быта XIX века.

Для тех, кто не хочет ограничиваться только одним Августовской каналом, можно исследовать достопримечательности в окрестностях на машине или пешком. Маршрут можно начать со шлюза «Домбровка» и далее, через оборонительные сооружения линии Молотова (1939-1941) и агроусадьбу «Тартак», проследовать в городской поселок Сопоцкин, в котором будет интересно посмотреть костел Успения Пресвятой Девы Марии и Святого Иосифа Кунцевича, а также увидеть усыпальницы князя Гурского и Дьяконской на старинном кладбище.

По дороге в Гродно можно заехать в дворцово-парковый ансамбль Воловичей в деревне Святск, который построен по проекту итальянца Джузеппе де Сакко.

Также стоит посетить красивейший усадебно-парковый комплекс Друцких-Гурских с водной системой XIX века и броваром в деревне Радзивилки.

Туристическая жизнь Августовского канала Беларуси

Августовский канал приобрел новое значение в ХХ веке. Возведение происходило в красивых природных зонах, поэтому он стал одним из самых посещаемых объектов. В 1909 году вдоль русла впервые прошла смотровая поездка. Спустя немного времени, была проложена и конная тропа.

В конце XIX – начале ХХ века канал был дополнительно оборудован военными строениями, которые сыграли роковую роль в сохранности канала. За 1914-1918 гг. русло значительно пострадало.

В межвоенный период (1920-1939 гг.) канал вновь стал активно принимать туристов. Развитие получил туризм на байдарках, начали работу яхт-клубы, по каналу курсировали два колесных парохода. А на территории желоба Домбровка проводились «Праздники моря». Для удобства путешественников был напечатан путеводитель по Августовскому каналу.

Во время Великой Отечественной войны вдоль канала размещались военные доты, так называемая «линия Молотова», поэтому его конструкции подверглись частичным разрушениям, а один из шлюзов (Черток) был уничтожен полностью.

Часть (длина 22 км), протекающая в современной Беларуси, в 2004-2006 гг. была восстановлена. Инженеры смогли реставрировать русло, которым не пользовались с 1950-х гг. Также были восстановлены древние гидротехнические конструкции, подмытые или обрушенные части.

Августовский канал в Гродно сегодня

На сегодняшний день Августовский канал – это отличное место для любителей активного отдыха разного рода. Здесь есть пешеходные, водные и велосипедные трассы.

Экозона Беларуси «Гродненская пуща»

Августовский канал входит в состав ландшафтного заказника «Гродненская пуща», что привлекает тысячи туристов. «Гродненская пуща» – экозона Беларуси и всей Центральной Европы.

В центре заказника находится один из самых огромных европейских лесов – Августовская пуща. Площадь леса простирается через три современные страны: Беларусь, Литву и Польшу. Августовская пуща – претендент на биосферный резерват ЮНЕСКО.

Для путешественников Августовская пуща предлагает:

  • водные прогулки на катере или теплоходе — со шлюзованием и без;
    прокат лодок или катамаранов;
  • байдарочный туризм по каналу (сбор туристов в Гродно);
  • велосипедные трассы (предусмотрена специальная велодорожка), а также прогулки пешком;
  • мини-отель, места для отдыха и домики для смотрителей.

Памятные места и фото Августовского канала

Местность вдоль этого сооружения богата разнообразными историческими и архитектурными памятниками Беларуси.

В деревне Немново можно посетить древний домик, в котором проживал смотритель шлюза (построен в 1830 г.). В здании бывшей корчмы открыт музей, экспозиция которого насыщена старинными картами местности и чертежами по строительству канала. Здесь сохранились рукописные документы и фотографии, а также предметы быта XIX века.

В поселке Сопоцкин сохранилось несколько исторических памятников. Среди них часовни, древнее еврейское кладбище (1278 г.), костел Успения Пресвятой Девы Марии и Святого Иосифа Кунцевича. Также в поселке расположена улица Иоанна Павла II – единственная в Беларуси.

Дворцово-парковый ансамбль Воловичей в деревне Святск

В деревне Святск возвышается дворцово-парковый ансамбль Воловичей, строительство которого проходило по проекту архитектора Джузеппе де Сакко (Италия). Существует легенда, что здесь обитает призрак дочери, которую отец заживо замуровал в дворцовую колонну – о, времена!

Деревня Радзивилки также богата памятниками истории, среди которых усадьба Друцких-Гурских, водная система XIX века и парк с уникальной растительностью.

Гарадзенскі маёнтак «Каробчьцы»

В непосредственной близости от канала расположены комплексы «Гарадзенскі маёнтак «Каробчьцы» и «Партизанский лагерь» – популярный среди туристов край.

История Августовского Канала

Удивительно, хоть Августовский канал и проходит по живописным местам, но первоначально был построен не для туризма, а по политико-экономическим причинам. Он стал первым искусственным водным путём в Европе и напрямую связал две большие реки — Вислу и Неман.

Сама идея создания канала родилась еще в 70-е годы 18 века, во времена правления короля Станислава Августа Понятовского. Однако строительство началась только в 19 веке, после введения Пруссией высоких пошлин на перевозку грузов через Балтийские порты. Инициатором же выступил министр финансов Франциск-Ксаверий Друцкий-Любецкий, а разработкой проекта занимались военные инженеры во главе с Игнатием Прондзинским.

Проект Августовского канала одобрил император Александр І в 1824 году, а само строительство заняло около 15 лет. За это время было сооружено 29 водопропускных плотин, 18 шлюзов, 21 камера, 14 мостов и 24 объекта для обслуживания канала.

Интересный факт: по тем временам стоимость сооружения Августовского канала обошлась в весьма солидную сумму 1,5 миллиона серебром.

Однако его история, в качестве важного транспортного пути для сплава древесины и товаров, была недолгой. В 1825 году соглашение с Пруссией урегулировало таможенные пошлины, а во второй половине ХIХ века развитие железных дорог сделало канал невостребованным для перевозок

Однако, протекая по живописным природным местам, Августовский канал стал пользоваться популярностью у туристов.

Интересный факт: в 1909 году вдоль русла состоялась первая пешая экскурсия,  а позже открылся первый конный маршрут.

Во время Первой мировой войны канал значительно пострадал, в том числе из-за оборонительных сооружений, возведенных здесь в конце ХІХ – начале ХХ вв.

В 1920 – 1939 годах Августовский канал вновь принимал путешественников: здесь курсировали два колесных парохода, развивался байдарочный туризм, работали яхт-клубы, а в районе шлюза Домбровка каждый год проходил популярный  «Праздник моря». Также в это время был издан первый туристический путеводитель по Августовскому каналу.

В годы Великой Отечественной войны гидротехнические сооружения канала, вдоль которого были построены оборонительные доты, значительно пострадали, а распределительный шлюз Черток и вовсе был разрушен.

В 2004 – 2006 годах белорусский участок канала, который составляет 22 км, отреставрировали. Специалисты восстановили русло, которое не использовалось с 1950-х годов, подмытые и обрушенные участки, старинные гидротехнические сооружения.

Шлюзы, деревянные колонны, разводные мосты, мемориальные таблички с именами инженеров-проектировщиков  – всё это реставрировалось вручную и сохранило аутентичный вид.

Экономика

Августовский шлюз — пятый шлюз на канале.

После завершения строительства Августовский канал оставался внутренним водным путем местного значения, который использовался для коммерческого судоходства и транспортировки древесины к реке Висла и Неман и обратно . Канал использовался для транспортировки муки, соли, зерна, мела, гипса и т. Д. В Августове был построен большой порт в дополнение к нескольким буксирным путям, по которым лошади буксировали баржи вверх по течению. Канал был рассчитан на проход судов длиной до 40 м, шириной до 5 м и способными перевозить до 10 тонн груза.

Во второй половине XIX века железнодорожная сеть, например, рядом с железнодорожной веткой Санкт-Петербург — Варшава , начала заменять канал в качестве основного средства транспортировки товаров. Канал постепенно пошел в упадок, с 1852 года по нему сплавлялись только лесоматериалы, а с середины 1860-х годов русло канала было забито.

С конца 1920-х годов канал впервые стал туристической достопримечательностью. Это был живописный туристический маршрут, предоставляющий прекрасные возможности для занятий спортом для каноистов, моряков и лодочников. После Второй мировой войны польская часть канала была восстановлена.

В настоящее время канал предлагает множество достопримечательностей и туристических достопримечательностей. Его непревзойденная красота проистекает из природных качеств ландшафта с хвойными лесами и озерами, особенно вокруг рек Бебжа и Нетта, и он проходит через Августовский первобытный лес с запада на восток. Самым большим развлечением является плавание по водному пути на каяке, каноэ, рыбацкой лодке или моторной лодке. Также можно посетить часть канала и Августовские озера на пассажирском теплоходе.

Посмотреть на карте Августовский канал

Уникальное гидротехническое сооружение, имеющее всего два аналога в мире. Расположен на территории двух государств: Беларуси (Гродненская область) и Польши (Подляшское воеводство). Соединяет реки Неман и Вислу. Входит в особоохраняемую зону ЮНЕСКО. Имеет протяженность 102 километра, начинается от озера Сервы близ польского Августова и тянется до белорусского Гродно. Каналом связаны 7 озер и 11 рек.

Идея необходимости канала как транспортной системы для сплава древесины и товаров возникла в XVIII веке (инициатором была польская сторона). Однако строительство началось лишь в XIX и продлилось 15 лет. Данная водная артерия давала выход к Балтийскому морю (на севере) и Черному (на юге, через Двину, Березинскую водную систему, Днепр, Огинский канал). Во второй половине XIX века канал утратил свою востребованность ввиду развития сети железных дорог. Но приобрел статус туристического объекта, поскольку пролегал по живописнейшим, неповторимым местам.

Во время Первой мировой войны, в также Великой Отечественной канал подвергался разрушению, однако каждый раз восстанавливался и снова принимал туристов.

С 2004-го по 2006 год велась реконструкция белорусского участка канала протяженностью 22 километра. Специалистами восстановлены старинные гидротехнические сооружения, обрушенные и подмытые участки; русло, не использовавшееся с 50-х годов прошлого века. Многие элементы (разводные мостики, шлюзы, деревянные колонны) восстанавливались вручную и сохранили свой первоначальный вид.

В 2005 году для туристов на байдарках и лодках начал работать сезонный пункт пропуска «Лесная–Рудавка» через белорусско-польскую границу. В 2017 году планируется открыть его для пеших туристов и велосипедистов.

В 2011 году на территории, прилегающей к живописному водному пути, создан парк «Августовский канал» площадью около 6 тысяч гектаров. Здесь можно совершить прогулку на теплоходе или катере, велосипеде или пешком, взять напрокат катамаран или лодку, сплавиться на байдарке. Имеются оборудованные места отдыха и ночлега.

На канале и его притоках существует свыше 10 водных маршрутов. Трансграничный водно-велосипедный маршрут «Августовский канал — Беловежская Пуща» считается одним из самых протяженных (более 272 километров).

План развития туристической зоны Августовского канала включает в себя множество интересных проектов: строительство причалов для малых судов, туристического комплекса «Рынковцы» (с кемпинговыми местами, кафе, площадками для развлечений), спортивно-рекреационного комплекса «Песчаны» (с отелем, зоной отдыха) и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector