Дворец алексея михайловича в коломенском

Сказочный дворец

Дворец в Коломенском

Вот он, сказочный красавец – Дворец царя Алексея Михайловича.  Открытие первого дворца в Коломенском состоялось в 1672 году. В семнадцатом веке подлинный дворец в Коломенском вызывал бурный восторг у современников, зарубежные гости называли его «восьмым чудом света». Настолько он был красив и необычен. Однако, дворец был из дерева, поэтому простоял он всего около 100 лет. Екатерина вторая велела разобрать дворец, при этом провести тщательные обмеры дворца. Женщина была мудрая, авось пригодятся!

И вот, спустя почти 300 лет, в начале 21 века дворец Алексея Михайловича решено было восстановить. Официальное открытие произошло в сентябре 2010 года.

Надо отдать должное создателям этого музея: дворец Алексея Михайловича был поставлен чуть поодаль подлинных шедевров Коломенского, что подчеркивает его некоторую «чужеродность» этому месту. Безусловно, здание производит впечатление ненастоящего, искусственного. Хотя и красивого.

Окна царских палат во дворце

По поводу восстановленного дворца царя Алексея Михайловича споров много: большинство экспертов считает его очень приблизительной копией того, что было, фальсификацией истории. Москвичи считают его «ужасным новоделом». Мнений много как негативных, так и позитивных. Однако, почему бы не быть в Москве и такому музею? Ведь восстановили же Храм Христа Спасителя и другие храмы и здания. Глядя, на то, с какими горящими глазами тут ходят дети, понимаешь, что это прежде всего дня них. Почему бы не рассказать им в таких палатах о древних страницей нашей истории?

Крыльцо Дворца в Коломенском

Позвонив подруге, я услышала, как она пытается узнать у прохожих, как пройти ко дворцу. Знающих не нашлось. Но Аня, как девушка упорная, попыток не оставляла.

Осознав, что у меня есть немного времени, я решила обойти дворец по периметру. Внешне здание выглядит как деревянный терем, однако на самом деле, он стоит на бетонном фундаменте, стены также сделаны из бетона. Только внешне дворец украшен деревом. Будем надеяться, что простоит он долго.

Дворец – это на самом деле несколько теремов, соединенных переходами: палаты царя, царицы, младших царевичей и царевен. Терем царя находится перед всеми другими теремами. Шпили некоторых башенок украшены львами — символами царской власти.

Дворец можно пройти насквозь. Во внутренних двориках расположены детские карусели, воссозданные по старинным рисункам, лавочки, растут цветы. Там очень мило, и не жарко.

Детские качели

Около дворца было очень много детских экскурсионных групп. Это замечательно, что история сегодня интерактивна. Во дворце проводятся тематические лекции и занятия для школьников. Экскурсии внутри дворца ведут настоящие царевны, в одеждах Марфы Васильевны из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Дети с интересом слушают, значит таки можно их оторвать от компьютера?

Изучив внешнее убранство дворца, а также внутренние дворы, я опять решила позвонить подруге. Однако в трубку я услышала, что она перепутала станцию… и вышла на Варшавской. Но Анька решила не сдаваться и все же доехать ко мне на автобусе.

Я поняла, что у меня в запасе есть еще минимум час, и решила зайти внутрь дворца.

Жилой фонд

Жилые помещения в большинстве своем размещались на верхнем этаже здания. При строительстве помещения дворца были разделены на несколько территориальных зон: мужскую и женскую. В мужскую часть строений входили терема царя, его сыновей и парадные сени. А женская часть включала в себя покои царицы и царевен. Дворец царя Михайловича в Коломенском — одно из первых русских сооружений, практически полностью выполненных из дерева. Нарядные фасады и интерьеры дворца, созданные с применением принципа симметрии и украшенные разноцветными резными элементами и фигурными композициями, поражают своим великолепием и в настоящее время.

Как добраться до Музея-заповедника Коломенское

Заповедник располагается примерно в 14 километрах от центрального района Москвы на проспекте Андропова, рядом с Каширским шоссе. Рядом есть станции метро и остановки общественного транспорта.

Как добраться до Музея Коломенское на метро

Наличие рядом с заповедником двух станций столичного метрополитена значительно повышает транспортную доступность Коломенского. Зайти на территорию комплекса можно через разные входы. Первые два входа располагаются возле станции метро «Коломенская» — с улицы Андропова и Новинки.

Входы от метро «Коломенская»:

Еще два входа, один из которых ближе всех находится ко дворцу Алексея Михайловича, ищите со стороны Каширского шоссе. Здесь же располагается станция метро «Каширская».

Входы от метро «Каширская»:

Схема метрополитена Москвы

На общественном транспорте

Городские автобусы ходят до следующих остановок:

  • ост. «Улица Новинки»: автобусы № 156, 156к, 219, 724, 751;
  • ост. «Проспект Андропова»: автобусы № 219, 299, 820, 901, н13, т67;
  • ост. «Метро Каширская»: автобусы № 299, 608, 901, т67.

Единый транспортный портал Москвы

На машине

На автомобиле из центра столицы до музея-заповедника Коломенское можно добраться за 40–50 минут. Держите направление в сторону Коломенского проезда. Координаты для GPS-навигатора: 55.659925, 37.664309.

Автомобильный маршрут на Яндекс. Картах:

Такси для поездки заказывайте через приложения Яндекс.Такси, Везет, Uber, Gett, Maxim.

Музей-заповедник Коломенское: видео

Хоромы царицы и царевен

В 17 столетии жены царей жили очень скрытно: они не присутствовали на пирах, почти никуда не выезжали, их никто не видел. Это полностью касалось и первой жены царя Алексея Михайловича — Марии Ильиничны Милославской.

Вместе они прожили 21 год. Царица родила 13 детей и умерла во время последних родов.

После этого царь женился во второй раз. На этот раз его избранницей стала Наталья Кирилловна Нарышкина.

В отличие от своей предшественницы царица не хотела сидеть взаперти, ей, как говорилось, «хотелось и на людей посмотреть, и себя показать».

Она стала ездить в открытых каретах, бывать на мужской половине дома. Ей хотелось и других развлечений. Этим стал для нее домашний театр. Правда, за представлениями приходилось смотреть из специального закрытого помещения. Также второй жене дозволялось тайно «присутствовать» во время царских переговоров на мужской половине дома: царица могла наблюдать за ними из специальной тайной комнаты.

Ну и чем же еще можно заниматься женщине, практически, в затворе? Спасением, конечно же, было шитье, рукоделие, вышивание и украшение икон.

Также на женской половине любили музицировать.

Парадное крыльцо в женской половине дворца перед приездом важных гостей покрывали бархатными или шёлковыми коврами, нарядными тканями. На стенах комнат были изображены красочные цветы и птицы и всюду развешивалось много икон.

Существовала и специальная моленная палата, где совершались утренняя и вечерняя молитвы. Это особенно было актуально в те времена, когда царица не выезжала за пределы дворца, даже в храме ей было непозволено открыто появляться.

Позже царевна совершала здесь утреннее и вечернее молитвенное правило. Сейчас здесь в иконостасе представлены иконы 17-18 веков.

Обязательной принадлежностью каждой моленной были богослужебные книги.

Коллекции и экспозиции

В фондах музея-заповедника Коломенское хранятся десятки тысяч экспонатов — нумизматическая коллекция, собрания предметов из металла, дерева, стекла, фарфора, керамики, ткани, кожи и пр., изразцы, старинные книги, графика, фото-, видео-, аудиоматериалы и многое другое.

Археологическая коллекция — одна из крупнейших в стране. В ней собраны экспонаты, найденные на раскопках Московского объединенного музея-заповедника. Они свидетельствуют об активной деятельности в Коломенском с эпохи неолита до Новейшего времени. Среди экспонатов остатки керамической посуды и каменных надгробий, украшения, орудия труда, антропоморфные статуэтки и другие артефакты.

Этнографическая коллекция дает наглядное представление о быте и культуре древних поселений. Многообразие земледельческих орудий, приспособлений для приготовления еды, пчеловодства, охоты, ткацких работ и пр. позволяет понять как тяжел был повседневный труд крестьян и как развивались технологии. Конечно, фонд этнографии не может быть полным без традиционных костюмов, головных уборов и украшений. Свадебные наряды, театральные бинокли, веера, сумочки и другие аксесcуары расскажут о вкусах и нравах наших предков.

Восстановление деревянных памятников, интерьеров и других объектов музейного комплекса было бы невозможным без экспонатов графического фонда. В нем собраны чертежи, гравюры, рисунки, созданные архитекторами, художниками, мастеровыми, трудившимися над строительством царской резиденции. В фонде также собраны масляные портреты членов царской семьи и других известных деятелей.

Но не только исторические артефакты хранятся в Коломенском. Музей активно собирает и работы современных художников — С. М. Харламова, Б. К. Шаповалова, И. А. Манухова и других мастеров.

Maksim Starostin

Большой интерес представляют элементы декора утраченных памятников архитектуры Москвы — в Коломенском хранятся фрагменты порталов, наличников, колонн от церквей, монастырей и башен, утраченных в 1930-е годы. Подробное описание фондов доступно на официальном сайте заповедника Коломенское.

Виртуальные туры по музею Коломенское

Сотрудники музея постоянно готовят новые выставки, чтобы познакомить широкую публику с самыми интересными экспонатами. Ведь лишь малая часть фондов демонстрируется во дворце, палатах и других сооружениях комплекса на постоянной основе.

Богатые интерьеры со старинной мебелью, предметами интерьера, картинами, скульптурами, люстрами и витражами ждут вас во Дворце царя Алексея Михайловича. Залы украшены иконами, графикой, резьбой и другими предметами, составляющими экспозицию «Сокровища русского искусства. XVII век».

Панорама дворца:

Историческая выставка, повествующая о судьбе Коломенского с момента основания до современности, размещена в комплексе Передних ворот Государева двора.

В Домике Петра I, где воссозданы кабинет, столовая и другие помещения, можно познакомится с обстановкой, в которой жил великий реформатор.

Не менее интересны экспозиции, рассказывающие о быте дворовых. В Этнографическом центре Коломенского музея-заповедника созданы выставки «Усадьба коломенского крестьянина», «Усадьба кузнеца» и «Конюшенный двор». Гости могут посетить жилые дома мастеров, амбары, кузницу и конюшню.

Усадьба пасечника и Аптекарский огород, образующие экспозиционный комплекс «Медовое Коломенское», раскроют секреты пчеловодства и покажут особенности быта. В программу входит посещение огорода, избы, пасеки, знакомство с инвентарем и техникой сбора меда.

Колокольня Вознесенской площади, Ирина Дементьева

Посмотреть фильм о соколиной охоте — любимой забаве Алексея Михайловича, можно в хозяйственном комплексе Соколиный двор. Здесь и сегодня содержатся ловчие птицы: соколы и ястребы.

Постоянные экспозиции действуют и в других строениях музея-заповедника Коломенское — о водоснабжении Государева двора повествуется на выставках Водяной мельницы и Водовзводной башни; о жизни Сумского острога расскажут экспонаты Моховой башни; иконы и предметы религиозного культа собраны в Церкви Святого великомученика Георгия Победоносца. Узнать больше об экспозициях Коломенского, режим работы объектов и темы выставок можно здесь.

Иконостас Вознесенской церкви, Ирина Дементьева

Парадные ворота

Торжественный вход или Красное крыльцо — основной вход в любую монаршую резиденцию. Дворец царя в Коломенском — не исключение. По правилам имеющегося этикета, ко входу имел возможность приехать верхом или же на повозке лишь царь. Тех, кто осмеливался не соблюсти установленное правило, наказывали. В Коломенском замке во время дипломатических собраний даже почитаемые зарубежные гости слезали с лошадей перед главными воротами. Процедура приема была весьма сложной и требовала особой пышности при встрече именитых почитаемых гостей. Навстречу посетителям всегда шел священнослужитель или боярин со стольником. Иностранных гостей или особо приближенных господ приветствовали не один раз – сначала на въезде около лестницы, затем на крыльце и последний раз у дверей палаты.

На всем пути двумя рядами стояли дворовые и служилые люди в роскошных одеждах и с парадным оружием, которые для приемов специально выдавали из царской казны. Государь всегда выходил к подданным через переднее крыльцо. Здесь же царь давал аудиенцию, выслушивал отчеты, принимал всевозможные подношения

Обязательной и важной частью государственного церемониала была торжественная раздача праздничных пирогов, которые выпекали специально для членов царской семьи в честь Дня ангела. Великолепная архитектура здания и убранство крыльца, в котором использовалась государственная символика, придавали ощущение торжественности

Парадный вход во дворец был осенен иконами Спаса, Богоматери и Иоанна Предтечи. После завершения строительства величественное здание с новыми постройками неоднократно было запечатлено на различных гравюрах и картинах. В период с 1682 по 1696 года Коломенское (дворец Алексия) посещали цари Петр и Иван, царевна Софья Алексеевна. Петр I со своей матушкой Натальей Кирилловной Нарышкиной проводил во дворце очень много времени и контролировал состояние здания. В период посещения имения императором было сооружено новое основание дворца. И в последующие годы императоры и императрицы боярского рода Романовых часто посещали Коломенское. Дворец в то время был наполнен жизнью.

В хоромах дворца

Осмотр внутренних покоев начинается с парадных покоев Царя. Первое, что встречает посетителей — это резное парадное крыльцо и массивная дверь с гербами различных областей.

Дверь, ведущая в царские палаты

Самыми богато украшенными являются тронный зал и зал для торжеств. Во всех комнатах можно найти подробное описание назначений залов на русском и английском языках.

Экскурсия в трапезной

Шикарно украшенный потолок в трапезной.

Потолок в трапезной

В залах также есть мебель, светильники и другие старинные вещи. Кое-что было привезено сюда из других музеев, а кое-что воссоздано по рисункам того времени.

Один из залов Дворца

Роспись стен и потолков очень напомнила мне убранство залов Дворца Юсуповых в Москве. Возможно, те же люди занимались реставрацией?

Непосредственно, царский трон.

Царский трон

Экскурсия по дворцу – это своеобразный квест, где тебя ждут всевозможные потайные двери, проходы и красивые залы. Причем, музейным смотрителям доставляет особое удовольствие наблюдать за тем, как турист не может найти выход. Представляете, сколько раз в день они это наблюдают?

Переход из одного терема в другой

Покои царя заканчиваются комнатой под названием «мыльня», то есть баня. Из «мыльни» — проход в покои Царицы. Все логично, в общем-то.

Ищем кассы и вход во Дворец

Во дворец есть две кассы. Первая находится непосредственно рядом со входом в парк. Чтобы попасть в хоромы царя дворец надо обойти. В одной кассе билет не удалось приобрести, так как техника «зависла». Честно говоря, только в наших музеях с таким столкнешься.

Во второй кассе, около главного входа в царские покои мне продали общий билет за 300 рублей. Билет на фотосъемку стоил 70 рублей, к тому же снимать разрешается во дворце только без вспышки. Итого, 370 рублей за удовольствие. Не дешево, надо отметить.

Дворец я решила обойти самостоятельно, хотя была возможность взять за 150 рублей аудиогид.

Кстати, вот и прайс-меню на посещение дворца.  Льготные цены немного засветились, для тех, кто интересуется- цена до 100 рублей.

Стоимость билетов во дворец

Давайте познакомимся… Царь

Муж, отец и просто человек

Вообще, если немного отойти от темы дворца и попробовать написать исторический портрет Алексея Михайловича Романова, почитать о дате и месте рождения царя, поинтересоваться существующей характеристикой его личности, то мы узнаем, что это был образованный, талантливый человек с разносторонними интересами.

Будущий русский царь родился в Москве. Годы его жизни 1629-1676. Ещё в детстве мальчик получил хорошее музыкальное образование и даже сочинял церковные песни.

Алексей Михайлович Романов, годы правления царя пришлись на период с 1645 по 1676 годы. Первое время на формирование взглядов царя Алексея большое влияние оказывал его воспитатель Борис Иванович Морозов. Даже в выборе невесты он сыграл далеко не последнюю роль.

Царь Алексей Романов был прозван Тишайшим, в нашей истории он известен и под этим именем, которым его прозвали за тихий, добрый нрав. В домашней обстановке самым любимым его времяпрепровождением была игра в шахматы. У царя было 2 жены и 16 детей.

К слову сказать, мальчики в семье рождались очень слабыми, часто болели и рано умирали. И ещё, ни одна из его 10 дочерей так и не вышла замуж. Помните, Забаву из мультика? «…Несчастные царевны. Нам законом запрещается любить. Надо думать о престоле. По расчёту надо замуж выходить».

Вот и тут получилось как-то так. Наши российские женихи не подходили по статусу: были ниже, а заморские принцы не подходили по вероисповеданию. Так что в вопросах замужества и личной жизни дети Алексея Михайловича Романова были не очень счастливы…

Алексей Михайлович очень любил охоту. Он охотился на лис, зайцев, медведей. При его дворце проживали 300 смотрителей за соколами. Этих хищных птиц специально для него привозили из Сибири.

Очень сильно интересовала Алексея Михайловича астрология. Много времени он посвящал изучению этой, интересной ему науке. Он даже ввёл для себя в обычай и разрешал придворному лекарю пускать себе кровь, так как прочитал в книге по медицинской астрологии о пользе этой процедуры. Царь настолько был увлечён изучением звёздного неба, что попросил достать и привезти ему телескоп. Его всегда увлекали чтение и музыка.

Он был очень религиозным человеком и ревностно исполнял все церковные обряды. Царь соблюдал все посты и, во время их проведения: по понедельникам, средам и пятницам ничего не ел. Многолюдные пиры при нём были большой редкостью, обычно к царскому столу подавали всего одно или два блюда.

Как-то это не по-царски, в нашем представлении, да? Помните фильм, где Иван Васильевич меняет профессию? …Икра красная, икра чёрная, икра заморская баклажанная и ещё, и ещё.

Государь Всея Руси — профессия такая

Царь редко звал за свой стол кого-то из чужих людей, но если кого-то всё же приглашал, то это было знаком особого отношения с его стороны, это было очень почётным и значимым событием для приглашённого. Вот на таких обедах, конечно, стол ломился от яств. На длинном столе размещалось до семи десятков блюд!

Но Алексей Михайлович за столом не засиживался — минут 40 и уходил — жена, дети, да и государственные дела требуют решения. А гости оставались пировать без хозяина дома. Не очень любил пышные многолюдные застолья Алексей Михайлович Романов.

Внутренняя и внешняя политика в правление Алексея Михайловича тоже претерпели изменения. Им были проведены некоторые реформы. Например, денежная — в обращение поступили новые монеты. По оценкам специалистов, это нововведение было не совсем удачным.

Известен Свод законов, принятый во время его царствования или, как ещё говорят, Соборное уложение, которое укрепило власть царя Алексея Михайловича и, в общем, действовало потом почти 200 лет. При его правлении в стране произошёл церковный раскол, связанный с Московским Патриархом Никоном и его церковными преобразованиями.

Царь лично занимался организацией и нововведениями в армии. Большой интерес он проявлял к тайнописи, то есть, системам шифрования. И эти свои знания успешно применял в своей дипломатической переписке.

Его интересовала зарубежная пресса. Он читал её в переводе, который готовили в Посольском приказе, отвечающем за внешнюю политику страны. Первая рукописная газета «Вестовые письма» издавалась специально по указу сначала Михаила Фёдоровича, а затем Алексея Михайловича.

Пытаясь наладить регулярную доставку прессы из-за границы, он организовал почтовую линию между Москвой и Ригой. Может, поэтому, со временем, в дворцовых хоромах появились обои и мебель по немецкому и польским образцам.

Смерть Алексея Романова наступила от сердечного приступа. Ему тогда ещё не исполнилось и 47 лет.

История

Василий III построил в подмосковном селе Коломенском в 1528—1532 годах шатровую церковь Вознесения. В это же время в Коломенском уже существовали монаршие хоромы. И. Забелин сообщает, что Иван Грозный в Коломенском дворце праздновал свои именины (29 августа).

В 1640 году Михаил Фёдорович построил новые хоромы на старом месте. Обычно новые строения ставили на месте старых. 17 сентября царь с боярами в передней избе праздновал окончание строительства.

Алексей Михайлович в молодости увлекался охотой и регулярно приезжал в Коломенский дворец. В 1649 и 1650 годах он строил в Коломенском новые хоромы. В 1657 году были пристроены новые хоромы по случаю рождения детей в царской семье.

В 1667 году завершился черновой этап строительства дворца Алексея Михайловича. Строили дворец плотничий староста Сенька Петров и стрелец-плотник Ивашка Михайлов. Зимой 1667 — 1668 года велось украшение дворца резьбой. В мае 1669 года из-за границы были доставлены краски и сусальное золото для отделки дворца. В мае была расписана зеленью чешуйчатая кровля. В июне началась роспись внутренних помещений. Росписью руководил иконописец Симон Ушаков и выписанный из Персии армянин Богдан Салтанов. Расписывали стены и подволоки (потолки) по грунтованным холстам. Роспись и золочение продолжалось два года. Иностранные современники, посещавшие Коломенский дворец называли его восьмым чудом света.

В 1673 году часовой мастер Оружейной палаты Пётр Высоцкий установил часы на башню перед воротами и устроил механику рыкающих львов.

После смерти Алексея Михайловича дворец был перестроен. Весной 1681 года Фёдор Алексеевич приказал разобрать старую повалушу (столовую) и на её месте построить новую столовую. Столовую перестраивал крестьянин боярина П. В. Шереметева Сенька Дементьев. Столовая соединялась с хоромами царя новыми сенями. Под сенями построили золочёные ворота, названные передними. Когда царя не было в Коломенском, ворота завешивали тканью для сохранения позолоты. Также был проведён ремонт деталей внешних украшений и механизм рыкающих львов, которые стояли у трона. Механика львов располагалась в особом чулане. Ремонт дворца завершился весной 1682 года. После стрелецкого бунта охрана дворца была усилена — было построено 16 изб.

В 1684 году были отремонтированы государевы хоромы и хозяйственные постройки; обновлены роспись помещений и зелень кровель. В 1685 году устроены боевые часы, передние ворота украшены железом и английским оловом. Это был последний ремонт дворца.

В первой половине XVIII века дворец стоял заброшенным, и редко посещался. Анна Иоанновна повелела содержать дворец в «добром призрении», но ремонтных работ практически не проводилось.

4 октября 1762 года Коломенский дворец осматривала императрица Екатерина II. Екатерина повелела создать планы фасадов дворца и составить сметы ремонта. Смета была представлена 11 мая 1764 года. В 1766 году императрица повелела выстроить небольшой дворец на месте скотного и конюшенного двора Коломенского дворца.

31 мая 1767 года «Коломенские управительские дела» сообщили, что в старом дворце начали обрушиваться кровли и лестницы. 16 июля 1767 года было получено повеление Коломенский дворец и его фундамент разобрать, и место очистить. Когда был разобран дворец — неизвестно. Выполненная перед разборкой деревянная модель дворца хранится в музее-заповеднике.

Описание дворца

С восточной стороны дворца располагались передние хоромы царя. В северной части большая столовая, крытая кровлей в куб (на рисунке справа). На вершине был установлен глобус с изображением льва и инрога. Столовая соединялась с другими помещениями столовыми сенями.

Кровля двух передних комнат была крыта в бочку (в центре рисунка). Над четвёртой и пятой комнатами стоял терем с шатровой кровлей. Вершина шатра украшена двуглавым орлом. Все кровли дворца крыты в чешую. Высота башен от 7 до 15 сажень.

В подклетах размещались: хозяйственные службы, кладовые, жильё дворовых людей. В двух подклетах располагались стрелецкие караулы: под столовой и под передними комнатами.

За комнатами царя, вглубь двора, располагались хоромы царевича. За хоромами царевича стояли государева мыльня, оружейная и стряпущие избы. Фасадом к северу стояли хоромы царицы.

В задней части дворца располагались хоромы больших и меньших царевен (на рисунке слева). Хоромы были покрыты шатровыми кровлями. Хоромы царевен соединялись длинными крытыми переходами с хоромами царя и царицы.

На шести воротах дворца висели иконы: Вознесения Христова, Богородицы Смоленской, Богородицы Казанской, Спаса Нерукотворенного, Иоанна Предтечи, Московских Чудотворцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector