Храмы кхаджурахо в стране чудес

Южная Группа Кхажурахо

В южной группе сохранились только два храма – Чатурб-худж и Дуладео, в первом из них находится огромная статуя бога Вишну, а Дуладео, вероятно, является последним храмом, который был здесь построен.

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Дуладео – храм Шивы, но его название означает “Святой Жених”. Рассказывают, что однажды мимо храма проходила свадебная процессия, и жених скончался у его входа, превратившись в божество. Небольшой, изящный пятипалатный храм хранит несколько известных эротических резных скульптурных изображений, но все же это строение не столь совершенно, сколь его предшественники”.

Храмы Каджурахо

Всего в Каджурахо построили 85 храмов, до наших дней достояли 22. Почти все они из песчаника, кроме трех гранитных — 64 Йогинь (Чосат Йогини), Брамы и Махадевы. Платформы, на которых стоят храмы, являются особенностью Каджурахо. Башни построены так, чтобы они напоминали священные горы Кайлас и Меру. Хотя почти все храмы сейчас бездействуют, заходя в них для осмотра, надо оставлять обувь у подножия платформ.

Западная группа храмов — за забором, входной билет действует 1 день, стоит 250 рупий, время «работы » с 9 до 17.

Самый большой и знаменитый своими эротическими скульптурами храм Каджурахо Кандарья махадев (Khandariya Mahadev) посвящен Шиве, его высота 30 метров.
На одной платформе с ним стоят Махадео (Mahadeo) и Джагамби (Jagadambi) храмы.
Самый старый храм в Каджурахо — Чаусат йогини Chausat (то есть 64) Yogini посвящен богине Кали. Храм стоит на 5-метровой террасе, полностью из гранита. В храме есть ниши для всех йогинь, но осталось только 3. Большая ниша для богини Кали тоже пустует.
Храм Матангешвара (Matangeshvara) посвящен Брахме (что редкость в Индии) и в нем проводятся службы (редкость в Каджурахо). Он стоит вне огороженной территории.
Маленький храм Вараха (Varaha Temple) удивляет нас фигурой огромного кабана, однако это воплощение Вишну, и его тоже стоит почитать. статуя аватары Вишну в виде кабана, покрыта человечками.
Храм Лакшманы отличается особенно развратными сценами, и, вместе с тем, чрезвычайно тонкой и реалистичной работой по камню. Особенно впечатляет вырезанная по краю платформы сцена дворцовой оргии.
Деви Джагадамби — старый и простой храм с балкончиками.
Остатки храма Махадева рядом со львом — символом династии Чандела.
Читрагупта — храм Сурьи, очень красивый.
Вишванатха — храм Шивы, папротив мандапа Нанди.
Матангешвара — старый храм, очевидной шактитский.

Восточная группа храмов Каджурахо можно дойти пешком из деревни минут за 10-15, храмы стоят в чистом поле, никакой оплаты, только пожертвования по желанию.

Пройдя через старую деревню, вы выйдете к храму Ханумана (работающий), а чуть дальше увидите храм Ваманы (еще одно нестандартное воплощение Вишну в виде толстого карлика). Храм Ваманы — самый большой здесь
У конце деревни Чатурбхудж с лингамом с 4 лицами
Джавари — красивый со скульптурой

Еще дальше, за деревней, находится группа джайнских храмов, они особенно красивы. Паршванатх (Parsvanath) построен в 10 веке, черная статуя 23-го Тиртханкары в медитации датируется 1860 годом. Храм Адинатха — поменьше , похожий на предыдущий.
В храме Шантинатх (Shantinath) находится более впечатляющая статуя (4.2 метра) другого святого — Шантинатха. Этот храм самый новый — его построили меньше 100 лет назад из обомков старых джайнских святилищ.
Храм Гхантай — с колоннаями с гирляндами

Южная группа: туда лучше ехать на рикше
Храм Дуладео — на дороге от джайнской группы
Биджа Матх

В Археологический музейможно пройти ТОЛЬКО по билету для Западной группы храмов и только в тот же день, в который вы билет купили. Как и парк с храмами, музей работает с 9 до 17

Рестораны в Каджурахо уже прспособились к туристам по ценам (тали стоит тут не меньше 100 рупий), но кухня в большинистве заведений чисто индийская. Наиболее вменяемые рестораны находятся напротив входа в храмовый комплекс.

Национальный парк Panna находится в 30 км. от Каджурахо, джип из Каджурахо можно нанять за 1200, экскурсия по заповеднику длится с раннего утра и до полудня. Возьмите с собой теплую одежду, так как утром может быть прохладно. В лесах водится множество крупных кошек вплоть до тигров, но вы их вряд ли увидите. Чтобы доставить вам удовольствие, работники заповедника заботливо подготовят следы тигров на дорожках, где вы пройдете. Однако природа очень красивая, и можно увидеть разных оленей и косуль.

Климат и погода: 

Лучшее время для приезда в Каджурахо — с сентября ноября по март. В остальное время очень жарко.
Погода в Каджурахо на сегодня

Автор(ы), источник, доп. литература и ресурсы по теме: 

Rishicat, осень 2007, дополнения achadidi (2010 год)

Храмовый комплекс Кхаджурахо

Кхаджурахо было бы обычной деревней, каких не счесть в Центральной Индии, если бы не его исключительное культурное наследие в виде храмового комплекса, который выдвигает это местечко на передний план мировой культуры и архитектуры.

При правлении царей из династии Чандела, которые владели этой местностью с IX по XIV века нашей эры, здесь процветала исключительная архитектурная школа, чьи идеи и мастерство нашли свое воплощение в храмах Кхаджурахо.

Комплекс, окружающий деревню, занимает территорию около 21 квадратного километра и представляет собой один из красивейших и загадочных памятников Индии. Считается, что 85 храмов, из которых в той или иной степени сохранилось всего 25, были построены за два с небольшим столетия, примерно с 900 г. до 1125 г. нашей эры.

Храмы Кхаджурахо – это кульминация североиндийского стиля культовой архитектуры нагара. Они богато украшены великолепными горельефами тончайшей работы, которые считаются шедевром индийского искусства. Стены храмов сплошь покрыты изображениями богов, богинь, божественных существ, украшенны растительными и символическими орнаментами. Здесь и стражи сторон света дикпалы, и небесные танцовщицы апсары, и небесные нимфы сурасундари, и добрые духи видьядхары, и музыканты гандхарвы, ганы – помощники Ганешы и влюбленные пары в процессе майтхуны – тантрического секса.

Совершенство скульптуры подчеркивается сочетанием мягкого цвета песчаника всевозможных оттенков от светло-желтого до розового, и глубины фона, что создает особую игру света и тени.

Стены храмов внутри и снаружи украшены фризами, где как в калейдоскопе сменяют друг друга сцены из жизни богов и простых смертных – религиозные ритуалы, музыкальные представления, воинские сражения, процессии, церемонии, придворная жизнь, животные, влюбленные пары и простые бытовые сюжеты. Это настоящий гимн жизни, запечатлевший в камне всю палитру ее красоты и многообразия.

Южная группа храмов

Южная группа представлена двумя индуистскими храмами, которые находятся на некотором отдалении от основных достопримечательностей. Это наиболее поздние строения в комплексе Каджурахо времен эпохи Чандела.

Храм Чатурбхудж (около 1100 г.) был построен, когда расцвет династии Чандела остался позади, а искусство, как и само государство, уже начинало приходить в упадок. Хотя стены храма и украшены традиционными тремя рядами горельефов, фигуры стереотипны и лишены выразительности. Однако в святилище храма стоит замечательное скульптурное изображение Шивы высотой 2,7 метров, которое выступает предметом споров исследователей – некоторые из них предполагают, что статуя изображает бога Вишну.

Название храма Дуладео (около 1100-1150 г.г.) означает «священный жених». Храм посвящен Шиве, чьи многочисленные изображения и лингам украшают гарбагриху. Дуладео – последнее творение Чандела в Кхаджурахо, в котором чувствуется закат блестящей эпохи. Храм щедро декорирован, но ему недостает жизненной силы и глубины образов, которыми славится Кхаджурахо.

Хронология

Группа храмов Кхаджурахо принадлежит школе индуизма вайшнавизма, школе индуизма шиваизма и джайнизма — почти по трети каждая. Археологические исследования показывают, что все три типа храмов строились примерно в одно и то же время в конце 10 века и использовались одновременно. Уилл Дюрант заявляет, что этот аспект храмов Кхаджурахо иллюстрирует терпимость и уважение к различным религиозным взглядам в индуистской и джайнской традициях. В каждой группе храмов Кхаджурахо были крупные храмы, окруженные храмами меньшего размера — стиль сетки, который в разной степени наблюдается в индуистских храмах в Ангкор-Вате, Парамбаране и Южной Индии.

Самый большой сохранившийся храм Шивы — Кхандарья Махадева, а самая большая сохранившаяся группа вайшнавов — это Чатурбхуджа и Рамачандра.

План храма Кандария Махадева составляет 109 футов в длину на 60 футов и возвышается на 116 футов над землей и на 88 футов над уровнем пола. Центральные пады окружены тремя рядами скульптурных фигур с более чем 870 статуями, большинство из которых имеют половинный размер (от 2,5 до 3 футов). Шпиль — это самовоспроизводящаяся фрактальная структура.

Храмы, религиозная принадлежность и годы освящения
Последовательность Современное название храма Религия Божество Завершено (CE) Изображение
1 Чаусат Йогини индуизм Деви, 64 йогини 885
2 Лалгуан Махадев индуизм Шива 900
3 Храм Брахмы индуизм Шива 925
4 Лакшмана индуизм Вайкунтха Вишну 939
5 Вараха индуизм Вараха 950
6 Паршванатха Джайнизм Паршванатха 954
7 Ghantai Джайнизм Адинатха 960
8 Махишасурамардини индуизм Парвати 995
9 Вишванатха индуизм Шива 999
10 Матангешвар индуизм Шива 1000
11 Вишну-Гаруда индуизм Вишну 1000
12 Руины храма Биджамандал индуизм Шива 1000
13 Ганеша индуизм Шива 1000
14 Джагадамби индуизм Деви Джагадамби 1023
15 Читрагупта индуизм Шива 1023
16 Храм Адинатх Джайнизм Адинатха 1027
17 Храм Шантинатхи Джайнизм Шантинатха 1027
18 Кандария Махадева (самый большой храм) индуизм Шива 1029
19 Вамана индуизм Вамана 1062
20 Хавери индуизм Шива 1090
21 год Чатурбхуджа индуизм Вишну 1110
22 Дуладео (Дуладева) индуизм Шива 1125

История

Историки считают что храмы Кхаджурахо были воздвигнуты в период с 950 по 1050 гг. н.э. За 100 лет, было построено 85 храмов на площади равной 21 кв. км., а территория была обнесена крепостной стеной. Мусульманское присутствие в 1100–1400 годах, нанесло значительный ущерб храмам Кхаджурахо, но непонятно, почему некоторые храмы уцелели? Сегодня восстановлены лишь 20 храмов, остальные либо в руинах, либо еще не найдены.

После мусульманского нашествия, династия Чанделла оправиться уже не смогла и город поглотили джунгли, бережно укрыв чудесные храмы на столетия. Лишь в 1838 году британским армейским инженером, капитаном Т. Бертом были обнаружены таинственные храмы с развратными барельефами, о чем он и сообщил в своем отчете для Королевского азиатского сообщества Великобритании.

Во многом благодаря удаленности Кхаджурахо от цивилизации, храмовый комплекс дожил до нашего времени, по нынешним меркам, удаленность весьма относительная, всего 620 км к юго-востоку от Дели, а благодаря туристическому потоку рядом построили современный аэропорт. Но и сегодня деревня Кхаджурахо со своими древними храмами, остается чуть в стороне от шума и суеты, и задает новые загадки историкам.

Документально не подтверждено, для каких целей были построены храмы, имели ли они религиозное значение или они для чего-то еще? Где великолепные дворцы династии Чанделла? Где жили люди которые, посещали эти прекрасные храмы? Сегодня у историков больше вопросов, чем ответов, но раскопки продолжаются, возможно в ближайшем будущем тайны Кхаджурахо будут раскрыты.

История и легенды Каджурахо

Когда-то Каджурахо был столицей государства Чандела, чьи раджи правили центральной Индией с 9 по 13 век. Чанделы были раджпутской династией, которая считала себя потомками Луны. С семнадцатого века известна красивая легенда о происхождении Лунной династии. Прекрасная браминская девушка Хемавати решила искупаться ночью в пруду с лотосами, но ее обнаженная красота привлекла Бога Луны Чандраму. Чандрама спустился с небес и овладел девушкой. Ночью она была опьянена его чарами, но утром, окгда он собрался уходить, прокляла его за соблазнение. «Не горюй, девушка, ты родишь великого царя», — сказал Чандрама, — «Он будет править в Махобе, а когда ему исполнится 16 лет, пусть он построит в Каджурахо храм, где ты сможешь замолить свой грех жертвоприношением». Сын действительно родился, стал царем, и Хемавати получила Храм Любви, в котором она могла вечно вспоминать ночь своего соединения с Богом Луны.

Внутренние помещения

Устройство внутреннего пространства едино. Сразу от входа посетители попадают в мандалу, предварительное помещение. Его украшение составляют барельефы и несколько колонн или их имитаций, слегка выступающих из стен. Особенностью является круговая гирлянда из камня. Орнамент сплетен из растений, влюбленных пар, фигур мифических животных.

Оттуда нужно пройти в основной зал. В центре установлен постамент, где размещена скульптура или символическое изображение бога. Стены и частично своды купола покрыты барельефами, художественными изображениями. Потолок расписан геометрическими фигурами. В период расцвета многие детали интерьера были покрыты золотом, но после набегов захватчиков от них ничего не осталось, кроме скульптурных композиций, выполненных с удивительным мастерством. Без золотого облачения они смотрятся более реалистично.

Советы туристам

Для того чтобы насладиться архитектурными шедеврами Кхаджурахо, а не мучаться от жары или проливных дождей, то свой визит лучше планировать в период с ноября по март. Дорога от Дели прямым поездом займет около 11 часов.

Чтобы осмотреть все храмы потребуется не меньше двух дней. А чтобы наверняка все успеть рекомендуем воспользоваться услугами «авторикш».

Комплекс открыт с 9 утра и до 5 вечера. Вход в каждый храм необходимо оплачивать отдельно.

Каждый год в феврале здесь проходит Фестиваль танца, но даты меняются и необходимо заранее планировать посещение Кхаджурахо, чтобы получить дополнительные впечатления от фольклорных выступлений.

Инфраструктура деревни довольно хорошо развита и  найти номер в гостинице не должно составить труда, но все же лучше забронировать номер заранее, так как в разгар туристического сезона сюда приезжают сотни туристов.

Скульптуры храмов Кхаджурахо

Для удобства восприятия все фигуры можно разделить на 5 видов:

  • религиозные, установленные в строгом порядке;
  • боги и их окружение, выполненные в каноническом и свободном варианте;
  • апсары и сурасундари, женские воплощения полубогов и духов, танцующие или занимающиеся повседневными делами;
  • светские скульптуры, изображающие музыкантов, правителей, семейные пары, влюбленных;
  • животные, характерные для Индии и мифические, среди которых часто встречаются изображения слонов, обезьян, птиц, кабанов.

В сюжетах четко просматриваются 2 начала: мужское и женское. Согласно тантрическому принципу космос состоит из 2 типов энергии. Только в совокупности обретается гармония и целостность мира. Несмотря на реалистичность фигур, в них скрыт определенный символизм. Основным действующим лицом является женщина. Она изображена во множестве жизненных ситуаций: глядящая в зеркало, баюкающая ребенка, беседующая с подругами, погруженная в многочисленные заботы по дому.

Второй доминантой становятся выражения плотской любви. Красота обнаженного тела чтилась не только в Древней Греции. Соразмерность и гармония воспевались во многих культурах Древнего мира, включая Индию.

Сложные скульптурные композиции имели охранное значение. Воплощая в изображении сложные взаимоотношения людей, богов и демонических сущностей, они создавали своеобразные лабиринты, отгоняя врагов рода человеческого. Красота и гармоничность изображений создают материализованную в камне созидающую энергию любви.

Храмы Кхаджурахо представляют собой уникальный комплекс, сохранившийся, благодаря удивительному искусству мастеров прошлого. В его архитектуре воплощен принцип единства Вселенной, гармония души и тела. Скульптурные композиции, выполненные с высоким уровнем мастерства, иллюстрируют все аспекты жизни во всем их многообразии.

Туризм и культурные мероприятия

Схема расположения храмов — Группа памятников Кхаджурахо.

Храмы в Кхаджурахо в целом разделены на три части: восточная группа, южная группа и западная группа храмов, из которых только западная группа имеет возможность организовать аудиогид, во время которого туристы проходят через семь-восемь храмов. . Существует также аудиогид, разработанный Археологической службой Индии, который включает повествование об истории и архитектуре храма.

Фестиваль танца Кхаджурахо проводится каждый год в феврале. Здесь представлены различные классические индийские танцы на фоне храмов Читрагупта или Вишванатх .

Храмовый комплекс Кхаджурахо предлагает каждый вечер шоу son et lumière (звуковое и световое). Первое шоу на английском языке, второе — на хинди . Он проводится на открытых лужайках храмового комплекса и получил неоднозначные отзывы.

Восточная Группа Кхажурахо

Восточная группа храмов Кхаджурахо состоит преимущественно из джайнистских святынь — Парсванатха, Ади-натха, Шанти Натха и Гхантаи, построенных религиозно терпимым Чанделой. Здесь также находятся целый ряд небольших индуистских храмов, таких как Джавари, Вамана, Брахма и Хануман. Из них первые три посвящены богу Вишну, Вамана посвящен его воплощению в образе карлика, а храм Брахма из песчаника и гранита, один из старейших в Кхаджурахо, был назван так по ошибке.

Храмы Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, Индия, X-ХI вв

Хануман, обезьяний бог и преданный помощник Рамы, был когда-то очень популярным в северной Индии (он все еще высоко почитается в штате Махараштра). В храме находится 8-футовая статуя Ханумана, датируемая 922 годом н.э.

История появления индийских храмов Кхаджурахо

Изначально было возведено 85 храмов, сохранилось 25. О том, что их было гораздо больше, поведали найденные руины.

Документальных подтверждений, эскизов, чертежей или описаний построек тоже не найдено. Все гипотезы о смысле, предназначении, сроках постройки сооружений строятся только на археологических данных, полученных в ходе раскопок.

Само название переводится как «финиковая пальма». Комплекс был окружен высокой стеной, внутрь вели 8 ворот, украшенных изображениями этих деревьев. Он занимал площадь в 14 кв.км.

Существует версия, по которой храмы были построены приблизительно в 950-1050 гг., на что косвенно указывает возраст самых древних построек. В это время неподалеку располагался город Калинжар, бывший столицей государства, где правила династия Чандела.

Достоверных фактов о процессе постройки, имен зодчих или правителя, при котором были возведены храмы любви в Каждурахо, история не сохранила. Их заменила романтичная история о прекрасной дочери священника-брахмана и боге Луны Чандре. По легенде, с небесной высоты увидел он, как купается в озере девица невиданной красоты и сошел к ней. Он их связи родился мальчик с божественной кровью, впоследствии ставший царем и построивший 85 храмов, в скульптурах которого запечатлел историю любви родителей. Ребенка звали Чандраварман, он стал основателем правящей династии.

В XII — XIV веках во время вторжения мусульман храмы были разграблены, некоторые уничтожены, а само место предано забвению, поскольку откровенностью скульптур оскорбляло их взоры. Джунгли быстро захватили покинутое место, покрыв зеленым ковром следы былого величия.

Автобусная станция

Автобусная станция Кхаджурахо

Гуляя по Кхаджурахо я совершенно случайно набрел на автобусный вокзал, возможно время было не рабочее, а может это его стандартное состояние, но выглядел он пустынно.
Автобусный вокзал Кхаджурахо, расписание

Судя по информационной стойке, автобусы с него ходят до следующих населенных пунктов: Сатна, Джанси, Агра, Джабалпур (я даже не знаю где это), Индор, Бхопал и Махоба. И на все эти восемь направлений на станции присутствует всего один автобус, где прячутся остальные?
Автобусный вокзал Кхаджурахо, кофе хаус «Madhur Coldrink»

Автовокзал Кхаджурахо, вызывает удивление, ведь большинство автовокзалов в Индии весьма шумные и живые, а тут тишина и никакого движения. Стандартное состояние для офиса продаж билетов, вы можете видеть на фото, но к счастью на станции есть кофе хаус под названием «Madhur Coldrink», его владелец приятный собеседник, да и к тому же напитки у него недорогие. Вся информация по работе автовокзала и маршрутам автобусов у него будет более чем достоверная. Если вы ничего у него не купили, он все равно вам поможет.

Немного истории

Можно утверждать, что в какой-то степени история создания Тадж-Махала ведёт своё начало с 1612 года. Именно тогда падишах Империи Великих Моголов Шах-Джахан взял в жёны Арджуманд Бано Бегум. В истории эта женщина больше известна как Мумтаз-Махал, что значит «Украшение Дворца». Шах-Джахан очень любил свою жену, он доверял и советовался с ней во всём. Мумтаз-Махал сопровождала правителя в военных походах, присутствовала на всех мероприятиях государственного уровня, а если у неё не получалось посетить какое-либо мероприятие, то его просто откладывали.

История любви и счастливой семейной жизни знатной пары длилась 18 лет. За это время Мумтаз-Махал подарила своему супругу 13 детей, но роды 14-го ребёнка она не смогла пережить.

После смерти супруги Шах-Джахан целый год провёл в затворничестве, постарел и ссутулился за это время. Чтобы отдать последнюю дань любви Мумтаз-Махал, падишах решил возвести дворец-мавзолей, которому не было и не будет равных на Земле.

Как известно из истории, Тадж-Махал стали строить в конце 1631 года. Для этого был выбран участок площадью 1,2 гектара, расположенный за пределами Агры, у речки Джамны. Участок полностью перекопали, для снижения инфильтрации заменили грунт, а площадку подняли выше речного берега на 50 метров.

Так как строительство осуществлялось этапами, есть разные мнения относительно того, что считать завершением создания Тадж-Махала. Платформа и центральный мавзолей (в том числе и работы внутри строения) были окончены к 1643 году, а работы по созданию всех прочих элементов комплекса длились ещё 10 лет.

Шах-Джахан оставил потомкам много архитектурных достопримечательностей, но именно Тадж-Махал остался в истории как непревзойдённый памятник, навсегда увековечивший имена падишаха и его верной спутницы.

В 1666 году Шах-Джахан умер, его похоронили внутри Тадж-Махала, рядом с Мумтаз-Махал.

Но история Тадж-Махала в Индии не закончилась со смертью его создателя.

Настоящее время

Не так давно на стенах Тадж-Махала были выявлены трещины. Учёные считают, что их образование напрямую связано с пересыханием речки Джамны, которая протекает рядом. Пересыхание речного русла приводит к тому, что изменяется структура грунта и, как следствие, здание даёт усадку.

Из-за загрязнённого воздуха в этом районе Индии, Тадж-Махал теряет белизну – на фото это тоже видно. И даже расширение зелёной зоны вокруг комплекса и закрытие нескольких наиболее грязных производств Агры не помогают: здание желтеет. Чтобы хоть как-то поддерживать легендарную белизну мраморных стен, их регулярно чистят с помощью белой глины.

Но, несмотря на всё это, великолепный Тадж-Махал (Агра, Индия) неизменно привлекает своим архитектурным совершенством и легендой о настоящей любви.

Что купить в Каджурахо

Торговец антиквариатом

Моя двухминутная остановка возле храма Шивы, тот что расположен на озере Кхаджур Сагар, привлекла внимание местного населения. Для кого-то было важным сделать совместное фото, кто-то просто болтал практикуя свой английский

Завидя такую активность, пожилой индиец интеллигентного вида подошел поближе и робко пригласил меня в свой магазин древностей. Стало интересно, что же может предложить житель Кхаджурахо иностранцу на вывоз.

Пройдя сквозь магазин с сувенирами и несколько жилых комнат, индиец с гордостью распахнул дверь своего потайного магазина. В полумраке маленькой комнаты, освещенной тусклой энергосберегающей лампой, аккуратными рядами на импровизированных столах сооруженных из подручных материалов и накрытых старыми простынями располагались различные предметы, сделанные из металла с намеком что выполнены они в то же время что и храмы рядом.
Торговец антиквариатом в Кхаджурахо, лавка древностей

Многие предметы можно легко идентифицировать, а про назначение других лишь догадываться.

Со слов продавца антиквариата, самой молодой вещице в этом чулане 500 лет, остальные намного старше. Верить в такое заявление сложно, но если это и подделки, то выполнены они на очень хорошем уровне, по крайней мере мне так показалось.
Торговец антиквариатом в Кхаджурахо, старые монеты

В древностях следует разбираться, а у меня этого знания нет, поглазев с интересом на все что было представлено, собираюсь на выход, но торговец древностями жестом предлагает остаться и со скрипом открывает навесной замок на железном сундуке. Внутри несколько статуэток всадников, шкатулок и прочего непонятного для меня добра.
Торговец антиквариатом в Кхаджурахо, сундук со статуэтками

По индийским таможенным правилам, все что старше 100 лет к вывозу из страны запрещено, владение не возбраняется, но вывоз без документального разрешения — запрещен. Интересуюсь как же быть в данной ситуации с вывозом из страны таких древних артефактов, получаю ответ «Все бумаги предоставлю». Интересно что в них будет написано и как посмотрят индийские таможенники на такие документы.
Торговец антиквариатом в Кхаджурахо, старые вещи

На деле же есть несколько мест где вам четко скажут возможен ли вывоз данной вещи или нет, вот их адреса: Дели (The Archeological Survey of India, Janpath, New Delhi), Мумбай (The Archeological Survey of India, Sion Fort, Sion, Mumbai), Колката (The Archeological Survey of India, 4th floor, Block DF, Sector 1, Salt Lake City, Kolkata), Ченнаи (The Archeological Survey of India, Fort St. George, Chennai).

Строительство

Храмы сгруппированы в три географических подразделения: западное, восточное и южное.

Храмы Кхаджурахо построены из песчаника с гранитным фундаментом, который почти скрыт от глаз. Строители не использовали раствор: камни складывались с помощью пазов и шипов и удерживались на месте под действием силы тяжести. Такая конструкция требует очень точных стыков. Колонны и архитравы были построены из мегалитов, весивших до 20 тонн. Некоторые ремонтные работы в XIX веке проводились с использованием кирпича и раствора; однако они стареют быстрее, чем оригинальные материалы, и со временем темнеют, поэтому кажутся неуместными.

Регион Кхаджурахо и Калинджар является домом для высочайшего качества песчаника, который можно точно вырезать. Сохранившаяся скульптура отражает мелкие детали, такие как пряди волос, ухоженные ногти и замысловатые украшения.

Во время записи телешоу « Затерянные миры» («Исторический канал») в Кхаджурахо Алекс Эванс воссоздал каменную скульптуру под четырьмя футами, на вырезание которой потребовалось около 60 дней, пытаясь составить приблизительное представление о том, сколько работы, должно быть, потребовалось. Роджер Хопкинс и Марк Ленер также провели эксперименты по добыче известняка, в ходе которых 12 работникам карьеров потребовалось 22 дня, чтобы добыть около 400 тонн камня. Они пришли к выводу, что для создания этих храмов потребовались бы сотни высококвалифицированных скульпторов.

Западная сторона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector