Абхазия: история, население, экономика, культура и достопримечательности

Погода в Абхазии

В связи с близостью к достаточно теплому Черному морю, климат Абхазии очень мягкий, конечно, за исключением высокогорных районов. Хотя, Кавказские горы также играют немалую роль в построении местного климата, защищая республику от холодных северных ветров с одной стороны, и задерживая подольше теплые влажные ветра с другой.

Прибрежные районы Абхазии имеют субтропический климат, со средней годовой температурой +15 градусов. Средние летние показатели температуры составляют +22 — +23 градуса, а зимой — +4 — +6 градусов. Благодаря влиянию моря прибрежные районы не испытывают морозов в зимние месяцы.

В горных районах республики на высотах свыше 1 000 метров господствует умеренный морской климат, с относительно холодной зимой и продолжительным теплым летом. А с 2 000 метров над уровнем моря температурный режим значительно понижается, также как и существенно сокращается летнее время.

Абхазия вследствие своего положения получает большое количество осадков, в прибрежных районах около 1 200 миллиметров в год, во внутренних районах до 1 800 мм, а в горах до 3 500 мм, из-за чего в зимнее время появляется серьезная угроза схода лавин. Ведь толщина снежного покрова на вершинах гор вполне может переваливать за отметку 5 метров, что особенно опасно для внутренних окруженных горами районов.

Природа

В Абхазии богатое разнообразие растительности от сосновых боров, пальмовых аллей и цитрусовых плантаций в приморских районах до альпийских лугов в высокогорьях. Всего более 3 500 видов различных растений, большинство из которых являются травянистыми. Примерно восьмая часть является эндемиками, то есть видами характерными только для данной кавказской территории. Из-за сложной топографической обстановки лишь малая часть территории республики подвержена человеческому вмешательству. И почти 60 процентов площади Абхазии до сих пор покрыто нетронутыми лесами.

Предгорья, до высоты 600 метров, покрыты преимущественно лиственными лесами, которые включают в себя такие виды, как дуб, граб, бук и самшит. Зона смешанных лесов начинается от 600 и продолжается до 1 800 метров над уровнем моря, в данной высотности произрастают бук, ель и пихта. С 1 800 метров идет зона альпийских лугов, и заканчивается на отметке в 2 900 метров, выше которой лишь вечная мерзлота.

Животный мир представлен оленем, рысью, кабаном, медведем и косулей в лесах; серной и тетеревом в высокогорьях; судаком, сазаном, лососем и форелью в реках.

Население и государственный язык[править | править код]

Ниже приведена динамика населения Сухума за 1849—2015 годы:

Численность населения
1849 1886 1897 1926 1939 1959
365 412 7998 21 568 44 299 64 730
1970 1979 1989 2003 2011 2013
101 798 108 337 119 150 43 716 62 914 63 556
2014 2015 2016 2017 2018 2019
64 025 64 202 64 441 64 640 65 168 65 439

Национальный составправить | править код

По переписи 1939 года население столицы Абхазии составляло 44 299 человек, в том числе:

  • русские — 18 580 чел.(41,9 %),
  • грузины — 8 813 чел.(19,9 %),
  • греки — 4 990 чел. (11,3 %),
  • армяне — 4 322 чел. (9,8 %),
  • абхазы — 2 415 чел. (5,5 %).

По переписи 1989 года население столицы Абхазии составляло 119 150 человек, в том числе:

  • грузины — 49 460 чел. (41,5 %),
  • русские — 25 739 чел. (21,6 %),
  • абхазы — 14 922 чел. (12,5 %),
  • армяне — 12 242 чел. (10,3 %),
  • греки — 7355 чел. (6,2 %).

По данным учёта населения 2003 года в столице Абхазии проживало 43 716 человек, в том числе:

  • абхазы — 24 603 чел. (56,3 %),
  • русские — 8902 чел. (20,4 %),
  • армяне — 5565 чел. (12,7 %),
  • грузины — 1847 чел. (4,2 %),
  • греки — 677 чел. (1,5 %).

По данным переписи 2011 года население столицы Абхазии составило 62 914 человек, в том числе:

  • абхазы — 42 603 чел. (67,3 %),
  • русские — 9288 чел. (14,8 %),
  • армяне — 6192 чел. (9,8 %),
  • грузины — 1755 чел. (2,8 %),
  • греки  — 645 чел. (1,0 %).

Государственный языкправить | править код

Абхазский язык – государственный язык Республики Абхазия – один из древнейших языков мира, вместе с родственными языками (абазинский, адыгейский, черкесский, кабардинский) образует абхазо-адыгскую группу, насчитывающую сегодня несколько миллионов человек.

Русский язык наравне с абхазским признаётся официальным языком государства Республики Абхазия.

Встретить принца по-абхазски

Как же появился принц в Абхазии, и какова история обустройства великосветского курорта Гагра? Об этом достаточно подробно пишет в своей статье историк, профессор Станислав Лакоба.

Принц Ольденбургский впервые прибыл в Гагру в 1901 году.

«Пароход «Ледокол» в 6 утра подошел к развалинам крепости Гагры, — описывает это событие Лакоба, — и помощник начальника Сухумского округа капитан Зенченко по-военному приветствовал Его Высочество».

Принца также встречала группа абхазов из села Калдахуара – конечно, хлебосольно: «на особо приготовленном столике находились жареный целиком на вертеле баран, местное абхазское вино и сыр».

А вот еще любопытные подробности, связанные с первой встречей абхазов и Александра Петровича Ольденбургского. Через переводчика по фамилии Ладария местные жители испросили у принца разрешения воспользоваться ружьями чинов полицейской стражи и отправиться в горы, чтобы подстрелить кабана или дикого фазана и принести добычу высокому гостю. Дело в том, что еще с 1898 года все население Гудаутского участка было разоружено согласно распоряжению царской власти.

Пробыв в Гагре несколько дней, принц двинулся дальше, в Новый Афон, затем в Сухум, где посетил в Сухуме сад «Синоп» (субтропический сад, заложенный на восточной окраине города в конце XIX века и купленный позже великим князем Александром Михайловичем Романовым — прим. ред.), имение Николая Смецкого (российского мецената, благотворителя, заложившего Сухумский дендропарк и построившего несколько санаториев в районе Гульрыпша — прим. ред.) и сады Федора Ноева (русского цветовода, распространившего в Абхазии культуру гиацинтов — прим. ред.). Все увиденное настолько впечатлило принца, что, вернувшись в Санкт-Петербург, он убедил своего родственника императора Николая II в том, что нашел место на Кавказе, где можно создать великолепный курорт наподобие тех, которые были на средиземноморской Ривьере.

«20 июня 1901 года из казны на строительство Гагрской климатической станции было выделено 100 тысяч рублей золотом», — пишет Станислав Лакоба.

География Абхазии

Абхазия, расположена на Кавказе на пересечении Западной Азии и Восточной Европы. Большинство государств считают Абхазию частью Грузии. Однако, Абхазия, как и Россия, с этим не согласна. На юго-востоке Абхазия граничит с Грузией, а на севере востоке и северо-востоке – с Россией. На юго-западе страна омывается водами Черного моря. Общая площадь – 8 665 кв. км., а общая длина государственной границы – 319 км.

Практически вся территория Абхазии состоит из гор, среди которых находятся живописные равнины. В прибрежной зоне расположены леса и цитрусовые плантации, а на севере – горы и ледники. Высота нескольких абхазских вершин превышает 4 тысячи метров.

В этой маленькой гористой стране много небольших рек (самые длинные из них — Кодор Бзыбь, Гумиста и Кяласур), а также несколько озер (например, озеро Рица).

Абхазское княжество и Турция

Во второй половине XV века после взятия турками Константинополя в Абхазии появился турецкий флот, а некоторое время спустя генуэзцы покинули черноморское побережье. К этому времени владетелями Абхазии были представители абхазского рода Шервашидзе (Чачба), которые стремились освободиться от зависимости мегрельских царей. 30 лет длилась междоусобная война абхазских и мегрельских феодалов. Она завершилась тем, что была установлена государственная граница между абхазами и картвелами по реке Ингур, которая сохраняется уже более 300 лет.В первой половине XVII века турки взяли в осаду Севастополис с моря. Абхазские феодалы были вынуждены согласиться на уплату дани. В 1634 году турецкий десант высадился в районе Кодорского мыса, турки опустошили и разграбили прилегающую территорию, обложили феодалов данью. В 1724 году турки выстроили на побережье Севастополиса крепость и назвали ее Сухум-кале. Так же стал называться и город. Политические и экономические контакты с Османской империей привели к тому, что на территории Абхазии стал распространяться ислам.С конца XVIII века при владетеле Келешбее Чачба (Шервашидзе) Абхазское княжество вновь усилилось и с помощью флота контролировало Черноморское побережье от Анапы до Батума.

Отечественная война

14 августа 1992 года только что вступившая в ООН Грузия развязала войну против Абхазии. Грузинские войска при поддержке авиации, бронетехники, артиллерии вторглись в Абхазию и оккупировали часть ее территории. Помимо физического истребления народов, населяющих Абхазию, проводилась и политика культурного геноцида. Уничтожались памятники истории и культуры абхазского народа, погибли ценнейшие исторические документы, лингвистические материалы, редчайшие книги и рукописи.30 сентября 1993 года вся территория Абхазии была освобождена. Победа досталась дорогой ценой — около трех тысяч человек отдали свои жизни за свободу и независимость Абхазии.

Благоустройство Гагры

Уже в октябре 1901 года были начаты работы по возведению курорта, по проложенной узкоколейной дороге паровозы привозили строительные материалы. Именно при Ольденбургском была расчищена Гагрская древняя крепость Абаата и отреставрирована крепостная церковь при ней.

«На средства принцессы Ольденбургской (супруги принца, герцогини Лейхтенбергской, княжны Евгении Максимилиановны Романовской – прим. ред.), строго сохраняя первоначальный облик, реставрировали крепостную церковь святого Ипатия, украсив крышу храма каменными крестами, оформив стены иконами известного русского художника Михаила Нестерова, специально приглашенного в Абхазию из Санкт-Петербурга», — отмечает Клюев в своей статье.

Гагра, вид на ресторан Гагрипш, дворец и парк Ольденбургского
Инал Бжаниа/Наала Авидзба

Курорт Гагра был выстроен за два с небольшим года. У моря был разбит роскошный субтропический парк с прудами, скульптурами, диковинными деревьями, конечно, пальмами. На склоне горы появилась водолечебница с английскими мраморными ваннами, а в городе – особняки, магазины, рестораны, пристань, телеграфно-почтовая служба.


Ресторан Гагрипш, наше время
ВАААК / Наала Авидзба

Вид на Гагрипш с северной стороны
ВААК / Наала Авидзба

Одним из самых красивых зданий стал ресторан «Гагрипш» напротив Приморского парка (главная достопримечательность и символ города, название которого происходит от протекающей рядом одноименной реки – прим. ред.) — деревянный и трехэтажный, с большими часами на фронтоне. По преданию, он был привезен в Гагру разобранным и построен без единого гвоздя, став точной копией постройки, представленной на Всемирной выставке в Париже в 1902 году. С той же выставки для принцессы Евгении Ольденбургской привезли дворец, выступавший с рестораном единым архитектурным ансамблем (дворец не сохранился, он пришел в негодность и был разобран в 80-х годах XX века – прим. ред.).

Конечно, особенно впечатлял замок принца. Построенный в модном тогда стиле модерн, он красовался высоко над городом на склонах скал ущелья Жоэквары.

Примечательно, что принц выступал за то, чтобы давать гостиницам и ресторанам характерные для местной топонимики названия, а еще часто принимал у себя абхазских князей и представителей местных знатных фамилий. Сохранилось, например, документальное свидетельство того, как некий Топаз Инал-ипа, тщательно готовясь к встрече с принцем Ольденбургским, украсил своего коня новым седлом и уздечкой, а себе сшил белую черкеску с серебряными газырями, а потом, поймав в реке Бзыбь двух огромных лососей, понес их в качестве гостинцев к Александру Петровичу. Тот его принял радушно, пригласил к щедро накрытому столу, а когда Инал-ипа уезжал от принца, Ольденбургский подарил ему немецкий дилижанс с парой лошадей.

Махаджирство и «виновность» абхазов

В 1866 году в селе Лыхны вспыхнуло восстание, распространившееся до Сухума. Основной причиной возмущения явилась подготовка к проведению крестьянской реформы. Российские чиновники не учли местные особенности страны, внутренняя жизнь которой, в отличие от России, Грузии и соседней Мегрелии, была лишена крепостнических отношений. Вслед за разгромом восстания на Абхазию обрушилась война репрессий, произошло поголовное разоружение народа, вплоть до кинжалов. Участников восстаний царские власти выселяли в крайне неблагоприятные климатические районы Севера и Сибири. В апреле-июне 1867 года махаджирами, вынужденными переселенцами в Турцию, стали около 20 тысяч человек.Выступление абхазов на стороне турков, связанное с событиями русско-турецкой войны 1877-1878 годов, повлекло политические репрессии. За участие в этом восстании абхазы были объявлены «виновным» населением, их отправляли на каторгу и ссылку в отдаленные российские губернии. В 1877 году махаджирство, массовое переселение абхазского населения в Турцию достигло пика: Абхазию покинули еще 50 тысяч абхазов. Страна практически опустела. Абхазия стала заселяться другими народами, прежде всего грузинами (в основном мегрелами), а также русскими, греками, армянами, болгарами, эстонцами, немцами. Так, если в 1886 году абхазы составляли 85,7% населения Абхазии, то в 1897 году их было уже 55,3%.

Абхазия сегодня

26 ноября 1994 г. парламент республики принял новую Конституцию Абхазии, первым президентом страны был избран Владислав Григорьевич Ардзинба.С декабря 1994 года по сентябрь 1999 года Абхазия и ее народ подвергались политической, экономической и информационной блокаде. Однако, несмотря на все сложности послевоенного времени, в стране стала возрождаться экономика, культура, наука, образование, курортная сфера. В октябре 1999 г. многонациональное население Абхазии на общенародном референдуме проголосовало за независимость страны, приняв соответствующий государственный акт.26 августа 2008 года президент России Дмитрий Медведев подписал указ о признании независимости Абхазии. В 2008 году Абхазию признали также Никарагуа и Венесуэла, в 2009-ом — Науру,а в 2011 году — островные государства Вануату и Тувалу.

Диоскуриада

Вместе с тем, территория, где греки основали Диоскуриаду, носила древнеабхазское название Акуа. О древности местного топонима может говорить и надпись «Акой» (Акуа) на золотых монетах (статерах), отчеканенных в 90-80 гг. до н. э. в подражание статерам фракийского царя Лисимаха. Кроме того, замок Баграта, расположенный в окрестностях современного Сухума и названный так краеведами в конце ХIX – начале XX веков, именовался ранее замком Агуа (Акуа). В начале VI-V вв. до н. э. греческое и местное поселения представляли собой две замкнутые и автономные структуры, связанные только экономическими узами. Затем, в эпоху эллинизма (особенно в IV-III вв. до н. э.), произошло их взаимное интегрирование, и население Диоскуриады стало смешанным – греко-местным.Римляне сменили греков и укрепились в Абхазии в I веке н. э. при римском императоре Августе Октавиане. Тогда же античная Диоскуриада была переименована в Себастополис. Это было начало нового римско-византийского периода истории Сухума, который продолжался до VII в. н. э.

Культура Абхазии

Абхазия считается восточной страной, но её современная культура представляет собою синтез исламских и христианских традиций.

Культурная жизнь абхазов всегда была разнообразной. Их культура богата фольклором, народной музыкой, песнями и танцами

Важной частью культурного наследия абхазов являются языческие песни, сказания, предания и мифы, магические и трудовые песни. На основе народного фольклора созданы известные литературные и музыкальные произведения, часть которых посвящена легендам и истории Абхазии

Родоначальником абхазской литературы считается Дмитрий Гулиа, известнейшими представителями творческой интеллигенции являются также Иуа Когониа, Самсон Чанба и Алексей Гогуа.

Самый популярный среди населения вид искусства — народные танцы. В республике есть детские и профессиональные танцевальные ансамбли.

С 1930 г. в стране работает Абхазский государственный драматический театр имени С. Чанба.

Развитие изобразительного искусства в стране связывают с именем известного художника, искусствоведа и сценографа Александра Чачба-Шервашидзе (1868–1968).

Древнейшими объектами культурного наследия страны считаются дольмены и кромлехи, ацангуара и некрополи. Известнейшими достопримечательностями Абхазии являются также стоянка первобытных людей (Ква-Чара) и развалины средневековых крепостей.

Целый ряд достопримечательностей Абхазии в том числе развалины княжеского дворца Чачба-Шервашидзе и храм Успения Богородицы, представлен в с. Лыхны.

Особую ценность представляет  собою Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, на территории которого расположено главное культовое сооружение и религиозная достопримечательность Абхазии – Пантелеймоновский собор.

И снова «римляне»: итальянцы в Абхазии

Во второй половине XIII века на берегах Абхазии снова зазвучал итальянский язык: в ее прибрежных водах появился торговый флот генуэзцев. Фактории генуэзцев – торговые поселения, стали возникать повсюду: Пецонда (Пицунда), Какари (Гагра), Никоффа (Новый Афон), Каво ди Буксо (Гудаута), Сан-Себастьян или Севастополис (Сухуми), Сан-Томмазо (Тамыш), Каво Зизибар (около современной Адзюбжи). Центром всех поселений генуэзцев был Севастополис. В нем находилась резиденция главы всех поселений генуэзцев на Кавказе. Основным занятием итальянцев была торговля шелком. Через Абхазию шли три ответвления знаменитого Великого шелкового пути, соединявшего Золотую Орду с Генуей.

Культура Абхазии

Абхазская культура основывается на народном этическом принципе «апсуара» (абхазские нравственные ценности). Значение этого слова – «быть абхазским». Иными словами, «апсуара» — это неписаный кодекс абхазских этнических знаний, описывающий народные обычаи и верования.

Отцом-основателем абхазской художественной литературы считается Дмитрий Гулиа, опубликовавший свое первое произведение в 1913 году.

До сих пор в Абхазии сохранились старинные песни, которые отображают народную жизнь. Отличительная черта абхазского народного пения – полифония.

Культурным героем абхазской мифологии считается богатырь Абрскил. Он является своего рода абхазским Прометеем. Абрскил не подчинился богам, и они его в качестве наказания приковали к столбу в глубине глубокой пещеры.

Абхазское царство

В конце VIII века на территории Абхазии сложилось раннефеодальное государство — Абхазское царство, где жили адыгские, абхазские и грузинские племена. Границы царства простирались от современного Туапсе до Сурамского перевала

В летописи Грузии XI века так описано это важное в истории Закавказья событие: «Когда ослабели греки, отложился от них эристав по имени Леон, племянник эристава Леона, которому была дана в наследственное владение Абхазия. Этот второй Леон был сыном дочери хазарского царя и (воспользовавшись) силой их (хазар) отложился от греков, завладел Абхазией и принял на себя имя царя абхазов»

Абхазское царство уже тогда получило «международное признание», а Леон II перенес столицу из Анакопии в Кутаиси. В период Абхазского царства интенсивно развивалась экономика и культура, возводились дворцы, храмы, архитектурные ансамбли.Абхазское царство просуществовало 200 лет, его упадок начался со смертью бездетного царя Феодосия Слепого. Абхазия вошла в состав объединенного грузинского государства. В XIII веке начался распад «царства абхазов и картлийцев (грузин)» на отдельные княжества.

История Абхазии

Название самой страны и ее жителей пришло из грузинского языка, грузины называли абазгами — племя населявшее территории современной Абхазии еще во втором веке до нашей эры. А производное на грузинском звучало как апхазети, и во второй половине 19 века название территории перешло в русский язык как Абхазия. И через него проникло в другие языки мира именно как Абхазия.

Абхазы являются одним из древнейших коренных народов Кавказа. Их язык, культура и традиции наиболее близки к другим кавказским народам: адыгейцам, кабардинцам и черкесам. Как это отражено на государственном флаге бело-зелеными полосами, абхазы исповедуют различные религии: ислам, христианство и язычество.

Первое пребывание человека, согласно археологическим находкам, на территории современной Абхазии относится к эпохе нижнего палеолита, то есть 300 — 400 тысяч лет назад.

А в XII веке до нашей эры в ассирийских источниках появились первые упоминания о ранних поселениях в Абхазии.

Греческая колония

За 600 лет до начала нашей эры земли современной Абхазии обжили греки. Которые основали такие города, как Сухум ( изначально Диоскуриада ), Пицунда ( Питиунт ) и Очамчира ( Гюэнос ). Изначально греки называли эти территории — Гениохия, а их жителей — гениохами.

Благодаря Греции в Абхазии были основаны крупные портовые города, проложены торговые пути, построены судостроительные верфи и налажена чеканка монет.

Римская колония

В начале нашей эры, после победы в войне с греками, на абхазском побережье Черного моря обоснуются римляне. Диоскуриаду они переименовывают в Себастополис и создают там крепость.

В это время местные племена объединяются в небольшие княжества. Во главе одного из таких стоит царь Юлиан, которому римляне дают право на власть на всей территории Гениохии. Но так как он произошел из племени апсилов, то и территорию вместе с княжеством называют Апсилией.

Византийская провинция

Примерно в V веке нашей эры Апсилия вошла в состав Византийской империи. Благодаря византийцам в княжестве были возведены первые христианские храмы, и христианство стало официальной религией.

Но в это же время княжеством апсилов заинтересовались персы, и в течении XI — XII веков византийцам приходилось сражаться за контроль над данной территорией. Вследствие чего в первой половине XII века была возведена крупнейшая крепость на северном берегу Черного моря — Анакопийская крепость.

Арабское вторжение

В конце XII, начале XIII веков на южные территории Абхазии вторглись арабы. Захватив Юг Апсилии и Мегрелию они совершали разорительные набеги на мирные поселения.

Входе многочисленных сражений, благодаря помощи византийцев, южные территории были освобождены лишь к концу XIII века, а на территорию Мегрелии была перенесена столица Абхазии.

Религия

Большинство жителей Абхазии являются православными христианами (около 60 процентов), далее, по степени снижения, идут Ислам (16%) и Абхазская родная религия (8%). Остальные религии, такие как Иудаизм и Свидетели Иеговы, хотя последние официально с 1995 года запрещены, занимают лишь 2 процента. Как уже очевидно из приведенных цифр, в республике существует сравнительно небольшой процент неверующих, не относящих себя к какой-либо религии.

Согласно опросу, проведенному в 2003 году, 60% респондентов называют себя христианами. В Абхазии существует две основные церкви — Абхазская Православная Церковь и Армянская Апостольская Церковь. Всего в республике примерно 140 церковных зданий, большинству из которых более одного века.

Древняя Абхазия

Начало истории Абхазии спрятано за туманом тысячелетий. Первые люди появились на ее плодородных землях 35 тысяч лет назад, в эпоху позднего палеолита. Хорошо изучены стоянки времен мезолита, возникшие в 12–7 тысячелетии до нашей эры. Люди обживали пещеры недалеко от рек, занимались рыболовством и собирательством. Об этом свидетельствуют рыбьи кости и костяные гарпуны, в большом количестве найденные вокруг их жилищ.

В VI– IV тысячелетиях до нашей эры, в период неолита, появляется посуда из глины. В это же время человек выходит из пещер и начинает строить жилища самостоятельно. Начинается развитие сельского хозяйства: обработка земли и одомашнивание диких животных. На границе IV–III веков до нашей эры жители Абхазии научились плавить метал – медь и бронзу. Спустя тысячелетие появилась дольменная культура. Ее следы – дольмены (каменные гробницы) – встречаются повсеместно на территории современной Абхазии. Наибольшая их концентрация отмечается в Гудаутском районе, в окрестностях села Отхара (здесь зафиксировано 15 дольменов весом от 60 до 110 тонн). В дольменах эпохи поздней бронзы исследователи находят наконечники копий, бронзовые топоры, керамику и всевозможные украшения.

Сноски[править | править код]

  1. Принятие новой конституции республики. Также 12 декабря 1999 года был принят Акт о независимости. 30 сентября отмечается день независимости Республики Абхазия, в честь завершения войны в Абхазии в 1993 году
  2. Конституция Республики Абхазия — статья 10
  3. Конституция Республики Абхазия — статья 4
  4. Новости \ В Абхазии новый Премьер-министр
  5. . lenta.ru. Retrieved 2011-12-29.
  6. Закон Республики Абхазия «О Национальном банке Республики Абхазия» (статья 28)
  7. «Абхазия получила российские телефонные коды» — Лента.ру (28.09.2009)
  8. Абхазия перешла на российские телефонные коды
  9. http://www.warandpeace.ru/ru/news/view/130861/ // 2018
  10. Государственные символы — Флаг
  11. Конституция Республики Абхазия Статья 4.
  12. http://www.sochihome.ru/pages/woa/istoria-abhazii.shtml
  13. Конституция Республики Абхазия Статья 6.
  14. Совет Федерации признал независимость Абхазии и Южной Осетии
  15. Госдума признала Абхазию и Южную Осетию
  16. Указ Президента Российской Федерации от 26.08.2008 № 1261.

Административное деление Абхазии

Гагрский район ·
Галский район ·
Гудаутский район ·
Гулрыпшский район ·
Очамчырский район ·
Сухумский район ·
Ткуарчалский район

Исторические области Абхазии

Садзен |
Псху-Аибга |
Бзыпын |
Гума |
Абжуа |
Дал-Цабал |
Самурзакан

Традиции

В абхазских традициях особняком стоит гостеприимство. Независимо от веры каждый должен принимать гостя с радушием. С гостя нельзя просить деньги, но принимать нужно не хуже, чем в гостинице. Гостю положено спальное место, еда, уход и угощение. Иногда абхазы готовы накрыть целый стол, если они посчитают своего гостя почетным. В старину строили целые дома, предназначенные для гостей. Теперь гостей принимают в просторных помещениях. Гость должен садиться первый, затем за стол садится глава семьи и все остальные.

Свадьба

Абхазская свадьба известна как пышная и зрелищная. Обручальное кольцо не является обязательным украшением для обмена, как у многих других народов. Обменивались порой самыми обычными вещами. Девушка могла изготовить своему жениху в подарок платок или полотенце, мужчина же дарил рог. Этот символ означал способность охотиться и добывать пищу. На самой свадьбе среди гостей не должно было появиться матери или отца невесты. На торжестве гостям со стороны невесты полагается вести себя почтительно и даже скромно. Сейчас число гостей редко бывает большим, а раньше оно могло превышать 200 человек. В традициях свадьбы было всегда уступать старшим на сцене или за столом. Молодые практически не употребляли алкоголь, ведь быть пьяными на свадьбе для них считалось позорным. Сцена не должна была пустовать, на нее выходили все новые люди, когда танцующие начинали уставать.

История Абхазии

Племена, являющиеся предками абхазов (самоназвание – апсуа) обитали на Западном Кавказе ещё в III тысячелетии до н.э. С середины I тыс. до н. э. территория Абхазии являлась частью Колхидского царства. В VI в. до н.э. на её территории были основаны эллинские города-крепости, а  1‑й половине VI столетия было официально принято христианство.

В VIII веке н.э. началась история Абхазии как независимого государства. В это время было основано Абхазское царство, чьим первым царём под началом Леона II. Во второй половине X века первый, но не последний раз за свою историю Абхазия вошла в состав единого Грузинского государства по инициативе царя Баграта III.

В XV‑XVI веках Абхазия после распада Грузии входила в княжество Сабедиано, после чего выделилась в Абхазское княжество. В XVII‑XVIII веках оно контролировалось Турцией, с 17 февраля 1810 года вошло в состав Российской империи на правах автономии.

С 1864-го по 1917-й год Абхазское княжество, известное как «Сухумский округ», находилось под властью царской администрации.

4 марта 1921 г. началась новая страница в истории Абхазии — она стала одной из Абхазской ССР, и с 16 декабря объединилась с Грузинской ССР на федеративных началах.

С февраля 1931 года Абхазия была понижена в статусе до автономной республики в составе Грузинской ССР.

В 1990 году она стала суверенной Абхазской Советской Социалистической Республикой.

В 1992 году мнения Абхазии и Грузии касательно действующей редакции Конституции разошлись и началась отечественная война. Мирное соглашение между ними было подписано только в апреле 1994 года. 26 ноября была принята новая конституция, провозгласившая независимость республики, которую, впрочем, не признало мировое сообщество.

В 2008 году РФ признала независимость Абхазии. В 2014 году президенты Абхазии и РФ Р. Хаджимба и В. Путин подписали десятилетний договор о союзничестве и стратегическом партнёрстве.

На данный момент независимость Абхазии признали только 4 государства члены-ООН: Россия, Никарагуа, Венесуэла и Науру. Республика не является членом ни одной международной организации, но получила статус наблюдателя при Парламентском собрании Союзного государства России и Белоруссии.

Восстание и махаджирство

В 1866 году в Абхазии вспыхнуло восстание, волна которого прокатилась от села Лыхны до Сухума. Причиной возмущения стала подготовка к российских властей к проведению крестьянской реформы. Чиновники упустили из виду тот факт, что, в отличие от Грузии, в Абхазии не было крепостнических отношений. После подавления восстания в Абхазии начались репрессии, прошло безоговорочное разоружение народа (были отняты даже кинжалы). Участники восстания оказались сосланными на Крайний Север и в Сибирь. Летом 1867 года еще 20 тысяч абхазов стали махаджирами – переселенцами в Турцию.

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов абхазы выступили на стороне турок. По окончании войны это повлекло массовые политические репрессии. Абхазы были признаны «виновным» населением, и их поголовно стали отправлять на каторгу или в ссылки в глухие российские губернии. В 1877 году махаджирство достигло пика – страну покинули еще около 50 тысяч абхазов. Ее поселки города практически опустели. Чтобы как-то решить проблему, Абхазию стали заселять другими народами, в первую очередь грузинами (мегрелами), а также греками, русскими, армянами, эстонцами, болгарами, немцами. К концу XIX века абхазы составляли всего 55% от общего числа жителей страны.

История

Первые поселенцы на территории Абхазии появились на современной северо-восточной окраине города Сухума: на склонах горы Яштуха находилась одна из древнейших и крупнейших в СССР палеолитических стоянок первобытного человека.

Самые радикальные изменения в этническом составе населения Абхазии произошли в ходе и по окончании русско-турецкой войны 1877—1878, когда значительная часть абхазов и других народов Северного Кавказа, не желавших оставаться в составе Российской империи, переселились в Османскую империю. За один только 1877 год население Абхазии сократилось почти наполовину.

В Советский период Абхазия подверглась усиленной насильственной грузинизации, переселялись в основном малоземельные крестьяне из областей западной Грузии, подчас целыми сёлами, в результате чего к 1990-м годам значительную часть населения Абхазии составляли грузины; доля абхазов сравнительно с началом XX века сильно сократилась; в 1989 она составила 17,8 % от всего населения республики.

В результате абхазского вооружённого конфликта 1992—1993 обе воюющие стороны понесли значительные потери, а грузинское население Абхазии, до начала конфликта составлявшее этническое большинство, было в основном вынуждено покинуть регион, как и многие русские, армяне, греки и эстонцы.

Краткая справка

Республика Абхазия — частично признанное независимое государство. Кем не признано — для тех это Автономная Республика Абхазия в составе Грузии, причем оккупированная Россией.

С VI века начало формироваться Абхазское Царство, тесно связанное с Византией. С XV века на страну стала давить и влиять мощная Османская Империя, а в XVIII веке в ситуацию вмешалась Российская Империя: для защиты от турков манифестом Александра I в 1810 году Абхазское Княжество было присоединено к Российской Империи. С преобразованием России в СССР статус Абхазии также менялся: то советская республика, то автономия в составе Грузинской ССР. С распадом Советского Союза в конце XX века возобновились конфликты: грузины посчитали, что Абхазия принадлежит им, теперь независимым, а абхазы тому воспротивились и грузинов со своей территории повыгоняли.

Это интересно: Литва — краткое описание и характеристика страны, материалы о жизни в ней

Абхазское княжество и Турция

Во второй половине XV века после взятия турками Константинополя в Абхазии появился турецкий флот, а некоторое время спустя генуэзцы покинули черноморское побережье. К этому времени владетелями Абхазии были представители абхазского рода Шервашидзе (Чачба), которые стремились освободиться от зависимости мегрельских царей. 30 лет длилась междоусобная война абхазских и мегрельских феодалов. Она завершилась тем, что была установлена государственная граница между абхазами и картвелами по реке Ингур, которая сохраняется уже более 300 лет.В первой половине XVII века турки взяли в осаду Севастополис с моря. Абхазские феодалы были вынуждены согласиться на уплату дани. В 1634 году турецкий десант высадился в районе Кодорского мыса, турки опустошили и разграбили прилегающую территорию, обложили феодалов данью. В 1724 году турки выстроили на побережье Севастополиса крепость и назвали ее Сухум-кале. Так же стал называться и город. Политические и экономические контакты с Османской империей привели к тому, что на территории Абхазии стал распространяться ислам.С конца XVIII века при владетеле Келешбее Чачба (Шервашидзе) Абхазское княжество вновь усилилось и с помощью флота контролировало Черноморское побережье от Анапы до Батума.

Махаджирство и «виновность» абхазов

В 1866 году в селе Лыхны вспыхнуло восстание, распространившееся до Сухума. Основной причиной возмущения явилась подготовка к проведению крестьянской реформы. Российские чиновники не учли местные особенности страны, внутренняя жизнь которой, в отличие от России, Грузии и соседней Мегрелии, была лишена крепостнических отношений. Вслед за разгромом восстания на Абхазию обрушилась война репрессий, произошло поголовное разоружение народа, вплоть до кинжалов. Участников восстаний царские власти выселяли в крайне неблагоприятные климатические районы Севера и Сибири. В апреле-июне 1867 года махаджирами, вынужденными переселенцами в Турцию, стали около 20 тысяч человек.Выступление абхазов на стороне турков, связанное с событиями русско-турецкой войны 1877-1878 годов, повлекло политические репрессии. За участие в этом восстании абхазы были объявлены «виновным» населением, их отправляли на каторгу и ссылку в отдаленные российские губернии. В 1877 году махаджирство, массовое переселение абхазского населения в Турцию достигло пика: Абхазию покинули еще 50 тысяч абхазов. Страна практически опустела. Абхазия стала заселяться другими народами, прежде всего грузинами (в основном мегрелами), а также русскими, греками, армянами, болгарами, эстонцами, немцами. Так, если в 1886 году абхазы составляли 85,7% населения Абхазии, то в 1897 году их было уже 55,3%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector