Этническая история республики алтай
Содержание:
- Алтайские шаманские бубны
- Происхождение
- [править] Ссылки
- Языковые группы
- Пища
- Календарные обряды и праздники
- Современное состояние алтайцев
- Чем знамениты качели?
- Этнические и этнографические группы[править | править код]
- Литература[править | править код]
- Численность
- Теленгиты
- Культура
- Традиционная еда народа Алтая
- Бытовые традиции и обычаи
- Традиционные поселения и жилища
- Южные алтайцы
- Народ Алтайцы
Алтайские шаманские бубны
Бубны алтайцев сделаны из обода, на одну сторону которого туго натянута кожа. Колотушка похожа на большую ложку. Деревянная её часть обтягивалась заячьей шкуркой, причем непременно белой и непременно самца.
Разные народы изготавливали бубен по-разному. Но во всех случаях это не было простым техническим процессом. Это некое родовое празднество. Впрочем, после церемонии он не был доступен другим членам рода.
1 из 4
Урочище Калбак-Таш, на правом берегу реки Чуи, в Онгудайском районе Республики Алтай. Место знаменито петроглифами, которые представлены антропоморфными, солярными и зооморфными изображениями. К последним относятся изображения оленей, лошадей, коров. Петроглифы относятся к различными историческим периодам: от неолита до древнетюркской эпохи.
Чаще всего алтайский бубен был связан с самой жизнью шамана. После смерти разрушали и его бубен и помещали остатки на дереве, у могилы. Более того, там бытовало поверье: уничтожение бубна при жизни хозяина непременно приведет к его смерти.
Происхождение
Существует много мнений и гипотез о происхождении алтайцев. На формирование современных народов повлияли такие общины, племена и народности (общий список):
- уйгуры;
- енисейские киргизы;
- огузы;
- сарматы;
- скифы;
- гунны;
- кимаки-кыпчаки;
- монголы;
- киргизы;
- тюрки;
- самодийцы;
- угорцы;
- джунгары;
- кеты;
- тукю;
- теле;
- куу.
Считается, что некоторые племена проживали на этих землях, как тюкю, а другие приходили, то ли в качестве завоевателей, то ли переселенцами были. Все народности смешались, так и формировался алтайский народ.
Родственными связями объединяются с хакасами и киргизамы, сибирскими татарами и шорцами, а также якутами.
[править] Ссылки
- Народы России: Алтайцы
- History of the Turkish people in Altai
- Алтайский эпос
- Бурханизм — алтайская вера
Более 10 млн человек | Русские |
---|---|
От 1 до 10 млн человек | Татары • Украинцы • Башкиры • Чуваши • Чеченцы • Армяне |
От 500 тысяч до 1 млн человек | Аварцы • Мордва • Казахи • Азербайджанцы • Даргинцы • Удмурты • Марийцы • Осетины • Белорусы • Кабардинцы • Кумыки |
От 200 тысяч до 500 тысяч человек | Якуты • Лезгины • Буряты • Ингуши • Немцы • Узбеки • Тувинцы • Крымские татары • Коми-зыряне • Карачаевцы • Цыгане • Таджики |
От 100 тысяч до 200 тысяч человек | Калмыки • Лакцы • Грузины • Евреи • Молдаване • Корейцы • Табасараны • Адыгейцы • Балкарцы • Турки • Ногайцы • Киргизы |
От 30 тысяч до 100 тысяч человек | Коми-пермяки • Греки • Алтайцы • Черкесы • Хакасы • Карелы • Поляки • Ненцы • Абазины • Езиды • Эвенки • Туркмены • Рутульцы • Агулы • Литовцы • Ханты |
От 10 тысяч до 30 тысяч человек | Китайцы • Болгары • Курды • Эвены • Финны • Латыши • Эстонцы • Чукчи • Вьетнамцы • Гагаузы • Шорцы • Цахуры • Манси • Нанайцы • Абхазы • Ассирийцы • Трухмены |
Тюркские народы
Азербайджанцы | Алтайцы | Балкарцы | Башкиры | Гагаузы | Долганы | Жёлтые уйгуры | Казахи | Караимы | Каракалпаки | Караманлиды | Карапапахи | Карачаевцы | Кашкайцы | Крымские татары | Крымчаки | Кумандинцы | Кумыки | Киргизы | Нагайбаки | Ногайцы | Салары | Сибирские татары | Татары | Теленгиты | Телеуты | Тофалары | Трухмены | Тубалары | Тувинцы | Турки | Турки-месхетинцы | Туркмены | Туркоманы | Узбеки | Уйгуры | Хакасы | Халаджи | Челканцы | Чуваши | Чулымцы | Шорцы | Юрюки | Якуты
Языковые группы
Этот народ принадлежит к тюркоязычным языковым группам кыпчакской ветки и алтайской семьи. Сходство имеют с киргизами. Алтайцы могут разговаривать на русском языке либо на алтайском. Последний бывает 2-х разновидностей: североалтайский и южноалтайский. На каком диалекте говорят зависит только от этноса, так в Кемерово закрепился телеутский язык, а в Алтайском крае — кумандинский. Также среди говоров встречается тубаларский в Чойском раене, теленгитский и алтайский. На основе последнего сформирован литературный язык. Но, к сожалению, не все алтайцы поддерживают культуру, которая формировалась долгие времена и только лишь 85% всей народности считают алтайский язык родным. Что касается письменности, то она основана на русском языке.
Пища
Наиболее распространенной и традиционной для алтайцев является мясная, а также молочная пища, представлявшая собой различные стадии переработки кислого и створоженного молока. Молочную пищу употребляли с ячменным толокном (талкан) или крупой и кореньями съедобных растений. Наиболее распространёнными видами молочной пищи были сыры: кислый курут и пресный пыштак, а также сквашенное молоко чегень (айран). Из кобыльего молока приготовляли кумыс. Мясо употребляли в основном в варёном виде, готовили мясные супы кючо из разных круп, в основном из перловой крупы. Употребляли в пищу внутренности овец и лошадей, из которых готовили различные блюда, употребляемые в пищу в варёном виде: жёргом, казы карта.
Это интересно: 195,Альбер Камю краткая биография: читаем суть
Календарные обряды и праздники
Как и другие народы мира, жители Алтая празднуют Новый год и другие праздники, связанные с календарным циклом.
Встреча Нового года здесь носит название «Чага байрам». Календарный день празднования ежегодно изменяется и зависит от фазы Луны. Праздник проводится в дни новолуния в месяце «чаган», обычно дата приходится на февраль. Новый год встречают с обильным угощением, ходят в гости, желают всем благополучия и здоровья. На восходе солнца проводят обряд «сан-салар»: зажигают огонь, производят его кормление, произносят добрые пожелания местности, Алтаю, солнцу, луне.
Есть праздники у алтайцев, посвященные и остальным порам года:
- Дьилгайак — праздник весны, проводящийся в районе весеннего равноденствия;
- Дьажыл Бyр — праздник зеленой листвы, проводящийся в начале лета;
- Сары бyр — праздник желтой листвы, отмечающийся примерно в конце сентября.
Кроме этих праздников, считающихся общенациональными, каждая семья проводит свои обряды поклонения алтайской земле.
Поклонение огню
Одним из главных объектов почитания у жителей Алтая является огонь. С его помощью проводятся обряды очищения, благословения: пламя дает стабильность, здоровье, хранит от невзгод. Обычно огню приносят жертву в виде кусочков еды. В костер нельзя бросать мусор, его нельзя осквернять плохими словами. Все ритуалы и обряды здесь начинают с поклонения огню.
Почитание духов природы
Природу алтайцы считают живой. Многие ее объекты и явления имеют духов-хозяев. Считается, что для получения благосклонности и содействия духов необходимо совершать обряды. На перевалах обычно совершают ритуал для получения благополучия в дороге, на целебных источниках — на исцеление. Желания напрямую не загадываются, в первую очередь, воздается хвала и благодарность местности. Ответная реакция и помощь духов подразумевается как нечто само собой разумеющееся.
Часто обряды выглядят как привязывание ленточек. Обычно выбирают ленты белого, желтого или светло-синего цвета. Чаще всего их привязывают на веточки лиственных деревьев. К еловым деревьям ленты привязывать нельзя.
В некоторых случаях, по мнению алтайцев, ленточку привязывать обязательно:
- в случае дальней поездки;
- если человек впервые появляется в новой местности;
- при переходе через большую реку.
При отсутствии заготовки ленты считалось возможным привязать несколько волосинок от гривы лошади, если и их нет — просто мысленно поздороваться с местностью, выразить ей свое почтение и оставить кусочки пищи или несколько сорванных травинок.
8-летний мальчик-инвалид из Кирова побил мировой рекорд
8-летний мальчик по имени Влад Черепанов прикован к инвалидному креслу. Однако, несмотря на ограниченные возможности здоровья, он смог стать абсолютным рекордсменом в народном жиме. В данном виде спорта штанга весит в два раза меньше веса самого атлета. Так, 9 августа в детском центре «Артек» Влад установил рекорд Гиннесса. Он поднял штангу 701 раз и эт…
Современное состояние алтайцев
Алтайцы населяют районы Горного Алтая и частично Кузнецкого Алатау. По переписи населения 2002 г., в Российской Федерации проживало более 67 тысяч алтайцев. Почти половина из них занята в сельском хозяйстве, около 10% — в промышленности.
Среди алтайцев сохраняется достаточно высокий уровень естественного прироста, несмотря на определенное снижение в последние годы. В то же время численность городского населения растет гораздо медленнее, чем среди других титульных этносов Сибири (за тридцать лет — в три раза, по сравнению с семикратным увеличением у бурят). Среди алтайцев относительно невелика прослойка лиц имеющих высшее образование (около 10%).
Доля лиц, считающих родным язык другой национальности, достаточно велика и медленно, но непрерывно увеличивается. Этот процесс связан с особенностями расселения алтайцев. В сельской местности алтайцы проживают в основном в однонациональных поселениях. Во второй половине ХХ в. формируются национально-смешанные населенные пункты, в основном, за счет притока алтайцев в русские поселения и одновременно с этим оттока русских в другие регионы. Отток алтайцев в города вызывался кризисом животноводческого хозяйства Горного Алтая.
Помимо высокого естественного прироста и ограниченности естественных ресурсов (пастбищ), развитию кризиса традиционного хозяйства способствовали административно-командные методы руководства. Наиболее губительным для хозяйства оказались хозяйственные реформы начала 60-х годов, связанные с укрупнением населенных пунктов, изменением поголовья скота, превращением колхозов в совхозы и т.д. В отличие от ряда других этносов Сибири, например, родственных им по языку и культуре хакасов, возможность «первичной урбанизации» для алтайцев в значительной степени ограничена удаленностью от крупных городов Сибири. Горно-Алтайск, при нынешней структуре народного хозяйства республики, также практически не может быть полноценным центром урбанизации.
Чем знамениты качели?
– Раиса Васильевна, как возникла идея создания мордовского Центра?
– Наша делегация побывала на исторической родине в городе Саранске во время празд- нования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. Бабушки из «Умарины» не только приняли участие в концертной программе, но и побывали на нескольких экскурсиях. Когда они попали в мордовскую усадьбу с огромным двором, домом, банькой, хлевом, то решили у себя в селе воссоздать такую же.
Усадьбу мы заложили на въезде в село, на месте мусорной кучи. Сами его вывозили, расчищали территорию, проводили её благоустройство, построили колодец. Экспонаты для будущего музея собирали около десяти лет.
Фото: АиФ/ Людмила Хартова
Национальная усадьба огорожена плетнём с калиткой. К просторному бревенчатому дому и примыкающим к нему постройкам ведёт дорожка с деревянным настилом. На крыльце музея гостей встречают «старожилы»: дедушка в клетчатой рубашке и лаптях, опирающийся на костыль, и прислонившаяся к нему бабушка в традиционной кофте с юбкой и вязаных мордовских чулках. Во дворе, как и полагается, целый огород с грядками и клумбами, под навесом колодец с воротом. Мы установили оригинальные мордовские качели: две высоченных треноги метров по пять-шесть, вверху перекладина, откуда спускаются длинные верёвки. Такого в нашем крае вы нигде не увидите.
– Как встречаете заезжих гостей?
– В этом сезоне к нам специально приезжали группы школьников из села Пещёрки и отдыхающие из санатория «Сос- новый бор», расположенного в селе Зудилово Первомайского района. Для них активисты подворья подготовили целую программу с экскурсией по достопримечательностям села и прогулкой по лесу на лошадях. А после этого приглашали гостей на щедрое угощение с национальными блюдами. 9 мая мы дружно отметили здесь 70-летие Победы, в котором участвовало всё село. В июне отпраздновали на подворье День молодёжи, в июле провели встречу бывших односельчан, на которую съехались гости из нескольких регионов, включая города Татарстана и остров Сахалин. Сколько радостных волнений доставила она нам и нашим гостям, с удовольствием посетивших родные места.
Фото: АиФ/ Сергей Юрьев
В январе нынешнего года в Борисово была создана общественная организация «Эрзянь мастор» – «Эрзянская земля». Вместе с активистами подворья планируем будущим летом провести у себя большой празд- ник – этнофестиваль «Деревенское моленье», на который пригласим представителей мордовской национальности из Саранска, Новосибирской, Кемеровской областей и других мест, где те проживают. Поскольку в селе много верующих жителей (мордва – народ православный), недавно начали восстанавливать молельный дом на базе части здания старой школы, ныне пустующей.
Этнические и этнографические группы[править | править код]
Выделяются две различных по происхождению этнографические группы алтайцев, между которыми исторически существовали резкие различия по языку, культуре и быту, и антропологии. Эти различия постепенно сгладились лишь к середине XX века.
Южные алтайцы (алтай-кижи, в переводе алтайский человек) или собственно алтайцы, говорящие на южноалтайском языке (до 1948 года назывался ойротским). Проживают в бассейне реки Катуни и её притоках. Выделяются телеуты (в Кемеровской области) и теленгиты (телесы) (в районе и к югу от Телецкого озера), которые по переписи 2002 года учитывались как отдельные народы. Этнографы относят южноалтайский язык в состав кыргызско-кыпчакской группы тюркских языков.
Северные алтайцы, говорящие на северноалтайском языке. Выделялись тубалары (левобережье реки Бии и северо-западное побережье Телецкого озера), кумандинцы, телеуты и челканцы. Этнографы относят северноалтайский язык в состав северноалтайской группы тюркских языков. По другой классификации оба алтайских языка относятся к хакасской группе тюркских языков.
В советские годы все эти этногруппы считались субэтносами алтайцев. Однако, начиная с 2000 года, в нормативно-правовых актах и переписях кумандинцы и телеуты стали учитываться как отдельные народы.
Литературный алтайский язык сформировался на основе южно-алтайского языка (в двух вариантах — собственно алтайском и телеутском). Для северных разрабатывается тубаларский литературный язык.
Генетикаправить | править код
У алтайцев выявлено 18 Y-хромосомных гаплогрупп: C3xM77, С3с, DxM15, E, F*, J2, I1a, I1b, K*, N*, N2, N3a, O3, P*, Q*, R1*, R1a1 и R1b3. Наиболее распространенной Y-хромосомной гаплогруппой у алтайцев является R1a, которая составляет около 51,1—53 % у южных алтайцев и 29,8—38 % у северных алтайцев. У алтай-кижи гаплогруппа R1a-M198 достигает 58 %, у тубаларов — 51 %, у теленгитов — 44 %, у челканцев — 15 %. Гаплогруппа Q-М242 у северных алтайцев достигает 25,6 %, у челканцев — более 50 %. Гаплогруппа R1b1b1-М73 у северных алтайцев достигает 18,1 %, у кумандинцев — 49 %. Гаплогруппа N1b у северных алтайцев достигает 8,5 %, у южных алтайцев — 4,6 %. Гаплогруппа С-M130 у южных алтайцев достигает 12,0 %, гаплогруппа D-M174 — 9,7 %. Гаплогруппа I-M170 у северных алтайцев достигает 17 %, у южных алтайцев — 11 %. Гаплогруппа O-M175 у южных алтайцев достигает 5,9 %.
Наличие у алтайцев и западных и восточных евразийских гаплогрупп объясняется присутствием в генофонде алтайцев европейских и монгольских компонентов и древнего генетического субстрата.
Различия в структуре генофондов северных и южных алтайцев по гаплогруппам Y-хромосомы
Гаплогруппы | Частота встречаемости % | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
Северные | Южные | |||||
Горно-Алтайск (N = 20) | Курмач-Байгол (N = 11) | Турочак (N = 19) | Бешпельтир (N = 43) | Кулада (N = 46) | Кош-Агач (N = 7) | |
C3 x M77 | – | – | – | – | 2,17 (1) | 14,28 (1) |
C3c | – | – | – | – | 2,17 (1) | – |
D x M15 | – | – | – | – | 10,87 (5) | 14,28 (1) |
E | – | – | – | 2,33 (1) | – | – |
F* | – | – | – | 6,98 (3) | 2,17 (1) | – |
I1a | – | – | – | 2,33 (1) | – | – |
I1b | – | – | – | 2,33 (1) | – | – |
J2 | 5,00 (1) | – | – | 4,65 (2) | 4,35 (2) | – |
K* | – | 18,18 (2) | 10,53 (2) | – | 2,17 (1) | – |
N* | – | – | – | – | 10,87 (5) | – |
N2 | 10,00 (2) | – | – | 4,65 (2) | – | 28,57 (2) |
N3a | – | – | 15,79 (3) | 2,33 (1) | 2,17 (1) | – |
O3 | – | – | 10,53 (2) | 9,30 (4) | 4,35 (2) | 14,28 (1) |
P* | – | – | – | 2,33 (1) | – | – |
Q* | 20,00 (4) | 63,64 (7) | 26,32 (5) | 4,65 (2) | 4,35 (2) | – |
R1* | 15,00 (3) | – | – | – | – | – |
R1a1 | 50,00 (10) | 18,18 (2) | 36,84 (7) | 58,14 (25) | 52,17 (24) | 28,57 (2) |
R1b3 | – | – | – | – | 2,17 (1) | – |
H | 0,7105 ± 0,0848 | 0,5818 ± 0,1420 | 0,7895 ± 0,0573 | 0,6545 ± 0,0801 | 0,7111 ± 0,0682 | 0,9048 ± 0,1033 |
0,7510 ± 0,0406 | 0,6941 ± 0,0518 | |||||
H YSTR | 0,9368 ± 0,0354 | 0,8909 ± 0,0918 | 0,9542 ± 0,0301 | 0,9415 ± 0,0301 | 0,9691 ± 0,0125 | 1,0000 ± 0,0764 |
0,9281 ± 0,0290 | 0,9554 ± 0,0123 |
В соответствии с новым исследованием российских генетиков, генетическая обособленность северных и южных алтайцев несомненна. У южных алтайцев доминируют такие варианты гаплогруппы Y хромосомы, как Q и R1a, есть также I и O. У северных же алтайцев доминирует гаплогруппа R1a, редко встречается Q, а I и O вообще не обнаружены.
Литература[править | править код]
- Алтайские инородцы: Сб. этногр. ст. и исслед. алт. миссионера, протоиерея В. И. Вербицкого / Под ред. А. А. Ивановского. Горно-Алтайск, 1893. 270 с. Библиогр.: с. 270 (21 назв.).
- Алтайцы // Народы России: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. — М.: Большая российская энциклопедия, 1994. — 479 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-85270-082-7.
- Алтайцы // Народы России: Атлас культур и религий / М-во регионал. развития РФ, РАН; отв. ред.: А. В. Журавский, О. Е. Казьмина, В. А. Тишков. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Феория, 2011. — 319 с. — ISBN 978-5-91796-028-9.
- Данилин А. Г. Бурханизм: из истории национально-освободительного движения в Горном Алтае. — Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 1993. — ISBN 5-7405-0589-5.
- Екеев Н. В. Этноконфессиональная идентичность личности (на примере коренного населения Республики Алтай) // Бурханизм на Алтае: история и современность. — Горно-Алтайск, 2012. — С. 112—120.
- Жуковская Н. Л. // Народы мира. Энциклопедия / Гл. ред. Л. М. Минц. — М.: Олма медиа групп, 2007. — С. 34—35. — ISBN 978-5-373-01057-3.
- Потапов Л. П. Очерки по истории алтайцев. — М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1953. — 444 с.
- Потапов Л. П. Этнический состав и происхождение алтайцев. Историко-этнографический очерк / Отв. ред. А. П. Окладников. — Л.: Наука, 1969. — 196 с.
- (электронная версия 2020)
- Филатов С. Б. Бурханизм, шаманизм и буддизм в Республике Алтай // Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. — М.: Логос, 2006. — Т. IV. — С. 105—121. — 366 с. — 2000 экз. — ISBN 5-98704-057-4.
Численность
Доля алтайцев по районам на 2010 год по переписи:
алтайцы | Республика | Доля |
Улаганский МР | Алтай | 77,1 |
Онгудайский МР | Алтай | 76,1 |
Усть-Канский МР | Алтай | 69,9 |
Шебалинский МР | Алтай | 45,3 |
Кош-Агачский МР | Алтай | 40,6 |
Чемальский МР | Алтай | 27,8 |
Усть-Коксинский МР | Алтай | 22,5 |
Горно-Алтайский ГО | Алтай | 22,3 |
Турочакский МР | Алтай | 19,3 |
Чойский МР | Алтай | 8,6 |
Майминский МР | Алтай | 6,9 |
Во время переписи 2002 года 67 239 человек идентифицировали себя как алтайцы: в Республике Алтай — 62 192 человек, в Алтайском крае — 1880 человек.
Коренное тюркское население Кемеровской области, которое в советское время также учитывалось как алтайцы, теперь идентифицирует себя как телеутов, а также шорцев.
На 1989 год в Казахстане проживало 679 алтайцев, на 2009 год — 221 чел., в Узбекистане в 1989 году проживал 191 алтаец, в Киргизии — 116 (1989), а в Таджикистане — 60 (1989), в Украине — 38 (2001), в Белоруссии — 27 (1989), в Туркмении — 26 (1989), в Грузии — 27 (1989), в Молдавии — 20 (1989), в Литве — 19 (1989), в Азербайджане — 14 (1989), в Латвии — 4 (2011), в Эстонии — 3 (1997) и в Армении — 1 (1989).
Современные алтайцы
Современные алтайцы. Фото.
Современные алтайцы говорят на различных диалектах алтайского языка, относящегося к восточной ветви тюркских языков. В середине XIX века глава Алтайской духовной миссии М. Глухарев разработал письменность на основе русского алфавита и на базе телеутского диалекта. С 1922 в основу алтайского литературного языка был положен диалект алтай-кижи.
Северные и южные алтайцы
В эгнографии отношении алтайцы делятся на 2 группы: северные (кумандинцы, тубалары, челканцы) и южные (телеуты, теленгиты, алтай-кижи, до середины XIX в. — телесы). Северные живут в горно-таежной зоне северо-восточного Алтая: тубалары — в верховьях Бии (бассейн рек Пыжа, Кокша, Иша), челканцы — реки Лебедь и Байгол, кумандинцы — по Бии (Республика Алтай, Красногорский, Солтонский, Бийский районы Алтайского края). Расселение южных: теленгиты — в бассйне рек Чуя и Аргут, по рекам Чулышману и Башкаусу; алтай-кижи — в бассейне рек Урсул, Чарыш, Кокса, Кан, среднее течение Катуни; телеуты — по рекам Майма и Черга (Республика Алтай), в Причумышье (Заринский, Кытмановский районы Алтайского края), по рекам Большому и Малому Бача (Беловский район Кемеровской обл.).
Алтайцы заметно различаются по антропологическим признакам, а до нач. XX в. — по роду хозяйсвенной деятельности. Северные алтайцы (устарев, «черновые татары») принадлежат к уральской контактной расе. Основой жизни алтайцев их были охота, рыболовство, ручное мотыжное земледелие, собирательство. Жили в постоянных поселениях. Носили одежду из холста. Южные алтайцы (устар. «ойроты», «белые калмыки») принадлежат к наиболее монголоидному центрально-азиатскому типу. Занимались кочевым и полукочевым скотоводством. Подсобные занятия: охота, земледелие, действовала несложная система оросит, каналов. Основной тип жилища — переносная войлочная юрта и конусообразный аил, традиционный вид одежды — овчинная шуба. Важную роль у всех племен играли выплавка железа и кузнечный промысел.
Теленгиты
Малый этнос в составе алтайского, проживающий издавна в южной части Алтайских гор, приграничных с Монголией и Китаем территориях. Их часто называют телесами, происхождение теленгиты ведут от древнего тюркского племени «теле». Племя «теле» или долгане появилось в китайских хрониках V-VI вв. н. э.
Среди теленгитов, впрочем, как и у всех алтайских малых этнических сообществ, огромную роль играет институт рода (сеока). В свете родовых отношений определяются новые браки, развиваются семейные отношения. Сегодня у теленгитов различают 18 родов-сеоков, наиболее многочисленными из них являются кобок, иркит, телес, кыпчак, сагал, моол.
В религии теленгитов тесно сплелись традиционный шаманизм, они ощутили на себе влияние православия, буддизма (ламаизма) и так называемой «Белой веры» бурханизма. От буддистов телесы взяли календарь животных с двенадцатилетним циклом.
Основными шаманскими культами стали культ природы или поклонение духам (ээзи). Они почитали горные высокие перевалы, преодолев которые, они всегда оставляли духу горы подарки, складывали камни (обоо), втыкали в них ветви и повязывали на них светлого тона ленты.
Теленгиты всегда почитали водоемы, священные родники, реки и горные озера. Они считали, что у каждого водоема, у целебных источников есть своя хозяйка «Суу ээзи», представляли они хозяйку в виде юной девушки, взрослой женщины или старухи. Чем крупнее водоем, тем могущественнее и коварнее его хозяйка.
Почитали телесы тотемных и посвященных животных, большое значение в шаманских обрядах имел схожий с тувинцами, якутами и бурятами культ собаки. Именно с собакой телесы связывают репродуктивность и весь жизненный цикл людей. Уважительно, как все кочевники, телесы относятся к огню, считают его живым существом, всегда его всячески оберегали, запрещали выносить его из жилища.
Культура
Традиционный образ жизни
Алтайский всадник.
Южные Алтайцы были в основном кочевыми или полукочевыми скотоводами. Они выращивали лошадей, коз, овец и крупный рогатый скот. Северные Алтайцы в основном занимались охотой как основной формой существования. Их основной добычей были животные из тайги (бореальные леса). Однако некоторые алтайцы также занимались мелким земледелием , собирательством и рыболовством.
Жилища
Аил — традиционное деревянное жилище.
Большинство южных алтайцев традиционно жили в юртах . Многие северные алтайцы строили в основном многоугольные юрты с конической крышей из бревен и коры. Некоторые алтай-кижи жили также в глинобитных избах с берестяными двускатными крышами и бревенчатыми или дощатыми стенами. Телеуты и несколько северных алтайцев жили в конических домах из окуней или коры. С притоком русских к родине алтайцев из-за русского влияния увеличилось строительство больших хижин с двух- или четырехскатной крышей.
Несмотря на многие социальные и политические перемены, которые претерпели алтайцы, многие современные и оседлые семьи все еще держат юрты в своих дворах. Эти юрты обычно используются как летняя кухня или дополнительное помещение.
Одежда
Алтайская женщина в национальной одежде.
Традиционная одежда южноалтайских мужчин и женщин очень похожа с небольшими различиями между ними. Обычная одежда состояла из длинных рубашек с широкими бриджами, восточных мантий и рукавов. Другая одежда часто включала меховые шапки, высокие сапоги и дубленки. Северные Алтайцы и некоторые Телеуты традиционно носили короткие бриджи, льняные рубашки и однобортные восточные мантии. Несмотря на то, что сегодня большинство алтайцев носят современную одежду, традиционная одежда все еще в ходу.
Кухня
Алтайская кухня состоит из супов из конины или баранины. Блюда из суслика, барсука, мармота, кисломолочные продукты, сливки (из кипяченого молока), кровяная колбаса, масло, жареная ячменная мука и некоторые овощи также являются основными продуктами алтайской кухни. Среди популярных напитков — арыки (молочная водка).
Традиционная еда народа Алтая
Кухня Алтая состоит в основном из мяса дичи и домашних животных. Они готовят лепешки, испеченные в золе, а также домашний творог, сыр, сметану, и даже самогон на молоке. Из животных особой популярностью пользуется требуха.
Отдельное место в рационе алтайцев занимает чай. Его готовят очень нетрадиционным способом, добавляя соль и сливки или масло.
Из Алтайцев много популярных выходцев, среди которых художники, певцы спортсмены. У Алтайцев множество легенд и сказаний, которые они передают из поколения в поколение.
Посетив Алтай, можно ознакомиться с историей, культурой и традициями коренного населения, а также с их легендами и обычаями.
Бытовые традиции и обычаи
Проживающие на Алтае народности подразделяют на северных и южных. Жители южных районов, телеуты и телесы, говорили на тюркском (ойратском) языке. Поскольку образ жизни эти народы вели кочевой, их жилищем была переносная войлочная юрта со складными решетчатыми стенками. Национальная одежда ― домотканые рубахи, широкие штаны, шубы мехом вовнутрь, подпоясанные куском ткани.
Северные представители алтайского народа (кумандинцы, челканцы, тубалары) говорили на северо-алтайском языке. Эти народности вели оседлый образ жизни, поселялись в долинах рек, в больших деревянных домах. Дом был разделен на мужскую и женскую половины. В мужской половине располагались, кроме жилой комнаты, помещение для хранения оружия и снастей, в женской половине ― кухня и хозяйственные пристройки, предназначенные для хранения продуктовых запасов. Национальным костюмом у этих народностей служили широкие штаны, расшитые цветным орнаментом холщевые рубахи, поверх них ― свободного покроя халат.
Жители Алтая очень гостеприимны, и зашедшего во двор даже незнакомого человека обязательно пригласят к чаю. Алтайская культура и традиции предполагают безукоризненное выполнение правил этикета. Существуют специальные ритуалы, как правильно принимать гостя: где его следует усадить, как подать ему чай, алкогольный напиток или трубку для курения.
Главные продукты алтайской кухни — молоко и мясо. Из молока готовят множество блюд: супы, сыры, масло и даже водку (араки). Наиболее популярны кисломолочные продукты: аарчы (творог), каймак (сметана), курут (кисломолочный сыр), чегень (сквашенное кипяченое молоко). Из мяса используются баранина, козлятина, говядина, конина, основной способ их приготовления ― варка. Из десертных блюд алтайцы готовят разные виды печенья с орехами и ягодами, фирменные блинчики «Jaaн кулак», и известное национальное блюдо «чок-чок» ― шарики из муки грубого помола, меда и толченых кедровых орехов.
Традиционные поселения и жилища
Алтайские поселения представляли собой небольшие разбросанные поселки, в которых насчитывалось несколько жилых построек, стоявших на значительном удалении друг от друга. Располагались такие посёлки, как правило, в долинах рек.
Для разных групп населения были характерны различные жилища. Тип жилища зависел от конкретных природных условий, в которых обитала группа, степени её оседлости, экономического положения семьи. У южных алтайцев существовала войлочно-решётчатая юрта и жилище, напоминающее чум, крытое полосами бересты или лиственничной коры — аланчик. У челканцев и тубаларов жилище айлу (чайлу) представляло собой квадратное в плане сооружение, построенное из бревен, досок и жердей, поставленных почти вертикально с небольшим наклоном внутрь. Оно покрывалось корой. В центре его, как в юрте, располагался открытый очаг, дым из которого выходил в отверстие крыши. Имелись также бревенчатые многоугольные юрты, крытые берестой, корой или тёсом, которые получили распространение во второй половине XIX в.
Изменения в области хозяйства, произошедшие к началу XX в., отразились на характере поселений и жилищ. Все большее распространение получали бревенчатые постройки. Появляются жилища, подобные русской избе с полом, окнами и печью. У местных богачей появились даже срубные двухэтажные дома, крытые железом. Зажиточные скотовладельцы начали возводить подсобные хозяйственные постройки и помещения для содержания скота. Иногда их объединяли с жилыми постройками, таким образом создавалась незнакомая прежде алтайцам усадьба.
Вера алтайцев
Традиционной религией алтайцев был шаманизм, поклонение многочисленным духам, населяющим Небо, Землю, Подземный мир. В XVIII—XIX вв. заметное влияние оказал буддизм (в кон. XIX в. на Алтае оформилось религиозное-национальное движение бурханизм), а в середине XIX века — христианство. Существовал лунный календарь, в котором месяцы названы по фенологическим или хозяйственным признакам: «месяц кукушки», «месяц большой жары», «месяц битья пашни», «месяц кандыка» и др. У южных алтайцев был распространен общий с монголами календарь 12-летнего животного цикла.
Проникновение в Горный Алтай русского населения, учреждение Алтайской духовной миссии (1828) способствовали переходу части алтайцев на оседлость.Возникли селения: Майма, Улала, Мыюта, Чемал, Бирюля, Черный Ануй, Кебезень, Паспаул и другие. Новокрещеным алтайцам оказывалась помощь в строительстве изб, а также хлебом, одеждой, скотом. Они учились домоводству, земледелию, мотыгу вытеснила соха, затем плуг. После 1913 все алтайцы причислены к оседлым жителям. В 90-х 72,9% алтайцы проживали в селах, основное занятие — отгонно-пастбищное животноводство, охота, в котловинах и широких участках речных долин (Чуйская, Курайская, Абайская, Уймонская) развито земледелие.
Южные алтайцы
Теленгиты. Иное название телесы – малая народность южных районов Алтая, а также их можно встретить в соседних регионах Китая и Монголии. Теленгиты произошли от древнетюркского племени под названием теле/доланге, что было зафиксировано в китайской хронике. В наши дни настоящими телесами себя считают люди, проживающие в долине реки Чулышман с притоком Башкаус и Чуи, а также на юге Телецкого озера. В 2002 население теленгитов составило 2 400 человек. Данная цифра очень мала, ведь сами телесы считают, что их, по меньшей мере, 15 тысяч. Для сохранения этнической идентичности, в 2004 году была основана собственная федерация.
Их религия – это отдельная и очень интересная тема, ведь в ней переплелось много разных течений: православие, шаманизм, бурханизм (полная противоположность шаманизму), буддизм (ламаизм). Говорят на теленгитском наречии алтайского южного языка.
Телеуты. Также себя называют тадар или байат-пачат – малочисленная народность, которая на удивление в малой доле проживает на Алтае, почти 100% представителей расселены по Кемеровской области (южные районы). Общее население тадаров 2643 человека, в большинстве своем живут в сельской местности, в следующих населенных пунктах: Шанда, Бекове, деревня Верховская. Вдоль рек Малый и Большой Бачат, проживают «бачатские телеуты».
Практически все представители телеутов владеют русским, телеутским же всего 975 человек от общего населения. Собственный язык по-разному относят, то к диалекту южного алтайского, то к хакасской группе. В первых старых русских источниках, тадары именуются «белыми калмыками». В одно время, народность была частью Джунгарского ханства, а после его упадка, многие монгольские роды ассимилировались с родами телеутов.
В сфере религии, также сильное влияние древних обрядов и шаманизма, хотя большинство крещенные.
Народ Алтайцы
138
Россия страна многонациональная. На её территории живут народы многочисленные и малые. Но каждый имеет свою культуру, традиции и обычаи. Среди народов, населяющих нашу большую страну – алтайцы. Эта этническая группа имеет в своём составе такие нардности, как телеуты, телесы или теленгиты, тубалары, кумандинцы. Также существует деление на две группы – южные и северные алтайцы. Каждая группа имеет свой уникальный язык. У южных алтайцев одноименный язык, прежде называемый айратским. Среди южных алтайцев – телеуты, живущие в Кемеровской области, и телесы, которые живут вблизи Телецкого озера. А в районе среднего течения реки Бия живут северные алтайцы. Говорят они на североалтайском языке. В составе северных алтайцев – кумандинцы, челкацы и тубалары.
В исторических документах можно найти сведения о северных соседях Китая. Носящие реальный характер, они содержат конкретные факты. В частности. О них упоминал Геродот в своём историческом трактате. А современные научные источники указывают на то, что современное коренное население Горного Алтая – это потомки древних племён. Они наследовали великую культуру тюрков, хуннов, кыргызов, уйгуров, монголов, джунгар и киданей.
Большинство коренных алтайцев проживают на территории Российской Федерации. В стране живёт около 67 – 79 тысяч человек. Также небольшое количество представителей алтайского народа живут в Казахстане.
Алтайцы относятся к монголоидной расе. Поэтому народу присущи внешние характеристики данной расы. Стоит отметить, что большинство алтайцев светловолосые.
Традиционные занятия присущи и современным представителям алтайского народа. Они по-прежнему заняты скотоводством, рыбной ловлей, сбором кедровых орехов. У алтайского народа особое отношение к огню. Веря, что он наделён силой, они приносят к нему подарки. Это может быть выпечка или мясо. Поэтому недопустимо плевать на огонь, мусорить рядом с ним, сжигать мусор и переступать через него. Не менее почётное отношение к воде. В народе считается, что она может уберечь и излечить от многих болезней. Поэтому к горным источникам позволяется подходить только с целителями. Известно также, что у каждой семьи есть своя священная гора. Женщинам не разрешается подыматься на священную гору, или проходить мимо неё. Одна треть алтайце христиане, а две трети придерживаются шаманизма и бурханизма.
При строительстве жилья каждый народ следует своим традициям. Имея свои секреты. Поэтому стоит отметить, что у южных алтайцев это юрты либо аланчики. Северные алтайцы живут в чайле. Однако бревенчатые постройки также используются с двадцатого века.
У южных и северных имелись существенные различия в манере одеваться. Южные алтайцы носили длинные рубахи и жилет из овчины. А северные представители народа шили одежды из крапивных и конопляных нитей. Но в наши дни это сохранилось в меньшей степени.
Своеобразна и кухня алтайцев. Употребляя много молока, они готовят блюда, которые можно из него приготовить. Среди национальных блюд – айран, каймак, сурут, пыштак, кумыс. Также готовят кан(кровянку), кочо. Из напитков преобладают чай и арачка. Мёд и кедровые орехи считаются лакомством.