Интересные факты о народе башкирии
Содержание:
- Язык
- Характер
- Традиционный костюм и тип внешности
- Аксессуары и украшения
- Теперь о русских, коих большинство
- Отношение к детям
- Салават Юлаев
- Культура
- Варианты и особенности нарядов
- Краткий экскурс в историю
- Пакт о ненападении
- Из истории создания государства (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Головные уборы
- Культура
Язык
Башкирский язык является тюркским языком , в кыпчакских группы. Он имеет три основных диалекта: южный, восточный и северо-западный, расположенный на территории Исторического Башкортостана .
России перепись 2010 года записала 1,152,404 башкирских колонки в Российской Федерации . Башкирский язык является родным для 1 133 339 башкир (71,7% от общего числа башкир, считающих родным язык). Татарский язык был сообщен как родной язык до 230,846 башкир (14,6%) и русского языка как родного языка до 216 066 башкир (13,7%). Большинство башкир двуязычны по- башкирски и по- русски .
Первое появление «башкирского» языка датируется IX веком нашей эры , в виде каменной надписи с использованием рунического алфавита, скорее всего, этот алфавит происходит от енисейского варианта древнетюркского рунического письма . Эта архаическая версия башкирского языка была бы более или менее диалектом прото-кипчакского языка, однако с тех пор башкирский язык претерпел ряд сдвигов гласных и согласных, которые являются результатом общей литературной истории. с идельско-татарским языком с момента образования Куманско-кипчакской конфедерации , когда огурические волжские булгары начали получать влияние кипчакских тюрков и стали идельскими татарами , скорее всего, между 10 и 11 веками.
Сегодняшние разговорные тюркские языки, которые могут больше походить на протокиыпчакские языки, на которых говорили башкиры в свое время, вполне могут быть ногайским и карачаево-балкарским языками.
Из ковчега времени примерно 900 лет назад башкирский язык и идельский татарский язык, ранее являвшиеся совершенно разными языками, «растворились» в серии диалектов общего «волжского кипчака» или «волжских тюрков» , идельских татар и Крутые башкиры были и всегда были двумя народами совершенно разных по происхождению, культурам и самобытности, но из-за общей общей литературной истории в ковчеге, насчитывающей 900 лет, эти два языка превратились в общий язык, на котором говорят на разных диалектах с особенностями в зависимости от люди, которые их говорили.
Например, диалекты, на которых говорят башкиры, имеют тенденцию иметь акцент, который больше всего напоминает другие кипчакские языки, такие как кыргызский , казахский , ногайский , каракалпакский и многие другие языки подгруппы кипчаков , в то время как диалекты, на которых говорят татары Идель, имеют акценты больше напоминают исходный огурический волго-булгарский язык, на котором говорили до нашествия половцев .
В начале 20-го века, особенно во время русской революции , когда Башкортостан и Татарстан стали двумя разными республиками, башкирский и идельский татарский язык были определены как два отдельных литературных языка, каждый из которых основан на самых разных диалектах Поволжья. Кипчакский язык, на котором говорят башкирские и идельские татары .
Кириллица — официальный алфавит башкирского письма.
Характер
Башкиры отличаются свободолюбием и душевным нравом. Они всегда стремятся к справедливости, остаются гордыми, упрямыми. К пришлым народ относился с пониманием, никогда не навязывался и принимал людей такими, каике они есть. Без преувеличения можно сказать, что башкиры абсолютно лояльны ко всем людям.
Гостеприимство предписывают не только древние обычаи, но и нынешние нормы шариата. Каждого гостя нужно накормить, уезжающему дать подарок. Если гости явились с грудным ребенком, значит, и ему нужно преподнести дар. Считается, что так малыш будет задобрен и не навлечет проклятия на дом хозяев.
Отношение к женщине у башкир всегда было трепетным. По традиции невесту выбирали родители, они же отвечали за организацию свадьбы. Раньше девушка не могла в течение первого года после замужества общаться с родителями мужа. Однако с давних времен в семье ее почитали и уважали. Мужу строго запрещалось поднимать на жену руку, быть жадным и скупым в ее отношении. Женщине же надлежало хранить верность — измена каралась строго.
Башкиры щепетильны к детям. При рождении ребенка женщина становилась подобной царице. Все это было необходимо для того, чтобы ребенок рос здоровым и счастливым.
Важнейшую роль в жизни башкир играли старейшины, поэтому обычай почитания старших сохранился до сих пор. Многие башкиры советуются со стариками и просят благословения на сделки.
Традиционный костюм и тип внешности
Башкирский народ славится своей многослойной одеждой, причем одеяния мужчин и женщин не слишком различаются. В костюмы входили шаровары, нательные сорочки и несколько халатов либо кафтанов.
Независимо от времени году башкиры носили многослойные одеяния, которое отличалось плотностью материи. Чем праздничней считался наряд, тем больше надевалось халатов.
Для пошива одежды использовали шерсть, мех, сукно, грубый холст, кожу. Состоятельные башкиры могли позволить себе привезти дорогостоящие ткани. В отличие от женского наряда, одеяние мужчин имело прямой крой и подпоясывалось особым кушаком.
Одежда девушек была приталенной и украшена большим количеством вышивок, выполненных золотыми и серебряными нитями. В зависимости от региона различались головные уборы. Это могли быть меховые шапки-ушанки, тюбетейки у мужчин. Женщины носили буреки, платки и тыкию. В качестве обуви использовали сапоги либо лапти.
Народ башкиры отличается по внешнему виду, но основная часть жителей Республики представлена темноглазыми брюнетами со смуглой кожей. У этноса существует внутреннее подразделение людей на степной и горный тип внешности. |
Первый характеризуется средним ростом, широким лицом, прямым носом и крупной головой круглой формы. Горные башкиры были высокорослыми, имели вытянутое лицо и большой нос.
Аксессуары и украшения
В качестве украшений и аксессуаров использовались нагрудники, наспинники, различные подвески, браслеты и серьги. Выполняли такие изделия при помощи монет, вышивок, металлических пластин, бисера, раковин, а в последние тысячелетия активно стали использовать кораллы.
Верхнюю одежду очень часто украшали аппликациями. По краям изделий могла быть нашита тесьма красного или золотого цвета. Это придавало наряду особый шик.
Ещё одним важным моментом костюма выступает головной убор. Он мог рассказать о благосостоянии владельца, о возрасте женщины, а нашитые камни выполняли роль оберега.
Женские головные уборы представлялись в большом ассортименте, а их украшение отражало национальный колорит. Жёны состоятельных мужчин могли позволить себе богатый головной убор, носящий название кашмау. Этот аксессуар представлялся в виде шапочки с наличием отверстия на макушке. Расшивали изделие кораллами, бисером и подвесками. Длинная лента, спускающаяся на спину, наделяла шапочку индивидуальностью и красотой – ленту расшивали бисером и прикрепляли бахрому.
Существовала ещё одна разновидность головного убора для замужней женщины – кэлэпуш. Это была высокая шапка, к ней прикрепляли накидку, которая закрывала уши и спадала на плечи. Украшали изделие, так же как и кашмау, бисером и кораллами.
Девочки ходили не покрывая головы, после наступления десятилетнего возраста на голову надевали платок или тюбетейку.
Молодые женщины в качестве головного убора использовали колпаки. Производили их из картона, бересты или кожи. К колпаку прикрепляли кисточки, носили, сдвигая на бок. Сверху надевали платок.
Женщины в возрасте носили головной убор татар, надевая на него меховую шапку.
Мужские головные уборы не отличались таким разнообразием, как женские. Выделяли тюбетейку и шапку из меха. Мужчинам мусульманской веры не следовало появляться в обществе с непокрытой головой. Исходя их этих побуждений, мальчики в раннем возрасте начинали надевать головной убор.
Пожилые мужчины носили уборы тёмных оттенков, молодые – светлых.
Праздничные уборы мужчин, для придания торжественности наряду, обшивали бисером.
Теперь о русских, коих большинство
Как быть в этой ситуации русским, проживающим на территориях Башкорстана и Татарстана? Сейчас русский язык имеет непропорциональное преимущество в обеих республиках, несмотря на весь их национализм. Наблюдается тотальное преобладание русского языка в бизнесе, во всех СМИ и в книгоиздании, а государственное управление почти целиком ведётся на русском, даже там, где количество русских людей невелико.
В Башкортостане легко идти по карьерной лестнице, не зная ни татарского, ни башкирского. Но даже смешно говорить о об этом, если человек не знает русского. Нельзя сравнивать преподавание башкирского и татарского русским детям с преподаванием русского татарам и башкирам. Русским языком владеют все без исключения и в самом полном объёме, что никак нельзя сказать о владении русскими национальным языком республик.
Русским всё равно, «башкиризация» наступит или «татаризация» — в любом случае в течение ближайших нескольких десятилетий как минимум доля русского языка будет намного выше доли любого национального. Так сложилось, несмотря на все претензии к равноправию и справедливости. А политическое представительство можно распределять по договорённости, как того и хотят рядовые башкиры и татары. Отличия между ними несущественны и в таких важных областях, как религия: помимо атеизма и православия, которые присутствуют в обеих республиках, большинство исповедует суннитский ислам.
Отношение к детям
Башкиры стремятся к большим семьям, поэтому у них всегда много детей. Женщинам в положении запрещалось заниматься тяжелой работой, все ее прихоти и капризы исполнялись без лишних споров.
Вынашивая младенца, девушке предписывалось смотреть только на красивые вещи и симпатичных людей. Увидев что-то страшное или безобразное, следовало незамедлительно отвернуться или закрыть глаза.
Чтобы процесс родов прошел без осложнений, будущий папа приговаривал: «Разродись скорей, жена моя!». Человека, который первым оповещал отца о появлении на свет малыша, щедро осыпали подарками.
После рождения младенца семейство с размахом отмечало праздник «бишектуй», посвященный первой колыбели.
Салават Юлаев
Начнём наш список с легендарной личности, известной далеко за пределами Башкирии. Национальный герой, поэт-сказитель родился в 1754 году в деревне Текеево.
Активный участник Крестьянской войны, верный сподвижник Емельяна Пугачёва. После пленения Салавата отправили вместе с отцом на вечную каторгу. Местом каторги стал один из островов Балтики. Умер он в 1800 году, проведя в неволе 25 лет.
Салават — любимец башкирского народа. Любили и уважали его за смелость, а также за чудесные сказки, которые он сочинял сам. Его образ широко отражён в башкирском и русском фольклоре. В столице Башкирии играет хоккейный клуб, носящий имя национального героя.
2
Культура
Башкиры в традиционной одежде, Уфа , 2016 г.
Башкиры традиционно занимались земледелием, скотоводством и пчеловодством. Полукочевые башкиры бродили то по горам, то по степям, пасли скот. Улейное пчеловодство можно назвать отдельной составляющей древнейшей культуры, которая практикуется в том же Бурзянском районе недалеко от Каповой пещеры .
Традиционное башкирское блюдо бишбармак готовится из отварного мяса и халмы (разновидность лапши), приправленных зеленью, приправленной луком и небольшим количеством корота (молодого сухого сыра). Это еще одна примечательная особенность башкирской кухни : блюда часто подают с молочными продуктами — это редкая вечеринка без корота или каймака (сметаны). Большинство блюд башкирской кухни сытны и просты в приготовлении.
Кочевые игры в Башкортостане
Эпические стихи и мифология
Башкиры создали богатый фольклор, связанный с ранним периодом их истории. В произведениях их устного народного творчества взгляды древних башкир на природу , их житейская мудрость, психология, нравственные идеалы, социальные устремления и творческое воображение художественно отражены в современном башкирском фольклоре. Жанровый состав башкирского народного творчества очень разнообразен: былины и сказки , легенды и предания, загадки, песни (обрядовые, эпические или только лирические) и т. Д.
Башкирские поэмы, как и эпические творения других народов, берут свое начало в древнетюркской мифологии , по сути, башкирскую эпическую сказочную культуру можно считать более развитой и расширенной версией древнетюркской эпической культуры. Большинство стихотворений башкирской мифологии были записаны и изданы в виде книг в начале 20 века, эти стихи составляют значительную часть литературы башкирского народа и являются важными образцами дальнейшего развития тюркской культуры.
Некоторые из этих стихотворений стали важными на континентальном уровне, например, стихотворение « Уральский батыр », повествующее о легендарном герое Урале, является источником названия Уральских гор , естественной границы между Европой и Азией. . Другие стихотворения составляют большую часть башкирской национальной идентичности, другие сказки, помимо Уральского батыра, — это « Акбузат », «Кара юрга», «Акхак кола», «Конгур буга», «Узак тузак» и многие другие.
Урал-батыр и его влияние
Поэма « Урал-батыр » разработана с включением пантеона древнетюркской политической религии « тенгрианство ». В его основе лежит доисламское башкирское мировоззрение. В Уральском батыре и доисламской башкирской сказочной религии (которые до сих пор составляют основу современного башкирского народа и литературы) мир трехуровневый. Он включает в себя небесную, земную и подземную (подводную) троицу: на небе пребывает небесный царь Самрау, его жены — Солнце и Луна, у него две дочери, Умай и Айхылу , которые воплощаются либо в виде птиц. или красивых девушек. В Уральском батыре Умай фактически воплощается в лебедя , позже она принимает облик красивой девушки по мере развития сюжета.
На Земле живут люди, лучшие из которых клянутся чести и уважением к существованию природы. Третий мир — это подземный мир, где живут Дэвы (также в единственном числе Дэва или Див ), воплощенные в виде змеи, воплощения темных сил, которые живут под землей. Как уже упоминалось выше, через действия, рассказанные в Уральском батыре, башкиры выражают свои представления о добре и зле . Так легендарный герой Урал, обладая титанической силой, преодолевая невероятные трудности, уничтожает дэва и обретает «живую воду» (идея воды в природе в доисламском башкирском пантеоне тюркской мифологии известна как дух жизни, поэтому вода дает жизнь). Таким образом, Урал получает «Живую воду», чтобы победить смерть во имя вечного существования человека и природы. Урал не пил «живую воду», чтобы жить вечно. Вместо этого он решил зажечь его вокруг себя, умер и подарил миру вечность, иссохшая земля позеленела. Урал умер, и из его тела произошли Уральские горы.
Название Уральского хребта происходит от этого стихотворения.
Музыка
У башкир есть стиль обертонного пения, называемый özläü (иногда пишется узляу ; башкорт Өзләү ), который почти вымер. Кроме того, башкорцы поют узляу, играя на курае — национальном инструменте. Эту технику вокализации на флейте можно также найти в народной музыке на Западе, на Балканах и в Венгрии .
Варианты и особенности нарядов
Башкортостан является республикой с умеренным климатом, поэтому в национальном костюме преобладает многослойность. Еще в давние времена поверх нательной рубашки надевались несколько халатов. В зависимости от времени года, погоды и температуры воздуха, данные вещи выполняются из толстого или тонкого материала.
Главный элемент национального костюма башкирского народа носит название «казакин». Это верхняя одежда, которая имеет вид приталенной куртки с просторными рукавами, она имеет нежную подкладку. Застегивают казакин при помощи пуговиц.
Для башкирского национального костюма используют орнаменты, узоры, которые имеют определенное символическое значение. К примеру, наличие на одежде изображения растений или фигур животных защищает от недобрых людей, порчи, а также служит для привлечения хозяину удачи, богатства.
Женский
Основа женского костюма – платье, которое называется «кулдэк». Оно украшается красивой вышивкой. Среди основных особенностей данного изделия:
- изначально у платья присутствовал воротничок небольшого размера, который обрамлял верх изделия;
- был предусмотрен широкий вырез горловины;
- под областью груди платье знатных дам перетягивалось пояском, а у простых людей для этих целей применялась бечевка.
Раньше на платье часто надевались башкирские нагрудники. Они служили для защиты от недобрых духов, порчи, сглаза. Богатые девушки и женщины поверх платья надевали камзол, который был богато украшен серебряными монетами.
Помимо платья, женский костюм состоит из других дополнительных элементов:
- В зависимости от ситуации девушки надевали чекмени, еляны, кэзэки, бешметы, шубы, тулупы.
- Под платье поддевались широкие штаны – ыштан.
- Для праздников девушка всегда дополняла наряд передником – алъяпкыс. Для торжественных событий этот атрибут шьется из дорогих, красивых тканей.
В Башкирии девушки и женщины стараются дополнять костюм различными украшениями, которые подчеркивают их восточную красоту. Они носят длинные серьги с орнаментами, различные браслеты, бусы, подвески.
Наряд для девочки практически ничем не отличается от женского костюма, он только меньше по размеру. Для детских костюмов характерно присутствие красивых, ярких орнаментов, в качестве основы также используется платье кулдэк. Дополняется оно верхней одеждой, нагрудником, фартуком и широкими штанами.
Мужской
Башкирский мужской народный костюм не такой яркий и разнообразный, как наряд для женщин. Это связано с тем, что мужчины не настолько прихотливы в выборе одежды. Но все же их наряды поражают красотой, отделкой.
Обычно костюм состоит из рубашки свободного кроя, штанов, длинного халата. Раньше были популярны чекмени. В качестве теплого варианта верхней одежды применяются кэзэки – кафтаны, имеющие расклешенный покрой, высокий ворот.
Жителей Башкирии северного и южного региона распознают по форме выреза рубахи. У южан он косой, без притачного воротника, скрепление краев осуществлялось при помощи шнуровки. А вот северяне носили одежду более привычную для современных людей – ровного кроя, с воротником. При наступлении холодов мужчины дополняют костюм тулупами из овечьей шерсти или шубами.
Для мальчиков нет ограничений в наряде, он в полной мере повторяет внешний вид одежды отцов. Дети носили традиционный пояс с богатым золотым узором, рубашки с тугой шнуровкой, брюки.
Праздничный
Праздничные наряды для женщин и мужчин дополняются яркими элементами, которые подчеркивают красоту и привлекают внимание. Женщины поверх платья одевают передник – алъяпкыс, который расшит красочными орнаментами
Дополнительно надевают длинные серьги, бусы, подвески, браслеты из золота, серебра.
Особого внимания заслуживает свадебный костюм, к его изготовлению башкиры подходят с максимальной ответственностью
Свадьба считается особенным событием, которое связывает молодых на всю жизнь. Одежда жениха и невесты должна поразить гостей, молодоженам важно выглядеть яркими, ослепляющими и богатыми. По этой причине родители часто отдают на празднование все свое состояние
Свадебное платье декорируется лентами, богатыми оборками. Они обрамляют подол наряда, придают ему роскошный вид. Цвет наряда имеет огромное значение. Чаще всего он отшивается в двух вариантах:
- красном – символизирует дом, теплый семейный очаг;
- белом – олицетворяет солнце, лад в семейных делах.
Голову невесты покрывают легким платком. В качестве обуви используют белые сапожки, их шили из мягкой, тонкой козьей кожи.
Невеста собственноручно шьет для жениха красную рубаху. Она ее расшивает красивыми узорами, орнаментами. Перед свадьбой вручает в руки будущему супругу.
Краткий экскурс в историю
Для того чтобы разобраться в них, необходимо совершить короткое путешествие в прошлое. До позднего Средневековья Тюркские народы вели кочевой образ жизни. Они делились на роды и племена, одними из которых и были «татары». Это название встречается у европейцев, которые пострадали от нашествий Монгольских ханов. Ряд отечественных учёных-этнографов сходятся во мнении, что у татар нет общих корней с монголами. Ими предполагается, что корни современных татар берут начало от поселений Волжских булгар. Башкиры же считаются коренным населением Южного Урала. Их этноним образовался примерно в 9-10 веке.
У башкир по антропологическим признакам несравненно больше сходства с монголоидными расами, нежели у татар. Основой для башкирского этноса послужили древнетюркские племена, которые генетически связаны с древними людьми, населявшими Юг Сибири, Среднюю и Центральную Азию. По мере расселения на Южном Урале башкиры начали вступать в тесные связи с финно-угорами.
Ореол распространения татарской национальности начинается от земель Сибири и заканчивается полуостровом Крым. При этом нужно отметить, что он, конечно отличаются по многим своим признакам. Население же башкир охватывает в основном, такие территории как Приуралье, Южный и Средний Урал. Но большая их часть проживает в рамках современных границ республик Башкортостан и Татарстан. Крупные анклавы встречаются в Свердловской, Пермской, Челябинской, Самарской и Оренбургской областях.
Чтобы подчинить непокорных и сильных татар русским царям пришлось приложить немало военных усилий. Примером является неоднократный штурм Казани русским войском. Башкиры же не с тали оказывать сопротивления Ивану Грозному и добровольно вошли в состав Российской империи. В истории башкир таких крупных битв не было.
Древняя Казань
Несомненно, историками отмечается периодическая борьба за независимость и того и другого народа. Достаточно вспомнить Салавата Юлаева, Канзафара Усаева, Бахтияра Канкаева, Сююмбике и др. И если бы они этого не сделали, их численность была скорее бы ещё меньше. Сейчас башкир в 4-5 раз меньше по численности, чем татар.
Салават Юлаев
Пакт о ненападении
Этнический конфликт между татарами и башкирами России удалось заморозить. Но он не убит, и есть риск, что когда-нибудь вырвется на свободу. Если бы республики были суверенными, тогда вряд ли конфликт долго оставался бы в покое, но, во всяком случае, можно попробовать. Националистическое государство — всегда плохо: тут можно вспомнить осетин и абхазов, испугавшихся националистических проектов Грузии, гагаузов среди молдаван, сербов среди хорватов. Так же точно и татары не хотят вливаться в культуру башкир, оставив притязания на свою.
Пока кровь не пролилась, а претензии уже озвучены, можно ожидать мирного диалога и полного разрешения противоречий. Разница между татарами и башкирами во взглядах может быть преодолена.
Итак, каковы притязания сторон? Башкиры хотят незыблемости границ и концепцию башкирского государства. Татары не хотят потерять лидерство в регионе. Татары башкорстанские хотят собственной идентичности и своего языка. И нельзя забывать, что в Татарстане велико число националистов, которые хотят один Большой Татарстан.
Из истории создания государства (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Исторически Россия сложилась из территорий, где проживают различные народности, как лоскутное одеяло. И после революции, естественно, встал вопрос самоопределения всех этих народов. В первые годы власти Советов сложились и граница Башкирии, включившая такое большое количество татар на своей территории. Татария предлагала свои проекты, удивительное единомыслие здесь показали и эсеры Идель-Урала, и большевики Татаро-Башкирской Советской республики. Предполагалось единое государство и единый народ.
Однако башкиры, которые были в Российской Империи воинским сословием, таким же, как казаки, сформировали армию и захватили власть в Предуралье. Советская Россия приняла их после подписания договора. В нем значилось, что Малый Башкурдистан, где проживали этнические башкиры, будет существовать под властью башкир. Условия договора, конечно же, время от времени нарушались, башкиры восставали, но кончилось тем, в 1922 году почти вся Уфимская губерния была уже в составе Башкирской АССР. После этого ещё происходили некоторые изменения границ: Башкорстан потерял удалённые районы, населённые сугубо башкирами, но все смирились.
Сегодня же границы Башкорстана – часть национального самосознания башкир, и сдаваться они не намерены. Именно поэтому башкиры и татары, разница меж которыми русским, например, не очень-то и видна, пытаются растворить в себе друг друга. Пока число татар в Башкирии сопоставимо с количеством башкир, само башкирское территориальное образование находится под постоянной угрозой. Конечно, татары, проживающие в Башкирии, всеми силами сопротивляются и хотят объединённого национального государства.
Головные уборы
Башкиры уделяли много внимание головным уборам. Этот аксессуар задавал тон всему образу представителя башкирской нации
Головной убор демонстрировал окружающим много фактов – каково финансовое состояние владельца, сколько ему лет… А драгоценные камни не только украшали изделие, но и исполняли функцию оберега.
Список головных уборов мужчин немногочислен – тюбетейка и меховая шапка. Башкирам, исповедующим мусульманство, не разрешалось представать перед взглядом общества с непокрытой головой. Шапки юношей оформлялись в светлых оттенках, а головные уборы пожилых людей внушали уважение темной цветовой гаммой.
Ассортимент женских уборов восхищал. Девушки могли выбрать изделие на любой вкус и цвет.
В том случае, если супруг башкирки обладал большим состоянием, она могла вызывать зависть у других дам, ведь ей был доступен самый богатый головной убор – кашмау. Аксессуар являет собой шапочку с отверстием на макушке. От модели струилась вниз длинная лента, расшитая ярким бисером и дополненная бахромой.
8фотографий
Культура
Праздники
Праздники башкир проходят пышно и торжественно. Отмечаются мероприятия весной и летом. Одним из который самых старых праздников является прилет грачей, символизирует приход весны. Башкиры просят о плодородии земель, урожае, устраивают пышные хороводы и гулянья. Обязательно нужно покормить грачей ритуальной кашей.
Примечательным праздником является Сабантуй, знаменующий начало работ в полях. Во время этого праздника жители соревновались друг с другом, устраивали состязания в борьбе, беге, скачках на лошадях, играли в «перетяни канат». Победители награждались, а после народ устраивал пышный пир. Главным блюдом на столе был бешбармак — суп с лапшой и отварным мясом. Изначально Сабантуй был праздником, на котором проводили ритуалы для умаливания богов урожая. Сейчас башкиры отмечают его как дань традициям. Значимым народным праздником является Джиин, на который принято проводить ярмарки. Это отличный день для выгодных покупок и совершения сделок.
Башкиры празднуют мусульманские праздники и чтут все традиции, следуя религии.
Фольклор
Распространение башкирского фольклора коснулось многих российских областей. Он представлен и в Республиках Татарстан, Саха и некоторых странах СНГ. Во многом фольклор башкир сходится с тюркским. Но есть немало отличительных особенностей. Например, кубаиры-эпосы, в которых может быть сюжет, хотя иногда как таковой отсутствует. Кубаиры с сюжетами принято называть эпическими поэмами, а бессюжетные — одами.
Наиболее молодым является баит — он представляет собой лирические предания, эпические песни. Близкими по содержанию к баитам считаются муножаты — это стихи, целью которых является воспевание загробной жизни.
Особо почитаемыми у башкир стали народные сказки. Часто главными героями в них предстают животные, истории принимают облик легенд, изобилуют фантастическим смыслом.
Персонажи башкирских сказок сталкиваются с ведьмами, духами водоемов, домовыми и другими существами. Есть среди сказок отдельные жанры, например, кулямасы. Есть немало басен, наполненных клише с локальными афоризмами.
Фольклор затрагивает семейно-бытовые отношения, о которых мы уже говорили
выше и расскажем в разделах «Характер» и «Традиции». Таким образом, как явление фольклор вобрал в себя языческие обычаи и каноны ислама.