Большой каскад

Музей «Гроты Большого каскада»

Понятие «грот» пришло к нам из французского и итальянского языков, это слово означает популярный в эпоху барокко элемент украшения регулярного парка — искусственную пещеру. В Петергофе гроты – не просто красивые безделушки, а композиционный центр Большого каскада, уникальные сооружения, придающие ему неповторимый облик. Идея устройства грота в Большом каскаде Нижнего парка Петергофа принадлежит Петру I. Копия собственноручного рисунка царя, демонстрируемая посетителям музея, изображает дворец на вершине холма и искусственный водопад, или каскад фонтанов, у его подножия. Воплощали смелую идею Петра архитекторы Браунштейн, Леблон и Микетти в 1715-1721 гг. Архитектурный ансамбль петергофских гротов не претерпел значительных изменений с 1720-х годов, и знаменитые петровские фонтаны-шутихи все так же приводят в восторг детей и взрослых в летний сезон.

Верхний и Нижний грот

Архитектор Николо Микетти предложил Петру украсить каскад не одним, а двумя гротами – так появились Верхний грот и Нижний грот. Перед Нижним гротом Микетти установил фонтан, облик которого несколько раз корректировал Петр: это нынешний фонтан «Корзинка», который мы видим, выходя из грота в Нижний парк. Верхний грот меньше по размеру, поэтому существуют и другие названия: Большой и Малый грот. Оба грота изящно отделаны туфовым камнем песочного цвета, богато украшены мраморными и бронзовыми позолоченными статуями. По желанию Петра скульптура должна была чередоваться с вазами – царь контролировал все до мелочей в своем любимом Петергофе. Перед Верхним гротом устроена мраморная терраса, завершенная двумя золочеными фигурами Тритонов: лучшей площадки для фотосъемки Большого каскада в летний сезон просто нет. Нижний грот имеет фасад, обрамленный пятью изящными высокими арками, которые отделаны туфом и украшены золочеными маскаронами.

Особенности музея «Гроты Большого каскада»

Здесь посетители узнают интереснейший исторический контекст появления фонтанов в России и историю постройки фонтанного водовода в Петергофе.  Гроты являются сложным гидротехническим сооружением сами по себе: на их «плечах» стоить весь Большой каскад! Под сводами Верхнего грота проходят трубы, подводящие воду к фонтанам каскада – только в этом музее есть возможность их подробно рассмотреть своими глазами. Также здесь можно увидеть образцы труб трехсотлетней давности, разнообразный инструмент и форму мастеров фонтанной команды Петергофа девятнадцатого столетия. После исторического экскурса настает время немного повеселиться. Известна любовь Петра Великого к водяным забавам. Он непременно желал устроить их в гротах, но полностью все было реализовано уже после смерти Петра. В Большом гроте уставших от прогулки по парку гостей ждал стол, накрытый вазами с фруктами и бокалами вина. Но как только гость протягивал руку, чтобы взять со стола угощение, из почти незаметных трубочек, спрятанных по периметру «стола», вырывались струи воды и обливали собравшихся. В планах Петра эта затея носила название «стол с брызганьем». Сконфуженные дамы и кавалеры стремились к аркам, выходящим из грота на террасу – но их приключения не заканчивались. На головы замешкавшихся гостей обрушивался настоящий водопад. Все прелестные фонтаны-шутихи восемнадцатого века демонстрируются каждому посетителю музейного комплекса «Гроты Большого каскада».

Гроты Большого каскада

Центром Большого каскада являются гроты — Верхний и Нижний, которые, как и фонтан, были построены по задумке Петра I.

Гроты облицованы туфом, украшены фонтанами, мраморной и позолоченной скульптурой.

Фасад Большого грота прорезан пятью высокими арками, декорированными золочеными маскаронами. Поверх Большого грота устроена терраса, ведущая в Малый грот. Границей между гротами служит мраморная балюстрада с фигурами двух бронзовых золочёных Тритонов.

Большой (Нижний) грот представляет собой большой зал с высоким потолком. В это зале находится мраморная скульптура петровского времени работы итальянского мастера Пьетро Баратта и золочёные гальванопластические копии античных оригиналов, выполненные в 19 веке.

Сегодня гроты представляют собой музей, посетить который можно за отдельную плату (вход в Нижний парк также платный, фонтаны и гроты работают в летний сезон).

В музее, при переходе из Верхнего грота в Нижний, можно видеть подлинную кирпичную кладку времен Петра I, а также трубы, по которым вода направляется к фонтанам Большого каскада и схему фонтанного водовода — памятник гидротехнического искусства 18-19 веков.

В гроте представлена выставка, знакомящая гостей с работой фонтанных мастеров прошлого, материалами, из которых изготавливались трубы и подлинными деталями скульптурного убранства фонтанов.

Из Нижнего грота гости музея могут выйти на площадку, где расположен фонтан «Корзина», и, тем самым, попасть в самый центр водяного действа.

Особенности Большого грота

Грот представляет собой нишу внутри земляного холма, длиной в 40 метров. Он был создан для укрепления горы, на которой находится Большой каскад и возвышается главный дворец.

По левую и правую сторону построены малые каскады, имеющие по семь ступеней, и шириною в восемь метров. Каждая ступень имеет богатое оформление в виде барельефов, кронштейнов, скульптур и ваз. В бассейне перед Нижним гротом также расположен фонтан. Он назван «Корзинка» благодаря особому расположению струй, напоминающему узор плетения корзин.

Ещё один фонтан расположен при выходе из грота и имеет вид ниспадающей водяной стены. Это так называемый фонтан-шутиха, который при приближении человека начинает работать. Вторая шутиха расположена внутри грота и называется «Столик». Петр I любил подшутить над своими гостями и просил угоститься фруктами из вазы, стоящей на столе. Как только доверчивый бедняга протягивал руку к плодам, в него тут же начинали стрелять струи воды из отверстий по периметру фонтана. Сегодня струи направлены в центр фонтана, так что посетителям нечего бояться.

Стены и потолок грота отделаны туфом, что создаёт атмосферу роскоши и романтики внутри пещеры. Освещали помещение до проведения в нем электричества стеклянные люки, расположенные на потолке. Наружные стены грота также покрыты камнем, но для поддержания водной тематики, некоторые участки оформлены морскими раковинами.

Нижний грот имеет множество скульптур. Они изображают богов и сказочных существ из античной мифологии. Вакх, Венера, Фавн и другие персонажи застыли в вечном безмолвии перед гостями Петергофа. Особый романтический настрой создаёт скульптура «Амур и Психея», как символ вечной любви и верности.

Все статуи являются точными копиями оригиналов, находящихся в музеях во всех концах света. Большинство скульптур изготовлены из красной меди методом гальванопластики и покрыты золотым напылением. Этот способ позволяет создавать полые статуи, которые легко перемещать из мастерской на постаменты.

Не меньше внимания заслуживают мраморные изображения времён года. Образы зимы и весны вышли из-под руки Пьетро Баратта, а лето и осень принадлежат неизвестному автору.

Путешествие по Нижнему гроту открывает неожиданные ракурсы на скульптуры и фонтаны Большого каскада. Сквозь арки можно подробно рассмотреть переплетающиеся струи «Корзинки», а пройдя чуть дальше, открывается великолепный обзор на статую Самсона.

В нижнем помещении находится система труб, подводящих воду к фонтанам

Если обратить внимание на стены и пол, можно увидеть отделку XVIII века. Также здесь представлены образцы труб, пролегавших под Большим каскадом в разные времена

Фонтаны в Петергофе: история строительства

Идея создать в России роскошную водную феерию появилась у Петра ещё в конце XVII века. Задумку царь привёз из поездки по Европе, где его поразили сады с фонтанами в Англии, Голландии, Германии и Австрии. А вот французский Версаль Пётр Алексеевич ещё не видел, когда мысль о строительстве фонтанного комплекса уже прочно поселилась в его голове.

Пётр знал, что существует два способа создания фонтанов: с помощью специальных технических насосов или на основе естественного давления, обеспеченного перепадом высот. Его выбор пал на второй вариант, поскольку первый представлялся слишком затратным — хотя именно насосы обеспечивали работу фонтанов в знаменитом Версале.

Интересно, что по начальному плану большую резиденцию с фонтанными каскадами было решено строить в Стрельне. Там начали активные работы, но вскоре пришлось признать: рельеф местности не позволял осуществить задумку.

В 1717 году Пётр I наконец посетил Францию — Версаль, Трианон, Сен-Клу и Марли. Царь изучал техническую сторону вопроса, глубоко погружался сам и искал специалистов, которые смогли бы осуществить его мечты по созданию фонтанов в Петербурге.

Первыми такими специалистами стали:

  • Жан Батист Леблон — французский зодчий, «генерал-архитект» Санкт-Петербурга, знаток садового и фонтанного искусства, который по заказу Петра Великого составил «Водяной план»;
  • Василий Григорьевич Туволков — первый русский инженер-гидравлик, ставший строителем уникального водовода.

В 1720 году, когда уже активно строились пруды Верхнего Сада, Пётр I продолжал поиски новых источников водоснабжения. Они нашлись в совершенно случайной поездке Петра к Ропшинским высотам. Здесь, у деревень Забродье, Хабино и Глядино, были обнаружены подземные водяные ключи, а Петергофская мыза, находившаяся к западу от Стрельны, имела, как выяснилось, перепад воды от источников до парка почти в два раза больше Стрельнинской. Проведя расчёты и посоветовавшись со специалистами, царь приказал остановить работы в Стрельне и кинуть все силы на Петергоф.

В начале 1721 года начинается прокладка Ропшинского канала: ширина 6 метров, глубина — 2. Ежедневно над строительством работало больше 2000 человек. Устраивая главный канал, Туволков решил использовать нынешний Английский пруд в качестве водохранилища: он проложил Верхнесадский канал и наполнил водой Квадратные пруды. Общая протяжённость созданного к лету водовода составляла 40 километров.

Первый пуск воды по Ропшинскому каналу состоялся 8 августа 1721 года.

«Вода дошла до Петергофа к следующему утру, к 6-ти часам и тогда же пущены были все фонтаны и каскад», — писал голштинский дворянин Фридрих Берхгольц, присутствовавший на празднике пуска фонтанов.

Так осуществилась мечта Петра I — в России появилась огромная фонтанная природная система. Которой, впрочем, предстояло ещё развиваться и развиваться.

В следующем столетии от Ропшинских высот был проложен ещё один канал, устроено 9 прудов-водохранилищ. Больше 30 лет работами по строительству водовода руководил Мечеслав Пилсудский — инженер-капитан, с 1857 по 1874 годы — управляющий петергофскими фонтанами.

Водопроводящая фонтанная система Петергофа была окончательно сформирована во второй половине XIX века и с тех пор существенно не менялась.

Тяжелейшие повреждения она получила во время Великой Отечественной войны, на восстановление было потрачено больше двух лет, ещё несколько десятилетий реставрировали и воссоздавали утраченные скульптуры.

Ежедневно в высокий сезон через знаменитые фонтаны Петергофа проходит около 100000 кубометров воды.

История Большого грота

Нижний грот является архитектурным центром Большого каскада. Как и все остальные строения, он был выполнен по эскизам Петра I. Главными архитекторами выступили сразу три талантливых мастера: Жан-Батист Леблон, Иоганн Фридрих Браунштейн, Николо Микетти.

В XVIII веке в Европе создание искусственных ниш было весьма популярно. Гротами называли любые помещения, оформленные камнями и создающие ощущение нахождения в пещере. Но Нижний грот Большого каскада несёт в себе не только развлекательную, но и инженерную функцию. Столь огромную конструкцию без поддержки несущего элемента невозможно было бы расположить на склоне.

Строительство длилось несколько лет и заняло период с 1716 по 1727 год. За это время в Нижнем гроте появились несколько фонтанов и скульптур.

Вплоть до XIX века внутреннее убранство каскада не претерпевало существенных изменений, пока в 1860 году архитектор Николай Леонтьевич Бенуа не обновил каменную отделку, а также заменил фонтан «Кольцо» на «Корзинку». В дальнейшем никто из мастеров не привносил в архитектурную композицию центрального фонтана никаких изменений.

Как выглядит фонтан сегодня

Великолепный водный каскад достигает высоты 42 м и составляет единое целое со зданием Большого дворца. Он выполняет роль пьедестала для дворцовой постройки и равен ей по ширине. Каскад состоит из двух семиступенчатых лестниц, которые соединяют арки Большого или Нижнего грота.

Водные струи вырываются из 75 водометов. Стекающая вода переливается через ступени тонким прозрачным полотном и попадает в ковш, где находится золотой фонтан Самсон, а оттуда — в прямой Морской канал. По сторонам от ступенчатых лестниц возвышаются позолоченные статуи и вазы.

Над Большим гротом расположена терраса, обрамленная фасадами Малого грота. На самом верху, перед дворцом, каскад завершает изящная мраморная балюстрада с восьмью вазами. По центру, в разрыве мраморного ограждения, установлены две статуи трубящих Тритонов. Из блестящих на солнце раковин также вылетают звонкие струи воды.

Водомет «Корзинка» расположеный в Нижнем гроте

На ровной площадке перед Нижним гротом расположен затейливый водомет «Корзинка». Он представляет собой туфовое кольцо, из которого бьют тонкие струи воды. Переплетение 28 наклонных струй образует узор, похожий на прутья корзинки. Посредине туфового кольца вверх взлетает девять водных струй, напоминающих легкие цветы.

Многие посетители любят приходить к началу пуска воды, чтобы увидеть, как «рождается» знаменитый водный каскад. Он начинается с двух маскаронов с изображениями «Вакха» и «Нептуна», которые закреплены на стенах Верхнего грота. Набирая силу, потоки перекатываются по семи ступеням широких лестниц и прекращают свой бег у скульптур, которые являются символическими изображениями двух великих рек — Невы и Волхова.

САМСОНОВА ТРУБА

Осенью 1720, зимой и весной 1721-го года буквально вгрызаясь в промерзшую землю, строители прокладывали путь воде. Они рыли каналы, обустраивали пруды.

Император хотел, чтобы фонтаны били на десятки метров вверх. Чтобы увеличить давление воды на всем пути от ключей до Петергофа, установили 24 шлюза и дамбы.

А позже по дну от водоемов проложили еще и трубы. В начале XVIII века их делали из лиственницы и мореного дуба. Топорами выбивали середину и пускали воду. Теперь их можно увидеть только в гротах, расположенных под Большим каскадом, там сегодня музей.

О водоподводящей системе знает если не все, то почти все Александр Корсаков. Он работает фонтанным мастером 8 лет. Пришел сюда на подработку и остался – профессия затянула.

Из-за большого диаметра часто в трубах застревал крупный мусор. Защитные решетки установили позже. А тогда, в 18 веке, засоры чистили худые мальчишки, которые могли пролезть внутрь.

Вообще работать в фонтанной команде тогда было тяжело и даже опасно для здоровья. Когда дерево начали менять на чугун, многие, вспоминает хранитель экспозиции ГМЗ «Петергоф» Сергей Бондарев, получали отравление парами тяжелых металлов: «Фланцы, стыки труб, прокладывались сначала кожей, свинчивались болтами и дальше обливались свинцом. С помощью чеканки лишний свинец можно было убрать».

Сейчас, во время ремонта и реставрации, применяют ту же технологию, она надежная – но мастера работают в масках и со специальным оборудованием.

А еще для удобства все коммуникации, говорит фонтанный мастер ГМЗ «Петергоф» Александр Корсаков, теперь покрашены в разные цвета, чтобы даже новичкам было легко ориентироваться под землей.

Под землей, в гротах, видно: чем ближе к фонтанам – тем уже труба. Перед форсунками она становится совсем тонкой, для увеличения давления. Благодаря этому струя Самсона бьет вверх на 20 метров.Трудно поверить, что без помощи насосов. Но их здесь нет совсем. Исключительно сила воды и ни одного киловатт-часа затраченной энергии.

Верхний и Нижний грот

Архитектор Николо Микетти предложил Петру украсить каскад не одним, а двумя гротами – так появились Верхний грот и Нижний грот. Перед Нижним гротом Микетти установил фонтан, облик которого несколько раз корректировал Петр: это нынешний фонтан «Корзинка», который мы видим, выходя из грота в Нижний парк. Верхний грот меньше по размеру, поэтому существуют и другие названия: Большой и Малый грот. Оба грота изящно отделаны туфовым камнем песочного цвета, богато украшены мраморными и бронзовыми позолоченными статуями. По желанию Петра скульптура должна была чередоваться с вазами – царь контролировал все до мелочей в своем любимом Петергофе. Перед Верхним гротом устроена мраморная терраса, завершенная двумя золочеными фигурами Тритонов: лучшей площадки для фотосъемки Большого каскада в летний сезон просто нет. Нижний грот имеет фасад, обрамленный пятью изящными высокими арками, которые отделаны туфом и украшены золочеными маскаронами.

Скульптуры

Огромный фонтанный комплекс строили для того, чтобы он символизировал мощь молодого Российского государства, достигшей своего пика во время правления Петра I. Кроме того, Большой каскад, как и многие другие фонтаны Петергофа, был призван прославить победу российской армии в многолетней и тяжелой Северной войне.

Такие амбициозные задачи было под силу решить только известным скульпторам, поэтому работу над оформлением каскада поручили итальянцу Бартоломео Карло Растрелли, французу Франсуа Вассу и немцу Иоганну Конраду Оснеру. Следует заметить, что ожидания российского императора полностью оправдались. Эти мастера с помощью выразительного языка пластики сумели в полной мере показать величие побед Петра I и злонамеренность его врагов.

Первоначально все скульптуры и барельефы были отлиты из свинца и покрыты слоем сусального золота. К концу XVIII столетия фонтанные статуи потеряли былой блеск и стали разрушаться, поэтому их решено было заменить на бронзовые. В 1806 году скульптурное убранство полностью обновили.

Среди новых скульптур оказались копии произведений античных авторов и мастеров резца эпохи Возрождения. Кроме них, в фонтане появилось полтора десятка статуй, изготовленных отечественными скульпторами. Авторами работ для Большого каскада стали М. И. Козловский, И. П. Мартос, И.П. Прокофьев, Ж. Д. Рашетт, Ф. Ф. Щедрин и Ф. И. Шубин.

Одна из лестниц каскада

На протяжении долгой истории оформление фонтана несколько раз менялось, но оно никогда не нарушало первоначального замысла. Сегодня, как и почти три столетия назад, Большой каскад воспринимается великолепным триумфальным памятником эпохи Петра Великого.

В наши дни на самом известном фонтане Петергофа можно увидеть 37 статуй из бронзы, которые покрывает тонкий слой позолоты. На вертикальных частях сливных ступенях смонтировано 29 барельефов. А за пеленой стекающей воды проглядывают изображения героев известных греческих и римских мифов — Кентавра, Геракла, Нептуна, Зевса и Геры. В нишах Верхнего или Малого грота установлены мраморные бюсты, посвященные четырем временам года.

Помимо этого, в убранстве лестниц и гротов использованы 16 ваз, дельфины, львы, маскароны и лягушки. Всего в разных частях каскада можно увидеть 225 статуй и скульптурных украшений, отлитых из бронзы.

Вид Нижнего грота и фонтана «Корзинка»

История

Создание фонтанного сооружения началось в 1721 году на месте Малого грота, построенного в 1716–1717 годах. Петр Первый приказал соорудить на месте грота Мраморный каскад наподобие Малого каскада, расположенного в резиденции французских королей в Марли.

Работы начались по чертежам Николы Микетти в 1721 году. По замыслу Петра, наверху композиции предполагалось установить Нептунову телегу с четырьмя лошадьми, из ртов которых вырываются потоки воды. Играющие тритоны и две трехэтажные полуразрушенные башни по сторонам должны были стать украшением фонтана.

В создании Мраморного каскада принимали участие архитекторы Иоганн Браунштейн и братья Бараттини, Михаил Земцов и Тимофей Усов. Водопровод был проложен фонтанным мастером Василием Туволковым.

Но планам Петра при его жизни не суждено было сбыться. После шести лет упорного труда из-за нехватки материалов и воды Мраморный каскад так и не был построен. Нептунову телегу, отлитую из свинца Б.К. Растрелли, установили в Верхнем парке.

В 1737 году строительство возобновилось по новому проекту, разработанному Михаилом Земцовым. Каскад украсили фигурами драконов, вырезанными из дерева, их крылья обшили холстом и раскрасили. Вода вырывается из пастей драконов и стекает по сливным плато, облицованным свинцовым покрытием. С тех пор каскад стал называться Драконовой горой.

По его сторонам установили мраморные скульптуры, выполненные итальянскими мастерами.

В 1769 году сливные скаты были расписаны черными и белыми квадратами и каскад стал называться Шахматной горой.

В 1875 году фигуры драконов были заменены на металлические.

История фонтанов Петергофа

Дворцово-парковый ансамбль в Петергофе был создан по распоряжению Петра I после посещения императором Версальской резиденции французских королей. Сразу же было запланировано, что огромную роль в украшении комплекса должны сыграть фонтаны – как это сделано и в самом Версале. В том числе благодаря им созданный в пригороде Петербурга ансамбль во многом превзошел свой французский прообраз.

Изначально планировалось, что новая резиденция Петра I будет построена в Стрельне. Однако огромный расход воды на фонтаны сделал бы проект излишне дорогим. Поэтому усилиями Кристофа Миниха (сподвижника Петра) строительство комплекса было перенесено в Петергоф. Близость к морю позволила создать громадный гидротехнический комплекс, изюминкой которого и стали петергофские фонтаны.

Благодаря удачному расположению удалось избежать недостатков Версаля. Там фонтаны работают от насосов, поэтому не могут работать постоянно (слишком дорогое удовольствие). В Петергофе фонтаны устроены иначе – вода в них подается с естественных возвышенностей, которые находятся в 20 км от дворца. Благодаря перепаду высот вода попадает в фонтаны под напором, что делает насосные системы ненужными.

Значительная часть фонтанов Петергофа была создана еще при жизни Петра, однако развитие комплекса продолжалось и после его смерти – вплоть до начала XX века. Во время Второй Мировой войны почти весь ансамбль был разрушен, поэтому инженерам и реставраторам пришлось воссоздавать его по старым чертежам, рисункам и фотографиям.

Как добраться

Фонтанный комплекс Большой каскад находится в Нижнем парке Петергофа, расположенном в 36 км от аэропорта Санкт-Петербурга Пулково.

Точный адрес: Правленская ул., Петергоф, Санкт-Петербург.

Из города сюда можно добраться:

  • Вариант 1

    Маршрутка:маршруты № Т-224, Т-300 и Т-424 от станции метро «Автово» до остановки «Разводная Улица» или «ул. Правленская».

    Пешком:пройти 6 минут Правленской или Разводной улицы до Большого каскада.

  • Вариант 2

    Маршрутка:маршруты № Т-103 и Т-420 от станции метро «Ленинский проспект» до остановки «Разводная Улица» или «ул. Правленская».

    Пешком:пройти 6 минут Правленской или Разводной улицы до Большого каскада.

  • Вариант 3

    Маршрутка:маршрут № Т-404 от станции метро «Балтийская» до остановки «Разводная Улица» или «ул. Правленская».

    Пешком:пройти 6 минут Правленской или Разводной улицы до Большого каскада.

  • Вариант 4

    Маршрутка:маршруты № Т-343 и Т-639Б от станции метро «Проспект Ветеранов» до остановки «Разводная Улица» или «ул. Правленская».

    Пешком:пройти 6 минут Правленской или Разводной улицы до Большого каскада.

  • Вариант 5

    Поезд:от Балтийского вокзала до станции Новый Петергоф.

    Автобус:далее автобусами № 351, 350, 348 или 344 до остановки «Разводная Улица» или «ул. Правленская».

    Пешком:пройти 6 минут вдоль Правленской или Разводной улицы до Большого каскада.

  • Вариант 6

    Теплоход:на Метеоре с причала Дворцовой набережной до причала Петергоф.

    Пешком:пройти 5 минут до Большого каскада.

Большой каскад на карте

Интересные факты

  • Каскад, как и другие фонтаны парка, работает без использования насосов — вода выбрасывается вверх за счет перепадов давления. Это делает Петергоф уникальным парком и выгодно отличает от того же Версаля.
  • В конструкции фонтанного комплекса до сих пор есть трубы 19-го века — их можно увидеть в ходе экскурсии по Верхнему и Нижнему гротам.
  • Статуя Самсона во время войны была похищена, но ее воссоздали уже в 1947 году по частным довоенным фотографиям посетителей Петергофа.
  • Изначально вместо статуи Самсона, раздирающего пасть льва, в центре Каскада должен был стоять Геракл. Но его решили заменить Самсоном в честь победы над шведами (лев — один из символов Швеции).

Кроме знаменитого Большого Каскада, в Нижнем парке Петергофа построено еще 150 фонтанов. Среди них выделяются Шахматная гора и Золотая гора, Ева, Римские и Менажерные фонтанные комплексы. Также есть оригинальные фонтаны-шутихи: забавный «Зонтик», изящные «Диванчики», любимая многими в жаркую погоду «Водяная дорога» и другие.

Возрождение из пепла

Летом 1940 года Петергоф посетило в общей сложности более двух миллионов человек. Летний сезон следующего, 1941 года, планировали открыть 22 июня. В этот день нацисты напали на Советский Союз, а через месяц вошли в Петергоф. Директор объединенных парков Петергофа и Ораниенбаума М.М. Ребане рассказывал о первом дне войны: «22 июня Петергоф готовился к традиционному народному гулянью „Белые ночи“. Вместо гулянья в этот день пришлось приступать к выполнению совсем других задач, вставших перед петергофскими сотрудниками в связи с объявлением войны. Надо было предприятие превратить в объект обороны и одновременно с этим спасать ценности дворцов и парков». Сотрудники немедленно стали готовиться к эвакуации ценных предметов: составили списки, сняли со стен картины, приступили к упаковыванию сервизов и люстр. Из всех предметов Большого дворца удалось спасти лишь половину – часть из них разместили в Исаакиевском соборе и на товарной станции Московского вокзала. В эвакуационном акте от 22 сентября 1941 года сказано следующее: «Все ценные наборные паркеты Большого дворца застланы коврами (ворсом внутрь) и сверху засыпаны толстым слоем песка. Мебель, которую не успели вывезти, отодвинута от стен и укрыта. В каждом помещении имеются ящики с достаточным количеством песка, пожарные шланги в полной исправности». Бои за Петергоф были в самом разгаре – приходилось спешить. Десяти предоставленных вагонов оказалось мало, чтобы перевезти все необходимое. Скрепя сердце сотрудники начали выбирать, что придется оставить и по возможности спрятать. В подземном тоннеле оказались и статуи Большого каскада. После демонтажа их планировали вывезти, но не успели. Сдвинуть с места скульптуру Самсона, весившую 3,5 тонны, было тогда невозможно.

Нацисты находились в Петергофе до 19 января 1944 года. В парках они вырубили деревья, а дворцы и павильоны разграбили. Большой дворец, Екатерининский корпус и дворец Марли были сожжены. Подземные водоводные магистрали враг вывел из строя. От Большого каскада, фонтанов «Золотая гора» и «Шахматная гора» почти ничего не осталось. Территория некогда цветущих, полных зелени и воды парков теперь представляла собой нагромождение колючей проволоки. Земля была испещрена траншеями, рвами и воронками, всюду виднелись доты и дзоты. Помимо статуи Самсона, нацисты прихватили с собой свинцовые барельефы и тысячи ценностей Петергофа. Когда после освобождения сюда вернулись музейные сотрудники, перед их глазами предстала жуткая картина: «…Нижний парк сверху казался снежной пустыней с мертвыми черными деревьями, опутанными проводами, а в захламленном ковше каскада стоял пустой пьедестал Самсона». Поэтесса Ольга Бергольц писала: «От Петергофа осталось только небо». Впереди была тяжелая работа по восстановлению. Полностью воссоздать Петергоф в прежнем виде, увы, было невозможно, однако благодаря колоссальному труду ленинградцев парки были расчищены, скульптурные шедевры отреставрированы, а часть украденных немцами ценностей найдена (например, скульптурная группа «Нептун») и возвращена домой. Уже 17 июня 1945 года Нижний парк открыли для прогулок, а спустя год вновь заработали 38 петергофских фонтанов.

Фонтаны Петергофа сегодня

Больше 150 фонтанов и каскадов в Нижнем парке — то, за чем ежегодно в бывшую императорскую резиденцию приезжают тысячи человек. Фонтаны — визитная карточка Петергофа и главное украшение роскошного дворцово-паркового ансамбля на берегу Финского залива.

«Самсон» и Большой каскад

Грандиозная водная феерия — первое, что видят гости Петергофа, войдя в Нижний парк. В Большом каскаде 64 фонтана, 225 скульптур и большой грот. Центральная фигура — Самсон, раздирающий пасть льва. Строительство этой фонтанной группы велось больше 20 лет по эскизам самого Петра I.

Каскад «Шахматная гора»

Каскад спускается со склона в восточной части Нижнего парка. Сливные ступени стилизованы под шахматную доску, а по обеим сторонам водного потока стоят статуи 10 античных богов.

Римские фонтаны

Роскошные Римские фонтаны находятся у подножья «Шахматной горы». Они — сама элегантность. Фонтаны выполнены в виде двухъярусных чаш из разноцветного мрамора, отделаны золотыми гирляндами, раковинами и венками, вода мощными струями бьёт вверх и срывается вниз уступами. Такие же фонтаны украшают площадь Святого Петра в Риме.

Каскад «Золотая гора»

Ещё одна «гора» находится в западной части парка, недалеко от дворца Марли. Скульптурная группа, расположенная вдоль ступеней, изображает героев древнегреческой трагедии. Сливные ступени отделаны позолотой, поэтому работающий каскад создаёт ощущение льющего со склона золота. Надо ли говорить, что в солнечную погоду «Золотая гора» просто бесподобна?

Фонтаны-шутихи

Любимая детская (и не только!) забава в Петергофе. Принцип работы основан на внезапности: водяные струи начинают бить неожиданно — и далеко не все гости могут выйти сухими из воды.

«Львиный каскад»

Монументальная фонтанная группа расположена на аллее, ведущей к Эрмитажу. 14 колонн из тёмного сердобольского гранита, 12 вазонов из белоснежного каррарского мрамора и бьющие вверх струи воды — великолепное зрелище! Каскад украшают два бронзовых льва, из пастей которых также льётся вода, и фигура нимфы Аганиппы.

Чаши — большие Французский и Итальянский фонтаны

Парные фонтаны «Чаши» установлены среди цветущих клумб и газонов по обе стороны от Самсона. В каждом круглом бассейне диаметром 25 метров — по большой мраморной чаше весом 17 тонн. Мощные струи фонтанов, поднимающиеся высоко вверх, гармонируют с Большим каскадом. Фонтаны названы в честь мастеров, которые их монтировали: с восточной стороны — Французский, а с западной — Итальянский.

Фонтан «Солнце»

Фонтан оформлен в виде позолоченной колонны и находится в центре водоёма в Нижнем саду. Струи воды, словно солнечные лучи, бьют из 187 отверстий, расположенных по кругу. Колонну в окружении дельфинов приводит в движение колесо.

Фонтан «Тритон»

Скульптура Тритона возле Оранжереи символизирует победу России над шведской морской эскадрой. Мощная струя воды бьёт на 8 метров вверх, вырываясь из пасти морского дьявола, с которым сражается Тритон. Завершают облик фонтанной группы черепахи, из которых также бьёт вода. Проект этого фонтана разработал Бартоломео Растрелли.

Фонтаны «Адам» и «Ева»

Парные фонтаны расположены на аллее, которая соединяет Морской канал и дворец Монплезир. Проект разработал Пётр I (первый фонтан открыли ещё при жизни царя). Мраморные фигуры установлены на постаментах в центре восьмигранных бассейнов, высота водных струй достигает 7 метров и превращается в крупные капли, красиво осыпаясь в бассейн.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector