Национальный музей марка шагала

Полезная информация для посещения

Адрес 36 Avenue Dr Menard, Nice.

Время работы: музей открыт для посетителей 6 дней в неделю. Выходной: вторник. Рождественские и новогодние праздники, также 1 мая считаются выходными днями. С осени по весну музей открыт с 10:00 до 17:00, летом закрывается на час позже.

Стоимость билета: зависит от возраста. Зато, купив билет, можно гулять по музею целый день до его закрытия.

Итак, молодые люди до 26 лет могут посетить музей совершенно бесплатно. Если купить билет по полному тарифу, он обойдется в 8 евро. Студенты и пенсионеры могут прогуляться по музею по льготному тарифу, за 6 евро. Групповые билеты — от 6,5 евро за человека.

Незабываемого путешествия!

История дома-музея

В конце XIX века, после рождения Марка и смерти деда художника, отец Марка Хацкель Шагал купил деревяннный дом (не сохранился) на Покровской улице. До этого Шагалы жили в районе Песковатик, где и родился художник.

В период с 1901 по 1905-й годы рядом с деревянным зданием Шагалы построили одноэтажный кирпичный дом, который сохранился до наших дней. Именно в этом доме сейчас располагается музейная экспозиция. По архивным документам известно, что Хацкель и Фейга-Ита Шагалы (отец и мать художника) на Большой Покровской улице владели недвижимым имуществом в виде «каменного 1-этажного дома с лавкой, деревянного дома, двух флигелей во дворе и досчатого сарая». Все деревянные постройки были разрушены во время войны.
В 1991 г. витебским городским исполнительным комитетом было принято решение о создании в Витебске Музея Марка Шагала. Тогда же под руководством первого директора музея Аркадия Подлипского была открыта небольшая музейная экспозиция в одной из комнат дома на Покровской улице, где еще продолжала жить семья маляра Зиновия Мейтина.

В течение последующих лет на средства Витебского горисполкома при участии «Круга содействия «Дом-музей Шагала в Витебске» из города Нинбург (Германия) была проведена реставрация родительского дома художника, а сотрудниками музея собраны необходимые экспонаты.

Своих первых посетителей Дом-музей Марка Шагала принял 6 июля 1997 года, в день 110-летия со дня рождения художника. В этом же году рядом с каменным восстановлен деревянный дом. Месторасположение остальных домов, находившихся в глубине участка, пока остается проблематичным.

Во дворе музея был установлен памятник художнику «Витебская мелодия на французской скрипке» работы витебского скульптора Валерия Могучего. Летом 1998 года возле здания музея были проведены археологические раскопки, при этом выявлены остатки керамики, курительные трубки, бутылки и прочие бытовые предметы XVIII—XX веков.

С 1998 года пост директора музея Марка Шагала занимает Людмила Хмельницкая.

Экспозиция музея

Марк Шагал — один из самых известных белорусских живописцев, знаменитых на весь мир, а в Витебске, где прошло его детство, он является популярной личностью, почитаемой по сей день. Его дом-музей посещает множество туристов: это обязательная часть любого обзорного тура по городу.

Дом, где родился и вырос Марк Шагал, был построен его отцом в конце XIX — начале XX века, в 1900 году семья переехала сюда. Изначально на участке было четыре дома — один каменный и три деревянных, где размещались подсобные помещения. В настоящее время в каменном одноэтажном строении разместился музей, а в единственном деревянном доме, сохранившемся до наших дней, — хранилище садового инвентаря и комнатка сторожа.

В музее можно увидеть вещи того времени, архивные документы, которые рассказывают о Шагале и его семье. Авторы проекта пытались воссоздать быт еврейской семьи.

Свои первые, еще детские рисунки Марк Шагал начал рисовать именно в доме на ул. Покровская. Он воображал, что это его мастерская. Любимыми творческими локациями в доме были место у окна и печь на кухне, где юный художник проводил большую часть своего времени, уносясь в мотивы творчества.

Официальная группа на Facebook

На многих картинах Шагала запечатлен его дом и его обстановка внутри. Например, на полотне «День рождения» изображена его комната и настенный ковер. Художник встречает важную гостью — Беллу Розенфельд — первую жену и музу, которая дарит ему букет, и он взлетает от счастья. В музее в комнате Шагала до сих пор висит ковер, похожий на изображенный на картине.

Переходя из комнаты в комнату, в музее можно увидеть множество предметов интерьера, мебели, семейные фотографии, которые также можно заметить на полотнах Шагала. Старинная лампа, дореволюционные часы-ходики, кухонная утварь. Интерьеры дома восстанавливали по рисункам Марка Шагала к его автобиографической книге «Моя жизнь». Очень активно помогали восстанавливать дом и обустраивать музей немецкие коллеги — почитатели творчества художника и музейные работники.

В 1999 году во дворе дома-музея на улице Покровской был установлен памятник юному Марку Шагалу. Скульптура изображает молодого человека, который держит в руках скрипку в форме Эйфелевой башни (по аналогии с Парижем, который так любил художник), а на ней высятся купола и крыши родного Витебска — города, изображаемого то и дело на картинах и лелеемого в сердце. То есть скрипка напоминает палитру, плавно переходящую от Парижа в Витебск и обратно. Эти два города неразрывно связаны с жизнью художника и одинаково им любимы. Шагал писал: «Париж, ты — мой второй Витебск». В руке художник держит смычок-кисть. Тем самым скульптор Валерий Могучий — автор статуи — подчеркивает талант Шагала создавать кистью шедевры, как будто играя на скрипке. Рядом с художником стоит аллегорический и собирательный образ животного, которого он в разных видах изображал на своих картинах. А во рту у животного — любимый цветок живописца — василек. Его также можно интерпретировать как отражение любви к родному краю и тоску по Родине.

Помимо предметов быта и интерьеров, фото-документов и писем художника-сюрреалиста, в коллекции музея Марка Шагала хранится более 300 оригинальных произведений искусства, в числе которых — литографии, гравюры, иллюстрации к литературным произведениям и просто наброски будущих произведений искусства. В музее также выставлены репродукции некоторых самых знаменитых работ Шагала.

Официальная группа ВКонтакте

Известные полотна, которые стоит увидеть

Основная часть полотен, которые представлены в музее — это картины по библейским мотивам. Он сам размещал картины в залах и подбирал те, которые считал самыми удачными. Гуляя по музею, можно проследить суть творчества знаменитого художника. Логика расположения картин позволяет не только погрузиться в удивительный мир живописи, но и понять суть творчества Шагала.

Мы уже упоминали, что все залы имеют свою тематическую направленность. Конечно, каждая картина знаменитого художника достойна отдельного внимания, но среди них есть те, которые заслуживают обдумывания сюжета и заставляют погрузиться в атмосферу, переданную нам Марком Шагалом.

Итак, Первый зал. Тут собрано 17 картин с единой тематикой — библейской. Их можно считать ядром коллекции. Ни в одном мировом музее больше не встретишь подобного. Очень часто посетители задаются вопросом, почему именно библейская тема. И ответ на него очень прост. Марк Шагал родился в верующей семье, и каждая картина пропитана еврейскими мотивами, а не христианскими. Это стоит учитывать при просмотре коллекции. В зале можно увидеть такие знаменитые картины, как «Сотворение мира», «Сон Иакова», «Ной и радуга», «Изгнание из рая» и многие другие.

Второй зал немного меньше по размерам. Картин, посвященных библейской тематике, всего пять. Они отражают настроение и душевное состояние творца в тот момент, когда писались произведения. Атмосферу и мысли Шагала передает цвет, который выбирает художник.

Внимания заслуживают не только картины, но и витражи. Они рассказывают посетителям о сотворении мира. Прекрасно выглядит и мозаичное панно под открытым небом, на котором изображена сцена вознесения пророка Илии.

Шагала, бежала, летала улица Марка Шагала

До недавних времен в Витебске был лишь небольшой проезд, названный именем Шагала. Но в июне этого года улица Газеты «Правда» в центре города была переименована и стала носить имя художника. На ней также открыта мемориальная доска, на которой скульптор Сергей Сотников изобразил Шагала в годы, когда тот жил и творил в Витебске.

Но самая главная достопримечательность этой улицы еще ожидает своего часа — это здание народного художественного училища, организованного Шагалом в 1918 году. Постройка еще находится на реставрации, музей в ней, предположительно, откроется через полгода.

Шагаловский период в народном училище продлился недолго, буквально пару лет. Он успел собрать учеников, пригласить других именитых учителей. Это, например, Казимир Малевич, Эль Лисицкий, Мстислав Добужинский. Казимир Малевич трудился здесь над созданием теории нового искусства. Сейчас его картинами украсили несколько зданий на улице Шагала. Все же примеры супрематизма повторить на стене проще, чем авангардные картины Шагала.

Детство и юность

Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 6 июля 1887 года в белорусском городе Витебске, в черте Российской империи, отделенной Екатериной II для проживания евреев. Глава семейства Хацкель Мордухов Шагал работал грузчиком в лавке торговца селедкой. Он был человеком тихим, набожным и работящим. Мать художника Фейга-Ита была женщиной энергичной, общительной и предприимчивой. Она вела хозяйство, руководила мужем и детьми.

Художник Марк Шагал

С пяти лет Мовша, как и всякий еврейский мальчик, посещал хедер (начальную школу), где обучался молитвам и Закону Божию. В 13 лет Шагал поступил в Витебское городское четырехклассное училище. Правда, учеба особого удовольствия ему не доставляла: в то время Марк был ничем не примечательным заикающимся мальчишкой, который из-за неуверенности в себе не мог найти общего языка со сверстниками.

Провинциальный Витебск стал для будущего художника и первым другом, и первой любовью, и первым учителем. Юный Моисей с упоением рисовал бесконечные жанровые сценки, которые он ежедневно наблюдал из окон своего дома. Стоит отметить, что родители не питали особых иллюзий по поводу художественных способностей сына. Мать неоднократно подкладывала рисунки Моисея вместо салфеток на обеденный стол, а отец и слышать не хотел об обучении отпрыска у именитого в то время витебского живописца Юделя Пэна.

Музей Марка Шагала в Витебске

Идеалом патриархальной семьи Шагалов был сын-бухгалтер или, на худой конец, сын-приказчик в доме состоятельного предпринимателя. Юный Моисей на протяжении пары месяцев выпрашивал у отца деньги на школу рисования. Когда главе семейства надоели слезные просьбы сына, он выбросил необходимую сумму денег в распахнутое окно. Будущему графисту пришлось собирать разлетевшиеся по пыльной мостовой рубли на глазах смеющихся обывателей.

Учеба давалась Мовше трудно: он был подающим надежды живописцем и никудышным учеником. Впоследствии эти две противоречащие друг другу черты характера отмечали все люди, пытавшиеся повлиять на художественное образование Шагала. Уже в возрасте пятнадцати лет он считал себя непревзойденным гением и поэтому с трудом мог выдерживать замечания учителей. По мнению Марка, только великий Рембрандт мог быть его наставником. К великому сожалению, художников подобного уровня не было в маленьком городке.

Марк Шагал в молодости

Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Столица империи представлялась ему землей обетованной. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. Суровая правда жизни внесла в розовые мечты юноши необходимые коррективы: свой первый и последний официальный экзамен он провалил. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Не привыкший сдаваться парень поступил в возглавляемую Николаем Константиновичем Рерихом Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Там он проучился 2 месяца.

Марк Шагал за работой

Летом 1909 года отчаявшийся найти свой путь в искусстве Шагал вернулся в Витебск. Юноша впал в депрессию. Картины этого периода отражают удрученное внутреннее состояние непризнанного гения. Его часто видели на мосту через Витьбу. Неизвестно, к чему могли привести эти упаднические настроения, если бы Шагал не встретил любовь всей своей жизни – Берту (Беллу) Розенфельд. Встреча с Беллой наполнила до краев его опустошенный сосуд вдохновения. Марку вновь захотелось жить и творить.

Марк Шагал в старости

Осенью 1909 года он вернулся в Петербург. К желанию найти наставника, равного ему по дарованию, добавилась новая идея фикс: юноша задумал во что бы то ни стало покорить Северную столицу. Рекомендательные письма помогли Шагалу поступить в престижную школу рисования именитой меценатки Званцевой. Художественным процессом учебного заведения руководил живописец Лев Бакст.

По свидетельствам современников Моисея, Бакст взял его без всяких нареканий. Более того, достоверно известно, что Лев оплачивал обучение подающего надежды графиста. Бакст напрямую заявил Мовше, что в России его талант не приживется. В мае 1911 года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж, где продолжил обучение. В столице Франции он впервые начал подписывать свои работы именем Марк.

Живопись

Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». В августе 1910 года Марк уехал в Париж. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры.

Картина Марка Шагала «Голгофа»

В июне 1914 года в Берлине открылась его первая персональная выставка, включившая в себя почти все созданные в Париже картины и рисунки. Летом 1914 года Марк вернулся в Витебск, где его застало начало Первой мировой войны. В 1914–1915 годах была создана серия картин из семидесяти работ, написанных на основе натурных впечатлений (портреты, пейзажи, жанровые сцены).

В предреволюционные времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», «Красный еврей»), картины из цикла «Любовники» («Голубые любовники», «Зеленые любовники», «Розовые любовники») и жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», «Портрет Беллы в белом воротничке», «Над городом»).

Картина Марка Шагала «Над городом»

В начале лета 1922 года Шагал направился в Берлин, чтобы узнать о судьбе выставленных перед войной работ. В Берлине художник обучился новым для себя печатным техникам – офорту, сухой игле, ксилографии. В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж.

Картина Марка Шагала «Белое распятие»

В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. По приказу министра пропаганды фашистской Германии Пауля Йозефа Геббельса в 1933 году произведения мастера были публично сожжены в Мангейме. Гонения на евреев в фашистской Германии, предчувствие приближающейся катастрофы окрасили произведения Шагала в апокалиптические тона. В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»).

История появления музея

Музей знаменитого художника является самым посещаемым местом. Путешественники со всего мира приезжают сюда, чтобы полюбоваться известными картинами и проникнуться духом местечка. Его можно считать достопримечательностью Франции наравне с музеями Пикассо и Фернана Леже.

Супруги Шагал подарили правительству страны 2 цикла картин:

  1. 17 полотен, на которых изображены сюжеты из Ветхого Завета. Написаны они были в период с 1962 по 1967 год. Сюда же можно отнести картины, написанные гуашью. Сюжет также взят из Библии.
  2. Этот цикл Шагал написал намного раньше, в период с 1930 по 1932 год. Позже были добавлены картины, написанные на библейскую тематику. Но год их создания — 1987.

Открыт музей был в 1973 году. Мастер тогда присутствовал на церемонии открытия. Идея выставить работы знаменитого художника в музее пришла в голову французскому писателю Андре Мальро. Он стал инициатором проекта и предложил архитектору А. Эрману построить красивое, но простое здание, которое и станет музеем.

История

Дом на Покровской улице, который является официальным музеем художника, был построен еще его отцом в начала 20-го века. Долгое время он стоял заброшенным и полуразрушенным, но в 1997 году произошло памятное событие — состоялось открытие мемориального музея Марка Шагала.

Музей Шагала в Витебске является гордостью местных жителей и интересной достопримечательностью для туристов уже довольно долгое время

В его стенах собрали небольшую, но очень душевную коллекцию из предметов быта, которыми пользовались члены семьи, архивных документов и личных вещей. Интересно, что экспозиция была составлена по наброскам, сделанным самим творцом.

Творчество Шагала нашло свое место не только внутри музея, но и на его фасаде

А вот арт-центр, находящийся на противоположном берегу Двины, был открыт 5-тью годами ранее. Его коллекция разместилась в стенах здания, изображенного на картине «Над городом». Сегодня здесь можно увидеть более 300 работ, в том числе картины Анри Матисса, Хуана Миро, Фернана Леже, Пабло Пикассо.

Картина Марка Шагала «Над городом». Любопытно ,что на картине изображен Витебск, а ее герои пролетают над арт-центром

Относительно недавно, в 2002 году, деятельность музейного комплекса была существенно расширена — появилась научная библиотека, фонд которой составляет более 3 500 книг.

После реконструкции музей Шагала в Витебске приобрел не только большую библиотеку, но и необычный пол

Немного биографии известного художника

Родители Марка всегда мечтали, чтобы их сын получил основательную профессию и выбился в люди. Они пророчили ему профессию приказчика или бухгалтера. Но мечты не сбылись, и Марк стал знаменитым художником, которого любят во всем мире. Каждая страна, где он жил и творил, считает Шагала своим.

Родился художник в еврейском пригороде Витебска в 1887 году. Большая часть евреев в то время обучалась на дому, и Марк не стал исключением. Он изучал древнееврейский язык и знаменитые книги своего народа.

Немного позже Шагала отдали в витебское четырехклассное училище. Однако мальчик отличался от своих сверстников. Он смотрел на мир совершенно иначе. Рисовать Марк любил всегда, но только в юности смог начать учиться этому делу. Первым его учителем был Юдель Пэн.

Ю. Пэн был мэтром еврейского Ренессанса и позиционировал себя как академист. Но Марку не нравился этот жанр, и он предпочитал работать в другом направлении — авангарде.

Юный Шагал не боялся экспериментировать и все задумки переносил на полотно. Когда учитель увидел первые картины своего ученика, он удивился и понял, что перед ним стоит талантливый молодой человек. С тех пор Пэн стал заниматься с Марком совершенно бесплатно. Но он понимал, что его ученику нужно нечто большее и предложил продолжить обучение в Петербурге. В этот период и сформировался творческий стиль художника. В Петербурге Шагал обучался у знаменитого Льва Бакста.

Но долго в там Шагал не прожил и в 1909 году возвратился на родину, где встретил свою любовь и взглянул на родной город совершенно иначе. На его полотнах появились узкие улочки Витебска, старинные здания и ветхие церквушки.

За годы своей жизни Шагал побывал во многих странах и занимался разными видами творчества. Но его любовь к Парижу и избранному направлению осталась неизменной.

Научная библиотека

В здании Арт-центра находится научная библиотека, где можно найти книги о жизни и творчестве Марка Шагала. Открытие состоялось в 2002 году в честь 115-летия со дня рождения художника и оказалось возможным благодаря щедрому дару доктора Генриха Манделя (г. Иррель, Германия).

Собрание библиотеки насчитывает более 3 500 книг на разных языках мира – английском, немецком, французском, русском… В фондах хранятся издания с начала ХХ века до нашего времени, в том числе редкие, по истории изобразительного искусства, русского и европейского авангарда, монографии о творчестве Марка Шагала, издания автобиографии «Моя жизнь», воспоминания о художнике, книги с его иллюстрациями…

Личная жизнь

Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. Правда, судьба сложилась таким образом, что художник намного пережил свою музу: Белла скончалась от сепсиса в американском госпитале 2 сентября 1944 года. Тогда, вернувшись после похорон в опустевший дом, он поставил на мольберт портрет Беллы, написанный им еще в России, и попросил Иду выбросить все кисти и краски.

Марк Шагал и Белла с дочерью

«Художественный траур» длился 9 месяцев. Лишь благодаря вниманию и заботе дочери он вернулся к жизни. Летом 1945 года Ида наняла сиделку для ухода за отцом. Так в жизни Шагала появилась Вирджиния Хаггард. Между ними вспыхнул роман, который подарил Марку сына Дэвида. В 1951 году барышня ушла от Марка к бельгийскому фотографу Шарлю Лейренсу. Она забрала сына и отказалась от 18 работ художника, подаренных ей в разное время, оставив себе лишь два его рисунка.

Марк Шагал с женой Валентиной Бродской

Моисей опять хотел покончить с собой, и, дабы отвлечь отца от тягостных дум, Ида свела его с владелицей лондонского салона мод Валентиной Бродской. Брак с ней Шагал оформил через 4 месяца после знакомства. Дочка творца еще не раз пожалела об этом сводничестве. Мачеха не пускала к Шагалу детей и внуков, «вдохновляла» на рисование декоративных букетов, потому что они «хорошо продавались», и бездумно тратила гонорары супруга. С этой женщиной живописец прожил до самой смерти, продолжая, однако, постоянно писать Беллу.

Жизнь в Париже и гражданский брак

После смерти Беллы, Ида позаботилась о своем отце и нашла в Париже англичанку, которая помогала ему по хозяйству. Это была образованная дочь дипломата — Вирджиния Хаггард Макнил. У них завязался роман, который длился семь лет. В 1946 году пара родила сына Дэвида МакНила и поселилась в тихом городке Хай-Фоллс.

С появлением Вирджинии в творчество гения вернулись яркие цвета и светлые мотивы. Он участвовал в нескольких крупных проектах, самые запоминающиеся из которых — динамичные декорации и костюмы для балета Игоря Стравинского «Жар-птица». Используя блестящие ткани и замысловатую вышивку, он разработал более 80 костюмов, которые изображали существ, похожих на птиц

«The Firebird» стал важной вехой в карьере Шагала. Его костюм и декорации оставались в репертуаре двадцать лет

Разработанные версии используются и сегодня.

Завершив работу над «Жар-птицей», Шагал вскоре вернулся в Европу с Вирджинией, сыном и дочерью от первого брака. Работы Шагала отмечены на ретроспективных выставках в Париже, Амстердаме, Лондоне и Цюрихе. В то время как Шагал пользовался всемирным признанием, Вирджиния становилась все более несчастной. В 1948 году женщина познакомилась с бельгийским фотографом и у них завязался роман. После 3 лет тайных встреч, она ушла к возлюбленному и перебралась с сыном в Бельгию. Спустя годы Вирджиния Хаггард описала этот роман в своей короткой книге «Моя жизнь с Шагалом».

История музея

Творчество Шагала неоднозначно, воспоминания похожи на калейдоскоп, запечатленный в картинах, где постоянно присутствует та самая нотка детства. Для маленького гения постоянная суета в доме и торговой лавке, любящая мать, благосклонно взирающая на его первые творческие опыты, но постоянно склоняющая к более практичной профессии и бабушки, просто радующиеся тому, что мальчик остался жив, несмотря на то, что родился очень слабым, стали тем самым вдохновением.

Окруженный любовью и заботой родных, он не обращал внимание на то, что семья после войны считалась бедной. Ему не было дела до того, что из 4 домов после пожаров остался 1, зато из красного кирпича

Он со временем и стал основным корпусом музея.

Творчество художника сразу приняли в Москве. Чтобы попасть на выставку его работ, приходилось постоять в очереди, а на родине его «странные картины, далекие от жизни» подвергались публичному обсуждению, что затрудняло создание экспозиций. Музей Марка Шагала после долгих трудов многих просвещенных людей того времени, был все-таки открыт в доме его детства, на Покровской улице. Позже открылась Арт-галерея.

Жизнь художника была полна перемен и переездов, после учебы в Петербурге талантливого студента отправили на стажировку во Францию, затем он вернулся на родину, переехал в Москву. После того как он ушел с поста руководителя витебского художественного училища, снова уехал с женой в Европу, уже не планируя возвращаться. Все эти этапы жизни видны в его картинах. Одна из первых выставок работ состоялась в Каунасе в 1922 году, но до открытия музея в Витебске прошло 75 лет. Только в 1997 году удалось показать ценителям все многообразие творчества мастера.

Особенности экспозиции

Первые картины и наброски были сделаны Шагалом именно в доме детства. Любимое место у окна открывало чудный обзор. В картинах мастера часто мелькал образ оконной рамы, как символа выхода в иную реальность. Элементы домашней обстановки проникали во многие полотна, такие как «День рождения». Примечательно, что изображенный на ней ковер до сих пор висит на стене в комнате музея.

Кроме него в доме хранится еще немало вещей, который перекочевали на полотна: настольная лампа, кухонная утварь, настенные часы. Основная цель музея — показать художника как человека, рассказать о становлении его мастерства и особенностях стиля. Именно поэтому наряду с копиями картин почетное место занимают архивные документы, личные вещи, фрагментарно воссоздана обстановка в комнатах. Всего их 5, художественный замысел — Юрия Черняка.

Настроение создается задолго до того, как посетители попадают в сам музей. В начале Покровской улицы установлен памятник художнику. При входе в помещение работает бакалейная лавка. Сейчас она стала сувенирной, а когда-то в ней мать художника торговала более практичными товарами.

«Комната мальчиков» посвящена биографии живописца до его отъезда в Париж. Кроме предметов обстановки и семейных фотографий здесь размещены первые пробы пера, наброски, стихотворные строки, посвященные родителям.

В гостиной также сохранена часть обстановки, показывающая, что жили небогато, но в уважении и согласии, что на всю жизнь оставило след в душе художника. В «Красной комнате» интерес представляет расписная посуда, которую подарили племянницы художника, и старинные настенные часы. Копии семейных фотографий детально показывают путь Марка Шагала от момента, когда он покинул родной город и до его последних лет жизни в Париже. В кухне юный художник часто сидел у печи, пробуя свои силы в рисовании.

Вокруг дома разбит небольшой ухоженный сад, в нем установлен аллегоричный памятник художнику. Он играет на скрипке воспоминаний, часть которой выполнена в виде Эйфелевой башни. Опирается мастер на мифическую фигуру странного животного, одновременно напоминающего осла и козла. Этот образ встречается в нескольких картинах, его и взял за основу скульптор Валерий Могучий.

Музей Марка Шагала в Витебске ведет активную просветительскую деятельность, проводятся:

  • Международные Шагаловские чтения;
  • передвижные выставки, посвященные искусство XX-XXI века;
  • в летние месяцы работает школа для юных дарований.

Личная жизнь знаменитого живописца

Марк и Белла Розенфельд познакомились в 1909 году, когда ей было всего 14 лет. Она была слишком молода для серьезных отношений, а у юного художника не было денег. Влюбленные были помолвлены, но ждали свадьбы до 1915 года. В следующем году у них родилась дочь Ида. Белла вдохновила художника на создание шедевра — «День рождения» (1915).

Белла Розенфельд была не единственной женщиной, которую Шагал любил и рисовал. Будучи студентом, он был очарован Теей Брахманн, которая позировала для картины «Сидящая красная обнаженная» (1909). Портрет Теи, залитый темными линиями, тяжелыми слоями красного и розового, смел и чувственен. Напротив, картины Шагала с изображением Беллы беззаботны, образны и романтичны.

Более тридцати лет Белла появлялась снова и снова как символ переполняющих эмоций, неистовой любви и женской чистоты. Помимо «Дня рождения», к самым популярным картинам Шагала изображением Беллы относятся «Над городом» (1913), «Набережная» (1917), «Три свечи» (1938), и «Обрученные и Эйфелева башня» (1939).

Марк и Белла Шагал хотели поселиться в Париже после свадьбы, но череда войн сделала поездку невозможной. Первая мировая война принесла бедность, хлебные бунты и нехватку топлива. Россия кипела от жестоких революций, кульминацией которых стала Октябрьская революция 1917 года, гражданская война между повстанческими армиями и большевистским правительством. Хотя он написал несколько картин в России, Шагал чувствовал, что революция прервала его карьеру. Белле было всего за сорок, когда она умерла от инфекции в 1944 году.

Двадцать лет спустя творец начал работу над фильмом «Революция» (1937-1968), в котором восстание в России изображено как цирковое событие. Ленин комично пожимает руку на столе, а хаотичная толпа бродит по периферии. Слева толпа размахивает оружием и красными флагами. Справа музыканты играют в ореоле желтого света. В нижнем углу плывет свадебная пара. Кажется, Шагал говорит, что любовь и музыка сохраняются даже в жестокости войны.

Сюжеты «Революции» отражены в триптихе Шагала «Сопротивление, воскресение, освобождение» (1943).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector