Площадь навона и фонтан четырех рек

Описание Фонтана Четырех рек

Фонтан Четырех рек представляет собой скульптурную композицию фигур, символизирующих четыре главные реки в четырех частях света. В центре композиции находится мощный обелиск. Долгое время считалось, что он был привезен из Египта императором Каракаллой. Однако последние исследования доказали, что обелиск был создан в Риме. Его высота 16 метров, он имеет четыре грани, на которых изображены правители Рима в образах фараонов. Устремленный ввысь обелиск означает победу Римской католической церкви над языческими верованиями. На вершине монумента находится скульптура голубя с веткой оливы в клюве — символ надежды и часть герба рода Памфили.

Рисунок скульптурной группы создал Бернини, а вот воплощали замысел в жизнь его ученики. Им удалось сделать композицию живой и динамичной, вдохнуть в изображения богов силу и экспрессию. Африке соответствует бог Нила, созданный Антонио Фанчелли. Америка — река Ла-Плата, автор скульптуры Франческо Баратта. Аллегория Азии — бог Ганга Клода Пуссена. Главная река Европы — Дунай. Автор — Антонио Лучея.

Лицо бога Нила закрыто руками. Есть два варианта объяснения этого жеста. Первая версия — таким жестом Бернини хотел выразить неуважение к своему противнику Борромини, на произведение которого (церковь Сант-Аньезе) смотрит бог. Согласно второй версии, во время создания фонтана еще не был известен исток Нила. В руках у бога Дуная свиток. На нем изображена геральдика рода Памфили и эмблемы папства. Процветание Америки символизируют монеты под скульптурой Ла-Плата. Бог Ганга держит в руках весло, как отсылку к активной индийской навигации.

Скульптурную композицию дополняют фигуры флоры и фауны олицетворяемых стран. Это цветочные поля Дуная, кактусы и крокодилы, характерные для долины Ла-Плата. Со стороны Африки лев пьет воду у пальмы. Весло Ганга обвивает азиатский символ — дракон. А в чаше фонтана плавают морской змей и дельфин. Также фонтан украшен виноградными лозами, цветами и фруктами — символами богатства, процветания и изобилия.

Вода в Фонтан Четырех рек приходит через акведук Аква Вирго, построенного еще в I веке до н. э. Конкуренты Бернини утверждали, что фонтан спроектирован неверно и вода не сможет течь. Архитектор очень волновался перед первым пуском, но беспокойство оказалось напрасным. Как и столетия назад, фонтан исправно работает и восхищает жителей и гостей Рима.

Сегодня туристов привлекает не только потрясающая архитектура фонтана, но и множество уличных артистов, мимов, музыкантов и художников, облюбовавших площадь Навона. В чашу фонтана принято бросать монетку, чтобы вернуться в Рим. Зимой здесь устраивают рождественскую ярмарку. Любители творчества Дэна Брауна вспомнят, что в романе «Ангелы и демоны» фонтан сыграл заметную роль.

Сергей Архипкин

Знаменитые римские фонтаны

Началом украшения Рима оригинальными проектами с фонтанами послужила сделанная совместно с отцом знаменитая «Баркаччо» («Лодочка») на Испанской площади. Этот фонтан стал первым образцом, который строился не по стандартной форме бассейна. «Баркаччо» — воплощение в камне римской легенды о случившемся в 1598 году наводнении, когда воды реки Тибр прибили к берегу затонувшую грузовую лодку.

По проектам Бернини в Риме было построено множество фонтанов, а сам Вечный город с тех пор стали именовать городом фонтанов. Сейчас их насчитывается 280, а раньше было 800.

Самые знаменитые и прекрасные фонтаны Лоренцо Бернини:

  • Фонтан Четырех Рек, задуманный вначале как дополнение к обелиску из Александрии. Располагается на площади Навона. Обнаженные мужские фигуры размещены вокруг обелиска и символизируют 4 реки всех континентов: Дунай (Европа), Ганг (Азия), Ла-Плата (Америка) и Нил (Африка). В окружение каждой скульптуры для колоритности добавлены некоторые представители флоры и фауны конкретного континента.
  • Фонтан «Тритон» (1643) является украшением площади Барберини и представляет собой статую сына Посейдона (морского бога), изображенного в виде полурыбы-получеловека. Под ним находится морская раковина, ниже — дельфины, удерживающие ее на своих хвостах. Между ними скульптор расположил герб семьи Барберини (с пчелами) и атрибуты власти папы римского (тиара и ключи от Рая).
  • Небольшой и изящный фонтан Пчел (1644) выполнен в виде раскрытой раковины, стоящей на каменном основании. Между створками находятся три пчелы, которые наполняют ее водой. На раковине также выбито имя папы римского Урбана VIII, который заказал архитектору этот фонтан. С этим объектом в 2004 г. случилось неприятное происшествие — психически ненормальный приезжий разбил голову одной пчелы, попутно испортив еще несколько памятников Рима.
  • Самый грандиозный фонтан, выполненный по проекту Бернини Лоренцо — Треви (1672), расположенный в центральной части города. Вода в него поступает из источника. Большая скульптурная композиция является фасадной частью Палаццо Поли. Центральная его фигура — статуя Нептуна, вокруг которой располагаются различные морские мифические существа, гроты. В темное время суток фонтан очень красиво подсвечен.

Как Бернини удалось получить заказ на фонтан


Фонтан Четырех Рек на площади Навона в Риме

Гениальный скульптор и архитектор Лоренцо Бернини, создавший множество проектов для Рима, является одним из самых ярких представителей Эпохи Возрождения. Его талант был замечен еще в те далекие времена и по достоинству оценен многими поклонниками искусства, в числе которых были не только представители знати, но даже кардиналы и Папы Римские. Среди покровителей Бернини были и Шипионе Боргезе, и Папа Урбан VIII Барберини, для которых известный итальянский скульптор и архитектор реализовал множество потрясающих работ. Говорят, понтифик тратил настолько много денег на эстетическое преобразование внешнего облика города, что заработал себе, тем самым, дурную славу. При нем задолженность Папского престола достигла таких колоссальных цифр, что кардиналы, возмущенные расточительством понтифика, пытались осуществить против него заговор: арестовать и заточить в тюрьму. Когда заговор был раскрыт, кардиналам пришлось уехать из Рима, а Папа продолжил возрождать Вечный Город.


Герб Папы Иннокентия X

Следующим после Урбана VIII Папой Римским стал Иннокентий X Памфили, выбравший к себе в фавориты другого известного архитектора – Франческо Борромини. Все важные проекты, соответственно, достались последнему.Лоренцо Бернини старался не сдавать своих позиций, даже несмотря на то, что работы у него в разы поубавилось. Где остановиться рядом с Пьяцца Навона

Говорят, для того чтобы получить заказ на реализацию центрального фонтана для Площади Навона, где располагался Дворец Памфили, Бернини подарил серебряную модель своего проекта, высотой полтора метра, некой донне Олимпии, невестке Иннокентия X и одной из самых влиятельных представительниц женского пола в истории Святого Престола. Так это или нет – неизвестно, однако то, что работу над фонтаном поручили именно Лоренцо Бернини остается очевидным.

Это интересно!

Средства для строительства фонтана «Четырех Рек» были собраны за счет введенного Иннокентием X нового налога на хлеб.

Советуем почитать:


ПЬЯЦЦА НАВОНА: ПЛОЩАДЬ ФОНТАНОВ С НЕОБЫЧНОЙ ИСТОРИЕЙ

Фонтан Треви

Адрес: Via della Stamperia, 81

Самый большой и красивый фонтан в Риме. Его высота составляет около 26 метров, а ширина около 50 метров. Своим существованием фонтан Треви обязан архитектору Николо Сальви. В середине 18 века он создал это величественное барочное сооружение в дополнение к дворцовому фасаду. Вместе со зданием Дворца, фонтан приобрел еще более грандиозный облик.

Существуют приметы, связанные с этим фонтаном. Если бросить в него одну монету, то приедете в Рим еще раз. Бросите две монеты – встретите любовь. Три монеты – выйдете замуж или женитесь. Четыре – разбогатеете. Можно представить себе, какую сумму ежегодно «вылавливают» коммунальщики из его вод.

Еще он считается фонтаном любви в Риме. Сюда приезжают свадебные пары испить воды, чтобы их любовь ни когда не угасла, и они прожили в счастье и согласии до самой старости.

Площадь с фонтаном работы Бернини

Самым знаменитым фонтаном Бернини, несомненно, является фонтан Четырех рек на площади Навона, куда мы и отправляемся. Проектом изначально занимался Франческо Борромини, любимец папы Иннокентия Х. Но как только понтифик увидел серебряную модель проекта Бернини, он отдал реализацию идеи ему. Четыре мужские скульптуры фонтана символизируют четыре великие реки: Дунай, Ганг, Нил и Ла-Плата. В центре меж фигур возвышается огромный обелиск с голубкой Памфили (геральдический символ папы Иннокентия Х) на венце.

Несомненно, площадь Навона является одним из самых посещаемых мест Риме, которое входит в топ достопримечательностей Вечного города.

О чем молчат статуи, или что хотел сказать Бернини

Движения и присущие каждому действующему лицу атрибуты не случайны. Присмотритесь к фигуре Дуная. Она развернута к фамильному гербу понтифика, что демонстрирует, таким образом, авторитетность христианской религии в мире. Аллегория реки Ла-Плата изображена с мешочком серебряных монет, символизирующих серебряный цвет ее вод. Нил, представитель Африки, покрывает голову тканью, указывая на неизведанность своих источников, а Ганг держит в руках весло, показывая, таким образом, развитую навигацию по своим водам.


Аллегория Дуная

Booking.com

Тайные смысловые игры Бернини

Однако существует и другая негласная интерпретация заложенного в композицию смысла. Фонтан Четырех Рек Бернини, построенный напротив церкви Святой Агнессы, над фасадом которой трудился Борромини, явный тому пример. Этот Фонтан называют одним из самых «кричащих» произведений Бернини в сторону Борромини. Соперничество между двумя гениями становится очевидным, если хоть немного изучить работы мастеров. Говорят, что Бернини осмеял работу своего соперника, да еще и закрепил это в камне. Например, фигура Нила, который покрывает голову тканью, чтобы не видеть столь несуразного, по мнению Бернини, произведения Борромини.


Аллегория Нила

Еще интереснее изображена Ла-Плата: откинувшаяся назад фигура выставляет вперед одну руку, как бы опасаясь, что церковь может рухнуть. Игра таких смысловых интерпретаций прослеживается буквально в каждой детали, стоит только немного пофантазировать. В Риме можно встретить довольно много таких примеров их творческого соперничества, где прослеживаются откровенные выказывания преимущества одного мастера перед другим. И иногда даже с оттенками пренебрежения.

Фонтан Четырех Рек в Риме Лоренцо Бернини

Средняя оценка 5 Проголосовало 19

Джованни Лоренцо Бернини, Достопримечательности Рима, Площадь Навона, Фонтан Четырех Рек, фонтаны Рима

История площади Навона в Риме

История Пьяцца Навона восходит еще с античных времен при великом Юлии Цезаре. В честь большого праздника он построил кратковременный стадион для атлетов. А уже при императоре Домициане в 1 веке н.э. площадь стадиона значительно расширилась (стала даже больше, чем знаменитый Колизей). Вместимость увеличилась до 15 тысяч зрителей. Здесь продолжались устраиваться спортивные соревнования. Также именно на этом месте состоялась праздничная игра в честь свадьбы сына Каракаллы и Плавтины.

Менялось также и название. В античные времена стадион был известен как «Circus Agonalis» (арена для соревнований). Считается, что в разные периоды название менялось на «in agone», на «navone» и в конечном итоге изменилось на «navona».

Фонтан 4 рек — аллегории и образы

Фонтан «Четырех Рек» состоит из большой эллиптической ванны, в центральной части которой установлена многофигурная мраморная композиция, являющаяся своеобразным оплотом для громадного обелиска. Сама же стела, изготовленная во времена ранней империи и долгое время украшавшая Цирк Максенция, представляет собой копию древнеегипетского обелиска.

Фонтан Четырех Рек. Фрагмент

Колоссальные статуи, вырубленные из белого мрамора, олицетворяют главные реки четырех известных на момент создания фонтана континентов:

  • Нил, являющийся самой большой рекой Африки;
  • Ганг – водный гигант Азии;
  • Дунай, раскинувшийся по территории Европы;
  • Ла-Плата, находящаяся в Америке.

Данные аллегории были выполнены учениками великого Бернини, а именно: Джакомо Антонио Фанчелли, Клодом Поуссин, Антонио Раджи и Франческо Баратта. Талантливые скульпторы не только качественно справились с поставленной задачей, но и отлично смогли передать динамику и эмоциональный фон композиции, задуманные автором проекта.

Фигура льва

Кроме этого, в декоративном убранстве фонтана присутствуют семь животных, не считая венчающего обелиск голубя, держащего в клюве оливковую ветвь – геральдический символ фамилии Памфили. Идея Бернини, наделившего скульптурную композицию разнообразием флоры, заключалась в представлении зрителю такого себе мира, полного жизненной силы и энергии. Мастер создал не только пейзаж, наполненный всевозможными животными и растениями, но и сумел передать атмосферные явления. Если присмотреться к пальме, расположенной между аллегориями Ганга и Нила, то можно заметить, как ветер треплет ее листья.

Аллегории Ганга и Нила

Статуи

Каждая скульптурная композиция Четырёх фонтанов представляет особой интерес и скрывает свои ещё неразгаданные тайны создания. Их сложная иконография до сих пор вызывает споры и неоднозначные толкования в вопросах, кем и когда они были созданы, кому и чему посвящены.

Тибр

Фонтан с изображением Тибра – символа Рима, относится к рионе Монти и расположен в угловом здании, которое является церковью Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане.

Храм, посвящённый святому Карлу и Пресвятой Троице – шедевр барокко, созданный по проекту Франческо Борромини (Francesco Borromini) в период между 1638 по 1663 годами. Архитектор удачно вписал уже существующий фонтан в гениальный план церкви.

Аллегория Тибра представлена фигурой бородатого мужчины, лежащего на боку и прикрытого наполовину тканью. Его правая рука опирается на кувшин (горгулью), тогда как левая держит рог изобилия с фруктами – символ богатства Рима.

На заднем фоне раскинулось фиговое дерево и пышная виноградная лоза, которые ассоциируются с плодородием и процветанием города. В правом углу выглядывает Капитолийская волчица – геральдическое животное Вечного города (изображение появилось позже).

Арно

На углу Палаццо Альбани дель Драго, который относится к рионе Кастро Преторио, находится фонтан, изображающий бога реки Арно или Аньене.

Он представлен в более мягком и романтичном образе, чем мужественная фигура Тибра, но в такой же позе, только возлежащим на левом боку. Опираясь одной рукой на кувшин, в другой он держит букет цветов.

Красивейший город Италии был основан римлянами и назван ими как Colonia Florentia (в честь богини цветов и растений). Река Арно была притоком Тибра и источником воды для акведуков Древнего Рима. Многозначительные детали скульптурной композиции напоминают о Флоренции: цветы – о названии города, редкий тростник на заднем фоне – о частично заболоченной долине Арно, голова льва за спиной божества – о геральдическом животном.

Юнона

Изображение возлежащей Юноны украшает фонтан в районе Треви (Rione Trevi) на углу современного государственного учреждения – Института по надзору за страхованием (Istituto per la Vigilanza sulle Assicurazioni). В прошлом это здание было известно как Палаццо Вольпи-Галлоппи (Palazzo Volpi Galloppi).

Узнать богиню – покровительницу Рима, можно по изображению машущего крыльями гуся, напоминающего о знаменитой легенде, согласно которой священные гуси со двора храма Юноны в крепости на Капитолии спасли Рим.

Задний фон ниши скульптуры является отсылкой к другим фонтанам группы: пышная растительность – к Тибру, а сидящий лев слева от фигуры богини – к Арно.

Диана

Статуя Дианы появилась несколько позже, чем остальные из группы Четырёх фонтанов. Она украшает угол здания, относящегося к рионе Треви и находящегося перед Палаццо Барберини. В фасад дома фонтан был встроен только в 1920 г.

Женская фигура в томной позе облачена в длинное платье, которое изящно приспущено, обнажая грудь. Правой рукой богиня опирается на камень, из которого течёт вода. И грудь, и вода являются символами напоминающими, что Диана — богиня женственности и плодородия. На переднем плане сидит собака, которая на многих изображениях сопровождает богиню охоты.

Эта скульптура, в отличие от других, не помещена в нишу, и статуя полулежащей богини имеет в качестве фона только заднюю стену, украшенную растительными узорами. Декоративное окно было добавлено во время реставрации в 1665 г. Среди мотивов листьев на нём можно разглядеть пчелу Барберини.

Фонтан посвящён не только Диане, так как ряд его декоративных замаскированных деталей напоминает о Сиксте V.

Камень, из которого бьёт струя воды и на который локтем опирается фигура богини, – это три горы Сикстинского герба, а звёзды и голова льва, вырезанные на стенке бассейна, – знаки отличия фамильного рода понтифика.

Четыре фонтана не включены в основные туристические маршруты Рима, но, тем не менее, они заслуживают внимания. Среди многочисленных городских фонтанов, помпезных и знаменитых, Quattro Fontane выделяются не только своим оригинальным расположением и композиционным оформлением, но и каким-то неуловимо трогательным очарованием старины и тайной, скрытой под тихим журчанием воды.

Финансирование

Необычный проект Четырёх фонтанов был профинансирован не из папской казны, как большинство общественных фонтанов Рима, а частными лицами.

Сикст V, потративший уже немалые средства на ремонт акведука и строительство Фонтана Аква Феличе (Fontana dell’Acqua Felice), прибегнул к определённой хитрости. Он предложил владельцам прилегающих к перекрёстку земель профинансировать строительство фонтанов взамен на патент бесплатного пользования водой в их особняках.

Две скульптурные композиции фонтанов заказал Муцио Маттеи (Muzio Mattei) – римский аристократ из знатного рода. Ему первоначально принадлежали участки, на которых находятся Палаццо Альбани дель Драго и церковь Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане. Два других из четырёх фонтанов оплатили монсеньоры Антонию Гримани (епископ Торчелло) и Джакомо Гридензони, владеющие другими участками перекрёстка.

Работы Бернини в соборе Святого Петра

Первым нашим пунктом станет одна из главных церквей Рима и Ватикана – собор Святого Петра. Тогдашний римский папа Урбан VIII оценил работы молодого скульптора Бернини и доверил ему украшение интерьера базилики. Самым значимым произведением является бронзовый балдахин, расположенный над местом захоронения первого понтифика католической церкви Святого Петра. В его декоре были использованы геральдические символы папы Урбана VIII: пчелы, солнце и побеги лаврового листа. Также большое впечатление оказывает кафедра собора, выполненная из позолоченной бронзы. В центре произведения находится стул, некогда принадлежавший святому Петру.

В соборе Святого Петра находятся и другие работы Бернини: скульптура святого Лонгина, гробница папы Александра VII, миниатюрная модель храма Святого Причастия. Также подкупольные пространства, мраморный пол и множество скульптур были изготовлены по проекту Бернини.

В собор лучше приходить к самому открытию, чтобы не попасть на многочасовую очередь на входе. А лучше приобрести билеты заранее, сделать это можно здесь. И не забудьте позаботиться о соответствующей одежде (закрытые плечи и ноги). Выйдя из базилики, вы окажитесь на площади Святого Петра со знаменитой «прозрачной» колоннадой Бернини.

Где находится?

Фонтан тритонов находится в районе Рипа (Rione Ripa) на Пьяцца делла Бокка делла Верита (Piazza della Bocca della Verita) напротив базилики Санта-Мария-ин-Козмедин (Basilica di Santa Maria in Cosmedin).

До II века до н. э. этот район был известен как Бычий Форум (Foro Boario) – древнейшая торговая площадь Рима. После постройки чуть ниже по течению Тибра нового крупного порта Эмпориум (Emporium) Форо-Боарио стал застраиваться жилыми домами, складами и храмами.

В наши дни на современной Пьяцца делла Бокка делла Верита рядом с Фонтаном тритонов хорошо сохранились античные постройки:

  1. Храм Портуна (Tempio di Portuno) – около 80 г. до н. э.;
  2. Храм Геркулеса Непобедимого (Tempio di Ercole Vincitore) или Геркулеса Масличного (Tempio di Ercole Oleario) – около 120 г. до н. э.;
  3. Арка аргентариев (Arco degli Argentari) – 204 г. н. э.;
  4. Арка Януса (Arco di Giano) – IV в. н. э..

На месте алтаря Храма Геркулеса Помпейского, построенного в I в. до н. э. (не сохранился) в VI в. была возведена базилика Санта-Мария-ин-Козмедин, которая прославилась размещёнными в её портике «Устами истины».

Церкви на площади Навона

Особой достопримечательностью площади Навона являются расположенные практически напротив друг друга две знаменитые церкви Рима: Сант Аньезе ин Агоне, поражающая своей роскошной барочной архитектурой, и церковь Санта Мария дель Сакро Куоре, которая изначально была обращена к исторической площади своей тыльной стороной.

Церковь Богородицы Святого Сердца

Адрес: Пьяцца Навона, вход находится со стороны Corso del Rinascimento, 27
Посещение: пн-сб 06:45-12:00 и 17:00-19:00; вс 08:00-12:00 и 16:30-19:00

Скромный фасад церкви Nostra Signora del Sacro Cuore, лишенный архитектурных излишеств, обычно мало интересует туристов, посещающих площадь Навона. Тем не менее, этот католический храм имеет довольно древнюю интересную историю. Первое здание на этом месте было возведено в XII веке на руинах стадиона Домициана по воле сына короля Кастилии Фердинанда III инфанта Энрике де Кастилья (1230-1303), основавшего при храме приют для испанских паломников. В 1440 году каноник Севильского кафедрального собора Альфонсо де Парадинас за личные средства перестроил церковь, поручив проект архитектору Бернардо Росселлино, и с 1506 года она стала национальной церковью Королевства Кастилии в Риме вплоть до начала XIX века. В 1818 году она была оставлена испанцами в пользу церкви Санта Мария ди Монсеррато, куда перенесли большинство произведений искусства, погребальных памятников и некоторые из алтарей. Долгое время здание использовалось в качестве муниципального склада, пока 1878 году не было продано миссионерам Ордена Святого Сердца.

Церковь Nostra Signora del Sacro Cuore Lalupa / Wikimedia Commons

В конце XIX века папа Лев XIII потребовал капитально отремонтировать находившийся на грани разрушения храм. При этом его главный вход был перенесен на площадь Навона, а в 1931 году, чтобы освободить место для новой улицы Корсо дель Ринасименто (проходящей параллельно Пьяцца Навона), апсида и трансепт церкви были снесены. Тем не менее, в здании XVI века до наших дней сохранились некоторые произведения эпохи Возрождения, в том числе мраморная стена серлианы за главным алтарем работы Пьетро и Доменико Росселли, фрески Пеллегрино Аретузи и Чезаре Неббиа, а также великолепная часовня Cappella di San Giacomo флорентийского архитектора Джулиано да Сангалло.

Церковь Сант Аньезе ин Агоне

Адрес: Via di Santa Maria dell’Anima, 30/A, вход со стороны Пьяцца Навона
Посещение: вт-вс 09:00–12:30 и 15:30–19:00. Закрыто: понедельник.

Находящаяся перед Фонтаном Четырех рек церковь Святой Агнессы посвящена девушке, которая, согласно традиционной версии, была замучена в возрасте двенадцати лет на располагавшемся здесь стадионе Домициана во времена преследования христиан при императоре Диоклетиане.

Церковь Сант Аньезе ин Агоне Fczarnowski / Wikimedia Commons

Церковь Сант Аньезе ин Агоне, проект которой разработал в 1652 году архитектор Джироламо Райнальди по заказу папы Иннокентия X, должна была стать своего рода частной часовней понтифика, примыкающей к его семейному дворцу, построенного рядом. В 1653-1657 году работы возглавил Франческо Борромини, который частично изменил первоначальный проект предшественника возведением великолепного вогнутого фасада церкви с тремя входными порталами и двумя колокольными башнями.

Интересный факт

У жителей Рима существует красивая легенда, связанная с непримиримым соперничеством между Борромини и Бернини. Народная молва гласит, что одиозные позы скульптурных фигур фонтана Четырех рек, сделанные Бернини, указывают на недопустимую фривольность Борромини в архитектурном облике возведенного католического храма. Так, символизирующая Рио делла Плата статуя поднимает руку, опасаясь обрушения церкви, а символизирующая Нил фигура даже закрывает лицо, чтобы не видеть безобразное творение архитектора-выскочки. Однако стоит учитывать, что это всего лишь легенда, поскольку фонтан на площади Навона был построен ранее, между 1648 и 1651 гг., а Борромини возглавил строительную площадку Сант Аньезе около 1653 года.

Тематические экскурсии:

Рим на ладони в компании римлянина

Погрузиться в прошлое Вечного города на фоне панорам с трех смотровых площадок-холмов

€150 за экскурсию

Подробнее >>

Прикоснуться к истории главного католического храма в мире

€132 за экскурсию

Подробнее >>

Секреты Рима: история, теология и геральдика

Открыть неординарное в 12 главных памятниках, найти скрытые объекты и погрузиться в тайны Ватикана

€150 за экскурсию

Подробнее >>

Фонтан Нептуна

Богу морей посвящены многие римские фонтаны. В одном из них, скульптор Джованни Чеккарини изображает Нептуна с его грозным оружием – трезубцем, который божество сжимает правой рукой. Бог морей окружен обитателями вод дельфинами и тритонами. Архитектурную композицию фонтана дополняет небольшая чаша с огромной морской раковиной, из которой поочередно каскадом струится вода в бассейн.

В скульптурной композиции фонтана Нептуна работы Антонио делла Битта Бог морей сражается с огромным осьминогом. Примечательно, что фонтан Нептуна был создан после становления независимого итальянского государства. Поэтому архитекторы, создавая фонтан Нептуна, стремились показать огромную роль Италии как морской державы.

Джованни Лоренцо Бернини — начало пути

Джан Бернини родился в Неаполе в 1598 году. Спустя всего 7 лет будущий представитель барокко переехал вместе с отцом Пьетро Бернини в Рим. Глава семейства также был признанным скульптором Италии. Он высоко ценился во Флоренции и Неаполе. Благодаря таланту и трудолюбию отца, юный Джан смог научиться так гениально обращаться с мрамором. Свою первую скульптуру он создал в возрасте 10 лет. Одна из ранних работ Бернини – «Коза Амальтея с младенцами Юпитером и Фавном» (1609-1615 гг.) хранится в галерее Боргезе (вход в нее платный, лучше приобрести билеты заранее через этот сайт). Все скульптуры Бернини выглядят очень реалистично.  

Фонтаны на площади Навона

Попадая с любой из окружающих площадь улиц, первое, что бросается в глаза – это фонтаны площади Навона. Одаривая живительной прохладой, они на протяжении нескольких сотен лет восхищают многие людские поколения своей непревзойденной красотой.

Фонтан Четырех рек

Расположенный по центру площади Навона Фонтан Четырех рек является одной из римских жемчужин скульптора и архитектора Джованни Лоренцо Бернини. Представляя собой ранее обычный, квадратной формы резервуар для поения лошадей, он был перестроен в 1648-1651 гг. по заказу папы Иннокентия X.

Фонтан Четырех рек Zach Dischner / Wikimedia Commons

Нынешний водный бассейн фонтана украшен скульптурной группой из мрамора, поддерживающей египетский обелиск из Цирка Максенция, который увенчан голубем Святого Духа, несущим оливковую ветвь, и представляющим символическую эмблему понтифика. Четыре колоссальные скульптуры мужских фигур олицетворяют великие реки четырех континентов: Нил, Дунай, Ганг и Рио делла Плата.

Фонтан Мавра

Расположенный в южной части Пьяцца Навона фонтан Мавра является одним из трех монументальных фонтанов на площади. Его многолепестковый резервуар, построенный Джакомо делла Порта, в 1651 году был расширен внешним бассейном такой же формы и обогащен скульптурами Бернини. Однако большая раковина с тремя дельфинами, которой Бернини украсил центральную часть фонтана, не понравилась папе Иннокентию X, и в следующем году всю скульптурную группу переместили на виллу понтифика на холме Яникул.

Фонтан Мавра Fczarnowski / Wikimedia Commons

В 1654 году фонтан украсили новой скульптурной композицией в виде гигантского морского персонажа, держащего за хвост тщетно извивающегося дельфина, которую изваял по эскизу Бернини римский скульптор Джованни Антонио Мари. Название фонтана унаследовано особенностями изображения скульптурного героя, напоминающего Мавра.

Фонтан Нептун

Находящийся в северной части площади Навона, фонтан Нептун когда-то он был известен как фонтан Кальдераи, так как располагался недалеко от старинной улочки Vicolo dei Calderai с многочисленными кузнечными мастерскими и магазинами продавцов сковородок, горшков и прочей домашней хозяйственной утвари, сделанной из меди. Водный резервуар фонтана также создал итальянский архитектор Джакомо делла Порта в 1575-1576гг. по заказу папы Григория XIII.

Фонтан Нептун Sonse / Wikimedia Commons

Свое нынешнее название фонтан получил в 1878 году после добавления двух скульптурных групп, созданных архитекторами Грегорио Заппала (Нереиды с херувимами и морскими коньками) и Антонио делла Битта (Нептун, сражающийся с осьминогом), которые выиграли публичный конкурс, проведенный муниципалитетом Рима в 1873 г. Таким образом, фонтан Нептун получил стилистическое созвучие с двумя другими фонтанами на площади Навона.

Лучшие предложения для отдыха в Риме

Собираетесь в Рим и ищите комфортный отель недалеко от площади Пьяцца Навона — тогда посмотрите, что мы для вас нашли

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector