Типы управления государством
Содержание:
- Формы государственного устройства
- Примечания[]
- Преимущества и недостатки
- Диктатура
- Возникновение Древнерусского государства
- Российская Федерация
- Величина территории и численность населения
- Развитие системы
- Функции государства[]
- Основные формы правления
- Социализм
- Формы правления
- Соотношение типа и формы государства
- Крошечный Лихтенштейн
- Империи и теократии
- Россия – республика
- Индия и Польша
- Бюрократия
Формы государственного устройства
Определение 5
Под формой государственного устройства подразумевается внутренняя структура государства, его территориально-политическое деление, обусловливающее конкретные взаимоотношения органов всей страны с органами составных частей.
По форме гос. устройства государства бывают:
- унитарными;
- федеративными;
- конфедеративными.
Определение 6
Унитарное государство является простым цельным, единым государством, части которого – это административно-территориальные единицы, не обладающие признаками государственного суверенитета.
Для унитарного государства характерна единая система высших органов, а также единая система законодательства. В настоящий момент унитарными государствами является Англия, Франция, Бельгия, Швеция и другие страны.
Определение 7
Под федеративным государством понимается сложное союзное государство, чьи части выступают отдельным государством либо гос. образованиями, обладающими в какой-то степени гос. суверенитетом, признаками государственности.
В федеративном государстве совместно с высшими органами федерации и федеральным законодательством функционируют высшие органы и законодательство частей, членов (субъектов) федерации.
Пример 1
Современными федерациями являются Соединенные Штаты Америки, Российская Федерация, Индия и другие страны.
Определение 8
Конфедерация представляет собой союз государств, который образуется для конкретных (обычно временных политических, военных) целей.
Определение 9
Конфедерация выступает объединением 2-х либо более государств, при котором союзные органы только координируют деятельность стран-членов конфедерации и исключительно по тем вопросам, для решения которых они объединились.
Главной ее особенностью является отсутствие единого для объединившихся стран центрального гос. аппарата, который бы направлял по единому пути все законодательство и управление стран, а также в том, что каждая страна (участник конфедерации) сохраняет за собой возможность заключать дипломатические, торговые и военные соглашения с зарубежными странами.
Примечания[]
- Чиркин В. Е. Государствоведение: Учебник / В. Е. Чиркин. — М. : Юристъ, 1999. — С. 138.
- Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. — 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.
- Сословно-представительная монархия в России (ru). Labex.ru. Архивировано из первоисточника 3 марта 2012. Проверено 29 ноября 2008.
- Теория государства и права / Под ред. Пиголкина А.С. — Изд-во: Городец, 2003. — С. 43.
- Мелехин А. В. Теория государства и права: учеб. / А. В. Мелехин. — М. : Маркет ДС, 2007. — С. 161-163.
- ↑ Так, например, в соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции РФ Президент РФ обладает правом законодательной инициативы; а согласно ч. 3 ст. 107 Конституции Президент может наложить вето на представленный для подписания закон, которое преодолевается не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации РФ и депутатов Государственной Думы РФ.
- ↑ Чиркин В.Е.Нетипичные формы правления в современном государстве// Государство и право. — 1994 — № 1. — С. 109.
- Правление Сукарно. Индонезия: История страны turlocman.ru (13 апреля 2012).
Преимущества и недостатки
Исходя из всех достоинств, парламентская республика совершенно неидеальна и имеет множество серьезных недостатков.
К главным преимуществам этой политической формы правления относятся следующие:
- Этот тип государственной системы дает возможность максимально соблюсти принцип народного представительства в парламенте.
- Любые инициативы правительства чаще всего полностью поддерживаются парламентом, это позволяет обеспечить стабильную работу власти.
- Эта система правления объединяет исполнительную и законодательную власть в единую ветвь.
Для начала это нестабильность коалиционных формирований, что не редко провоцирует политические кризисы (к примеру, можно выделить Грецию и Украину). При этом обычно коалиционному правительству нужно отказываться от важных для государства законов, чтобы соблюдать идеологическую линию соглашений в коалиции.
Другой значительный недостаток парламентского способа правления — возможность узурпации власти в стране правительством, когда парламент, по большому счету, становится обычной «штамповочной машиной» для создания разных законопроектов.
К примеру, можно кратко рассмотреть характеристики и особенности этой формы правления в наиболее популярных в мире парламентских странах: Германии, Австрии, Польши, Индии.
Диктатура
Диктатура — это общественно-политический строй, где нация управляется одним человеком и отсутствуют демократические процессы. Как правило, диктатором является харизматичный лидер, «вождь», власть которого, в отличие от монархии, не идёт от Бога, а берётся им благодаря определённым заслугам и качествам. Чаще всего диктатуре предшествует демократия с чередой непопулярных у народа правителей.
Одним из самых ярких ответвлений диктатуры является военная диктатура, где вся власть находится в руках военной элиты. Чаще всего в военных диктатурах закон и порядок ставятся выше надлежащих правовых процедур, а также гражданских и политических свобод, а оппозиция подавляется жёсткими методами.
Примером диктатуры является современный Таиланд, где в 2014 году после массовых протестов против правительства были аннулированы выборы, и начался хаос в политической власти. Создавшийся вакуум власти позволил генералу Праюту Чан-Оча объявить военное положение, распустить сенат и взять контроль над страной в свои руки. После этого были урезаны некоторые свободы, к примеру: введён общенациональный комендантский час, наложен запрет на политические собрания, взяты под контроль СМИ.
Возникновение Древнерусского государства
Восточные славяне до образования Древнерусского государства. За несколько веков до образования Древнерусского государства(VI–VIII вв.) восточные славяне были разделены на племенные союзы.
У славян шел распад большой семьи – задруги, включавшей в себя от 20 до 100 человек, связанных кровным родством.
Задруга – община, в которую входило несколько семей, объединенных под властью главы семейства.
На смену родовой общине приходит соседская община. Называлась она вервь, или мир.
Общественные отношения у восточных славян того периода можно охарактеризовать как военную демократию.
Военная демократия – система управления, основанная на участии всех взрослых членов племенного союза (мужчин) в решении наиболее важных вопросов, особой роли народного собрания как высшего органа власти и всеобщем вооружении населения.
Глава племенного союза (князь) вынужден был считаться с мнением рядовых общинников.
Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии – вождей, жрецов (служителей языческих культов) и старейшин. Его ряды также пополнялись за счет членов общины, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Однако рабство у восточных славян не имело широкого распространения. Оно носило патриархальный характер, т. е. рабы входили в состав владевшей ими семьи.
Шел процесс разложения родоплеменных кровнородственных отношений. Они сменялись территориальными, военными и политическими связями.
В VIII в. насчитывалось 14 восточнославянских племенных союзов. Это были древляне, кривичи, вятичи, поляне и др. В первую очередь подобные объединения носили военный характер.
Славяне жили в степи и лесной полосе. Более пригодной для земледелия была степь. Но заселению степной зоны препятствовали постоянные набеги кочевников. Лесная полоса была менее плодородной.
Однако в плане военной безопасности – более спокойной. Равнинный характер территории, занимаемой восточнославянскими племенами, способствовал ее расширению.
Возникновение государства в Древней Руси. Момент возникновения Древнерусского государства нельзя точно определить. Племенные союзы восточных славян перерастали в феодальное государство постепенно. Большинство историков сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.
В IX в. восточнославянские племенные образования все более интенсивно втягиваются в международную торговлю, проходившую по водному пути «из варяг в греки». Этот путь, пролегавший по землям нескольких восточнославянских народов, способствовал их сближению.
«Повесть временных лет» сообщает, что часть восточных славян платила дань хазарам, а часть – варягам. Затем варяги были изгнаны.
Но восточным славянам не удалось договориться друг с другом. И ради достижения мира и порядка они обратились к варягам и попросили их встать во главе объединенных славянских племен.
Три варяжских князя во главе с Рюриком пришли на Русь в 862 г.
Эту дату принято считать моментом возникновения государственности в Древней Руси. Рюрик обосновался в Ладоге близ Новгорода.
Под его властью находилась только часть восточнославянских племен.
Еще существовал другой союз племен, объединенных вокруг Киева.
В 882 г. преемник Рюрика князь Олег захватил Киев и создал единое Древнерусское государство. Его столицей стал Киев.
Норманнская теория. В XVIII в. немецкие историки Байер, Миллер и Шлецер пытались доказать, что под варягами подразумевались норманны, или скандинавы. Отсюда и пошло название – норманнская теория. Фактом призвания варягов эти историки стремились доказать законность господства немецкого дворянства в России, обосновать неспособность русского народа к самостоятельной государственной жизни.
Первым критиком норманнской теории стал М.В. Ломоносов. Впоследствии большинство историков признали норманнскую теорию несостоятельной. В Древнерусское государство вошли кроме славян некоторые соседние финские и балтийские племена. Данное государство с самого начала было этнически неоднородным.
Российская Федерация
Государственный строй России – республика, суверенная демократия с федеративной формой государственного устройства (это закреплено в Конституции от 12.12.1993). Россия состоит из двадцать одной республики, шести краев, десяти автономных округов, одной области автономии, сорока девяти областей. В Федеративном договоре предусмотрено разграничение полномочий и обязанностей между субъектами РФ. В ведении органов федеральной власти находятся функции изменения и принятия Конституции, защита свобод и прав человека, определение федеральной политики в разных областях (социальной, экономической, культурной, национальной и так далее), энергетика, транспорт, оборона и защита границ, безопасность. Субъекты Федерации решают такой круг вопросов, как распоряжение своими природными богатствами, собственная экономика, правовое внутреннее регулирование.
Величина территории и численность населения
Для систематизации используют количественные параметры, такие как размер территории и численность населения. В зависимости от занимаемой площади страны подразделяются на такие группы:
- Большие (гиганты). По площади выделяются 10 самых крупных стран: Россия, Китай, США, Канада, Бразилия, Австралия, Судан, Казахстан, Индия, Аргентина. Территория каждой из них более 2,5 млн квадратных километров.
- Средние. Большинство стран относится именно к этой категории. Испания, Франция, Марокко, Куба.
- Карликовые. Занимают очень незначительную площадь — Ватикан, Лихтенштейн, Сейшельские острова, Сан-Марино.
Классифицируют государства и по количеству населения в них. В этой группе выделяют: крупные с населением более 100 миллионов человек (Россия, Китай, Индия), средние (Польша, Азербайджан, Италия), микрогосударства с количеством жителей 20—30 тысяч человек (Андорра, Монако, Люксембург).
Развитие системы
Форма правления – старейший элемент, который стали изучать еще во времена Древней Греции. В различные периоды истории этот термин имел разные смыслы. Например, в эпоху аграрного общества суть формы правления состояла только в определении способа замещения главы страны – путем выборов либо в порядке наследования. В ходе разложения феодализма и перехода к индустриализации, сопровождающейся ослаблением царской власти, становлением и укреплением гражданского представительства, система стала развиваться. Постепенно большую значимость приобретал не способ передачи власти, а метод организации взаимодействия между главой страны, правительством, парламентом, взаимного уравновешивания их полномочий.
Функции государства[]
Изначально любое государство выполняло триединую задачу:
-управлять хозяйством и обществом;
-защищать власть класса эксплуататоров и подавлять сопротивление эксплуатируемых;
-оборонять собственную территорию и (если имеется возможность) грабить чужую.
По мере развития общественных отношений появилась возможность более цивилизованного поведения государства:
Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства ее реализации.
Функции государства классифицируются:
- по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,
- по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определенный этап развития государства),
- по значению: на основные и неосновные,
- по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.
Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:
- Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
- Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
- Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
- Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
- Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоев общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
- Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
- Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства.
- Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.
К внешним функциям государства относятся:
- Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.
- Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
- Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.
Также проводится разделение между:
- деятельностью по выработке политических решений (public policy-making); и
- деятельностью по выполнению этих решений — государственному управлению (public administration).
Основные формы правления
Существует несколько видов организации власти:
- Республика.
- Монархия.
- Смешанный тип.
Республика, в свою очередь, может быть:
- Президентской.
- Парламентской.
- Смешанной.
Монархия бывает следующих видов:
- Парламентская.
- Дуалистическая.
- Конституционная.
- Сословно-представительская.
- Ограниченная.
- Абсолютная.
Смешанные формы правления:
- Теократическая республика. В ней главенствует мусульманское духовенство.
- Монархия с элементами республики. В ней присутствует систематическая выборность главы страны.
- Республика с элементами монархии. В таких странах глава несменяем.
Социализм
Социализм является социально-политической и экономической моделью, в которой люди владеют основными средствами производства. Социализм отличается от капитализма отсутствием неравноправного разделения благ в обществе и более размытыми классами. Некоторые эксперты сходятся во мнении, что социализм являет собой строгую политику совместного владения и равного распределения ресурсов и тесно переплетается с госкапитализмом.
Другие считают, что социализм может вполне логично существовать со свободным рыночным капитализмом, внедряя в него элементы, уменьшающие классовый разрыв.
Одним из самых известных примеров эффективного социализма является так называемая скандинавская модель, где свободная рыночная экономика сочетается с обширными общественными инициативами, такими как бесплатная медицина и образование, сильное влияние профсоюзов, защита прав и свобод рабочих и так далее.
Что касается СССР, то в нём прослеживался симбиоз госкапитализма и социализма, где вместо свободной рыночной экономики было чёткое плановое разделение благ. В остальном же советский социализм мало чем отличался от скандинавского.
Формы правления
Определение 3
Форма правления представляет собой организацию высших государственных органов, порядок организации и взаимоотношения, степень участия подданных в их образовании.
В зависимости от формы правления государства бывают:
- монархии;
- республики.
В монархии функции главы государства выполняет монарх, царь, король, император, шах, султан и т.д., они приобретаются по наследству и исполняются единолично и на протяжении всей жизни.
Монархии бывают:
- неограниченные;
- ограниченные.
В первых (неограниченных) монархиях единственный носитель суверенитета страны – это монарх. Неограниченными выступали деспотические монархии рабовладельческих стран Древнего Востока, а еще абсолютные (или самодержавные) монархии, характерные для последнего периода эпохи феодализма.
В ограниченных же монархиях совместно с монархом носители суверенности страны – это также и иные высшие гос. органы, которые ограничивают власть главы государства. К ограниченным можно отнести сословно-представительные монархии, существовавшие в эпоху феодализма. Сегодня таковыми конституционными монархиями выступает Англия, Бельгия, Швеция, Япония и др.
Определение 4
Республика представляет собой такую форму правления, при которой глава страны – это избранный на установленный период времени единоличный либо коллективный орган.
Замечание 1
Глава государства в республике становится ответственным перед избравшим его органом либо населением.
По своему типу республики могут быть:
- парламентскими;
- президентскими.
Однако эти названия условные. На самом деле в первой и во второй форме существует как парламент, так и президент. Но реальные функции в данных формах неодинаковые. В парламентских республиках (к примеру, в Германии, Италии и пр.) президент, как правило, исполняет символические функции. В парламентских республиках исполнительную власть выполняет не президент, а правительство во главе с премьер-министром (канцлер, председатель совета министров и т.д.). Состав правительства формируется на основании парламентского большинства. Исполнительная власть осуществляется кабинетом, ответственным перед парламентом. Парламент, в свою очередь, вправе принять вотум недоверия правительству (это означает, что оно уходит в отставку). При данной форме правления функция президента во многом схожа с положением монарха в парламентской монархии (король царствует, но не управляет страной).
Замечание 2
Другое дело президентская республика, при которой, наоборот, президент выступает одновременно главой государства и правительства (Соединенные Штаты Америки).
Различают также промежуточный, компромиссный вариант между парламентской и президентской республиками (так называемая полупрезидентская республика), к примеру, во Франции. Совместно с правительством, который возглавляет премьер и отвечает перед парламентом, во Франции существует также президент с некоторыми прерогативами, которые отличают его от президента в обыкновенной парламентской республике.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Соотношение типа и формы государства
Отчетливого соотношения между типом и формой государства не существует. На это может указывать тот факт, что в рамках государства одного типа могут наблюдаться разнообразные формы организации и действий государственной власти, также и государства, различающиеся по типу, могут иметь схожую форму. Примером этому может служить республиканская форма правления, которая свойственна практически для всех исторических типов государства, кроме феодального.
Рис. 3. Иван Грозный.
Под формой государства принято понимать организацию государственной власти, которая тесно связана с сутью и социальной ориентацией.
Здесь важно понимать, что сама суть и социальная ориентированность представляются основополагающими принципами организации власти, ее структуры
Крошечный Лихтенштейн
Лихтенштейн — это крошечное государство в самом центре Европы, которым правит князь Ханс Адам II. Он унаследовал трон от своего отца и правит с 1989 года, являясь пятнадцатым правителем страны, но первым, кто родился и вырос непосредственно в Лихтенштейне. Это карликовое государство, расположенное на границе Австрии и Швейцарии, основано в 1719 году, а независимость от Германии получило в 1866 году. Общая площадь Лихтенштейна составляет 160 квадратных километров, а численность населения по последней переписи — 33000 человек.
Удивительно, но, несмотря на карликовые размеры Лихтенштейна, его правящий князь считается самым богатым из европейских монархов. Его состояние, по данным журнала Forbes, составляет около 4 миллиардов долларов. Это объясняется тем, что Лихтенштейн стал одним из главных оффшоров в мире, тут зарегистрированы многочисленные крупные компании, которым предлагаются налоговые льготы. Также эта страна является одним из центров банковских услуг, составляя конкуренцию расположенной поблизости Швейцарии.
Империи и теократии
Такой общественный и государственный строй, как империя, нынче редко встречается. Япония – фактически единственная страна с таким устройством. Император выступает символом единства нации, однако вся исполнительная и законодательная власть принадлежит кабинету министров и парламенту. До середины двадцатого века Япония была монархией абсолютной, законы наделяли императора огромной, ничем не ограниченной властью. Ему приписывалось божественное происхождение, и фактически в стране существовал культ правителя. В 1947 году была принята конституция, и абсолютная монархия была полностью упразднена.
Государственный строй теократия является разновидностью монархической формы правления, когда глава церкви считается и правителем. Ярким примером монархии теократической является такое государство, как Ватикан. Также можно найти некоторые примеры на Ближнем Востоке в исламских странах, где религиозная составляющая традиционно сильна в общественно-социальной и политической жизни.
Россия – республика
Несмотря на то что РФ – федерация, она придерживается республиканской формы правления. Это определяется наличием трех ветвей власти: судебной, законодательной и исполнительной. Все они взаимосвязаны и находятся в единстве.
Принципы экономической жизни страны также закреплены в Конституции. Это в первую очередь относится к единству экономического пространства, то есть возможности свободного перемещения услуг, товаров и финансовых средств, а также поддержанию конкуренции, обеспечению свободы экономической деятельности для предпринимателей.
В основе экономических отношений лежат нормы, которые касаются собственности вообще. В России признаются, а также получают равную защиту как частная, так и государственная, муниципальная и другие формы собственности. Этот принцип, который относится к собственности, применяется и к одному из важнейших, если не самому главному богатству страны — земле. Земля и другие природные ресурсы распределены между частной, муниципальной, государственной и другими формами собственности.
Россия является страной с идеологическим и политическим многообразием. Ни одна из них не может быть провозглашенной в качестве обязательной. То же самое касается и религии, так как РФ – провозглашено как светское государство.
Индия и Польша
Индия тоже является парламентской страной, где вся власть сосредоточена в руках парламента и правительства, созданного им. Этот правительственный орган состоит из Совета Штатов (Раджья Сабха) — он отвечает за интересы конкретных регионов и Народной Палаты (Лок Сабха).
В последнюю депутаты выбираются народным голосованием. Максимальное количество «портфелей» в Лок Сабха составляет 552 человека. Период работы ограничен сроком пять лет.
Но Народную Палату может распустить досрочно президент государства, а в некоторых случаях индийское законодательство позволяет продлить время работы на 12 месяцев. Возглавляет правительство спикер, который после получения этой должности должен выйти из партии, где состоит.
Совет Штатов создается за счет косвенных выборов, он состоит из 246 человек. Раз в 2 года состав изменяется на одну треть. Парламент в Польше тоже состоит из двух палат: это Сейм, где находится 462 депутата, и Сенат, куда входит 105 человек. Первый выбирается по пропорциональной системе. Причем получить портфель в Сейме смогут только кандидаты, набравшие не менее 5% голосов на народном голосовании (но это не относится к депутатам партий этнических меньшинств).
Бюрократия
В отличие от аристократии, в бюрократии нет такого жёсткого классового ценза по праву рождения. В бюрократии невыборные правительственные чиновники выполняют общественные обязанности, продиктованные политическими группами. Бюрократия стремится к формализации всего и вся, а также к предотвращению возвышения одного из членов группы над другим. По сути, эта форма правления подразумевает, что все граждане — винтики в системе, а вместе они представляют собой огромный механизм.
Бюрократия редко является самостоятельной формой правления, и её элементы могут прослеживаться как в демократии, так и в диктатуре.
Бюрократический строй хорошо прослеживался в Великобритании в XVIII веке, когда, ввиду необходимости более точного контроля за растущей империей, был создан аппарат всеобъемлющего административного управления, повысившего эффективность сбора налогов и распределения благ. Эта система постоянно улучшалась, и в настоящее время она превратилась в государственную службу Её Величества (пример современного бюрократизма).