Мемориальный комплекс «хатынь»
Содержание:
- Памяти павших будьте достойны
- Жизнь и смерть легкоатлета Ганса Вельке
- «Никто не забыт, ничто не забыто!»
- Теперь это и моя Хатынь
- Структура мемориального комплекса
- Хатынь: хроника событий
- Хатынь и бандеровцы: история
- Мемориальный комплекс «Хатынь»
- Деревня Хатынь
- История трагедии
- Как добраться
- История создания мемориального комплекса
- Кто решил увековечить память о деревне?
- Банда предателей Родины
- Где находится, как добраться
- Первый этап трагедии
Памяти павших будьте достойны
Мемориальный ансамбль «Хатынь» стал не просто памятником гибели одной деревни и трагедии сотен других погибших деревень, но и высшим достижением белорусской послевоенной архитектуры – единственным в республике удостоенным главной премии СССР.
«Пусть этот скромный мемориал приумножит решимость тех, кто приходит сюда, построить живой памятник погибшим – мир без войны для их детей и внуков» – записал в хатынской Книге почетных гостей президент США Ричард Никсон.
Строки Роберта Рождественского призывают:
Люди,покуда сердца стучатся,помните!Какою ценойзавоевано счастье,пожалуйста,помните!Памяти павших будьте достойны!
Жизнь и смерть легкоатлета Ганса Вельке
В 1936 году в городе Берлине состоялись Олимпийские Игры. Так произошло, что первым немцем, который смог получить золотую медаль в толкании ядра, впервые в истории игр стал лёгкоатлет Ганс Вельке.
Army and military photos
Каждая немецкая газета и журнал вовсю восхваляли Вельке как представителя чистой арийской расы. При этом не жалелось оскорблений и грязи в отношении «каких-то негров и других человекообразных», как назывались все остальные люди.
Но вся эта шумиха оказалась абсолютно напрасной, так как на этой же Олимпиаде, только несколькими днями позже, негр Джесси Оуэнс выступил великолепно и завоевал целых 4 золотых медали в лёгкой атлетике.
Да и в дальнейшем, чистая арийская кровь не спасла Ганса от пули белорусских партизан, когда в 1943 году в марте он оказался в автоколонне фашистов на территории оккупированной Белоруссии. Именно здесь, рядом с тогда никому не известной деревней Хатынь, бойцы партизанского отряда «Мститель» в перестрелке убили нескольких полицаев и одного немецкого офицера. В той расстрелянной легковушке ехал командир роты. Именно он — гауптман Ганс Вельке, бывший Олимпийский чемпион в толкании ядра…
Очевидно, смерть одного чистокровного арийца, по мнению фашистских карателей, стоила жизни целой деревни. Немцы вызвали подмогу, и партизаны были вынуждены отступить. Деревня осталась без защиты.
«Никто не забыт, ничто не забыто!»
Вот уже почти сорок лет горит в Хатыни Вечный огонь. Пламя вырывается через разорванную решетку лагерного барака. На граните выбита жуткая цифра — 2 миллиона 230 тысяч погибших.
В годы Великой Отечественной войны погиб каждый четвертый житель Белоруссии. В память об этом были посажены три березы. Они здесь как символ жизни. А на месте четвертой березы горит Вечный огонь.
После войны в Белоруссии возродились из пепла 433 деревни, уничтоженные вместе с жителями.
Названия этих деревень увековечены на символических «Деревьях жизни». Они прорастают из земли, а вместо веток и листьев у них названия восстановленных деревень.
А за «Деревьями жизни» просматривается еще один символ возрождения. Это светлый сруб белого дома, который только-только начинают строить.
Лишь на обратном пути с мемориального комплекса обратила внимание на эти цветы. Словно кровь, пролитая жителями Хатыни за то, чтобы сейчас мы могли жить под мирным небом
У одного из символических срубов растет огромное дерево с раскидистой кроной. Говорят, посадил его еще до войны тот самый Иосиф Каминский.
Дерево это словно мост, соединяющий прошлое с будущим. Безмолвный свидетель хатынской трагедии. Оно выжило, несмотря ни на что. Вот он, символ стойкости! Каждый год почки на ветвях дерева превращаются в листья. Жизнь продолжается.
Смотрю на дорогу, которая ведет к трассе. У каждого из нас своя Дорога, свой собственный Путь. Некоторые считают, что не нужно оглядываться назад, в прошлое. Мол, нечего ворошить старое — что было, то прошло. Но если не мы, то кто еще сможет сохранить для потомков память о трагедии в Хатыни?
Звучат, звучат колокола Хатыни. Этот звон намертво впечатывается в сердце. Он проникает в каждую клеточку души и, словно метроном, еще долго стучит в висках. Побывав хоть раз в Хатыни, ты уже никогда не сможешь забыть эту крохотную белорусскую деревушку, ставшую символом зверств фашизма.
И вспоминаются строки Роберта Рождественского:
Люди, покуда сердца стучатся, — помните! Какою ценойзавоевано счастье, — пожалуйста, помните!
Татьяна Трунова, июнь 2018
Очерки, в которых звучит тема Великой Отечественной войны
- «Поклонимся великим тем годам…» — о монументах доблести и славы
- Прохоровка: третье ратное поле России — о Прохоровском поле, где состоялось знаменитое танковое сражение
Другие достопримечательности Беларуси
- Музей традиционной культуры в Браславе — очерк об экспозициях музея, посвященных народным промыслам Беларуси
- Гомель — очерк о достопримечательностях города
Теперь это и моя Хатынь
Белоруссия встретила меня прекрасным периодом весны, когда деревья в цвету или на них только проклёвываются листочки дивного цвета молодой зелени. Всё это создавало непередаваемую гамму чувств. Контраст расцветающей весны и территории мемориального комплекса вызывал глубочайшие эмоции скорби, к горлу подступал комок.
Более 70 лет назад и всего одним месяцем раньше: в марте здесь все было по-другому. Плиты, по которым я шла, вели меня в страшное прошлое моей страны. И это прошлое касалось не только моих предков, но и всей истории человечества в целом. История оживала у меня на глазах.
Факты бывают таковы, что жизнь одного человека может показать взлёт и падение целой нации.
Структура мемориального комплекса
Не только Хатынь постигла такая беда — еще 185 деревень навсегда исчезли с карт, а их жители стали жертвами жестокого режима немецких оккупантов. Этот мемориальный комплекс — дань памяти погибшим, символ не только скорби, но одновременно стойкости и мужества белорусского народа, сумевшего побороться с нацистами, пережить трагические времена и найти силы для возобновления жизни.
В июле 1969 года государственный мемориальный комплекс «Хатынь» был торжественно открыт.
Яркий архитектурно-художественный мемориал посредством простых и понятных образов рассказывает о трагическом периоде в жизни белорусского народа, заставляет задуматься о разрушительной силе фашизма, о торжестве силы духа.
Комплекс построен на открытой местности в соответствии с планом разрушенной деревни, на его территории есть одна скульптурная композиция, величественная и очень сильная по смыслу. В ее основу легла трагедия Иосифа Каминского — отец держит на руках своего умершего сына, но голова мужчины высоко поднята, он внутренне не покорился врагу.
На территории комплекса можно увидеть воссозданные художественно-архитектурными средствами элементы деревенских построек, когда-то бывших здесь, а ныне имеющих символический смысл. Здесь и крыша того самого сарая, срубы домов, часть открытых калиток (знак гостеприимства жителей), колодцы.
Tatiana Dudarenko
Внутри срубов обелиски с мемориальными досками, на них высечены имена погибших, которые жили в этих домах. На вершине обелисков установлены колокола, которые в память о жертвах звонят каждые 30 секунд.
На одном из участков создано так называемое кладбище деревень — могилы с названиями населенных пунктов, которые подобно Хатыни были навсегда уничтожены фашистами. В противовес создана композиция из символических деревьев, на ветвях которых перечислены названия уничтоженных, но со временем восстановленных деревень.
Информация о том, что каждый четвертый житель Белоруссии погиб во время войны, символично отражена в композиции из трех березок, четвертая ниша пустует.
На площади комплекса также есть мемориальные плиты с названиями концлагерей, которые действовали на территории страны.
Карта мемориального комплекса «Хатынь»
К 60-летней годовщине освобождения страны от фашистских захватчиков была создана фотодокументальная экспозиция, рассказывающая о войне, трагедии белорусского народа и истории мемориального комплекса.
У мемориального комплекса «Хатынь» есть 2 филиала — «Дальва» (в память о жителях одноименной деревни) и мемориальный комплекс «Курган Славы».
Tatiana Dudarenko
Хатынь: хроника событий
На сегодняшний день хронология происходящих в Хатыни событий 22 марта 1943 года восстановлена очень точно, почти поминутно.
Утром, недалеко от деревни Хатынь партизанами-подростками из отряда «Мститель» был расстрелян автомобиль, в котором передвигался один из командиров рот 118-го шуцманшафт-батальона, гауптман Ганс Вельке, любимец Гитлера и чемпион по толканию ядра Олимпийских игр 1936 года. При этом обстреле было ранено двое, и еще трое полицаев-украинцев — убиты, в том числе и сам Вельке.
Сразу же после этого, немцы вызвали подмогу — батальон Дирлевангера, а пока он добирался до места из близлежащего Логойска, нацисты нашли и арестовали, а затем расстреляли за подозрение в помощи партизанам группу из 23 местных жителей — лесорубов. К вечеру по следам отступившего партизанского отряда нацисты вышли к небольшой деревеньке Хатынь, которую и сожгли дотла вместе с ее жителями. Командовал операцией бывший старший лейтенант Красной Армии, начальник штаба того самого 118-го «украинского» полицейского спецбатальона, Григорий Васюра.
Выжить тогда удалось только одному человеку — Иосифу Каминскому, местному кузнецу: «Я со своим 15-летним сыном Адамом оказался около стены, убитые граждане падали на меня, еще живые люди метались в общей толпе, словно волны, лилась кровь из раненых и убитых. Обвалилась горевшая крыша, страшный, дикий вой людей еще усилился. Под ней горевшие живьем люди так вопили и ворочались, что эта крыша прямо таки кружилась. Мне удалось из-под трупов и горевших людей выбраться и доползти до дверей. Тут же каратель, по национальности украинец, стоявший у дверей сарая, из автомата выстрелил по мне, в результате я оказался раненым в левое плечо. Мой сын Адам до этого обгоревший, каким-то образом выскочил из сарая, но в метрах 10 от сарая, после выстрелов упал. Я, будучи раненым, чтобы не стрелял больше по мне каратель, лежал без движения, прикинувшись мертвым, но часть горевшей крыши упала мне на ноги и у меня загорелась одежда. Я после этого стал выползать из сарая, поднял немного голову, увидел, что карателей у дверей уже нет. Возле сарая лежало много убитых и обгоревших людей. Там же лежал раненый Етка Альбин Феликсович, у него из бока лилась кровь. Услышав слова умиравшего, Етки Альбина, каратель подошел откуда-то, ничего не говоря, поднял меня за ноги и бросил, я, хотя был в полусознании, не ворочался. Тогда, этот каратель ударил мне прикладом в лицо и ушел. У меня была обгоревшая задняя часть тела и руки. Лежал я совершенно разутый, так как снял горевшие валенки, когда выполз из сарая. Вскоре я услышал сигнал к отъезду карателей, а когда они немного отъехали, мой сын Адам, лежавший недалеко от меня, в метрах примерно трех, позвал меня к себе, вытащить его из лужи. Я подполз, приподнял его, но увидел, что он перерезан пулями пополам. Мой сын Адам еще успел спросить: «А жива ли мама?», и тут же скончался».
В мемориальном комплексе Хатынь Иосифу Каминскому установлен памятник в виде шестиметровой бронзовой скульптуры «Непокоренный человек» с мертвым ребенком на руках, созданную Сергеем Селихановым. Именно он «встречает» посетителей мемориала.
Рядом со скульптурой находится стилизованная мраморная крыша сарая, в котором были сожжены жители Хатыни.
Хатынь и бандеровцы: история
Трагедию этой деревни в Беларуси знают абсолютно все, но до недавнего времени сказать вслух о том, кто именно сжег Хатынь, осмеливались немногие — считалось, что ее уничтожили фашисты. На самом деле карательную операцию в Хатыни провел 118-й специальный полицейский батальон (118 шуцманшафт батальон), сформированный в Киеве в июле 1942 года по большей части из националистов, жителей западных областей Украины, согласившихся сотрудничать с гитлеровским режимом и прошедших специальную подготовку в различных лагерях на территории Германии. Еще до переброски его в Белоруссию, он успел «прославиться» в Киеве — якобы жестоко уничтожал евреев в Бабьем Яру.
Впрочем, здесь все до сих пор неоднозначно, некоторые ставят под сомнение достоверность общепринятой версии событий в Бабьем Яру.
О том, кто сжег Хатынь, стало известно весной 1986 года, когда в Белоруссии проходил закрытый судебный процесс военного трибунала по делу некого Василия Мелешко. По скупым обрывкам информации с этого процесса выяснилось, что Василий Мелешко — бывший нацистский полицай из 118-го батальона, непосредственно участвовавший в карательной операции в Хатыни. Чуть позже появилась информация, что кроме него так же удалось разыскать несколько других бывших карателей, в том числе «знаменитого» Григория Васюру, последователя Степана Бандеры и одного из жесточайших украинских националистов того времени, перешедший на сторону немецкой армии в первые же дни войны.
Мемориальный комплекс «Хатынь»
Вид основной части Мемориального комплекса (от входа)
В память сотен белорусских деревень, уничтоженных нацистами в годы Великой Отечественной войны, в январе 1966 года было принято решение о создании в Логойском районе мемориального комплекса «Хатынь». В марте 1967 года был объявлен конкурс на создание проекта мемориала. В конкурсе победил коллектив архитекторов: Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин, скульптор народный художник БССР С. Селиханов. Торжественное открытие мемориального комплекса «Хатынь» состоялось 5 июля 1969 года.
Мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс занимает площадь около 50 га. В центре композиции мемориала находится шестиметровая бронзовая скульптура «Непокорённый человек» с мёртвым ребёнком на руках. Рядом сомкнутые гранитные плиты, символизирующие крышу сарая, в котором были сожжены жители деревни. На братской могиле из белого мрамора — Венец памяти. На нём — наказ погибших живым:
Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и вас, дорогие.Мы сгорели живыми в огне.Наша просьба ко всем:пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу,чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле.Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала! |
На обратной стороне Венца памяти — ответ живых погибшим:
Родные вы наши. Головы в скорби великой склонив, стоим перед вами.Вы не покорились фашистским убийцам в черные дни лихолетья.Вы приняли смерть, но пламя любви вашей к Родине нашей Советской вовек не погаснет.Память о вас в народе бессмертна, как вечна земля и вечно яркое солнце над нею! |
«Кладбище деревень»
Бывшая улица деревни выложена серыми, под цвет пепла, железобетонными плитами. В тех местах, где когда-то стояли дома, поставлено 26 символических бетонных нижних венцов срубов и столько же обелисков, напоминающих печные трубы, опалённые огнём. Перед каждым из сожжённых домов установлена открытая калитка, как символ гостеприимства жителей деревни. На трубах-обелисках — бронзовые таблички с именами тех, кто здесь родился и жил. Сверху каждого обелиска — печально звенящий колокол. Колокола звонят одновременно каждые 30 секунд.
См. также: Список уничтоженных нацистами населённых пунктов Белоруссии
На территории комплекса находится единственное в мире «Кладбище деревень» — 185 могил, каждая из которых символизирует одну из невозрождённых белорусских деревень, сожжённых вместе с населением (186-я невозрождённая деревня — это сама Хатынь). Одна из таких деревень — Шуневка. Могила каждой деревни представляет собой символическое пепелище, в центре которого расположен пьедестал в виде языка пламени — символ того, что деревня была сожжена. В траурной урне хранится земля деревни. На могиле написаны название деревни и название района, в котором стояла деревня.
Ещё один мемориальный элемент комплекса — «символические деревья жизни», на ветвях которых в алфавитном порядке перечислены названия 433 белорусских деревень, которые были уничтожены оккупантами вместе с жителями, но восстановлены после войны.
Мемориальный элемент «Стена памяти» включает мемориальные плиты с названиями свыше 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения людей на территории Белоруссии.
На территории мемориала также находится мемориальный элемент «Вечный огонь» На квадратном траурном постаменте в трёх углах расположены три берёзки. Вместо четвёртой горит вечный огонь — в память о каждом четвёртом погибшем жителе Белоруссии.
Мемориальный комплекс «Хатынь» включён в государственный список историко-культурного наследия. В 2004 году была проведена реконструкция комплекса.
Как считает Пэр Андэрс Рудлинг, причина, по которой из множества уничтоженных во время войны белорусских деревень советское правительство уделило особое внимание мемориализации именно Хатыни, — созвучие названия этой деревни с Катынью, являвшейся местом расстрела польских военнопленных сотрудниками НКВД, факт которого СССР отрицал до 1990 года.
Деревня Хатынь
Первое, что мы видим, входя на мемориал, это памятник «Непокоренный». Бронзовая фигура старика с мертвым мальчиком на руках. Прообразом старика стал деревенский кузнец Иосиф Каминский, единственный уцелевший свидетель этой трагедии. Обгоревший и израненный, он пришел в сознание и нашел тело своего сына среди трупов односельчан. Это событие и было положено в основу памятника.
Но «Непокоренный» это не памятник Иосифу Каминскому. Это символический собирательный образ мужества и стойкости, трагизма и страданий, которые выпали на долю мирного населения. Памятник всем, кто пережил ужасы войны, но не был сломлен.
Справа от памятника находится символическая крыша сарая. Она расположена на том самом месте, где стоял сарай, куда согнали жителей Хатыни.
Трагедия Хатыни
22 марта 1943 года гитлеровцы вошли в Хатынь. Они окружили деревню, всех жителей согнали в огромный сарай, где держали сено с соломой, и подожгли постройку. Люди, горевшие заживо, пытались вырваться наружу. Но там их в упор расстреливали из пулеметов. 149 человек были убиты или сгорели заживо. Среди них было 75 детей…
Крыша словно придавливает сарай к земле. А перед скульптурой — клинообразная светлая дорога (к сожалению, ее не очень хорошо видно на этой фотографии). Это символ Последнего пути убитых и сожженных жителей Хатыни.
На третий день после трагедии жители окрестных деревень похоронили тела убитых и сгоревших в трех могилах. Слева от памятника «Непокоренный» находится братская могила жителей Хатыни. И надпись на белорусском языке: «Здесь захоронены останки жителей Хатыни».
На могиле установлен «Венец памяти», как символический сруб нового дома. На нем с одной стороны обращение погибших к живым, с другой – обращение живых к мертвым.
Мемориальный комплекс повторяет планировку уничтоженной деревни. В ней было 26 дворов.
На месте каждого дома поставлен символический сруб. Внутри сруба черная земля, как на пепелище. Возвышаются вертикальные обелиски, словно трубы обуглившихся печей.
В обелиски вставлены мемориальные доски с именами всех членов семьи. И на всех обелисках — колокола. Каждые тридцать секунд слышен их звон над Хатынью. Такое ощущение, будто жители деревни разговаривают между собой.
Справа и слева от основной дороги проложены тропинки к другим домам. Перед домами настежь распахнуты калитки как символ гостеприимства белорусов.
Там, где в Хатыни стояли четыре колодца, сейчас можно видеть серые крыши.
История трагедии
К вечеру этого же дня в Хатынь пришли гитлеровцы. Всех жителей: стариков и детей, мужчин и женщин, всех, кто на тот момент находился в деревне, не зависимо от состояния: больных и беременных, женщин с грудными детьми, штыками и прикладами загнали в деревянный колхозный сарай с ещё крепкими стенами. Обложили его со всех сторон соломой и подожгли.
Сухой деревянный амбар вспыхнул сразу как факел. Дети громко кричали от страха и боли, а взрослые, задыхаясь в дыму, пытались их спасти. Крепкие двери сарая не выдержали напора людских тел и рухнули. Испуганные люди стали выскакивать, выбегать, а кто-то и выползать из горящего пламени. Но фашистские каратели без всякой жалости расстреливала их в упор огнём из автоматов и пулемётов.
В Хатынской трагедии погибли все 149 жителей, из них половина: 75 человек — дети. Только троим из них удалось укрыться от гитлеровцев и избежать страшной участи быть сожженными заживо: брату и сестре Володе и Соне Яскевич, а также Саше Желобковичу.
А вот из находившихся в том сарае-факеле, к удивлению, смогли выжить лишь двое детей. Одного мальчика, Виктора Желобковича, умирающая мать закрыла собой, и он пролежал под её трупом до ухода немцев. А второго раненого ребёнка — Антона Барановского — немцы просто приняли за мёртвого и не добили, не расстреляли.
Хатынский кузнец Иосиф Каминский — единственный выживший взрослый. Раненый, с сильнейшими ожогами он пролежал без сознания до поздней ночи. Очнувшись, Иосиф нашёл среди умирающих своего 15-летнего сына. Ребёнок был сильно обожжён, но еще жив. У него было смертельное ранение в живот. Вскоре, мальчик умер на руках у отца.
Именно этот страшный момент, момент наивысшей смертельной боли, запечатлён в скульптуре «Непокорённый человек», который стал главной ключевой фигурой мемориального комплекса «Хатынь». Теперь они навсегда вместе: отец и сын.
В этой страшной трагедии 54-летний Иосиф Каминский потерял всю свою семью: жену и троих детей.
В период жестокой оккупации в ходе Великой Отечественной войны ужасную судьбу Хатыни разделили ещё 628 белорусских больших и маленьких деревень, которые были сожжены фашистами дотла вместе с жителями.
Четверть из них: 186, как и Хатынь, никогда уже не были восстановлены.
Предлагаю посмотреть небольшое видео об этой страшной трагедии.
Как добраться
Из Минска до самого мемориального комплекса не идет ни один автобус. Если добираетесь своим ходом, то можно доехать с автовокзала Минска до поселка Плещеницы, попросив водителя остановить у поворота на Хатынь. Дальше нужно либо пройти 5 км пешком либо попробовать добраться до места на попутной машине.
Еще один вариант — доехать с автовокзала до города Логойска, остальное расстояние (порядка 20 км) преодолеть на такси.
Удобнее всего, конечно, доехать до комплекса на личном или арендованном автомобиле. Из Минска нужно двигаться в сторону Витебска по трассе М3, на 54 км встретится указатель на Хатынь, после него останется доехать 5 км.
Мемориальный комплекс «Хатынь»: видео
История создания мемориального комплекса
После освобождения страны от оккупантов многие населенные пункты были разрушены, особенно это касалось деревень в местах активного партизанского движения. Часто жителей расстреливали или сжигали, заперев в сарае или доме. Треть семей в Белоруссии потеряли кого-то из близких. Возведение мемориального комплекса Хатынь стало данью памяти погибшим и постоянным напоминанием для живых о последствиях фашизма, предостережением для потомков.
Сразу после окончания войны не было возможности отдать дань погибшим мирным жителям, на местах разрушенных сел и деревень ставили деревянные обелиски. Так произошло и с Хатынью. На памятнике было указано количество домов и число погибших. По свидетельствам, удалось выжить только троим из всего поселка. Это 2 мальчика и кузнец Иосиф Каминский. После ухода гитлеровцев он нашел тело сына. В тот день он потерял всю свою семью. Позже именно его образ стал прообразом центральной скульптуры мемориала.
В 1966 году правительство приняло решение о возведении памятника Хатынь в Белоруссии и объявило конкурс на лучший эскиз. В результате был сформирован коллектив, в составе которого работали Градов, Занкевич, Левин, Селиханов. Через 3 года памятник был открыт.
Кто решил увековечить память о деревне?
Кирилл Мазуров среди тружеников села. Фото: Владимир Лупейко
В популярной литературе утвердилось мнение, что мемориальный комплекс в Хатыни появился благодаря руководителю БССР Петру Машерову. Это так и не так. Идея создать в этих местах комплекс принадлежала Кириллу Мазурову, его предшественнику на должности первого секретаря ЦК КПБ. В мемуарах «Незабываемое» Мазуров писал:
— В один из воскресных дней конца сентября 1963-го мы с Тихоном Яковлевичем Киселевым — тогда Председателем Совета Министров БССР — выехали в окрестности Минска. Километрах в пятидесяти от города по Витебскому шоссе свернули вправо по первой попавшейся дороге. Отъехав немного, остановились в березовом перелеске. Пройдя его, вышли на небольшую поляну. Несомненно, в прошлом это была пашня, но она давно уже не видела плуга, заросла высокой травой и кустарниками. В центре поля, на взгорье, увидели сожженную деревню. Десятка два обгорелых печных труб, словно памятники, поднимались к небу. От самих дворов и дворовых построек почти ничего не осталось — только кое-где серые каменные фундаменты. Перед нами была сожженная деревня, в которой после войны так никто и не поселился. Недалеко мы увидели небольшое стадо коров. Присматривал за ними пожилой человек. Подошли, разговорились. От пастуха услышали страшную историю о трагической гибели деревни Хатыни. Возникла идея увековечить Хатынь и ее жителей.
Банда предателей Родины
Трагическая история Хатыни неразрывно связана с 118 батальоном шуцманшафта ─ так назывались у немцев подразделения охранной полиции, сформированные из добровольцев, набранных среди пленных красноармейцев и жителей оккупированных территорий. Это подразделение было создано в 1942 году на территории Польши и вначале состояло только из бывших советских офицеров. Затем его комплектование продолжили в Киеве, включив в него большое количество этнических украинцев, среди которых преобладали националисты из ликвидированного к тому времени профашистского формирования «Буковинский курень».
Этот батальон занимался исключительно борьбой с партизанами и карательными операциями, проводившимися в отношении мирного населения. Осуществлял он свою деятельность под руководством офицеров из зондербатальона СС «Дирлевангер». Достаточно показательным является перечень лиц, стоявших во главе батальона. Его командиром был майор польской армии, перешедший на сторону немцев Еже Смовский, начальником штаба ─ Григорий Васюра, в прошлом старший лейтенант Советской армии, а командиром взвода, расстрелявшего в лесу женщин ─ уже упоминавшийся выше бывший старший лейтенант Советской армии Василий Мелешко.
Кроме карательной операции в деревне Хатынь, история батальона, целиком укомплектованного из предателей Родины, насчитывает немало подобных преступлений. В частности, в мае того же года его командир Васюра разработал и провёл операцию по уничтожению партизанского отряда, действовавшего в районе села Дальковичи, а двумя неделями позже привёл своих карателей в деревню Осови, где ими было расстреляно 79 мирных жителей.
Далее батальон перебросили сначала в Минскую, а затем в Витебскую область, и везде за ними тянулся кровавый след. Так, учинив расправу над жителями села Маковье, каратели уничтожили 85 человек мирного населения, а в посёлке Уборок расстреляли 50 скрывавшихся там евреев. За пролитую кровь соотечественников Васюра получил от фашистов лейтенантское звание и был награждён двумя медалями.
Где находится, как добраться
Исторический Комплекс «Хатынь» находится на 54-м километре шоссе Минск-Витебск (трасса М3 к северу от белорусской столицы).
После большого каменного указателя «Хатынь» нужно повернуть направо (если ехать со стороны Минска). Через 4.5 км будет огромная парковка комплекса.
Карту можно увеличить, чтобы лучше разглядеть территорию мемориального памятника.
Координаты: 54.33473, 27.94354.
Эта поездка состоялась 16 апреля 2016 года.
В Беларуси, в любом городе есть огромное количество самых разнообразных вариантов жилья. Очень легко можно снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель.
На карте ниже представлены другие достопримечательности Белоруссии, где мне удалось побывать. Подробнее о каждом из них можно посмотреть здесь.
Первый этап трагедии
Эта партизанская атака стала толчком для всей последующей трагедии в истории Хатыни. Каратели оказали партизанам сопротивление, и те были вынуждены отступить, но в ходе перестрелки они потеряли убитыми трёх человек, среди которых был и любимец фюрера ─ капитан Ганс Вёльке. Командир взвода карателей — бывший красноармеец Василий Мелешко — решил, что женщины, работавшие на лесозаготовках, намеренно скрыли от них присутствие партизан в этом районе, и тут же приказал расстрелять 25 из них, а остальных для дальнейшего разбирательства отправить в Плещеницы.
Преследуя нападавших бойцов, каратели тщательно прочесали окружавший их лесной массив и вышли к Хатыни. Война на территории оккупированной Белоруссии в тот период велась главным образом партизанскими отрядами, пользовавшимися поддержкой местного населения, которое давало им временное укрытие и снабжало продовольствием. Зная об этом, каратели вечером того же дня окружили деревню.