Новоафонский монастырь в абхазии: волшебная сила молитвы
Содержание:
- Бедийский собор
- Благовещенский кафедральный собор (Сухум)
- Впечатления от посещения Новоафонского монастыря
- Драндский собор
- Правила посещения монастыря и время работы
- Абаата
- История храма
- Действующие храмы
- Абхазия в январе. Новый Афон
- ИСТОРИЯ НОВОАФОНСКОГО МОНАСТЫРЯ
- Сухумский обезьяний питомник
- История основания Новоафонского монастыря
Бедийский собор
Небольшое село Агу-Бедиа широко известно не только всей Абхазии, но и за её пределами. Сделал его знаменитым старинный Бедийский храм, построенный при правлении абхазского царя Баграта 3-го (999 г). Выбранное им среди гор место делало собор и окружающие его постройки надёжной цитаделью. В день открытия святилища царь и царица-мать вручили в дар храму золотой кубок (потир).
Сегодня ценный сосуд и прекрасное ювелирное изделие находится в Музее искусств города Тбилиси. Крестово-купольное строение освятили в честь иконы Божьей Матери Влахернской (сегодня северо-запад Стамбула). В настоящее время образ покровительницы византийских императоров хранится в Успенском соборе в Москве.
Бедийский собор выстроен в византийском стиле, в его архитектуре воплотились черты других памятников христианства той эпохи. Массивные стены сложены из серого камня грубой обработки. Внутреннее пространство разделено на 3 помещения: центральный зал и 2 боковых, отделённых от него арочной колоннадой. От настенных росписей остались лишь отдельные фрагменты.
Западная стена украшена изображением императора Византии Константина как защитника христиан. Бедийский собор был действующим до вторжения османов в начале 17 в. Почти 2 века он был заброшен и прошёл реставрацию в конце 18 в. Обновились его фасады и купол. Вблизи религиозного памятника видны руины епископского дворца – объект осмотра туристами.
Благовещенский кафедральный собор (Сухум)
В 1909 году на средства греческой православной общины города Сухума в центре города начал возводиться крестово-купольный, трёхнефный храм в неовизантийском стиле, строительство которого было завершено в 1915 году. Первоначально храм был освящён в честь святителя Николая Чудотворца и до 1940-х годов именовался как «греческий Никольский храм».
После Второй мировой войны храм стал кафедральным собором Сухумо-Абхазской епархии Грузинской православной церкви. В 1980-х годах при митрополите Давиде (Чкадуа) в соборе прошли значительные работы по реконструкции в связи с чем появился придел в честь святителя Николая и ряд боковых пристроек.
В марте 2010 года в соборе прошли восстановительные работы и установлен позолоченный купол, изготовленный челябинской — «Златосфера».
До 1990 года в соборе хранилась гробница Иоанна Златоуста (позднее была перенесена на место его кончины — в село Коман, в храм Команского монастыря). В соборе также находится икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей.
10 февраля 2011 года Правительство Абхазии передало Благовещенский собор Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование.
Адрес:
Абхазия, г. Сухум, ул. Абазинская, д. 75
Впечатления от посещения Новоафонского монастыря
Обитель хоть и находится у подножия горы, но пешком от пещер туда тяжеловато подниматься.
Западная стена Новоафонского монастыря
Обычно туристам, приезжающим на автобусе, предлагают подниматься пешком. Мы приехали на автомобилях, но из-за соображений безопасности машины оставили на платной стоянке, да и время было для прогулки. Поднялись, отдышались и осмотрелись…
Монастырские врата
Новоафонский монастырь великолепный, большой, могучий, но печальный. Явно видно, что ремонта не видел давно.
Монастырская колокольня
Сложно для нашего русского глаза наблюдать рядом с православным храмом пальмы, юкки и финики. В этом есть какая-то экзотическая особенность монастыря. Мы, привыкшие к берёзкам, елям, тополям, смотрим на всё с удивлением и восхищением.
Несмотря на печальный вид здания, везде очень чисто. Аккуратно подстрижена трава. На стоянках ни мусоринки. Деревья ухожены и обработаны.
При входе всем приходящим, не имеющим платья и другой атрибутики для посещения храма, предлагаются косынки и юбки. Мужчинам в летний период запрещено заходить с открытыми коленками (в шортах). Им также предлагают огромный фартук, которым можно обвернуться как юбкой.
Проход в церковь огорожен железным заборчиком, чтобы особо любопытствующие не разбредались по всему монастырю.
Монастырские корпусы
Путь к храму огорожен заборчиком
Внутри обители и храма вид не сильно отличается от внешнего – всё тоже требует ремонта.
Монастырские постройки требуют ремонта…
Я не особо разбираюсь в религиях, но тут как-то всё отличается от церквей, находящихся в России. Вроде те же изображения из Библии, но как-то по-другому.
Прекрасные старинные росписи внутри собора
Сказывается и местонахождение обители, окаймление по периметру узором, похожим на виноград.
Впрочем, из винограда делают церковный кагор – символ крови Христовой и отношение к винограду у православных особое, но всё же не так много храмов с изображением винограда встречается. А тут, на Кавказе, ещё и виноградники везде…
Ещё отличие от православных храмов России – наличие лавок и кресел. И нет подсвечников с горящими свечами.
В храме можно сидеть!
А сидения деревянные, потёртые, похоже, старинные…
Посетителей было мало. Служителей, монахов и других верующих не было.
Росписи Пантелеимоновского собора
В церкви тихо и таинственно. Казалось, что кто-то наблюдает со стороны. Все были предоставлены сами себе. Никто не разговаривал. Только периодически слышались щелчки фотоаппаратов.
Фотографировать в храме можно. Но в нескольких местах висят таблички, что нельзя пользоваться вспышкой.
Вышла из церкви, вздохнула и полегчало.
На входе или, уже в нашем случае, на выходе сидел художник. Разговаривал по мобильному телефону. Вид у него был типичного классического художника – берет, кофта, очки. Писал он икону. Я аж засмотрелась на него, не часто увидишь иконописца с мобильником.
Выходишь из монастыря, снимаешь с себя вежливо предложенную одежду, и перед – тобой великолепный вид Чёрного сияющего моря с кипарисами, пальмами, соснами и лавром. Типичный абхазский вид, который многие помнят ещё с детства. И, глядя на море, так хочется окунуться – и тут вспоминаешь, что ноябрь.
А Вы были в Новоафонском монастыре?
Понравился он Вам? Какие чувства испытали?
P.S. В самом известном монастыре Абхазии побывала и нам о его красотах поведала путешественница, любительница покатушек по грязи и поклонница Таиланда ростовчанка Светлана (Kusha69).
Все материалы сайта «Дороги мира» — авторские. Большая просьба не брать статьи и фотографии без разрешения автора и администрации сайта.
Светлана Kusha69, сайт «Дороги мира», 2016. Копирование текста и фото запрещено. Все права защищены.
—————
Схожие записи:
Спасибо, что поделились ссылкой на этот пост в соцсетях! Это помогает сайту развиваться!
Драндский собор
На северной окраине села Дранда Гульрипшкого района, на возвышенном плато, между построек Драндского Успенского монастыря, возвышается здание главного собора. Этот памятник относится к крестово-купольным четырехстолпным храмам, имевшим в Византии наибольшее распространение в VI-VII веках. Восточный его фасад оформлен тремя пятигранными снаружи выступами апсидам, заключающими в себе алтарь и соединенные с ним проходами боковые помещения – диаконник и жертвенник. Последним в западной части храма соответствует два круглых помещения с глубокими полукруглыми нишами. С запада к ним примыкает обширное продольное помещение – нартекс с хорами на втором этаже. Храм увенчан куполом, покоящимся на низком шестнадцатигранном (снаружи) барабане. Он освещен 36 готическими окнами большой величины. Внутренность храма была расписана картинами из священной истории и образами святых, частично сохранившимися до сих пор… Видны еще остатки многих других картин, но их трудно различить по многим стершимся и обвалившимся частям, краски, вообще, сохранились с удивительной свежестью… Внутри храма находятся две мраморные гробницы: одна под самым престолом, а другая у входа подле западных дверей, но в ней найдены только кости, обломки мрамора, гвозди и несколько кусков гладкой меди.В 1860 году историк Д.Бакрадзе, посетив Драндский собор, сообщал, что он видел в храме «фресковое изображение Преображения Господня, а также несколько фресок, изображающих Спасителя и святых…» Со временем фрески разрушились, а при реставрации собора их не востонавливали.По мнению ряда исследователей Драндский собор, является тем сооружением, которое, согласно сообщению византийского историка Прокопия Кесарийского, было построено Императором Юстинианом Великим. Здесь же располагалась кафедра Архиепископа Абхазской Епархии. Последние исследования датируют храм достаточно уверенно VI-VII веками.
В настоящее время, после проведения больших реставрационно-консервационных работ – собору возвращается его первозданный облик, и он доступен для верующих.
Правила посещения монастыря и время работы
Рекомендуем посещать обитель с мая по сентябрь. Начало работы храма в этот период – в 9:00. В холодные месяцы – в 12:00. Вход на монастырскую территорию закрывается в 20:00 летом и в 18:00 зимой. Посещение храмов и собора не потребует каких-либо расходов. При желании гости могут приобрести сувениры в торговых рядах, которые занимают большое пространство, начинаясь на Кипарисовой аллее на полпути к главному входу. Посетителям необходимо соблюдать простые правила во время визита в храмы и прогулок по территории Новоафонского монастыря:
- женщинам следует покрыть голову косынкой или платком;
- платье или юбка должны закрывать колени;
- мужчинам нельзя носить пляжную одежду: шорты, футболки без рукавов;
- фотографировать на смартфон или фотоаппарат, а также снимать на видео разрешено на всей территории.
Те, кто проголодается на пути к монастырю или обратно, могут приобрести в торговых рядах минеральную воду, выпечку, фрукты, прохладительные напитки и пиво.
Как добраться до монастыря?
Новый Афон – компактный город, несмотря на свой почтенный возраст. Он основан в III веке, но так и не смог разрастись до внушительных размеров. Путь к монастырю начинается от автобусной остановки у Музея боевой славы, которую местные жители называют «Ракушка». Туристам предстоит пройти примерно 1,2 км:
- мимо Приморского парка по ул. Лакоба до первого светофора;
- поворот налево;
- дорога до Покровского храма;
- далее путь лежит по Кипарисовой аллее (второе название – «тропа грешников»);
- дорожка идет мимо торговых рядов;
- Кипарисовая аллея заканчивается у главного входа.
Путь займет около 15 минут. Некоторые туристы посещают Новоафонский монастырь вместе с экскурсиями. Большинство путешественников предпочитает самостоятельное знакомство с обителью. Обычно визит длится 3–4 часа. С экскурсией – гораздо быстрее, но менее интересно.
Абаата
Популярный туристический объект расположен в Гагре, на территории приморского парка. Это древняя крепость Абаата (4-5 в), построенная абхазами как оборонительное сооружение. Неоднократно оно подвергалось значительным разрушениям и вновь восстанавливалось. Два века (14-15 в) крепостью владели генуэзцы, основавшие факторию Какара (Гагра).
В настоящее время памятник средневековья продолжает ветшать. Стена, обращённая к морю, практически полностью разрушена штормами. Территория сегодня используется бизнесменами для привлечения туристов. Здесь выстроены отель, магазины, ресторан.
Центром внимания туристов и местных жителей является хорошо сохранившаяся христианская церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Абаата). Она входит в число древнейших памятников страны и находится под патронажем неканонического православия. Здесь проходят все богослужения и обряды.
Внешне строение выглядит скромно и просто, его архитектура лишена всяких излишеств. На сложенном из известняковых плит западном фасаде вырезан Болнисский крест – символ грузинского стиля 5 века. Внутри нет богатых росписей и украшений, но это не умаляет достоинства аутентичного памятника.
История храма
Храм Симона Кананита как раз и располагается над местом его захоронения. Вначале, в IV веке здесь появилась небольшая деревянная церковь, а затем, в X веке, во время процветания Абхазского царства у утверждения христианства, её заменил прекрасный бело-известняковый храм.
Это трехапсидная крестово-купольная композиция, где центральная апсида является пятигранной, а боковые выступы полукруглые. Данный храм по праву можно считать шедевром церковного зодчества Абхазии времён раннего Средневековья, архитектурной школы Кавказа, впитавшей в себя греческие (византийские) традиции.
Грозные события истории не раз оставляли свой разрушительный след и на стенах этого дивного памятника архитектуры. Так случилось и в XVII веке во время турецкого господства в Абхазии. С грустью об этом замечал в 1840 году наш известный духовный писатель, путешественник А. Н. Муравьев. А по воспоминаниям архимандрита Леонида (Кавелина) эта «заветная святыня Абхазии» к концу IXX века начинала походить «на живописную развалину».
Но вместе с началом создания Новоафонского монастыря в 1875 году эта жемчужина церковного зодчества была передана во владение молодой обители, и монахи немедленно приступили к её реставрации.
И вот, 10 мая 1882 г. восстановленный храм с новым прекрасным дубовым иконостасом был торжественно освящен. Начались церковные службы, возродилась молитва. К югу от храма теперь располагалось монастырское кладбище, где упокоились впоследствии также видные церковные деятели – епископ Сухумский Геннадий и архимандрит Иерон – настоятель новоафонского монастыря.
Новые тяжелые испытания обрушились на храм во время советской власти. Роспись стен была забелена, кладбище поругано и разрушено, внутри самого здания долгое время находилась библиотека дома отдыха «Водопад», а в конце восьмидесятых — еще и видеозал, что, по-видимому, и спасло его от окончательного разграбления.
Сегодня эта уникальная церковь вновь действует и юридически принадлежит Абхазской Православной Церкви.
К сожалению, полностью восстановить внутренние фрески не получилось. Но здесь чудом сохранились две надписи раннего средневековья, одна из них расположена над южными вратами вместе с изображением креста внутри начертанного круга.
23 мая в Новом Афоне особо отмечается день апостола Симона Кананита. В этот день служат литургию, проходит торжественный крестный ход. И тысячи верующих самой Абхазии, а также приезжие паломники участвуют в этих торжествах.
Симон Кананит по преданию – покровитель супружества.
В удивительном белом храме испрашивают счастья в семейной жизни, молятся о встрече с «суженым-ряженым» или «красой ненаглядной», чтобы создать прочную семью, о здоровье своих близких.
Нам посчастливилось несколько раз побывать в этой древней абхазской святыне. Вот стоишь перед алтарём и понимаешь, что здесь только с конца IXX века до революции побывали тысячи паломников из разных стран: и русские цари, и путешественники А. Н. Муравьев и француз Фредерик Дюбуа де Монперэ, и генерал А. Л. Муравьев, и видные церковные иерархи, а со времён своего основания этот храм помнит горячие молитвы тех, чью память уже поглотили века И вот тогда ты внезапно всей душой ощущаешь радостную сопричастность истории, общей молитве, доверия этому удивительному святому, который и сегодня ходатайствует о нашем счастье. И от всего этого ты делаешься немножечко светлее, немножечко чище душой,
и уже обновлённым выходишь из храма, с которым встретился в удивительной стране души – в Абхазии.
Действующие храмы
- Сухумский кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Настоятель собора — иерей Виссарион Аплиаа (на фото). Священнослужители собора: иеромонах Андрей (Ампар), иеромонах Сильвестор, диакон Григорий. Адрес: г. Сухум, ул. Абазинская, 75. Тел. 6-33-33, (8 442) 73333.
- Храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Гагра. Настоятель — иеромонах Павел (Харченко). Адрес: г. Гагра, ул. Апсны, 22.
- Храм-часовня Пицундских Святых в п. Пицунда. Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гагринский район, п. Пицунда. Тел. (8 442) 72504.
- Храм Покрова Богородицы в г. Гудаута. Настоятель — иеромонах Василиск (Лейба). Священнослужители храма: иеродиакон Савватий (Лагутин). Адрес: г. Гудаута, ул. Харазия 26. Тел. (8 442) 50192.
- Храм Успения Богородицы в с. Лыхны. Настоятель — протоиерей Петр (Самсонов). Служащий священник — иеромонах Игнатий (Киут). Адрес: Гудаутский район, с. Лыхны. Тел. (8 442) 32511.
- Храм Покрова Богородицы в г. Новый Афон. Настоятель иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон. Тел. (8 442) 72504.
- Храм святого апостола Симона Кананита в г. Новый Афон. Служащий священник — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон. Тел. (8 442) 72504.
- Храм Преображения Господня в с. Яштуха. Настоятель — иеромонах Григорий (Хоркин). Адрес: Сухумский район, с. Яштух.
- Храм святых равноапостольных Константина и Елены в с. Акапа. Настоятель — иеромонах Иоанн (Свинухов). Адрес: Сухумский район, с. Акапа. Тел. 6-31-64.
- Храм Пророка Илии в п. Агудзера. Адрес: Гульрипшский район, п. Агудзера. Тел. (8 442) 74470.
- Драндский Успенский собор. Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гульрипшский район, п. Дранда. Тел. (8 442) 72504.
- Храм архангела Гавриила в п. Дранда. Адрес: Гульрипшский район, п. Дранда.
- Моквский Успенский собор. Священнослужитель — иерей Игорь Артемьев. Адрес: Очамчирский район, с. Моква. Тел. (8 442) 72348.
- Храм святого Георгия Победоносца в с. Елыр. Настоятель — иеромонах Сергий (Джопуа). Адрес: Очамчирский район, с. Елыр.
- Храм святого Георгия Победоносца в с. Чубурхинджи. Служащий священник — иерей Никита Адлейба. Адрес: Гальский район, с. Чубурхинджи.
Абхазия в январе. Новый Афон
История Нового Афона, как и история самой Абхазии, уходит корнями в далекое прошлое. Уже III-м веке н. э. Анакопия (древнее название города) была крупным торговым городом с высоким уровнем жизни. В VIII веке с образованием Абхазского царства Анакопия стала первой его столицей. Город за свою историю носил разные названия: Трахея, Никопсия, Псырцха. В 1875 году монахи — выходцы из Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне основали в городе мужской монастырь, который дал месту новое название — Новый Афон.
Строительство монастыря длилось 15 лет. В строительство и украшение комплекса вложился лично русский царь Александр III. Уже в 1890-х годах Новый Афон превратился в крупнейший религиозный центр на черноморском побережье Кавказа. Однако в Советское время монастырь постигла печальная участь. В 1924-м году советская власть закрыла его за антиреволюционную пропаганду. Монастырь снова заработал лишь в 1994-м.
В XXI-м веке эта святыня стала символом церковной смуты. Несколько лет назад от друзей семьи, проживающих в Абхазии, я услышала странную и непонятную для меня новость: Новый Афон захватили раскольники. Услышала, удивилась и забыла. И вспомнила, лишь когда увидела знакомого православного священника, читающего службу не перед алтарем, а в уголке храма. Как выяснилось, для православных открыли лишь левое крыло.
Церковный конфликт в XXI-м веке кажется мне очень странным, тем не менее от имеет место быть и тянется с 2011-го года, когда в стенах Ново-Афонского монастыря была основана секта с претензионным нащванием «Священная митрополия Абхазии», в которую вошли, в основном, националистически настроенные абхазы.
От монастыря мы идем в сторону Иверской горы, любуясь по дорге видами.
На вершине горы находятся руины Анакопийской крепости, которая была главным оборонительным сооружением Абхазии вплоть до XI-го века. Остатки крепости хорошо видны с дороги, но к сожалению, не с той точки, с которой я фотографировала. На гору можно подняться, и это было бы очень интересно, но пришлось отложить подъем на другой раз — с нами был ребенок, для которого дорога вверх могла бы оказаться тяжелой.
Поэтому мы выбрали другой путь и направились в ущелье реки Псырцха — ещё одно легенданое место.
Согласно преданию в этих местах жил и проповедовал один из ближайших соратников Иисуса Христа — апостол Симон Кананит. В Евангелиях упоминания о Симоне Кананите крайне скудны. Его имя упоминается лишь в перечислении двенадцати учеников Христа. Однако в православном мире последним пристанищем апостола считается Абхазия, а сам он стал национальным абхазским святым.
Предание гласит, что после смерти и воскресения Иисуса Христа его ученики бросили жребий, чтобы определить, кому куда идти проповедовать. Симону Кананиту и Андрею Первозванному выпало идти в земли Кавказа. Так апостол Андрей Первозванный тоже прошел по земле абхазской, но вскоре ушел проповедовать дальше на север. А Симон Кананит отсался жить в гроте близ города Трахеи (так в те времена назывался Новый Афон) на берегу реки Псырцха. Там же он принял мученическую смерть за веру — был заживо распилен пилой.
На месте казни апостола в VI веке была построена церковь, которая на момент нашего путешествия оказалась закрыта, по всей видимости на реставрацию.
Места удивительно крас ивые даже зимой. По дороге в сторону грота проходим сначала мимо заброшенной железнодородной станции. Вон она виднеется на фото. Но не зная, что это за красивое строение, и не поймешь.
ИСТОРИЯ НОВОАФОНСКОГО МОНАСТЫРЯ
Мужской монастырь в Новом Афоне появился стараниями православных монахов, прибывших сюда из далекой Греции. Ранее послушники служили в ските Святого Пантелеймона, располагавшегося в Старом Афоне. Надо сказать, что монахи Новоафонского монастыря постарались на славу, создав из практически непригодных земель райский сад. Для того, чтобы сформировать необходимую инфраструктуру, построить монастырские помещения и кельи, пришлось в буквальном смысле убрать фрагмент горы совместно с тоннами тяжёлой породы и грунта. Если добавить к этому крайне сложные условия – место проведения работ отличалось экстремальной высотой, то становится понятным, что усилия приложены поистине колоссальные.
Итак, Новоафонский православный мужской монастырь в Абхазии был воздвигнут в здешних горах в 1875 году. Стартовало его строительство благодаря повелению афонских старожилов. Получив приказ, монахи покинули Пантелеймоновский собор в Греции, чтобы построить в Абхазии сооружение, по сей день поражающее масштабами и красотой.
Новоафонский монастырь в Абхазии после возведения функционировал мирно и спокойно ровно два года, но во времена русско-турецких баталий 77-78-го годов XIX века скит подвергся вандальному разграблению. Далее пришлось восстанавливать обитель, и период этот проходил на протяжении двух десятков лет. Активное участие в возвращении святыни народу принимал император Александр III. Его высочество подарил Новоафонскому монастырю множество предметов, в частности, изящные часы, находящиеся на фронтальной поверхности наиболее высокой башни комплекса. Чтобы восстановить фрески Новоафонского монастыря и прочие святыни, на постоянной основе собирались пожертвования прихожан. Основное финансовое бремя приняла на себя братия Пантелеймоновской обители. Как бы то ни было, но работы завершились к 1900 году. В конце первого месяца осени монастырь освятили.
Место, где возведён Новоафонский мужской скит, можно назвать сакральным, потому что находится он близ древнего храма, в котором покоятся мощи одного из апостолов Иисуса Христа Симона Кананита. Его имя переводится как «ревностный служитель Господа», и это абсолютная правда, если верить библейским рассказам. Хотя в самой Библии о Симоне сказано очень мало, но молва приписывает ему множество чудес, например, открытие живительного источника, спасшего сотни батраков, трудящихся на каменоломнях, за что император Траян разгневался и решил тайно умертвить святого.
Следовательно, локация, где построен Новоафонский монастырь, выбрана далеко не случайно: рядом также расположена пещера, где в течение двух лет читал молитвы тот самый Симон Кананит. Грот, кстати, тоже был освящен через девять лет после возведения скита. В пещере, среди прочих, поставили иконы апостолов «ревнителя веры» и «первопризванного», которые можно лицезреть и сейчас. Словом, насельники греческого Афона построили здесь монастырь не просто так, а учитывая богатое христианское прошлое, отличавшее этот абхазский уголок от других.
Духовный оплот продержался ровно до революции 1917 года. Он не был закрыт немедленно, но уже в 24-м году монастырь приравняли к контрреволюционной организации и в буквальном смысле законопатили. Позже Новоафонский скит превратился в банальный склад. Когда началась война с Грузией, Новоафонский Симоно-Кананитский мужской монастырь открыл свои двери для раненых и стал обширным госпиталем. После окончания конфликта православный комплекс возвратили верующим. В морозном феврале, девять лет тому назад, монастырь официально поместили под юрисдикцию Абхазской православной церкви. Несмотря на исторические перипетии, скит сохранил неповторимое лицо и остался символом христианской веры на Кавказе. Монастырь действующий, поэтому привлекает к себе множество паломников и путешественников.
Сухумский обезьяний питомник
Популярный туристический объект, известный во всей Европе – обезьяний питомник расположен на склоне горы Трапеция. Это не просто обезьянник, а подразделение Сухумского НИИ экспериментальной патологии и терапии. Его организовали в 1927 г. по инициативе талантливого терапевта Остроумова.
Заповедник находится как раз на месте бывшей дачи его основателя. За время существования питомника учёным удалось разработать множество уникальных вакцин. В эпоху СССР в заповеднике обитало более 1 тыс. приматов, в 90-х годах их было около 3 тыс.
Межнациональная война нанесла тяжёлый урон учреждению, после которого питомник до сих пор полностью не восстановился. Но сюда по-прежнему идёт поток посетителей. На входе в обитель обезьян установлен памятник примату – символ благодарности животным, спасающим жизнь человека. Огромен вклад питомника в исследование методов лечения онкологии и других болезней.
Здесь проживают различные виды обезьян. Особенно любят бывать здесь дети, наблюдая за проворными обезьянками, угощая их лакомствами
Смотрители напоминают посетителям об осторожности – озорники могут в один миг стащить кепку или очки
История основания Новоафонского монастыря
В 1874 г. монахи Пантелеимоновского монастыря, что находится на греческом Афоне, получили от царского правительства территорию современного Нового Афона и внушительную сумму денежных средств для строительства нового монастырского комплекса. Работы было немало: предстояло частично снести гору, чтобы подготовить площадку, убрать тонны земли, а также соорудить какое-либо подобие подъездной дороги.
Среди живописных горных пейзажей Абхазии на солнце сверкают золотые купола Новоафонского монастыря Святого апостола Симона Кананита. История этой святой обители уходит в далёкое прошлое.
С 1877 по 1878 гг., на время русско-турецкой войны, строительство монастыря было заморожено (недостроенная обитель в эти годы была ещё и разграблена), после войны возобновилось и окончательно завершилось только в 1900 г. Кстати, чудесный «Русский Афон» стал местом паломничества задолго до завершения строительных работ. Сюда приезжало огромное количество купцов и торговцев, которые стремились поддержать монастырь материально.
Среди посетителей числится и сам император Александр III с семьёй, он даровал куранты, которые впоследствии украсили одну из колоколен Новоафонского монастыря.
О визите императора напоминают и другие памятные знаки: часовня, которая была построена на месте встречи монарха и настоятеля Новоафонского монастыря, и так называемая царская аллея — бульвар с кипарисами, протянувшийся от морского причала до самого монастыря.
Торжественное освящение Новоафонского монастыря, на которое прибыли порядка 20 тыс. паломников, состоялось 28 сентября 1900 г. На этом благоустройство обители не закончилось: монахи неустанно работали без сна и отдыха, чтобы монастырь стал не просто цитаделью духовности, но и настоящим символом процветания православной веры в Российской империи. В те годы монастырь переживал период своей бурной популярности и считался крупнейшим православным монастырем России и духовным оплотом Кавказа.
Однако ветер не самых приятных перемен не заставил себя ждать: грянула Октябрьская революция. Во времена советской власти монастырь пришел в запустение, дом игумена был разорён и разрушен, на его месте появилась дача Сталина, по соседству построили дом для Берии, в соборе открыли краеведческий музей. Затем последовали грузино-абхазские конфликты и войны, пострадавший от многочисленных обстрелов монастырь переквалифицировался в госпиталь. Пережив все эти невзгоды, в 1994 г. Новоафонский монастырь всё же смог вернуться к жизни и понемногу стал налаживать свой быт.
Реставрация внутренних храмовых покоев, различных хозяйственных и церковных зданий, а также собора Святого Пантелеимона не завершается по сей день.
Построенный согласно неовизантийским канонам, Новоафонский монастырь эффектно выделяется на фоне традиционной русской церковной архитектуры. Целых шесть храмов относится к новоафонскому монастырскому комплексу: надвратный храм Вознесения Господня, храм Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм мученика Иерона, церковь иконы Божией Матери «Избавительница» и самое грандиозное сооружение — Пантелеимоновский собор.