Михайловский дворец

Русский музей

Русский музей включает в себя:

  • Михайловский дворец (Инженерная ул., 4) и корпус Бенуа (наб. канала Грибоедова, 2).
  • Михайловский замок (Садовая ул., 2)
  • Строгановский дворец (Невский пр., 17).
  • Мраморный дворец (Миллионная ул., 5/1).
  • Домик Петра I (Петровская наб., 6).
  • Летний сад.
  • Михайловский сад.

Время работы Русского музея и его филиалов:

  • Понедельник: 10.00 – 18.00 (Корпус Бенуа и Михайловский дворец 10.00 – 20.00).
  • Среда, пятница, суббота, воскресенье: 10.00 –18.00.
  • Четверг:  13.00 – 21.00.
  • Выходной день — вторник.

Цена билета в Михайловский дворец:

  • Взрослые — 400 руб.
  • Школьники и студенты старше 16 лет, пенсионеры — 200 руб.
  • Лица до 16 лет — бесплатно.

Цена билета в корпус Бенуа:

  • Взрослые — 300 руб.
  • Школьники и студенты старше 16 лет, пенсионеры — 150 руб.
  • Лица до 16 лет — бесплатно.

Цена билета в Мраморный дворец и Строгановский дворец:

  • Взрослые 350 руб.
  • Школьники и студенты, пенсионеры 170 руб.
  • Лица до 16 лет — бесплатно.

Цена билета в Михайловский замок:

  • Взрослые 400 руб.
  • Школьники и студенты старше 16 лет, пенсионеры 200 руб.
  • Лица до 16 лет — бесплатно.

Комплексный билет на 3 дня:

  • 1000 руб. при покупке на сайте,
  • 1200 руб. при покупке в кассе,
  • 600 руб. — льготный.

По этому билету можно посетить все филиалы кроме Домика Петра I и Летнего дворца Петра I.

Дней бесплатного посещения в Русском музее нет.

Домик Петра I открывается 1 мая 2021 года.Время работы:

  • Понедельник, среда, пятница, суббота, воскресенье: 10.00 –18.00.
  • Четверг:  13.00 – 21.00.
  • Выходной день — вторник.

Цена билета 300 руб. Льготные категории 150 руб. (бронирование входных билетов данной категории на Сайте музея не предусмотрено. Приобретение входных билетов осуществляется в день посещения музея в кассах Михайловского дворца, корпуса Бенуа, Мраморного, Строгановского дворцов и Михайловского замка).

Летний дворец Петра I открывается 1 мая 2021 года.Время работы: Понедельник, среда,четверг, пятница, суббота: 11.00 –19.00.Выходной день — вторник. Сеансы для одиночных посетителей: 12:00, 13:00, 14:00, 15:00, 16:00, 17:00, 18:00.Цена билета: 700 руб.

Летний сад и Михайловский сад открыты:

  • С 10.00 до 22.00 с 1 мая по 30 сентября,
  • С 10.00 до 20.00 с 1 октября по 31 марта.
  • В апреле оба сада закрыты на просушку.
  • По вторникам Летний сад закрыт,
  • Михайловский сад открыт ежедневно.
  • Вход свободный.

Экскурсии, которые могут быть Вам интересны:

  • Экскурсия-квест для детей по Летнему саду.
  • Игра-квест «Вокруг Михайловского замка».

Сайт музея: rusmuseum.ru Тел. для справок: 595-42-48, 314-34-48.

История создания Меншиковского дворца в Санкт-Петербурге

Первый российский император Петр I, сам не ценивший роскоши и особого комфорта в бытовой жизни, в силу своей щедрости отвел своему другу, первому губернатору Петербурга, Александру Даниловичу Меншикову резиденцию на Васильевском острове. Здесь в 1710–1714 гг. с участием зарубежных архитекторов Г. Фонтана, Г. Шеделя и других знаменитых мастеров велось строительство дворца. Западноевропейские зодчие разработали облик дворца, но его строительством занимались русские умельцы — каменщики, столяры и художники. Уникальность здания в том, что оно использовалось и как служебное и как жилое помещение. В стиле строения видны как исконно русские черты, так и новые решения. В строительстве использовались новейшие достижения в области росписи и укладки камня. Скульптуры, украшающие помещения, выполнены в античном и итальянском стиле. Комнаты отделаны мрамором. К 1721 году Меншиковский дворец стал центром культурной жизни города. В нем были представлены ценные коллекции живописи и скульптуры, книги и монеты. Во дворце, который часто называли Посольским домом, проходили пышные приемы, праздники. Поэтому внутренняя отделка дворца была великолепна.

Напротив парадного входа у Невы была пристань, к которой причаливали небольшие судна.

В 1727 г. губернатора Меншикова сняли с должности и отправили в изгнание. После ссылки царского фаворита в Сибирь, дворец горел. Знаменитый регулярный парк с оранжереей и цветниками, фонтанами и статуями был заброшен и погиб. Все имущество князя было изъято. Строение передается Первому кадетскому корпусу и перестраивается для нужд училища. В этом учебном заведении учились Суворов, Задунайский и другие знаменитые личности. С 1880 г. здание становится музеем Первого кадетского корпуса.

С 1956 года в нем проводились реставрационные работы. Они осложнялись тем, что здание многократно перестраивалось. Кроме того, уровень высокого крыльца из-за надстроек набережной и мостовой сильно опустился за три столетия. Цвет здания изменился с тёмно-красного до желтой охры. Благодаря большой работе реставраторов здание было восстановлено в первоначальном виде.

В 1981 году Меншиковский дворец был передан музею Эрмитаж. И стал открыт для посетителей.

Конструкция

Его конструкция очень интересна. Главный вход мог вывести на четыре лестницы. Все они вели к разным местам: церкви, покоям, входу к парадной лестнице (отличалась наличием колонн из серого сибирского мрамора). Лестница вела в аванзал. Его украшали прекрасные живописные картины таких художников, как Шебуев и Угрюмов. Тронная зала полностью была из зеленого бархата. За ней располагалась галерея Лаокоона. В ней хранились и радовали царский глаз различные скульптуры. Из галереи можно было попасть в гостиную, а далее — в мраморную залу. В ней постоянно находилась охрана. Покои императрицы были на втором этаже. Также там находилась известная Рафаэлевская галерея. По заказу делались копии известных картин Рафаэля в Михайловский замок в Санкт-Петербурге.

На третьем этаже располагались великие княжны. Из-за спешки Павел I переехал со своей семьей и слугами в холодный и сырой замок. Естественно, это плохо влияло на здоровье. Историки тех времен еще делали на этом ударение. Для того чтобы стены высохли, надо было время. Но как известно, император не хотел ждать и очень торопился с переездом в замок.

Интересно, что в замке, а именно из кабинета императора, в комнату его фаворитки Лопухиной Анны вела особенная лестница. Ради Павла I она бросила мужа и переехала в Михайловский замок в Санкт-Петербурге.

Радость императора длилась совсем недолго. В 1801 году Павел I был обнаружен мертвым в собственной парадной спальне. Его убили через сорок дней момента переезда, в ночь на 11 марта. После этого все слуги покинули замок. Начали распускаться слухи о призраке императора, который бродит по помещениям замка. Некоторые утверждали, что даже слышали его голос, заходя в Михайловский замок в Санкт-Петербурге.

Часы и время там как будто остановились. Все работы были остановлены, а дорогостоящие вещи и ценности вывозили в другие здания.

История создания

Императором Николаем II в память о своем отце Александре III в 1895 году был подписан указ об учреждении Русского музея в Санкт-Петербурге. И 7 марта 1898 года состоялось его открытие. Это был первый в России государственный музей русского изобразительного искусства.

Основу коллекции составили 80 картин из Эрмитажа, 120 — из Академии художеств и 200 — из загородных царских Дворцов. Коллекции размещались в Михайловском дворце. Пополнялось это уникальное собрание за счет частных собраний, а также за счет экспонатов, приобретенных на аукционах.

Михайловский дворец был построен в 1819–1825 гг. архитектором К. Росси для младшего сына императора Павла I великого князя Михаила Павловича и его семьи. Постройка Михайловского дворца — П-образного в плане здания с 8-колонным коринфским портиком, началась, когда Михаилу исполнился 21 год. Архитектор К.И.Росси включил дворец в комплекс, определивший облик Санкт-Петербурга. Он проложил Михайловскую улицу (ул. Бродского) и соединил дворец и Михайловскую площадь (площадь Искусств) с Невским проспектом. Позже дворец был выкуплен и передан «Русскому музею императора Александра III». Это было его официальное название до 1917 года. Внутренние помещения дворца были перестроены архитектором В. Свиньиным.

К 1914 году помещений Михайловского замка стало не хватать для размещения экспозиций и к 1917 году по проекту архитектора Л.Н. Бенуа было построено новое здание на набережной канала Грибоедова, получившее имя мастера. Сейчас на первом этаже корпуса Бенуа представлены произведения советского искусства, а на втором — произведения искусства второй половины 19 — начала 20 веков.

В 1917 году коллекция значительно пополнилась за счет национализации культурных ценностей.

В время Великой Отечественной войны собрание произведений искусства было отправлено в Пермь, а те предметы, которые не удалось вывезти, были сохранены в нижних этажах и подвалах Михайловского дворца. Михайловский дворец и корпус Бенуа сильно пострадали от артобстрелов. После реставрации 9 мая 1946 года музей открылся для посетителей.

Музей участвует в международных аукционах для приобретения наиболее ценных произведений искусства. Коллекция постоянно пополняется. В неё входят древнерусская живопись, древнерусское прикладное искусство, живопись 18-20 веков, скульптура, рисунок, акварель, гравюры, декоративно-прикладное искусство, нумизматика, предметы народных промыслов, современная живопись.

К самым ценным коллекциям относится собрание памятников древней Руси, насчитывающее более 18 000 экспонатов. Это собрание факсимильных копий средневековых фресок и коллекции древнерусского шитья, а также иконы. Уникальной является коллекция живописи работ таких мастеров как Левицкий, Рокотов, Брюллов и Айвазовский.

Резиденция императора

Остановимся подробнее на тех сорока днях, когда в замке проживал его первый хозяин — Павел I. Он планировал проводить здесь церемонии и собрания того рыцарского ордена, к которому принадлежал, это нашло отражение в оформлении некоторых помещений. На деле же в одном из этих залов была дана аудиенция иностранному послу, после чего никаких событий подобного масштаба при императоре здесь не происходило.

Торжественный переезд императора и его семьи в замок состоялся зимой. Стены здания еще не просохли, комнаты были полны тумана, который не мог рассеять даже огонь многочисленных свечей. Местами стены комнат были покрыты льдом, хотя в каминах пылало яркое пламя. Но, невзирая на это, уже на следующий день после переезда сырые и холодные стены здания приняли множество гостей — участников красочного и яркого маскарада.

В замке проходили концерты. Последний из них состоялся примерно за сутки до убийства императора. На этом концерте пела знаменитая в то время французская певица, о которой ходили слухи, что она является одной из фавориток монарха. Прожив в замке чуть больше месяца, император был убит заговорщиками: он был задушен шарфом в своей спальне.

Существует множество свидетельств о том, что монарх предчувствовал свою смерть. Были различные предзнаменования. В частности, рассказывают, что в городе появилась некая юродивая, предсказавшая скорую гибель монарха. В тот период времени замок украшала надпись, являющаяся видоизмененной цитатой из Библии; в этой надписи было сорок семь букв. Юродивая утверждала, что император проживет ровно столько лет, сколько букв в этой надписи. Монарх был убит на сорок седьмом году жизни. Надпись еще долгое время украшала одни из ворот замка, но в начале XX столетия она исчезла. Остались лишь темные точки в тех местах, где крепились буквы. В настоящее время надпись снова можно увидеть: сравнительно недавно она была восстановлена.

Еще одно предзнаменование трагических событий в жизни монарха непосредственно связано с интерьерами замка: вечером, незадолго до смерти, в одном из зеркал император увидел себя «с шеей на сторону». Это зеркало имело дефект, так что все в нем отражалось несколько искаженным. Спустя примерно полтора часа после эпизода, связанного с искажающим стеклом, император был задушен участниками заговора. На престол взошел его сын.

Существует несколько рассказов о том, что в середине XIX столетия и позже в здании видели призрак убитого императора — например, в виде светящегося силуэта в оконном проеме.

Памятник Петру Первому

Не любящий свою мать Екатерину, Павел, в тоже время, очень почитал своего прадеда Петра Первого и гордился этим родством, считая себя продолжателем великого дела. Поэтому у входа в замок был установлен бронзовый памятник Петру с «дарственной» надписью.

Памятник Петру Первому находится на центральной аллее

История появления этого скульптурного изображения весьма интересна. Памятник императора на коне в модельном варианте был выполнен еще во время царствования самого Петра Первого архитектором Б.Растрелли и считается первым конным монументом основателя Петербурга. Причем лик императора был скопирован с гипсовой прижизненной маски императора-реформатора.

Лицо Петра Первого воспроизведено с прижизненной маски

В выполненном в стиле барокко монументе перед нами предстает величественный император в триумфальном лавровом венце на могучем коне. Однако в бронзе статуя была отлита лишь в конце 40-х гг. 18 столетия при Елизавете Петровне, но место для установки данного памятника так и не было выбрано, он просто хранился в подвальном помещении. Екатерина Вторая, решившая установить памятник Петру на Сенатской площади, отвергла растреллевский вариант, и заказала Медного всадника Э.Фальконе.

Но Павел Первый решил установить около своего дворца именно скульптуру Растрелли. Для нее был сооружен специальный постамент (рис. Ф.Волкова), украшенный барельефами на темы Полтавской и Гангутской битв. Барельефные плиты выполнила группа скульпторов. Кроме них постамент был дополнен символической надписью «Прадеду – правнук». Монумент Петру установили на постамент в 1800 году.

Памятник, выполненный Растрелли, наконец обрел свое постоянное место

Изображения барельефов поражают своей детальностью, мастерством и художественностью сюжетов. Интересен сюжет спасения тонущего моряка, пятка которого натерта до блеска – ибо каждый турист прикасается к ней, желая, согласно легенде, избежать подобной участи. Другой барельеф, изображающий сцену из Полтавской баталии, также привлекает туристов – особенно ботфорты Петра и копыта лошадей, прикосновение к которым приносит большую удачу.

Фрагмент барельефа — спасение тонущего моряка

Интересно, что во время Второй мировой войны, памятник был снят с пьедестала и надежно спрятан, а после войны водружен на прежнее место.

История

Проектирование Михайловского замка началось задолго до его реального строительства — еще будучи великим князем и только мечтая о престоле, Павел I создал десятки вариантов своей будущей резиденции. Но в то время его шансы на престол были невелики. Когда же в результате переворота он все-таки занял трон, указ о возведении дворца был издан в первый же месяц правления.

Портрет императора Павла 1 — основателя Михайловского замка (18 век)

Согласно давней легенде место для резиденции было выбрано ввиду того, что именно здесь караульному солдату привиделся святой Михаил. Не исключено, что в честь этого события в нише у моста установлена небольшая фигурка солдата. Однако многие историки считают, что этот миф был создан самим царем, чтобы оправдать авральное строительство нового дворцового комплекса. Более того, для его возведения была разобрана другая царская резиденция — Летний дворец императрицы Екатерины II, матери Павла и его извечной соперницы.

Новая резиденция строилась на месте Летнего дворца Екатерины 2 (картина Михаила Махаева, 1756 год)

Строительные работы стартовали в начале весны 1797 года, а в 1801 году император с семьей уже заселился в новые покои. Возведение Михайловского замка велось круглосуточно и потребовало участия до 6 000 рабочих в каждую смену. Автором проекта стал уже известный в то время зодчий Василий Баженов (он же строил и усадьбу Царицыно). Но сами работы велись под началом другого архитектора — Винченцо Бренна, который спроектировал также отделку интерьеров.

Гравюра «Вид Михайловского замка» (1801 год)

К сожалению, император, столь долго мечтавший о собственном дворце, успел прожить в нем лишь 40 дней — в начале весны 1801 года он был убит заговорщиками, ворвавшимися ночью прямо в спальню. Из-за этого убийства и ввиду противоречивой, неоднозначно воспринимаемой фигуры Павла I, замок приобрел плохую репутацию. Долгое время он был заброшен, и более того, часть материалов оттуда взяли на другие государственные нужды.

На картине изображено убийство императора Павла 1 в Михайловском замке (19 век)

Лишь в 1819 году дворец обрел второе рождение — в нем открыли Главное инженерное училище. Вместе с назначением частично изменился и внешний вид здания, а также его убранство: были закопаны рвы и убраны подъемные мосты, закрашены росписи на стенах, дворцовые залы превратились в учебные классы. Название «Инженерный» также появилось именно в те времена.

С 1819 года в замке функционировало Главное инженерное училище (картина 1850 годов, Иосиф Шарлемань)

Во Вторую мировую войну в Михайловском (Инженерном) замке некоторое время располагался госпиталь, а после эту территорию снова заняло Ленинградское инженерное училище и военно–морская библиотека. В 1990-х годах часть здания была передана Русскому музею, прошла реставрация с восстановлением интерьеров, реконструированы сохранившиеся под землей фрагменты мостов. Сегодня в дворцовых залах есть постоянная экспозиция и регулярно проходят выставки, а в замковом храме иногда ведутся службы.

В годы Второй мировой войны в стенах замка располагался госпиталь

Интересно: Павел I построил свою резиденцию в виде крепости с многочисленными тайными ходами и подземельями. Согласно легенде в одном из тайников скрыт ларец с сокровищами Мальтийского ордена, в части, со Святым Граалем. У этого мифа есть основание: император действительно был Великим магистром и хранителем ценностей ордена.

История создания замка

Указ о строительстве Инженерного замка в Санкт-Петербурге вышел в девяносто шестом году восемнадцатого века. Местом для него был выбран Летний дворец, в котором и родился император. Считается, что он всегда говорил о мечте умереть там, где появился на свет. Поэтому место под застройку было выбрано не случайно. К тому же Летний дворец был практически заброшен, его стены обветшали, а многие предметы вывезены в другие дворцы.

Многие современники Павла I писали о его мистических наклонностях. Считалось, что он обладал настоящим даром предвидения и даже имел отношение к Мальтийскому ордену. Как бы то ни было, но к строительству император подошел с большим энтузиазмом. Он самолично разработал архитектурный проект замка, в котором воплотил все свои идеи. Можно добавить, что изначально в нем прослеживались идеи масонства. А знаки этого тайного ордена и до сих пор явно читаются в разных местах замка. После создания первого проекта Павел I приступил к внесению правок, и в конечном итоге на его столе оказалось целых тринадцать проектов, выбрать из которых он не мог.

На помощь государю пришел архитектор Василий Баженов, соединивший все идеи в единый проект и сделавший на него смету. Руководить возведением своего детища император доверил Винченцо Бренна, которого самолично контролировал.

Интересно, что Инженерный замок – это второе название дворца. Изначально все знали его как Михайловский. Причем и здесь не обошлось без легенд. Согласно им, одному из солдат на посту ночью явился сам архангел Михаил и повелел пойти к государю и передать распоряжение о строительстве на месте Летнего дворца храма. Назвать его нужно было непременно Михайловским. На утро вояка отправился к императору и рассказал ему о своем сне. Удивительно, но Павел I был будто уже осведомлен обо всем. Поэтому в считанные дни отдал приказ о возведении замка и строительстве храма в честь святого Михаила.

В феврале девяносто седьмого года восемнадцатого столетия сам император принял участие в закладке фундамента. Кроме монет, которые было принято закладывать в основание новых сооружений, туда же положили несколько кирпичиков из обработанной яшмы. Ранее и позже такого никто и никогда не делал.

Авторы Гайдпарка

  • Владимир Фёдоров

    Я бы тоже пошёл с ним в разведку

    Читать полностью

  • Александр Рохмистров

    Пилотируемый полет к Луне — 1,7 млрд руб., а «суверенный Рунет» — 31 млрд. Почувствуйте разницу!

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Должен ли быть инженер изобретателем? Мои свидетельства и мнение

    Читать полностью

  • Василий Иванов

    Как Вы считаете, рассыплется ли Россия, как карточный домик в обозримом будущем?

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    США – главный организатор и спонсор мирового терроризма

    Читать полностью

  • Артур  Ахмедов

    В России нашелся участок, где Единая Россия не получила ни одного голоса.

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Большинство тогда и сейчас

    Читать полностью

  • Мiкалай Паддубiцкi

    А могла бы обнулить…

    Читать полностью

  • Александр Рохмистров

    Вновь избранным депутатам официально запретили брать взятки. А раньше что – можно было?

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Так в моей квартире снималась часть кинофильма Юлиана Панича «Проводы белых ночей».Свидетельствую

    Читать полностью

  • Екатерина Иванова

    Пришли «Новые люди»

    Читать полностью

  • igor..s

    Первый замглавы АП Кириенко устроил банкет в честь победы «Единой России» на выборах

    Читать полностью

Легенды Михайловского замка

Трагическая судьба императора наложила темный след на историю замка, который долгие годы не использовался по назначению. Однако каждый, кто находился в нем хотя бы некоторое время, утверждал, что здесь творится нечто странное. До сих пор смотрители музея рассказывают о хлопающих дверях при закрытых окнах, голосах, шарканье ног и даже отражении Павла I, периодически возникающем в настенных зеркалах.

Именно эта история легла в основу произведения «Привидение в Инженерном замке» Лескова. Конечно, это всего лишь фантазия автора, но за десятилетия накопилось слишком много свидетельств людей, которые сами видели дух Павла I, печально бродящий по тому, что некогда было его любимым замком.

Трагедия Михайловского замка

Строительство продолжалось три года, и в ноябре 1800 г. замок освятили. Квадратное строение с внутренним двором и четырьмя углами, напоминающими бастионы, было фактически неприступно. С двух сторон его защищали реки Мойка и Фонтанка, а на месте современных улиц Садовой и Замковой были прокопаны каналы, выполнявшие функцию крепостных рвов. На их берегах стояли пушки и несли караул гвардейцы, а попасть в резиденцию императора можно было только по подъемному мосту.

Имя свое замок получил в честь божественного покровителя российских императоров — Михаила Архангела — предводителя небесного воинства.

Однако ни неприступные стены, ни рвы, ни покровительство Архистратига Михаила не спасли Павла I.  В 1801 г. в ночь на 12 марта несколько офицеров во главе с Николаем Зубовым ворвались в спальню императора и убили его, сначала оглушив золотой табакеркой, а потом задушив шарфом.

После убийства Павла I замок долгое время был заброшен, а 1822 г. оказался в распоряжении Военно-инженерного ведомства, и после капитальной перестройки в нем разместилось Инженерное училище. С этим фактом и связано второе название замка — Инженерный.

Стоимость билетов

Михайловский дворец имеет довольно удачное размещение. Так, сюда можно добраться при помощи метро – стоит только выйти на одной из ближайших станций, а именно на «Гостиничном дворе» или на «Невском проспекте». Существует два варианта его посещения. Первый – в «дуэте» с корпусом Бенуа. Единичный билет для взрослого обойдётся в 450 рублей, для ребёнка – в 200 рублей. Есть также комплексный вариант посещения, в который входят экскурсии по всем зданиям, находящимся в комплексе Русского музея: Михайловский, Строгановский и Мраморный дворцы. Такой билет будет считаться действительным на протяжении трёх дней с момента приобретения и обойдётся в 600 рублей для взрослого и в половину цены для студентов и школьников. Вторник считается выходным днём, в прочие дни недели (не считая четверга – расписание работы в этот день меняется) Михайловский дворец открыт для посещения с десяти утра до шести полудни.

Надпись

С юго-восточной стороны есть уникальная надпись: «Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней». С этой фразой связана интересная легенда, которая вполне может быть правдой. Эта надпись — предсказание для императора: количество букв равно годам его жизни. Что это — выдумка или правда, спорный вопрос, ведь совпадение точное.

Чтобы еще больше ускорить строительство и его завершение, была отменена пошлина. Но только на те материалы, которые привозили из-за заморских земель для строительства замка.

Был создан отдельный проезд для членов императорской семьи. Он был средним из трех предусмотренных ворот. За ними была красивая аллея.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector