Израиль: рождение еврейского государства

Еда[править]

Кухня Израиля очень разнообразна — помимо традиционной еврейской кухни, иммигранты со всего мира привнесли кулинарные традиции тех стран, откуда они приехали в Израиль.

Традиционная еврейская кухня состоит из так называемой кошерной пищи — т.е. приготовленной в соответствии с религиозными законами («кашрутом»). Эти законы довольно сложны; какие-то продукты полностью исключаются из рациона, на употребление некоторых других накладываются ограничения. Например, нельзя есть мясо хищников и животных, не имеющих раздвоенных копыт (под запрет, соответственно, попадают и свиньи); нельзя есть обитателей вод, не имеющих чешуи и плавников (т.е. в том числе и моллюсков, кальмаров и раков). Предназначенные к поеданию животные должны быть забиты по особым правилам. Мясные продукты нельзя есть вместе с молочными продуктами (нельзя даже готовить мясо в посуде из-под молока).
В большинстве отелей в Израиле предлагают только кошерную еду (поэтому на завтрак нет мяса, а за обедом нет молочных продуктов), и в большинстве крупных супермаркетов продаются только кошерные продукты.

Вот некоторые наиболее популярные дешевые местные блюда:

  • Шаурма – здесь ее делают из баранины или мяса индейки.
  • Хумус – паста из бобов с кунжутном, лимонным соком и оливковым маслом, подаваемое с лавашом (иногда – с рубленой бараниной, куриными грудками или грибами). Лучший в Израиле свежий хумус предлагается в Яффо.
  • Сабих – лаваш, заполненный жареными баклажанами, вареными яйцами, кунжутной пастой и соленьями.
  • Фала́фель — арабское блюдо, представляющее собой жареные во фритюре шарики из измельченного нута (или бобов), иногда с добавлением фасоли, приправленные пряностями.
  • Шакшука — интересное блюдо из яиц с овощами, популярное в Израиле и соседних странах. Очень яркое, ароматное, легкое и в то же время сытное.
  • Кускус — блюдо, изготавливаемое из крупы; также кускусом называют саму крупу. Кускус традиционно готовится на пару и подаётся вместе с тушёным мясом и/или тушёными овощами.

Очень много пекарен и кондитерских с замечательной выпечкой, в том числе и для диабетиков (без сахара). Большой выбор молочных продуктов, почти в каждом супермаркете можно найти продукты из козьего молока (помимо традиционного коровьего).

Алкогольправить

В Израиле можно найти все виды алкоголя, но особо хочется отметить израильское вино. Израиль обладает долгой и славной историей изготовления вина. В древней Иудее виноделие было одним из главных сельскохозяйственных производств. Вина поставляли ко двору египетских фараонов, в период римского протектората их пили по всей империи, включая Британию. Согласно еврейской традиции церемонии невозможны без вина. Историю виноделия Израиля прервал ислам, пришедший в 636 году с арабскими племенами и запрещающий употребление алкоголя. С приходом в Палестину англичан в XIX в. виноделие в регионе начинает возрождаться. Естественно, утраченные традиции восстанавливались не сразу. До середины прошлого века у вин Израиля была репутация низкосортных, слишком сладких, не заслуживающих внимания подлинных ценителей. В настоящее время положение в корне изменилось, и теперь израильское вино пользуется популярностью во всем мире из-за его вкусовых качеств.

Народ без земли

Соотношение еврейского и арабского населения в Палестине в разные годы

Еврейские царства Палестины рухнули под ударами Римской империи в I веке н.э.: с тех пор эта территория сменила множество хозяев. Но для рассеянных по европейским странам евреев историческая родина всегда оставалась священной, потерянным раем, куда, согласно Писанию, они должны вернуться. Одна из иудейских молитв веками заканчивалась рефреном: «В будущем году — в Иерусалиме!».

Теодор Герцль

Впрочем, переселение европейских евреев в Палестину в конце XIX века началось не из-за религиозных текстов. Теодор Герцль (1860 — 1904), еврей из Австро-Венгрии, известный журналист и первый провозвестник создания еврейского государства, помнил, как во время скандального «дела Дрейфуса» (суд над евреем — офицером французской армии, ложно обвиненным в предательстве) сотни французов скандировали: «Смерть евреям!». В России и Восточной Европе устраивали еврейские погромы, в Германии и Австрии — писали антисемитские трактаты. Юдофобия в Европе оставалась постоянной угрозой.

Герцль решил: больше так продолжаться не может, евреям необходимо собственное государство, где они перестанут быть гонимым меньшинством. В 1896 г. он написал брошюру «Еврейское государство», где призвал мировое сообщество помочь еврейскому народу обрести свою страну — желательно в Палестине. Через год он создает Всемирную сионистскую организацию (ВСО). Сионизм — идеология возвращения евреев на историческую родину и создания там государства.

Медленно, но верно эмиграция евреев в Палестину растет: им оказывают поддержку богатые дома европейских евреев (Ротшильды, Монтеофиори), вместе с тысячами бедных энтузиастов они собирают деньги на покупку земель.

Достопримечательности Израиля

В Израиле очень много самых разных достопримечательностей. Многие из них являются святыми местами для иудеев, христиан и мусульман. Какие же самые лучшие достопримечательности в Израиле? Короткого ответа на этот вопрос нет. В десятку лучших достопримечательностей в Израиле, на наш взгляд, могут войти следующие:

Крепость Давида в Иерусалиме

Эта крепость была построена иудейским царем Иродом Великим. Раньше в крепости Давида было три башни. Однако, до наших дней сохранилась только нижняя часть одной из башни. Сейчас в крепости Давида находится музей истории Иерусалима.

Церковь Иоанна Крестителя в Иерусалиме

Церковь Иоанна Крестителя была построена в VIII веке. Таким образом, она является одной из самых старых церквей в Иерусалиме. В раннее Средневековье Церковь Иоанна Крестителя разрушили, но в XI веке ее восстановили.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Считается, что этот храм построен на том месте, где был распят Иисус Христос. Инициатором строительства храма Гроба Господня в Иерусалиме была Юлия Елена Августа, мать римского императора Константина. Строительство храма было закончено в 335 году.

Храм Рождества Христова в Вифлееме

Этот храм построен на том месте где, как полагают, родился Иисус Христос. Со временем вокруг храма Рождества Христова было построено несколько монастырей.

Замок Монфор

Строительством замка Монфор занимались в первой половине XIII века тевтонские рыцари. В 1271 году султан Египта Бейбарс захватывает этот замок, и с тех пор его больше никто не восстанавливал.

Гефсиманский сад в Иерусалиме

Считается, что в Гефсиманском саде беседовал со своими учениками Иисус Христос. Там же он и был арестован.

Крепость Бельвуар

Эту крепость построили рыцари-госпитальеры в XII веке. Правда, раньше на ее месте уже были укрепления крестоносцев. В середине 1960-х годов в крепости Бельвуар начались археологические раскопки.

Мечеть Омара

Это сооружение еще иногда называют мечеть аль-Акса. Она была построена в конце XII веке на месте Соломонова храма, где, согласно преданиям, когда-то хранился Ковчег.

Усыпальница Махпела в Хевроне

В этой усыпальнице похоронены библейские патриархи Авраам, Исаак и Яаков. Усыпальница Махпела является святым местом для иудеев, христиан и мусульман.

Монастырь ордена кармелитов в Хайфе

Монастырь ордена кармелитов в Хайфе построен в XII веке на библейской горе Кармель. Именно на этой горе, как полагают, жиль когда-то Илья-пророк.

Английские обещания

По итогам Первой мировой войны Османская империя распалась. Лига Наций, (международная организация, существовавшая между мировыми войнами, «бета-версия» ООН) определила, что временный контроль над Палестиной получит Великобритания: ее администрация поможет решить конфликты и подготовит страну (или две) к получению независимости.

Зоны влияния Британии (красным) и Франции (синим)

Политика англичан провалилась полностью — возможно, из-за того, что начали они с раздачи взаимоисключающих обещаний.

1) Еще во время Первой мировой войны они пообещали арабскому шерифу Мекки Хусейну ибн Али, что, если он поднимет восстание против Османской империи и Антанта выиграет войну, его сделают королем всех арабских земель, включая Палестину (соглашение МакМагон — Хусейн). Хусейн выполнил свою часть сделки, англичане же впоследствии заявили, что статуса официального договора соглашение не имело.

2) В 1917 г. министр иностранных дел Великобритании Артур Бальфур написал письмо лорду Ротшильду, представителю еврейской общины страны, где заверил, что «правительство Его Величества сделает все… для создания в Палестине национального очага для еврейского народа» (декларация Бальфура). По сути, это означало обещание помощи в создании государства — однако делать реальные шаги в этом направлении англичане не спешили.

Шериф Мекки Хусейн ибн Али аль-Хашими и Верховный Комиссар Египта Генри МакМагон, дававший гарантии арабской Палестине

Такое лицемерие вызывало гнев и протесты против английской политики как у евреев, так и у арабов. Это было, пожалуй, единственное, что объединяло два народа, которые не любили друг друга все больше и больше, по мере того, как росла эмиграция евреев в Палестину и, соответственно, учащались бытовые конфликты (иногда — вооруженные) между еврейскими поселенцами и арабскими крестьянами.

Британский губернатор писал, что не может выносить бесконечных взаимных претензий евреев и арабов: «Два часа арабских жалоб толкают меня в синагогу, а после интенсивного курса сионистской пропаганды я готов принять ислам».

Арабские восстание в Палестине 1936

Из-за напряженной обстановки в Европе между мировыми войнами эмиграция росла достаточно быстро. Ишув (еврейская община в Палестине) к концу 1930-х разросся до 400 000 человек; в нем появились политические партии, собственные вооруженные организации, существовавшие на нелегальном положении. Арабов было около миллиона, и у них тоже работали военизированные формирования.

Покупки[править]

Валютой страны является новый шекель (ILS — ש»ח).

Во многих городах имеются крупные торговые центры, так называемые кеньоны (производное от двух ивритских глаголов «кния» — покупка и «хеньён» — парковка).
По всему Израилю расположены торговые зоны сети «BIG» или «Power Center». Как правило, они находятся в промышленных зонах городов. Там расположены супермаркеты, аптеки, магазины электротоваров и хозтоваров.

Обычно центральные улицы и туристические центры городов «кишат» магазинами, в проектируемое здание изначально закладывается 0 (нулевой) этаж, который в последствии используется для размещения торговых точек или парковок.

Трудноразрешимая проблема №2: статус Иерусалима

Во всех переговорах между Израилем и палестинцами статус города, исторически крайне важного как для мусульман (по-арабски его называют Аль-Кудс — «священный»), так и для иудеев, остается камнем преткновения. Израиль в 1980 г

провозгласил Иерусалим своей единой и неделимой столицей, ООН призывает мировое сообщество считать такое решение незаконным. Решение президента США Дональда Трампа перенести американское посольство из Тель-Авива в Иерусалим в 2017 г. спровоцировало массовые протесты и гибель нескольких десятков человек.

Как правило, во время переговоров с Израилем о потенциальном разрешении конфликта, палестинская сторона настаивает на возвращении к границам «до 1967 г.», с признанием Западного берега реки Иордан и сектора Газа территорией палестинского государства. Как показали переговоры 2000 г., такое предложение могло бы устроить Израиль. Проблема в том, что до 1967 г. Иерусалим не был полностью израильским.

Предоставить палестинцам права даже на половину священного города Израиль отказывается, в том числе, и по соображениям безопасности: из Восточного Иерусалима прекрасно простреливается, например, международный аэропорт. В условиях, когда палестинское руководство сложно назвать политически стабильным, Израиль считает, что передать ему контроль над Восточным Иерусалимом невозможно — не говоря уже об имиджевых потерях.

Шестидневную войну 1967 г. арабы по аналогии с Катастрофой-Накбой называют Накса — Повторение. Поражение на этот раз было еще более бесславным, и сотням тысяч палестинских арабов вновь пришлось бежать из своих домов. Потери Израиля составили менее 800 человек, в то время как арабские страны потеряли около 15 000 своих солдат. Израиль втрое увеличил свою территорию по сравнению с довоенным периодом. Приходило понимание, что «сбросить в море» Израиль не получится.

Культура

Несмотря на то, что израильтяне долгое время не имели своей родины, они все равно сохранили свою культуру и традиции. «Шаббат» в Израиле приходится на субботу, но практически начинается еще в пятницу вечером. Поэтому в Израиле выходной день не только суббота, но и половина пятницы.

Израильтяне отмечают огромное количество праздников, большинство из которых, конечно, религиозные. Среди этих праздников обязательно нужно назвать следующие: Еврейский Новый год, Судный день, Праздник кущей, Праздник радости Торы, Еврейская Пасха, Седьмой день еврейской Пасхи, День Независимости, Пятидесятница.

Теракты, протесты, переговоры

Теракт на Олимпиаде в Мюнхене, 1972. Немецкие полицейские, переодевшиеся спортсменами, пробираются по крышам к заложникам

Долгие годы ООП вела себя как террористическая организация, признававшая любые методы борьбы против Израиля: убийство гражданских лиц, угоны самолетов, захват заложников. Наиболее запомнившийся теракт ООП — убийство еврейских спортсменов на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 г. В тренировочных лагерях ООП в Ливане «стажировались» террористы из Европы и Японии. Кроме того, в 1970-е Ясир Арафат и его соратники практически развалили Ливан: контролируя южную часть страны, они выступили одной из сторон в затяжной и очень запутанной гражданской войне, где также успели поучаствовать Израиль, Сирия и международный контингент ООН. Всего в Ливанской войне погибло 144 000 человек.

Сам Арафат, впрочем, всегда открещивался от наиболее одиозных деяний ООП, заявляя, что совершавшие их боевики покинули Организацию, и старался вести себя как респектабельный политик. В 1988 г. он, выступая в ООН, , что ООП отныне признает существование Израиля и осудил «терроризм в любых формах, включая государственный терроризм». По сути, это было предложение прямых переговоров.

Первая интифада. 1988

Израиль к тому времени был измотан интифадой — масштабной гражданской акцией неповиновения палестинцев, живущих на территориях, подконтрольных Израилю. Недовольные политикой Израиля и нарушением их прав, жители Западного берега Иордана и сектора Газа нападали на полицейских и солдат, бросали камни и палки. Местами интифада была больше похожа на войну — за 1987-1993 гг. погибло больше 100 израильтян и больше 2000 палестинских арабов.

Ицхак Рабин (1922-1995), премьер-министр Израиля, понимал, что без переговоров с ООП как наиболее прямым представителем интересов палестинского народа мир в Израиле никогда не наступит. «Я бы хотел, чтобы Газа просто утонула в море, но такое не случится, — мрачно шутил он в личных беседах, — Поэтому нам нужно найти решение».

История Израиля в Средние века

После распада Римской империи на Западную и Восточную, территория современного Израиля вошла в состав Восточной Римской империи, ставшей впоследствии Византией. Здесь возникли сильные центры православного христианства, была создана Иерусалимская православная церковь.

В 614 году при поддержке еврейского населения провинцию захватывают персидские войска. После овладения Иерусалимом персы передают Иерусалим под контроль евреев. Однако вхождение в состав Персидской империи было недолгим, и спустя 3 года Палестина была снова возвращена Византией. После возвращения на евреев начались массовые гонения, приведшие к самому сильному сокращению еврейского населения.

Власть Византии продержалась в Палестине недолго, уже 634 году халиф Абу Бакра захватывает византийскую крепость Босра, расположенную на западном берегу реки Иордан. А уже в 638 году халиф Омар получает ключи от Иерусалима из рук патриарха Софрония. Местное население под влиянием новых властителей постепенно арабизируется и принимает ислам. В этот же период на территории Иерусалима строятся исламские святыни – мечеть Аль-Акса и Купол Скалы.

После того как в X веке Арабский халифат ослабел, контроль над территорией Израиля перешел к египетским халифам, а затем к туркам-сельджукам. С 1098 года Израиль снова входит в состав египетской державы.

В 1099 году европейские крестоносцы после длительного штурма взяли Иерусалим. Предводитель крестоносцев, Готфрид Бульонский, основывает на захваченных землях Иерусалимское королевство.

Внутренние распри между орденами крестоносцев, неоднородность населения, и внешние давление со стороны Саладина – арабского султана и правителя Египта и Сирии привели к падению королевства в 1187 году.

Язык[править]

Государственными языками являются иврит и арабский. Большинство названий улиц дублируются на английском языке. Основной язык общения — современный иврит, схожий с древнееврейским языком. После разрушения Иудейского государства в I веке н.э. иврит был языком богослужения и не использовался в повседневной жизни. С конца XIX века началось возрождение языка. Основной вклад внёс просветитель, уроженец Российской империи (Литва) Элиэзер Бен-Йегуда. В XX веке развился современный литературный язык. В стране, кроме иврита и арабского языка, широко распространены русский, английский, амхарский, французский и некоторые другие языки.

В Израиле — более 1 млн. русскоговорящего населения. Практически, во всех местах — в банке, супермаркете, на почте можно найти сотрудников, говорящих по-русски.
Издаются центральные и местные газеты на русском языке, работают государственный и частные радиоканалы. Вещает местный телеканал на русском языке (9-й), а также по кабельному или спутниковому телевидению принимаются передачи российских каналов — 1-го, РТР и НТВ (в версиях для зарубежного вещания сетка передач значительно отличается от российской), международного канала RTVi, переводятся на русский язык многие израильские и международные каналы.

Заметки на полях

Итоги голосования Генеральной Ассамблеи ООН по резолюции 181, 29 ноября 1947 года. Принято на 128-м пленарном заседании:

За: 33

Австралия, Бельгия, Боливия, Бразилия, Белоруссия, Канада, Коста-Рика, Чехословакия, Дания, Доминиканская Республика, Эквадор, Франция, Гватемала, Гаити, Исландия, Либерия, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Никарагуа, Норвегия, Панама, Перу, Филиппины, Польша, Швеция, Украинская ССР, Южно-Африканская Республика, США, СССР, Уругвай, Венесуэла.

Против: 13

Афганистан, Куба, Египет, Греция, Индия, Иран, Ирак, Ливан, Пакистан, Саудовская Аравия, Сирия, Турция, Йемен.

Воздержались: 10

Аргентина, Чили, Китай, Колумбия, Сальвадор, Эфиопия, Гондурас, Мексика, Великобритания, Югославия.

Заметки на полях

Итоги голосования Генеральной Ассамблеи ООН по резолюции 181, 29 ноября 1947 года. Принято на 128-м пленарном заседании:

За: 33

Австралия, Бельгия, Боливия, Бразилия, Белоруссия, Канада, Коста-Рика, Чехословакия, Дания, Доминиканская Республика, Эквадор, Франция, Гватемала, Гаити, Исландия, Либерия, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Никарагуа, Норвегия, Панама, Перу, Филиппины, Польша, Швеция, Украинская ССР, Южно-Африканская Республика, США, СССР, Уругвай, Венесуэла.

Против: 13

Афганистан, Куба, Египет, Греция, Индия, Иран, Ирак, Ливан, Пакистан, Саудовская Аравия, Сирия, Турция, Йемен.

Воздержались: 10

Аргентина, Чили, Китай, Колумбия, Сальвадор, Эфиопия, Гондурас, Мексика, Великобритания, Югославия.

Сторонникам раздела удалось собрать необходимые для этого две трети голосов. Свои три голоса в поддержку резолюции отдал Советский Союз (кроме СССР, в голосовании участвовали Украина и Белоруссия, представленные в ООН как отдельные делегации), а также Польша и Чехословакия благодаря, что также является успехом советской дипломатии. Пять голосов советского блока сыграли в этом итоговом голосовании решающую роль, в чём и состоит решающая роль СССР и лично И.В.Сталина. При этом СССР удалось договориться с США, которые также проголосовали в поддержку образования еврейского государства. Иерусалим и Вифлеем, согласно решению ООН, должны были стать территорией под международным контролем. .

Заметки на полях. Что такое космополитизм?

Значение термина «космополитизм» следует искать в греческом языке, где kosmopolites — это гражданин мира. То есть космополит — это человек, считающий своей родиной не какое-то конкретное государство или регион, а планету Земля в целом. При этом космополитам присуще отрицать свою национальную принадлежность, такой человек видит себя гражданином всего мира, а человечество воспринимает как одну большую семью.

Космополит ставит интересы человечества в целом выше интересов национальных, что можно считать положительным качеством, если только под «интересами человечества» не скрывают интересы узких групп, а не трудового большинства человечества. К сожалению, в прошлом космополиты защищали интересы планетарного паразитического меньшинства, проводящих доминирующий западный проект глобализации и интеграционные процессы в его русле.

Успехи и провалы

Ицхак Рабин, Клинтон и Ясир Арафат. 13 сентября 1993 года, Вашингтон

При посредничестве президента США Клинтона Ицхак Рабин и Ясир Арафат запустили процесс Осло — серию встреч в норвежской столице, где обсуждали варианты возможного решения палестинской проблемы. В результате в 1993-1995 гг. получилось достичь промежуточного соглашения. Была создана Палестинская национальная администрация (ПНА), фактически правительство Палестины, сектор Газа и небольшая часть Западного берега отходили под ее административный контроль. При этом Израиль все равно контролировал границы ПНА, о независимости речи пока не было — она должна была стать предметом следующего этапа переговоров.

Стремление к миру в ближневосточном конфликте часто обходится дорого. В 1995 г. Ицхака Рабина, премьера, подписавшего мир с Иорданией и открывшего дорогу к миру с палестинцами, застрелил правый радикал Игаль Амир, «защищая народ Израиля от соглашений в Осло».

[править] История Израиля

Древняя история

Территория современного Израиля начала заселяться ещё в Каменном веке. В III тысячелетии до н. э. сюда начинают проникать различные семитские племена и первыми из них — финикийцы. В Бронзовый век здесь появляются ханаанеяне, а также хетты и еврейские племена. В XI—X вв. до н. э. образовались древнееврейские царства Израиль и Иудея. Древнееврейская государственность в Палестине существовала с перерывами, вызванными войнами и чужеземной оккупацией, до середины I в. до н. э., когда Палестина была завоевана римлянами.

Современное государство

Государство Израиль было основано в 1948 г. После нескольких победоносных войн с арабскими странами, молодое государство выстояло. С некоторыми из соседей были заключены мирные договоры, других принудили к миру военной силой. Начиная с 70-х годов ХХ века в Израиль приезжают сотни тысяч репатриантов из Советского Союза и стран Восточного блока (ОВД). Эти люди смогли привести страну к повторному расцвету, сегодня русскоязычная община широко представлена в израильском обществе, из ее рядов вышли многие культурные и общественные деятели, политики (см. Дина Рубина).

Неудачный саммит в Кемп-Дэвиде

Эхуд Барак, Клинтон и Ясир Арафат. Саммит в Кэмп-Дэвиде, 2000

Несмотря на гибель Рабина, мирный процесс продолжился. Его апогеем должен был стать саммит 2000 г. в Кемп-Дэвиде (США), где Арафат и новый израильский премьер-министр Эхуд Барак при посредничестве Билла Клинтона могли подписать договор о создании полноценного палестинского государства. Но этого не случилось. Арафату не предложили восстановления суверенитета над Восточным Иерусалимом и репатриации всех палестинских беженцев, также не было принято его требование о полной эвакуации израильских войск с территории будущего палестинского государства. В итоге договор подписан не был.

Эхуд Барак обвинил Ясира Арафата в том, что его позиция помешала, наконец, заключить мир. Билл Клинтон разделил эту позицию. Когда Арафат в беседе назвал его «великим человеком», Клинтон ответил: «Я не великий человек, я неудачник, и им сделали меня вы» (он вложил много усилий в разрешение палестино-израильского конфликта, но в итоге потерпел поражение). Арафат, со своей стороны, заявил, что Барак и Клинтон вынудили его приехать на «саммит ради саммита», хотя предварительная подготовка показала, что стороны не готовы к переговорам. Сразу после саммита началась вторая интифада, длившаяся пять лет.

В 2004 г. Арафат умер. Клинтон уже давно не президент США, а Барак — не премьер-министр Израиля. С 2000 г. перспектива достижения мира между Израилем и палестинцами не разу не была так близка, как в Кемп-Дэвиде. Более того, она только отдалялась.

Холодный прием в жаркой стране

Еврейский автобус, защищенный от камней и гранат. Палестина, 30-е.

В середине XIX века в Палестине жило примерно 400 000 человек, из них всего 6 000 евреев, большинство составляли арабы-сунниты. Палестина была бедной провинцией Османской империи, земля здесь принадлежала в основном крупным арабским феодалам, которые сдавали ее в аренду крестьянам-феллахам. Именно у феодалов фонды ВСО (Всемирная сионистская организация) и покупала территорию, после чего продавец и покупатель ставили крестьян перед фактом: вы здесь больше не живете. По сути, переселенцы лишали феллахов дома и работы, что вызывало возмущение.

Иерусалим, конец XIX-начало XX века

Главная причина конфликта родилась уже тогда: все, что появилось потом, включая войны, насилие и территориальные споры, было следствием этого принципиального разногласия.

— Для евреев, переселявшихся в Палестину — Землю Израильскую (Эрец-Исраэль), их эмиграция была возвращением домой, обретением национального очага после сотен лет унижений и притеснений. При этом они старались делать все законно, с соблюдением правовых норм того времени;

— Для арабов, веками живших на этой территории, эмиграция евреев была вторжением непрошеных гостей с сомнительными правами. Как если бы в ваш дом явились незнакомцы и заявили, что их предки жили здесь при Рюрике, поэтому теперь это и их дом.

Участники Ха-Шомер — организации еврейской самообороны в Палестине

Аргументация и тех, и других, вполне понятна и, по большому счету, остается неизменной и сейчас. Для израильтян их страна — священный очаг, оплот и осажденная крепость. Для арабов — «сионистское образование» (наиболее радикально настроенные даже отказываются использовать слово «Израиль»), опухоль на теле мира и режим апартеида, где систематически нарушаются права арабского населения.

Как образовался современный Израиль

К концу XIX века множество евреев расселилось по всему миру, и еврейская буржуазия обратилась к ним с призывом возвращаться на земли Палестины. Многие откликнулись и к году начала Первой мировой войны (1914), количество проживающих в Палестине евреев составляло уже 85 тысяч человек. В годы Второй Мировой войны, в результате антисемитской политики Гитлера евреи массово покидали завоеванные им территории и в 1948 году в Палестине их проживало уже 655 тысяч. 29 ноября 1947 года Организация Объединенных наций (ООН) приняла историческое решение об образовании на земле Палестины двух независимых (суверенных) государств – еврейского (Израиль) и Палестинского арабского государства. В результате к 1951 году количество евреев, проживающих на своей исторической Родине — территории Палестины — достигло 4 350 000.Арабам ООН «выделила» 11,1 тысяч квадратных километров, а Израилю – 14,1. Вновь созданное правительство Израиля это «не устроило» и в ходе арабо-израильской войны 1948-49 года Израилем было захвачено 6,7 тысяч кв. километров арабских земель, на которых были созданы еврейские поселения. Арабам Палестины остались только территория в районе города Газы и земли на западном берегу реки Иордан. Это и является основной причиной многочисленных арабо-израильских военных конфликтов, которые продолжаются и сегодня.После того, как образовался Израиль, численность его населения постоянно росла, экономика развивалась и к 2011 году на территории страны, равной 22 тысячам квадратных километров, проживало уже 7,6млн. человек, а объём валового внутреннего продукта страны был равен 207 млрд. долларов.

Война за независимость / Катастрофа

Сразу после провозглашения Давидом Бен-Гурионом независимости Государства Израиль 14 мая 1948 г., арабские соседи Израиля: Египет, Сирия, Трансиордания, Ливан, Ирак и другие — начали вторжение на его территорию. Настрой был бескомпромиссным: Палестина должна быть арабской, евреи могут убираться куда угодно, или быть сброшенными в море.

У арабов ничего не вышло. К июлю 1949 г. Израиль отбил все атаки и разгромил вторгнувшиеся армии, не только отстояв свою территорию, но и захватив 1300 кв.км. сверх предназначенного ему по плану ООН. Остальную территорию, предназначенную для создания арабского государства в Палестине, взяли под контроль Египет (сектор Газа) и Иордания (Западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим).

Водружение флага в Эйлате, ознаменовавшее окончание войны

Война 1947-1949 гг. вошла в историю Израиля как Война за независимость, но арабы называют ее Накба — Катастрофа. Дело не только в военном поражении: именно после этой войны началась трагедия палестинского народа.

Еще до фактического начала войны арабы начали массово бежать с территории, предназначенной для создания еврейского государства: общее число беженцев, по оценкам ООН, составило 750 000. О причинах исхода спорят до сих пор. Про-израильские историки настаивают, что уходили арабы добровольно, премьер-министр Израиля Голда Меир вспоминает, как она лично умоляла арабов Хайфы остаться. Согласно другой точке зрения, вооруженные организации Израиля вытесняли арабов намеренно — прямым насилием или угрозами

Обычаи[править]

В стране строго соблюдается библейский запрет на работу по субботам. В субботу подавляющее большинство магазинов и все гос. учреждения закрыты, а государственный транспорт (железная дорога и практически все автобусы) не работает. Воскресенье же является обычным рабочим днём.

При доступе в большинство мест массового скопления людей (автобусные и ж/д станции, аэропорт, супермаркеты, крупные музеи, туристические объекты и т. п.) осуществляется досмотр личных вещей посетителей на отсутствие оружия и взрывчатки. Это связано с проблемой терроризма. По той же причине в Израиле не существует камер хранения багажа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector