Почему узбеки едут в россию? в узбекистане всё плохо?

«Хлопковое дело», ферганский кризис и развал СССР

Соловьев Андрей/ТАСС

Но все это благополучие, кропотливо создававшееся годами, едва не рухнуло в одночасье. В 1983 году пост генерального секретаря ЦК КПСС занял Юрий Андропов. По его приказу Генпрокуратура начала проводить расследование по так называемому «хлопковому делу». Так называлась целая серия уголовных дел об экономических злоупотреблениях на территории Узбекской СССР.

В результате расследования было выявлено большое количество случаев коррупции среди узбекистанских чиновников. Было возбуждено 800 уголовных дел, более 4 тысяч человек получили тюремные сроки. Материалы каждого дела предавались широкой огласке – таким образом руководство СССР демонстрировало населению активную борьбу с коррупцией.

Масла в огонь подлил конфликт в Ферганской долине в 1989 году, когда в результате столкновений между узбеками и турками-месхетинцами погибло около сотни человек. В тот период в Узбекистане наблюдался большой отток населения. Кроме того, в годы перестройки страну захлестнула безработица, и в Узбекской ССР она достигла невероятных масштабов: по официальным данным, в 1990 году нетрудоустроенными были 596 тысяч человек.

Но все изменилось, когда руководить республикой стал Ислам Каримов. Новый лидер был более близок к народу и заботился о национальных интересах

Каримов провел важные экономические и культурные реформы, а также, что немаловажно, вернул людям возможность свободно исповедовать свою религию. Также он многое сделал для сохранения национального языка: по указу Каримова узбекский язык был объявлен государственным, а русский – языком межнационального общения

29 декабря был проведен референдум, в ходе которого абсолютное большинство узбекистанцев поддержали провозглашение независимости. В тот же день в Узбекистане состоялись первые всенародные выборы президента. Ислам Каримов получил 86% голосов и подтвердил свое звание национального лидера. В годы его правления у Узбекистана появился собственный флаг, герб и Конституция, а вместо советской системы была создана новая административная система с институтом хокимов (так в Узбекистане называют главу местного исполнительного органа власти).

Ташкент хочет получать ото всех всё. А отдавать хочет?

Эксперт считает, что сейчас у России с Узбекистаном отношения складываются «весьма недурно».

  • Ташкент вступил в ЕАЭС в качестве наблюдателя,
  • «растут показатели внешней торговли,
  • атомную станцию мы им ставить собираемся,
  • наш оборонно-промышленный комплекс начинает осваивать проекты по модернизации боевой техники и вооружений узбекской армии,
  • у нас готовятся узбекские военнослужащие,
  • у нас квота на узбекских студентов увеличена до 30 тысяч».

Возможно, это и так. Но почему деньги не считает Россия и не ставит простые условия: нет русского языка в Узбекистане — нет узбекских трудовых мигрантов в России? Сравнение же с Казахстаном выглядит как сравнение плохого с очень плохим. Союзнические отношения это не дорога в одну сторону, если нет двустороннего движения, надо от них избавляться.

Читайте по теме:

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо

Переход на латинский алфавит: Казахстан и пантюркизм

Редактор: Елена Тимошкина, Куратор: Любовь Степушова

Муниса Ризаева

Уже с шести лет Муниса начала петь. Сначала это были семейные праздники и торжества, и только со временем Муниса поняла, что хочет петь на сцене. Но певица продолжительное время жила в Англии и училась в университете, поэтому певческую карьеру пришлось отложить.

Девушка окончила Вестминстерский университет в Лондоне по специальности бизнес-менеджмент. Сейчас обворожительная певица является владелицей и управляющей шикарного отеля «Retro Palace» в Ташкенте.

И только с возвращением в Узбекистан Муниса стала пробовать себя в качестве певицы. Пришлось усердно потрудиться, но результат того стоил, ведь сейчас Муниса Ризаева — одна из самых перспективных певиц Узбекистана.

Обладательница сильного и мелодичного голоса, узбекская певица Муниса Ризаева после выступления в дуэте с 2011 года начала сольную карьеру.

Интересно, как все-таки имя определяет жизнь человека. Муниса в переводе с арабского языка означает «прекрасный голос».

18

Страна солнца и гор

Далёкие предки узбеков вели преимущественно кочевой образ и занимались скотоводством. Причина тому — особенности местного климата и географического расположения узбекских территорий.

В Узбекистане не так много источников воды, а воздействие на погоду оказывает крайне далёкое расположение моря. Как говорят, страна “вдвойне” не имеет выхода к морю. Как так? Всё просто: чтобы попасть к морю, исходя от границ земли узбеков, следует пересечь как минимум две страны.

Узбеки Хивы, Северо-Западный Узбекистан

Но если с морем в Узбекистане не сложилось, то с солнцем всё прекрасно. Оно светит здесь 300 дней в году, причём дни, когда показатели термометра доходят до +0 градусов, редкостью не являются.

Туристам, которые тяжело переносят жару, рекомендуют приезжать весной или осенью. Последний вариант предпочтительнее, поскольку созревают знаменитые мирзачульские дыни, которых можно отведать в Узбекистане. Ещё одна особенность страны — её пятую часть занимают горные массивы.

Торговцы в Ташкенте, Узбекистан

История христианской религии в Узбекистане

В мусульманской стране Узбекистан религия православных и католиков занимает 7% от общего числа религиозных течений. Православие появилось здесь после 1871 года, когда территория была причислена к Российской империи. В это же время построен первый православный кафедральный собор в Ташкенте. В стране сооружено около 40 православных храмов, женский монастырь, духовная семинария.

Уже сто лет, как существует католический храм Иисуса Христа в столице. Но община католиков не так многочисленна.

Активно действуют различные христианские конфессии: Свидетели Иеговы, баптисты, адвентисты, протестанты и другие.

Влияние русского языка в Узбекистане не нравится многим

Во время пресс-конференции в парламенте Узбекистана от депутата от оппозиционной «Народной демократической партии Узбекистана» Елены Бабенко один из присутствующих журналистов потребовал прекратить говорить на русском языке и перейти на узбекский. А если она его не знает, пользоваться услугами переводчика.

Депутат от партии «Миллий тикланиш», которая входит в правящую коалицию, Алишер Кадыров заявил, что обучение граждан страны русскому якобы способствует их превращению в мигрантов, презирающих свои традиции.

А в это время в Москве власти в метро устанавливают указатели на узбекском.

21 декабря 1995 года был принят закон «О государственном языке Республики Узбекистан», где статус русского языка определяется как «язык межнационального общения народов СССР».

А между тем президент Шавкат Мирзиёев 20 октября 2020 года подписал указ о дальнейшем развитии государственного языка, предусматривавший полный перевод узбекского на латиницу.

Указом правительству поручено в трёхмесячный срок создать рабочую группу по обеспечению полного перехода на алфавит, основанный на латинской графике, и разработать «дорожную карту», предусматривающую конкретные меры, источники и объёмы их финансирования.

Туризм

Каждый год в Узбекистан приезжают примерно 200 тысяч туристов, среди них много граждан СНГ. Лучшее время для знакомства со страной – весна и осень. Наиболее посещаемые города – Ташкент, Самарканд, Бухара.

Любители активного отдыха посещают горнолыжные трассы Чимган и Бельдерсай в зимнее время.

Очень популярны этно-туры, позволяющие переночевать в юрте, полакомиться национальными блюдами, покататься на верблюде, посмотреть ручное производство шелка. Гостеприимные узбеки могут пригласить туристов даже на свадьбу, и будут гордиться тем, что на их свадьбе присутствовал иностранный гость.

Цены на проживание, экскурсии, питание приемлемые. Семье из двух человек потребуется 35-40 долларов в сутки.

Семейные традиции

Как и у многих азиатских народов, большое количество праздничных традиций у узбеков связано с семейными торжествами: помолвкой, свадьбой, рождением  детей и их вхождением в религиозную общину.

Свадьба

Свадебные традиции узбекистанцев включают несколько обрядов. Первый ― помолвка, или «фатиха туй», во время которой в дом невесты приходят свахи и от имени жениха просят у родителей руки девушки. Сватов, независимо от того, каким будет ответ, принимают за накрытым столом, как дорогих гостей. Следующий предсвадебный обряд выполняется, если получено согласие. Он называется «преломление лепешки», или «нон синдириш».  Родители невесты преподносят подарки сватам и родителям жениха. Назначается день бракосочетания, а молодые люди с этого момента считаются официально помолвленными.

В день свадьбы жениха одевают в доме невесты, это делают ее родители. Национальные узбекские свадебные наряды жениха и невесты представляют собой богато украшенные вышивкой и тесьмой халаты (сарпо), хотя сегодня, как правило, молодежь придерживается европейских традиций: невеста обычно венчается в белом платье, а жених – в черном костюме и белой рубашке.

Бракосочетание проходит в два этапа. Сначала мулла проводит обряд венчания, во время которого читает молитву Хутбаи никох и объявляет молодых мужем и женой перед лицом Всевышнего. Затем брак регистрируется официально в ЗАГСе. Свадебные обряды включают также прощание невесты с родителями и ее вход в дом жениха, где у входной двери постелена белая дорожка ― паяндоз.

После этого начинается пышное свадебное торжество, которое нередко продолжается несколько дней, а количество приглашенных на него гостей может составлять не одну сотню человек. По традиции, в качестве свадебного подарка родители жениха должны обеспечить молодую семью жильем, а родители невесты ― обставить дом всем необходимым.

Рождение и воспитание детей

Многие семейные традиции и обряды у узбеков связаны с рождением детей. Появление в семье ребенка отмечается древним ритуалом «Бешик туйи», который проводят в первые полтора месяца после рождения. За праздничный стол приглашают многочисленных гостей, а в детской комнате совершают ритуальный обряд, укладывая младенца в колыбель-бешик, и осыпая ее  восточными сладостями ― парвардой, щербетом, наватом, чтобы жизнь ребенка была сладкой и радостной.

Мальчикам в возрасте от 3 до 9 лет проводят еще один исламский обряд ― обрезание («хатна-килиш»).  Операцию обрезания выполняет специально обученный человек, а приглашенный на  «хатна-килиш» имам сопровождает процедуру чтением Корана. В честь совершения обряда в семье накрывается праздничный стол.

Похороны в Узбекистане

Важное место в своде социальных традиций узбеков занимают проводы в последний путь.  Умершего обмывают (это делает человек одного пола с покойным), тело заворачивают в саван из белой ткани. Оплакивают покойника обычно женщины, но проводить его в последний путь на кладбище идут только мужчины

Перед тем, как предать тело земле, мулла читает над умершим заупокойную молитву (джаназа). После похорон всем участникам погребения раздают куски белой материи и приглашают на поминальный обед.

Они едят плов в 6 утра

Плов для узбека — больше, чем еда, это предмет культа и часть национальной культуры. «Ты родился — у тебя плов, ты женился — у тебя плов, ты умер — у тебя плов», — шутят в Узбекистане

Это действительно так: любое важное событие отмечается приготовлением блюда из риса, мяса и овощей. Утренний плов варят в огромных казанах к 6 часам, и занимаются этим исключительно мужчины

Такое время было выбрано не сразу: изначально плов готовили к окончанию первой молитвы, то есть к 4 утра, потом перенесли на 7 часов, а затем опять сместили, чтобы люди успевали на работу. Отказаться от приглашения на плов нельзя — это святое.

В каждом регионе Узбекистана свой рецепт кулинарного шедевра, а в Ташкенте работает среднеазиатский центр плова, где продают свадебный плов, украшенный кружочками конской колбасы — казы — и перепелиными яйцами. Плов можно даже увезти с собой из страны — во всех ташкентских супермаркетах продаются консервные банки с этим блюдом, и на вкус оно ничуть не хуже, чем из казана. Так что узбекский плов постепенно завоевывает мир, а в прошлом году его включили в список нематериального наследия ЮНЕСКО.

Другие статьи из этой рубрики

Эльмира Гюль. Узбекский безворсовый ковер: видовая специфика

Когда говорят о ковроделии Средней Азии, в первую очередь упоминают туркменский ковер, давно снискавший себе мировую славу. Между тем, не менее интересны традиции ковроделия и у других народов региона. В данной статье речь пойдет о коврах узбеков. На территории Узбекистана издавна преобладало производство безворсовых ковров и ковровых изделий, причем виды безворсового ткачества были весьма разнообразны. В этом виде домашнего рукоделия женщины достигли несомненного мастерства. Мы рассмотрим основные виды узбекских безворсовых изделий, которые можно разделить на гладкотканые и вышитые. Разным видам было присуще собственное техническое и художественное решение. Вместе с тем, их объединяет общность стиля и единая орнаментальная база.

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Часть IV

Ахеменидам и Сасанидам приписывается основание многих городов в Средней Азии, но только под тюркским владычеством городская жизнь в Иране и Средней Азии приобрела тот облик, который она сохранила до сих пор . Сопоставление данных о городах ХI в. с известиями географов Х в. ясно показывает, что только в ХI в. окончательно установился в Персии и Средней Азии тот тип городов, который до сих пор не подвергался существенным изменениям . Это города с главными улицами от ворот к центру, базарными лавками вдоль этих улиц и центральным куполом рынка (чорсу) в месте их пересечения .

Эльмира Гюль. Узбекский ковер: этническая специфика и вопросы символики декора

Ковровая карта позднесредневековых узбекских ханств была весьма разнообразна, при этом ковроткачество было распространено в ареалах обитания скотоводческого населения. Наряду с узбеками выделкой ковров занимались также местные туркмены, арабы, каракалпаки, киргизы, казахи, уйгуры, таджики. Общность этногенетических корней, совместное проживание способствовало закономерному культурному взаимообмену: распространению единых технических приемов, мотивов орнамента. В контактных районах подчас сложно выявить происхождение того или иного изделия. Вместе с тем, некоторые ковры несут в себе четкую идентификацию, что делает их сразу узнаваемыми. Что касается собственно узбекского населения, то ковроткачество развивалось у узбеков-туркман (Нурата) и этнических групп дашти-кипчакского племенного объединения, сохранивших скотоводческий тип хозяйствования, в первую очередь кунгратов, локаев, кипчаков, туяклы, минг, найман, а также других, менее крупных племен. Участие перечисленных племен в этногенезе не только узбеков, но и иных народов-соседей, обусловило общность традиций прикладного искусства, в том числе ковроделия.

Официальные данные по областям

Если бы в официальной статистике Узбекистана было принято учитывать численность населения Ташкентской области вместе с ташкентцами, это был бы самый населенный регион республики: общее население этих двух административных единиц составляет более 5,5 млн человек. Но поскольку это разные административно-территориальные единицы, тройка лидеров – это Самаркандская, Ферганская и Кашкадарьинская область.

Регион Население, тыс. чел.
Самаркандская область 3 878
Ферганская область 3 752
Кашкадарьинская область 3 282,1
Андижанская область 3 127,6
Ташкентская область 2 941,4
Намаганская область 2 810,9
Сурхандарьинская область 2 629,3
город Ташкент 2 571,7
Бухарская область 1 924,2
Республика Каракалпакстан 1 898,3
Хорезмская область 1 866,7
Джизакская область 1 382,1
Навоийская область 997,1
Сырдарьинская область 846,4

Сыдрадьинская область – одна из самых маленьких в стране, ее площадь составляет всего 5,1 тыс км. Поэтому неудивительно, что по показателю населения она тоже находится на последнем месте. А вот Навоийская область по площади занимает второе место в республике: 110,8 тыс. км. Она уступает только Республике Каракалпакстан, которую советским людям привычнее называть Каракалпакией (165,6 км). Но значительная часть территории региона занята малонаселенными территориями – пустыней Кызылкум и Нуратинским хребтом.

Права женщин

У государства другое мнение на этот счет. Узбекистан – светская страна, и закон здесь охраняет права женщин, порой вопреки мнению общества. Это касается как насилия в семье, так и многоженства, которое для отдельных слоев общества до сих пор приемлемо. Преследуются попытки выдать замуж 13-14-летних девочек, выходить замуж можно не раньше 17 лет. Для юношей возраст вступления в брак выше, жениться можно с 18.

Чтобы противодействовать многоженству, запрещено проводить никох – исламское венчание – для мужчин, у которых уже есть жена. В случае проведения такого обряда и имам, и мужчина несут уголовную ответственность. Было несколько случаев, когда реальные сроки получали высокопоставленные чиновники.

Женщины в Узбекистане имеют равное с мужчинами право на образование (невесты с дипломами медика и педагога), на трудоустройство. Не редкость и работающие женщины, но в традиционных семьях жене чаще принадлежит роль домохозяйки. И если это – выбор самой женщины, то почему бы нет?

4.

Они едят плов в 6 утра
Плов для узбека — больше, чем еда, это предмет культа и часть национальной культуры. «Ты родился — у тебя плов, ты женился — у тебя плов, ты умер — у тебя плов», — шутят в Узбекистане

Это действительно так: любое важное событие отмечается приготовлением блюда из риса, мяса и овощей. Утренний плов варят в огромных казанах к 6 часам, и занимаются этим исключительно мужчины

Такое время было выбрано не сразу: изначально плов готовили к окончанию первой молитвы, то есть к 4 утра, потом перенесли на 7 часов, а затем опять сместили, чтобы люди успевали на работу. Отказаться от приглашения на плов нельзя — это святое.
В каждом регионе Узбекистана свой рецепт кулинарного шедевра, а в Ташкенте работает среднеазиатский центр плова, где продают свадебный плов, украшенный кружочками конской колбасы — казы — и перепелиными яйцами. Плов можно даже увезти с собой из страны — во всех ташкентских супермаркетах продаются консервные банки с этим блюдом, и на вкус оно ничуть не хуже, чем из казана. Так что узбекский плов постепенно завоевывает мир, а в прошлом году его включили в список нематериального наследия ЮНЕСКО.

Прочие религии населения Узбекистана

В стране проживают приверженцы таких направлений, как буддизм, иудаизм, бахаизм, кришнаизм и др.

Религия занимает важное место в жизни людей в Узбекистане. Прогрессивные граждане из местного населения считают, что религия – личное дело каждого, и другие должны уважать взгляды соотечественников

Хотя законодательство гарантирует свободу вероисповедания гражданам, деятельность религиозных меньшинств ограничена. Из доклада, опубликованного на официальном сайте посольства США в Узбекистане, видно, что таким организациям трудно получить официальную регистрацию. В связи с этим издание литературы, проведение богослужебных встреч и попытки нести убеждения в массы притесняются и даже преследуются по закону.

Отправляясь в путешествие в Среднюю Азию, стоит проявлять осторожность и не везти с собой религиозную литературу (мусульманскую или христианскую), за которую положен штраф

Численность, происхождение, этнический состав населения в Республике Узбекистан

На каком языке говорит население в Ташкенте?

Бахауддин Накшбанди в Бухаре и мемориальный комплекс Накшбанди

Статус республики Узбекистан сегодня

Поселок Шахимардан – одно из святых мест Узбекистана

Источник

Islamsng.com

Новый сайт
Islamsng.com должен стать
проводником в мусульманском пространстве Содружества Независимых государств. В
настоящее время страны, где члены уммы являются историческим большинством,
численно преобладают в СНГ. Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан,
Таджикистан и Туркменистан составляют 6 из 11 государств СНГ. И в самой России
существуют регионы с мусульманским большинством в лице Татарстана,
Башкортостана, республик Северного Кавказа; семизначной цифрой выражается
численность мусульман в Волго-Уральском регионе и Западной Сибири. Исторически
большая часть Украины и Молдова входили в состав Золотой Орды, а крымские
татары, несмотря на все трагедии, вновь вернулись на родной полуостров. К
Средневековью относится и формирование общины белорусских татар. Нельзя не
упомянуть о массовом и не всегда добровольном перемещении мусульман в результате
процессов индустриализации в Российской империи, а затем в СССР, миграций после
распада СССР.

Миллионы
людей передвигаются в странах СНГ в рамках безвизового режима. Кто-то из них
осуществляет краткие поездки с целью туризма или посещения друзей и
родственников, кто-то отправляется на учебу и работу, часть из них оседает в
новом месте, происходит воссоединение семей. Стабильный процесс сокращения
российского населения требует все большего количества мигрантов для нашего
Отечества. При этом выходцы их стран СНГ, по причине близости языка и религии,
общего опыта проживания в российском имперском и советском пространстве являются
предпочтительным вариантом.

Изучение
ситуации в странах СНГ не должно ограничиваться только проблемами миграции и
отношений между гражданами. В силу своих природных богатств и выгоды
географического положения страны СНГ, особенно с мусульманским большинством,
являются в настоящее время важным фактором мировой политики и глобальной
экономики. Место «Великого шелкового пути» и «Великого волжского пути» заняли
магистральные газо- и нефтепроводы, соединяющие их с Россией, Западной Европой,
Китаем, Ираном. Однако наличие нестабильных соседей, прежде всего в лице
Афганистана, местами внутренняя нестабильность, неурегулированность ряда
международных споров и вмешательство иностранных государств, не дают возможности
для использования всего потенциала. В свою очередь, это приводит к бедности
граждан, росту среди них чувства ущемленности и радикальных настроений.

Поэтому ради
общего блага необходимо продолжение и расширение стабильного сотрудничества на
евразийском пространстве СНГ. «Великий шелковый путь» от Китая до Черноморья и
«Великий волжский путь» от Балтийского до Каспийского морей сложились уже более,
чем тысячелетие назад. Здесь государства гуннов, Великий Тюркский каганат,
Хазарский каганат, Золотая Орда, Казанское ханство, российское государство
осуществляли связующую роль по обеспечению взаимовыгодных связей между Западом и
Востоком. Ярмарки в Итиле, Сарае, Казани и Нижнем Новгороде были в свое время
важнейшим барометром развития евразийской экономики. Теперь интегрирующая роль
переходит к СНГ в рамках складывающегося единого таможенного пространства. Наш
сайт постарается осветить исторические корни, современное состояние и
перспективы развития мусульманского, да и всего общего пространства в странах
СНГ.

9.

Они платят калым за невесту
Перед свадьбой семьи договариваются о том, какой вклад молодые вносят в будущую семейную жизнь. Например, если жених покупает квартиру, невеста — всю обстановку. Оговаривается также размер приданого и калыма — во многих областях до сих пор платят выкуп за невесту. Сумма калыма варьируется от $30 до $5000 в разных регионах.
Выгоднее всего выходить замуж в Хорезме: здесь большую часть свадебных расходов оплачивает жених, он же платит большой калым, и, если мужчина из богатой семьи, к деньгам могут добавить, например, верблюда. В последнее время особенно ценятся девушки с высшим образованием (лучше медицинским или педагогическим) — в этом случае сумма калыма может вырасти в несколько раз. А вот в Ташкенте расходы ложатся на плечи родителей невесты — они должны дать ей солидное приданое, чтобы удачно выдать замуж.

10.

Они решают проблемы всем миром
Узбек живет в большом сообществе, модель которого представлена в городском квартале — махалле. Здесь действует своеобразная система местного самоуправления: жители объединяются в общину и решают проблемы вместе. Если во многих мусульманских странах махалля — это лишь народный обычай, то в Узбекистане ее статус закреплен на законодательном уровне. Община выбирает комитет, подотчетный органам власти. Члены комитета выдают справки при поступлении в вуз и трудоустройстве, а при разводе беседуют с супругами и дают им время на размышление. Многие вопросы в махалле решаются методом хашара (добровольного безвозмездного труда): благоустройство и уборка улиц, ремонт или даже строительство. И если соседи помогают кому-то построить дом, то хозяин готовит для всех участников хашара, конечно же, плов!

Интересности
30 августа, 2017
2 545 просмотров

В эпоху независимости: взлеты и достижения

Shutterstock/FOTODOM

Ислам Каримов управлял страной вплоть до 2016 года. Он лично принимал участие в урегулировании конфликта с исламскими радикалами, которые с первых дней независимости Узбекистана вели террористическую деятельность в районе Ферганской долины. Также президент оказал заметное влияние на прекращение гражданской войны в Таджикистане. Бывший посол Китая в Узбекистане так говорил о Каримове: «Я восхищался деятельностью первого Президента Узбекистана, который сплотил народ страны, внес огромный вклад в дело сохранения мира и стабильности в Центральной Азии. Ислам Каримов обладал тонким политическим чутьем, являлся опытным и дальновидным государственным деятелем».

При Каримове в Узбекистане выросло число высших учебных заведений. К примеру, был основан Бухарский государственный медицинский институт – один из крупнейших медицинских вузов страны. А в сентябре 1992 года в системе Министерства иностранных дел Республики Узбекистан был образован Университет мировой экономики и дипломатии (УМЭД), ставший настоящей кузницей кадров узбекской дипломатии.

14 декабря 2016 года покойного Ислама Каримова на посту президента сменил Шавкат Мирзиеев. С самых первых дней правления он начал активно бороться с коррупцией в высших эшелонах власти. Он создал в стране межведомственную комиссию по противодействию коррупции и принял соответствующие законы.

Благодаря многочисленным экономическим, культурным и социальным реформам уровень жизни в Узбекистане значительно вырос. На сегодняшний день по числу жителей Узбекистан занимает третье место среди стран СНГ, уступая лишь России и Украине. Однако, в отличие от последних, здесь фиксируется более высокий уровень рождаемости и положительный прирост населения. Таким образом, бо́льшую часть населения составляют дети и молодежь. Ожидаемая продолжительность жизни составляет около 72,9 лет. Отток населения, особенно активный в первые годы независимости, сейчас сократился: в 2019 году республику покинули всего 13,2 тысячи человек.

Основой сельского хозяйства республики, как и в советские годы, является производство хлопка. Однако с обретением независимости аграрный сектор Узбекистана прошел переформатирование, и, помимо хлопчатника, стали активно разрабатываться другие культуры. Так, посевные площади пшеницы выросли с 433,2 тысяч гектар до 1404,1 тысяч гектар, а средняя урожайность увеличилась почти в четыре раза.

Узбекистан является важным экономическим партнером для многих стран ближнего и дальнего зарубежья. По данным второй половины 2019 года, общий внешнеторговый оборот страны составил около 30 миллиардов долларов, из них экспорт – около 12,5 миллиардов, импорт – более 16 миллиардов. Крупнейшими торговыми партнерами Узбекистана являются Китай, Россия, Казахстан, Турция, Южная Корея и Германия.

Таким образом, за годы своей 30-летней независимости Узбекистан превратился в мощную индустриально-аграрную республику, которая идет в ногу со временем, при этом бережно сохраняя вековые традиции своей богатой уникальной культуры.

Прочие религии населения Узбекистана

В стране проживают приверженцы таких направлений, как буддизм, иудаизм, бахаизм, кришнаизм и др.

Религия занимает важное место в жизни людей в Узбекистане. Прогрессивные граждане из местного населения считают, что религия  – личное дело каждого, и другие должны уважать взгляды соотечественников

Хотя законодательство гарантирует свободу вероисповедания гражданам, деятельность религиозных меньшинств ограничена. Из доклада, опубликованного на официальном сайте посольства США в Узбекистане, видно, что таким организациям трудно получить официальную регистрацию. В связи с этим издание литературы, проведение богослужебных встреч и попытки нести убеждения в массы притесняются и даже преследуются по закону.

Отправляясь в путешествие в Среднюю Азию, стоит проявлять осторожность и не везти с собой религиозную литературу (мусульманскую или христианскую), за которую положен штраф. Читайте далее:

Читайте далее:

Численность, происхождение, этнический состав населения в Республике Узбекистан

На каком языке говорит население в Ташкенте?

Бахауддин Накшбанди в Бухаре и мемориальный комплекс Накшбанди

Статус республики Узбекистан сегодня

Поселок Шахимардан – одно из святых мест Узбекистана

Хозяйство

У значительного большинства узбекского населения господствует тот же исторически сложившийся тип хозяйства, как у прочего населения оазисов: ирригационное земледелие, еще недавно с традиционной, веками установившейся техникой. Оно уже было описано выше. Для этой части чисто оседлых узбеков (для узбеков-«сартов») типичны и городские ремесла, те же, что и у равнинных таджиков.

Двухэтажный дом с айваном (колхоз им. Куйбышева, Самаркандской обл.)

Но у той части узбеков, которая сохраняла традиции кочевого быта, выработался иной тип хозяйства: сочетание оседлого ирригационного земледелия со степным скотоводством. Этот экономический тип сложился на границе степи, в Бухарской области, в северной части Хорезма, в Фергане, на юге Таджикистана: у узбеков-мангытов, кипчаков, кунгратов, тюрков, локайцев и др. Эти группы узбеков продолжают, как и их предки, разводить степной скот — особенно овец, местами и верблюдов, лошадей, рогатый скот и пр. Прежде богачи держали большие стада, перегоняя их на степные или горные пастбища.

В целом экономика узбекского населения, как и всего населения «Туркестана», до революции оставалась отсталой, застойной. Страна была почти чисто аграрной. Промышленность стала развиваться только после присоединения к России, но она была преимущественно мелкой; однако часть узбеков — прежде всего разорявшееся крестьянство — в нее втягивалась.

Сейчас экономика Узбекистана весьма резко отличается от дореволюционной. Сельское хозяйство реконструировано, механизировано. Вовлечены в обработку огромные площади вновь орошенной земли. Ведь крупнейшие ирригационные и гидротехнические сооружения Средней Азии, о которых говорилось выше, — Большой Ферганский канал, Катта-Курганское водохранилище, а также Фархадская гидростанция, построенная для орошения Голодной степи, — все это в Узбекистане. Точно так же в Узбекистане находятся важнейшие индустриальные гиганты Средней Азии. Узбекский рабочий класс— на первом месте по численности во всей Средней Азии.

Численность

Среди народов Средней Азии узбеки — самый численный. И в самом Узбекистане коренное население составляет 80%. Во всем мире, по последней переписи населения, насчитывалось около 40 млн. человек, из них 27 млн приходится на Узбекистан. Кроме того диаспоры встречаются в таких странах:

  • Афганистан (4 млн);
  • Таджикистан (1,2 млн);
  • Киргизия (875 тыс);
  • Казахстан (550 тыс);
  • Россия (290 тыс);
  • Туркмения (приблизительно 250-500 тыс);
  • Турция (75 тыс);
  • Пакистан (70 тыс);
  • США (50-80 тыс);
  • Украина (12 тыс);
  • КНР (10 и 12 тыс);
  • Швеция (3,5 тыс);
  • Белоруссия (1,5 тыс);
  • Монголия (550 чел);
  • Латвия (340 чел).

Обряды узбекского народа

Ислам играет большую роль в общественной и семейной жизни узбеков. Пять раз в день, обращаясь в сторону Мекки, следует совершать намаз. В месяц Рамадан соблюдать строгий пост (не пить, не курить и не есть до заката). Выделять часть денег (закят) из своего дохода в пользу бедных или на благотворительность. В отличие от остальных мусульман, которые обязаны совершить хадж (паломничество в Мекку), узбеки могут заменить его посещением священных мест на своей территории (мазары).

Особую роль играют ритуалы, связанные с рождением и воспитанием детей – Бешик-туй (первое пеленание), Хатна-килиш (обрезание), с браком – Фатиха-туй (помолвка), с приготовлением пищи. Во многом представляют собой переплетение исламских ритуалов с древними магическими практиками.

Узбеки также считают, что переворачивание хлеба «с ног на голову» принесет неудачу. Это не единственное любопытство, связанное с хлебом – согласно древней традиции, член семьи, который собирается путешествовать, должен откусить кусочек маленького узбекского хлеба. Оставшийся хлеб затем прячут и сохраняют, пока путешественник не вернется домой.

До брака, семьи молодых определяют, как дети вкладываются в будущее – если жених покупает квартиру, то невеста – мебель и утварь. Размер приданого и калым оговариваются.

Выводы

Узбекистан – колоритная страна с особой восточной спецификой и богатейшей историей. Особенности поведения местного населения в обществе и семье определяются мусульманскими правилами. Ислам служит базой в бытовых, мировоззренческих и иных вопросах, а также в политике и искусстве. Ежедневный пятиразовый намаз является необходимым. Действуют строгие правила во время поста в священный месяц рамадан. Но, за редким исключением, узбеки не являются религиозными фанатами. Они очень гостеприимны и добросердечны.

Здесь можно прекрасно отдохнуть, увидеть много интересных древних исторических ценностей. Особенностью страны является то, что для гостей из других держав стоимость билетов на экскурсии в два-три раза дороже, чем для местного населения. Сегодня все меньше молодых людей владеют русским языком. Устроиться на работу европеоиду сложно. Из-за коррупции и преемственности получить хорошую должность практически невозможно. Достойные зарплаты платят чиновникам и сотрудникам структур МВД.

Заключение

Сегодняшний суверенный Узбекистан – богатейшая страна с восточной спецификой. Образ жизни местного населения определяется мусульманскими правилами. Ислам служит базой во всех жизненных вопросах. Но узбеков нельзя считать религиозными фанатами. Они доброжелательны и гостеприимны. Здесь можно отдохнуть и посмотреть исторические памятники архитектуры и исламской культуры. Это вызывает интерес у туристов всего мира. В заключение можно назвать основные преимущества проживания в Узбекистане: древняя культура, стабильность во всех сферах, дружелюбные и приветливые жители.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector