Каракорум
Содержание:
- Общие сведения
- Самые высокие вершины
- Экономика[править | править код]
- Исследование
- Исследования
- Примечания
- Проходит
- Описание[править | править код]
- Имя [ редактировать ]
- Имя
- Геология и ледники
- Реконструкция Каракорумского шоссе
- Проходит
- Люди
- Климатические условия
- Гора Чогори
- Рекомендации
- Растительный и животный мир[править | править код]
Общие сведения
Рис.1. Строение Каракорума. Синими цифрами обозначены реки: 1- Инд, 2- Шайок, 3- Раскемдарья, 4- Шаксгам, 5- Ташкурган, 6- Вахандара, 7- Карамбар, 8- Гилгит, 9- Хунза, 10- Чапурсан. Красными цифрами обозначены районы и хребты. В Западном Каракоруме: 1- хребет Музтаг, 2- район ледника Батура, 3- хребет Ракапоши, 4- хребет Харамош, 5- хребет Хиспар Музтаг, 6- район Панмах, 7- хребет Карун-Кох, 8- хребет Ташкурган. В Центральном Каракоруме: 9- район ледника Скамри, 10- хребет Машербрум с Балтистанским отрогом (11), 12- хребет Балторо Музтаг, 13- хребет Салторо Музтаг. В Восточном Каракоруме: 14- хребет Сиачен Музтаг, 15- хребет Римо Музтаг, 16- хребет Сасер Музтаг. 17- территория Агыл-Каракорума. Границы между частями Каракорума проведены сиреневыми линиями. Желтыми кружками отмечены высокие вершины — семитысячники и восьмитысячники. Зелеными цифрами пронумерованы крупнейшие ледники: 1- Сиачен, 2- Биафо, 3- Балторо, 4- Батура, 5- Хиспар, 6- Чоголунгма, 7- Римо, 8- Панмах, 9- Скамри, см. таблицу 1
Каракорум (Karakoram) — «черная осыпь» (тюркское). Горная система в Центральной Азии, образующая водораздел между Индом и Таримом. Каракорум простирается с северо-запада на юго-восток от перевала Барогиль до излучины реки Шайок на 550 км по территории трёх государств Пакистана, Китая и Индии.
Самые высокие вершины
Самые высокие пики Каракорума в регионе Балторо, вид с Международной космической станции
Расположение главных пиков в Каракоруме
Легенда :1:K2 2:Гашербрум I K5 3:Широкий пик
4:Гашербрум II K4
5:Гашербрум III K3a 6:Гашербрум IV K3
7:Дистагил Сар
8:Кхуньянг Чхиш 9:Машербрум K1
10:Батура I
11:Ракапоши 12:Батура II
13:Канджут Сар
14:Салторо Кангри K10 15:Батура III
16:Сасер Кангри I K22
17:Чоголиса 18:Шиспаре Сар
19:Тривор Сар
20:Скайанг Кангри 21:Мамостонг Кангри K35
22:Сасер Кангри II
23:Сасер Кангри III 24:Пумари Чхиш
25:Пассу Сар
26:Юкшин Гардан Сар 27:Терам Кангри I
28:Малубитинг
29:K12 30:Сиа Кангри
31:Момхил Сар
32:Скил Брум 33:Пик Харамош
34:Гент Кангри
35:Ултар Сар 36:Римо I
37:Шерпи Кангри
38:Язгил Доум Юг 39:Балторо Кангри
40:Краун Пик
41:Байнтха Бракк 42:Ютмару Сар
43:K6
44:Башня Музтаг 45:Диран
46:Апсарасас Кангри I
47:Римо III 48:Гашербрум V
Самые высокие вершины Каракорума:
гора | Рост | Ранжированный | Замечание |
---|---|---|---|
K2 | 8,611 метров (28,251 футов) | 2 | K2 — |
Гашербрум I | 8,080 метров (26,510 футов) | 11 | К5 — |
Broad Peak | 8,051 метров (26,414 футов) | 12 | — |
Гашербрум II | 8,034 метра (26,358 футов) | 13 | K4 — |
Гашербрум III | 7,952 метров (26,089 футов) | 15 | K3a |
Гашербрум IV | 7,925 метров (26,001 футов) | 17 | K3 |
Дистагил Сар | 7,885 метров (25,869 футов) | 19 | |
Кунянг Чиш | 7,852 метров (25,761 футов) | 21 год | |
Машербрум I | 7,821 метров (25,659 футов) | 22 | K1 |
Батура I | 7,795 метров (25,574 футов) | 25 | |
Ракапоши | 7,788 метров (25,551 футов) | 26 год | |
Батура II | 7,762 метров (25,466 футов) | не в мировом высшем списке | |
Канджут Сар | 7,760 метров (25,460 футов) | 28 год | |
Салторо Кангри I | 7,742 метров (25,400 футов) | 31 год | K10 — |
Батура III | 7,729 метров (25,358 футов) | не в мировом высшем списке | |
Сасер Кангри I | 7672 метров (25,171 футов) | 35 год | K22 |
Чоголиса | 7,665 метров (25,148 футов) | 36 | |
Шиспаре Сар | 7611 метров (24,970 футов) | 38 | |
Тривор Сар | 7,577 метров (24,859 футов) | 39 | |
Скайанг Кангри | 7,545 метров (24,754 футов) | 43 год | — |
Мамостонг Кангри | 7,516 метров (24,659 футов) | 47 | K35 |
Сасер Кангри II | 7,513 метров (24,649 футов) | 48 | |
Сасер Кангри III | 7,495 метров (24,590 футов) | 51 | |
Пумари Чхиш | 7,492 метров (24,580 футов) | 53 | |
Пассу Сар | 7,478 метров (24,534 футов) | 54 | |
Юкшин Гардан Сар | 7,469 метров (24,505 футов) | 55 | |
Терам Кангри I | 7,462 метров (24,482 футов) | 56 | — |
Малубитинг | 7,458 метров (24,469 футов) | 58 | |
K12 | 7,428 метров (24,370 футов) | 61 | K12 — |
Сиа Кангри | 7,422 метров (24,350 футов) | 63 | — |
Момхил Сар | 7,414 метров (24,324 футов) | 64 | |
Скил Брам | 7,410 метров (24,310 футов) | 66 | — |
Пик Харамош | 7,409 метров (24,308 футов) | 67 | |
Гент Кангри | 7401 метр (24281 футов) | 69 | — |
Пик Ультар | 7,388 метров (24,239 футов) | 70 | |
Римо I | 7,385 метров (24,229 футов) | 71 | |
Шерпи Кангри | 7,380 метров (24,210 футов) | 74 | |
Боджохагур Дуанасир | 7329 метров (24,045 футов) | не в мировом высшем списке | |
Язгил Купол Юг | 7,324 метров (24,029 футов) | не в мировом высшем списке | |
Балторо Кангри | 7,312 метров (23,990 футов) | 81 год | |
Crown Peak | 7 295 метров (23 934 футов) | 83 | |
Baintha Brakk | 7285 метров (23901 футов) | 86 | |
Ютмару Сар | 7 283 метров (23 894 футов) | 87 | |
Пик Балтистан | 7 282 метров (23 891 футов) | 88 | K6 |
Музтагская башня | 7273 метров (23,862 футов) | 90 | — |
Диран | 7,266 метров (23,839 футов) | 92 | |
Апсарасас Кангри I | 7 243 метра (23 763 футов) | 95 | — |
Римо I II | 7 233 метров (23 730 футов) | 97 | |
Гашербрум V | 7147 метров (23,448 футов) | не в мировом высшем списке |
Большинство самых высоких вершин находится в регионе Гилгит – Балтистан, находящемся под управлением Пакистана. В Балтистане насчитывается более 100 горных вершин, высота которых превышает 6 100 метров (20 000 футов) над уровнем моря.
Экономика[править | править код]
В местной экономике доминируют натуральное сельское хозяйство и животноводство. Сельскохозяйственные культуры ограничиваются пшеницей, ячменем, сладкой и горькой гречкой, кукурузой, картофелем и бобовыми. Древесные культуры, особенно абрикосы и грецкие орехи, когда-то были важным источником местной пищи. На нижних склонах до 2,1 км вегетационный период достаточен для двойного урожая. На этих возвышениях дни теплые, ночи прохладные, а воздух чистый; засушливость региона, однако, не позволяет возделывать землю без сложных ирригационных сооружений, характерных для всех населённых районов.
Постоянная периодическая и перманентная миграция, зависимость от субсидий центрального правительства, высокая младенческая смертность и хроническое недоедание являются теми трудностей, с которыми люди сталкивались при адаптации к этим экстремальным условиям жизни. Служба в военных гарнизонах обеспечивает дополнительный доход, как и денежные переводы от мигрантов, работающих в других местах в Индии или Пакистане или в государствах Персидского залива.
Три горные дороги обслуживают южные склоны хребта Каракорум — одна из долины Кулу в индийском штате Химачал-Прадеш через несколько высоких перевалов в Лех, другая из долины Кашмира также в Лех, и Каракорумское шоссе с твёрдым покрытием после ущелья реки Инд от Исламабада до Гилгита и далее до Кашгара. Пограничная дорога из Лхасы (Тибетский автономный район Китая) в Кашгар огибает восточную и северную окраины Каракорума в Китае. Есть ежедневные коммерческие рейсы в Лех из индийских городов Дели и Чандигарх, и в Скарду и Гилгит из Исламабада.
Каракорумское шоссе
Исследование
Из-за своей высоты и труднопроходимости Каракорум гораздо менее заселен, чем части Гималаев дальше на восток. Европейские исследователи впервые посетили его в начале XIX века, а затем Британские геодезисты начиная с 1856 г.
В Перевал Музтаг переправлен в 1887 г. экспедицией полковника Фрэнсис Янгхасбенд и долины над Река Хунза были исследованы генералом сэром Джордж К. Кокерилл в 1892 году. Исследования 1910-х и 1920-х годов установили большую часть географии региона.
Название Каракорам использовалось в начале 20 века, например, Кеннет Мейсон, для диапазона, теперь известного как Балторо Музтаг. Этот термин теперь используется для обозначения всего диапазона от Батура Музтаг над Хунза на западе к Сасер Музтаг в изгибе Река Шёк на востоке.
Долина Хунза в Гилгит-Балтистан регион Пакистана
Флористические исследования проводились в бассейне реки Шек и от Панамика до поселка Туртук. Чандра Пракаш Кала в течение 1999 и 2000 гг.
Исследования
Как древние китайские документы, интерпретированные в XIX-м веке немецким исследователем Александром фон Гумбольдтом, так и средневековые арабские работы фиксируют доевропейские знания географии Каракорума. Балтистан и его главный город, Скарду, появляются на европейской карте, выпущенной в 1680 году. Европейские путешественники начала XIX-го века, такие как англичане Уильям Муркрофт, Джордж Требек и Годфри Томас Винье, нанесли на карту места расположения крупных рек, ледников и гор. Необычайная топография, наряду с длительной военной напряженностью в Каракоруме между Россией и Великобританией и в последнее время между Китаем, Пакистаном и Индией, вызвали много экспедиций в XIX и XX веках. Большая часть английского исследования отражала военные и политические, а не научные соображения. Три брата из немецкой семьи Шлагинтвейт (Schlagintweit) первыми исследовали как индикаторы глобального изменения климата и представили горную местность на картах.
Другой важный научный вклад внесли британец Мартин Конвей и семь экспедиций под руководством американцев Фанни и Уильяма Воркмана в начале XX-го века. Более поздние геоморфологические исследования включают исследования, проведенные итальянцами, в частности Ардито Дезио и Джотто Дайнелли. Постоянные исследования в Каракоруме в конце XX-го и начале XXI-го веков были предприняты, главным образом, канадскими, британскими и американскими исследователями, причем выдающимися были работы Кеннета Хьюитта, Джона Шредера и Льюиса Оуэна. Вследствие этого иностранного интереса и территориальных споров Индии как с Пакистаном, так и с Китаем Каракорум достаточно хорошо нанесён на карту. Кроме того, несколько десятков альпинистских экспедиций ежегодно посещают этот район.
Примечания
- . peakbagger.com. Дата обращения: 22 апреля 2020.
- Е. М. Поспелов Географические названия мира. Топонимический словарь. АСТ, 2002 ISBN 5-17-001389-2
- ↑ .
- ↑
- Raza, Moonis; Ahmad, Aijazuddin & Mohammad, Ali (1978), , Vikas Pub. House, ISBN 978-0-7069-0525-0
- Chatterjee, Shiba Prasad (2004), , National Atlas and Thematic Mapping Organisation, Department of Science and Technology, Government of India
- Bessarabov, Georgy Dmitriyevich . Encyclopædia Britannica (7 февраля 2014). Дата обращения: 3 мая 2015.
- . ICIMOD. Дата обращения: 17 октября 2014.
- , p. 512; Voiland, Adam . Nasa Earth Observatory (2013). Дата обращения: 23 декабря 2016.; BBC, Planet Earth, «Mountains», Part Three
- Jerzy Wala, Orographical Sketch Map: Karakoram: Sheets 1 & 2, Swiss Foundation for Alpine Research, Zurich, 1990.
- . unesco. Дата обращения: 16 февраля 2013.
Проходит
Расположение перевалов в Каракоруме
Легенда :1:Сиа Ла 2:Билафон Ла 3:Дьонг Ла
4 : Сасир
5Бурджи Ла — 6Machulo Ла
7:Перевал Налтар
8:Перевал Хиспар 9:Перевал Шимшал
10:Перевал Каракорум
11:Перевал Туркестан-Ла 12:Винди-Гэп
13:Перевал Мустаг
14:Перевал Сарпо Лагго 15:Перевал Хунджераб
16:Перевал Мутслига
17:Перевал Минтака 18:Перевал Килик
Проходы с запада на восток бывают:
- Перевал Дандала — самый важный и ранний перевал. Он начинается от города Гурсай- сайтан до Ярканда в Китае. Это главный торговый путь между Хаплу, Ладакхом, Хармангом и Яркандом, Китай.
- Перевал Килик
- Перевал Минтака
- Перевал Хунджераб (самый высокий международный пограничный переход с твердым покрытием на высоте 4693 м (15397 футов))
- Перевал Шимшал
- Мустаг Пасс
- Перевал Каракорум
- Сассер Пасс
- Перевал Налтар или Перевал Пакора
Перевал Хунджераб — единственный перевал, по которому можно проехать на автомобиле. Перевал Шимшал (который не пересекает международную границу) — единственный перевал, который до сих пор используется регулярно.
Описание[править | править код]
Каракорум является вторым по величине горным массивом в мире (после Гималаев), и частью комплекса хребтов, включая горы Памира, Гиндукуша и Гималаев. Каракорум имеет восемь вершин высотой более 7500 м, причём четыре из них превышают 8000 м.
Каракорум состоит из группы параллельных хребтов с несколькими отрогами. Только центральная часть представляет собой монолитный массив. Ширина системы составляет около 240 км; длина увеличивается с 500 км до 800 км, если включить его восточное расширение — хребты Чанг Ченмо[источник не указан 285 дней] (кит. Qiangchenmo) и Пангонг, входящее в тибетское плато. Система занимает около 207 тыс. км2. Средняя высота гор составляет около 6,1 км, а четыре пика превышают 7,9 км; самая высокая, Чогори (К-2), высотой 8611 м, является второй по высоте вершиной в мире, уступая лишь Эвересту в центральных Гималаях (8848 м).
Топография характеризуется скалистыми пиками и крутыми склонами. Южные склоны длинные и крутые, а северные склоны крутые и короткие. Скалы и осыпи (большие скопления крупных упавших камней) занимают огромную территорию. В межгорных долинах встречаются скалистые склоны. Поперечные долины обычно имеют вид узких, глубоких, крутых оврагов.
Западная часть иногда называется Балторо-Музтаг (ледяной хребет), она гораздо менее крута, чем восточная, и составляет часть огромного сплошного поднятия, от которого расходятся многие хребты Азии. Через перевал Каракорум (5654 м) между городами Лех в Ладахе и Хотаном идёт караванная дорога из Индии в Восточный Туркестан.
Имя [ редактировать ]
Черный гравий Каракорума горы, как видно вблизи Пакистана «s Биафо
Каракорам — тюркский термин, означающий черный гравий . Среднеазиатские торговцы первоначально назвали перевал Каракорум . Ранние европейские путешественники, включая Уильяма Муркрофта и Джорджа Хейворда , начали использовать этот термин для обозначения гор к западу от перевала, хотя они также использовали термин Музтаг (что означает «Ледяная гора») для гор, ныне известного как Каракорам. . Более поздняя терминология находилась под влиянием Обзора Индии , геодезист которого Томас Монтгомерив 1850-х дал обозначения от K1 до K6 (K для Каракорума) шести высоким горам, видимым со своей станции на горе Харамук в Кашмирской долине .
В древних санскритских текстах ( пуранах ) для описания хребта использовалось имя Кришнагири (черные горы).
Имя
«Каракорам» — это монгольское слово, обозначающее черный гравий в горах, который можно увидеть возле Пакистанс Ледник Биафо.
Каракорам — это Монгольский значение термина черный гравий. Торговцы из Центральной Азии первоначально назвали это название Перевал Каракорум. Ранние европейские путешественники, в том числе Уильям Муркрофт и Джордж Хейворд, начали использовать термин для обозначения гор к западу от перевала, хотя они также использовали термин Музтаг (что означает «Ледяная гора») для хребта, ныне известного как Каракорам. Более поздняя терминология находилась под влиянием Обзор Индии, инспектор которой Томас Монтгомери в 1850-х дал обозначения от K1 до K6 (K для Каракорума) шести высоких гор, видимых со своей станции в Гора Харамук в Кашмирская долина.
В древних санскритских текстах (Пураны), название Кришнагири (черные горы) использовались для описания хребта.
Геология и ледники
Каракорум находится в одном из самых геологически активных районов мира, на плита граница между Индо-Австралийской плитой и Евразийской плитой.Значительная часть, где-то между 28 и 50 процентами Каракорумского хребта покрыта ледником, занимая площадь более 15000 квадратных километров или 5800 квадратных миль. по сравнению с 8–12 процентами Гималаев и 2,2 процентами Альпы. гора ледники может служить индикатором изменения климата, наступающего и отступающего с долгосрочными изменениями температуры и количества осадков. Ледники Каракорума немного отступают, В отличие от Гималаев, где ледники теряют массу значительно быстрее, многие ледники Каракорума покрыты слоем щебня, который изолирует лед от солнечного тепла. Там, где такой изоляции нет, скорость отступления высока.
- Ледник Сиачен
- Ледник Балторо
- Hispar Glacier
- Ледник Батура
- Ледник Биафо
- Ледник Чого Лунгма
- Долина Инсукати
Каракорум во время ледникового периода
Напоследок Ледниковый период, а связанный ряд ледников протянулся от западного Тибет к Нанга Парбат, и из Бассейн Тарима к Гилгитский район. К югу Ледник инд был главным ледником долины, который тек на 120 км (75 миль) вниз от Нанга Парбат массив до 870 метров (2850 футов) над уровнем моря. На севере ледники Каракорума присоединились к ледникам с Куньлунь горы и опустился на 2 000 метров (6 600 футов) в бассейне Тарима.
В то время как нынешние долинные ледники в Каракоруме достигают максимальной длины 76 километров (47 миль), несколько ответвлений ледников ледниковой долины и основных долинных ледников имели длину до 700 километров (430 миль). Во время ледникового периода снежная линия ледника была примерно на 1300 метров (4300 футов) ниже, чем сегодня.
Реконструкция Каракорумского шоссе
Красным выделен маршрут национальной автомагистрали 35, которая должна быть полностью перестроена и модернизирована в соответствии с соглашением CPEC. Синим цветом выделена дорога длиной 175 км (109 миль) между Гилгитом и Скарду, которая должна быть преобразована в четырехполосное шоссе.
В рамках проекта экономического коридора «Китай-Пакистан» стоимостью 46 миллиардов долларов ведутся работы по реконструкции и модернизации пакистанского участка Каракорумского шоссе (KKH). KKH охватывает 806 км (501 миль) между китайско-пакистанской границей и городом Хасан Абдал . На развязке Бурхан возле Хасана Абдала существующая автомагистраль М1 пересечет автомагистраль Каракорум. Оттуда доступ к Исламабаду и Лахору продолжается как часть существующих автомагистралей M1 и M2, а Хасан Абдал также будет на пересечении и Западного шоссе, которое приведет к портовому городу Гвадар .
Перестройка Каракорумского шоссе (туннели китайско-пакистанской дружбы)
В 2010 году в результате оползня, образовавшего озеро Аттабад, был поврежден большой участок дороги . В результате оползней перекрыли реку Хунза и Каракорумское шоссе, в результате чего образовалось водохранилище. До завершения обхода все транспортные средства должны были быть загружены на лодки, чтобы пересечь новое водохранилище. Строительство туннелей началось в 2012 году и потребовало 36 месяцев для завершения. Серия мостов и туннелей протяженностью 24 км (15 миль) была торжественно открыта 15 сентября 2015 года и обошлась в 275 миллионов долларов и была признана крупным достижением. Маршрут включает пять тоннелей и несколько мостов. Самый длинный туннель составляет 3360 м (11020 футов), за ним следуют 2736 м (8976 футов), 435 м (1427 футов), 410 м (1350 футов) и 195 м (640 футов), а Большой мост Шишкат через реку Хунза — 480 м (1570 футов) в длину. Перестройка восстановила дорожное сообщение между Пакистаном и Китаем.
Китайский раздел
Каракорумское шоссе в районе Синьцзян в Китае .
Каракорумское шоссе возле Джуглота , где встречаются три горных хребта.
Китайский участок Каракорумского шоссе проходит по долине Сарыколь («Желтое озеро») с севера на юг к западу от Таримской котловины . Дорога из Кашгара идет на юго-запад примерно на 80 км (50 миль), а затем поворачивает на запад, чтобы войти в каньон реки Гез (Гез) между горой Чакрагил на севере и горой Конгур Таг на юге. Из ущелья Гез население становится киргизским. Поднявшись в долину, дорога поворачивает на юг мимо Конгура, озера Каракуль и Музтаг-Аты на востоке. Ниже Музтаг-Аты новая дорога идет на запад через перевал Кульма и соединяется с Памирским трактом в Горном Бадахшане , Таджикистан. Основная дорога продолжается через невысокий перевал (где население становится таджиками) и спускается к Ташкургану . Далее на юг долина и джип-тропа ведут на запад к перевалу Вахджир к Ваханскому коридору . Далее дорога поворачивает на запад к контрольно-пропускному пункту и небольшому поселению в Пирали, а затем к перевалу Хунджераб , за которым находятся Пакистан, река Хунджераб и Хунза .
Крупные города возле Каракорумского шоссе
KKH проходит через Пассу в Пакистане .
- Равалпинди Исламабад
- Налтарская долина
- Хасан Абдал
- Харипур
- Абботтабад
- Мансехра
- Баттаграмма
- Бешам
- Паттан
- Кохистан
- Дасу
- Чилас
- Жуглот
- Гилгит
- Нагар
- Алиабад
- Гульмит
- Sust
- Ташкурган (Китай)
- Упал (Китай)
- Кашгар , китайский железнодорожный вокзал , 1435 мм ( 4 фута 8+1 / 2 в)датчик
Проходит
Расположение перевалов в Каракорум
Легенда :1:Sia La 2:Билафон Ла 3:Gyong La 4:Сассер Пасс 5:Бурджи Ла6:Мачуло Ла 7:Налтарский перевал 8:Hispar Pass 9:Перевал Шимшал 10:Перевал Каракорум 11:Туркистан Ла Пасс 12: Windy Gap 13:Мустаг Пасс 14:Перевал Сарпо Лагго 15:Перевал Хунджераб 16:Перевал Мутслига 17:Перевал Минтака 18:Перевал Килик |
С запада на восток
- Перевал Килик
- Перевал Минтака
- Перевал Хунджераб (самый высокий международный пограничный переход с твердым покрытием на высоте 4693 м (15397 футов))
- Шимшал Проходить
- Мустаг Пасс
- Перевал Каракорум
- Сассер Пасс
- Налтар Pass или Pakora Pass
Перевал Хунджераб — единственный перевал, по которому можно проехать на автомобиле. Перевал Шимшал (который не пересекает международную границу) — единственный перевал, который все еще используется регулярно.
Люди
Население Каракорума сосредоточено в трех городах в спорном районе Кашмир на севере Индийского субконтинента (Гилгит, Скарду и Лех) и в небольших деревнях по всему региону, расположенных на скалистых склонах или рядом с бушующими потоками. Большинство горцев — мусульмане-шииты, среди которых есть исмаилиты и имамиты. Тибетский буддизм распространен в Ладакхе. Горные таджики, говорящие на вахи (иранский язык), пересекаются с тюркоязычными киргизами и уйгурами на северных склонах, в то время как на южных склонах военные отряды из низменных районов Индии и Пакистана смешиваются с кочистанами (дардиками) в Гилгитском районе с тибетскоязычным населением Балтистана и Ладакха. На северных, намного более сухих склонах Каракорума, спускающихся к оазисам вокруг бассейна Тарим в Китае, плотность населения довольно низкая. Анклав говорящих по-бурушски людей существует в Хунзе и Нагире и в соседней долине Ясин. Их язык, как известно, не связан с каким-либо другим языком.
Несмотря на ограниченность и удаленность хребта Каракорум, местное население претерпело значительные изменения на протяжении всей своей истории. Рейды караванов, пересекающих ареал, и работорговля, поддерживаемая непрерывной войной, вызвали широкие рассеивания местного населения. Проходы для пешеходного движения через горы, которые больше не используются, вели на север из Скарду и Леха и из Кашмирской долины в западный Китай (Синьцзян) через Такскорган (Таш-Курган) и древние торговые центры Ярканд (Шаче) и Кашгар (Каши) и оазисы Таримского бассейна. Буддийские монастыри ранее имели контроль над восточными долинами.
Карта 1873 года
Климатические условия
Климат в этом регионе довольно контрастный. В долинах, расположившихся между гор, он преимущественно теплый и сухой. Это позволяет местному населению вести сельскохозяйственную деятельность, но все же без искусственного орошения здесь не обойтись.
На высоте, равной 5 000 м, где проходит снеговая граница, климатические условия более суровые. Температура воздуха, в среднем, составляет 4-5 градусов ниже нуля.
В течение года над Каракорумской горной системой выпадает от 1 200 до 2 000 мм осадков. В основном это снег. Главный источник осадков – циклоны, приходящие с Атлантического океана и Средиземного моря в весенний и осенний период. Муссоны, приносимые из Индийского океана, не столь значительно влияют на климатические условия этого региона, достигая гор Каракорум, они значительно ослабевают.
Максимальное количество осадков выпадает на юге и западе цепи. Это также влияет на высоту снеговой линии:
- 6 200-6 400 м на северо-восточных хребтах;
- 5 000-6 000 м в северной части горной системы;
- 4 600-5 000 м на юго-западных склонах.
Гора Чогори
Каракорум известен на весь мир как место, где расположена вторая по высоте гора. Этот восьмитысячник находится на границе Кашмира (территория подконтрольная Пакистану, хребет Балторо) и китайского автономного региона (Синьцзян-Уйгурский р-н). Чогори переводится с западно-тибетского диалекта балти как «высокая». Также она имеет и другие названия: Годуин-Остен, К2 и Дапсанг.
Европейская экспедиция обнаружила вершину в 1856 году. Ей было присвоено название К2. Альпинисты Алистер Кроули и Оскар Эккенштейн в 1902 году попытались совершить восхождение на гору Чогори, но их попытка не увенчалась успехом. Впервые достичь вершины удалось итальянской экспедиции. В 1954 году 31 июля, Лино Лачеделли и Акилла Компаньони стали первыми альпинистами, покорившими Чогори.
На сегодняшний день существует 10 маршрутов, по которым осуществляется восхождение на вершину.
Рекомендации
- Керзон, Джордж Натаниэль. 1896. Памир и исток Окса. Королевское географическое общество, Лондон. Перепечатка: серия Elibron Classics, Adamant Media Corporation. 2005 г. ISBN 1-4021-5983-8 (пбк); ISBN 1-4021-3090-2 (HBK).
- Киплинг, Редьярд 2002. Ким (роман); изд. Зохре Т. Салливан. Нью-Йорк: W. W. Norton & Company. ISBN 039396650X—Это самое обширное современное критическое издание со сносками, очерками, картами и т. Д.
- Мортенсон, Грег и Релин, Дэвид Оливер. 2008 г. Три чашки чая. Penguin Books Ltd. ISBN 978-0-14-103426-3 (пбк); Книги викингов ISBN 978-0-670-03482-6 (HBK); Тантор Медиа ISBN 978-1-4001-5251-3 (MP3-диск).
- Крейцманн, Германн, Каракорум в переходный период: культура, развитие и экология в долине Хунза, Оксфорд, издательство Оксфордского университета, 2006 г. ISBN 978-0-19-547210-3
Растительный и животный мир[править | править код]
В нижних долинах почти вся обильная растительность является антропогенной (то есть подвержена влиянию деятельности человека). Горные оазисы, расположенные на обнажённых скалах, орошаются сложными ирригационными каналами от тающих ледников. Засушливые и каменистые нижние склоны поддерживают только прерывистые пастбища, а обширные волнистые пастбища пересекают высокие пики. Каракорум имеет верхнюю и нижнюю линии деревьев, верхняя часть ограничена холодом, а нижняя — сухостью; в пределах этих линий встречается только разложившийся, редкий древесный покров. Заросли ивы, тополя и олеандра встречаются вдоль водотоков до 3 км. Можжевельник встречается на высоких склонах среди сезонных снежных полей. Кусты рода Artemisia обеспечивают разреженный покров на нижних склонах.
Охота местного населения, особенно военных, размещенных на границах, нанесла серьёзный урон горной дикой природе. Овцы Марко Поло, или архары, в настоящее время размножаются только на восточном Памире и мигрируют в западные Каракорум. Ладакские уриалы (дикие овцы) населяют высокие, более пологие горы на востоке, в то время как сибирский козерог и мархуры (обе дикие козы) ведут преодолевают скалистые склоны. Бурые медведи, рыси и снежные барсы являются исчезающими видами. Национальный парк Хунджераб в Пакистане и смежный заповедник Такскорган (Таш Курган) в Китае служат убежищами для высокогорных животных. На восточной окраине пустынного плато бродят кианги и несколько других диких копытных, в том числе небольшое количество диких яков. Большие хищники, в частности гималайские грифы, ламмергейеры и беркуты, витают на восходящих потоках горных ветров.
Национальный природный заповедник Ташкурган и Национальный природный заповедник Памирские болота в горах Каракорума и Памира были номинированы для включения в ЮНЕСКО в 2010 году Национальной комиссией Народной Республики Китая по делам ЮНЕСКО и в предварительном порядке был добавлен в список.