В 37 регионах россии будут объединять города

Особенности современного административно-территориального деления России

РФ отличается рядом особенностей по сравнению с другими федерациями. Обычно они образуются с помощью объединения в союзное государство двух или нескольких ранее независимых. Формирование РФ, однако, шло совершенно иным путем. Наша страна — это не федерация как объединение государств. Ее образование является результатом создания в составе страны ряда национально-государственных автономных образований, населяющих территорию России народов, а также формирования автономных государств. Они и признаны сегодня ее субъектами. Поэтому РФ с самого начала была как национальным государством народа русского, который составляет большинство населения, так и объединившим в своем составе различные народы, то есть основанным на автономии.

Что делать, если что-то не так

  • Если в данных не хватает каких-то районов, неверны границы и т.д. — нужно добавить соответствующие данные в OSM;
  • Если граница обозначена в OSM, но ее все равно нет в соответствующих слоях:
    • Если граница обозначена релейшном, то проверьте его замкнутость, например,
      этим инструментом.
    • Проверьте правильно ли заполнены теги admin_level, name.
    • Проверьте нет ли топологических ошибок в полигоне.
    • Для МР и ГР: проверьте целиком ли они попадают в соответсвующий субъект, т.е. не имеют
      общих площадей с другими субъектами.
  • Если в данных неверный код ОКАТО или ОКТМО — сообщите на форуме.

Внесенные исправления на следующий день появятся в этой базы.

Разработка сервиса выполнена NextGIS при идейной и материальной поддержке iFort и КОМКОН.

Создание открытого ПО ГИС и реализация проектов

Обсудить в форуме Комментариев 32

Последнее обновление: September 09 2021

Дата создания: 13.02.2011
Автор(ы): Максим Дубинин, Александр Дежин

Коды ОКТМО и ОКАТО

В российском сегменте OSM за основу
административно-территориального деления РФ принята классификация
по Общероссийскому
классификатору территорий муниципальных образований (ОКТМО),
которая отражает состояние территориального деления после проведения
муниципальной реформы 2006-го года и
принятия 131-ФЗ
“Об общих принципах организации местного самоуправления в
РФ”. Подробнее об уровнях административных границ можно
почитать в
вики.

На практике параллельно с классификатором ОКТМО так же используется
классификатор ОКАТО. Поэтому при подготовке этого набора данных мы
предприняли попытку сопоставить коды существующие коды ОКТМО с кодами
ОКАТО.

Для каждого муниципального образования (МО) в классификаторе ОКТМО
приведен список населенных пунктов (НП), находящихся на территории МО,
и их коды ОКАТО. Таким образом по количеству совпадений НП в МО по
ОКТМО и соответствующими группами ОКАТО, можно определить каким
единицам ОКАТО соответствует то или иное МО.

В этом наборе данных сопоставляются: городские округа (ГО) и
муниципальные районы (МР) с объектами второго уровня классификации
ОКАТО (районы, города), а так же субъекты РФ по ОКТМО и ОКАТО. Для
каждого элемента ОКТМО берется единица ОКАТО, с наибольшим количеством
совпадений НП. Как правило один код ОКТМО соответствует одному коду
ОКАТО, но в некоторых случаях разные единицы ОКТМО будут иметь
одинаковый код ОКАТО. Например, и Ногинский МР и ГО Черноголовка
Московской области по ОКТМО соответсвуют Ногинскому району по
ОКАТО.

Образования на карте России

Посмотрим национально территориальные образования России на карте.

Рис. 1. Национально-территориальные образования РФ, карта.

Составим список характерных особенностей расположения национальных территорий.

  • Больше всего национальных образований находится в Европейской части страны – 10 республик, 1 округ. Из них самое крупное республика Коми (417 тыс. км2), наименьшее Чувашия (18 тыс. км2).

  • Самое крупное образование находится в Сибири, это республика Саха (Якутия). Ее площадь превышает 3 млн км2. Минимальную площадь занимает Еврейская автономная область (36,3 тыс. км2).

Рис. 2. Зимний Якутск.

Территория Кавказа почти полностью поделена между 6-ю республиками. Самая крупная Дагестан (50 тыс. км2), самая маленькая Ингушетия (3,6 тыс. км2).

Якутия является самым крупным административным образованием мира, наименьшая национальная территория на карте России принадлежит Ингушетии.

Рис. 3. Столица Ингушетии Магас.

Что мы узнали?

Мы узнали, какие национальные образования есть в России, где они расположены. Во многих республиках и округах основной народ в меньшинстве, однако есть возможность сохранить его традиции, язык, культуру.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Деление по-американски

США по особенностям формирования
территории близки России. Главное отличие
состоит в том, что российские землепроходцы шли с
запада на восток, а американские рейнджеры и
трэвеллеры — с востока на запад. Границы штатов
часто появлялись сначала на карте, а потом уже
переносились на местность. Понятно, что в таком
случае предпочитались геометрические границы,
привязанные к сетке географических координат,
ведь никто толком не знал, где именно будет на
занимаемом участке пространства водораздел или
река. Даже земельные владения — тауншипы —
резались в Америке правильными квадратами
площадью по 36 квадратных миль. Такой метод свел к
минимуму столь распространенные в России споры
по поводу границ сельских хозяйств, обусловил
близкую к прямоугольной конфигурацию
автомобильной и железнодорожной сети,
планировку городских кварталов. Большинство
границ американских штатов проходят по прямым
линиям (все границы Вайоминга, Колорадо, Юты,
Нью-Мексико прямолинейны), но есть и участки,
проходящие по рекам (в основном по Миссисипи,
Миссури, Огайо, Колорадо и Колумбии) и горным
хребтам (Аппалачи, Биттеррут).

Для России подобная схема АТД тоже
может использоваться. В нашей стране нет жестко
обусловленных ареалов политической и
экономической жизни, поэтому существующие ядра
опорного каркаса территории вполне могут лежать
внутри прямоугольных ячеек. Несколько исказят
идеальную геометрию прямых линий лишь
традиционные и неоспоримые рубежи-фронтьеры
русской экспансии на восток — Волга и Уральские
горы (американские аналоги — Аппалачи и
Миссисипи).

Имена российских штатов видятся
нейтральными (примеры: Северный Урал, Дон, Енисей,
Алтай и др.), иногда возможно применение
традиционных или устаревших топонимов или
этнонимов (Чудь, Саха, Хазария, Югра, Идель и др.),
аналогами которых на американской карте могут
служить «туземные» названия: Массачусетс,
Висконсин, Миннесота, Канзас. Не будет страшным и
признание прав некоторых исторических деятелей
России на размещение на новой политической карте
страны. Например, штат на правом берегу Волги с
центром в Саратове можно назвать Иоаннией в
честь Ивана IV Грозного, присоединившего эти
земли к Москве. Существуют же в США две Каролины,
две Виргинии, Джорджия и Мэриленд, названные по
британским монархам.

Еще один важный нюанс американской
модели АТД — выбор административных центров.
Нередко столицами штатов в США становятся либо
совсем небольшие города, либо города,
существенно уступающие по размерам
урбанистическим лидерам штатов. Таковы Олбани
(штат Нью-Йорк), Сакраменто (Калифорния),
Гаррисберг (Пенсильвания), Спрингфилд (Иллинойс).
Рекордно мал Монтпилиер — столица Вермонта, в
которой проживает лишь 8 тыс. жителей. В
размещении администрации в малых городах есть
свои преимущества. Во-первых, обстановка здесь
более спокойная, а экологическая ситуация менее
острая, чем в крупных промышленных центрах.
Во-вторых, руководящие органы штатов менее
подвержены влиянию со стороны представителей
крупного бизнеса, контролирующих, как правило, не
только свое предприятие, но и экономический узел,
где оно расположено. В-третьих, размещение
институтов власти поднимает престиж города,
помогает ему выбраться из захолустья. Поэтому
признается целесообразным придание функций
столиц российских штатов таким старинным
российским городам, как Углич, Кириллов, Олонец,
Елец, Кунгур, Тобольск, Козьмодемьянск. Последний
может выполнить функцию альтернативной столицы
штата Ветлуга, равноудаленной от двух
соперничающих центров Среднего Поволжья —
Нижнего Новгорода и Казани. Аналогом может
служить столица штата Миссури Джефферсон-Сити —
небольшой городок, специально основанный ровно
на полдороге между могущественными Сент-Луисом и
Канзас-Сити. Столицами российских штатов могут
стать и те города, что в 20-е и 30-е годы прошлого
века специально создавались или
реконструировались для размещения органов
власти различных советских автономий: Саранск,
Сыктывкар, Элиста, Ханты-Мансийск, Биробиджан.

Важный элемент деления по-американски
— наличие федерального округа, находящегося под
прямым управлением центральных органов власти.
Это особенно актуально для современной России,
где администрация столицы проводит политику, в
некоторых аспектах противоречащую федеральной.
Границей федерального округа следует признать
местоположение бывшего Камер-Коллежского* вала
— границы Москвы в XIX в. В этом нет ничего
необычного, ведь границы округа Колумбия в США не
менялись с 1846 г., в то время как пригороды
Вашингтона перешагнули былую ограничительную
линию и устремились на пространства соседних
штатов — Виргинии и Мэриленда.

РФ и РСФСР

Как вы видите, особенности современного административно-территориального деления России не позволяют в полной мере считать ее федерацией. Однако РФ сегодня в большей степени похожа на нее, чем РСФСР — ее предшественник. Субъектами современной РФ являются не только настоящие или бывшие автономии, но и края, области, а также города федерального значения. Следовательно, сегодня не часть, как раньше, а вся территория государства складывается из территорий входящих в ее состав субъектов. Несмотря на то что многие черты изменились, Российская Федерация как была федерацией конституционно-правовой, так и осталась ей.

Административно-территориальное деление России

Любая страна делится на , какие-то части. Делается это для удобства управления ею. Очень естественной формой организации власти является ступенчатая — от центральных органов власти к местным. Поскольку слово «управление» имеет синоним «администрирование», такое деление называется административно-территориальным.

Административно-территориальное деление страны (АТД) формируется под влиянием исторических, экономических, национальных, природных и многих других факторов. В России это деление складывалось в течение длительного времени. Первое упорядочение системы АТД страны было произведено по указу Петра I. Огромная территория России была разделена всего на восемь губерний: Петербургскую, Московскую, Архангелогородскую, Смоленскую, Киевскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Губернии, в свою очередь, делились на уезды. Несовершенство такого деления очевидно: вся азиатская часть страны, составлявшая примерно 75% её площади, входила в состав одной губернии. В дальнейшем число губерний увеличилось до 68, а площадь каждой из них существенно уменьшилась. Однако это деление не учитывало специфику расселения коренных народов страны. Например, территория современного Татарстана разделялась между пятью губерниями! Позднее, уже в период СССР, губернии и уезды были упразднены, им на смену пришли современные административно-территориальные единицы.

РСФСР

После создания РСФСР, на её территории начали появляться первые национальные образования — автономные советские социалистические республики (АССР), автономные области (АО) и национальные (впоследствии — автономные) округа (НО). Первые АССР образовывались чаще всего из губерний с преимущественным национальным населением, в дальнейшем в АССР преобразовывались соответствующие АО. АО и НО образовывались из части территории с преимущественным национальным населением с сохранением «родительской» территории.

С 1923 года по 1929 год была проведена реформа по укрупнению регионов, в результате чего к 1930 году все губернии и области РСФСР были объединены в 7 краёв, 6 областей и 8 АССР, в состав краёв и областей также входили АО и НО.

Начиная с 1930 года начался обратный процесс — разукрупнение регионов. В итоге, к 1959 году на территории РСФСР сформировалось территориальное деление, просуществовавшее без учёта номенклатурных изменений до 1992 года.

В период существования РСФСР изменялся и её территориальный состав. Так, в 1924 году из РСФСР были выведены территории современных Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, в марте 1924 и декабре 1926 года части Витебской (с г. Витебском), Смоленской (с г. Оршей), Гомельской губернии (с г. Гомелем) губерний были переданы в состав Белорусской ССР, в 1936 году — Казахстана и Киргизии, в 1940 году была выведена Карело-Финская ССР, в 1944 году в состав Грузинской ССР были переданы ряд районов упразднённых Чечено-Ингушской АССР и Карачаевской автономной области, а в 1954 году в состав Украинской ССР был передан Крымский полуостров. В свою очередь, к РСФСР были присоединены территории Салла — Куусамо и часть полуострова Рыбачий из состава Финляндии (1940), в 1944 году в состав РСФСР вошла территория современной республики Тыва (была независимой Тувинской Народной Республикой), Карельский перешеек, который в 1940 году был уступлен Финляндией и включён в состав Карело-Финской ССР, также из состава Финляндии была включена территория Петсамо (включена в состав Мурманской области), из состава Латвийской ССР был передан Пыталовский район (ныне в составе Псковской области), в 1945 году в состав РСФСР вошли территории Калининградской области (была частью Германии), части Сахалинской области (Южный Сахалин и Курильские острова входившие в состав Японии), из состава Эстонской ССР были переданы Ивангород (вошёл в состав Ленинградской области) и Печоры (включены в состав Псковской области), в 1955 году Клухорский район был возвращён из состава Грузинской ССР, в 1956 году в состав РСФСР была возвращена Карелия, в 1957 году из состава Грузинской ССР (после реабилитации депортированных кавказских народов) были возвращены части Душетского района и Казбегского района.

3 февраля 1947 года частью РСФСР стал Сектор Янискоски — Нискакоски, до передачи СССР являвшийся частью Финляндии.

Особенности статуса различных типов субъектов Федерации

  • Общим для всех 6 типов субъектов является их непосредственное подчинение федеральной власти при наличии определенного уровня самостоятельности.

  • Субъектам предоставлены права: иметь по 2 своих представителя в Совете Федерации, управлять своей территорией в рамках свободы, предоставленной федеральным законодательством, иметь свои властные и судебные структуры.

  • Все субъекты РФ равноправны.

Республики

Республики сформированы по национальному признаку и названы по титульной нации.

Они имеют право давать свое гражданство, иметь Конституцию, вводить обязательное изучение своего языка в учебных заведениях и использовать его наравне с общегосударственным.

  1. Республика Адыгея (Майкоп)

  2. Республика Алтай (Горно-Алтайск)

  3. Республика Башкортостан (Уфа)

  4. Республика Бурятия (Улан-Удэ)

  5. Республика Дагестан (Махачкала)

  6. Республика Ингушетия (Магас)

  7. Кабардино-Балкарская Республика (Нальчик)

  8. Республика Калмыкия (Элиста)

  9. Карачаево-Черкесская Республика (Черкесск)

  10. Республика Карелия (Петрозаводск)

  11. Республика Коми (Сыктывкар)

  12. Республика Марий Эл (Йошкар-Ола)

  13. Республика Мордовия (Саранск)

  14. Республика Саха (Якутия) (Якутск)

  15. Республика Северная Осетия-Алания (Владикавказ)

  16. Республика Татарстан (Казань)

  17. Республика Тыва (Кызыл)

  18. Удмуртская Республика (Ижевск)

  19. Республика Хакасия (Абакан)

  20. Чеченская Республика (Грозный)

  21. Чувашская Республика (Чебоксары)

  22. Республика Крым (Симферополь)

Автономные округа

Автономные округи тоже созданы по национальному признаку, но не имеют своего гражданства и Конституции, не используют в государственных учреждениях языков кроме русского.

Большинство автономных образований (кроме Чукотского автономного округа и Еврейской автономной области) входят в состав какого-либо края или области.

  1. Ненецкий автономный округ (Нарьян Мар)

  2. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (Ханты — Мансийск)

  3. Чукотский автономный округ (Анадырь)

  4. Ямало-Ненецкий автономный округ (Салехард)

Области

Область – это исторически (с Х века) сложившиеся регионы России, ранее они назывались волостями. Области имеют свою столицу, Устав, властные структуры.

Края

Край – по статусу практически не отличается от области.

  1. Алтайский край (Барнаул)

  2. Камчатский край (Петропавловск-Камчатский)

  3. Хабаровский край (Хабаровск)

  4. Краснодарский край (Краснодар)

  5. Красноярский край (Красноярск)

  6. Пермский край (Пермь)

  7. Приморский край (Владивосток)

  8. Ставропольский край (Ставрополь)

  9. Забайкальский край (Чита)

Существует тенденция к укрупнению регионов. Так, за последние 15 лет в результате слияния областей и автономных округов в России были созданы 3 новых края Пермский, Забайкальский, Камчатский.

Необычная федерация

Порядок образования РФ говорит о том, что эта федерация с самого возникновения носила договорной или договорно-конституционный характер, так как она была сформирована не путем заключения договора между входящими в ее состав субъектами, а на основе Конституции, которая провозгласила ее создание.

Россия, не имеющая классических признаков государства федеративного, в качестве такового вызывала множество споров. Но основным аргументом в защиту статуса федерации служили не ее формальные признаки, а воля народов, которые выразили желание свое государство рассматривать как федеративное.

Другие типы территориального деления и объединения субъектов

В различных целях может применяться более удобная группировка субъектов, которая, однако, не затрагивает другие сферы, где не реализуется данная цель. В экономических и статистических целях субъекты федерации объединены в 12 экономических регионов. Также определены 10 экономических макрозон (например, экономическая зона Байкало-Амурской магистрали в нескольких субъектах). В целях обороны страны применяется объединение в военные округа, названия и состав которых определяется указом президента РФ. Также президент в целях повышения эффективности с 2000 года вместо каждого субъекта федерации назначает своих полномочных представителей в федеральные округа, состав которых определяется указом. Полномочные представители являются сотрудниками администрации президента, никаких конституционных полномочий не имеют. Часовые зоны России определяются федеральным законом, только в одном случае субъект федерации не входит в часовую зону целиком (Якутия). В соответствии со статьей 28 Водного кодекса в Российской Федерации установлены 20 бассейновых округов. Современное почтовое деление России введено в 1971 году, и первые три цифры индекса соответствуют определенному субъекту федерации.

Специалисты могут выделять и неформальное территориальное деление, не определённое официальными документами. Например, выделяют городские агломерации и осуществляют расчёты в рамках такого деления, которое не совпадает с региональным и административным. В отличие от ряда других стран, агломерациями в России специально не управляют единые органы власти. Например, в метеорологии или мобильной связи сложно разделить Москву и Московскую область из-за географической близости, несмотря на то, что де юре это два разных субъекта.

Федеральные округа России

В настоящий момент в России 8 федеральных округов:

Области Российской Федерации (46)

Области Площадь (км2) Население (2013) Административный центр
1 Амурская область 361 913 816 910 Благовещенск
2 Архангельская область 589 913 1 202 295 Архангельск
3 Астраханская область 49 024 1 013 840 Астрахань
4 Белгородская область 27 134 1 540 985 Белгород
5 Брянская область 34 857 1 253 666 Брянск
6 Владимирская область 29 084 1 421 742 Владимир
7 Волгоградская область 112 877 2 583 002 Волгоград
8 Вологодская область 144 527 1 196 196 Вологда
9 Воронежская область 52 216 2 330 377 Воронеж
10 Ивановская область 21 437 1 048 961 Иваново
11 Иркутская область 774 846 2 422 026 Иркутск
12 Калининградская область 15 125 954 773 Калининград
13 Калужская область 29 777 1 005 585 Калуга
14 Кемеровская область 95 725 2 742 450 Кемерово
15 Кировская область 120 374 1 319 076 Киров
16 Костромская область 60 211 658 906 Кострома
17 Курганская область 71 488 885 759 Курган
18 Курская область 29 997 1 119 262 Курск
19 Ленинградская область 83 908 1 751 135 Санкт-Петербург
20 Липецкая область 24 047 1 162 235 Липецк
21 Магаданская область 462 464 152 358 Магадан
22 Московская область 44 379 7 048 084 Москва
23 Мурманская область 144 902 780 401 Мурманск
24 Нижегородская область 76 624 3 289 841 Нижний Новгород
25 Новгородская область 54 501 625 855 Великий Новгород
26 Новосибирская область 177 756 2 709 461 Новосибирск
27 Омская область 141 140 1 973 985 Омск
28 Оренбургская область 123 702 2 016 086 Оренбург
29 Орловская область 24 652 775 826 Орёл
30 Пензенская область 43 352 1 368 657 Пенза
31 Псковская область 55 399 661 507 Псков
32 Ростовская область 100 967 4 254 613 Ростов-на-Дону
33 Рязанская область 39 605 1 144 650 Рязань
34 Самарская область 53 565 3 213 289 Самара
35 Саратовская, область 101 240 2 503 305 Саратов
36 Сахалинская область 87 101 493 302 Южно-Сахалинск
37 Свердловская область 194 307 4 315 830 Екатеринбург
38 Смоленская область 49 779 975 188 Смоленск
39 Тамбовская область 34 462 1 075 748 Тамбов
40 Тверская область 84 201 1 334 061 Тверь
41 Томская область 314 391 1 064 245 Томск
42 Тульская область 25 679 1 532 436 Тула
43 Тюменская область 1 464 173 3 510 683 Тюмень
44 Ульяновская область 37 181 1 274 487 Ульяновск
45 Челябинская область 88 529 3 485 272 Челябинск
46 Ярославская область 36 177 1 271 672 Ярославль

Автономные округа (4) и автономная область (1)

Автономные округа и область Площадь (км2) Население (2013) Административный центр
1 Ненецкий автономный округ 176 810 42 789 Нарьян-Мар
2 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра 534 801 1 584 063 Ханты-Мансийск
3 Чукотский автономный округ 721 481 50 780 Анадырь
4 Ямало-Ненецкий автономный округ 769 250 541 612 Салехард
1 Еврейская автономная область 36 266 172 671 Биробиджан

Это интересно: 38,Административные реформы Петра I – личное дело монарха — разбираемся в сути

Принципы, положенные в основу устройства Российского государства

В настоящее время можно считать, что административно-территориальное деление России характеризуется принципиально новым уровнем. Наша страна из союзной республики, находившейся в составе СССР, превратилась в независимое государство. Россия — уникальная, самобытная федерация, строение которой основано на правовом договорно-конституционном фундаменте. Это находит отражение в 1-й статье принятой в 1993 году Конституции РФ.

Механизмом самостройки и регулирования федеративных отношений служат двусторонние договоры, заключенные между субъектами и органами федеральной власти о разграничении полномочий и предметов ведения. Немало проблем и особенностей порождает противоречивость 2-х принципов, заложенных изначально в основу устройства Российского государства. Первый из них — национально-территориальный (автономные округа и области, республики). Второй принцип — административно-территориальный (города федерального значения, области, края). Кроме того, Российская Федерация по количеству субъектов занимает 1-е место в мире. Наличие большого их числа может привести к трудностям управления ими.

Площадь территорий РФ по субъектам (Таблица)

  • Площадь территории Российской Федерации по субъектам РФ на 1 января 2017 года
  • Чтобы узнать площадь субьекта РФ в гектарах (га) нужно значение в таблице умножить на 1000 (так как значения указаны в тысячах квадратных километрах) и затем умножить на 100.
  • 1 км2 = 100 га
Субъект РФ Площадь территории, тыс. кв. км*) Удельный вес территории субъекта в общей территории (%): Ранг территории субъекта по отношению к территориям:
России федерального округа всех субъектов России субъектов, входящих в федеральный округ
Российская Федеpация 17125,2 100,0
Центральный федеральный округ 650,2 3,8 100,0 6
Белгородская область 27,1 0,2 4,2 67 13
Брянская область 34,9 0,2 5,4   62 8
Владимирская область 29,1 0,2 4,5   66 12
Воронежская область 52,2 0,3 8,0   51 3
Ивановская область 21,4 0,1 3,3   74   17
Калужская область 29,8 0,2 4,6   65   11
Костромская область 60,2 0,4 9,3   47   2
Курская область 30,0 0,2 4,6   64   10
Липецкая область 24,0 0,1 3,7   72   16 
Московская область 44,3 0,3 6,8   55   5
Орловская область 24,7 0,1 3,8   71   15
Рязанская область 39,6 0,2 6,1   58   6
Смоленская область 49,8 0,3 7,7   53   4
Тамбовская область 34,5 0,2 5,3   63   9
Тверская область 84,2 0,5 12,9   38   1
Тульская область 25,7 0,1 3,9   70   14
Ярославская область 36,2 0,2 5,6   61   7
г. Москва 2,6 0,01 0,4   83   18
Северо-Западный федеральный округ 1687,0 9,9 100,0   4  
Республика Карелия 180,5 1,1 10,7   17   3
Республика Коми 416,8 2,4 24,7   11   1
Архангельская область включая Ненецкий автономный округ 589,9 3,4 35,0  
Ненецкий автономный округ 176,8 1,0 10,5   19   4
Архангельская область без Ненецкого автономного округа    413,1 2,4 24,5   12   2
Вологодская область 144,5 0,8 8,6   26   6
Калининградская область 15,1 0,1 0,9   77   10
Ленинградская область 83,9 0,5 5,0   39   7
Мурманская область 144,9 0,8 8,6   25   5
Новгородская область 54,5 0,3 3,2   49   9
Псковская область 55,4 0,3 3,3   48   8
г.Санкт-Петербург 1,4 0,01 0,1   84   11
Южный федеральный округ 447,8 2,6 100,0   7  
Республика Адыгея 7,8 0,05 1,7   81   7
Республика Калмыкия 74,7 0,4 16,7   42   4
Республика Крым 26,1 0,2 5,8   69   6
Краснодарский край 75,5 0,4 16,9   41   3
Астраханская область 49,0 0,3 10,9   54   5
Волгоградская область 112,9 0,7 25,2   31   1
Ростовская область 101,0 0,6 22,5   33   2
г. Севастополь 0,9 0,005 0,2   85   8
Северо-Кавказский федеральный округ 170,4 1,0 100,0   8  
Республика Дагестан 50,3 0,3 29,5   52   2
Республика Ингушетия 3,6 0,02 2,1   82   7
Кабардино-Балкарская Республика 12,5 0,1 7,3   79   5
Карачаево-Черкесская Республика 14,3 0,1 8,4   78   4
Республика Северная Осетия-Алания 8,0 0,05 4,7   80   6
Чеченская Республика 15,6 0,1 9,2   76   3
Ставропольский край 66,2 0,4 38,8   45   1
Приволжский федеральный округ 1037,0 6,1 100,0   5  
Республика Башкортостан 142,9 0,8 13,8   27   2
Республика Марий Эл 23,4 0,1 2,3   73   13
Республика Мордовия 26,1 0,2 2,5   68   12
Республика Татарстан 67,8 0,4 6,5   44   7
Удмуртская Республика 42,1 0,2 4,1   57   10
Чувашская Республика 18,3 0,1 1,8   75   14
Пермский край 160,2 0,9 15,5   23   1
Кировская область 120,4 0,7 11,6   30   4
Нижегородская область 76,6 0,4 7,4   40   6
Оренбургская область 123,7 0,7 11,9   29   3
Пензенская область 43,4 0,3 4,2   56   9
Самарская область 53,6 0,3 5,2   50   8
Саратовская область 101,2 0,6 9,8   32   5
Ульяновская область 37,2 0,2 3,6   59   11
Уральский федеральный округ 1818,5 10,6 100,0   3  
Курганская область 71,5 0,4 3,9   43   6
Свердловская область 194,3 1,1 10,7   16   3
Тюменская область включая автономные округа  1464,2 8,5 80,5  
Ханты-Мансийский автономный округ 534,8 3,1 29,4   7   2
Ямало-Ненецкий автономный округ 769,3 4,5 42,3   5   1
Тюменская область без автономных округов  160,1 0,9 8,8   24   4
Челябинская область 88,5 0,5 4,9   36   5
Сибирский федеральный округ 5145,0 30,0 100,0   2  
Республика Алтай 92,9 0,5 1,8   35   11
Республика Бурятия 351,3 2,1 6,8   14   4
Республика Тыва 168,6 1,0 3,3   20   7
Республика Хакасия 61,6 0,4 1,2   46   12
Алтайский край 168,0 1,0 3,3   21   8
Забайкальский край 431,9 2,5 8,4   10   3
Красноярский край 2366,8 13,8 46,0   2   1
Иркутская область 774,8 4,5 15,1   4   2
Кемеровская область 95,7 0,6 1,9   34   10
Новосибирская область 177,8 1,0 3,5   18   6
Омская область 141,1 0,8 2,7   28   9
Томская область 314,4 1,8 6,1   15   5
Дальневосточный федеральный округ 6169,3 36,0 100,0   1  
Республика Саха (Якутия) 3083,5 18,0 50,0   1   1
Камчатский край 464,3 2,7 7,5   8   4
Приморский край 164,7 1,0 2,7   22   7
Хабаровский край 787,6 4,6 12,8   3   2
Амурская область 361,9 2,1 5,9   13   6
Магаданская область 462,5 2,7 7,5   9   5
Сахалинская область 87,1 0,5 1,4   37   8
Еврейская автономная область 36,3 0,2 0,6   60   9
Чукотский автономный округ 721,5 4,2 11,7   6   3
  1. *) Сумма площади территорий РФ по субъектам Российской Федерации, входящим в состав федерального округа, может не совпадать с данными по федеральному округу за счет округления.
  2. _______________
  3. Источник информации: Росстат (gks.ru)

Зачем необходимо такое устройство

Административное деление государства необходимо для:

  • Обеспечения гражданам возможностей доступа к образованию, культуре, спорту, медицине. Так, в каждом из федеральных округов имеется Государственный Федеральный Университет. К системе административных субъектов привязаны транспортные схемы, сети медицинских центров, культурные и спортивные учреждения. Как правило, эти объекты располагаются в столицах округов, краев, республик или областных центрах;
  • Планирования путей развития каждого региона с учетом его особенностей: климатических, социальных, природных и других;
  • Эффективного управления. Регионами России управляют региональные парламенты и губернаторы.

Рис. 1. Карта субъектов РФ.

Автономные округи – созданы по национально-территориальному принципу, их 4 (Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский), являются субъектами Федерации, имеют свои парламенты и законодательство. А федеральные округи: созданы как территории, куда назначается ответственный представитель Президента РФ, не имеют собственного управляющего аппарата и законодательства, объединяют в себе несколько субъектов Федерации при этом сами такими субъектами не являются. Их 8: Центральный, Южный, Северо-Западный, Дальневосточный, Сибирский, Уральский, Приволжский, Северо-Кавказский.

Субъекты федерации

Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является федеративным государством и состоит из 85 равноправных субъектов Российской Федерации (иногда называемых просто «регионами»), которые являются основной территориальной единицей, указанной в Конституции, и относящейся ко всем ветвям власти — и исполнительной, и законодательной, и судебной. Перечень регионов не изменился со времени нахождения РСФСР в составе СССР, кроме нескольких переименований, объединений и присоединений. Однако, по сравнению с Конституцией РСФСР Конституция РФ 1993 года внесла изменения в систему государственной власти. Органы власти субъектов РФ входят в систему государственной власти РФ. В субъектах осуществляется разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Органы власти субъектов федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории за пределами вопросов совместного ведения. Верхняя палата парламента — Совет Федерации — формируется только по региональному принципу от законодательных и исполнительных органов субъектов.

Необычная федерация

Порядок образования РФ говорит о том, что эта федерация с самого возникновения носила договорной или договорно-конституционный характер, так как она была сформирована не путем заключения договора между входящими в ее состав субъектами, а на основе Конституции, которая провозгласила ее создание.

Россия, не имеющая классических признаков государства федеративного, в качестве такового вызывала множество споров. Но основным аргументом в защиту статуса федерации служили не ее формальные признаки, а воля народов, которые выразили желание свое государство рассматривать как федеративное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector