Казанский собор в санкт петербурге
Содержание:
- Настоящее площади
- Расписание богослужений
- История создания Казанского собора
- История Казанского собора
- Архитектурные особенности
- Масонский знак
- Первый Казанский собор
- Сердце Кутузова
- Внутреннее убранство храма. Иконы
- Три века истории храма
- Памятник воинской славы
- Протоиерей Сергий Кудряшов
- Краткое описание
- Молитва Казанской иконе Божией Матери
- Последние новости просмотреть все »
- Конкурс проектов нового собора.
Настоящее площади
Подобное протестное настроение витало в воздухе на площади и в конце прошлого столетия и тысячелетия, а в начале нового или уже нашего — на заре 2000-х растительные насаждения для митингующих служили в качестве пляжного основания. Через сквер пролегла «народная тропа».
Хочется отметить, как бы сквер ни «оскверняли», что бы тут ни делали, несмотря ни на что, он свято хранит свой первоначальный вид, который был задуман последним проектировщиком. Лишь только этот прекрасный уголок природы оградили забором, чтобы в дальнейшем он не был испещрён другими нежелательными стежками-дорожками. Теперь, чтобы войти на его территорию, приходится проделывать порой немалый путь.
Но эти усилия оправдывают себя. Зелёный оазис в центре мегаполиса — диво на сегодняшний день. Сочный растительный антураж под открытым небом дарит множество художественных наслаждений и необычных впечатлений. Каждый получает здесь массу эстетического удовольствия, мощный заряд самой позитивной энергетики. Освежает взор и ощущения фонтан в центре сквера. Не могут не вызывать умиление здешние звонкие птички, которые едят прямо с рук и уводят мысли от мирской суеты. Для верующих и туристов имеется возможность посетить собор.
В сквере размещены лавочки, чтобы посидеть и увлечься чтением, либо отдохнуть сердцем и подготовиться телесно к предстоящей дороге. Рядом можно перекусить, работают кафе на свежем воздухе. Всем угождает Казанская площадь. Петербуржцы гордятся своим историческим наследием, и когда выдаются теплые деньки, рады по-семейному и душевно с друзьями провести время в своем любимом сквере.
Расписание богослужений
Казанский собор – место духовного очищения, место встречи с его святынями – всегда заполнен людьми, приходящими на богослужения, проходящие каждый день. Открывается собор по будням в 7 часов утра, по воскресеньям и праздникам – в 6.30.
Богослужения по будням
- Первая (Божественная) литургия – 07.00. Начало исповеди – 7.30.
- Вторая (Божественная) литургия – 10.00. Исповедь (начало) – 10.30.
- Вечернее богослужение – 18.00.
По воскресеньям и праздникам
- Первая литургия – 7.00. Исповедь (начало) – 7.30.
- Вторая литургия – 10.00. Начло исповеди – 9.30.
- Вечернее богослужение – 18.00.
Ежедневно в соборе между литургиями проходят торжественные обряды крещения, венчания. Совершаются молебны, служатся панихиды по предварительной договорённости.
История создания Казанского собора
История создания Казанского собора началась во времена Петра Великого. В 1710 году он привез в новый город икону Казанской Богоматери, считавшуюся покровительницей Дома Романовых и всего Российского государства. Император уже тогда намеревался построить для нее специальную церковь. Икону временно поместили в церковь Рождества Богородицы на Петроградской стороне. Но эта церковь была деревянной, обветшавшей, и в 1727 году икону перевезли в Троицкий собор недалеко от Петропавловской крепости. В 1733-37 гг. на Невском проспекте был построен 1 православный храм – церковь Рождества Богородицы, и икона была перевезена в нее. Но эта постройка была ненадежной, постоянно ветшала и ремонтировалась.
Казанский собор был задуман по воле императора Павла I как центр православно-общественной жизни столицы и место размещения главной святыни Санкт-Петербурга. В 1799 году состоялся конкурс проектов. В нем участвовали Ч. Камерон, П. Гонзаго, Т. де Томон и А. Воронихин. Император потребовал, чтобы новый собор был построен по подобию собора Св. Петра в Риме. В итоге в ноябре 1800 года получил утверждение проект бывшего крепостного графа Строганова, ныне выпускника Академии Художеств и дворянина Андрея Никифоровича Воронихина. Весной 1801 года началось строительство. После убийства императора Павла I (12.03.1801) работы продолжались на страх и риск строителей и официально был возобновлены весной 1802 года по распоряжению Александра I.
История Казанского собора
История собора связана с чудотворной иконой Казанской божией матери. Перед ней молился Петр I накануне Полтавской битвы, он перенес ее список в Казанскую часовню, расположенную на Петроградской стороне. После строительства придворной церкви Рождества Пресвятой Богородицы икона была перенесена туда. А после возведения на ее месте Казанского собора икона обрела в нем свое постоянное место обитания.
Церковь Рождества Богородицы была построена в 1730-е годы по указу императрицы Анны Иоановны на середине Невского проспекта. Архитектор Михаил Земцов построил ее внешне схожей с Петропавловским собором. Церковь стала главным храмом Санкт-Петербурга, где проводились торжественные службы. Здесь крестилась Екатерина II, венчалась с Петром III, приняла присягу гвардейских полков, здесь также венчался ее сын Павел.
Став императором Павел посчитал, что храм выглядит слишком скромно и не соответствует главной улице столицы. Павел хотел построить храм похожий на собор Святого Петра и Санта-Мариа-Маджоре в Риме. Был открыт конкурс на лучший проект нового храма. Множество знаменитых зодчих представили свои работы, но выбран был проект молодого архитектора Андрея Воронихина, бывшего крепостного президента Академии художеств графа Строганова.
Закладка храма с участием сына Павла — Александра I произошла в 1801 году, сам Павел не дожил до этого события. Торжественное освящение храма произошло 15 сентября (по старому стилю) 1811 года, в этот день Казанская икона после крестного хода была помещена в иконостас.
Сразу после возведения Казанского собора в Санкт-Петербурге произошла Отечественная война 1812 года, которая изменила его историю. Он стал главным памятником победы Российской империи в этой войне.
Перед отъездом в армию под Смоленск Кутузов молился в соборе перед Казанской иконой. Сюда стали свозить трофейные знамена и штандарты французской армии, ключи от взятых крепостей и городов. Сейчас они находятся в Историческом музее города Москвы.
Казанский собор памятник Кутузову
В 1818 году перед собором были установлены скульптуры Кутузова и Барклая-де-Толли по проекту скульптора Орловского, которые завершили ансамбль Казанского собора.
Казанский собор, памятник Барклай-де-Толли
Казанский собор в Санкт-Петербурге был кафедральным до 1858 года, пока данное звание не перешло к Исаакиевскому собору.
В 1893 году в Казанском соборе отпевали Петра Ильича Чайковского. Желающих помолиться за покойного композитора было так много, что они не вмещались в собор. На службе присутствовал великий князь Константин Константинович. Император Александр III велел оплатить погребение из своих личных средств.
После революции 1917 года храм вступил в эру атеизма: был снят крест, иконы переданы в музеи, драгоценная церковная утварь изъята, а церковнослужители репрессированы. В 1931 году собор был закрыт, а в одном из главных храмов страны разместился Музей истории религии и атеизма.
В 1991 году были возобновлены богослужения, а в 2000 году храм полностью был передан Русской православной церкви. Он снова получил статус кафедрального собора.
Архитектурные особенности
Знаменитый собор возведен в традициях ампира и считается настоящей жемчужиной отечественного зодчества. В начале XIX столетия эта была самая большая церковь в стране. Парадный храм поднимается над землей на 71,6 м. Высокий купол имеет диаметр 17 м. Любопытно, что для его строительства впервые был применен каркас из цельного кованого железа.
Ширина храма – 56,7 м, его длина 72,5 м, а крылья отходят от основной постройки в стороны на 42,7 м. Здание очень гармонично, и его любят рисовать художники и снимать фотографы. В 2011 году была выпущена монета в 25 рублей с изображением стройного Казанского собора.
Четырехрядная анфилада состоит из 96 гранитных колонн. Они так нравятся туристам, что в высокий сезон возле колонн бывает трудно найти место для фотографирования. Римская колоннада замыкает площадь перед собором, а в России она открывается в сторону Невского проспекта.
Изящная анфилада вытянута вдоль городской магистрали и сохраняет традиционное для церквей расположение с запада на восток. Вход в здание находится на западе, а алтарная часть – на востоке. Воронихин оформил концы колоннады строгими монументальными портиками. Серые фасады отделаны красивым пудожским камнем, который был добыт на карьерах Гатчины.
Храм не имеет отдельной звонницы. Архитектор сделал это намеренно, чтобы не нарушать симметрии постройки. Несколько колоколов размещены в проемах западного крыла собора.
Снаружи церковь украшена бронзовыми скульптурами, которые изображают почитаемых святых – Иоанна Крестителя, Святого Владимира, Александра Невского, Апостола Андрея и несколько сцен из Святого писания. С 1837 года перед колоннами возвышаются памятники полководцам Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли и Михаилу Илларионовичу Кутузову.
Масонский знак
Многие интересуются тем, что делает на фронтоне Казанского собора масонский знак – Всевидящее око. Говорят, что все дело в том, что и император Павел I, и его наследник Александр симпатизировали масонам, а они имели влияние на русскую аристократию.
Например, главной первой русской масонской ложи был граф Воронцов. Масоном был и граф Строганов, «попечитель» строительства собора. Однако именно Александр впоследствии запретил деятельность этих тайных обществ в России. Так в чем же дело?
На самом деле этот символ – треугольник, окруженный лучами – вовсе не является специфически масонским. Во-первых, Всевидящее Око – это чисто библейский термин. Традиция так изображать его в иконографии была распространена в западноевропейском искусстве с эпохи Возрождения. А с распространением стиля классицизм в 18 веке, проникла и в Россию. Поэтому неудивительно, что многие дизайна католических храмов были использованы и для украшения Казанского собора.
Масоны действительно часто использовали этот знак, но они тоже не выдумывали свою символику, а брали ее из традиционной христианской иконографии, просто придавали ей немного другой смысл. По их мнению, Бог является архитектором Вселенной, поэтому они любили изображать циркуль и треугольник – символы зодчества. В православии такие символы были не очень распространены, но все-таки встречаются и в настенных росписях, и в иконописи. Историки полагают, что не стоит искать каких-либо таинственных смыслов во фронтоне Казанского собора, так же как и особого влияния масонов.
Масонский знак над алтарем в Казанском собореМасонский знак над входом в Казанский собор в Петербурге
Первый Казанский собор
Новая каменная церковь была освящена 3 июля 1737 года на торжественной церемонии в присутствии императрицы и высшего духовенства. По присутствию в ней чудодейственной иконы она стала именоваться Казанской.
В дальнейшем, императрица Елизавета Петровна даровала ей статус собора, и церковь получила официальное имя — Казанский собор. Это было строение в стиле русского барокко, своей многоярусной колокольней и остроконечным шпилем напоминающее обитель в Петропавловской крепости.
Храм играл значительную роль в жизни государства и царской семьи. Он являлся придворной церковью династии Романовых, а Казанская икона считалась покровительницей царской фамилии.
По описаниям современников первый Казанский собор был главным религиозным храмом в стране. Но с ходом времени здание стало ветшать, и возникла явная необходимость для возведения храма, достойного величайшей святыни русского государства.
Сердце Кутузова
Многие приходят в храм, чтобы почтить память фельдмаршала Кутузова и поклонится его могиле. Полководец умер во время военного марша по дорогам Силезии в апреле 1813 года. По личному указу царя покойного забальзамировали и с почестями перевезли в Санкт-Петербург. По православному обряду Кутузова похоронили в главном соборе города.
Прошло время, и среди россиян поползли слухи, что в храме покоится только тело, а сердце фельдмаршала находится в Силезии. Оно было погребено адъютантом военачальника на кладбище небольшой деревни Тиллендорф, в 3 км от Бунцлау. Причиной для таких разговоров стали последние слова полководца, что после смерти его сердце навсегда останется с российскими солдатами.
В 1933 году, когда собор уже был музеем, специальная комиссия вскрыла старый склеп и составила акт. В документе было указано, что внутри обнаружены кости, остатки тканной материи и серебряный сосуд с забальзамированным сердцем.
Внутреннее убранство храма. Иконы
Для внутренней отделки Воронихин выбрал мрамор, гранит, порфир, яшму. Мраморные плиты разных расцветок на полу выложены в виде затейливых орнаментов. Красота камня оттеняется восхитительной люстрой, деталями из золота и других драгоценных металлов.
Первый иконостас, изготовленный по проекту Воронихина, мы уже не увидим. Он украшал храм до 1936 года, а потом городу преподнесли великолепный серебряный иконостас с чеканкой – трофей донских казаков в войне 1812 года.
Здесь есть иконы кисти лучших мастеров:
- Кипренского
- Угрюмова
- Боровиковского
В конце XX века справедливость восторжествовала, собор вернули епархии, там стали проводиться богослужения, совершаться религиозные таинства. Через некоторое время вернулась сюда и икона Казанской Богородицы. Прихожане получили возможность помолиться перед чудотворным образом.
Три века истории храма
До того, как был построен Казанский собор, список чудотворной иконы хранился в церкви, освященной в честь Рождества Богородицы. Эта церковь была построена в 30-е годы XVIII века, а к концу названого столетия обветшала. Тогда решено было возвести на ее месте новый храм. Императором был объявлен конкурс, знаменитые архитекторы представили свои проекты, но ни один из них не стал победителем. Спустя некоторое время императору был предложен еще один проект, автором которого являлся бывший крепостной Андрей Воронихин. Именно этот проект и получил одобрение императора.
Строительные работы продолжались десять лет (очень короткий срок, если учитывать технологии XIX столетия!). Стоимость этих работ превысила четыре с половиной миллиона рублей. Старая церковь, в которой хранился список чудотворного образа, была разобрана только после того, как строительство нового храма завершилось.
Работы по отделке здания продолжались до конца 20-х годов XIX столетия. Они завершились спустя почти восемнадцать лет после освящения собора. В 40-е годы XIX века в храме в первый раз были проведены ремонтные работы. Спустя почти двадцать лет был произведен второй ремонт. Он включал в себя восстановление стенной живописи, реставрацию икон.
На площади перед собором неоднократно проходили студенческие демонстрации. Там же в середине 70-х годов XIX века состоялась демонстрация одного из революционных обществ.
В начале XX века в храме произошло торжественное событие — празднование трехсотлетия дома Романовых. Но эту страницу истории храма нельзя назвать радостной: во время торжеств в переполненном соборе началась страшная давка, в которой погибли несколько десятков человек.
В послереволюционное время, а точнее, в 20-е годы XX века, из храма было изъято множество ценностей, его интерьеры сильно пострадали. В частности, был уничтожен уникальный иконостас, изготовленный из трофейного серебра. Он был отправлен в переплавку. Всего из собора было изъято приблизительно две тонны серебра (не считая многих других ценностей). В начале 30-х годов XX века храм был закрыт, а спустя короткое время в его здании открылся музей, экспозиции которого были посвящены истории религии и атеизма. В середине XX столетия в здании были проведены реставрационные работы. Сначала были тщательно отреставрированы интерьеры, затем — фасады.
В начале 90-х годов в одном из приделов собора возобновились богослужения. Спустя несколько лет над куполом храма вновь засиял крест. В конце 90-х годов здание было полностью освящено. В начале XXI века оно было окончательно возвращено Русской православной церкви.
Памятник воинской славы
Как уже было сказано выше, храм является своего рода памятником русской воинской доблести, победы над Французской империей. Здесь после окончания войны с армией Наполеона были выставлены вражеские знамена, захваченные победителями. Таких знамен было сто семь (в настоящее время большинство из них находится в российской столице). А рядом с ними можно было увидеть девяносто семь ключей. Это ключи от городов, сдавшихся русскому войску. Большая часть этих трофеев также в настоящее время находится в Москве. Шесть связок ключей можно увидеть в санкт-петербургском храме, они размещены над могилой Михаила Кутузова (великий военачальник похоронен на территории собора).
Кстати, существует ошибочное мнение, что сердце знаменитого русского полководца захоронено отдельно от его тела, в одном из польских городов. Но эта версия не соответствует действительности. В первой половине XX века было проведено вскрытие тела полководца. Результаты этого вскрытия полностью развенчали версию об отдельном захоронении сердца.
В 30-е годы XIX века на площади перед храмом были открыты памятники знаменитым русским военачальникам. Монументы были отлиты из бронзы.
Протоиерей Сергий Кудряшов
День рождения
22 сентября 1970
День тезоименитства
8 октября
Диаконская хиротония
7 февраля 1993
Иерейская хиротония
16 июня 1994
Протоиерей Сергий Петрович Кудряшов родился 22 сентября 1970 года в городе Потсдам (ГДР) в семье военнослужащих. По окончании школы поступил в Горьковский государственный университет. После первого курса был призван в Вооруженные силы РФ. Проходил срочную службу в Северной группе войск в Польше.
После демобилизации в 1990 году был принят в штат Нижегородской епархии в должности иподиакона митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова). В 1992 году по личному прошению был переведен старшим иподиаконом к епископу Балахнинскому Иерофею (Соболеву).
В этом же году поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. В сан диакона рукоположен 7 февраля 1993 года митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем (Кутеповым) в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре. В том же году командирован в Санкт-Петербургскую епархию для продолжения обучения с правом служения.
В августе 1993 года зачислен в штат Казанского собора в Санкт-Петербурге.
16 июня 1994 года рукоположен в сан священника в Коневском Рождество-Богородичном монастыре епископом Тихвинским Симоном (Гетя). В 2000 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Продолжает служить штатным священником Казанского кафедрального собора. Женат, супруга Марина Анатольевна, в девич. Пономарева, – библиотекарь Казанского собора. Супруги имеют сына Сергея (1994) и дочь Марину (1995).
Протоиерей Константин Головатский
День рождения
12 сентября 1975
День тезоименитства
3 июня
Диаконская хиротония
26 ноября 2000
Иерейская хиротония
13 ноября 2001
Протоиерей Константин Семенович Головатский родился 12.09.1975 года в городе Улан-Удэ Бурятской АССР. По окончании школы поступил в Санкт-Петербургский государственный университет на философский факультет, который окончил в 1998 году. В 2002 году окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию.
С 1994 года нёс послушание певчего и регента в различных храмах Санкт-Петербургской епархии, в том числе был регентом в Александро-Невской Лавре и храме «Неупиваемая чаша». 26.11.2000 года викарием Санкт-Петербургской епархии епископом Тихвинским Константином (Горяновым), ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, рукоположен во диакона. 13.11.2001 митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром (Котляровым) рукоположен во пресвитера. С 2001 по 2019 год являлся штатным клириком храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте (Блокадный храм). С 2013 и по настоящее время является председателем епархиального отдела по делам молодежи. С 2017 года по настоящее время является руководителем Координационного центра Синодального отдела по делам молодежи в Северо-Западном федеральном округе. С 20.06.2019 — штатный клирик Казанского кафедрального собора. С 27 августа 2019 года назначен помощником настоятеля собора по молодежной работе.
Женат, супруга Головатская (Шипка) Елена Михайловна — регент храма епархиального управления в честь Всех Святых в земле Санкт-Петербургской просиявших г. Гатчина. Супруги имеют 4-х детей: Анатолия (1999), Николая (2002), Ивана (2006) и Екатерину (2009).
Краткое описание
Храм построили в честь Казанской чудотворной иконы Божией Матери, являющейся самой важной его святыней. Автор проекта придерживался стиля архитектуры «ампир», подражая церквям Римской империи
Неудивительно, что вход в Казанский собор украшает красивейшая колоннада, оформленная в виде полукруга.
Здание вытянулось на 72,5 м с Запада на Восток и на 57 м с Севера на Юг. Венчает его купол, расположенный на высоте 71,6 м над землей. Этот ансамбль дополняют многочисленные пилястры и скульптуры. Со стороны Невского проспекта вас приветствуют скульптуры Александра Невского, св. Владимира, Андрея Первозванного и Иоанна Крестителя. Прямо над их головами находятся барельефы с изображениями сцен из жизни Божией матери.
На фасаде храма имеются шестиколонные портики с барельефом «Всевидящее око», которые украшают треугольные фронтоны. Вся верхняя часть декорирована объемным аттиком. Форма самого здания копирует форму латинского креста. Дополняют общую картину массивные карнизы.
Главное помещение собора разделено на три нефы (коридоры) – боковые и центральный. По форме оно напоминает римскую базилику. Перегородками служат гранитные массивные колонны. Высота потолков – более 10 м, они декорированы розетками. Для создания правдоподобности в работе использовался алебастр. Пол выложен серо-розовым мрамором в виде мозаики. У амвона и алтаря в Казанском соборе имеются участки с кварцитом.
В соборе размещено надгробие известного полководца Кутузова. Оно обнесено решеткой, спроектированной все тем же архитектором Воронихиным. Тут же находятся ключи от падших под ним городов, маршальские жезлы и различные трофеи.
Молитва Казанской иконе Божией Матери
О, Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною и чудотворною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Избави же всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и внезапныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправления греховной жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающие величия и милости Твоя, являемые над нами зде на земли, сподобимся и Небесного Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Последние новости просмотреть все »
20 сентября 2021
В канун праздника Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, 20 сентября, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Николай Преображенский, ключарь собора протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, клир собора, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.
Богослужение транслировалось в прямом эфире на канале собора в YouTube.
Во время помазания святым елеем верующим раздали иконы святого благоверного великого князя Александра Невского.
После окончания богослужения митрополит Варсонофий …Подробнее »
Богослужения Недели 13-ой по Пятидесятнице совершены в Казанском соборе
19 сентября 2021
В канун Недели 13-ой по Пятидесятнице, 18 сентября, протоиерей Николай Преображенский в сослужении духовенства совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе.
В Неделю 13-ю по Пятидесятнице, день перенесения мощей благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, чудотворцев, 19 сентября, протоиерей Николай Преображенский совершил Божественную литургию в сослужении духовенства в Казанском кафедральном соборе.
Воспитанники детской Воскресной школы собора прислуживали в алтаре. Богослужебные песнопения исполнили хор Казанского собора (регент — Светлана Румянцева) и хор Воскресной школы (регент — Мария Красноцветова).
Богослужение …Подробнее »
Начался новый учебный год в детской Воскресной школе Казанского собора
19 сентября 2021
По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, 19 сентября, начался новый учебный год в детской Воскресной школе Казанского собора.
В этот день преподаватели и воспитанники школы молились за Божественной литургией, на которой дети выполняли обязанности алтарников и псаломщиков, а богослужебные песнопения исполнил совместно с хором собора хор Воскресной школы (регент — Мария Красноцветова).
Усердными трудами и заботой митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия к началу учебного года завершены ремонтные работы в аудиториях Воскресной школы, предназначенных для занятий младшей группы, хора, Подробнее »
Конкурс проектов нового собора.
В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго. Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч.Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект. В ноябре 1800 года Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: «Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел». Однако вскоре произошел неожиданный поворот. 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н.Воронихиным. Бывший крепостной графа А.С.Строганова в 1797 г. получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 г., по представлению президента Академии Строганова, — звание архитектора. Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины II. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина. После долгих творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение. Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта. Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св.Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании. По проекту предполагалось возведение двух колоннад — с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами — проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц. В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория. Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина. Павел I приказал: «Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину». К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.