Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия

Содержание:

↑яХЯРЕЛЮ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХУ МЮСЙ

яНБПЕЛЕММЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ – ЯХЯРЕЛЮ МЮСЙ, Б ЙНРНПНИ БШДЕКЪЧРЯЪ ЕЯРЕЯРБЕММШЕ (ТХГХЙН-ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХЕ), НАЫЕЯРБЕММШЕ (ЯНЖХЮКЭМН-ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХЕ Х ЩЙНМНЛХЙН-ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХЕ) МЮСЙХ, ОПХЙКЮДМШЕ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХЕ МЮСЙХ Х МЮСЙХ, МНЯЪЫХЕ ХМРЕЦПЮКЭМШИ УЮПЮЙРЕП.

тХГХВЕЯЙЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ БЙКЧВЮЕР ЙНЛОКЕЙЯМШЕ МЮСЙХ Н ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНИ НАНКНВЙЕ Б ЖЕКНЛ – ГЕЛКЕБЕДЕМХЕ (НАЫСЧ ТХГХВЕЯЙСЧ ЦЕНЦПЮТХЧ), КЮМДЬЮТРНБЕДЕМХЕ(ПЕЦХНМЮКЭМСЧ ТХГХВЕЯЙСЧ ЦЕНЦПЮТХЧ), ОЮКЕНЦЕНЦПЮТХЧ (ЩБНКЧЖХНММСЧ ЦЕНЦПЮТХЧ). б ОПНЖЕЯЯЕ ДКХРЕКЭМНЦН ПЮГБХРХЪ ЦЕНЦПЮТХХ ЯТНПЛХПНБЮКХЯЭ ВЮЯРМШЕ МЮСЙХ Н ЙНЛОНМЕМРЮУ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНИ НАНКНВЙХ – РНОНЦПЮТХЪ, ЦЕНЛНПТНКНЦХЪ, ЦЕНЙПХНКНЦХЪ, ЙКХЛЮРНКНЦХЪ Х ЛЕРЕНПНКНЦХЪ, ЦХДПНКНЦХЪ (Я ОНДПЮГДЕКЕМХЕЛ МЮ ЦХДПНКНЦХЧ ЯСЬХ, НЙЕЮМНКНЦХЧ), ЦКЪЖХНКНЦХЪ, ЦЕНЦПЮТХЪ ОНВБ, АХНЦЕНЦПЮТХЪ.

б ЯНЖХЮКЭМН-ЩЙНМНЛХВЕЯЙСЧ ЦЕНЦПЮТХЧ БУНДЪР ЙНЛОКЕЙЯМШЕ МЮСЙХ — ЯНЖХЮКЭМЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ Х ЩЙНМНЛХВЕЯЙЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ, ЦЕНЦПЮТХЪ ЛХПНБНЦН УНГЪИЯРБЮ, ПЕЦХНМЮКЭМЮЪ ЯНЖХЮКЭМН-ЩЙНМНЛХВЕЯЙЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ, ОНКХРХВЕЯЙЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ. вЮЯРМШЕ МЮСЙХ: ЦЕНЦПЮТХЪ ОПНЛШЬКЕММНЯРХ, ЦЕНЦПЮТХЪ ЯЕКЭЯЙНЦН УНГЪИЯРБЮ, ЦЕНЦПЮТХЪ РПЮМЯОНПРЮ, ЦЕНЦПЮТХЪ МЮЯЕКЕМХЪ, ЦЕНЦПЮТХЪ ЯТЕПШ СЯКСЦ, ОНБЕДЕМВЕЯЙЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ Х ДП.

й ХМРЕЦПЮКЭМШЛ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХЛ МЮСЙЮЛ НРМНЯЪРЯЪ ЙЮПРНЦПЮТХЪ, ЯРПЮМНБЕДЕМХЕ, ХЯРНПХВЕЯЙЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ, ЦЕНЦПЮТХЪ НЙЕЮМЮ. пЮГБХРХЕ ЦЕНЦПЮТХХ ОПХБЕКН Й ЯРЮМНБКЕМХЧ ОПХЙКЮДМШУ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХУ МЮСЙ — ЛЕДХЖХМЯЙНИ ЦЕНЦПЮТХХ, ПЕЙПЕЮЖХНММНИ ЦЕНЦПЮТХХ, БНЕММНИ ЦЕНЦПЮТХХ, ЛЕКХНПЮРХБМНИ ЦЕНЦПЮТХХ Х ДП. нМХ БШОНКМЪЧР ЯБЪГСЧЫХЕ ТСМЙЖХХ ЛЕФДС ЦЕНЦПЮТХЕИ Х ДПСЦХЛХ МЮСВМШЛХ ДХЯЖХОКХМЮЛХ. еДХМЯРБН ЦЕНЦПЮТХХ НАСЯКНБКЕМН ЕЯРЕЯРБЕММН-ХЯРНПХВЕЯЙХЛ ЕДХМЯРБНЛ НАЗЕЙРЮ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ; НАЫМНЯРЭЧ ХЯОНКЭГСЕЛШУ ЛЕРНДНБ; ОПЕДЛЕРМНИ БГЮХЛНДНОНКМЪЕЛНЯРЭЧ ОПХ ПЕЬЕМХХ РЕППХРНПХЮКЭМШУ ОПНАКЕЛ. оПХМЖХОХЮКЭМНЕ ПЮГКХВХЕ ДБСУ БЕРБЕИ ЦЕНЦПЮТХХ – Б ЯСЫМНЯРХ ЕЯРЕЯРБЕММШУ Х НАЫЕЯРБЕММШУ ГЮЙНМНБ Х ГЮЙНМНЛЕПМНЯРЕИ. ъГШЙ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНИ МЮСЙХ БЙКЧВЮЕР ЙЮПРС, ОНМЪРХЪ Х РЕПЛХМШ, ТЮЙРШ, ЖХТПШ, ДЮРШ, ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХЕ МЮГБЮМХЪ; ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХЕ ОПЕДЯРЮБКЕМХЪ (НАПЮГШ).

Исследование «белых пятен»

Конечно, уже никто не откроет на Земле новый материк или хотя бы море, однако до сих пор ученые находят маленькие острова, которые раньше не были нанесены на карту мира. Например, рассмотрим вопрос о том, какой участок суши на Земле является самым северным. Долгое время такой точкой считали мыс Моррис-Джепул (83°37′39″ с. ш.), находящийся в Гренландии. Однако в 1900 году Роберт Пири открыл остров Каффеклуббен (83°40′00″ с. ш), ставший новым рекордсменом. Но в 1996 году был найден совсем крохотный остров ATOW1996 (83°40′34″ с. ш.) длиной 10 метров, который на сегодняшний день и считается самым северным участком суши.

Есть ряд труднодоступных районов Земли, которые очень плохо исследованы. К ним можно отнести:

  • тропические джунгли Амазонки;
  • ледовый щит Гренландии;
  • северные горы в Колумбии;
  • остров Папуа – Новая Гвинея.

Хотя в общих чертах эти территории и нанесены на карту, в атласе мира не удастся найти их подробного изображения. Таким образом, усилия картографов сегодня нацелены на уточнение карт, а не на расширение их границ.

Хотя уже есть несколько десятков альпинистов, сумевших покорить все 14 восьмитысячников планеты, на вершины некоторых гор до сих пор не вступала нога человека. Высочайшей из них является Канкар-Пунсум (7570 метров). Его исследование осложняется не только суровыми природными условиями, но и пограничными спорами между Бутаном и Китаем.

Нельзя забывать, что на Земле есть целый материк, покрытый ледовым щитом, чья толщина доходит до 4,8 км. Одно из крупнейших открытий современной географии (1994 год) – подледное антарктическое озеро Восток. Лишь в 2013 году удалось пробурить лед и начать исследование водоема. Всего же в Антарктиде найдено более 140 подледных озер, и наверняка на этом континенте еще будут совершены географические открытия.

Недостаточно исследованы и многочисленные полости Земли. Например, вторая по протяженности (346 км) пещера мира была найдена в Мексике только в 1987 году. Составление ее плана продолжается до сих пор.

Проводимые исследования

Члены экспедиций в своей работе проводят самые разные виды исследований. Это могут быть полевые, сравнительно-описательные методы, измерение важных показаний.

Полевые исследования проводят на научных станциях или на местности в виде экспедиций. Обычно они проходят в течение полевого периода, который наступает в летнее время. В некоторых районах полевые изучения проходят в течение всего года. Примером таких работ являются изучение особенностей Мирового океана, Арктики, Антарктики, океана. После проведения любого метода географического исследования все наблюдения фиксируются в документах по описанию объектов. Здесь же отмечаются данные о происходящих в них процессах и явлениях. Полученные сведения подвергаются сравнительному анализу, выявляются схожие черты и различия. Описательно-сравнительный метод выражается не только в составлении описания, но и в подготовке статистических материалов, текстовых отчетов, картографических моделей.

Районирование

Районирование – это разграничение (членение) территории на однородные участки по выбранным признакам. Районирование является основным методом географического изучения территории, т.к. позволяет выявить особенности и своеобразие каждого участка территории

При изучении огромного и неоднородного российского пространства районированию уделяется особое внимание. В экономической географии используется районирование по экономическим признакам, отражающим территориальное разделение труда

Типология экономических районов разработана по нескольким признакам:

  1. По специализации выделяются отраслевые (с узкой специализацией) и комплексные (многоотраслевые) районы; если при выделении районов учитываются не только хозяйственные, но и другие признаки – природная и социальная среда, историко-культурное развитие, такие районы называются «интегральными».
  2. По уровню развития выделяются районы
    а) сложившегося комплексного хозяйства;
    б) активного хозяйственного развития;
    в) очагового развития хозяйства;
    г) нового (пионерного) освоения;
    д) резервного (перспективного) освоения.
  3. По иерархическому уровню выделяются районы верхнего, среднего и нижнего ранга, т.е. крупные или основные, средние и малые.

Главным объектом изучения выступает крупный экономический район, который рассматривается как основная единица территориальной организации хозяйства, имеющая специализацию в масштабе страны, сложившуюся под влиянием территориального разделения труда и социально-природных особенностей территории. В настоящее время в России выделяется 11 основных экономических районов, которые делятся на районы среднего и нижнего ранга. В качестве районов среднего ранга рассматриваются республики, края и области страны, в качестве районов нижнего уровня – группы низовых административных районов.

Палеогеография

Ученым интересна история нашей планеты. Как она выглядела миллионы лет назад, какой климат был на ней? Ответы на эти вопросы дает палеогеография. Благодаря ей мы знаем, что ранее, около 175-335 миллионов лет назад, вся современная суша образовывала единый материк, Пангею. Однако до сих пор многое об истории на Земле нам неизвестно.

Для получения информации о климате нашей планеты в прошлом используют льды Антарктиды. Дело в том, что анализ слоев льда позволяет понять, какой ранее был состав у атмосферы Земли. Также изучается взаимное расположение горных пород, окаменелости. Для определения возраста останков животных используют радиоуглеродный анализ и радиометрическое датирование. Большое значение для определения контуров континентов в прошлом играет исследование сегодняшнего рельефа. Сходство береговой линий Африки и Южной Америки – это одно из доказательств, что ранее они составляли единый материк.

Как изменялась специфика предмета изучения географии с древних времён до настоящего времени

Сегодня поразительно думать о том, что история развития географии как науки началась в глубокой древности. Для накопления знаний о земной поверхности и отображении их на географических картах и в описаниях, человечеству потребовались тысячелетия. Причём, география живая наука, и накопительный процесс познаний продолжается до сих пор. Современным школьникам и студентам достаточно открыть атлас — и весь мир перед их глазами. Тогда как их современники, жившие более двух тысяч лет назад, озадачивались вопросом: далеко ли от них находится край земли.

В течение долгого времени, пока география «взрослела», до получения ею полноценного «аттестата» — титула самостоятельной науки, формировались и совершенствовались основные формы организации исследований. Изначально это были пешие и гужевые путешествия и экспедиции. Потом им на смену пришли комплексные наблюдения на специально оборудованных станциях (антарктические, арктические, высокогорные, глубоководные, шахты). И технический апогей 21-го века — мультикомплексные исследования с космических орбитальных станций, которые решают задачи современной географии.

Белых пятен на мировой карте уже давным-давно нет, но в мире достаточно мест, куда до сих пор ещё не ступала нога «белого» человека и таких районов достаточно:

  • части внутренней Антарктиды;
  • дебри Амазонки;
  • высокогорная область Тибета;
  • горные районы Кордильер, Анд и великих Гималаев;
  • российская необъятная Сибирь и Дальний Восток;
  • центральные районы Австралии;
  • районы Великих пустынь — Сахары, Гоби и т.п.

Дебри Амазонки 

Гималаи, панорама 

Антарктида, панорама с высоты птичьего полёта 

Начальная физическая география — это основа всех последующих знаний о земной поверхности. Структура курса представлена 4-мя рубриками, изучив которые станет понятно, что изучает современная география:

  1. Земная поверхность в плоскостном начертании.
  2. Оболочки планеты: лито, атмо, гидро, био.
  3. Человечество как объект изучения.
  4. Взаимодействие природы и человека.

Итогами изучения этих тем будут новые знания о том:

  • как использовать изображение Земли на планах и картах и определять «адреса» географических объектов;
  • как обобщать полученный «багаж знаний»;
  • как правильно описывать процессы, происходящие в 4-х основных географических оболочках плане.

Процесс изучения начальной физгеографии даёт старт воспитанию географической культуры, пониманию специфического языка науки, способности самостоятельно искать ответы на вопросы, используя многочисленные ресурсы географической направленности.

Словарь

Гужевой транспорт — вид транспорта, в котором повозки приводятся в движение животными (лошадьми, волами и т.п.). Образовано от слова «гуж» — кожаная или верёвочная петля в упряжи.

Объект и предмет исследования

Так как экономическая география – это наука, изучающая те же законы и взаимосвязи, что и другие дисциплины, она имеет собственный объект и предмет исследования. На этих понятиях и строится вся основа.

Под объектом исследования принято подразумевать географическую среду, освоенную людьми. Природа живет по своим законам, но может изменяться под воздействием общественности. Таким образом, объектом науки следует считать хозяйственную деятельность человека, развивающуюся в определенных условиях.

Что касается предмета изучения науки, то он подразумевает исследование особенностей географического размещения объектов общественного производства, а также условия их совершенствования в конкретном регионе. Из этого следует, что изучает экономическая география закономерности расположения хозяйственных районов и территориальную организацию жизни людей.

История становления науки

Полностью разделить классическую и физическую географию нельзя, так как последняя тесно связана с первой и входит в ее структуру. Человечество с древних времен изучает окружающее пространство, расширяя свои знания и навыки. Путешественники и экспедиторы всегда вносили существенный вклад в науку, открывая перед людьми сначала новые континенты, затем затерянные острова, а в настоящее время – ресурсы Земли, до которых раньше нельзя было добраться.

Выделение физической географии из науки произошло в конце 19 столетия, во время бурного развития большинства других научных областей. Это – самый поздний этап становления географии, но один из самых богатых и насыщенных. За 120 лет технологии позволили человеку точнее, обширнее и качественнее исследовать окружающих мир. И в рамках физической географии все эти современные методы активно используются.

Исследование океанов в период Великих географических открытий (15-17в.в.)

Индийский океан

Индийский океан был известен народам древних цивилизаций. Однако именно в эпоху Великих географических открытий началось изучение Индийского океана. Это связано с поисками наиболее короткого и безопасного пути в Индию. Страны-соперницы — Испания, Португалия, Голландия, Англия — основали на побережье Индийского океана и на островах свои колонии. Научные исследования океана проводились во время экспедиции Дж. Кука (замерялась температура воды на глубине 200 м), океанографические работы вели и русские путешественники — И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский, О.Е. Коцебу.

Тихий океан

По морским просторам с давних времен плавали жители Океании и Алеутских островов. Систематическое освоение началось в 16 в.  Испанец Васко Бальбоа в 1513 г. пересек Панамский перешеек и оказался в водах океана, дав ему название Южного моря. Чуть позже (1519-21 г.г.) кругосветное плавание совершил Магеллан. За 100 дней он не попал ни разу в шторм, поэтому назвал его «Тихим».  В 1648 г. был открыт пролив, соединяющий Северный Ледовитый и Тихий океаны, позднее получивший название Берингова пролива. Открытие совершил русский мореплаватель С. Дежнев.

Атлантический океан

На берегах Средиземноморья возникла древнейшая цивилизация. Древние финикийцы бороздили морские просторы. Эйрик Рыжий первым пересек Атлантический океан и дошел на своем корабле до Ньюфауленда.

Поиск пути в Индию проложил морские пути в Атлантике. В 1492 г. Колумб пересек Атлантический океан и достиг Южной Америки. Васко да Гама побывал в Индии в 1498 г., обогнув Африку с востока.

Северный Ледовитый океан

Русские поморы селились издавна на северных берегах. Океан они называли Студеным морем. Плавая по Баренцеву и Белому морям, изучали погодные условия, открывали острова. Поморы первыми посетили острова Шпицберген  и Новая Земля.

Впервые Северный Ледовитый океан нанес на карты голландец Ортелий в 1570 г. Освоение суровой морской стихии потребовало много жертв, но человек не отступал. Экспедиция В. Баренца (1594-96  г.г.) снаряжена была для поиска кратчайшего пути из Европы в страны Востока, так же они должны были установить торговые отношения с жителями русского Севера, с Сибирью. С. Дежнев искал Северо-Восточный проход.

Экономические и социальные исследования

Деятельность человека стала одним из самых важных факторов изменения нашей планеты, поэтому географы изучают ее. Оказывается, есть свои законы развития городов и государств. Например, при индустриализации государства происходит процесс урбанизации – переселения людей в крупные города. Однако при дальнейшем развитии возможен обратный процесс рурализации, при котором обеспеченные люди предпочитают переезжать из городских квартир в собственные дома, удаленные от места работы. С другой стороны, переезд в городскую местность связан с демографией: городское население ориентировано на относительное малое количество детей, а поэтому снижение рождаемости в мире является следствием урбанизации.

Существует премия Вотрена Лорда, которую неофициально называют Нобелевской премией по географии. Интересно, что почти все последние лауреаты специализировались именно на изучении социальной географии, динамики городов и влиянии человека на окружающую природу.

Мне нравитсяНе нравится

Сравнительно-географический метод исследования в современной экономической и социальной географии

Вспомните, кто из ученых активно использовал в своих исследованиях сравнительный метод?  

М.В. Ломоносов (1711–1765)

А.И. Воейков (1842–1916)

   Сравнительный метод широко использовали в своих исследованиях М.В.Ломоносов, П.П.Семенов-Тян-Шанский, И.М.Пржевальский, А.И.Воейков, В.В.Докучаев и другие классики географической науки.   В экономической и социальной географии этот метод позволяет сравнивать различные страны, экономические районы, города, промышленные узлы и центры, типы сельского хозяйства и другие экономико-географические объекты по их развитию, специализации, функциям, которые они выполняют.   Метод сравнения заменяет в социально-экономической и политической географии эксперимент и позволяет решить вопросы проблем типологии изучаемых явлений. Пространственное разнообразие мира устанавливается и изучается с помощью сравнительно-географического метода. Выделяя главное и второстепенное, распространенное и уникальное, старое и новое, необходимо  заниматься сравнением.

   Основные правила сравнения географических объектов:

  • сравниваются объекты, между которыми существует какая-либо общность;
  • сравнение должно проводиться по наиболее важным особенностям объектов;

​   Сравнения часто используются географами при анализе динамических процессов. Это могут быть демографические, миграционные, экологические, политические и другие процессы, происходящие в разных странах и регионах мира, отдельных районах страны.   ​При таких сравнениях целесообразно использовать эталоны рациональной организации стран и территорий (по природным зонам, экономическим районам), с учетом экологических, эстетических и других признаков. Государственная региональная политика Республики Казахстан, как и других стран не может развиваться без целенаправленного применения сравнительного метода исследований.

​   Сравнительно-географический метод исследования выявляет:

  • географические особенности развития регионов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом и возможностями стать «точками роста» для страны и отдельных ее районов;
  • направления путей поддержки регионов экологического бедствия, высокого уровня безработицы, острых демографических и миграционных проблем;
  • участие в разработке научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования;
  • анализ и прогноз экономических связей между предприятиями пограничных районов Казахстана и соседних государств ближнего и дальнего зарубежья.
  • К. Риттер
  • А. БЕРГ
  • А. Гумбольдт
  • Ш. Валиханов
  • С. Неуструев
  • П.П. Семенов

Методы физической географии

В процессе теоретических и прикладных исследований ученые используют общие и специализированные методы. К первой категории методов сбора данных относят:

  • Экспедиционный метод. В его рамках специалисты изучают определенную территорию, природное явление. Это один из самых древних способов получения информации в географии. При этом современная география требует не только визуального изучения территории, но и применения специальной техники.
  • Стационарный метод. Предполагает сбор данных о процессах, которые постоянно меняются во времени. Стационарные наблюдения используются при изучении гидросферы, сейсмической активности.
  • Экспериментальный метод. Один из самых молодых методов ФГ, при котором происходит наблюдение за изучаемым объектом под действием различных факторов. Благодаря этому методу стали доступны методы моделирования физико-географических процессов.

Вторая категория – методы первичной обработки. Для изучения информация поступает в самых разных видах: образцы, цифровые характеристики, карты, схемы, снимки, текстовая информация. Далее к полученным данным применяют следующие методы:

  • Сравнительно-описательный. С его помощью описывается действие или изучаемый объект. Как правило, дополняет статистические или картографические методы.
  • Картографический. Наглядное изображение пространства территории.
  • Статистический. Включает в себя в основном числовые параметры явлений и природных объектов (таблицы, диаграммы, схемы).

Каждый из перечисленных методов дополняет другой и обеспечивает получение максимально точной и подробной информации об объектах литосферы.

Как происходит исследование земли

Уже в самые древние времена возникло предположение, что форма Земли так или иначе связана с кругом. Сначала выдвигались гипотезы о том, что она представляет собой плоский круг, затем его место занял цилиндр, а вскоре стали высказываться мысли о шаре.

История изучения

Во втором тысячелетии до нашей эры из Древнего Египта шли экспедиции, доходившие до центра Африки и совершавшие плавания по Средиземному и Красному морям. В индийской книге «Махабхарата» содержится описание океанов, рек и гор. В Древнем Китае в IX-VIII веках до нашей эры составлялись карты земельных участков. Они использовались для выбора мест постройки крепостей. Там же, в Китае, в III веке до нашей эры появились тексты с описаниями различных земель и региональный атлас страны.

В Древней Греции появилась карта страны, окружающих ее территорий и морей. Карта имела форму круга, в центре которого была изображена Греция, а по соседству — остальная Европа, Азия и известная тогда часть Африки — Ливия. На карте были представлены две реки — Фазис и Нил, два моря — Средиземное и Черное, а по краям круга — океан. Составил карту древнегреческий философ Анаксимандр Милетский. Он предположил, что Земля имеет форму цилиндра, одну сторону которого он и изобразил на карте, а на другой стороне также живут люди.

Знаменитые ученые

Аристотель впервые выдвинул предположение о том, что Земля имеет форму шара. Кратет Малльский уже начал изучать Землю как шар и создал глобус как ее модель. Клавдий Птолемей в свое 8-томное сочинение «География» включил сведения о более чем 8000 географических названиях и координаты почти 400 точек земного шара. Эратосфен первым измерил дугу меридиана.

В средние века совершали путешествия и описывали сделанные в них открытия восточные ученые — Ибн Сина, Бируни, Ибн Баттута. Венецианский купец Марко Поло сделал важные открытия Восточной Азии. Афанасий Никитин, дошедший морским путем до Индии, описал ее природу и занятия населения.

В эпоху Великих географических открытий голландский мореплаватель Виллем Янсзон совершил открытие Австралии и Новой Зеландии, а британец Джеймс Кук — Гавайи и Большой Барьерный риф.

Михаил Ломоносов в 1739 году создал Географический департамент. Позже было образовано Русское географическое общество, представители которого, Петр Семенов-Тян-Шанский, Николай Пржевальский и Николай Миклухо-Маклай, исследовали многие точки Евразии.

Американец Роберт Пири в 1909 году покорил Северный полюс, а норвежец Руал Амундсен в 1911 году — Южный полюс. Француз Жак Ив Кусто в 1960-х годах изобрел акваланг, с помощью которого можно изучать жизнь на самых глубоких водных впадинах.

Картография

Картография

“От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой заканчивается” — Н. Н. Баранский

Именно карта остается основой любого географического исследования, так как не существует никакого другого более точного и удобного метода ориентации в пространстве. Лишь с помощью нее можно наиболее правильно создать модель мира.

Картография — это наука об исследовании, моделировании и изображении пространства, сочетания и взаимодействия объектов и природных явлений.

Объектами этой дисциплины выступает Земля, другие небесные тела, звездное небо и Вселенная. Продуктами ее деятельности выступают разного рода карты: плоские карты, объемные, глобусы или же другие виды. В свою очередь картография имеет несколько разделов.

Картоведение это наука об изучении техники создания и производства карт.

Математическая картография

Математическая картография это наука, которая изучает построение моделей пространства на плоскости. Земля имеет форму сферы, поэтому создать точную карту на плоскости с сохранением всех пропорций, углов и расстояний не представляется возможным. Именно математическая картография пытается создавать наиболее точные модели пространства на плоскости.

Составление и оформление карт — наука о техническом дизайне и физическом воплащении моделей пространства.

Цифровая картография

Цифровая картография это раздел, который сложно назвать отдельным, так как это скорее инструмент, с помощью которого проводятся различные вычисления. Эта наука является дополнением и помощником для других направлений.

Интересный факт: нам, может быть и привычно видеть север в верхней части карты, но так было не всегда. В средние века, когда исламский мир перетянул одеяло лидерства в этой сфере на себя, восток был сверху. На латынь слово “восток” переводится как oriens. И чтобы правильно прочитать карту, восток должен был быть сверху, поэтому говорилось, что ее надо “сориентировать”. Отсюда и появилось это слово!

Метод моделирования

Построение моделей может считаться общенаучным методом исследований. В качества примера простейшей модели Земли можно привести глобус. Однако существуют и значительно более сложные имитационные модели. В 1972 году была создана имитационная модель «World 3», которая включала в себе около 150 уравнений и описывала взаимосвязь численности населения планеты, запасов природных невозобновимых и возобновимых ресурсов, уровня индустриализации человечества и другие величины. Данная модель показала, что экстенсивный рост экономики и населения может привести к исчерпанию ресурсов и голоду. Современные модели могут включать десятки тысяч переменных.

Традиционные методы

Описываемые в этом параграфе методы применяются с древнейших времен. Однако на сегодняшний день они чаще используются в комплексе, дополняя друг друга. Так, и статистический, и исторический методы позволяют отследить закономерности в развитии тенденции или явления во времени. Оба они могут применяться в сочетании со сравнительным методом и в прогнозировании.

Наблюдение

Достигнув интересующего его географического объекта, исследователь наблюдает за происходящими на нем процессами. Как правило, результаты наблюдений бывают представлены в виде более или менее подробных описаний увиденного и услышанного. В течение последних нескольких веков исследователи не только выдают наборы географической информации, но и пытаются давать различные объяснения причин различных явлений и их особенностей.

Картографический

Информация, полученная в ходе наблюдений и описаний, систематизируется с помощью карт. По карте можно легко определить свое местоположение, а с помощью различных тематических карт — получить основные данные о рельефе, климате, народах, языках, народном хозяйстве, флоре и фауне всей Земли или отдельных ее участков. Пользуясь картами, можно установить некоторые закономерности и причинно-следственные связи между объектами и явлениями.

Статистический

Данные, которые были упомянуты в связи с предыдущим методом, обобщаются также в виде чисел, получаемых путем подсчетов. Эти данные представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков и в другом наглядном виде. Они подлежат дальнейшей обработке, в результате которой можно получить информацию о развитии определенных тенденций во времени, соотношениях изучаемых величин, различные индексы и другие численные показатели развития.

Исторический

Географические объекты часто изучаются, начиная с момента их возникновения или открытия до определенного моменты или до настоящего времени. Из отдельных исследований путем обобщения складывается история развития Земли и человечества.

Сравнительный

В ходе сравнений устанавливаются сходства и различия между объектами и происходящими на них явлениями, а также объясняются причины сходства или различия. Так, горный массив можно сравнивать с другим горным массивом, остров — с другим островом, климат Арктики — с климатом Антарктиды, город с городом и так далее. С помощью этого метода, опираясь на аналогии, можно прогнозировать различные процессы и явления во времени и пространстве.

Проблемы

Наиболее продолжительны дискуссии между сторонниками определения географии как естественной науки с одной стороны и социальной или историко-философской с другой. Ныне в России география объединена в одно отделение Академии наук вместе с физикой атмосферы и океанологией. С этим не хотят мириться сторонники экономического направления в географии. Они считают, что у нее больше общего с общественными науками.

Споры о классификации географии носят не только теоретический характер: от классификации зависит организация научных исследований и акценты, которые будут иметь эти исследования. А на выходе — качество выпускаемых по результатам научных изданий (справочников, словарей) и то, какие разделы будут или не будут в них представлены.

В США география еще раньше и дальше отошла от естественнонаучной направленности и сфокусировалась на социальных и культурных аспектах. Поскольку США играют важную роль не только в мировой политике и экономике, но и в научной сфере, этот процесс привел к тому, что во многие мировые географические издания не включаются разделы по океанологии, почвоведению и биогеографии.

Методы географических исследований

Современная наука применяет ряд методов, как относительно устаревших, так и современных. К современным относятся:

  • дистанционное исследование — например, с использованием летательных или космических аппаратов;
  • геоинформационный — создаются базы данных, где фиксируется информация полученная с метеостанций, спутников и других источников;
  • моделирование и прогноз — прогнозирование будущего состояния геосистем.

К традиционным методам относятся:

  • сравнение — определение общих черт явлений и объектов;
  • наблюдение — получение фактических данных;
  • статистический — анализ полученных данных;
  • картографический — изучение карт;
  • исторический — исследование объекта от момента его образования.

Методы, подходы и концепции экономической и социальной географии

Социальная и экономическая география, производя определенные исследования, использует методы, характерные и для других географических и естественных наук:

Статистический – он основан на получении статистических материалов, использовании различных справочников со статистическими данными, обработке и анализе всех полученных материалов.
Экономико-математический – выражает количественные соотношения и закономерности размещения форм и хозяйств, расселение и жизнедеятельность людей.
Картографический – с его помощью на карты наносятся различные объекты, что позволяет отследить их связь и расположение.
Системный метод – географический объект рассматривается как сложная динамическая система, где отслеживается ее целостность, структурность, взаимозависимость системы и среды.
Исторический – важно знать географию прошлого, чтобы понимать современную географию населения и хозяйства. Это дает возможность спрогнозировать возможные изменения на определенной территории.
Метод полевых исследований и наблюдений – это один из самых важных методов во всех географических науках

Во время поездок специалисты могут наглядно заниматься изучением особенностей хозяйственного использования земель, видеть системы расселения, условия жизни людей, изучать главные типы хозяйств.
Методы дистанционных наблюдений (аэрофотосъемка из космоса) – в последнее время используются все шире. Они дают новую информацию с более масштабных территорий и позволяют изучать хозяйственное освоение местности, границы экономических районов, состояние окружающей среды и т.д.

Основная концепция социальной и экономической географии – стабильное развитие общества. Для этих целей необходимо объединение трех важных направлений:

  • экологическое – представляет собой правильное использование ограниченных ресурсов, а также применение экологичных, энерго-, природо- и материалосберегающих технологий, переработку и утилизацию отходов, производство экологически чистой продукции;
  • экономическое – стабильность в развитии гарантирует целостность как биологических, так и физических природных систем;
  • социальное – направлено на понимание проблем социального характера.

С помощью главных методов и концепций современная наука может выполнить ряд задач:

  • Определение законов формирования политического устройства мира.
  • Изучение состава, распределения и изменения роста мирового населения.
  • Определение расположения природных ресурсов на Земном шаре, возможность их использования в хозяйственной деятельности.
  • Изучение влияния научно-технического прогресса на развитие мирового хозяйства.
  • Определение места и значения некоторых государств в развитии мирового хозяйства.

Социально-экономическая география является одной из важнейших наук в современном мире. Именно она дает нам представление о развитии общества, о ведении экономической деятельности, позволяет определить проблемы и перспективы будущего развития стран и мира в целом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector