Жемчужина суздаля

Святые ворота Александровского мужского монастыря

Тогда же были построены и Святые ворота. Все эти сооружения являются работой суздальского каменщика Грязнова. Он также принимал участие в возведении Троицкого монастыря. До наших дней в Александровском монастыре сохранилась лишь часть ограды, созданной Грязновым. Специалисты отмечают, что утрата значительных участков стены является одной из главных потерь в архитектурном облике монастыря. 

К счастью, уцелели Святые ворота, которые были отреставрированы в 1947 году. Они представляют из себя простое сооружение с одним пролетом, без излишеств. Из дополнений конструкции – лишь восьмерики, которые в свою очередь были декорированы главкой. 

История монастыря как женской обители завершилась в 1764 году, когда по итогам реформ Екатерины II многие подобные учреждения были упразднены. С этого момента главный храм комплекса стал приходским. 

Уже в 21 веке статус монастыря изменился. В 2006 году Владимиро-Суздальская епархия взяла его в свое ведение. С этого момента обитель возобновила свою деятельность, но уже в качестве в качестве мужского монастыря

Как добраться до Александровского монастыря

Монастырь располагается на берегу реки Каменка между Спасо-Евфимиевым и Ризоположенским монастырями. Проход от центральной ул. Ленина.

Кремль: встреча веков и стилей зодчества

Суздаль выстроен на берегах реки Каменки, притока Нерли. Он старше Москвы: первое письменное упоминание о нем относится к 999 году. Хотя официально годом основания все же считается 1024 год, когда запись о нем появляется в летописях. В августе 2018 года город Суздаль отметит свой 994-й день рождения.

Исторический центр Суздаля – всего девять квадратных километров. Можно исходить его пешком вдоль и поперек. И на каждом шагу встретятся музеи, древние монастырские стены и церкви, архитектурные памятники и внезапно открывающиеся виды – как подарок города лично тебе.

Начать прогулку стоит с Кремля. Когда-то Кремль был мощной крепостью, с кольцом земляных валов, на которых возвышались бревенчатые стены и башни. Он был построен в XI—XII вв. Внутри Кремля помещались городской собор, жилища князя и епископа. А еще там жила дружина князя, княжья свита и ближайшее окружение епископа.

Деревянные постройки Кремля сгорели во время пожара в 1719 году. От кремлевского комплекса укреплений остались земляные рвы и валы, поросшие травой, по которым сейчас гуляют туристы и на которых сидят подростки с мольбертами, поскольку виды оттуда открываются потрясающие! Но главный интерес представляют ансамбль архиерейского двора с собором Рождества Богородицы и церкви, относящиеся к комплексу Кремля.

Каменные Архиерейские палаты внутри Кремля начинали строиться в XV веке, а потом многократно перестраивались вплоть до XVIII века. Сейчас они выглядят как целый комплекс построек. Приковывает взгляд собор Рождества Богородицы – древнейшее здание Суздаля. Собор этот уникален тем, что, многократно перестроенный, он совмещает нижнюю часть, построенную в XIII веке, с верхней XVI века, причем внутри сохранились росписи разных столетий.

Каменные Успенская, Никольская и Христорождественская церкви завершают исторически сохранившийся архитектурный ансамбль Кремля. Еще один небольшой храм, стоящий на территории Кремля – деревянный Никольский (1766 г.) – был перенесен сюда в 1961 году из села Глотово Юрьев-Польского района, как образец деревянного зодчества.

Успенская же церковь построена в редком в здешних местах архитектурном стиле московского барокко. Раньше она была деревянной, но после пожара в XVII веке была восстановлена в камне, а в XVIII в верхней своей части перестроена, поэтому ее низ и верх имеют очертания, характерные для разных эпох.

Никольская церковь также построена взамен своей сгоревшей предшественницы в 1720—1739 годах. Это одноглавый храм с колокольней и соединяющей их трапезной. Гладкие стены основного объема-четверика просто и изящно украшены резными узорами. Это так называемая «летняя» церковь, имеющая парную «зимнюю»: маленькую церковь Рождества Христова (1775 год). Та и вовсе имеет самую скромную форму, напоминающую прямоугольный сруб с двускатной кровлей. Никольская и Христорождественская церковь вместе фигурируют в качестве декораций в популярном некогда фильме «Женитьба Бальзаминова» с Георгием Вициным в главной роли.

Александровский монастырь и Успенская церковь

Александровский монастырь расположен на левом берегу реки Каменки в Суздале. По преданию, был основан в 1240 году Александром Невским. Монастырь получал вотчины от родственников Александра Невского — Ивана Калиты и Ивана II.

Александровский монастырь

В 1608–1610 годах монастырь сожгли дотла поляки. Ни одна постройка, сооруженная ранее XVII века, не сохранилась. В 1764 году при проведении Екатериной II секуляризации земель Александровский женский монастырь был упразднен с обращением собора в приходской храм города. В 2006 году возобновлен в качестве мужского монастыря Владимиро-Суздальской епархии.

Древние памятники монастыря до наших дней не сохранились. Церковь Вознесения Господня с колокольней построена в 1695 году на средства царицы Натальи Кирилловны, матери Петра I.

Вознесенский храм Александровского монастыря

Вознесенская церковь представляет собой высокий двухъярусный четверик, увенчанный пятью главками. С восточной стороны к четверику примыкает большая апсида, с северной стороны пристроен теплый придел, а с востока — паперть. Окна украшены резными наличниками с простыми колонками в первом ярусе и фигурными — во втором. Фигурные колонки использованы и в декоре высоких, устремленных ввысь барабанов.

Восьмигранный столп шатровой колокольни поставлен на невысокий четверик, к которому пристроена деревянная лестница.

Колокольня Александровского монастыря

Ее стены практически лишены декора, что делает ее уникальной среди суздальских шатровых колоколен. Скромным украшением верхней части служит резное обрамление арочных проемов и наличники над окнами-слухами.

В первой половине XVIII века вокруг монастыря была сооружена невысокая ограда, украшенная декоративными башенками со стилизацией под оборонительные башни. Тогда же появились и Святые врата с двухъярусной башенкой.

Святые врата

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Княжьем дворе расположена в восточной части Суздальского кремля. Точная дата строительства церкви неизвестна, но, вероятно, каменная церковь на месте сгоревшей деревянной была поставлена в 1650 году.

Успенская церковь

После сильного пожара 1719 года Успенская церковь была перестроена, обретя нетипичный для Суздаля стиль нарышкинского барокко. Храм имел шатровую колокольню с приделом во имя Сергия и Никона Радонежских (XVII–XVIII века) и был огорожен невысокой оградой с небольшими воротами.

В 1926 году руководство размещавшегося в Спасо-Евфимиевом монастыре политизолятора, обратилось к директору суздальского музея Василию Романовскому с предложением сноса либо Успенской, либо Афанасьевской церкви с целью использования кирпичей «для строительных надобностей». Поставленный перед жестоким выбором Романовский предложил сохранить Успенскую церковь как представляющую собой в соединении с приделом и колокольней более интересный ансамбль, нежели Афанасьевскую. В 1958 году церковь была отреставрирована А. Д. Варгановым.

31 декабря 2009 года храм был возвращен РПЦ и приписан к Александровскому монастырю Суздаля.

Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздале, Владимирская область

Комплекс Спасо-Евфимиева монастыря внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня он входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника, а его экспозиции знакомят с историей, культурой и искусством Суздальской земли.

История монастыря

Князь Суздальский и Нижегородский Борис Константинович основал монастырь в 1352 году как мужскую обитель, посвященную Спасу, и крепость, призванную защищать город от врагов. Для монастыря было выбрано стратегически выгодное место: он расположился к северу от Суздаля, а высокий и извилистый берег реки Каменки стал для города дополнительной защитой. В XVI веке первый игумен обители Евфимий был причислен к лику общерусских святых, и в честь него монастырь стал называться Спасо-Евфимиевым.

Деревянные монастырские постройки сгорели в начале XVII веке во время польско-литовского нашествия, после чего монастырь стал обрастать новыми крепостными стенами с мощными оборонительными башнями, которые даже издали были видны над высоким берегом реки. К концу XVII века Спасо-Евфимиев монастырь входил в число пяти крупнейших монастырей России, здесь велось активное каменное строительство.

В 1766 году по распоряжению Екатерины II в монастыре была учреждена тюрьма для «безумствующих колодников» — душевнобольных и политических арестантов, среди которых — еретики, раскольники, сектанты и простые люди, не угодившие властям. За 150 лет существования тюрьмы (ее закрыли в начале XX века) здесь побывало около 350 заключенных.

Монастырь был закрыт в 1922 году, чуть позже в нем расположился политизолятор: накануне войны сюда перевели интернированных чехов. После начала Великой Отечественной войны в монастыре был организован проверочно-фильтрационный лагерь, через который прошли более 8 тысяч человек. Здесь проверяли солдат Красной армии после их пребывания в плену противника. Позднее Спасо-Евфимиев монастырь стал лагерем военнопленных, в котором содержались офицеры и генералы вермахта, а также итальянской, венгерской, румынской и испанской армий.

В послевоенные годы на территории монастыря находилась воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних преступников. Спасо-Евфимиев монастырь становится музеем только с 1968 года.

Сооружения Спасо-Евфимиева монастыря

Проездную башню с главными воротами во всех крепостях старались сделать самым мощным и прочным сооружением, ведь именно туда всегда был направлен первый удар врага. Башня на Святых воротах Спасо-Евфимиева монастыря достигала 22 метра в высоту. Нижний ярус украшают только два киота для икон и бойницы, а верхний поражает красотой своего убранства: широкий карниз с изразцами, узорчатые наличники, верхний пояс с остриями кокошников.

За аркой ворот проездной башни и надвратной Благовещенской церкви располагаются древнейшие монастырские постройки. В центре высится Спасо-Преображенский собор XVI–XIX веков, который был достроен к маленькой бесстолпной Спасской церкви (она является древнейшим каменным сооружением монастыря и относится к началу XVI века). Впоследствии церковь стала называться Евфимьевским приделом, а в XIX веке с северной стороны собора был пристроен придел Сергия Радонежского и галерея, окружившая собор с трех сторон. Собор приобрел массивный и величественный вид и богатое внутреннее убранство. Стены были расписаны знаменитыми мастерами артели Гурия Никитина и Силы Савина в конце XVIII века, которые работали во многих храмах Ярославля, Костромы и Москвы.

Справа от собора — большая звонница XVI–XVII веков, за ней — братский келейный корпус XVII–XIX веков, где находились кельи монахов. Слева от храма расположена Успенская церковь постройки 1525 года. Она является уникальным образцом шатрового русского зодчества, это здание объединяет в себе церковь и хозяйственное строение — трапезную палату, в которой были складские помещения, кухня и трапезный зал, а в подвалах находились запасы монастырской провизии. К Успенской церкви примыкает архимандритский корпус.

Также на территории монастыря располагается тюремный корпус, Благовещенская церковь, Никольская больничная церковь с палатами для монастырской братии и мавзолей Дмитрия Пожарского.

Информация из Единого государственного реестра объектов культурного наследия:

Наименование объекта: «Ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря»

Регистрационный номер: 331520003960006

Покровский женский монастырь

Статья: Покровский женский монастырь

Покровский монастырь с высоты птичьего полёта

На севере древнего Суздаля, на правом низком берегу Каменки с середины XIV века стоит Покровский монастырь. Его основал князь Суздаля и Нижнего Новгорода Андрей Константинович. В истории этой обители много тайн и загадок. Монастырь «прославился», как место заточения известных женщин своего времени. Здесь отбывали наказание княгини и царицы, дочери и жены самых влиятельных людей русского государства.

Ссылали родовитых пленниц в суздальский монашеский острог не за злодеяния или дурные поступки. Их отправляли в монастырь, когда они по тем или иным причинам становились неугодны правящему государю.

Вид на постройки Покровского монастыря

Поскольку судьба несчастных была заранее предрешена, для них в обители выстраивали деревянные кельи, а хоронили пленниц в подземном склепе, под монастырским храмом.

Первой знатной узницей обители стала Соломония — жена великого князя Московского Василия III. Князь объявил ее бесплотной и отправил в монастырь, где несчастную против ее воли постригли в монахини. В качестве бесправных инокинь в Покровской обители доживали свои дни дочь и племянница Иоанна III, супруги Василия Шуйского, Иоанна IV Грозного и Петра I, дочь Бориса Годунова, а также княжны Александра Черкасская и Ирина Нагая.

Вид на святые ворота с Благовещенской надвратной церковью Покровского монастыря

С 1992 года монастырь возродился как действующая женская обитель. Сегодня он принимает паломников и туристов каждый день. Много путешественников, приезжающих в древний русский город, стараются попасть на территорию этого монастыря, чтобы увидеть красивый собор Покрова и высокую шатровую колокольню. Белоснежный каменный храм возвели в XVI веке на деньги, подаренные монастырю великим князем Московии — Василием III.

В обители сохранились также Святые ворота с надвратной церковью Благовещения и Зачатьевская трапезная церковь, выстроенные здесь в XVI веке. Кроме того, на территории расположен ссудный дом или приказная изба, в подземелье которого содержали знатных узниц. Монастырь расположен на Покровской улице, 43.

Ризоположенский женский монастырь

Статья: Ризоположенский монастырь — монашеская обитель с 800-летней историей

Общий вид Ризоположенского монастыря

Ризоположенская обитель – самая старая, из сохранившихся в Суздальской земле. Она была создана в 1207 году.

Кроме почтенного возраста, этому монастырю принадлежат и другие рекорды. Его храмы стоят на самой высокой точке древнего города. Здесь находится и самая большая в Суздале колокольня (72 м), благодаря который этот монастырь виден отовсюду. Высокое здание при храме возвели в стиле классицизм в 1819 году в честь окончания войны с войсками Наполеона.

История древней обители тесно переплетена с судьбой преподобной Ефросиньи Суздальской. Эта христианская святая прославилась, как монахиня-подвижница и целительница. По сохранившимся преданиям, именно благодаря молитвам Ефросиньи, армия хана Батыя, разорившая Суздаль, не тронула православную обитель.

Вид на Святые ворота и Преподобенскую колокольню Ризоположенского монастыря

Как и везде в древней Руси, до XVI века монастырские строения были сделаны из дерева. Первым каменным храмом на территории этой обители стал трехглавый Ризоположенский собор. Позже к нему пристроили красивую, богато декорированную паперть.

С приходом новой власти, в 1923 году старинный монастырь закрыли. С его храмов сняли колокола и отправили их на переплавку. Невзирая на то, что Ризоположенский храм считался памятником архитектуры, в 1929 году в нем разместили электростанцию, снеся храмовые барабаны и купола. В течение сорока лет собор постоянно разрушался от работы силовой установки. В 1969 году, наконец, занялись его реставрацией и куполам храма вернули их первоначальную шлемовидную форму. А с 1999 года монастырскую территорию возвратили церкви и передали женской монашеской общине. Обитель расположена в Суздале на ул. Ленина, 79.

Покровский собор

Ведущую роль в архитектурном ансамбле Покровского монастыря играет собор (16 в.). Здание возвышается на высоком цоколе. По трем сторонам вдоль стен обустроена открытая галерея в 2 этажа. На нее можно подняться по лестницам с 2-х сторон. Четвертую стену занимает алтарная часть.

Ее можно опознать по окнам, спрятанным в нишах. Внутренний интерьер поражает простотой. Пол покрыт керамической плиткой черного цвета. На стенах отсутствуют фрески. В убранстве преобладают текстильные изделия с высокохудожественной вышивкой. Интерес посетителей вызывает усыпальница ссыльных жен князей и царей, насильно подстриженных в монахини Покровского женского монастыря.

В ней покоится около 20 знатных монахинь. На протяжении всей истории существования храм подвергался многократным изменениям. Во время проведения реставрационных работ в 60-х гг.20 в., святилищу вернули первозданный облик. К северо-западной части Покровского собора примыкает колокольня.

Навершие над ней выполнено в форме шатра. Внизу расположена небольшая церковь (16 в.). Она носит название в честь Происхождения честных древ креста. Паломники приезжают в обитель, чтобы помолиться перед останками Софии Суздальской (Соломонии Сабуровой).

Женщины традиционно просят святую о долгожданном ребенке.

Церкви, которые стоят в суздальских слободах

Замечательный «парный» ансамбль находится возле древнего Спасо-Евфимиевого монастыря

, на центральной улице города. ЛетняяСмоленская церковь и зимнийхрам святого Симеона появились в слободе почти одновременно, на рубеже XVII-XVIII веков.

Вид на храм святого Симеона (слева) и Смоленскую церковь (справа)

Несколько веков назад на этих землях жили крестьяне, которых привезли из монастырских вотчин. В Суздале они выполняли нужные для города работы, переучивались и становились ремесленниками, каменщиками и кирпичниками.

Бывшие хлебопашцы скучали по родным местам, поэтому здешнюю слободу называли «Скучилово» или «Скучилиха». По другой версии необычное название возникло потому, что в слободе «скучивались» обозы, которые везли товары из Москвы, Шуи, Костромы и Ярославля.

Вид на храм Ильи Пророка

На противоположном берегу Каменки, на Ивановой горе возвышается старинный храм Ильи Пророка

. Церковь стоит на высоком двухсветном кубе, что довольно редко встречается в архитектуре Суздаля. Ажурная колокольня Ильинской церкви была восстановлена в 2010 году.

В бывшей Кожевенной слободе, на окраине Ильинского луга, красуется «парный» ансамбль храма Рождества Иоанна Предтечи

иБогоявленской церкви . Они расположены неподалеку от низкого правого берега реки Каменка.

Вид на Рождественскую церковь (слева) и Богоявленскую церковь (справа)

Рождественская церковь была построена в 1739 году, а второй храм – в 1781 году. Деньги на строительство обеих церквей собрали сами прихожане. Любители русского зодчества приезжают сюда, чтобы полюбоваться на смешение архитектурных стилей, типичных для России XVII-XVIII веков.

На окраине города, в месте, где раньше располагался Андреевский монастырь, можно увидеть другой храм бывшей Кожевенной слободы – Тихвинскую церковь

. Православную обитель сожгли во время нашествия поляков, а каменный храм построили в конце XVII века. Церковь ждала непростая судьба, и до наших дней старое здание сохранилось с большими утратами.

Вид на Тихвинскую церковь

Память о другой разрушенной христианской обители Суздаля хранят церковь Ризоположения

иЗнаменский храм . Они стоят на крутом берегу небольшого притока Каменки – речки Мжары. Очень давно здесь находились деревня Пинаиха и Введенский женский монастырь. Православную обитель стерли с лица земли во время нашествия татаро-монголов в начале XIII века, а деревня в конце XVII столетия вошла в состав города. По ее названию местность стали именовать «Пинаевой стороной».

Вид на Знаменский храм (слева) и церковь Ризоположения (справа)

Возле Музея деревянного зодчества

, на Борисоглебской стороне, возвышается краснокирпичныйхрам Бориса и Глеба . Это все, что осталось в Суздале от старого Борисоглебского монастыря.

Одноглавая Космодемьянская церковь

и стройная шатровая колокольня стоят на возвышенности, которую с древних времен называют «Яруновой горой». Красивый храм отлично видно с большого моста через реку Каменку.

Вид на церковь Бориса и Глеба на Борисовской стороне

В бывшей Никольской слободе сохранился «парный» ансамбль из Петропавловской церкви

иНикольского храма . Раньше здесь находился женский Покровский монастырь.Именно в эту обитель в 1698 году Петр I сослал свою жену, неугодную царицу Евдокию Лопухину.

Вид на Козьмодемьянскую церковь на Яруновой горе

За несколько столетий в Суздале были построены самые разные храмы – одноглавые и пятиглавые, бесстолпные и двухстолпные, кубические, «клетские» и ярусные. Строители использовали различные архитектурные приемы и декоративную отделку. Почти ко всем церквям они пристраивали высокие колокольни с необычным шатром-дудкой, характерным только для Суздальского края.

Вид на Петропавловскую церковь (справа) и Никольскую церковь (слева)

Надо отдать должное суздальским зодчим, они были настоящими мастерами! Несмотря на кажущийся разнобой в формах, силуэтах и стилях, все храмы старинного города отличают удивительная красота и природное чувство меры.

← СУЗДАЛЬ ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ РОССИЯ →

Церкви, которые стоят в суздальских слободах

Замечательный «парный» ансамбль находится возле древнего Спасо-Евфимиевого монастыря, на центральной улице города. Летняя Смоленская церковь и зимний храм святого Симеона появились в слободе почти одновременно, на рубеже XVII-XVIII веков.

Вид на храм святого Симеона (слева) и Смоленскую церковь (справа)

Несколько веков назад на этих землях жили крестьяне, которых привезли из монастырских вотчин. В Суздале они выполняли нужные для города работы, переучивались и становились ремесленниками, каменщиками и кирпичниками.

Бывшие хлебопашцы скучали по родным местам, поэтому здешнюю слободу называли «Скучилово» или «Скучилиха». По другой версии необычное название возникло потому, что в слободе «скучивались» обозы, которые везли товары из Москвы, Шуи, Костромы и Ярославля.

Вид на храм Ильи Пророка

На противоположном берегу Каменки, на Ивановой горе возвышается старинный храм Ильи Пророка. Церковь стоит на высоком двухсветном кубе, что довольно редко встречается в архитектуре Суздаля. Ажурная колокольня Ильинской церкви была восстановлена в 2010 году.

В бывшей Кожевенной слободе, на окраине Ильинского луга, красуется «парный» ансамбль храма Рождества Иоанна Предтечи и Богоявленской церкви. Они расположены неподалеку от низкого правого берега реки Каменка.

Вид на Рождественскую церковь (слева) и Богоявленскую церковь (справа)

Рождественская церковь была построена в 1739 году, а второй храм – в 1781 году. Деньги на строительство обеих церквей собрали сами прихожане. Любители русского зодчества приезжают сюда, чтобы полюбоваться на смешение архитектурных стилей, типичных для России XVII-XVIII веков.

На окраине города, в месте, где раньше располагался Андреевский монастырь, можно увидеть другой храм бывшей Кожевенной слободы – Тихвинскую церковь. Православную обитель сожгли во время нашествия поляков, а каменный храм построили в конце XVII века. Церковь ждала непростая судьба, и до наших дней старое здание сохранилось с большими утратами.

Вид на Тихвинскую церковь

Память о другой разрушенной христианской обители Суздаля хранят церковь Ризоположения и Знаменский храм. Они стоят на крутом берегу небольшого притока Каменки – речки Мжары. Очень давно здесь находились деревня Пинаиха и Введенский женский монастырь. Православную обитель стерли с лица земли во время нашествия татаро-монголов в начале XIII века, а деревня в конце XVII столетия вошла в состав города. По ее названию местность стали именовать «Пинаевой стороной».

Вид на Знаменский храм (слева) и церковь Ризоположения (справа)

Возле Музея деревянного зодчества, на Борисоглебской стороне, возвышается краснокирпичный храм Бориса и Глеба. Это все, что осталось в Суздале от старого Борисоглебского монастыря.

Одноглавая Космодемьянская церковь и стройная шатровая колокольня стоят на возвышенности, которую с древних времен называют «Яруновой горой». Красивый храм отлично видно с большого моста через реку Каменку.

Вид на церковь Бориса и Глеба на Борисовской стороне

В бывшей Никольской слободе сохранился «парный» ансамбль из Петропавловской церкви и Никольского храма. Раньше здесь находился женский Покровский монастырь. Именно в эту обитель в 1698 году Петр I сослал свою жену, неугодную царицу Евдокию Лопухину.

Вид на Козьмодемьянскую церковь на Яруновой горе

За несколько столетий в Суздале были построены самые разные храмы – одноглавые и пятиглавые, бесстолпные и двухстолпные, кубические, «клетские» и ярусные. Строители использовали различные архитектурные приемы и декоративную отделку. Почти ко всем церквям они пристраивали высокие колокольни с необычным шатром-дудкой, характерным только для Суздальского края.

Вид на Петропавловскую церковь (справа) и Никольскую церковь (слева)

Надо отдать должное суздальским зодчим, они были настоящими мастерами! Несмотря на кажущийся разнобой в формах, силуэтах и стилях, все храмы старинного города отличают удивительная красота и природное чувство меры.

← СУЗДАЛЬ ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ РОССИЯ →

Воскресенская церковь


Воскресенская церковь.
1

Воскресенская церковь стоит на главной площади города, в непосредственной близости от Торговых рядов, в силу чего ее нередко называют церковью Воскресения на Торгу. Вместе с соседней Казанской церковью она образует единый храмовый ансамбль, создающий неповторимый колорит центра Суздаля.

Первое здание Воскресенского храма было деревянным, а значит, шансов уцелеть у него было мало. Так и случилось: в 1719 году деревянная церковь сгорела. Однако в течение всего одного года на ее месте был воздвигнут каменный храм. Но он был летний, неотапливаемый. Чтобы прихожане имели возможность молиться и зимой, в 1739 году рядом поставили парную теплую церковь – Казанскую.

Белоснежная Воскресенская церковь, безусловно, заслуживает того, чтобы взглянуть на нее хотя бы один раз. Особыми изысками она не обладает, но именно в этой лаконичности и заключается ее привлекательность. Рядом с храмом возвышается колокольня, шпиль которой напоминает шпиль Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. С этой колокольни вам откроется красивейший вид на Суздаль.

Адрес: Воскресенская церковь, улица Васильевская, Суздаль, Владимирская область, Россия.

Васильевский монастырь

Рекомендовать место

12

2

Васильевский монастырь находится в городе Суздаль, считается православным действующим монастырем. Его постройка началась в XIII веке, он имеет форму кубовидную, и в нем практически нет декораций, лишь только украшенные ворота.

Красивый вид монастырю добавляет блеск чистоты стен и позолоченный купол.

Изначально были построены ворота для обороны, после чего уже в 1662-1669 годах построен главный собор монастыря Васильевский. Собор расположился на месте старой церкви, где князь Владимир проводил крещение местных жителей.

Если взойти на вершину, вы увидите смотровую площадку. Стретенская церковь и старинная ограда со Святыми воротами сохранена в Васильевском монастыре, так же около него находится кладбище, на котором расположена могила Христа ради юродивой Евдокии.

В 1916 году монастырь стал считаться женским, вскоре после чего советская власть приняла решение о его закрытии, это пришлось на 1923 год.

В 1995 году на 31 января вновь возобновлен монастырь как мужской, и передан в правление русской православной церкви.

Что посмотреть в Суздале с детьми

Архиерейские палаты Суздальского кремля
Эдуард Скворцов

Первым пунктом ознакомительной программы по Суздалю чаще всего становится посещение Суздальского кремля. В Архиерейских палатах организован детский музейный центр «Суздаль 100 лет назад». Загляните в земскую школу, современному школьнику будет любопытно увидеть класс прошлого и узнать, как проходили уроки чистописания. Посетите Ефросиньевскую ярмарку, экспозиция которой представлена иллюстрациями веселых гуляний. В течение года в музейном центре для детей проходят квесты, интерактивные занятия и мастер-классы различной тематики. На осмотр всех кремлевских помещений и церквей уйдет немало времени. Чтобы немного отдохнуть от обилия информации, можно спуститься к Лебяжьему пруду или дойти до реки Каменки, чтобы устроить небольшой пикник на свежем воздухе.

Особая атмосфера у Музея деревянного зодчества и крестьянского быта. Он находится напротив Суздальского кремля и удобен для посещения даже с маленькими детьми. Это настоящее путешествие во времени. Посетители оказываются в крестьянском селе 18–19 веков. Все постройки подлинные. Их собирали по деревням и весям всей Владимирской области, перевозили в Суздаль и бережно собирали по бревнышку. Памятники русского зодчества отлично сохранились, и сегодня музей под открытым небом привлекает множество посетителей, желающих окунуться в историю русского крестьянства. Избы и хозяйственные постройки можно осматривать изнутри. Многие приезжают в Музей деревянного зодчества на праздник «День огурца», который проходит в июле. Кроме соленый и свежих огурцов на ярмарке можно попробовать огурцовое варенье, супы и даже пироги из огурцов.

Продолжить экскурс в историю можно в старославянском поселении «Щурово городище». Здесь и деревянная изба с глинобитной печью, и кузница, и оружейные, амбары и походная военная кухня, мельница и дозорные башни. Детям понравится интерактивность музея, — можно поупражняться в стрельбе из лука на стрельбище, испечь хлеб по древнерусскому рецепту, погладить и покормить животных в мини-зоопарке. «Щурово городище» стало музеем под открытым небом после съемок фильма «Царь» (реж. Иван Лунгин). Оставшиеся декорации и стали основными экспонатами музея. Достопримечательность находится на территории AZIMUT Отеля и для проживающих доступна бесплатно.

Звонница Спасо-Евфимиева монастыря
Эдуард Скворцов

Стоит показать детям и Спасо-Евфимиев монастырь

Чтобы ребенку было нескучно осматривать исторические сооружения, постарайтесь завлечь его увлекательным рассказом о жизни в монастыре, уделяя внимание фактам, известным ребенку из школьной программы. Прогулка по территории монастыря с экскурсией позволит охватить всё самое интересное

Послушайте песнопения в Спасо-Преображенском соборе, отведайте блинов с чаем в Привратницкой избе, задержитесь у монастырской звонницы. В рамках детской экскурсионной программы можно подняться на звонницу и даже ударить в колокол. В саду у Проездной башни есть детская площадка, именуемая здесь Спасским детинцем.

Есть в Суздале и Музей восковых фигур. Коллекция внушительная — более 150 экспонатов, разместившихся в трёх музейных залах. В первом зале гостей встречает князь Владимир, княгиня Ольга, Нестор Печерский, Андрей Рублёв. Во втором зале представлены такие исторические личности, как Иван Грозный и Пётр I, военачальники периода Отечетсвенной войны, в третьем — великие русские писатели, политики, оставившие след на страницах новой истории, и другие знаковые персонажи. В подвальное помещение музея советуют ходить без маленьких детей, так как здесь находится камера пыток.

Этот дом примечают в основном любители русской старины. В купеческом доме 19 века с надписью «Суздальская лавка» разместился Центр народного творчества. Здесь можно не только познакомиться с крестьянским бытом, но и поучиться резьбе по дереву, росписи, лоскутному шитью и другим ремеслам. В тороговой лавке продают изделия ручной работы, которые станут отличным сувениром.

Свято-Васильевский мужской монастырь (Суздаль)

Свято-Васильевский мужской монастырь в городе Суздале является единственным монастырём в России, носящим наименование свое в память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. При обители имеется гостиница.

Монастырь расположен на восточной окраине города Суздаля. Его основные постройки — Васильевский собор (1662—1669), Сретенская трапезная церковь (кон. XVII века), ограда (некоторые части её относятся к XVII веку) с невысокими Святыми воротами (XVII века).

Адрес:

601293, Россия, Владимирская обл. г.Суздаль, ул. Васильевская 32-б.

Телефон:

+7(49231) 2-18-00

Богослужения совершаются ежедневно в храме Василия Великого.

Александровский монастырь

Согласно легенде, учредителем обители выступил прославленный князь Александр Невский. Монастырь должен был стать убежищем для обездоленных людей, оставшихся без крова после татаро-монгольского набега. Строительные работы начались в 1240 г.

На протяжении нескольких столетий монастырь пользовался опекой и благосклонностью правящих династий Рюриковичей и Романовых. Обитель часто именовали Большой Лаврой. В конце 17 в. царица Наталья Кирилловна профинансировала строительство Вознесенского собора на территории монастыря.

Каменное здание стало играть ключевую роль в общем архитектурном ансамбле. После упразднения монастыря в 60-х гг. 18 в., храм отошел местному городскому приходу.

Река Каменка


Река Каменка.
1

Протекающая по Суздалю небольшая река Каменка – это не только место отдыха местных жителей, но и неотъемлемая часть архитектурного ансамбля города. Трудно себе представить, как выглядел бы Суздаль без этой, казалось бы, малозначащей речушки.

В старину Каменка была полноводной и судоходной. Торговые суда, следующие по ней, могли добраться до Каспийского моря. Водным путем суздальские купцы везли на продажу мед, воск, древесину, меха, льняное полотно.

В XX веке река обмелела и местами заболотилась, чему в немалой степени поспособствовали построенные в 1970-х годах дамбы и плотины. В настоящее время Каменка считается несудоходной. Однако какая-то смешная посудина, выполняющая функцию экскурсионного катера, на радость туристам по ней все же плавает. И спрос на такую водную прогулку достаточно большой, ведь видимые с реки городские пейзажи просто великолепны.

Взяв напрокат лодку, можно отправиться за пределы города, чтобы насладиться умиротворенной красотой и величием русской природы. А еще на берегах Каменки можно при желании заняться рыбалкой.

Адрес: Пристань прогулочного катера, Каменка, Владимирская область, Россия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector