Достопримечательности московского кремля
Содержание:
Музеи
В 1991 г. из нескольких государственных музеев Кремля был основан одноименный музей-заповедник. Он включил в себя:
- музеи-соборы, в которых расположены выставки: Архангельский, Благовещенский и Успенский
- церкви Ризоположения, 12 апостолов
- колокольню «Иван Великий»
- Патриаршие и Оружейную палаты
Оружейная палата
Оружейная палата – многовековое наследии русских царей и патриархов. Первое упоминание о ней датируется 1547 г., только тогда она называлась Оружейный приказ, в который входила Большая казна, где хранились все драгоценности, Оружейная палата с оружием, обмундированием и знаменами, Конюший приказ с экипажами и Мастерские палаты.
Современная Оружейная палата занимает 2 этажа в Большом Кремлевском дворце. Ее экспозиция расположена в 9 залах и представляет более 4 тыс. экспонатов декоративно-прикладного искусства.
Здесь выставлены произведения мастеров не только России и Европы, но и Востока. Среди них уникальная коллекция тронов, крупнейшее собрание государственных регалий, редкие экземпляры оружия, предметы искусств «домонгольской» Руси и др.
Самыми знаменитыми экспонатами выставки являются шапка Мономаха, яйца работы Фаберже, трон Ивана Грозного, парадный наряд Петра I и др.
Алмазный фонд
Алмазный фонд – это выставляемая в Оружейной палате отдельная экспозиция, которая является частью Гохрана РФ. Начало собранной в фонде коллекции положил Петр I, который своим указом признал находящиеся в царских покоях сокровища государственными.
Коронационные регалии, драгоценности при необходимости выдавались, а затем вновь возвращались в Бриллиантовый кабинет, а затем Оружейную палату. После революции были распроданы многие драгоценные экспонаты фонда.
Сегодня коллекция Алмазного фонда представляет собой около 70 экспонатов, среди которых исторические камни, самоцветы, алмазы, самородки, ордена и уникальное собрание корон. Посетители смогут увидеть знаменитые бриллиант «Орлов», колумбийский изумруд, 9-тикилограммовый самородок «Верблюд», большая и малая имперские короны и др.
Государственный исторический музей
Привлекает внимание однородностью с ансамблем Московского Кремля здание из красного кирпича, расположенное в северо-западной части Красной площади. Здесь с 1883 г
находится Исторический музей, экспозиции которого расскажут о истории Руси с древних времен и до современности.
На 2 этажах музея в 39 залах в хронологическом порядке размещено 22 тыс. экспонатов, что составляет меньше 1% всего музейного фонда. Переходя из зала в зал, посетители из первобытного общества попадают в наши дни.
Среди экспонатов выдолбленный из дерева челн, бивни мамонта, культовое сооружение из плит, средневековые доспехи, ордена и др. Ценность представляют в том числе и интерьеры музея, над которыми работали Айвазовский, Репин, Коровин и др.
Церкви и соборы
Кремль украшают не только дворцы, но и соборы. Их начинали строить ещё в конце XIII века, привлекая лучших зодчих каждой эпохи, поэтому созданный ими величественный ансамбль объединяет черты разных стилей и культур. За несколько прошедших столетий грандиозные здания много раз бывали разрушены, но их по возможности восстанавливали, стараясь улучшить и украсить.
До нашего времени сохранилось 8 церковных сооружений:
- Собор Василия Блаженного — самый яркий и необычный. Его особенность заключается в том, что все 10 имеющихся глав не похожи друг на друга. Первоначальный облик, конечно, был другим, но сейчас это один из символов Кремля, Москвы, да и всей России — разноцветные купола можно увидеть на открытках, марках, логотипах, в туристических буклетах.
- Успенский — старейший из сохранившихся. До революции он был главным собором государства: в его стенах венчали на царство, избирали патриархов, оглашали государственные указы. Сейчас здесь по праздникам проводят богослужения, а в остальное время посетители приходят как в музей.
- Архангельский собор отличается от прочих храмов строгой и лаконичной архитектурой. Причина в том, что здание возводилось как усыпальница, поэтому богатый декор при отделке не использовался. По этой же причине из пяти куполов покрыт позолотой только центральный. В настоящее время здесь находится 54 захоронения московских государей — начиная с Ивана Калиты и заканчивая Петром II.
- Благовещенский собор примечателен своей архитектурой — в ней переплелись черты московского и псковского зодчества. Изначально задумывался как домовая церковь, но долго достраивался и улучшался. Сейчас это девятиглавая постройка с позолоченными куполами и роскошным внутренним убранством. К сожалению, фрески Феофана Грека и Андрея Рублёва испортил пожар, но собор красив и после реставрации. В настоящее время службы в нём не проводятся — это музей.
- Верхоспасский собор легко узнать по крыше с 11 куполами. По структуре это комплекс домовых церквей, сообщающихся непосредственно с Теремным дворцом. Внешний вид менялся по мере достраивания храмов, но кардинальных переделок не проводилось, а вот интерьер большей частью не сохранился.
- Небольшая одноглавая церковь Ризоположения была домовым храмом патриархов, а построили её как память о чуде, которое приписывают ризе Богоматери — после одной из атак на Кремль монголы почему-то ушли, бросив награбленное. Постройка много раз страдала от пожаров, была осквернена и разграблена сначала поляками, потом французами, и в заключение попала под обстрел в 1917 г. Всякий раз её восстанавливали. Очередная капитальная реставрация завершилась в 1965 году.
- Церковь 12 Апостолов — последнее сооружение Соборного ансамбля. Ещё один домовой храм патриархов РПЦ, построенный при Никоне, который не поскупился и пригласил для украшения самых известных архитекторов и живописцев. К сожалению, уникальные фрески не сохранились, но до наших дней дошли некоторые иконы. Сейчас здесь находится музей, где можно увидеть уникальные рукописные книги и различную церковную утварь.
- Колокольня Ивана Великого возводилась дольше трёх столетий и вплоть до XIX века считалась высочайшим зданием Москвы — 81 метр от основания до верха. Это целый комплекс церковных сооружений, который включает в себя саму колокольню, а также находящиеся рядом Филаретову пристройку и Успенскую звонницу. Сейчас здесь работают музеи, открыта смотровая площадка и имеется 34 колокола, причём у каждого — своё название. Самый известный — 65-тонный Успенский, крупнейший в мире из действующих. Билет на экскурсию стоит 250 рублей, но детей младше 14 лет не пускают.
Кирпичный Кремль
При московском князе Иване III произошло долгожданное объединение всех русских земель и княжеств в одно государство. К этому времени потребовалась значительная перестройка Московского Кремля. Строительство нового Успенского собора в 1471 году было поручено русским зодчим — Кривцову и Мышкину. Но здание рухнуло при землетрясении.
Тогда Иван III пригласил в 1475 году архитектора из Италии Ридольфо Аристотеля Фьораванти. За четыре года он построил здание, образцом для которого послужил Успенский собор во Владимире. Фьораванти был также хорошим инженером и, оставшись в России, участвовал в нескольких военных походах как начальник артиллерии. Позднее мастерами из Пскова была возведена Ризоположенская церковь, а затем новый Благовещенский собор.
Вновь приглашенные итальянские зодчие провели большую работу и построили несколько религиозных зданий в полном соответствии с основными принципами русской архитектуры. С 1485 года ими проведено строительство кремлевских стен из обожженного кирпича, который весил 8 кг (полпуда). Его называли также двуручным, так как невозможно было поднять одной рукой.
Стены Кремля очень высокие и иногда достигают высоты шестиэтажного дома. На них есть ход, ширина которого около двух метров. Он нигде не прерывается, что позволяет обойти весь Кремль по периметру. Снаружи здание закрыто 1 045 зубцами- мерлонами, типичными для итальянских крепостей. Их также называют «ласточкин хвост». Высота зубцов достигает 2,5 м, а толщина доходит до 70 см. На строительство одного зубца требовалось 600 кирпичей, причем, почти в каждом из них сооружались бойницы. Всего вдоль стен стоят 20 башен. Из них самая высокая — Троицкая, ее высота составляет 79,3 м.
История сокровищницы
Древнее хранилище первоначально называли «Оружейным приказом». В первый раз о нем написали в документе 1547 года, как о месте, где находилось царское оружие. Историки предполагают, что уже в те времена здесь располагались мастерские, в которых изготавливали оружие и военные знамена.
Оружейный приказ стоял в Казенном дворе и со времен правления Ивана III Васильевича, прозванного Великим, находился возле Архангельского и Благовещенского соборов. Просторный двор покрывала крыша, а два его окна были обращены в сторону дворцовой площади.
Внутри двора размещалась Большая казна, к которой были приставлены казначеи из бояр и их помощники — дьяки. В ней хранили царскую церемониальную одежду, государственные регалии, иконы, посуду из серебра и золота, а также ценную утварь. За Большой казной стояла Оружейная палата, находившаяся под управлением оружничего. В его обязанности входило хранение царских сабель и мечей, а также изготовление оружия и его ремонт.
Известно, что среди первых дворцовый чин оружничего получил воевода Андрей Михайлович Салтыков (1511 год). Оружничим был и один из предков знаменитого русского поэта А.С. Пушкина — боярин Григорий Гаврилович Пушкин (1647 год). Кроме того, на Казенном дворе располагался Конюшенный приказ, где хранили экипажи царя и сбрую для лошадей, трехэтажный Запасной двор и Мастерские палаты.
Вход в палаты
Во второй половине XVII века царская сокровищница превратилась в настоящий центр русского искусства. В Московском Кремле работали умелые оружейники и знаменщики. В мастерских трудились искусные столяры, граверы по металлу и позолотчики, умевшие обрабатывать кость и дерево. В 1640-е годы при Оружейной палате создали мастерскую царских изографов, которая объединила лучших русских иконописцев. В те времена несколько приказов Кремля находились под управлением влиятельного боярина Богдана Матвеевича Хитрово. Он был страстным коллекционером и приложил немало усилий, чтобы Оружейная палата превратилась в один из лучших музеев Русского государства.
В начале XVIII века согласно указу Петра I царскую сокровищницу передали в ведение Сената, и сюда стали привозить курьезные вещи, которые до этого хранились в разных коллегиях. Вскоре старинных предметов стало так много, что решено было оставить только самые ценные из них, а остальные — продать.
В 1737 году в Москве произошел сильнейший пожар. Беда случилась в день Троицы и поэтому вошла в историю, как Троицкий пожар. Сильный огонь прокатился по всей территории Кремля. Выгорели кровли самых главных соборов, а здание Казенного двора было практически полностью уничтожено. К счастью, царская казна не пострадала, однако пламя не пощадило коллекцию трофейных знамен, завоеванных Россией во время битвы под Полтавой (1709 год).
Шестой зал: Драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитье XIV—XVIII веков. Светский костюм в России XVI — начала XX века
Восстановление утраченного заняло несколько лет. Оставшиеся реликвии перенесли в Тюремный дворец и возвели для них специальные помещения. В 1812 году по распоряжению императора Александра I для мастерских царской сокровищницы на Сенатской площади Кремля было построено отдельное здание. Однако, оно не обладало системой отопления и поэтому было слишком сырым для хранения реликвий. Когда над Москвой нависла угроза вторжения наполеоновских войск, все ценности из хранилища перевезли в Нижний Новгород, но спустя два года вернули обратно в Москву.
В середине XIX века для царской сокровищницы возвели новое здание. Оно располагалось на месте старинного Конюшенного приказа и составляло единый комплекс с Большим Кремлевским дворцом, построенным по проекту известного российского зодчего Константина Андреевича Тона. Коллекции Оружейной палаты размещаются в этом месте и по сей день. Двухэтажное здание имеет высокий цоколь и декорировано пилястрами и резными колонами. Его стены украшают аккуратные медальоны из мрамора с изображением российских князей и царей.
Пятый зал: Западноевропейское серебро XIII—XIX вв.
Красная площадь в Москве – достопримечательности и информация для туристов
Красная площадь в Москве всегда была людным местом. И строительство на ней велось так, чтоб оправдать ее название – Красивая.
После завоевания Иваном Грозным Казанского Ханства в 1555-1560 годах в южной части площади русские зодчие Барма и Постник построили собор Пресвятой Богородицы на Рву. В 1588 году в нем строится дополнительный алтарь над могилой юродивого Василия Блаженного. И собор стали называть храмом Василия Блаженного.
Собор перестраивается и в 17 веке. Сейчас храм мы видим в виде девяти церквей на одном основании. Это одна из главных достопримечательностей столицы.
Раньше оно было деревянным и с него оглашали царские указы. Для проведения казней устанавливали специальную конструкцию. Позже Лобное место стало каменным.
Когда в 1605-1615 была одержана победа над польскими интервентами, на средства царской семьи был построен Казанский собор. Под руководством талантливого архитектора П.
Барановского собор был отреставрирован в 1925-1933 гг. Во времена борьбы с религией храм был уничтожен. По проекту архитектора О.И. Журина, ученика П.Д. Барановского, в 1990-1993 гг. на средства народа и правительства Москвы собор был восстановлен. 4 ноября в День иконы Казанской Богоматери он был освящен Святейшим Патриархом Алексием II. В том месте, где сейчас расположен Исторический музей, в 17 веке были построены Монетный двор и Главная аптека.
По проекту архитектора Дж. Кваренги в 1786 году вдоль рва были возведены Торговые ряды. Позже площадь вымостили булыжником.
Во время Отечественной войны 1812 года Торговые ряды были разрушены. И 19 век стал временем интенсивной застройки площади. Под руководством архитектора О. И. Бове здание Торговых рядов было восстановлено в виде вытянутой горизонтально формы на сквозной аркаде. А перед зданием установлен памятник К. Минину и Д. Пожарскому, выполненный И. П. Мартосом.
В северной части площади в 1875 – 1881 гг. по проекту архитектора В. Шервуда строится здание Исторического музея. А позже, в 1889 – 1893 гг., появилось нынешнее здание ГУМа- Верхние торговые ряды, построенное по проекту А. Померанцева.
После революции 1917 года название площади связывалось с победой «красных», а Красная площадь и Кремльстали символами революции. После смерти В.И. Ленина в 1924 году был построен Мавзолей. Сначала он был деревянным, а затем по проекту архитектора А.В. Щусева был перестроен в мраморе.
В 1930-е годы были построены гранитные трибуны, а вокруг кремлевской стены посадили ели. Памятник Минину и Пожарскому был перенесен. Покрытие из булыжника было заменено на брусчатку.
В 1990 году комплекс Московского Кремля и Красной площади были включены в состав списка всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Поэтому серьезных видоизменений в облике этих исторических мест с этого времени быть не должно. Историки надеются, что выполненные работы по восстановлению Иверских ворот и собора Казанской Божией Матери в начале 90-х годы должны стать последними.
К сожалению, иногда здесь, в самом сердце нашей родины, проходят мероприятия, не предназначенные для исторических мест. Так для прошедшего на Васильевском спуске этапа кубка мира по мотофристайлу было завезено 250 самосвалов песка. Из-за ветра пыль летела на отреставрированный храм Василия Блаженного и во внутрь его.
Для туристов может быть полезной следующая информация. Красная площадь открыта для посещения туристов круглосуточно.
В отдельных случаях, когда идет подготовка к большому празднику, посещение ее закрывают. Планируется капитальный ремонт брусчатки. Ее замену будут делать частями.
Работает гардероб, прокат коньков. Организована встреча Нового года. В праздничные дни выступают знаменитые артисты.
Башни и стены Московского Кремля
Важнейшая часть кремлевского комплекса – его стены и башни, пережившие множество пожаров и повреждений. Современный, краснокирпичный, Кремль – дело рук великого градостроителя О.И. Бове. Всего в комплексе сохранилось 20 башен.
Каждая башня Кремля по-своему уникальна. Внешний вид построек разительно отличается: некоторые башни выполнены в средневековом, фундаментальном и строгом стиле, другие – современны, легки и романтичны. Кроме того, башни имели разное предназначение и строились в разные исторические эпохи.
Все же основной комплекс башен сооружен в конце XV века. Архитекторы старались сохранить единый стиль.
Стены Кремля образуют фигуру, напоминающую треугольник. Три башни, стоящие в вершинах клина, отличаются округлым фундаментом. У остальных основание прямоугольное.
В юго-восточном углу Кремля расположилась Беклемишевская (или Москворецкая) башня (80-е годы XV-ого столетия). Своё название творение зодчего-итальянца Марка Руффо получило по Москворецкому мосту.
Москворецкая башня (вид с Москворецкого моста)
Восточная стена простирается по всей длине Красной площади. На месте уничтоженных Тимофеевских ворот по проекту итальянского архитектора Солари была возведена Тимофеевская башня.
Альтернативным именем, Константино-Еленинская, постройку нарекли по церкви святых Константина и Елены. Следующая, Набатная башня расположилась на спуске Боровицкого холма. Архитектор её неизвестен, имя получила за установленный в XVII веке сигнальный колокол.
Чуть дальше, прямо на стене, находится Царская башня, с которой Иван Васильевич Грозный часто наблюдал за городом. Спасская (Фроловская) башня – парадный вход в московскую крепость, увенчанный рубиновой звездой. Первоначальный вариант был окончен к концу XV века, а в начале XVII- на ней возвысилась готическая верхушка с курантами. Имя башня получила за образ Спасителя, находившегося на внешней стороне.
При царе Михаиле Федоровиче (XVII век) Спасскую башню украшали скульптуры, которые были серьезно повреждены пожаром 1628 года и были убраны.
Далее следуют маленькая Сенатская башня, получившая свое имя по зданию Сената, и «награжденная» почетной рубиновой звездой Никольская башня, отреставрированная под псевдоготику, зодчего Антонио Солари (XV век).
Северный угол Кремля защищает крепкая Арсенальная башня, возведенная Солари. У западной стены крепости простирается Александровский сад. Здесь расположилась Средняя Арсенальная (или Граненая) башня. Троицкая (автор Алевиз Фрязин), украшенная рубиновой звездой и считавшаяся следующей по значимости после Никольской, башня является высочайшей из всех (80 метров). Кутафья башня (начало XVI века) – последняя оставшаяся предмостная, т.е. внестенная, башня. Она служила для защиты крепостных мостов, а ее имя произошло от слова «кут» («укрытие»). Далее следуют Комендантская и Конюшенная (Оружейная) башни. Предтеченская – украшенная рубиновой звездой башня, через которую сейчас въезжают кортежи правительства.
Водовзводная башня охраняет юго-западный край крепости. Увенчана рубиновой звездой, имела тайный проход до Москвы-реки и колодец. Свое имя постройка получила за механизм подачи воды в крепостные сады. Южная кремлёвская крепостная стена пролегает вдоль Москвы-реки. Здесь находятся старые постройки 1480-х годов: классическая Благовещенская, небольшая Тайницкая, Первая и Вторая Безымянные и Петровская башни.
Соборная площадь Кремля, Успенский собор
Теперь настало время посетить и Соборную площадь Кремля. Здесь нас ждет настоящая кладезь истории Государства Российского. Соборная площадь занимает самую высокую часть Боровицкого холма, а называется так именно из-за того, что на ней расположено несколько соборов и церквей. Существующий вид Соборная площадь имеет с XV века. Это историческое место является, без преувеличения, колыбелью государственности. Ведь именно в Успенском соборе (на фото в центре) проводились коронации царей, а другой собор Архангельский служил царям последней усыпальницей.
Южный вход в Успенский собор (на фото слева) был предназначен для царских процессий. Над вратами образ Владимирской Богоматери и фрески с изображениями Святителей.
На входе не забудьте взять информационные материалы, они здесь представлены на нескольких языках. Оказавшись внутри Успенского собора можно почувствовать дуновение истории. Успенский собор был заложен в XIV веке московским князем Иваном Калитой, как собор Успения Пресвятой Богородицы. А уже в XV веке по велению князя Ивана III итальянским зодчим Аристотелем Фиорованти возводится новый собор. Именно в Успенском соборе в 1613 году был венчан на царство первый царь из династии Романовых — Михаил Федорович, а в 1896 году коронован последний российский император Николай II.
Достопримечательности Московского Кремля
Стены Кремля возведены в форме неправильного треугольника, и их общая протяженность составляет более 2000 м, а высота – 19 м. Южная сторона «треугольника» обращена к Москве-реке, восточная – к Красной площади, а северо-западная – к Александровскому саду.
ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой
- На территории Кремля расположено 20 башен, и все они отличаются между собой. Самой высокой является Спасская башня – ее высота достигает 71 м.
- В архитектурный ансамбль Кремля входят 8 соборов, среди которых наибольшее значение имеет Успенский собор. По давней традиции в нем проходили коронации императоров, венчание на царство, погребение глав русской православной церкви.
Рис. 2. Успенский собор.
- Настоящая сокровищница Кремля – Оружейная палата, в которой на всеобщее обозрение выставлены старинные ювелирные украшения, принадлежавшие русским князьям и императорам. Здесь хранится знаменитая шапка Мономаха, лучшие образцы русского оружия, кареты, трон. Особую ценность представляет Алмазный фонд, который никого из посетителей не оставляет равнодушным.
- Большой Кремлевский дворец – величественное здание, в котором проходят все самые значимые фестивали, концерты и другие мероприятия.
На территории Московского Кремля можно полюбоваться Царь-пушкой, отлитой в 1586 году. Ее создавали для защиты крепости, однако за всю историю своего существования пушка так ни разу не выстрелила.
Рис. 3. Царь-пушка.
Что мы узнали?
При изучении доклада на тему «Московский Кремль» по программе 2 класса окружающего мира мы познакомились с историей создания одной из самых главных достопримечательностей столицы – Московского Кремля. Мы выяснили, кем он был воздвигнут и для каких целей. Узнали, какие постройки находятся на его территории, и чем они примечательны.
-
/5
Вопрос 1 из 5
Описание главных достопримечательностей
Территория архитектурно-исторического комплекса объединяет большое количество уникальных памятников истории, культуры и зодчества России. Но несколько из них обладают статусом знаковых. О них известно каждому гражданину России, включая тех, кто никогда не был не только на Красной Площади и в Кремле, но и в самой столице. Московский Кремль, достопримечательности которого можно описывать долго, невозможно себе представить без памятников, относящихся к «царскому сословию».
Царь-колокол
Уникальный памятник русского литейного искусства расположен рядом с Колокольней Ивана Великого. Изготовлен потомственными колокольщиками, мастерами отцом и сыном Моториными, по особому указу императрицы Анны Иоановны, изданному в 1730 году.
Поскольку это была не единственная попытка создания «царского колокола», то материалом для изготовления стали части разбившегося во время пожара 160-тонного колокола-предшественника, отлитого Андреем Чоховым.
Колокол, занимающий почетное место на территории Кремля, самый большой из колоколов, когда-либо отлитых в мировой истории. Его вес составляет 202 тонны, диаметр — 6,6 м, а высота равняется 6,24 метра.
История создания Царь-колокола полна фактами, свидетельствующими о трудностях, неудачах и даже катастрофах, сопровождавших его. Проблемы начались с момента отливки исполина:
- Его гигантские размеры не позволили использовать обычную форму, и отливку производили в специальной яме, вырытой рядом со звонницей. Подготовка, создание неповторимых украшений и орнаментного узора колокола длились почти два года. Лишь в конце 1734 года мастера приступили к отливке.
- В результате течи одной из печей случился пожар, отодвинувший создание колокола-гиганта почти на год. По неизвестным сейчас причинам готовый Царь-колокол оставался в литейной яме, что привело к новым трагическим последствиям.
- Во время очередного пожара, которые случались в деревянной Москве с пугающей периодичностью, откололся кусок. Его вес составил около 11,5 тонн.
Царь-пушка
Еще один из символов Московского Кремля и одновременно величайший памятник русского литейного искусства — исполинская крепостная пушка. Легендарное артиллерийское орудие, отлитое в конце XVI столетия известным русским самородком-литейщиком Андреем Чоховым, установили напротив Церкви Двенадцати Апостолов.
Вес и размеры гигантского орудия впечатляют туристов не меньше, чем ее грозный вид. Царь-пушка весит 39 312 кг, а ее калибр равен 890 мм. С территории Пушечного двора, на котором был отлит шедевр тяжелой артиллерии, пушку доставляли при помощи двух сотен лошадей.
Существует несколько версий происхождения названия исполинского орудия. По одной из них, побудительным мотивом для этого стало изображение государя Федора Иоанновича, размещенного на ее стволе.
До сих пор муссируется вопрос о возможности использования пушки по прямому назначению. Ученые, считающие, что в прошлом Царь-пушка стреляла, и подтверждающие это наличием следов пороха в ее стволе, ошибаются. Исследования, проведенные в период реставрации орудия в восьмидесятых годах прошлого столетия, пришли к обратному выводу. Имеющиеся наплывы и неровности внутри ее ствола, а также отсутствие затравочного отверстия делают стрельбу из самой большой в мире пушки невозможной.