Эрехтейон
Содержание:
- Архитектура
- Описание
- Статуя Афины
- Утро в Афинах
- Гефестейон и православная церковь
- Как добраться до мыса Сунион
- История храма Эрехтейон
- Акрополь – обитель богов
- Поздний период истории
- Во времена Древней Греции Парфенон был ярким и красочным
- Легенда Богини Афины
- История постройки
- Жизнь храма
- Главный храм Акрополя
- Церковь святых Феодоров (Афины)
- Закат Тегеи
- Русская посольская церковь (Афины)
- Храм Ники Аптерос: почему богиня победы без крыльев?
- Храм Гефеста
- Автор храма
- История строительства храма Гефеста
Архитектура
Святилище в честь Афины Алеи (Защитницы) имело форму прямоугольника со сторонами 20 м и 50 м. Максимальная высота крыши достигала 9,7 м. Дорическое здание окаймляли коринфские полуколонны. Внутри храма располагалось множество скульптур, выполненных Скопасом.
Особенностью изваяний стали эмоции, которые отражены на их лицах. В дальнейшем, это стало классическим направлением античного творчества. Главной скульптурой являлось изваяние самой Афины, вырезанное из слоновой кости. Те, кому посчастливилось увидеть скульптуру, были поражены тщательной проработкой мельчайших деталей. Говорили, что богиня лично позировала скульптору.
Кроме скульптур, внутреннее помещение украшали многочисленные гравюры и фрески. У входа в храм был установлен мраморный алтарь с резным обрамлением. Он предназначался для разнообразных даров от жителей города, которыми те ублажали свою покровительницу. Выкладывать дары на алтарь могли только жрицы, простые горожане лишь приносили их ко входу.
Описание
К храму, что был посвящен Афине и являющему собой здание прямоугольной формы, ведут три ступени. Афинский Акрополь Парфенон длиной около семидесяти метров и шириной – немногим больше тридцати, по периметру был окружён десятиметровыми дорическими колоннами высотой около десяти метров. Вдоль боковых фасадов находилось по семнадцать столбов, в торцах, где расположены входы – по восемь.
Известно, что все скульптурные композиции были созданы при непосредственном участии Фидия, который не только являлся главным зодчим всего Акрополя и разработал план этого архитектурного комплекса, но и известен как автор одного из чудес света – статуи Зевса в Олимпии. Существует предположение, что восточный фронтон Парфенона содержал барельеф, на котором было изображено рождение Афины Паллады, а на западном был изображен её спор с богом морей, Посейдоном, о том, кто будет покровителем Афин и целой Аттики.
А вот фризы храма сохранились неплохо: совершенно точно известно, что с восточной стороны Парфенона была изображена борьба лапифов с кентаврами, с западной – эпизоды времён Троянской войны, с южной – битвы амазонок с греками. Всего было установлено 92 метопа с различными горельефами, большинство которых сохранилось. Сорок две плиты хранятся в музее Акрополя Афин, пятнадцать – в Британском.
Статуя Афины
Самая удачная копия знаменитой статуи Фидия
Статуя Афины описывается как одна из величайших работ Фидия. Изваяние богини было выполнено из дерева покрытого золотом (около тонны) и украшенного слоновой костью.
Вместо того чтобы подчеркнуть недоступность и отчуждённость божества (как он сделал с Зевсом Олимпийским), Фидий изобразил Афину простой и приближенной к своему народу.
Статуя была относительно невысока (13 метров) и изображала гордо стоящую Афину, держащую в одной руке копьё, а в другой — двухметровую фигуру богини победы Ники.
Голова богини была украшена трехгребневым шлемом, а в ногах находился щит, на котором изображены сцены из битв.
Увы, но статуя стоила зодчему Парфенона жизни — в порыве увековечить не только божественную Афину, но и самого себя, мастер вписал в одну из сцен, украшающих щит богини, плешивого старика с молотом скульптора.
Фидий на щите скульптуры Афины-Девственницы
Афиняне не оценили юмор и осудили его за богохульство. В тюрьме Фидий скончался.
Знаменитая статуя, вероятно, погибла при пожаре, предположительно в V веке до н. э., но существует несколько копий разной степени точности.
Наиболее достоверную, под названием «Афина Варварикон», можно увидеть в национальном археологическом музее.
Утро в Афинах
Если вы прибыли в город рано, начать осматривать Афины самостоятельно лучше всего на центральной площади города – Синтагме, которую в переводе на русский также называют площадью Конституции.
Главным украшением площади является дворец Греческого парламента. У его подножья в середине XX в. был открыт мемориал воинской славы с Могилой неизвестного солдата, где несут круглосуточный караул гвардейцы Президента, одетые в национальные костюмы.
Каждый час на площади собирается очередная «стайка» туристов, чтобы посмотреть на церемонию торжественной смены караула. Вряд ли где-то еще вам удастся увидеть нечто подобное. Обязательно найдите время, чтобы это увидеть.
Каждый час у Могилы неизвестного солдата происходит торжественная смена караула
Если отправитесь пешком, в качестве ориентира рассматривайте полуразрушенный храм Зевса Олимпийского.
Он строился в VI-II вв. до н.э. и, несмотря на то, что до наших дней уцелело лишь несколько колонн, сооружение производит неизгладимое впечатление. Рядом можно увидеть арку Адриана, датированную также II в. до н.э.
Храм Зевса Олимпийского в Афинах – самый большой храм Греции
Кстати, если от храма Зевса Олимпийского пройти немного по улице Vasilissis Olgas можно оказаться прямо возле еще одной достопримечательности Афин — стадиона Панатинаикос.
Стадион интересен благодаря тому, что именно здесь прошли первые Олимпийские игры современности в 1896 г., к тому же он уникален еще и тем, что это единственный стадион в мире, полностью выложенный из мрамора. Его название так и переводится – «прекрасный мраморный».
Мраморный стадион Панатинаикос – первооткрыватель современных Олимпийских игр
А мы тем временем, вернемся к арке Адриана. От нее большая улица Dionysiou Areopagitou ведет вверх, прямо ко входу в Акрополь. Если посещаете Афины в летнее время, наиболее оптимальное время посещения Акрополя – утро, когда на улицах еще не так жарко.
Вход на Акрополь открыт ежедневно с 8:00 до 18:30. О главной достопримечательности Афин мы уже писали отдельную статью, скажем лишь о сооружениях, которые здесь можно увидеть:
- Пропилеи – парадный вход в Акрополь;
- храм бескрылой богини Ники;
- Парфенон – главное сооружение, храм небесной покровительницы города – богини Афины;
- Эрехтейон, украшенный портиком с кариатидами, построен в честь царя Эрехтея, который также напоминает о споре богов Афины и Посейдона за право властвовать над городом;
- внизу можно увидеть Одеон Герода Аттика, где и по сей день проходят музыкальные и театральные представления;
- руины храма Асклепия – бога медицины;
- руины театра Диониса и другие достопримечательности.
К тому же с вершины акропольского холма открывается потрясающая панорама на весь город.
Гефестейон и православная церковь
В VII в. н. э. храм Гефеста превратился в церковь Святого Георгия – языческое святилище тогда было занято православными священнослужителями. В этом нет ничего удивительного. Ведь к тому времени могущество Афин осталось в далеком прошлом. В городе не было ни лишних финансовых средств, ни свободной рабочей силы. Нужно отметить, что христианская православная церковь нередко использовала древние постройки для собственных храмов. Известно, что в течение достаточно длительного времени православные священнослужители занимали знаменитую «башню ветров», являющуюся самой древней метеорологической станцией.
Однако именно благодаря христианам Гефестейон сохранился до сегодняшних дней. Они заменили яркое убранство храма на христианское. Поэтому Гефестейон избежал разрушения со стороны радикально настроенных христианских властей Византии. После того, как Гефестейон перестал быть церковью Святого Георгия, он получил статус одного из самых любимых и охраняемых греками памятников.
Во времена правления Оттона, правителя из Баварии, Гефестейон стал музеем под открытым небом. При Оттоне православные священники были вынуждены покинуть храм. После того, как Греция получила суверенитет, в Гефестейоне стал располагаться Национальный археологический музей. Однако позднее, в 1874 году, экспонаты были вывезены из Гефестейона.
Как добраться до мыса Сунион
Мыс Сунион находится в 70 км к юго-востоку от Афин. Мы туда ездили на арендованной машине. Дороги в Греции хорошие. Проблему представляют афинские пробки, ведь в Афинах проживает почти половина населения современной Греции. Но пробки преодолимы, а вне города дороги довольно пустынны. В общем, на машине до Суниона мы добрались часа за полтора.
Нужно иметь в виду, что навигатор показывает несколько вариантов пути. Мы по незнанию выбрали самый короткий, а это неинтересная дорога по маловыразительным посёлкам и сельхозугодьям. Обязательно выбирайте дорогу вдоль берега моря.
Обратно мы ехали уже по побережью и получили массу удовольствия от пейзажей со скалистыми берегами и синей водой.
Можно добраться до мыса Сунион и на рейсовом автобусе. Время в пути – около 2-х часов. Расписание меняется по сезонам, его можно узнать на сайте компании-перевозчика КТЕЛ — http://ktelattikis.gr/en/en_markopoulo_lavrio. Стоимость билета 7 евро в один конец.
Прибыв на мыс, мы попали на край греческого света — дальше только море. И выглядит этот мыс как край света: обрывистые скалы, морские волны, бьющиеся о камни, над волнами парят чайки. Суровости добавляла холодная, пасмурная и ветреная погода (мы были там в январе).
История храма Эрехтейон
Если верить археологам, то современный Эрехтейон граничил с руинами древнего храма Афины Паллады, построенного еще во времена Писистрата (середины VI века до нашей эры) и разрушенного во время персидского вторжения. В V веке до нашей эры Афины посетил Геродот, который в своих бумагах писал, что среди сожженных святилищ Акрополя было одно особо почитаемое афинянами — «храм рожденного из земли Эрехтея». Считается, что именно на месте этого древнего святилища и был построен современный Эрехтейон. Однако, у этой версии есть и противники, которые утверждают, что свое название в честь афинского царя святилище получило только после присоединения Греции к Священной Римской империи, но подробнее об этом чуть позже.
Храм Эрехтейон в наши дни
Эрехтейон был задуман Периклом и был частью грандиозного строительства в Акрополе. Но пелопонесская война отодвинула эти планы, и возведение храма началось только в 421 году до н.э. уже после смерти государственного деятеля. Спустя пару лет стройка была заморожена, но в 406 году строительство все же было завершено. История хранит в тайне имя гениального архитектора, но археологи все чаще приписывают авторство Мнесиклу и Фидию.
Храм Афины, Посейдона и Эрехтея
Основная функция храма (помимо религиозной) — хранение главных артефактов полиса. Надо сказать, что сокровищнице Эрехтейона позавидуют все современные греческие музеи вместе взятые. Именно здесь хранилась деревянная статуя Афины (которая по легенде упала с неба), статуя Гермеса (та самая, что согласно мифу, принес Кекропс), знаменитый золотой светильник (огонь в котором не угасал, несмотря на то, что масло в него наливали раз в год), гроб царя Эрехтея и многие другие не менее значимые для Аттики святыни.
Эрехтейон
Деревянный идол Афины переехал в Эрехтейон практически сразу же после окончания строительства храма в 406 году до нашей эры. Но буквально через пару дней в храме вспыхнул пожар, который не только омрачил торжества по случаю освящения храма, но и уничтожил часть стен. Потребовалось десять лет, чтобы восстановить храм.
Священный Эрехтейон в Афинах
Во времена Византийской империи в стенах Эрехтейона был устроен христианский храм, возможно, благодаря именно этому факту здание сохранилось в приличном состоянии вплоть до XVII века. После того, как на территорию Греции пришли крестоносцы и появилось герцогство Афинское в стенах Эрехтейона разместился дворец епископа.
А в период Османской империи древнее святилище превратилось в гарем гарнизонного командира. В 1687 году в Афины пришли венецианцы и в буквальном смысле не оставили в Акрополе камня на камне. Тогда крыша северного портика Эрехтейона была взорвана, а боковые целы разрушены.
Селфи на фоне Эрехтейона — обязательная часть программы большинства туристов
Пострадал Эрейхтейон и во время боев греков за независимость (1827 год). Однако реставрация 1837-1847 годов позволила сохранить то, что осталось от храма. Во время второй реставрации (1902-1909 года) под руководством греческого архитектора Николаса Баланоса был восстановлен тот внешний вид храма, который мы можем увидеть сегодня.
Эрехтейон в 1905 году pastvu com
Третья реставрация пришлась на 70-80-е годы XX века, именно во время нее кариатиды «переехали» в музей, а их место заняли искусные копии. Тогда же железные скобы, которые использовались при ранних реставрациях, были заменены на титановые. Во время последней масштабной реставрации Эрейхтейон буквально разобрали по камням и собрали заново, при этом вернув часть блоков на их первоначальные места. Части, которые не сохранились, были заменены мраморными блоками подходящего размера, их хорошо заметно, так как они отличаются по цвету.
Иногда вместо блоков — подпорки
Акрополь – обитель богов
Достаточно одного взгляда на Акрополь для того чтобы понять, что боги играли первоочередную роль в жизни жителей древней Греции – вся его территория рассечена храмами и святилищами, посвященных почти всем богам Олимпа.
Гекатомпедон, Акрополь
Сооружения Акрополя поражают гением архитектурной мысли и служат классическими примерами применения золотого сечения в строительстве.
Греки настолько ценили правильность и пропорциональность форм, что даже в пластическом искусстве применяли правила золотого сечения.
Парфенон в Афинах – не первое сооружение Акрополя, возведенное в честь Афины. Еще за 200 лет до него богиню прославляли в храме Гекатомпедон. Согласно словам древних историков оба святилища фактически существовали параллельно, пока первый не пришел в упадок.
На сегодняшний день обитель Афины представляет собой руины, иссеченные следами многочисленных разрушений, но они все еще хранят на себе печать былого величия. Храм является визитной карточкой Афин и всей Греции.
Ежегодно толпы туристов, интересующихся историей, стремятся к подножию Акрополя, чтобы прикоснуться к истории.
Афинский Акрополь ( A.Savin, Wikimedia Commons)
Поздний период истории
Поздняя античность
В середине третьего века нашей эры в Парфеноне вспыхнул крупный пожар, который разрушил крышу и большую часть интерьера храма. В четвертом веке нашей эры были проведены восстановительные работы, вероятно, во время правления Флавия Клавдия Юлиана. Для накрытия святилища положили новую деревянную крышу, покрыв её глиняной черепицей. Она имела больший уклон, чем оригинальная крыша, а крылья здания оставили отрытыми.
На протяжении почти тысячи лет Парфенон продолжал существовать как храм, посвященный Афине, пока в 435 году н. э. Феодосий II не решил закрыть все языческие храмы в Византии. В пятом веке, один из императоров украл великое культовое изображение Афины и доставил в Константинополь, где позже его разрушили, возможно, во время осады Константинополя в 1204 году н. э.
Христианская церковь
В последние десятилетия шестого века нашей эры Парфенон преобразовали в христианскую церковь, которая называлась церковь Марии Парфенос (Девы Марии), или церковь Теотокос (Божией матери). Ориентацию здания изменили, обратив фасад на восток; главный вход переместили в западный конец здания, а христианский алтарь и иконостас находились на восточной стороне здания рядом с апсидой, построенной на том месте, где ранее располагался пронаос храма.
Большой центральный вход с прилегающими боковыми дверями сделали в стене, разделяющей целлу, которая стала церковным нефом, от задней комнаты, притвора церкви. Промежутки между колоннами опистодома и перистиля замуровали, тем не менее, количество входов в помещение было достаточным. На стенах написали иконы, а в колоннах высекли христианские надписи. Эти реновации неизбежно привели к удалению некоторых скульптур. Изображения богов были либо истолкованы в соответствии с христианской тематикой, либо изъяты и уничтожены.
Парфенон стал четвертым самым важным местом христианского паломничества в восточной части Римской империи после Константинополя, Эфеса и Фессалоники. В 1018 году император Василий II совершил паломничество в Афины, непосредственно после его окончательной победы над болгарами ради единственной цели посетить церковь в Парфеноне. В средневековых греческих записях его называли храмом афинской Богородицы (Theotokos Atheniotissa) и часто косвенно упоминали как известный, без точного объяснения какой именно храм имеется в виду, таким образом, подтверждая, что он был действительно известным.
Во времена латинской оккупации, приблизительно на 250 лет, он стал римско-католической церковью Девы Марии. В этот период на юго-западном углу целлы построили башню, которую использовали как сторожевую башню или как колокольню с винтовой лестницей, а также как сводчатые гробницы под полом Парфенона.
Исламская мечеть
В 1456 году османские силы вторглись в Афины и осадили флорентийскую армию, которая защищала Акрополь до июня 1458 году, когда город сдал турецким. Турки быстро восстановили Парфенон для дальнейшего использования греческими христианами в качестве церкви. На некоторое время, до закрытия в пятнадцатом веке, Парфенон стал мечетью.
Точные обстоятельства, при которых турки завладели им для использования в виде мечети неясны; в одном источнике указано, что Мехмед II приказал реконструировать его в наказание за афинский заговор против Османской империи.
Апсиду ставшую михраб (башня построенная ранее во время римско-католической оккупации Парфенона) продлили вверх, чтобы сделать минарет, установили минбар, и убрали христианский алтарь и иконостас, а стены побелили, чтобы закрыть иконы христианских святых и другие христианские изображения.
Несмотря на изменения сопровождающие Парфенон, преобразование в церковь, а затем в мечеть, его структура остается в основном неизменной. В 1667 году турецкий путешественник Эвлия Челеби выразил восхищение скульптурами Парфенона и образно описал здание как «некую неприступную крепость созданную не человеком». Он сочинил поэтические молитвы: «труд менее значительных человеческих рук, нежели самих Небес, должен стоять долгие времена».
Французский художник Жак Керри в 1674 году посетил Акрополь и сделал наброски скульптурного убранства Парфенона. В начале 1687 г. инженер по имени Плантье нарисовал Парфенон для француза Гравии Дортье. Эти изображения, особенно те, которые сделал Керри, стали важными доказательствами состояния Парфенона и его скульптур до разрушения в конце 1687 года и в последующем разграблении его произведений.
Разрушение Парфенона в результате взрыва порохового склада во время веницианско-турецкой войны. 1687 год. Рисунок неизвестного художника.
Во времена Древней Греции Парфенон был ярким и красочным
Бытует мнение, что архитектурные сооружения античности имели натуральный цвет нетронутого камня или мрамора, но это заблуждение. Парфенон – как и большая часть греческой архитектуры и даже скульптуры изначально были окрашены. В то время как историки спорят о том, какая часть сооружения была покрыта цветом археологи, используя ультрафиолетовое излучение, обнаружили пигменты, которые с течением времени просто выгорели и полностью утратили цвет. Исследования показали, что все скульптуры и резные элементы на фронтонах, фризе и на крыше окрашивались в ультрасиние, красные и золотые тона.
Легенда Богини Афины
Интересно, что Афину породил сам Зевс. Согласно древнегреческим мифам верховному богу Олимпа была предвещена смерть от рук сына.
Перед Парфеноном (Kristoffer Trolle / flickr.com)
Боясь исполнения слов пророчества, громовержец проглотил свою супругу Метиду, носившую под сердцем ребенка.
Однако предсказание не сбылось – родилась дочь, которая вышла из головы Зевса (небесный владыка сам приказал рассечь себе череп, потому как не выдержал мучений).
Афина, как и ее брат Арес, стала покровительницей войн. Но в отличие от своего божественного родственника, она пресекала несправедливость и выступала за мирное разрешение конфликтов.
Согласно древнегреческой мифологии, именно Афина подарила людям ремесла, в частности научила женщин ткачеству. Ко всему прочему богиня способствовала развитию наук и философии.
Эллины, ценившие интеллектуальный фактор жизни превыше всего, решили отблагодарить свою покровительницу, воздвигнув в ее честь самый величественный храм в истории человечества.
История постройки
Храмовый ансамбль Акрополя возводился по единому плану, однако храм Ники Аптерос выпадает из общей схемы. Более того, он вообще находится за пределами крепости. Это заставило учёных предположить, что здание было возведено на месте более раннего святилища. Раскопки, при которых обнаружили остатки древних культовых сооружений, позволили восстановить историю храма.
В микенскую эпоху на юго-западном выступе скалы Акрополя было построено укрепление, позднее перестроенное в настоящий бастион – Пиргос. Отсюда можно было обстреливать единственный вход в цитадель. На территории укрепления установили алтарь Ники, вокруг которого позднее возвели святилище. Здесь афиняне развешивали свои военные трофеи и приносили благодарственные жертвы богам.
В VI в. до н. э., в эпоху династии Писистратидов, на месте древнего святилища был выстроен новый храм в честь Афины. Однако в 480 году до н. э. здание было полностью разрушено персами царя Ксеркса, которые заняли оставленные жителями Афины и сожгли все деревянные постройки Акрополя.
После изгнания захватчиков из Эллады и переноса военных действий на территорию Персии Афины вступают в период своего наивысшего расцвета. Это было время правления Перикла, которого многие историки считают величайшим политическим деятелем Древней Греции. Стоявшая во главе общеэллинского антиперсидского союза Афинская морская держава распоряжалась средствами членов союза. Большую часть этих денег Перикл тратил на укрепление афинского флота, однако огромные средства расходовались на возвеличивание Афин, прежде всего путём масштабного строительства.
Строительством храма Ники Аптерос велось под руководством Калликрата – одного из двух, наряду с Иктином, «архитектурных отцов» Парфенона. Проект здания был утверждён народным собранием Аттики в 449 г. до н. э., однако само строительство началось значительно позже. Достоверно известно лишь, что в 421 году до н. э. работы уже были закончены.
Жизнь храма
Храм обладал правом убежища, и предоставлял защиту тем, над кем нависла угроза смертельной расправы. Известно, что к защите храма прибегали спартанский правитель Павсаний, изгнанный своими подданными и жрица Хрисеида, виновная в сожжении Героона.
Жрицами храма являлись юные девушки с незапятнанной честью. Согласно сохранившимся сведениям первой служительницей культа храма Афины была дочь царя Алея Одж. Жрицы следили за содержанием храма и отправляли культовые обряды во славу богини Афины.
Простым смертным вхождение в святилище было ограничено. Им дозволялось лишь приносить дары, которые складывались у алтаря перед входом в храм.
Главной реликвией храма считалось скульптурное изваяние Афины, выполненное Скопасом. Богиня была изображена с поднятым кверху копьем и первоначально носила имя Гиппии (Конной).
По преданию, во времена битвы богов и титанов, Афина направила свою колесницу на титанов и обрушила на их головы гору. Это победа была первой в череде военных успехов воительницы. Однако за статуей все же закрепилось более привычное имя – Алеи.
Компанию главной богини храма составили скульптурные изображения Асклепия, Гигия, Апполона, Пелея, Эпоха и других героев.
Главный храм Акрополя
Находится Парфенон в столице Греции, в Афинах, в южной части Акрополя, древнего архитектурного комплекса, расположенного на скалистом холме на высоте, превышающей 150 метров над у. м. Найти афинский Акрополь Парфенон можно по адресу: Dionysiou Areopagitou 15, Athens 117 42, а на географической карте его точное местонахождение узнать по следующим координатам: 37° 58′ 17″ с. ш., 23° 43′ 36″ в. д.
Храм Парфенон, посвященный Афине, на территории Акрополя начали возводить около 447 г. до н. э. вместо разрушенного персами недостроенного святилища. Строительство этого уникального памятника архитектуры было поручено архитектору Калликрату, который возводил здание по проекту Иктина.
На постройку храма у эллинов ушло около пятнадцати лет, что по тем временам являлось довольно коротким термином, учитывая, что строительные и отделочные материалы везли со всей территории Греции. Благо, денег хватало: Афины, правителем которых был Перикл как раз переживали период наивысшего расцвета и являлись не только культурной столицей, но и политическим центром Аттики.
Калликрат и Иктин, имея в доступе немалые средства и возможности, при строительстве храма смогли воплотить не одно новаторское дизайнерское решение в результате которых, архитектура Парфенона оказалась непохожей ни на одно другое строение подобного типа.
Главная особенность святилища заключалась в том, что фасад здания с одной точки великолепно просматривался сразу с трёх сторон.
Этого удалось добиться, установив колонны по отношению друг другу не параллельно, а под углом. Также свою роль сыграло то, что все столбы имели разную форму: чтобы издалека центральные колонны казались более стройными и не такими тонкими, всем столбам придали выпуклую форму (самые крайние колоны оказались самыми толстыми), немного наклонив угловые колонны к центру, центральные – от него.
В качестве основного строительного материала был задействован добытый недалеко от Акрополя пенелийский мрамор, по описанию, довольно интересный материал, поскольку изначально он имеет белый цвет, но через некоторое время под воздействием солнечных лучей, начинает желтеть. Поэтому Парфенон в Афинах по окончании строительных работ оказался неравномерно окрашен, что придало ему оригинальный и интересный вид: с северной стороны храм имел серо-пепельный оттенок, с южной оказался золотисто-жёлтого окраса.
Ещё одной особенностью древнего храма являлось то, что при кладке мраморных блоков греческие мастера не использовали ни цемент, ни какой-либо другой раствор: строители их тщательно обтачивали по краям и по размеру подгоняли друг к другу (при этом внутреннюю часть не обтёсывали – это экономило время и рабочую силу). Более крупные блоки находились в основании здания, на них были выложены меньшие камни, скреплённые по горизонтали железными скрепами, которые вставляли в специальные отверстия и заливали свинцом. По вертикали глыбы соединялись железными штырями.
Церковь святых Феодоров (Афины)
На месте, где стоит современный храм, стояла более ранняя маленькая церковь, об этом свидетельствует надпись, находящаяся на западной стене «…και μικρον και πήλινον και σαθρον λίαν…» и говорящая о храме «…маленьком, глиняном и довольно ветхом…».
Эта же надпись нас информирует о том, что новую церковь построил спафарокандидат (византийская должность) военный офицер Николаос Каломалос. Во второй надписи упоминается дата возведения – 1049 или 1065 г. После освобождения Греции памятник был восстановлен, на работы предоставили средства среди прочих короли Греции Отон и Амалия.
Храм построен на руинах римской виллы. По своей архитектуре он принадлежит редкой разновидности крестово-купольного вписанного храма, где восьмигранный барабан купола опирается на две колонны с восточной стороны и два столпа, вмонтированных в западную стену. В восточной части расположен трехчастный алтарь и трехгранными с внешней стороны апсидами.
Храм Агии Феодори (Святых Феодоров) находится в центре Афин, рядом с площадью Клафмонос.
Закат Тегеи
Величественная история храма была недолгой. Первый удар был нанесен во время вторжения римлян. Храм Афины Алеи был разграблен, а его жизнь пришла в упадок.
Окончательное забвение храма произошло в период принятия христианства. Разрушительную работу довершило землетрясение.
На сегодняшний день территория, где когда-то располагался величайший памятник древнегреческой архитектуры, представляет собой многочисленные разрозненные руины, которые даже не решаются реконструировать по причине их сильного разрушения.
О былом великолепии храма говорят лишь сохранившиеся фрагменты скульптур. Все они находятся в различных музеях мира. Характерно, что экспонаты, бывшие когда-то храмовыми «обитателями» не были открыты во время раскопок, а похищены еще во времена римского владычества. Так самая главная достопримечательность храма – статуя Афины Алеи – была вывезена римлянами во время первого завоевательного похода.
Сегодня Тегея – это небольшая деревушка, выживающая за счет туризма. На ее территории находится несколько гостиничных комплексов, а на месте главной достопримечательности – храма Афины – расположился музей древностей.
Русская посольская церковь (Афины)
Троицкая церковь или Русская посольская церковь — православный храм в Афинах; является официальным приходом русскоязычной общины города. Греческое название — Αγία Τριάδα.
Первоначально на месте церкви находились римские бани, устроенные над водопроводом и подземным источником, на фундаменте которых была устроена раннехристианская базилика. Строительство настоящего храма относится к первой половине XI века. Церковь была освящена в честь Пресвятой Троицы, впоследствии, благодаря жертвователю, получила народное имя «Сотира Ликодиму» (греч. Σώτειρα Λυκοδήμου).
Здесь находился Спасо-Никодимовский монастырь. С 1202 года — женский католический монастырь, а с 1204 года — бенедиктинский. В османский период храм являлся католиконом православного мужского монастыря.
Адрес: οδός Φιλελλήνων, 21, Афины, Греция 10557.
Телефон: (+30)210 323-10-90
Храм Ники Аптерос: почему богиня победы без крыльев?
Среди античных сооружений Акрополя храм Ники Аптерос (TempleofAthenaNike) занимает особое место. Изящное строение отличается от монументальных руин других построек. Специалистов удивляет место, где находится храм – перед воротами, а не за ними, как все другие сооружения. Святилище Ники нарушает симметрию Акрополя, который застраивался по плану. Даже название вызывает споры. Храм Ники считают самым странным сооружением Акрополя. Но это не мешает многочисленным туристам восхищаться его очаровательными очертаниями. А после захода солнца, когда включают подсветку, античный храм выглядит просто волшебно. Фото достопримечательности и краткое описание размещены на всех туристических проспектах Афин.
Храм Гефеста
История
Один из соборов, построенных в период правления Перикла, часто упоминается в летописях. Начало строительства было обозначено 450 годом до н.э., однако параллельно велось возведение Парфенона, поэтому рабочих перенаправляли на строительные работы основного религиозного памятника города. По этой причине возведение святилища Гефеста растянулось на 35 лет.
В документах, описывающих здание, неоднократно упоминается, что вокруг архитектурного сооружения был раскинут прекрасный сад, где над своими книгами нередко трудились величайшие ученые и философы.
Разрушение началось в VII веке, когда на смену грекам пришли христианские священники и освятили здание церковью святого Георгия. Но господство православных священнослужителей было недолгим, и вскоре к постройке вернулось историческое название.
Поскольку здание не являлось наиболее значимым для коренных жителей, оно не представляло особого интереса для захватчиков. Это единственная причина, по которой собор сумел выстоять сквозь тысячелетия в столь великолепном виде. Хотя за святыней никто не ухаживал, она не подвергалась вандализму.
Описание
Если верить описаниям, когда-то убранство святилища составляли скульптуры Афины Паллады и Гефеста, отлитые из бронзы, а на стенах красовались разнообразные фрески и искусная мозаика – но ничего из этого не сохранилось.
Интересна альтернативная теория. Некоторые ученые склоняются к мнению, что сооружение было выстроено в честь Тесея, победившего Минотавра, поэтому на многочисленных фресках был представлены моменты из его жизни. Существует предположение, что святыня расположилась на гробнице самого древнего героя. И хотя доказательств этой теории нет, из летописей известно, что раньше на том же самом месте располагалось место, часто посещаемое людьми, но кому оно было посвящено, остается загадкой.
Автор храма
Гефестейон представляет собой первую во всех Афинах святыню, которая была целиком построена из мрамора. Архитектор, работавший над созданием Гефестейона, остался неизвестным. Однако ученые предполагают, что это был Алкамен, который работал и над созданием храма Посейдона, расположенного на мысе Сунион. Но никаких доказательств в пользу этой версии ученые не нашли. Поэтому официально автор Гефестейона считается неизвестным. Во многих источниках говорится, что вокруг величественной постройки был разбит гранатовый сад, в котором философы могли проводить время в размышлениях о вечном.
История строительства храма Гефеста
Храм Гефеста многократно упоминается в трудах античных летописцев. Работа с документами показала, что построен он был при правлении царя Перикла. Период его царствования считается золотым в истории Греции. Мудрый царь умел словами вдохновить народ. Как великий полководец он завоевывал земли с наименьшим кровопролитием, а также легко отражал атаки неприятеля.
Перикл отдал приказ о строительстве храма Гефеста, работы продолжались около 35 лет с 450 г. до н.э. Строительство сильно затянулось, современники отмечали, что за такой срок можно было соорудить несколько храмов. Причиной задержки стала переброска рабочих на строительство Парфенона.
История не сохранила имя архитектора, который спроектировал столь величественное сооружение, но ученые предполагают, что Храм Гефеста, как и храм Посейдона, проектировал Алкамен – знаменитый архитектор того времени.
Древние летописи сохранили описание храма Гефеста во всей красе. Указано, что кроме самого здания был разбит прекрасный сад, в котором под тенью деревьев рождались творения великих философов.
К VII в. н.э. могущество Греции давно кануло в лету и храм стоял в запустении. Пока еще крепкое здание облюбовали православные священники. Здание получило вторую жизнь в образе храма Св. Георгия. При баварском правителе Оттоне христиане оставили помещение и к нему вновь вернулось прежнее название. Сегодня храм Гефеста – крупнейший музей под открытым небом.