Ханты
Содержание:
- Жизнь
- Народы ханты и манси
- История и культура жителей Ханты-Мансийского АО
- Общие сведения о Ханты-Мансийском автономном округе
- Праздники и ритуалы ханты и манси
- Антропология
- Кухня
- [править] Язык
- Традиции
- Традиции. Праздники и ритуалы
- История хантов
- Ханты-Мансийский язык
- Быт и хозяйство
- Города Ханты-Мансийского автономного округа
- В Югре также действуют религиозные общины иудеев, кришнаитов, католиков
- Едят содержимое оленьих желудков
- Рacceлeниe и рoд зaнятий
Жизнь
Основными занятиями хантов являются рыболовство, охота, скотоводство. Промыслы немного различаются в зависимости от локализации определенной группы. Для северных групп характерно упряжное собаководство, оленеводство, широко развит рыбный промысел. В южных районах распространено разведение крупного рогатого скота, овощеводство, земледелие. Олени в основном служат транспортом. На них удобно кочевать с места на место, перевозить чумы, тюки с вещами. В пищу используется оленье молоко и продукты из него. Шкуры идут на изготовление одежды, обуви. Для еды применяется мясо диких зверей, птиц. Охотятся на лосей, косуль, медведей. Большое значение имеет рыба. Ее заготавливают разными способами. Кроме того, летом занимаются собирательством. В пищу употребляются ягоды, орехи, съедобные растения.
Ханты всегда бережно относились к природе. Они никогда не убивали беременных самок или молодняк. Рыболовные сети имеют крупные ячейки, в которые проходит только взрослая рыба. Они осознают, что нужно дать природе восполнить ресурсы, нельзя уничтожать ее бездумно. Охотники почитали животных, на которых охотились. Был распространен ритуал жертвования божествам леса. Первого убитого животного отдавали им в дар. Для рыболовства использовались лодки, выдолбленные из дерева, для передвижения на дальние расстояния делали лодку большого размера с надстройкой из бересты.
Традиционными ремеслами для хантов являются:
1. Резьба по кости, дереву.
2. Изготовление берестяных изделий.
3. Плетение из травы, камыша, прутьев.
4. Кузнечное дело.
Береста имеет большое значение в быту хантов. Из нее делают разнообразную посуду, покрытие для летних чумов, поделки. Бересту вручную отдирают от дерева, затем длительное время варят в котлах. Для придания особой прочности ее пропитывают рыбьим жиром. Части изделий сшивают оленьими жилами или конскими волосами. На готовых листах вырезают узоры, делают аппликации, тиснения, раскрашивают. Посуду, различные предметы быта часто делали способом плетения. Для этого использовали тонкие прутья, корни кедра, камыш, ивовое лыко. Широко использовались в быту плетеные циновки. Ими застилали полы, украшали стены.
В производстве посуды, предметов интерьера использовали древесину кедра, лиственницы, березы. Из заготовки выдалбливали мякоть, оставляя тонкие стенки. Из дерева делали чашки, пиалы, ложки, корыта, поддоны. Такая утварь прочная и легкая, удобна для применения. Ханты знали литейное и кузнечное дело. Из металла ковали холодное оружие, инструменты, предметы религиозного культа. Женщины изготавливали ювелирные изделия. В формочку наливали жидкий металл, накладывали бересту, распределяли его по всей площади. Так делали ожерелья, подвески, браслеты.
Южные ханты знали ткачество. Из волокон крапивы ткали полотно для пошива нательной одежды. На рубашках вышивали шерстяными нитками геометрический орнамент. Некоторые мастерицы расшивали свои платья снизу доверху. Праздничную одежду, головные уборы декорировали бисером. В настоящее время распространено также плетение из бисера. Национальные костюмы принято украшать аппликацией. Она выполняется в виде полосок, образуя широкую цветную кайму. В одежде хантов используются синий, белый, красный цвета. Зеленый, желтый почти не применяют.
Промыслами занимаются мужчины, женщины ведут хозяйство, изготавливают одежду, обрабатывают шкуры для чумов. Муж — добытчик, защитник, ему подчиняются все члены семьи. Жену выбирают в первую очередь по физическим данным. Если она крепкого телосложения, проворная, работящая, такая женщина подходит для семейной жизни
Также обращали внимание на ее одежду. У мастериц были красивые костюмы, расшитые орнаментом, отделанные цветным мехом
Если одежда аккуратная, хорошо сшита, значит, женщина умеет работать, будет хорошей женой. Физическая красота достоинством не считалась. Жена должна помогать мужчине во всех делах, иначе в трудные годы семья может не выжить
Также была важной способность рожать детей. Это необходимо для продления рода
Жених также оценивался по его умению охотиться, добывать пищу. На его внешность никто не обращал внимания. Мужчина должен быть сильным, выносливым, чтобы прокормить семью.
Народы ханты и манси
Ханты и манси верят: соблюдение этих правил позволит их грозному предку возродиться после смерти. В северном доме принято, чтобы прибывших встречал глава семьи и его ближайшие родственники-мужчины. Хозяйка тем временем готовится ко встрече в доме, накрывает на стол. Гости входят по порядку: сперва мужчины, затем женщины и дети. Следует обмен приветствиями, а потом прибывших усаживают на почетное место — за очагом, напротив входа. За столом не принято говорить, что объелся, оставлять еду недоеденной, есть в головном уборе и стоя.
Также нельзя выходить из-за стола во время угощения. Но если все-таки необходимо отлучиться на время, гость говорит хозяевам: «стол держите».
Но вот приходит время прощаться: гостей угощают, дают еду в дорогу; перед самым отъездом гости кланяются родовым реликвиям семьи.
Провожают их все, кроме беременных женщин (для них это считается плохой приметой). После отъезда гостей о них стараются не говорить и не вспоминать часто, а если и думать — то только хорошее!
МБУ «Управление по развитию туризма и внешних связей» /visithm.com
История и культура жителей Ханты-Мансийского АО
Манси и ханты имеют одно название — обские Угры. Это родственные народы, с практически одинаковой культурой.
Считается, что у них общее:
- происхождение;
- внешность;
- история;
- смешанные браки.
Обские Угры живут на севере Западной Сибири.
В областях:
- Томской;
- Свердловской;
- Тюменской.
Ханты
Поселения хантов располагаются близ лесов. Это коренная сибирская нация. Численность народонаселения — 31 тысяча. Их зимняя одежда роскошнее, чем у манси. Разговаривают на хантыйском и русском.
Они промышляют:
- охотой;
- рыболовством;
- оленеводством.
Манси
Манси проживают в тундре. Они — кочевники. На 2021 год численность населения — 12 тысяч. Говорят на мансийском и русском языках.
Их занятия:
- рыболовство;
- оленеводство;
- земледелие;
- охота.
Общие сведения о Ханты-Мансийском автономном округе
Отличительные особенности. Мекка для тех, кто любит черные деньги. Место, из которого ежегодно выкачивается более 50 % всей Российской нефти, большая часть которой продается на Запад, делая олигархов с каждым днем все богаче. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра занимает первое место в России по нефтедобыче, и второе по газодобыче. Основные крупные города сосредоточены вокруг нефтяных месторождений. Население в них постоянно растет — многие верят, что это своеобразная «Американская мечта». Правда, посреди таежных просторов Сибири.
Черное золото. Оно окрашивает многие сердца именно в такой цвет
Несмотря на обилие промышленных городов, в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре до сих пор сохранились малочисленные коренные жители: ханты, манси, ненцы. Это народ с богатейшей историей, многовековыми традициями, уникальной культурой. Основными занятиями для них являются охота, рыбалка, пушной промысел, животноводство.
Манси и карапузы мансята. Фото by dreamer (http://fotki.yandex.ru/users/valeriy-dreamer/)
В Ханты-Мансийском автономном округе достаточно серьезно развит туризм всех видов. Это и неудивительно, ведь холмы и возвышенности открывают безграничные возможности для горных лыж, сноубординга, кайтинга. А любители спортивного и экологического туризма смогут с удовольствием осваивать многочисленные природные парки, заказники. И даже побывать в двух государственных заповедниках.
Кстати, об экологии. А вот тут все плохо. Выбросы от сжигания нефтяного газа, продукты нефтепереработки, загрязнения выхлопными газами крупных городов — все это наносит непоправимый вред природе и здоровью людей.
Так поджигают небо
Географическое местоположение. На территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры тысячи рек и озер. Главные реки — Обь и Иртыш. Треть округа — это болота, а более 50% всей территории — таежные леса. Рельеф округа — это равнины, предгорья, горы, высота которых достигает почти 2000 метров.
На юге Ханты-Мансийский автономный округ — Югра граничит с Уватским и Тобольским районами Тюменской области, на юго-востоке и востоке — с Томской областью и Красноярским краем, на юго-западе со Свердловской областью, на северо-западе — с Республикой Коми, на севере с Ямало-Ненецким автономным округом.
Население округа 1 584 063 человек, и по уровню урбанизации Ханты-Мансийский автономный округ занимает пятое место в России. Уровень рождаемости один из самых высоких в Росси, а уровень смертности один из самых низких. Обусловлено это как высоким уровнем численности женщин активного репродуктивного возраста, повышенным качеством и уровнем жизни, так и хорошо развитой системой здравоохранения.
Основное население — это русские, их в Ханты-мансийском автономном округе — Юрге более 68%. Кроме них проживают татары, украинцы, башкиры — 16%. Стоит отметить, что коренные жители этой таежной цитадели ханты и манси — всего лишь скромные 2% от общего количества населения округа.
Криминал. Уровень преступности — 23 место по России. По словам Начальника МВД округа, уровень преступности непрерывно снижается. Полиция успешно борется со всяческими нарушениями закона — от организации незаконных притонов до убийств, разбойных нападений и коррупции во власти. При этом проблемами остаются достаточно высокий уровень краж и наркомания.
Уровень безработицы составляет 5, 3% и по сравнению с прошлым годом он снизился на 1%. По уровню зарплат — ну тут в крупных городах осуществилось желание Сталина «Жить стало лучше, жить стало веселее». Зарплата простого учителя, например, может составлять более 45 000 рублей в месяц. Средняя же зарплата в округе — более 50 000 рублей. Что само собой, ведет к нескончаемому ручейку мигрантов с юга.
Стоимость недвижимости. Жить в городах Больших Возможностей — это недешевое удовольствие. Нормальная 1-комнатная квартира в Сургуте метров на 40 обойдется Вам не менее 3 млн. рублей, в Нижневартовске — 2,7 млн. рублей, а в Нефтеюганске более 3,3 млн. рублей. Ну и снять квартиру здесь стоит недешево — однушки, например, начинаются от 20 000 рублей в месяц.
Климат. Зимы снежные, продолжительные (с октября по апрель), температура может достигать −60 °С, но в среднем она держится на отметке −20 °С. Да и лето не будет баловать теплолюбивых людей — средняя температура составляет всего +16,5 °С. За год выпадает 400-620 мм осадков, основная их часть приходится на теплое время года.
Вечный холод или последняя обитель мамонтов
Праздники и ритуалы ханты и манси
Эти народности ценят и уважают землю. Им запрещено ее травмировать любым предметом. Уграм нельзя было ходить по берегам определенных озер и рек. Когда ханты и манси проходят мимо святых мест — совершается обряд жертвоприношения. Они отдают свою пищу или отрывают кусок ткани с одежды и оставляют там.
День ворона
Отмечают праздник 7 апреля — день Благовещения. Считается, что вороны своим карканьем приносят тепло и будят природу. Эта птица покровительствует детям и женщинам.
Считается ,что эта птица радуется появлению на свет детей.
В День ворона:
- приготавливают пищу на костре;
- ставят стол с лакомствами около березы;
- завязывают белые монеты в платочки и ленты, принося их в подарок духам.
Остатки пищи кидают в сторону, чтобы накормить воображаемых ворон.
Делают это, чтобы птица подарила:
- успех;
- теплую погоду;
- благополучие.
На празднике в честь ворон парни выбирают себе невест.
День охотника, рыбака и оленевода
Торжество проводят в конце марта. Именно тогда заканчивается промысел и охотничий сезон.
В праздничный день организуют:
- спортивные турниры;
- гонки на оленях, снегоходах;
- прыжки через сани.
Победители получают призы.
Антропология
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона давал следующее описание хантов:
По своему складу остяки среднего, даже ниже среднего роста (156—160 см), с чёрными или каштановыми (редко белокурыми), обыкновенно прямыми, длинными волосами (которые носятся или распущенными, или заплетёнными), тёмными глазами, жидкой бородкой, смуглым цветом кожи, плосковатым лицом, несколько выдающимися скулами, толстоватыми губами и коротким, вдавленным при корне, широким и вздёрнутым на конце носом.
Вообще тип несколько напоминает монгольский, но глаза правильно прорезаны и череп чаще узкий и длинный (долихо- или субдолихоцефальный). Всё это придаёт остякам особый отпечаток, и некоторые склонны видеть в них остатки особой древней расы, населявшей некогда и часть Европы. Женщины небольшого роста и в большей степени монголообразны, чем мужчины. |
Ханты (как и манси) характеризуются следующим комплексом признаков:
- низкий рост (менее 160 см в среднем для мужчин),
- общая грацильность (миниатюрность строения),
- неширокая голова, мезо- или долихокефальная по форме и низкая по высоте,
- прямые мягкие черные или русые волосы,
- тёмные или смешанные глаза,
- заметно варьирующий по группам процент монгольской складки века, прикрывающей слезный бугорок (эпикантус),
- различное по форме лицо средней высоты, с заметной уплощенностью и скуластостью,
- нос слабо или средневыступающий, в основном средний по ширине, преимущественно с прямой или вогнутой спинкой носа, с приподнятым кончиком и основанием,
- ослабленный рост бороды,
- относительно широкий рот,
- небольшая толщина губ,
- средневыступающий или убегающий подбородок.
Кухня
Основу рациона питания северных жителей составляли сырая, вареная, сушеная, копченая рыба и мясо.
Базовые блюда:
- Оленина. Одним из любимых лакомств считалось свежее сырое мясо.
- Порса – толчёная мелкая сушёная рыба.
- Строганина – тонкие ломтики свежемороженной рыбы или мяса оленя.
- Юкола – сушено-вяленая рыба. Благодаря долгому сроку хранения, обычно, юколу заготавливали на зиму.
По традиции ханты и манси пекут хлеб в печке под открытым небом. Ее протапливают, извлекают зону и кладут внутрь тесто.
Древний народ очень бережно относится к продуктам питания. Хозяйка не допустит, чтобы остатки еды и особенно хлеба оказались в мусорном ведре. А если крошки окажутся на полу, мизгирь-паук подберет их и отнесет Торуму. Божество увидит, что человек пренебрежительно обращается с пищей, которую он ему ниспослал, разозлится и накажет семью голодом и несчастьями.
Мужчины не садятся за стол в головном уборе. Существует поверье, что шапка «съедает» всю силу из пищи. Она лишает человека жизненной энергии и не дает ему утолить голод.
Свежий хлеб возбраняется резать ножом – продукт еще живой и лезвие причиняет ему страдания, поэтому правильнее отламывать куски руками.
[править] Язык
Родной язык хантов принадлежит к угорской группе финно-угорской языковой семьи, близок венгерскому и особенно мансийскому языкам. Отличается диалектическим богатством. Существует 3 диалекта: восточный, северный и южный (исчезнувший). Литература развивается на основе казымского, шуришкарского, сургутского и ваховского говоров.
До появления письменности ханты использовали знаки тамга, на которых изображались сакральные символы и пиктограммы, служившие личной печатью или подписью уполномоченных лиц. Первые попытки создать письменность на основе кириллицы были сделаны в конце XIX века. В 1931 году была разработана письменность на основе латиницы. С 1937 года язык переведен на кириллицу. Всего было проведено 5 реформ письменности. Единая графическая основа была введена только в 2008 году, но используется редко.
Хантыйский язык считается языком коренного малочисленного народа России, используется некоторыми местными СМИ и изучается в школах. Количество носителей постоянно сокращается.
Традиции
Календарный год у хантов состоял из двух полугодий, каждое из которых считалось отдельным временным промежутком. Летний полугодовой период начинается весной, так же, как у славян, зимний — с октября. Отсчет месяцев велся по лунам. Каждый месяц имеет свое название, в котором отражены явления природы. Вот некоторые из них:
- 1. Февраль — месяц ленивого орла. Орел то летает, то сидит. По хантыйской легенде, он предвещает пробуждение солнца.
- 2. Май — месяц ледохода, нереста рыбы, рождения оленят.
- 3. Июнь — месяц высокой воды. В этот период подготавливали лодки, снасти к рыболовному промыслу.
- 4. Сентябрь — месяц опадания листвы. Завершается летний полугодовой цикл. Начинается сезон охоты.
- 5. Ноябрь — месяц застывания Оби. Начинаются морозы, земля покрывается толстым слоем снега, собаки не берут след животных.
- 6. Декабрь — месяц большой темноты. Это период поддержания тепла в доме.
Народные праздники хантов связаны с животными, которым они поклонялись. Весной отмечают Вороний день, это праздник наступления тепла, о котором возвещают вороны. Это первые птицы, прилетающие на север. Они вьют гнезда, своими криками пробуждая природу и призывая весну. Ворона почитается как покровительница матерей и младенцев. Мох, на котором посидела эта птица, стелют в детские люльки. На Вороний день нельзя шить, рубить дрова. На священных местах готовят еду, молятся духам природы и березе. Береза символизирует женское начало. На ее ветки привязывают цветные ленты, вешают баранки, монеты. Лента означает подарок богу Торуму. Если загадать желание в этот день, то оно исполниться. В честь Торума делают жертвенное подношение — закалывают оленя. Его голову и шкуру развешивают на дереве. Мясо едят, пьют оленью кровь.
В мае отмечался праздник Водяного царя. Его устраивают после вскрытия рек, когда начинается ледоход. Просыпается Вит-куль — покровитель водоемов. Это сын Торума, который должен присматривать за реками и озерами. Вит-куль распределяет рыбу по водоемам так, чтобы всем доставалось поровну. Он является в образе старика или очень большой рыбы. В день начала спуска лодок на воду делают жертвоприношение. Раньше это были животные, сейчас в воду бросают еду, выливают водку. Также Вит-куль традиционно получает в подарок крупную рыбу из первого улова. Летом проводится еще один водный праздник — день Обласа. Облас — это узкая лодка, сделанная способом выдалбливания из куска дерева. Управлять ей сложно, для этого требуется умение и опыт. Мужчины устраивают гонки на лодках, состязания по борьбе.
Особое значение у хантов имеет Медвежий праздник. Древняя легенда говорит о том, что медведь — это младший сын Торума. Этим объясняется его огромная сила и непобедимость. Когда бог послал его на землю, то дал указание не уничтожать поселения людей и не убивать оленей (еще одно священное животное). Однако из-за голода сын ослушался отца. В наказание Торум сделал его смертным, как людей. Душа осталась бессмертной и после смерти медведя должна вернуться к отцу. Поэтому в честь убитого медведя охотники устраивают праздник. Он продолжается несколько дней. Люди надевают шкуру медведя, устраивают представление с танцами, песнями. Исполняется ритуальный танец со стрелами. Медведя восхваляют как сильного и ловкого зверя. В песнях приносят извинения за его смерть. В его убийстве обвиняется ружье. Вороны представляются ворами, которые хотят украсть душу и мясо медведя. Люди же, наоборот, защищают его и не отдают воронам душу. После выступления варят мясо с соблюдением определенных ритуалов. Кости подвергаются захоронению. Отдельные части тела: губы, череп, куски шкуры складывают и хранят отдельно как священные предметы.
Современные ханты отмечают День оленевода. Это ежегодный национальный праздник, который утвердили недавно с целью возрождения культуры древнего народа. Он празднуется в марте, когда заканчивается охотничий сезон. Это масштабное мероприятие со спортивными соревнованиями, конкурсами, танцами
Традиции. Праздники и ритуалы
Интересен весенний праздник, связанный с прилетом серой вороны. Появление этой птицы означало начало рыболовного сезона. Если ворону замечали на макушке дерева, то это был знак «большой воды». Прилет вороны знаменует приход весны, начало нового сезона, а значит, и жизни для коренных жителей. Чтобы задобрить птиц, для них ставят стол с лакомствами. Птицы очень радуются таким щедротам хантов!
Не меньших почестей удостаивается хозяин тайги – грозный медведь. После охоты на медведя, ханты, словно просят прощения у убитого животного. Едят медвежатину поздним вечером или ночью, будто провожая душу животного в темное небо. .
История хантов
Сведения о происхождении хантийского народа ученые черпают из археологических находок, изучения фольклорных традиций и лингвистических особенностей национальных говоров. Большинство версий о формировании хантов сводятся к гипотезе о смешении двух культур: угорских племен с уральским неолитом. Найденные остатки бытовых предметов(глиняная посуда, каменные орудия, украшения) указывают, что первоначально ханты проживали на склонах Уральских гор. В пещерах Пермского края археологи обнаружили древние капища. Язык хантов относится к финно-угорской ветви, а, следовательно, народ имел родственные отношения с другими северными племенами. Близость культуры хантов и манси подтверждает сходства в национальных говорах, предметах и укладе жизни, в народном творчестве. Более четырех веков назад предки хантов переселялись вдоль реки Обь в северном направлении. В тундре кочевники занимались животноводством, охотой, собирательством и сельским хозяйством (в южной стороне) Не обошлось и без конфликтов с соседскими племенами ненцов, татар. Чтобы противостоять нападкам чужих племен, ханты объединялись в крупные союзы. Таким образованием руководил княэп, вождь, главный в племени.
После падения Сибирского ханства северные территории отошли Московскому государству. Здесь возводят по приказу государя северные остроги. Временные укрепления в Сибири в дальнейшем превратились в города. На чужие земли было отправлено много русских жителей, что привело к увеличению населения в целом. Пришлые русичи описывали неизвестные племена, как страшные, варварские группы дикарей. Местные традиции и обряды сопровождались кровью, ритуальными песнопениями и шаманскими заклинаниями, что наводило страх на русских переселенцев. Экспансия русским населением вызвала смятение у коренных жителей. В бескрайней тундре возводили они крепости и образовывали волости. Однако, для управления землями и населением выбирался знатный представитель из хантов. Коренное население, в том числе ханты, составляли лишь часть от общего количества жителей. На сегодняшний день ханты (примерно 28 тысч человек) проживают в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах.
Ханты-Мансийский язык
Мансийский язык относится к обско-угорской группе уральской (по другой классификации — уральско-юкагирской) языковой семьи. Диалекты: сосьвинский, верхне-лозьвинский, тавдинский, одна-кондинский, пелымский, вагильский, средне-лозьвинский, нижне-лозьвинский. Мансийская письменность существует с 1931 года. Русское слово «мамонт» предположительно происходит от мансийского «манг онт» — «земляной рог». Через посредство русского это мансийское слово попало в большинство европейских языков (в англ. Mammoth).
Род — основа основ для народов ханты и манси. Один род считает своим предком медведя, другой — лося или волка.
У такого священного животного должно быть культовое место рядом с общим поселением, чтобы его потомки могли воздавать ему почести и приносить жертву.Родственные связи у ханты и манси очень сильны. Каждому роду присущ особый знак.
По сей день у ханты и манси при обращении друг к другу родственные связи значат больше, чем имена. Кто кому и кем приходится — для обозначения этих понятий в этих языках существует более ста слов!
Глава семьи у коренных северян — всегда мужчина, а женщина — его верная спутница.
Женские и мужские семейные обязанности строго разделены. Женщине запрещено брать мужские вещи.
Ханты и манси очень радушны и любят гостей. Гостю дарят подарки, угощают самыми вкусными лакомствами, он всегда желанный человек в доме.
Особый случай — это большие праздники, например, «Медвежий праздник». Его устраивал один род и созывал гостей из других родов
Священные обряды, танцы, застолье — это и важное событие, и грандиозное зрелище, но в первую очередь — таинство приобщения, «вкушения плоти и крови» первопредка — медведя
Отношение к мясу священного животного — особенное. Кости нельзя рубить, надо разделывать тушу по суставам. Рвать медвежатину зубами за столом — значит обижать медведя, поэтому мясо заранее разрезали на мелкие куски.
Эти кусочки даже руками брать нельзя — только специально сделанными деревянными палочками.
Быт и хозяйство
Основными занятиями северных хантов были оленеводство и охота, реже рыболовство. Культ оленя прослеживается во всех сферах жизни саверных хантов. Олень, без преувеличения, был основой жизни: он был и транспортом, шкуры использовались при строительстве жилищ и пошива одежды. Не случайно, с оленем связаны и многие нормы общественной жизни (собственность на оленей и их наследование), мировоззрения (в погребальном обряде).
Южные ханты в основном занимались рыболовством, однако им были известны также земледелие и скотоводство.
Исходя из того, что хозяйство влияет на характер оседлости, а тип поселения на конструкцию жилища, у хантов выделяются пять типов расселения с соответствующими особенностями поселений:
кочевые стойбища с переносными жилищами кочевых оленеводов (низовья Оби и ее притоков)
постоянные зимние поселения оленеводов в сочетании с летними кочевыми и переносными летними жилищами (Северная Сосьва, Лозьва, Казым, Вогулка, Нижняя Обь)
постоянные зимние поселения охотников и рыболовов в сочетании с временными и сезонными селениями с переносными или сезонными жилищами (Верхняя Сосьва, Лозьва)
постоянные зимние селения рыболовов в сочетании с сезонными весенними, летними и осенними (Обские притоки)
постоянные поселения рыболовов и охотников (при подсобном значении земледелия и животноводства) в сочетании с промысловыми избушками (Обь, Иртыш, Конда)
Ханты, занимавшиеся охотой и рыболовством имели по 3-4 жилища в разных сезонных поселениях, которые менялись в зависимости от сезона. Такие жилища делали из бревен и ставили прямо на землю, иногда строили землянки и полуземлянки с деревянным столбовым каркасом, который сверху покрывался жердями, ветками, дерном и землей.
Ханты-оленеводы жили переносных жилищах, в чумах, состоящих из поставленных по кругу шестов, скрепленных в центре, покрытых сверху берестой (летом) или шкурами (зимой).
Это интересно: Ханья Крит достопримечательности
Города Ханты-Мансийского автономного округа
Сургут. Один из трех могучих коней, что обскакал по численности населения столицу округа город Ханты-Мансийск. Основан в конце 16 века во времена освоения Сибири на берегу Оби по приказу царя Федорова Иоановича. Долгое время был форпостом для исследователей, двигающихся к новым и неизведанным землям Востока и Севера нашего материка. В конце пятидесятых годов 20 века в районе Сургута были обнаружены богатейшие нефтяные месторождения.
Современный Сургут
Из небольшого поселка, где основой экономики были колхозы, лесозаготовки и промысловая отрасль он в считанные годы превратился в индустриального гиганта не только Сибири, но и всей России. Основой экономики стала нефтедобыча, нефте и газопереработка, транспортировка нефтепродуктов. Для электроснабжения предприятий было построено две мощных ГРЭС. Находясь рядом, они образуют одну из самых мощных в мире ТЭС.
Мощь Сибири. Фото by Shed (http://fotki.yandex.ru/users/shed82/)
Сегодня Сургут — это не только огромный город-завод, с частоколом дымящих труб, нефтяными вышками и бесконечными трубопроводами, но еще и современный мегаполис с развитой инфраструктурой, множеством торгово-развлекательных комплексов, театров, выставок, школ, ВУЗов, спортивных комплексов. Здесь есть все, что есть, например, в Москве. Да вы и разницу между ними заметите, попав туда. Ну, может, пробок побольше, да воздух в Сургуте почище, хоть и ненамного. А население города — 325 511 человек.
И вот такие интересные штуки Вы можете увидеть в Сургуте. Если не боитесь, конечно
Нижневартовск. Второй конь, обскакавший Ханты-Мансийск. По праву считается одним из богатейших городов России. Знаете, почему? Правильно. И если в Сургуте рулит «Сургутнефтегаз», то тут безраздельно властвует «ТНК-BP». Помимо краеугольного камня нефтяной промышленности, один из факторов ускоренного роста экономики — это развитие малого и среднего предпринимательства: более 44 000 человек работают в этой сфере. Администрация города активно поддерживает молодежь в их бизнес-начинаниях, проводит гранты и конкурсы, позволяющие новичкам начать свое дело.
По населению уступает Сургуту — 263 228 человек. Но только по населению, во всем остальном он ничуть не хуже — в городе более 16 высших учебных заведений, 50 школ, несколько гостиниц, есть международный аэропорт, широко развит внутригородской общественный транспорт.
Аэропорт Нижневартовска
Есть и где культурно отдохнуть, и на что посмотреть — обязательно стоит посетить Городской Драматический театр, который с успехом поставил уже более 70 спектаклей. Можно прогуляться по аллее почета авиационной техники, и своими глазами увидеть вертолеты, которые помогали нефтяникам осваивать Нижневартовск.
Городской драматический театр
А если захотите отправиться за покупками или активно отдохнуть — пожалуйста! К Вашим услугам 11 торгово-развлекательных комплексов, расположенных в разных частях города.
Нефтеюганск. Самый маленький из могучих коней нефтяного Апокалипсиса для России, оторвавшийся от столицы округа Ханты-Мансийска менее чем на 40 000 человек. Его население составляет всего 125 882 человека. После падения ЮКОСа бразды правления нефтедобычей тут перехватила Роснефть, которая уверенно удерживает первое место по добыче нефти в городе и его области.
Бывший герой ЮКОСа
Город с минимальной безработицей — менее одного процента.
Развивается и малое предпринимательство: например, в 2013 году было выделено более 5 миллионов рублей на субсидии, гранты для молодежного предпринимательства, семейного бизнеса, компенсации части расходов предпринимателей.
В общем, для построения карьеры этот город, пожалуй, один из лучших в России: молодой, богатый, перспективный. На рынке труда здесь вообще огромный выбор работы, так как на 1 человека приходится не менее 10 вакансий.
Город празднует День Нефтяника
Кстати, и в культурном плане все в порядке — есть замечательный театр кукол «Волшебная флейта», музей, галерея, кинотеатр, несколько храмов и церквей.
В Югре также действуют религиозные общины иудеев, кришнаитов, католиков
Зачем нужна религия
Впервые иудеи появились в Югре в XVII столетии. Наиболее ранний сохранившийся документальный факт присутствия отдельных представителей иудаизма в Сибири датируется 1735 годом.
Несмотря на формирование еврейской диаспоры, общинная ор- ганизация в Сибири не получила широкого распространения. Причиной этого была незначительная концентрация евреев мужчин в одном населенном пункте, что не позволяло образовать миньян (еврейскую религиозную общину).
Особенностью религиозной жизни евреев на современной территоии ХМАОбыло отсутствие некоторых свойственных иудаизму традиций, в первую очередь, таких как кагалы и институт раввината.
Представители «Общества сознания Кришны». В Югре кроме православия и ислама действуют другие религиозные общины, чья численность незначительна. Фото: k-istine.ru
Стоит отметить, что здесь не столь строго соблюдались религиозные традиции — не всегда соблюдался шаббат, не совершались ритуальные омовения, многолюдные службы в еврейских молельнях проходили только по праздникам.
После революции 1917 г. произошли кардинальные изменения в религиозной жизнь еврейского населения Югры. В 1920‑е — 1930‑е гг. еврейские общины были лишены многих предметов религиозного культа, а позже и своего недвижимого имущества, включая синагоги.
Иудеи, кришнаиты, католики составляют не более 2% населения ХМАО.
В настоящее время в ХМАО развивается реформистский иудаизм. Иудейская община в автономном округе немногочисленна и насчитывает несколько сотен человек.
Кроме того, среди немногочисленных религиозных объединений Югры можно назвать католиков, кришнаитов, последователей новых религий и т.д.
Едят содержимое оленьих желудков
Многие народы мира могут удивить своими национальными блюдами. И коренные жители Сибири – не исключение. Они едят не только внутренности оленей, но и содержимое их желудков. Этот деликатес называется «каныга», зимой он обычно состоит из полупереваренного ягеля, а летом – из листвы кустарников, травы, лишайников и грибов, подвергшихся воздействию желудочных соков оленя.
Считается, что каныга очень полезна, она способствует перевариванию животной пищи. Для обогащения витаминами и микроэлементами это блюдо употребляют вместе с северными ягодами: брусникой, голубикой и другими.
Кроме того, манси и ханты пьют кровь только что зарезанного оленя, а также едят костный мозг из голеней животного, разбивая их обухом топора
Сырое мясо, пока оно еще не остыло, по мнению аборигенов Югры, помогает от многих болезней, укрепляет иммунитет человека, придает ему сил и согревает изнутри, что немаловажно во время сильных морозов
Рacceлeниe и рoд зaнятий
Мaнcи (вoгулы) рaньшe жили нa зaпaдных cклoнaх Урaльcких гoр, нo нaчинaя c XI вeкa были вытecнeны oттудa cнaчaлa кoми, a зaтeм и руccкими, и были вынуждeны oтcтупить cв Зaурaльe. Глaвным зaнятиeм вoгулoв были и ocтaютcя oхoтa, рыбaлкa и (у oceдлых) cкoтoвoдcтвo. Ocнoвнoe жильe у мaнcи – чум, крытый бeрecтoй или шкурaми, зимoй – рублeныe избы c зeмлянoй крышeй, oтaпливaeмыe чувaлoм – oчaгoм, cлoжeнным из жeрдeй, oбмaзaнных глинoй.
Хaнты вceгдa жили вocтoчнee Урaльcких гoр, рacceлялиcь пo дoлинaм рeк Иртыш, Вacюгaн, Oбь, Кoндa. Зaнимaлиcь oхoтoй, рыбaлкoй, oлeнeвoдcтвoм, кoтoрoe, вoзмoжнo, пeрeняли в cвoих coceдeй – нeнцeв. Жили в чумaх, нo нa мecтaх пocтoяннoй oхoты или рыбaлки cтaвили и дeрeвянныe избушки или дeлaли зeмлянки и пoлузeмлянки, кoтoрыe зaкрывaли cвeрху дeрнoм и зeмлeй.