Знаменитые арки санкт-петербурга

История строительства

Весной 1814 года стало известно о победоносном возвращении из заграничного похода русских героев-воинов. Все жители с воодушевлением начали готовиться к их торжественной встрече. На экстренном заседании Сената, созванном по инициативе генерала Вязмитинова, было решено возвести Триумфальную арку на пути следования гвардейских полков.

Деревянные Триумфальные ворота

Так как времени для создания монументального строения из камня или другого долговечного материала оставалось очень мало, из алебастра и дерева построили временное. Автором проекта стал архитектор Кваренги. Арку для торжественного прохода войск возвели на Нарвской заставе, находящейся на самой окраине города (отсюда и название монумента), недалеко от Обводного канала. На строительство ушло немного более 30 дней.

Сооружение венчал скульптурный ансамбль – фигура древнегреческой богини Славы на колеснице, запряженной шестью лошадьми. Выполнена композиция по проекту скульптора И. Теребенева. На стенах золотистой краской выведены надписи, где указаны названия полков, участвующих в боях, и благодарственные слова от русского народа. В нижней части строения установлены статуи римских легионеров.

По обеим сторонам колоннады строители соорудили трибуны для встречающих и амфитеатр для военного оркестра. Александр I, его семья и влиятельные гости должны были расположиться в специально построенных крытых галереях. Все жители, как простые люди, так и высокопоставленные, с ликованием встречали победоносные полки, среди которых Семеновский, Преображенский, Егерский и другие. В этом году русские войска еще четыре раза с июля по октябрь с триумфом проходили через них в город.

После проведения торжественных мероприятий территория вокруг монумента стала популярным местом, местной достопримечательностью – горожане встречались здесь в праздничные и выходные дни. Но материал, из которого возвели арку, был недолговечным (дерево и алебастр), и через 10 лет постройка начала постепенно разрушаться. Власти Санкт-Петербурга подняли вопрос о демонтаже сооружения, но большинство жителей, среди которых были участники боевых действий 1812 года, выступили за его реконструкцию. На престоле в это время был император Николай I, он приказал построить новое, каменное сооружение.

Строительство каменных ворот и обшивка медными листами

Вторично арку в память об участниках Отечественной войны возвели в 1827—1834 годах по проекту В. П. Стасова. Авторы скульптор С.С. Пименов П. К., Клодт, В. И. Демут-Малиновский. В отличие от первой постройки, сделанной из дерева, для строительства новой использовали прочный кирпич, при этом архитектура конструкции в основном осталась без изменения. Из медных листов были созданы детали, украшающие фасад. Кроме того, здесь установили фигуры древнерусских витязей. Строение имеет много отличий от объектов, которые возводились в то время – это отсутствие многочисленных деталей, строгость конструкции.

Этапы реставрации

Медные листы, которые использовали при строительстве, через несколько лет начали покрываться коррозией, в этом немаловажную роль сыграл влажный климат Северной столицы. В конце 70-х началась первая реставрация под руководством архитектора М. И. Рылло. После окончания работ в помещении разместили архив городской Думы, но он сгорел во время Февральской революции – бастующие солдаты и рабочие подожгли памятник. Кроме того, повредились бронзовые украшения.

В 1925 г. приступили к надолго затянувшемуся очередному ремонту арки, закончить реставрационные работы не дала начавшаяся Вторая Мировая война. Во время военных действий строению был нанесен значительный урон во время авианалетов, так как недалеко проходила линия фронта. Еще раз через нее с триумфом прошли советские солдаты, победившие в кровопролитной войне. Послевоенную реставрацию продолжили в 1949 году по проекту И. Бенуа. Работы шли почти три года, в результате были заменены кровля, винтовые лестницы и покрытие пола. Восстановлены элементы декора и повреждённые части памятника.

Во время ремонта в 1978-1980 годах оборудовали площадку вокруг памятника, заменили устаревшие инженерные коммуникации. Оборудовали подземный переход – теперь добраться до арки можно удобно и безопасно. Отремонтировали крышу и вычистили медные листы, часть их, как и детали орнамента, заменили на новые. Отреставрировали нижнюю часть колонн, внутренние винтовые лестницы, восстановили оригинальный цвет. Не удалось лишь привести в порядок лицо Богини Славы, которое, предположительно, пострадало от вибрации городского транспорта.

Где ещё увидеть творения Клодта

На протяжении всей жизни Пётр Клодт увлекался созданием малых форм

Элегантные статуэтки лошадей можно увидеть в коллекции Русского музея.
Гуляя по Москве, обратите внимание на великолепную бронзовую квадригу на фасаде Большого Театра – это тоже работа Клодта.
К памятнику князю Владимиру-крестителю в Киеве Пётр Клодт также приложил свою творческую руку. Именно он в своей мастерской выполнил бронзовую статую высотой 4,5 метра, организовал перевозку скульптуры из Петербурга в Киев и выбрал для неё место – статуя гармонично вписана в гористый пейзаж на берегу Днепра.

Поделиться статьей:

Реставрационные работы

Еще во второй половине 19 века (с 1877 г.) начались реставрационные работы, связанные с заменой медных листов на железные из-за сильной коррозии. Через несколько лет сюда переехала часть городского архива, содержащая документы по истории Петербурга.

Затем, в 1920 годах, был начат длительный ремонт ворот, который продолжался до начала Великой Отечественной войны.

Следующая реставрация началась в 1949 г. по проекту архитектора И. Бенуа. За 3 года были заменены кровля, чугунные лестницы, созданы по оставшимся рисунками пострадавшие во время войны декоративные фрагменты статуй: сделан ремонт колесницы, части статуи Ники, лошадей, оружия).

Очередные работы в 1978-1980 гг. были проведены, в основном, на окружающей ворота территории: проложены новые подземные коммуникации и подземный переход, выложена камнем площадь вокруг ворот, построен гранитный поребрик.

Самая последняя реставрация была посвящена 300-летию города: были почищены и обновлены медные листы, обновлены и отреставрированы капители и колонны, внутренние лестницы, заменена крыша. Воротам придали их первоначальный цвет (ярко-зеленый).

История создания Нарвских ворот в Санкт-Петербурге

Их построили в 1814 г. для встречи российских войск,
возвращавшихся из победной военной кампании. Первый вариант был изготовлен из
дерева и алебастра архитектором Дж. Кваренги и вскоре пришел в негодность.

Решение о сооружении новых триумфальных ворот «из мраморов,  гранитов и меди» взамен деревянных конструкций было принято императором Александром I в 1824 году, для чего был создан  специальный строительный комитет.  Возглавил Совет по строительству новых ворот президент Императорской Академии художеств  Алексей Николаевич Оленин.

 Он предложил обратить старые ворота в модель и придерживаться ее как образца. Смерть Александра 1,  восстание декабристов на какое-то время остановили работу над новым проектом. Только летом 1827 г. вновь стали вестись разговоры  о постройке ворот и выборе места для них.

Тогда же главным архитектором был назначен Василий Петрович Стасов. Одновременно было  принято решение о переносе ворот: их закладка состоялась совсем недалеко от прежнего места, на берегу речки Таракановки, в последствии речка была засыпана.

 За всеми этапами строительных работ самым внимательным образом следил новый император Николай I. Первоначально В. П. Стасовым планировалось,  что в аттике будут храниться реликвии войны с Наполеоном.

Один из двух залов, расположенных в пилонах, должен был стать местом  для проведения торжественных встреч ветеранов Отечественной войны. Однако этот замысел так и не был воплощен в жизнь.  В течение нескольких десятилетий, до 1866 г., в воротах размещался караул Нарвской заставы.

Стиль арки — торжественный ампир. Массивные перекрытия
украшают 12 античных колонн и воины, облаченные в римские тоги. Сверху стоит
шестерка лошадей, запряженная в повозку, которой управляет крылатая богиня славы.
Внутри ворот находится небольшой музей, посвященный победе России в
Отечественной войне 1812 г.

Экспозиция музея Нарвские ворота в СПб

Если соблюдать правила дорожного движения, то пройти к
Нарвским воротам можно через подземный переход. В центре подземного перехода
имеется выход к основанию ворот.

Выход из подземного перехода к Нарвским воротам

Вас встречают два древнерусских витязя с венками.

Русские витязи с венками в руках

Вход в музей находиться в левой колонне, получается, что
входим во внутрь колонны .

Вход в музей Нарвские ворота

Так как это колонна, то место для размещения помещений музея
не много. На первом этаже находиться касса и тут же располагается винтовая
железная лестница, ведущая наверх, непосредственно в выставочный зал.

Винтовая лестница в музеи Нарвские ворота СПб

Подниматься по этой лестнице можно только по одному
человеку,  придется подняться примерно на
5 этаж жилого дома.

И вот вы наверху, перед вами открывается небольшое помещение, где и располагается  выставка музея Нарвские ворота в Санкт-Петербурге.

Небольшое помещение музея

Музей не имеет постоянную экспозицию. Экспозиции периодически меняется, к различным знаковым датам. В наше посещение экспозиция была посвящена  220 лет со дня рождения А.С.  Пушкина и отражение в его творчестве войны 1812 года и ее участников.

Оказывается, что в 90 произведениях Пушкина упоминаются события и участники войны 1812 года.

В противоположном углу, от основной экспозиции,  размещен солдат русской армии войны 1812 года. Около него можно было сделать фото, при этом использовать головные уборы русской армии.

Солдат русской армии войны 1812 года

Так же из экспозиции можно было узнать, как менялась округа около Нарвских триумфальных ворот или Нарвской триумфальной арки.

Репродукция из музея Нарвские воротаСледующее фото репродукция из музея Нарвские ворота

На противоположной стороне от входа где мы вошли имеется другой выход, установлен стол с печатной продукцией музея. На столе разложены книги об истории Петербурга, которые можно купить. Цены на книги от 100 рублей до 450 рублей.

Книги об истории Петербурга

На фото видна дверь другого выхода из музея.

На этом осмотр экспозиции музея окончен и пора обратно на улицу по той же лестнице, что и поднимались наверх.

Лестница на спуск

Хочется отметить, что когда посетителей мало, то вы поднимаетесь и спускаетесь по одной лестнице, а когда много, то спускаетесь по другой лестнице, которая расположена в другой колоне.

Василий Стасов — архитектор-новатор

В том же году успели заложить фундамент будущих ворот: в землю было вбито почти 1100 восьмиметровых свай, на которые были положены плиты из разных материалов общей толщиной более 5 метров. Первоначально ворота были задуманы мраморными, однако Стасов внёс неожиданное предложение: выстроить арку из кирпича и облицевать медными листами. Это застопорило строительство на долгих три года и лишь в 1830 году были окончательно согласованы все нюансы и сметы новой арки (а год до этого ворота 1814 года были разобраны), и строительство развернулось с новой силой, не прекращаясь ни зимой, ни даже во время знаменитой эпидемии холеры в 1831 году.

За полтора года удалось целиком возвести кирпичную арку, на которую ушло более полумиллиона кирпичей, и уже в октябре 1831 года приступили к её облицовке медью. «Обшивку» изготавливали на Александровском (совр. Пролетарском) заводе в Петербурге, для чего рядом с цехами была изготовлена деревянная модель в натуральную величину, а для изготовления медных листов использовалась специальная «чеканная» медь, взятая из запасов Монетного двора — всего более 5,5 тысяч пудов (90 тонн). Высота самой арки составила 30 метров, ширина — 28.

Не обошлось без происшествий: 2 января 1832 года у ворот вспыхнул пожар, уничтоживший леса, построенные вокруг арки для установки медных листов, и повредивший гранитный цоколь постройки, что потребовало ремонта и некоторых переделок и серьёзно отдалило завершение строительства. И всё же к сентябрю 1833 года арку удалось «одеть в медь», что было несомненным успехом самого Стасова и его горячего сторонника Алексея Николаевича Оленина — президента Академии Художеств, стараниями которого необычная идея по обшивке кирпичных ворот медью была претворена в жизнь.

Основание арки было украшено фигурами воинов, на аттике разместилась скульптурная группа: колесница, запряжённая шестью лошадьми, выполненных малоизвестным тогда скульптором Петром Клодтом, управляемая Славой, работы прославленного Пименова. На самой арке нанесена надпись на русском и латыни: «Победоносной Российской Императорской гвардии Признательное отечество в 17 д. августа 1834», причём на латыни вместо слова «преторианцы» было использовано слово «легион», чтобы лишний раз не напоминать императору Николаю об обстоятельствах его восшествия на престол.

Ворота были открыты на двадцатилетнюю годовщину Кульмского сражения, где гвардейские полки сражались героически, сумев спасти союзную армию от уничтожения, а русского и австрийского императоров от плена. На открытие ворот была выбита памятная медаль на аверсе которой изображены сами ворота и выгравирована дата открытия, а на реверсе Всевидящее Око в лучах славы и годы Отечественной войны и Заграничного похода. На церемонии присутствовал сам государь, а под аркой прошли гвардейские полки, названия которых выгравированы на пилонах ворот, возглавляли шествие дворцовые гренадёры, рота которых была учреждена несколькими годами ранее из наиболее отличившихся и заслуженных ветеранов войн с Наполеоном.

Любопытно, что изначально архитектор планировал разместить в помещениях ворот залы особого музея, посвящённого Отечественной войне и гвардии, однако его желание сбылось лишь спустя два века: сейчас там размещена экспозиция мемориального музея «Нарвская застава». А сами ворота ещё немало повидали на своём веку: 9 января 1905 года они стали немыми свидетелями расстрела рабочей манифестации, вошедшей в историю под названием «Кровавое воскресенье», осенью 1941 года через ворота проходили полки Ленинградского фронта, отправлявшиеся на передовую, летом 1945 — части Ленинградского гвардейского стрелкового корпуса, вернувшиеся из Прибалтики и принявшие участие в Ленинградском Параде Победы

Стиль и творчество

Кваренги известен как самый плодовитый представитель палладианства в русской архитектуре

В основе этого течения – следование композиционным принципам классической храмовой архитектуры Древней Греции и Рима, а также внимание к достижениям искусства римского классицизма начала XVI века. Его успешному распространению способствовал трактат венецианца Андреа Палладио «Четыре книги об архитектуре», впервые появившееся на свет в 1570 и выдержавшее множество переизданий. 

Современник архитектора аббат Тропп писал:

«Его зовут Кваренги, но он лучше известен как «Тень Палладио» – прозвище, данное ему за его страсть к этому великому архитектору, и он обычно так подписывается на визитных карточках, оставляемых друзьям».  

В творчестве Палладио его последователи ценили прежде всего:

  • симметричность, компактность и завершенность планировки;
  • строгую упорядоченность и отказ от избыточной декорации, редуцированной до элементов классических архитектурных ордеров;
  • фасады с фронтонным портиком, похожим на портик античного храма, расчленение их  полуколоннами или пилястрами;
  • окна без обрамлений;
  • органическую связь архитектурного сооружения с окружающей средой;
  • композиционные схемы: группировка помещений вокруг внутреннего двора, 3-частная композиция из главного корпуса и крыльев, соединенных галереями, купол на главной оси фасада позади фронтонного.

Кваренги трудился в столице Российской империи, в Москве, Харькове, Курске,
Новгороде-Северском… За свою долгую архитектурную жизнь в Петербурге мастер построил: 

  • 1781–1794: Английский дворец в Петергофе (разрушен в 1942);
  • 1783–1784: усадьба «Кирьяново», дача Е. Р. Дашковой – пр. Стачек, 45;
  • 1782–1784: Смоленская церковь в Пулкове (разрушена в 1944);
  • 1782–1783: Коллегия иностранных дел – Английская наб., 32 A;
  • 1782–1788: концертный зал в Царском Селе;
  • 1783–1785: Академия наук – Университетская набережная, 5;
  • 1783–1787: Эрмитажный театр – Дворцовая набережная, 32;
  • 1783–1799: Ассигнационный банк – Садовая улица, 21;
  • 1788: Дом Салтыкова – Дворцовая набережная, 4;
  • 1789–1793: дворец Юсуповых на Садовой улице – Садовая улица, 50А;
  • 1790-е: Малый гостиный двор – улица Ломоносова, 2;
  • 1792–1796: Александровский дворец в Царском Селе;
  • 1798–1800: Доходный дом Жеребцовой – Дворцовая набережная, 10;
  • 1798–1800: Мальтийская капелла и церковь Рождества Святого Иоанна Предтечи в составе архитектурного комплекса Воронцовского дворца;
  • 1800–1801: Павловский дворец: жилые покои императрицы Марии Федоровны;
  • 1804–1807: Екатерининский институт – набережная реки Фонтанки, 36;
  • 1804–1807: Конногвардейский манеж – улица Якубовича, 1;
  • 1806–1808: Смольный институт – Смольный проезд, 1;
  • 1814: деревянные Нарвские триумфальные ворота (позднее перестроены в камне и металле В. П. Стасовым).

Как много пришлось работать Кваренги, видно из его письма своему другу римскому граверу Вольпато:

«У меня так много-много работы, что я едва нахожу время есть и спать. Без преувеличения могу сказать Вам, что среди многочисленных зданий, относительно которых императрица пожелала, чтобы их проекты были составлены мною и чтобы я руководил их постройкой, нет ни одного, которое не требовало бы для этого всего человека».

Архитектор был неутомим: он строил дворцы, загородные усадьбы, театры, гостиные дворы, частные дома, церкви, банк, биржу… Обо всем упомянуть невозможно. О деятельности Кваренги в России пишут целые монографии, поэтому в нашей небольшой статье мы остановимся только на некоторых его работах. 
 

Александровский дворец в Царском Селе

Где: Пушкин, Дворцовая ул., д. 2

Александровский дворец в Пушкине, или по-старому Новый Царскосельский дворец, считается одной из важнейших работ Кваренги. Архитектор возводил его по распоряжению императрицы Екатерины II в подарок к бракосочетанию ее внука, великого князя Александра Павловича в 1792–1796 годах. Сначала планировали строить дворец в Петербурге, но потом перенесли в Царское Село. 

Вытянутое в длину двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам, центр главного северного фасада украшают две колоннады коринфского ордера. Образованный ими внутренний дворик владельцы использовали летнюю столовую, поскольку отсюда открывался чудесный вид на парк. В этом видна связь дворца как летней резиденции с виллами севера Италии. Такой открытый зал – смелое для дождливого климата архитектурное решение, и отчасти его можно объяснить сильной тягой зодчего к искусству родной Италии. 

Две статуи, изготовленные на Александровском чугунолитейном заводе, перед колоннадой дворца появились намного позже – в 1838 году:

  • «Юноша, играющий в бабки» отлит по модели Н. С. Пименова;
  • «Юноша, играющий в свайку» – по модели А. В. Логановского.

Со стороны регулярной части Александровского парка фасад здания более скромен и украшен полуротондой со сферическим куполом.

В начале XX века, при императоре Николае II, Александровский дворец стал основной резиденцией императорской фамилии и средоточием придворной жизни: здесь принимались дипломаты и почетные гости, праздновались 300-летие дома Романовых и 200-летие Царского Села. Утром 1 (14) августа 1917 года из Полукруглого зала этого дворца царскую семью Романовых отправили на станцию Александровская в сибирскую ссылку. Оттуда они были переправлены в Екатеринбург, где летом 1918 года расстреляны.

После 1918 года дворец успел послужить музеем, домом отдыха сотрудников НКВД, детским приютом имени Юных Коммунаров, немецким штабом, гестапо с тюрьмой, депозитарием Института русской литературы и военно-морским училищем. Во время Великой Отечественной войны и оккупации города Пушкина в Александровском дворце размещался немецкий штаб и гестапо, в подвалах – тюрьма; площадь перед дворцом была превращена в кладбище солдат СС. В середине 2009 году Министерство Обороны Российской Федерации полностью передало дворец в пользование ГМЗ «Царское Село». В июне 2010 года, в дни празднования 300-летия Царского Села, в Александровском дворце были торжественно открыты после реставрации три парадных зала – Полукруглый зал, Портретный зал и Мраморная гостиная.

Фото и описание

В Санкт-Петербурге находится много памятников, посвященных победам русской армии. Особенно впечатляют Нарвские триумфальные ворота, которые были построены в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Представляют собой памятник архитектуры в стиле ампир. Находятся на площади Стачек неподалеку от станции метро «Нарвская».

Первые ворота были построены из дерева и алебастра в конце июля 1814 года. Идея принадлежит известному архитектору Джакомо Кваренги. И уже 30 июля через них в торжественной обстановке прошли воины-победители, которые возвращались из Европы. Ворота были установлены за Обводным каналом, в самом начале Петергофского шоссе, переходящего в дорогу на Нарву, и поэтому местное население стало называть ворота Нарвскими.

Через 10 лет ворота сильно обветшали, и император Александр I издал указ о возведении новых ворот из более прочного материала на берегу реки Таракановка (позже была засыпана), немного южнее прежнего места. Проектом стал заниматься архитектор Василий Петрович Стасов. В целом он сохранил замысел Кваренги и в конце августа 1827 года, в годовщину Бородинской битвы, был заложен I камень. Особенностью проекта новых Нарвских ворот было то, что конструкция была создана из кирпича, обшиваемого медными листами. Из медных листов образована и скульптурный ансамбль: шестерка коней (скульптор Пётр Карлович Клодт) и фигура Славы (скульптор Степан Степанович Пименов).

Искусствоведами отмечено, что для скульптуры Нарвских ворот характерна строгость и простота, здесь нет аллегорической усложнённости образов, которыми отличаются монументально-декоративные произведения этого времени.

Новые ворота были открыты в середине августа 1834 года. Их высота составляет 23 метра, вместе со скульптурой Победы – свыше 30 метров, общая ширина – 28 метров.

В нишах между колоннами коринфского ордера можно увидеть 2 статуи древнерусских витязей, выполненных по моделям Пименова и Демут-Малиновского. Вся скульптура изготовлена из кованой меди. В центре аттика, на обоих фасадах имеется надпись золотыми буквами: «Победоносной Российской императорской гвардии. Признательное отечество в 17 д. августа 1834». Ниже располагается та же надпись на латинском языке.

Архитектор Стасов во внутренних помещениях ворот думал создать мемориальный музей, в котором бы хранились подлинные вещи и документы, рассказывающие о войне с армией Наполеона. Этим планам не суждено было сбыться. Внутреннее пространство было использовано под казарму для солдат Нарвской заставы, контролировавших въезд и выезд людей из города. Здесь служил гвардейский офицер и будущий знаменитый художник-живописец Павел Андреевич Федотов.

Медь, эффектная на первых порах, уже через некоторое время после открытия в ситуации петербургского климата подверглась коррозии. К концу XIX столетия ворота отреставрировали, поменяв медные листы на железные, но это только усилило коррозию.

9 января 1905 года Нарвские ворота стали очевидцами несчастного события в истории России – Кровавого воскресенья. Здесь некоторые участники мирной демонстрации были расстреляны. И по этой причине после октябрьских событий 1917 года, Нарвская площадь, в центре которой установлены ворота, станет называться площадью Стачек.

В 1925 году была организована новая реставрация ворот, но ее прервала Великая Отечественная война, во время которой они сильно пострадали от бомбежек и артобстрелов. После войны ворота снова подвергались реставрации: в 1949-1951, в 1979-1980 и 2002-2003 годах.

Арка Главного штаба

Построен Главный штаб в 1819-1829 годах. Главный зодчий арки был К. И . Росси, декор фасада, внутренних помещений и скульптуры были разработаны и выполнены С. Пименовым и В.И. Демут-Малиновским. На сегодняшний день Главный штаб – это одно из зданий принадлежащих Эрмитажу. Ранее там были расположены различные министерства.

Смысловым центром всей архитектурной композиции является арка Главного штаба. Она была возведена как завершающий элемент, смысловой центр архитектурной композиции и посвящена военным событиям 1812 года. Она была открыта 4 октября 1828 года.

Украшена арка большим колицеством декоративных элементов. Можно выделить различные барельефы и скульптуры, а также часы, механизм которых сохранился до наших дней и отлично функционирует.

Главная и самая масштабная композиция расположена на самом верху – это колесница, запряженная шестью лошадьми. В колеснице находится Ника – крылатая богиня победы. В одной руке у нее лавровый венец, а в другой штандарт.

Петербургская академия наук

Где: Университетская наб., д. 5

С момента основания Академия наук не имела своего здания и кочевала по островами дворцам. Она даже располагалась в Кунсткамере – из-за этого первый музей страны с начала XVIII века стал символом высшего научного учреждения. 

В 1783 году Кваренги приступил к строительству здания. В попытках создать архитектурный ансамбль он разместил постройку рядом с Кунсткамерой симметрично старому зданию Академии (дворец Прасковьи Федоровны). Главный фасад трехэтажного здания обращен на Большую Неву и украшен восьмиколонным портиком ионического ордера. Нижний цокольный этаж облицован гранитом. Из него же сделаны торжественные лестницы, ведущие на площадку у главного входа в вестибюль на втором этаже. В 1881 году выполненная по рисунку Кваренги деревянная ограда между колоннами портика и на спусках парадной лестницы была заменена металлической решеткой.

Сохранить строгий классический вид здания Кваренги удалось с большим трудом.

Княгиня Екатерина Романовна Дашкова, директор Академии наук, желала, чтобы фасад украшали венецианские трехчастные окна: полуциркульный проём с пониженными прямоугольными окошками по сторонам. Это не было предусмотрено в проекте архитектора и вызвало жесткое сопротивление со стороны Кварненги. Он писал княгине:  

«После того, как я передал чертежи, которые я создал для этого здания, госпоже княгине, начали работу, не консультируясь со мной ни по каким деталям… Поэтому, не желая нести ответственность за все, что может случиться, я прошу Ваше Превосходительство принять мой протест против всего, что сделали, и всего, что делают».

Противостояние между ними длилось довольно долго, и спорящие с трудом пришли к компромиссу. Кваренги переделал части фасада в соответствии с еепожеланиями:

«Если бы Ваше Превосходительство сначала сообщила мне намерение иметь окна на венецианский манер, я мог бы принять другое решение. Но в состоянии, в котором сейчас находится постройка, необходимо довольствоваться тем, что возможно, а не тем, что хочется».

Венецианское окно все-таки появилось, но лишь одно и на дворовом фасаде. Главный же фасад здания сохранил классический вид.

Венецианское окно изнутриИсточник фото 

Сегодня здесь находятся издательство «Наука»,  Санкт-Петербургский научный центр Российской академии наук, Научно-исследовательский институт истории естествознания и техники, поликлиника. 

Деревянные триумфальные ворота

Первоначально триумфальные ворота были построены для встречи российских войск, возвращавшихся из Европы в 1814 году, на Нарвской заставе, непосредственно у границы города вблизи Обводного канала. Сооружение было возведено из дерева и алебастра за один месяц по проекту Джакомо Кваренги. Ворота украшали колесница с шестью конями, управляемая богиней Славы, и скульптуры римских воинов. Кваренги представил два проекта ворот: с архитравным перекрытием и с аркой. По обеим сторонам от арки располагались трибуны для зрителей и оркестров.

Российские войска в 1814 году прошли под аркой 4 раза: 30 июля, 8 сентября, 18 и 25 октября.

Однако, возведенные из дерева и алебастра ворота быстро пришли в негодность. Генерал-губернатор Санкт-Петербурга, участник Отечественной войны М. А. Милорадович выступил за реконструкцию сооружения, и на высочайшем уровне императором Николаем I было принято решение о постройке новых каменных ворот на берегу реки Таракановки, несколько южнее прежнего места.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector