Осетины — мусульмане или христиане? религиозное мировоззрение осетин

Пятидесятники и общины Осетии

Ситуация, сложившаяся с религией, довольно своеобразна. Только Цхинвальская синагога уцелела после атеизма советской эпохи, и действует по сегодняшний день, правда, её переделали под еврейский культурный центр. В наши дни евреи стали массово покидать Осетию и возвращаться в Израиль, поэтому синагога стала работать для осетинских пятидесятников. Но сейчас действует только часть здания, которая находилась сзади, поскольку в передней проводили богослужения иудеи. По всей территории Осетии есть ещё шесть общин пятидесятников.

Немало представителей осетинской интеллигенции приняли их веру, а богослужения для удобства ведутся как на русском, так и на местном языках. Хотя пятидесятники на сегодняшний день официально не зарегистрированы, они абсолютно свободно развиваются и занимаются своим делом. Это течение заняло прочную позицию в общественной структуре объединённой церкви христиан с верой евангельской.

История осетин

Еще в 1822 г. Клапрот высказал мнение, что осетины — потомки аланов (они же осы и ясы, в зависимости от источников). Дальнейшие разыскания подтвердили предположение, что в числе аланов были и предки осетин, и уяснили иранское происхождение последних, а также их родство с азиатскими сарматами. Осетины составляют остаток некогда многочисленного иранского племени, занимавшего значительное пространство на северном Кавказе, на нижнем Дону и в Черноморье. До самого Эльборуса и далее в области верхней Кубани до сих пор сохранились осетинские названия рек, ущелий, перевалов, гор и проч., свидетельствующие о том, что эти места были населены их предками.

Наблюдение типа горских татар, изучение их преданий и обычаев приводит к убеждению, что татары застали здесь коренное осетинское население. Предки осетин жили еще далее на запад, на низовьях Кубани и Дона, который доселе сохранил свое осетинское имя (дон — по-осетински вода, река). Древность иранских поселений на юго-востоке России восходит еще ко временам греческих черноморских колоний. В греческих надписях Тираса, Ольвии, Пантикапеи и особенно Танаиды встречается, среди негреческих личных имен, множество иранских, указывающих на присутствие значительного иранского элемента в местном населении. Лингвистический разбор этих имен дал возможность уяснить некоторые фонетические законы сарматского языка и установить его специальное родство с осетинским.

Историческими данными о судьбе предков служат немногочисленные письменные свидетельства об азиатских сарматах, аланах, а также скудные указания русской летописи об ясах. Ближайшие южные культурные соседи осетин, грузины, также сохранили в своих летописях несколько свидетельств о набегах оссов на Закавказье. Армянский историк Моисей Хоренский знает оссов под именем алан, под которым они были известны и византийским историкам. В грузинской летописи оссы изображаются народом сильным, многочисленным, выставлявшим для набегов несколько десятков тысяч всадников. Упоминаются осетинские цари и родственные союзы между грузинским царским домом (Багратидов) и осетинским.

Могущество осетин, ослабленное на севере Кавказа русскими, черкесами (касогами) и половцами, было окончательно подорвано татарским погромом во времена Чингисхана. Осетины вынуждены были платить дань татарам. На севере татары заняли часть осетинской территории, а кабардинцы окончательно заперли сетин в горах. Дигорцы, тагаурцы и часть куртатинцев были данниками кабардинцев еще в начале XIX века. Южные осетины, прежде столь грозные для Закавказья, подчинились влиянию грузин и стали в крепостную зависимость от грузинских феодалов Эристовых и Мачабеловых. Водворение русского владычества на Кавказе было благоприятно для О., нашедших в русском правительстве поддержку с одной стороны против кабардинцев, с другой против притеснений высшего сословия и грузинских князей. Вследствие подстрекательств со стороны последних среди южных осетин иногда происходили волнения, но меры правительства и деятельность миссионеров все более и более сближали осетин с русскими. В 1866—67 гг. совершилось в Осетии освобождение крепостных сословий от власти помещиков.

После революции происходит массовое переселение осетин на равнину. В 1922 году была образована Юго-Осетинская автономная республика, вошедшая в состав грузинской ССР, через два года была образована Северо-Осетинская республика, которая в 1936 году была преобразована в Северо-Осетинскую АССР. В 1990 была принята Декларация о суверенитете Республики Северная Осетия (сейчас Северная Осетия – Алания). Южная Осетия вошла в состав Грузии.

Загадочный «дон»

Этнографические исследования осетин установили, что их язык относится к иранской группе индоевропейских языков, которая включает также персидский, афганский, курдский, таджикский, татский, талышский, белуджский, ягнобский, памирские языки и диалекты. Ранее, примерно в VI – IV веках до н.э., в эту группу входили древнеперсидский и авестийский языки.

Именно благодаря собранию огромного количества языковых данных крупнейшими востоковедами Всеволодом Миллером и Василием Абаевым было установлено, что непосредственными предками осетин являются средневековые племена аланов, которые в свою очередь унаследовали скифо-сарматскую родословную.

Языковой материал скифо-сарматского мира, охватывавшего обширные территории между Дунаем и Каспием, сохранился в нескольких тысячах топонимических названий и собственных именах. Мы их встретим и в трудах античных авторов, и в многочисленных греческих надписях, оставшихся в местах древних городов-колоний: Танаиды, Горгиппии, Пантикапеи, Ольвии.

Абсолютное большинство скифо-сарматских слов может быть идентифицировано посредством современного осетинского языка, так же, как и древнерусская лексика проглядывает в словаре современного русского языка. Возьмем, к примеру, слово «дон», что по-осетински означает «вода». Из этого слова выросли названия таких рек, как Дон, Донец, Днепр, Днестр, Дунай.

Здесь можно усмотреть справедливость гипотезы, согласно которой в осетинском народе видят арийские корни. Слово «дон». согласно мнению большинства ученых, восходит к арийской основе dānu ( река), которая в древнеиндийском языке означала также «каплю, росу, сочащуюся жидкость».

Профессор Абаев считает, что переход «dān → don» произошел не ранее XIII—XIV веков, когда осетины (аланы) уже не были массово представлены на юге России. По его представлению, русскую форму «Дон» нельзя связывать непосредственно с современным осетинским «don», эти слова родственны через скифо-сарматский язык. Что же касается самого наименования осетинского народа, то оно попало в русский язык от грузинского названия Алании – Осети.

Осетинский язык таит еще в себе загадки. Так, название английской столицы — Лондон — осетины воспринимают как свое, потому что на их родном языке оно означает «гавань или пристань». Есть и другие примеры. Город Дувр по-осетински звучит как «ворота», Бонн – как «день», а Лиссабон – «восходящий день». Подобных интригующих топонимов в европейских языках насчитывается не менее полутысячи.

Гибель Алании

«Великая замятня» позволившая русским победить в Куликовской битве, оказалась гибельной для Алании. Тамерлан пошел в поход на хана Тохтамыша, через Кавказ, в его приволжские кочевья. С огромной армией Тамерлан прошел Дербент, опрокинул авангард тохтамышевского войска и подошел с юга к Тереку. С севера к нему подошла не менее громадная армия Тохтамыша. Генеральное сражение началось 15 апреля 1395 г. Армия Тохтамыша потерпела полное поражение. Это было одно из крупнейших сражений того времени, решившее судьбу не только Тохтамыша, но и Золотой Орды, во всяком случае ее великодержавного положения. 

Тимур истреблял подданных Тохтамыша, а особенно христиан. Аланы оказались в самом центре этой резни и их едва не уничтожили полностью!

А чтобы более аланы не возрождались, Тимур увел большую часть боеспособных мужчин с собой, подарив их в Китай, для защиты границ. Где это войско хотя и было на хорошем счету, но быстро растворилось в местном населении…Оставшиеся вынужденно смешивались с аборигенами Кавказа и навсегда потеряли статус сильного царства в этом регионе.

О гостеприимстве, вражде и дружбе

Осетинское гостеприимство является одной из самых ярких традиций этого народа

Современные осетины, как и их далёкие предки считают, что ни в коем случае нельзя обидеть гостя невниманием. На Кавказе вообще гость считается особым человеком. 

“Мой дом – твой дом”, – нередко можно услышать эту поговорку от осетинских мужчин. Хозяин дома – это не просто принимающая сторона, а при необходимости – даже защитник, что сможет спасти своего гостя и дать ему приют. 

Обычаи осетин говорят, что, оставляя гостя на ночь, хозяева должны заколоть барашка, чтобы угостить человека. Даже если в доме есть свежее мясо, этот ритуал обязательно соблюдать. Мне кажется, его корни уходят в глубокое прошлое и, не исключено, связаны с жертвоприношениями покровителям гостеприимства и семейного очага.

Обычаи кровной мести также принадлежат к традициям осетин с давней историей. Несмотря на это, исключением в принципах кровной вражды являются те же правила гостеприимства.  Если хозяин дома принял у себя как гостя незнакомого человека, а потом выяснил, что это – его кровный враг, он никогда не причинит ему вреда

Пока враг – гость, он будет окружён заботой и вниманием, его накормят и предоставят ночлег

Осетины высоко ценят дружбу, а обычаи побратимства нередки в их семьях. Называя друга братом, осетин обменивается с ним оружием, клянётся в священном месте, выпивает ритуальный напиток из одной чаши. Это не просто красивая традиция, ведь дружба для осетин – необыкновенный взаимоотношения. Порой дружеские узы оказывались крепче родственны, а побратим приходил на помощь своему другу как морально, так и материально.

Крещение раньше Руси

Мы привыкли считать оплотом христианской веры в далёком прошлом именно русские земли, но это далеко не так. На территории Осетии православие появилось раньше, чем на Руси. Даты говорят сами за себя. Всем известно, что князь Владимир крестил Русь в 988 году, однако аланы приняли христианство ещё в начале X века, в 916 году.

С тех пор господствующей религией Осетии стала православная вера. И здесь снова хочу указать на “осетинский парадокс”. Этот народ пережил несколько терактов, его население имеет многонациональную структуру, однако здесь крайне терпимо относятся к людям с любым вероисповеданием. Осетия по-прежнему остаётся одной из самых дружных и доброжелательных республик России.

Государственные праздники Южной Осетии

К национальным праздникам, которые по закону считаются выходными, относятся:

  • День Конституции ― 8 апреля;
  • День защитника отечества ― 23 февраля (отмечается с 1992 года);
  • Международный женский день ― 8 марта;
  • Международный День труда ― 1 мая;
  • День Победы ― 9 мая;
  • День молодежи ― 27 июня;
  • День скорби (начало военной агрессии Грузии против Южной Осетии) ― 8 августа;
  • День независимости республики ― 20 сентября;
  • День матери ―25 ноября.

Новый год осетины, как и все народы мира, отмечают 1 января. Но более значимым праздником у них считается Старый Новый год ― «ног Бон». Он приходится на время окончания поста, и изобилие праздничных блюд служит символом благополучия семьи в течение всего наступившего года. На новогоднем столе обязательно присутствуют мясные блюда, домашнее масло и ритуальный круглый пирог «Артхурон», посвященный богу Солнца. Чтобы защитить дом от злых сил, у входа вешаются колючки. На рассвете во дворе разжигают костер, перед ним члены семьи озвучивают свои новогодние пожелания, а ряженая молодежь ходит по улицам, устраивая веселые представления.

Православие в Осетии

Многие осетины придерживаются основных канонов православия, но вместе с тем в их верованиях присутствуют особые черты. Они обусловлены историческими обстоятельствами, при которых жители Осетии знакомились с разными мировыми религиями.

Христианство знакомо осетинам с незапамятных времен. В 2014 г. торжественно отмечалось 1100-летие Крещения Алании (современной Северной Осетии). Сохранились сведения о том, что аланский народ принял христианскую веру от руки константинопольского епископа Петра, который крестил его.

По официальной версии, христианство пришло в Осетию из Грузии в XI–XIII столетиях. Однако на самом деле жители горного государства познакомились с ним гораздо раньше – еще в IV веке нашей эры:

  • в этот период население южной части страны приняло христианство от западных грузин;
  • после того как древнее государство Лазик стало сближаться с персами, учение Христа на время замедлило свое распространение;
  • во времена правления Юстиана, жившего в VI веке, стали возводиться православные церкви, в Осетию прибыли византийские священнослужители, население страны стало приобщаться к христианской морали и новым обрядам.

Параллельно сохранялись отголоски язычества, поскольку осетины приносили жертвы не только духам, но и великим христианским святым – Георгию Победоносцу, Архангелу Михаилу, Николаю Угоднику и другим.

КАФЕ ОСЕТИНСКОЙ КУХНИ: ГДЕ НАЙТИ

Где можно отведать лучшие осетинские пироги? Дигория – регион, наполненный кафе и ресторанами национальной кухни. Но не только здесь можно познакомиться с традиционными блюдами Северной Осетии – рестораны осетинской кухни есть во многих городах России – от Владикавказа до Ростова-на-Дону. Например, славится вкуснейшими блюдами ростовская мини-пекарня «С пылу с жару», расположенная в Ленинском районе, а также кафе «Осетинские пироги» на Сладкова. Осетинская национальная кухня также достойно представлена во владикавказских ресторанах «Жемчужина» и «Къона».Кухня Осетии неотделима от старинной культуры прекрасной республики, поэтому спешите впитать ее традиции вместе с вкуснейшими аутентичными кушаньями. А если удастся попасть в гости к местным жителям, то угощение обещает быть незабываемым!

Осетины в древности

Издавна национальность осетин носила различные названия. К примеру, сами себя они именовали «ирон адам», а страну, в которой жили, — «Иристон». Грузины называли их «овси», а страну, соответственно, «Овсети».

С первого тысячелетия нашей эры народ жил на Северном Кавказе, в Аланском царстве. Со временем осетин сильно потеснили монголы и войска Тамерлана, после чего их жизненный уклад очень видоизменился. Попав под влияние Грузии, они стали менять свою жизнь, а с ней и конфессиональную принадлежность. Народу довольно сложно стало жить по новым условиям и пришлось обживаться в суровых горах.

Люди, которые наблюдали за жизнью осетин со стороны, очень им сочувствовали, поскольку их страна была закрытой и недоступной внешнему миру из-за гор, окутанных льдом и снегом, а ещё из-за наличия скал и быстротечных рек. Из-за окружающей среды плодородность Осетии невелика: кроме злаков, таких как овёс, пшеница и ячмень, фактически ничего там не родится.

Осетины, религия которых с древних времён считалась христианской, сегодня только считаются таковыми из-за соблюдения Великого поста, почитания икон, вере священникам и церквам. Больше ни в чём они отношения к христианству не имеют. Раньше осетины почитали многих богов природных стихий и искали параллели между христианским пантеоном и святыми в мусульманстве. Очень часто приносили они жертвы и христианским святым, таким как Николай Угодник, Георгий Победоносец, архангел Михаил и прочим.

Генетика

Осетины — уникальная этническая группа Кавказа, говорящая на индоевропейском языке в окружении преимущественно кавказских этнолингвистических групп, к другим некавказским племенам относятся карачаевцы и балкарцы . Данные Y-гаплогруппы показывают, что северные осетины больше похожи на другие северокавказские группы, а южные осетины на другие южнокавказские группы, чем эти двое друг на друга. По мтДНК осетины значительно больше похожи на некоторые иранские группы, чем на кавказские. Таким образом, предполагается, что существует общее происхождение осетин от протоиранского урхеймата, за которым последовали последующие миграции, опосредованные мужчинами, от их кавказских соседей.

Народы Северной Осетии

Осетины – наследники древних иранских племен: сарматов и скифов. Территория Осетии в средних веках входила в состав могущественного экономически и культурно развитого государства Алания. Историки-этнографы отмечают тесное переплетение иранских и кавказских черт в области духовной и материальной культуры современного осетинского народа.

Общие сведения о жизни осетин

Коренного осетина можно узнать по продолговатой форме головы, темным или русым волосам, глазам преимущественно карего или серого цвета. Осетины принадлежат к европеоидной расе (кавкасионский тип).

Основным занятием жителей республики издревле было скотоводство и земледелие, в связи с чем здешняя местность славилась качественным производством масла, сыра, шерстяных изделий и т. д. Также развито здесь было и прикладное искусство: вышивка орнаментов, резьба по дереву и камню, ковка металла.

У осетин очень крепки родственные узы. Глава семьи стремился обезопасить ее от врагов и других невзгод, возводя надежные крепости, башни, замки и высокие заграждения. К сожалению, до наших дней родовые сооружения сохранились в лишь полуразрушенном виде.

Дружелюбность и толерантность осетинского народа не знает границ, о чем свидетельствует мирное проживание представителей разных национальностей на землях Северной Осетии.

Краткие факты «биографии» других народностей на североосетинской территории

• Россияне. Русские казаки впервые появились в этих местах еще в 16 веке. Дабы обрести независимость и не подчиняться помещикам-узурпаторам, люди находили убежище в отдаленных уголках страны, где образовывали собственные мини-государства – казачьи станицы и слободы. В укрепленных селениях выбирались свои органы власти. Главным среди казаков был атаман, который руководил жизнью селения как в военную, так и в мирную пору. По происшествии некоторого времени казаки нашли общий язык с государственным правительством: станицы перешли под контроль российских властей, однако за ними сохранились все права и привилегии казаков. Приход советской власти встретил серьезное сопротивление со стороны большинства казачьих поселений, результатом чего стала жестокая расправа над казаками: во всем Северном Кавказе станицы были разрушены. Северная Осетия на съезде народов Терека сумела отстоять и защитить от уничтожения такие русские поселения как: Змейская, Архонская, Николаевская и Ардонская станицы.

• Армяне. Торговые и культурные связи между Арменией и здешними землями были известны еще во времена существования Аланского государства. Чтобы защитить себя и свое имущество от грабителей и бандитов, армянские торговцы старались подружиться с местными жителями и путешествовать по незнакомой стране в их сопровождении. Начало 20 века припало на Первую мировую войну, в которой Турция и Россия оказались по разные стороны баррикад. Армяне преследовались во всей Турции, из-за чего те искали убежища в разных странах. Северная Осетия в те годы приютила не одну армянскую семью.

• Греки. Основная часть греческого поселения появилась в Северной Осетии в первой половине 19 столетия. Под предводительством Спиридона Чекалова в Садон направилась группа греков, дабы осуществлять строительные проекты домов, мостов и дорог. Турецкие греки повторили судьбу армян в период Первой мировой войны: многие из них обрели мирную жизнь в здешнем крае. В столице Северной Осетии работали греческий театр и греческая школа.

• Немцы. Немецкие поселения (Эммаус и Михайловское) возникают на территории республики во второй половине 19 века. Российский царь приглашал немецкие семьи с целью перенять их опыт безупречного ведения хозяйства.

Подгруппы

Осетинские племена (по Б.А. Калоеву).

  • Железные на востоке и юге образуют большую группу осетин. Они говорят на железном диалекте . Утюги разделены на несколько подгрупп: Alagirs, Kurtats, Tagaurs, Кударская , Tual, Urstual и Chsan.

    • Кудар — южная группа осетин.
    • Туал находятся в центральной части Осетии (см. Также Двалы ).
    • Чсаны находятся на востоке Южной Осетии.
  • Дигорон на западе. Дигоры проживают в Дигорском , Ирафском и некоторых населенных пунктах Кабардино-Балкарии и Моздокского района . Они говорят на дигорском диалекте .
  • Яссы , которые поселились в районе Яшаг в Венгрии в 13 веке. Они говорили на вымершем ясском диалекте .

История происхождения

Происхождение осетин (самоназвание, ирон, дигорон) уводит в далекое прошлое. Аланы, предки современных осетин, впервые появились в I веке нашей эры вблизи Византии, занимая территории северо-восточных границ Римской Империи. «Суровые и воинственные», как их назвал в свое время Лукиан, аланы совершали набеги на соседние государства.

Эти средневековые племена общались со многими народами, то заключая с ними мирные договоры, то сталкиваясь на поле брани. Таким образом, история алан тесно переплелась с историей народов не только Кавказа, но и Юга России. И именно эти народности, которые расселялись по верховьям Кубани и Терека, дали начало истории современных осетин.

Учеными доказана четкая преемственность: скифы — сарматы — аланы — осетины. Скифы, совершившие победоносные походы в Малую Азию, создавшие искуснейшие золотые украшения, еще в VIII веке до нашей эры селились в Крыму и Северном Причерноморье, по нижнему течению Дона и Дуная.

В начале IV века царь скифов Атей, объединив племенные союзы, создал могучее государство. Но в III веке на них напали сарматские племена, часть скифов рассеялась, а другая, более значительная, образовала скифо-сарматское царство. Вскоре в него вошли готы, затем — гунны, вовлекшие всех в Великое переселение народов. Но из скифо-сарматского государства вышли самые стойкие аланы, часть из них ушла с гуннами на Запад, а другая, уйдя в предгорья Кавказа, соединилась с местным населением.

Она и дала начало будущему государству Алания. Когда в Аланию вторгся Чингисхан со своей ордой и захватил равнинные плодородные земли, остатки разгромленного им аланского войска отошли в горы. Целых пять столетий аланы не появлялись на исторической сцене и возродились под именем осетин. Осетинами аланов стали впервые называть их соседи — грузины, с этим именем они и вошли в состав России в XVIII веке, и история Осетии стала общей историей с Россией.

На 2018 год численность осетинской национальности составляла около 702 тысяч человек. Сегодня есть много мест в СНГ и других странах, где живут осетины: не только в горах Южной и Северной Осетии, но и в Грузии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, России, Турции.

Сословное деление

Осетины, согнанные в горы, очень трудно осваивались в новых условиях. Путешественники, которые редко забредали в эти суровые места, вспоминают об этой стране как о замкнутой и недоступной даже для врагов, поскольку их отпугивали покрытые льдами горы, тесные и высокие утесы и скалы, реки с большим течением. Леса было мало, печи топили кизяком. Почвы неплодородные, вымороженные, поэтому родились только пшеница, овес и ячмень. В XVII—XVIII вв. у осетин образовалось пять основных групп, которые отличались и по бытовому укладу, и по языку.

Позднее князья из соседней Кабарды стали владеть выходами из ущелий, где жили осетины, просили с них дань. Наибольшее влияние кабардинцы оказали на своих ближайших соседей — дигорцев, немного меньше — на тагаурцев. У куртатинцев не было выработано сословного деления, но оно и не отрицалось. И только самые дальние от Кабарды алагирцы, полностью отрицавшие сословное неравенство, сохранили родовую демократию.

Язык и вероисповедание

Осетинский язык принадлежит к иранской группе индоевропейских языков. В Северной Осетии существует два диалекта — иронский и дигорский, так как выделяются две субэтнические группы — иронцев и дигорцев. Диалект иронцев принят за литературный язык. У дигорского диалекта также имеется литературная форма. Издание книг и журналов осуществляется на обоих диалектах.

За жителями Южной Осетии закрепляется игорский диалект, но в нем выделяется два наречия. Если у населения южных территорий больше заимствовано слов из грузинского языка, то в северной части страны заимствования относятся в основном к русским словам.

Что касается веры и религии, то осетины относятся к двум мировым конфессиям — христианству и исламу. В республике также присутствуют традиционные осетинские верования. Например, по опросу 2012 года, традиционная религия предков наблюдалась в ответах почти у 30% опрошенных.

Один из традиционных обрядов называется «Три пирога», который проводят обычно на свадьбах и других больших торжествах. На стол приносят три пирога и говорят молитвы. Одновременно подают и три ребра животного, которого заранее принесли в жертву. Число «3» соотносится с небом, солнцем и землей. На похоронах, согласно обычаям, ставят два пирога.

Православные и мусульманские общины участвуют в совместных обрядах древних верований. Осетин — мусульман больше проживает в Северной половине республики. Система древних верований предполагает почитать верховного бога Хуыцау, который подчиняет себе божества природных стихий.

Специфические черты осетинской веры

Религия осетин многообразна и поэтому уникальна. Большинство жителей Южной и Северной Осетии терпимо относятся к представителям различных конфессий. Это во многом отличает их от приверженцев монотеистических верований, не признающих никаких других религий. На территории этой горной страны преобладает толерантное отношение к христианству, исламу и остальным религиям. Иногда в одной осетинской семье нет сторонников единой веры и каждый ее член придерживается разных религиозных взглядов, однако это не мешает родственникам относиться друг к другу с любовью и заботой.

На сегодняшний день основной религией Осетии является православное христианство. Именно поэтому традиционная осетинская церковь обустроена в соответствии с правилами православия. Несмотря на количественное преимущество, сторонники данного вероисповедания не считают себя выше или лучше представителей других религий. Самое главное для многих осетин – это хорошее отношение друг к другу, взаимопонимание и поддержка в сложных ситуациях. Бог при этом считается единым для всех людей, но каждый верующий идет к Нему своей собственной дорогой.

Быт осетин

На плоскости осетины живут в мазанках или побеленных хатах; в горах, где нет леса, или он трудно доступен, осетинские сакли складываются из камней без цемента и большей частью прилепляются одной стороной к скале. Иногда часть боковых стен также образуется горой.

Главная часть национального осетинского дома — большая общая комната, кухня и столовая вместе. Целый день в ней происходит стряпня, так как у осетин нет определенного времени для еды, и члены семьи едят не все вместе, а сначала старшие, затем младшие. Посреди комнаты помещается очаг, над которым, на железной цепи, висит медный или чугунный котел. Очаг составляет центр, около которого собирается семья. Железная цепь, прикрепленная к потолку у дымового отверстия — самый священный предмет дома: приблизившийся к очагу и прикоснувшийся к цепи становится близким семье. Оскорбление цепи (например, унесение ее из дому) считалось для семьи величайшей обидой, за которой прежде следовало кровная месть.

По мере разрастания семьи (разделы между женатыми братьями при жизни родителей — явление редкое) к дому пристраиваются новые сакли и хозяйственные постройки. Все постройки покрываются плоскими крышами, на которых нередко производится молотьба хлеба, сушка зерна.

Одежда осетин не отличается от общекавказской, горской: у мужчин те же рубахи, бешметы, черкески, шаровары из сукна или холста или бурки; у женщин — длинные рубахи до пят, шаровары и ситцевые или нанковые полукафтаны с узким вырезом на груди. Зимний головной убор — барашковая высокая шапка (папаха), летний — войлочная шляпа. Головной убор женщин составляют шапки разного вида и платки. Мужчины в одежде предпочитают цвета темно-коричневый и черный, женщины — синий, голубой и алый.

Главная пища осетин, отличающихся вообще умеренностью, хлебная — из ячменя, кукурузы, пшеницы, проса, также кушанья из молока и сыра. Мясо они едят лишь по праздникам и при приезде гостей. Основные занятия осетин в горах, где есть тучные пастбища — скотоводство и земледелие, ремесла слабо развиты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector