Крымская война 1853−1856 гг.

Легенда

Природа так поработала над скалистыми останцами, что они стали напоминать людям то руины древних замков, то загадочные башни. Когда и почему ущелье получило свое необычное название, мнения расходятся.

По одной из версий, свое необычное название ущелье получило от бойцов партизанского отряда, которые в гражданскую войну противостояли в этих краях белогвардейцам. Кому первому пришла в голову идея сравнить речную долину в Приморье со всемирно известным проливом Дарданеллы, история умалчивает.

На окраине села Хмельницкое есть неприметный памятник партизанам, которые во главе с известным революционером, Сергеем Лазо, вели в этих краях ожесточенные бои.

Ущелье Дарданеллы на панораме GoogleMaps

Имя

Современное турецкое имя Чанаккале Богазы, смысл ‘Чанаккале Пролив », происходит от одноименный средний город который примыкает к проливу, что само по себе означает «гончарный форт» — от (Чанак, ‘керамика’) + (, «крепость») — со ссылкой на знаменитую керамику и изделия из керамики этого района, а также на известную османскую крепость Султание.

Английское имя Дарданеллы это сокращение от Пролив Дарданеллы. Во времена Османской империи по обе стороны пролива стояли замки. Эти замки вместе назывались Дарданеллы, вероятно назван в честь Дардан, древний город на азиатском берегу пролива, который, в свою очередь, получил свое название от Дардан, мифический сын Зевс и Электра.

Древний Греческий имя Ἑλλήσποντος (Hellēspontos) означает «Море Хелле» и было древним названием узкого пролива. В классической литературе он назывался по-разному. Hellespontium Pelagus, Прямая кишка Hellesponticum, и Fretum Hellesponticum. Это было так называлось от Helle, дочь Афама, которая утонула здесь в мифологии Золотое руно.

Переходы

Морской

Воды Дарданелл ежедневно пересекают многочисленные пассажирские и автомобильные паромы, а также прогулочные и рыболовные суда, от лодок до яхт, принадлежащих как государственным, так и частным лицам.

По проливу также проходят значительные международные коммерческие морские перевозки. грузовые суда и танкеры.

Земельные участки

В настоящее время автомобильные переходы через пролив отсутствуют. Однако в рамках запланированного расширения Турецкой национальной сети автомобильных дорог правительство Турции рассматривает возможность строительства подвесной мост между Сарычай (район Провинция Чанаккале) на азиатской стороне, чтобы Килитбахир на европейской стороне, в самой узкой части пролива. В марте 2017 года строительство Мост Чанаккале 1915 года между городами Гелиболу и Лапсеки началось.

Подводный

2 подводный кабель системы передачи электроэнергии напряжением 400 кВ по мосту через Дарданеллы, чтобы питать запад и восток Стамбула. У них есть собственные посадочные станции в Лапсеки и Сютлюце. Первая, расположенная в северо-восточной части пролива, была активирована в апреле 2015 г. и ведет 2 ГВт через 6 фаз 400 кВ переменного тока в 3,9 км до моря. Второй, находящийся где-то посередине пролива, еще строился в июне 2016 года и имеет очень похожие данные.

Обе подводные линии электропередачи пересекают 4 оптоволоконные линии передачи данных, проложенные ранее вдоль пролива. На опубликованной карте показаны линии связи, ведущие из Стамбула в Средиземное море, названные MedNautilus и приземляющиеся в Афины, Сицилия и в другом месте.

Карта военных действий

Основные военные сражения и сосредоточение коалиции были на крымских землях (отсюда и название войны).


Главными ключевыми моментами карты военных действий в войне были:

  • синопская битва на парусных кораблях (прошла 1853 г., ноябрь). Русская армия одержала победу, которая подняла военный боевой дух;
  • нападение на город Одесса (1854 г., 10 апреля), его бомбардировка, отражение атаки. Русский порт юга, считающийся главным, выстоял. Армия нанесла англо-французским войскам хороший удар, откинув их. Коалиция отправилась на Крымский полуостров;
  • бои у реки Дунай (1853—1856 гг. г.) имели успех, но по решению руководства, русская армия осталась на Левом берегу реки и сняла осаду с Силистрии;
  • высадка 50 тысяч войск коалиции у Варны в Болгарии (июль 1854 г.). Предполагалась атака на Бессарабию, где стояло русское войско, с тем, чтобы выбить ее оттуда. Но из-за эпидемии холеры, битва не состоялась, и противники направились в Крым;
  • Кавказские битвы (1853—1856 гг. г.):
  1. У селения Кюрюк-Дара (в Армении), где турки и британцы потерпели поражение.
  2. За турецкую крепость Карс (июнь—ноябрь 1855 г.).
  • Героическая оборона города Севастополь (1854—1855 гг.).
  • Занятие союзниками Малахова кургана. Эта битва была проиграна, но послужила импульсом к окончанию войны. В город вошли французы, британцы и поданные Сардинии.

Кроме перечисленных, в Крыму произошли битвы: на реках Альма и Черная; возле Балаклавы, Инкермана, города Евпатория, но все они были неудачными для русских и не помогли снять осаду с Севастополя.


Кроме крымских, между соперниками были бои и в дальних российских регионах: на Камчатке (Петропавловская оборона) — 2 штурма, в водах Белого и Баренцева морей. Также союзники пытались прорваться через Балтику. Коалиция, сосредоточив силы на юге, хотела нанести удары России с севера, чтобы ослабить государство. Эта попытка была провальной, и русский флот с успехом отразил все нападения.

История

Будучи таким уникальным проливом, многие задаются вопросом: а как образовался пролив Босфор? Как известно, пролив образовался примерно 7600 лет назад. Изначально уровень Чёрного и Мраморного морей был гораздо ниже, нежели в наши дни, и они не были связаны между собой. В конце последнего ледникового периода произошло таяние крупных масс льда и снега, тогда уровень воды в обоих водоёмах значительно повысился. Сильный поток воды за несколько дней пробил себе дорогу из одного моря в другое, образовав тем самым пролив.

Поскольку пролив является единственным проходом между Чёрным морем и Средиземным морем, Босфор имеет огромное значение в торговле и военном деле. Контроль над проливом был целью нескольких конфликтов, в частности Русско-турецкой войны, а также нападения союзных держав на Дарданеллы в ходе Первой мировой войны.

olgazav59

Во времена древнегреческих, персидских, римских и византийских эпох греческий город-государство Афины в V веке до н. э. поддерживал отношения с городами, которые контролировали проливы, такими как Византий. Персидский царь Дарий I Великий пытался подчинить скифов и переправился через Босфор, а затем направился к реке Дунай. Вся армия пересекла пролив по самодельному мосту. Спустя некоторое количество лет во время вторжения Ксеркса I в. Грецию, через пролив Дарданеллы был построен аналогичный самодельный мост.

Во времена Османской империи Константинополь был завоеван, а османы построили укрепления по обе стороны пролива, Анадолухисары в 1393 году и Румелихисары в 1451 году, готовясь к основной битве и к установлению контроля над Босфором. Завоевание Константинополя в 1453 году является тем событием, которое положило конец Средневековью и начало ренессанса и эпохи открытий.

olgazav59

Во время своего расцвета между XVI и XVIII веками Османская империя использовала стратегическое значение Босфора, чтобы установить контроль над территорией Чёрного моря. Как результат, уже несколько международных договоров регулировали проход судов на территории пролива. По одному договору проливы Босфор и Дарданеллы должны были быть закрыты по требованию России для морских судов других держав, по другому договору должно было произойти закрытие турецких проливов для любых военных кораблей. Уже после Первой мировой войны Севрский договор позволил установить границы и сделать его международной территорией под контролем Лиги Наций.

В соответствии с Лозаннским договором в 1923 году проливы вернули Турции, при этом иностранным военным кораблям и коммерческим судам был разрешён свободный проход. Впоследствии режим судоходства регулировался Конвенцией Монтрё о режиме проливов от 20 июля 1936 года, согласно которой Турция сама могла ограничивать морские перевозки государств, не являющихся черноморскими. Во время Второй мировой войны до февраля 1945 года проливы были закрыты для военных кораблей воюющих стран, но часть немецких судов могли проходить транзитом.

С началом XXI века турецкие проливы получили максимально важное значение для нефтяной промышленности. Российская нефть начала экспортироваться в огромном количестве в Западную Европу и США через проливы Босфор и Дарданеллы

И по сей день значимость пролива Босфора высокая и значима.

olgazav59

Цели сторон

Для каждого из участников столкновений причины и необходимость в данной войне были разными, поэтому сейчас немного детализируем эти моменты. Для России:

  • уничтожение Османской империи как единого государства;
  • установление протектората над территориями Болгарии, Молдавии, Сербии и Валахии;
  • установление контроля над проливами Босфор и Дарданеллы.

Для Турции смысл был следующий:

  • желание отобрать у России земли Кавказа и Крыма;
  • подавление национально — освободительного движения на Балканах.

Англия и Франция были едины в желании:

  • сохранить Турцию в качестве сильного противоядия влиянию российского царизма в Европе и мире вообщем;
  • осуществить реванш за поражение в Отечественной войне 1812 года.

Переходы

Морской

Воды Дарданелл ежедневно пересекают многочисленные пассажирские и автомобильные паромы, а также прогулочные и рыболовные суда, от лодок до яхт, принадлежащих как государственным, так и частным лицам.

По проливу также проходят значительные международные коммерческие морские перевозки. грузовые суда и танкеры.

Земельные участки

В настоящее время автомобильные переходы через пролив отсутствуют. Однако в рамках запланированного расширения Турецкой национальной сети автомобильных дорог правительство Турции рассматривает возможность строительства подвесной мост между Сарычай (район Провинция Чанаккале) на азиатской стороне, чтобы Килитбахир на европейской стороне, в самой узкой части пролива. В марте 2017 года строительство Мост Чанаккале 1915 года между городами Гелиболу и Лапсеки началось.

Подводный

2 подводный кабель системы передачи электроэнергии напряжением 400 кВ по мосту через Дарданеллы, чтобы питать запад и восток Стамбула. У них есть собственные посадочные станции в Лапсеки и Сютлюце. Первая, расположенная в северо-восточной части пролива, была активирована в апреле 2015 г. и ведет 2 ГВт через 6 фаз 400 кВ переменного тока в 3,9 км до моря. Второй, находящийся где-то посередине пролива, еще строился в июне 2016 года и имеет очень похожие данные.

Обе подводные линии электропередачи пересекают 4 оптоволоконные линии передачи данных, проложенные ранее вдоль пролива. На опубликованной карте показаны линии связи, ведущие из Стамбула в Средиземное море, названные MedNautilus и приземляющиеся в Афины, Сицилия и в другом месте.

Босфор в Стамбуле

Знаменитый на весь мир город Стамбул уютно расположился прямо на границе двух материков, которые разделены проливом, в связи с этим, сердцем Стамбула можно уверенно назвать Босфор. Босфор — это удивительной красоты пролив, который зачаровывает всех гостей своими водами и контрастно убранными берегами. Здесь по соседству находятся современные небоскребы, рыбацкие поселки, величественные дворцы и многое другое. Все это является прекрасным символом сплетения роскоши и нищеты, древности и современности. Благодаря зеркальным водам, этот город получает особое очарование, которое ни с чем нельзя сравнить. Откуда же появилось название этого пролива? Здесь все связано с древнегреческим мифом, когда Зевс влюбился в жрицу Геры — Ио, которая являлась дочкой царя Инаха. После того, как супруга Зевса об этом узнала, она превратила Ио в корову и наслала на неё страшного шершня, от которого Ио тщетно пыталась убежать. И ее спасением стало то, что она спряталась в водах Босфора, после чего пролив и назвали «коровий брод». В том же случае, если обратиться к подлинной истории, а не легенде, то можно узнать о том, что первым человеком, который перешел через пролив по мосту, персидский царь Дарий, который переправил через Босфор семисоттысячную армию по временному мосту. Современные жители Турции с гордостью относятся к своим мостам. Перед тем как его стали разводить, многие местные твердили, что это испортит весь силуэт города, а также всю прелесть Босфора. Но даже не смотря на мост, который был возведен в в одном из красивейших городов мира, среди великих памятников истории, наравне с его мечетями и дворцами, ему удалось гармонично вписаться в извилины окружающих холмов. Также, существует теория, что пролив Босфор был сформирован примерно в 5600 году до нашей эры, из-за таяния крупных масс льда и снега в конце последнего ледникового периода, после чего, резко повысился уровень воды. Всего за несколько дней, мощный поток воды смог пробить пробку из Средиземного моря в Черное, которая представляла собой пресноводное озеро. Также, стоит заметить, что на подводных склонах побережья Черного моря Турции в ходе недавних археологических исследований нашли затопленные города. многие считают, что именно образование Босфора стало поводом для возникновению мифа о Всемирном потопе и Ноевом Ковчеге.

И чтобы полноценно ощутить на себе, что же такое пролив Босфор, необходимо обязательно, хотя бы один раз совершить увлекательную прогулку по проливу на борту любого туристического судна в квартале Каракой. Это удивительное и неописуемое путешествие, во время которого пред взором предстанет весь Стамбул с присущим ему величием и пафосом. А в том случае, если отложить поездку на вечер, то можно постараться заглянуть в самую душу «чуда из чудес» — древнегреческого названия Константинополя. Нет ничего более захватывающего, чем Босфор в вечернее время, который со всех сторон окрашен алым цветом заходящего солнца.

Осенью 2013 года, на дну Босфора открыли великолепный железнодорожный тоннель, который смог соединить два континента Стамбула. Для того чтобы пересечь границу, достаточно будет потрать всего 4 минуты. А от конечной до конечной станции по ветке Мармарай ехать 18 минут, а уже после, можно пересесть на метро. Этот туннель был создан специально для того, чтобы уменьшить нагрузки через мосты Стамбул, а также для того, чтобы уменьшить загазованность атмосферы. Во время строительства инженеры особенно заботились о безопасности пассажиров, благодаря чему, тоннелю Мармарай не повредили подземные толчки в этом сейсмоопасном районе.

На сегодняшний день, по проливу проходят различные крупные суда, которые перемещаются между Черным и Средиземным морями, также Босфор регулярно пересекают многочисленные туристические парому, которые передвигаются от одного берега к другому. На сегодняшний день, пролив может похвастаться международным статусом. К тому же, в том случае, если верить статистике Турецкой Ассоциации морских лоцманов, то каждый день через Босфор проходит более 155 судов. Из них 28-30 судов — это танкеры, а шести из них имеют одну общую длину в 200 метров. В них перевозят опасные вещества, к примеру, сырая нефть, сжиженный газ, топливо для реактивных двигателей и так далее.

Помимо всего вышеперечисленного, пролив Босфор является не просто узким каналом, а одним из самых сложных водных путей, с сильным течением в 6-7 км в час, с крутыми поворотами и многими другими опасностями. К тому же, в марте и в апреле, здесь бывают очень сильные туманы, а зимой тут даже случаются сильные бури, поэтому нужно быть максимально аккуратными и внимательными.

Соотношение сил

Если говорить про реальное соотношение сил, то в этом вопросе может возникнуть серьезный спор. Дело в том, что многие эксперты утверждают, что флот антироссийской коалиции оснащен намного лучше по техническим характеристикам, но как показали практические моменты на войне — боеспособность объединенного флота четырех стран была слабой из-за отсутствия качественной координации действий судов.

Общая численность армии Российской империи на момент начала война составляла 1397100 человек, из них — 245800 людей находилось в резервных войсках. В боевых действиях с другими странами могли участвовать не более 700000 воинов.

На вооружении сухопутных войсках были такие орудия:

  • гладкоствольные семилинейные кремниевые ружья калибра 17,78 мм. образца 1828 года;
  • пушки весом 24,36, 68 фунтов;
  • мортиры;
  • единороги.

В состав флота, принимавшего участие в Крымской войне со стороны Российской империи, входило от Балтийского флота:

  • линейные корабли — 26;
  • фрегаты — 9;
  • корветы — 8;
  • пароходо-фрегаты — 9;
  • транспорты — 10;
  • мелкие суда — 143.
  • пароходы малые — 12.

Итого: 216 кораблей.

От Балтийского флота принимало участие соответственно по такой же классификации 14 + 6 + 16 + 6 + 24 + 32 + 82 = 180 единиц. Архангельская флотилия выставила 8 мелких судов и 2 малых парохода. Каспийская флотилия выставила немного больше кораблей, а именно:

  • 8 малых пароходов;
  • 2 транспорта;
  • 20 мелких судов.

Камчатская флотилия была представлена 1 малым пароходом, 2 транспортами и 5 мелкими судами.

В стане соперников ситуация была следующая. Объединенная сухопутная армия составляла примерно 1000000 человек.

Английский военный флот на момент 1853 года состоял из:

  • линейные корабли на парусном ходу — 19 штук;
  • аналогичные корабли на паровом ходу — 11;
  • фрегаты парусные — 50;
  • пароходо — фрегаты — 32;
  • мелкие судна — 67 на парусах и 71 — на пару.

Флот Франции был немного меньше на тот момент, а именно:

  • линейных — 25;
  • фрегатов — 38;
  • 108 судов на пароходном ходу.

О турецком флоте как серьезной силе говорить не стоит, потому что:

  • количество кораблей в общей численности не превышало 60 штук;
  • все составляющие элементы были английского производства;
  • капитаны кораблей — англичане.

Географическое положение

Материк полностью лежит в Северном полушарии, некоторые острова на юго-востоке Евразии расположены в Южном полушарии. Протяженность материка с севера на юг достигает более 8000 км.

Большая часть территории находится в восточном полушарии. Крайние западная и восточная части материка находятся в Запад­ном полушарии. Протяженность материка в широтном направлении составляет более 18 тыс. км.

Физическая карта Евразии

Крайние точки материка:

  • Северная — мыс Челюскин, остров Таймыр. Россия.

  • Южная — мыс Пиай, южная оконечность Малайского полуострова. Малайзия.

  • Западная — мыс Рока, Пиренейский полуостров. Португалия.

  • Восточная — мыс Дежнева, Чукотский полуостров. Россия. Мыс Дежнева расположен в Западном полушарие.

Особенности береговой линии.

Евразия — единственный материк, берега которого омывают воды всех четырех океанов — Атлантического, Северного Ледови­того, Тихого и Индийского. Вблизи берегов материка много морей, заливов и проливов, которые образуют многочис­ленные острова и полуострова. Наиболее изрезана береговая линия в западной и юго — восточной части Евразии.

Атлантические океан

Омывает Евразию с запада. Существенно влияет на природу Евразии. Самое большое по площади море Атлантического океана — Сре­диземное. Оно соединяет Северную Африку с Европой. На востоке Средиземное море соединяется с Черным через проливом Дарданеллы и проливом Босфор.

У западных берегов Евразии Атлантический океан образует глубокий Бискайский залив. К северу от него раскинулись Северное и Ирланд­ское моря, мелкое Балтийское море.

На материковой от­мели расположены острова Великобритания и Ирландия. На возвышение дна лежит остров Исландия. На северо-западе Европы расположен крупнейший в этой части света Скандинавский полуостров.

Северно — Ледовитый океан

Океан омывает Евразию с севера. Все моря, за исключением Баренцева, полностью замерзают. Самый большой полуостров на севере материка — Таймыр. Крупные острова в океане — Шпицберген и Новая Земля — большую часть года покрыты льдом.

Тихий океан

Океан омывает восточные берега Евразии. У побере­жий Тихого океана много островов. Полуострова и цепочки островов отделяют от океана моря: Охот­ское, Японское, Желтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское Они окружены Филиппинскими и Боль­шими Зондскими островами

Индийский океан

Тихий океан Малаккским проливом соединен с Индийским океаном. Он омывает Евразию с юга. Здесь расположены крупнейшие полуострова Евразии — Аравийский и Индостан

Соседние материки

Ближе всего к Евразии расположены Африка и Се­верная Америка.

  • Европу и Африку разделяют Гибралтарский про­лив и Средиземное море. Азия и Африка разделены Красным морем, Баб-эль-Мандебским проливом, Аденским заливом и Суэцким кана­лом.

  • На востоке Евразию и Се­верную Америку разделяет Берингов пролив.

——————————————————————————————————————————-

Номенклатура

Крупные острова у берегов Евразии

  • Великобритания

  • Исландия

  • Сахалин

  • Большие Зондские о-ва

  • Суматра

  • Ява

  • Калимантан

  • Филиппинские о-ва

  • Японские о-ва

Крупные полуострова Евразии

  • Скандинавский

  • Пиренейский

  • Аппенинский

  • Малая Азия

  • Аравийский

  • Индостан

  • Индокитай

  • Камчатский

  • Таймыр

  • Ямал

  • Кольский

География

Как морской водный путь, Дарданеллы соединяют различные моря вдоль Восточное Средиземноморье, то Балканы, то Ближний Восток, и Западная Евразия, и, в частности, соединяет Эгейское море к Мраморное море. Мармара далее соединяется с Черное море через Босфор, а Aegean далее ссылается на Средиземноморье. Таким образом, Дарданеллы позволяют морское сообщение от Черного моря до Средиземного моря и Атлантического океана через Гибралтар и Индийского океана через Суэцкий канал, что делает его важным международным водным путем, в частности, для транзита товаров, прибывающих из Россия.

Пролив расположен примерно на .

Современная морфология

Длина пролива 61 км (38 миль) и ширина от 1,2 до 6 км (0,7-3,7 миль), в среднем 55 метров (180 футов) в глубину с максимальной глубиной 103 метра (338 футов) в самом узком месте в Нара Бурну, в ряд Чанаккале. Через пролив проходят два основных течения: поверхностный ток течет из Черного моря в сторону Эгейского моря, и более соленая подводное течение течет в обратном направлении.

Дарданеллы уникальны во многих отношениях. Очень узкая и извилистая форма пролива больше похожа на форму реки. Он считается одним из самых опасных, многолюдных, сложных и потенциально опасных водных путей в мире. Течения, возникающие в результате приливов и отливов в Черном и Мраморном море, таковы, что корабли под парусами должны ждать на якорной стоянке для правильных условий, прежде чем войти в Дарданеллы.

География

Как морской водный путь, Дарданеллы соединяют различные моря вдоль Восточное Средиземноморье, то Балканы, то Ближний Восток, и Западная Евразия, и, в частности, соединяет Эгейское море к Мраморное море. Мармара далее соединяется с Черное море через Босфор, а Aegean далее ссылается на Средиземноморье. Таким образом, Дарданеллы позволяют морское сообщение от Черного моря до Средиземного моря и Атлантического океана через Гибралтар и Индийского океана через Суэцкий канал, что делает его важным международным водным путем, в частности, для транзита товаров, прибывающих из Россия.

Пролив расположен примерно на .

Современная морфология

Длина пролива 61 км (38 миль) и ширина от 1,2 до 6 км (0,7-3,7 миль), в среднем 55 метров (180 футов) в глубину с максимальной глубиной 103 метра (338 футов) в самом узком месте в Нара Бурну, в ряд Чанаккале. Через пролив проходят два основных течения: поверхностный ток течет из Черного моря в сторону Эгейского моря, и более соленая подводное течение течет в обратном направлении.

Дарданеллы уникальны во многих отношениях. Очень узкая и извилистая форма пролива больше похожа на форму реки. Он считается одним из самых опасных, многолюдных, сложных и потенциально опасных водных путей в мире. Течения, возникающие в результате приливов и отливов в Черном и Мраморном море, таковы, что корабли под парусами должны ждать на якорной стоянке для правильных условий, прежде чем войти в Дарданеллы.

Имя [ редактировать ]

Современное турецкое название anakkale Boğazı , означающее « пролив Чанаккале », происходит от одноименного города среднего размера , примыкающего к проливу, что само по себе означает «гончарный форт» — от اناق ( çanak , «керамика») + قلعه ( кале , «крепость») — со ссылкой на знаменитую керамику и изделия из керамики, а также на известную османскую крепость Султание.

Английское название Дарданеллы — это сокращение от Дарданелльского пролива . Во времена Османской империи по обе стороны пролива стояли замки. Эти замки вместе назывались Дарданеллы , , вероятно , назван в честь Дардана , древний город на азиатском берегу пролива , который , в свою очередь сказал , занять свое название от Дардана , мифического сына Зевса и Электры .

Древнее греческое название Ἑλλήσποντος ( Hellēspontos ) означает «море Хелле», и было древнее название узкого пролива. В классической литературе он назывался Hellespontium Pelagus , Rectum Hellesponticum и Fretum Hellesponticum . Он был назван так по имени Хелле , дочери Афамаса, утонувшей здесь в мифологии Золотого Руна .

География

Очень часто говорят, что Россия не могла захватить Проливы, приводя в пример Дарданелльскую операцию Англии и Франции 1915 года. Мол, раз союзники не смогли, то куда уж этим сиволапым русским?

«Вид на Босфор». Художник Максим Воробьёв

Это не совсем так, и главное отличие тут в географии, о чём часто забывают. Северный берег Босфора по обоим берегам — равнинный, южный берег Дарданелл — гористый. Течение (мы говорим о течении на поверхности, ибо в Проливах два течения: одно из них — подводное) в Босфоре направлено из Чёрного моря в Мраморное, и оно довольно сильное — 7,2 км/ч, или 4,5 узла.

То есть условный корабль, зашедший из Чёрного моря в Босфор, будет плыть по направлению к Мраморному морю даже без парусов и без иных движителей. Напротив, корабль, двигающийся в Чёрное море, вынужден будет преодолевать это течение.

Как мы понимаем, фактор течения особенно был важен в парусную эпоху и в самом начале эпохи пара, когда паровые машины были маломощны и несовершенны.

Простой факт времён Крымской войны: в 1853 году союзные флоты Англии и Франции боялись, что русские проведут операцию по захвату Проливов раньше, чем они успеют войти в Чёрное море.

Двадцать второго октября 1853 года винтовые корабли англичан и французов, подняв якоря, попытались пройти вверх по проливу, парусные линейные корабли шли на буксире. Но союзников ждало разочарование. «Шарлемань» (машина в 120 лошадиных сил) с «Вальми» на буксире счёл течение столь сильным, что прекратил буксировку ещё до того, как прошёл пролив сам. Британский винтовой линейный корабль «Санспарейль» (500 лошадиных сил) попытался буксировать угольщик, но также потерпел неудачу. Успехом закончились лишь две попытки буксировки: самый мощный (650 л. с.) во французском флоте колёсный пароходофрегат «Гомер» отбуксировал «Иену» — хотя и очень медленно. Также новейший винтовой линкор «Наполеон» (450 лошадиных сил), взяв на буксир французский флагман «Виль де Пари», с впечатляющей лёгкостью преодолел пролив, оставив позади большинство французских и все британские корабли. Союзникам пришлось ждать благоприятного ветра, чтобы войти в Босфор.

Что мы видим? Во-первых, только два винтовых корабля справились с течением Босфора, причём, ведя на буксире ещё кого-то. Остальные же суда даже без «нагрузки» с течением справиться не смогли и стали ждать попутного ветра. К слову, это форсирование для «Наполеона» не прошло без последствий — он так основательно посадил машины, что был отправлен на ремонт в Тулон.

Какой вывод напрашивается? В случае русской операции на Босфор течение помогало бы русским кораблям и мешало бы противнику, причём настолько, что сделало бы (по крайней мере на 1853 год) техническое преимущество английских и французских линкоров ничтожным. То есть за счёт течения русский флот получил бы против себя… такой же парусный флот.

Текущий правовой статус

Вид на Азию и Дарданеллы из окрестностей Галлиполи (Европа).

Международный статус пролива регулируется Конвенцией Монтрё от 20 июля 1936 года о режиме турецких проливов. Этот договор, депозитарием которого является Франция, предоставляет Турции контроль над проливами Босфор и Дарданеллы.

Эти проливы считаются международными водами для торговых судов, и Турция не имеет права ограничивать их использование в мирное время. Турецкие морские власти могут инспектировать суда по причинам, связанным с состоянием здоровья или безопасности, устанавливать право прохода, но не имеют права препятствовать их пересечению через пролив. Во время войны Турция может ограничить доступ к проливу.

Положения Конвенции Монтре

Конвенция гласит, что торговые суда любых государств имеют свободный доступ прохода через Босфор и Дарданеллы как в военное, так и в мирное время. Черноморские державы могут проводить через проливы военные суда любого класса. Нечерноморские государства могут пропускать через Дарданеллы и Босфор только надводные мелкие корабли.

Если Турция будет вовлечена в военные действия, то страна может по своему усмотрению пропускать боевые корабли любой державы. Во время войны, к которой Турецкая Республика не имеет отношения, Дарданеллы и Босфор должны быть закрыты для военных судов.

Последним конфликтом, в котором были задействованы механизмы, предусмотренные Конвенцией, был Югоосетинский кризис в августе 2008 года. В это время через проливы были пропущены военные корабли ВМС США, которые проследовали в направлении грузинских портов Поти и Батуми.

Экскурсии по проливу Босфор

Существует несколько вариантов прогулки по проливу Босфор:

  • Городской общественный транспорт. Один из самых распространенных способов прогулки по проливу. Расписание можно посмотреть около кассы. Проезд, как правило, равен стоимости проезда на любом другом общественном транспорте Стамбула.
  • Прогулочные коммерческие паромы. Таковых паромов, проводящие прогулки по проливу, здесь великое множество, и у каждого свое расписание. Прогулка длится в течение полутора часов, чтобы насладиться морскими пейзажами Стамбула. Большим преимуществом таких паромов являются их регулярные рейсы, поэтому попасть на них можно практически в любое время в течение дня.
  • Небольшие частные лодки. Те туристы, кто хочет индивидуальную прогулку по Босфору, могут выбрать себе лодку с личным «водителем». Цена прогулки будет зависеть от времени экскурсии.
  • Индивидуальные экскурсии с гидом. Один из самых лучших вариантов прогулки, поскольку гид в ходе экскурсии рассказывает много интересного об истории пролива, о его прошлом и настоящем, также показывает самые известные достопримечательности и советует лучшие рестораны и кафе, где можно вкусно поесть.

Какой вид экскурсии выбрать — решать лишь туристу. Каждый вариант имеет свои особенности и разную стоимость.

olgazav59

Переходы [ править ]

Мост Чанаккале 1915 года через пролив Дарданеллы, соединяющий Европу и Азию, после завершения строительства станет самым .

Морской править

Воды Дарданелл ежедневно пересекают многочисленные пассажирские и автомобильные паромы, а также прогулочные и рыболовные суда, от лодок до яхт, принадлежащих как государственным, так и частным организациям.

По проливу также проходят значительные международные торговые перевозки грузовыми судами и танкерами .

Земля править

В настоящее время автомобильные переходы через пролив отсутствуют. Однако в рамках запланированного расширения Турецкой национальной сети автомобильных дорог правительство Турции рассматривает возможность строительства подвесного моста между Сарычаем (район провинции Чанаккале ) на азиатской стороне и Килитбахиром на европейской стороне в самой узкой части. пролива. В марте 2017 года началось строительство моста Чанаккале 1915 года между городами Гелиболу и Лапсеки .

Подводное море править

Две подводные кабельные системы, передающие электроэнергию напряжением 400 кВ, соединяют Дарданеллы, питающие запад и восток Стамбула. У них есть собственные посадочные станции в Лапсеки и Сютлюце. Первый, расположенный в северо-восточной части пролива, был подан в апреле 2015 года и ведет 2 ГВт через 6 фаз 400 кВ переменного тока на 3,9 км через море. Второй, находящийся где-то посередине пролива, еще строился в июне 2016 года и имеет очень похожие данные.

Обе подводные линии электропередачи пересекают 4 оптоволоконные линии передачи данных, проложенные ранее вдоль пролива. На опубликованной карте показаны линии связи, ведущие из Стамбула в Средиземное море, названные MedNautilus, и приземляющиеся в Афинах , Сицилии и других местах.

Заключение (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Пролив Дарданеллы на карте Евразии занимает совсем немного места. Однако стратегическое значение этого транспортного коридора на континенте трудно переоценить. С экономической точки зрения для России важен, прежде всего, экспорт нефтепродуктов. Транспортировка «черного золота» по воде значительно дешевле, чем по нефтепроводу. Каждый день через Дарданеллы и Босфор проходит 136 судов, 27 из них – танкеры. Плотность движения через черноморские проливы в четыре раза превышает интенсивность Панамского канала, в три раза – Суэцкого. Из-за низкой проходимости проливов Российская Федерация ежедневно несет убытки в размере примерно 12,3 млн. долл. Однако достойная альтернатива пока не найдена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector