Sinai

Религиозные традиции

христианство

Вид на монастырь Святой Екатерины с тропы на вершину.

Согласно самым ранним христианским традициям, это событие происходило на близлежащей горе Сербал , у подножия которой в 4 веке был основан монастырь; только в VI веке монастырь переместился к подножию горы Екатерины , следуя указаниям более раннего заявления Иосифа Флавия о том, что Синай был самой высокой горой в этом районе.

Самые ранние упоминания о Джебель-Мусе как о горе Синай или горе Синай, находящейся на территории современного Синайского полуострова, неубедительны. Есть свидетельства того, что до 100 г. н.э., задолго до христианского монашеского периода, еврейские мудрецы приравнивали Джебель-Мусу к горе Синай. Грэм Дэвис из Кембриджского университета утверждает, что ранние еврейские паломничества идентифицировали Джабаль Муса как гору Синай, и это определение позже было принято христианскими паломниками. Р.К. Харрисон заявляет, что «Джебель-Муса … кажется, пользовался особой святостью задолго до христианских времен, кульминацией чего стало его отождествление с горой Синай».

Монастырь Святой Екатерины ( греч . Μονὴ τῆς Ἁγίας Αἰκατερίνης ) расположен на Синайском полуострове , в устье неприступного ущелья у подножия современной горы Синай в Святой Екатерине на высоте 1550 метров. Монастырь является греческим православным и внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО . Согласно отчету ЮНЕСКО (60100 га / Ref: 954) и веб-сайту ниже, этот монастырь был назван самым старым действующим христианским монастырем в мире, хотя монастырь Святого Антония , расположенный на берегу Красного моря в пустыне к югу от Каира, также претендует на это звание.

Христиане поселились на этой горе в третьем веке нашей эры. Грузины с Кавказа переселились на Синайский полуостров в пятом веке, а в девятом веке здесь образовалась грузинская колония. Грузины построили свои церкви в районе современного Синая. Строительство одной из таких церквей было связано с именем Давида Строителя , который способствовал возведению церквей в Грузии и за рубежом. Расположение церкви на горе Синай было обусловлено политическими, культурными и религиозными мотивами. Проживающие здесь грузинские монахи были глубоко связаны со своей родиной. У церкви были свои участки в Картли . Некоторые из грузинских рукописей Синая сохранились там, но другие хранятся в Тбилиси , Санкт-Петербурге , Праге , Нью-Йорке , Париже или в частных коллекциях.

ислам

Мечеть на вершине

Полуостров ассоциируется с Аароном и Моисеем , которых также считают Пророками . В частности, многочисленные ссылки на гору существуют в Коране, где она называется Шур Сина , Шур Синин , а также Ас-Шур и аль-Джабаль (оба означают «Гора»). Что касается прилегающей к ней Вад- Шува ( долины Тува), то она считается мукаддас ( священной ), и ее часть называется Аль-Букха аль-Мубарака ( арабский : ٱلْبُقْعَة ٱلْمُبَارَكَة , «Благословенное место»).

Некоторые современные библеисты объясняют гору Синай священным местом, посвященным одному из семитских божеств, еще до того, как израильтяне столкнулись с ней. Другие считают, что набор законов, данных на горе, возник в разные периоды времени друг от друга, причем более поздние в основном являются результатом естественной эволюции на протяжении веков более ранних, а не все происходящие из одного момента времени. .

История

Гора Синай, чья высота почти 2250 метров, расположена на одноименном полуострове, сегодня это территория Египта. Также имеет название Хар-Синай на иврите и Джебель-эль-Тур на арабском языке.


Священная гора Синай в Египте

Вопреки распространенному мнению это ряд вершин, а точнее 3 параллельных гребня: западный Джебель-эль-Хамр, средний Синай (который и считается горой Моисея) и восточный гребень.

Важно! Именно на этом месте по преданию Моисей получил 2 каменные скрижали, на которых сам Господь начертил 10 заповедей для еврейского народа. При этом еврейские документы древности не указывают точного местонахождения горы, а археолог Анати даже указывал совершенно иной пик в качестве библейского — гору Хар-Карком в пустыне Негев

Именно там археолог обнаружил многочисленные святилища и считает, что древние евреи почитали то место, в то время как мусульмане и христиане ошибочно отождествляют святое место с Синаем

При этом еврейские документы древности не указывают точного местонахождения горы, а археолог Анати даже указывал совершенно иной пик в качестве библейского — гору Хар-Карком в пустыне Негев. Именно там археолог обнаружил многочисленные святилища и считает, что древние евреи почитали то место, в то время как мусульмане и христиане ошибочно отождествляют святое место с Синаем.

Почитание данной местности считается древнехристианской традицией, начало которой было положено в 6 веке, согласно свидетельству Евсевий Кесарийский. Уже со II века на Хориве селились христианские монахи и отшельники, которые желали найти и обозначить упоминаемые места в Писании.

В 249 году в Египте правительство стало гнать христиан, и они стали убегать в горы, положив начало нескольким церквям и монастырю на вершине. В 330 году н.э. с разрешения и поощрения императрицы Елены монахи воздвигли часовню и башню.

Позже сюда были перенесены останки великомученицы Екатерины и в 527 году уже другой правитель, император Юстиниан основал тут монастырь, который сегодня известен как обитель святой Екатерины, где и хранятся ее мощи.

Во времена крестовых походов и войн Синай особо не пострадал, его даже обходили стороной воинственные арабы и турки, но когда в 639 году мусульмане захватили Александрию они прервали связь Византии и местных христианских обителей.

Так, куст растущий тут считается Неопалимой купиной, той самой, из которой Бог заговорил с Моисеем при первой встрече.


Неопалимая купина поблизости горы Синай

С тех пор монастырь стал независим и в IX веке избрал своего епископа, а позже и архиепископа. Несмотря на самоуправление постепенно монахи попали под влияние католической церкви и смог вернуть независимость лишь в 1439 году.

На заметку! Сегодня гора является местом поклонения сразу трех религий: иудаизма, ислама и христианства. Монастырь святой Екатерины является центром Синайской православной церкви и находится под юрисдикцией иерусалимского патриарха.

Упоминания в Священных книгах

Пик упоминается в двух священных религиозных книгах — в Библии и Коране. При этом в первой имя Синай часто заменяется другими названиями: гора Божия (Исх. 18:5), гора Хорив (Исх. 33:6) или просто место Хорив, также наименование Фаран употребляется для этой вершины.

Разные названия возникли из-за трудностей перевода, поскольку в древнееврейском языке авторы Библии использовали разные слова для обозначения этой местности, например, Хорив означает пустынность, а Фаран — пещеры, которые образуются в скалах в этих горах.

Интересно! Само же слово Синай имеет древнееврейский корень «син», что означает куст терновника — это отсылка к истории о Неопалимой Купине с которой встретился Моисей.

Помимо конкретных упоминай местности, пик употребляется в Библии и в переносном значении, например «завет от горы Синайской» упоминается в послании Галатам апостолом Павлом как метафора плененного человечества. Очень часто это место упоминается как подножие или престол Бога, поэтому и считается у евреев священным местом.

В Коране же встречается только два упоминания о Хориве как о святом месте:

  1. В 95 главе суре «Ат-Тин»: Аллах там клянется святой вершиной «Клянусь горой Синаем!» (Ат-Тин: 2);
  2. В суре «Аль-Муминун» как место произрастания дерева, чьи плоды употребляются в пищу человеком: «Мы вырастили дерево, которое растет на горе Синай…» (Аль-Муминун: 20).

Помимо этих упоминаний, вершина часто встречается в исторических древнееврейских документах, что подтверждает особое значение ее в иудаизме. Христиане же считают это место священным опираясь только на Библию и тексты святых отцов церкви.

Достопримечательности

На вершине горы Моисея расположено несколько религиозных строений, среди них храм Святой Троицы, Моисеева пещера, храм пророка Илии и его колодец, часовня Богородицы, монастырь святой Елены и небольшая мечеть. Сюда стекаются христиане и мусульмане для почитания святых мест и поклонения Богу.

Монастырь святой Екатерины

Мужская обитель св. Екатерины управляется архиепископом, который возглавляет Синайскую автономную церковь. Монастырь расположился на высоте 1500 метров над морем между двумя горами: Моисея и св. Епистимии, в ущелье Вади Шуед.


Монастырь Святой Екатерины на Синае

Монашеская жизнь здесь зародилась во II веке несмотря на то, что здание было построено только в VI веке. Иноки пережили турецкие войны, набеги арабов и крестовые походы, они непрестанно на этом месте поклоняются Богу.

На заметку! Для паломников интерес представляет не только само святое место тут, но и реликвии обители. Монахи хранят мощи святой Екатерины, в честь которой и назван монастырь, которая была мучима и казнена за веру в Христа. Также тут находится целая коллекция святых древних рукописей и икон.

На территории монастыря расположено несколько строений, которые заслуживают отдельного внимания. Среди них:

  1. Часовня Неопалимой Купины — изначально маленькая часовня была поставлена на месте тернового куста, из которого к Моисею обратился Господь в пламени. Эта часть здания самая старая во всей обители, поскольку упоминания о ней относят к IV веку.
  2. Базилика Преображения — главный храм обители, построенный в 542-552 гг. Стены храма сделаны из гранита, который настолько крепок, что уже 14 столетий здание не перестраивалось и не переделывалось. Для кровли использовали кипарис, а высокие внутренние двери из ливанского кедра. Внутри храма можно увидеть мозаику Преображения (VI век) и позолоченный иконостас с распятием. В храме хранятся мощи святых.
  3. Колодец Моисея — на севере от центральной церкви обители выкопан колодец, у которого по преданию Моисей встретился с Сепфорой, своей будущей женой. Колодец до сих пор работает и снабжает водой монахов.

На территории монастыря расположена большая библиотека, в которой хранится обширная коллекция древних манускриптов — их более 3000, и почти 2000 свитков. Тут же можно увидеть обширную коллекцию икон, среди них 12 самых редких и старинных (до X века).

Православный храм Святой Троицы

Он расположен на самой вершине горы Хорив — 2285 метров над уровнем моря. Первая церковь была воздвигнута преподобным Юлианом в IV веке, но позже в 532 году старое здание было перестроено, но простояло только до 1782 года. После разорения арабами храм восстанавливали заново в 1930-х годах.


Православный греческий храм Святой Троицы на вершине горы Синай

Внутри здания сохранились древние фрески с ветхозаветными сюжетами. Хотя тут не проводится в данное время регулярных богослужений, но священники, совершающие восхождения, могут отслужить паломникам.

Другие православные святыни

По дороге от монастыря к вершине расположилась на утесе небольшая каменная часовня Богородицы. Ее построили в VI веке в честь Богородицы Экономиссы, которая по преданию явилась настоятелю обители на этом месте. По одной легенде Богородица спасла иноков от голодной смерти, по другой — от нашествия насекомых. На скале над зданием начертан белый крест.

К северу от церкви Троицы находится пещера Моисея, в которой по преданию вождь евреев провел 40 суток постясь и молясь, прежде чем Бог обратился к нему с заповедями. Спуститься в расщелину можно по короткой лестнице, вход не выше 50 см, а внутри пещера не более 2 метров.

Есть на вершине и пещерный храм — он был возведен в начале XII века Давидом Строителем, царем Абхазии и Иверии. По преданию на этом месте пророк Илия прятался от царя Ахава и именно сюда вороны приносили ему пищу.


Колодец пророка Илии на горе Синай

Недалеко от стен храма расположился и колодец Илии, который по утверждению иноков обладает чудодейственными свойствами.

Мечеть пророка Мухаммеда

В VII веке на Синае хозяйничали арабы, которые пощадили все христианские постройки на вершине. Главный пророк ислама Мухаммед посетил Синай и за гостеприимство пожаловал монахам обители охранную грамоту, благодаря которой их не тронули иноверцы. Этот документ до сих пор находится в местной библиотеке. Именно после посещения Мухаммеда в стенах обители построили мечеть в его честь, которую можно найти в восточной части подворья.

Ученые датируют постройку началом XII века. Как и для базилики Преображения для стен мечети использовались гранитные блоки, внутри которые были расписаны арабскими священными текстами. В настоящее время там совершаются мусульманские намазы для паломников.

Пути, ведущие на Синай

Экскурсия на гору Синай (гора Моисея) – это долгий и непростой подъем на гору. Приступают к походу ночью – не позднее 3 часов. Надо знать, что на самой вершине горы в это время суток бывает очень прохладно, и, несмотря на то, что это пустыня, может пойти снег. Туристам необходимо иметь при себе теплые вещи. В такие периоды восхождение становится особенно трудным, ведь объемная одежда создает затруднения при передвижении. Но разве можно и испугаться этих, по сути, незначительных затруднений, когда впереди вас ждет неописуемой красоты вид восхода солнца.

Гора Синай находится относительно недалеко от трех населенных пунктов. Это Шарм-эль-Шейх, Дахаб и Таба. Если ваше путешествие начинается из Шарм-эль-Шейха, то сбор начнется вечером, после ужина. До подножья горы добираются на автобусе. Во время поездки с туристами обязательно проводят инструктаж. Также будет подробно рассказано об этапах путешествия, остановках. Каждому паломнику гид вручит фонарик, но, отправляясь на гору, лучше иметь и свой, на случай, если первый сломается. Дорога долгая, и проходить она будет в темноте, поэтому фонарик станет вещью первой необходимости.

Остановки в пути делаются с периодичностью в полчаса, всего на несколько минут. Получается остановок 7-8. Как правило, на гору поднимаются сразу несколько групп, они идут вереницей друг за другом. Если вдруг один из паломников отбился от своей группы, он может просто прибиться к чужой, и вернуться к своим уже на вершине. Все паломники к началу восхода оказываются на самой вершине, в готовности встретить рассвет.

Встретить восход солнца на горе Моисея, значит увидеть появление Бога. Ведь рассвет здесь считается доказательством его существования. Паломникам дают в руки каменные скрижали с начертаниями заповедей. Этот процесс считается отпущением грехов. Не упустите возможность сделать уникальные фотографии. Они станут прекрасной памятью об этом необычном путешествии. Почти каждая экскурсия сопровождается видеосъемкой, и путешественники имеют возможность купить фильм о своем восхождении на гору Синай.

Встретив восход, и немного отдохнув, путники начинают спускаться с горы. Вопреки распространенному мнению, путь вниз ничуть не легче, чем наверх. Внизу специально для туристов работает кафе. Где можно позавтракать. Приехавшие на экскурсию туристы, обычно имеют сухой паек, который им выдают в отеле. Практически каждое путешествие на гору Синай состоит из нескольких частей. Одним таким пунктов является посещение святыни – монастыря Святой Екатерины.

Посетители монастыря смогут полюбоваться на древние иконы, приблизиться к мощам святой, имя которой носит монастырь. Каждый, вошедший сюда, испытывает не поддающиеся описанию чувства. Атмосфера, царящая здесь, дарит умиротворение. В наши дни монастырь считается центром православного монашества. На территории монастыря находится часовня Неопалимая Купина. Так называется библейский куст, в пламени которого лик Бога увидел Моисей. У часовни есть другое название – «Часовня Благовещения Девы Марии». У многих знатоков Ветхого Завета этот куст ассоциируется с терновым, он присутствует в одной из притч о Моисее. Верующие паломники чтят это место с особым трепетом.

На этом достопримечательности монастыря не заканчиваются. Колодец Моисея – вот еще одно святое местечко. Его оберегают, ведь он действующий и обеспечивает водой всех обитателей монастыря. Заключительным пунктом, куда привозят туристов – город Дахаб, название которого переводится как «золотой». Это уникальное место, где можно увидеть древние храмы, побродить по старым улицам и заглянуть в сувенирную лавку.

Имя

Гора Синай ( Габал Муса )

Полуостров получил название Синай в наше время из-за предположения, что гора возле монастыря Святой Екатерины — это библейская гора Синай . Однако это предположение оспаривается. Название Синайский ( Hebrew : סִינַי , классический сирийский : ܣܝܢܝ ) , возможно, было получено из древнего месопотамского бога Луны Сина или от еврейского слова Сены ( иврита : סֶ֫נֶּה Сеннехского ). Поскольку оба лунных божества Син связаны с этим районом, древнеегипетский лунный бог Тот также связан с Сином и широко распространен на южной оконечности Синайского полуострова.

Его современное арабское название — سِينَاء Sīnāʼ  ( арабское سينا Sīna ; IPA:  ). Современный арабский язык — это заимствование библейского названия, арабское обозначение Синая в 19 веке было Джебель эль-Тур , название горы происходит от небольшого городка Эль-Тор (ранее называвшегося «Тур Синай»). это название происходит от арабского названия горы, где пророк Моисей получил Скрижали Закона от Бога, таким образом, эта гора обозначается как « Джабал Аṭ-ур ( арабский : جبل الطّور )», и город также является столицей в Южном Синае в Египте . Как другое арабское слово для обозначения «массы очень высокой земли, поднимающейся на вершину горы» — это «ūr».

Помимо официального названия, египтяне также называют его Ару-уль-Файруз ( أرض الفيروز «земля бирюзы »). Древние египтяне называли его t3 mfk3.t , или «земля бирюзового.

В английском языке, название теперь обычно выражена . Традиционное произношение SY -nih глаз или SY -nay глаз .

Библейская история

Впервые гора Синай упоминается в Библии тогда, когда Господь является Моисею в образе горящего куста (Неопалимой Купины) и говорит с ним. Моисей был призван вывести народ Израиля из Египта в Землю Обетованную. Также по прошествии третьего месяца после Исхода израильтяне останавливаются у подножия этой горы и разбивают здесь лагерь на длительное время (Исход 19: 1 – 25). Отсюда народ Израиля наблюдает за явлением Господа.

Бог призвал Моисея подняться на гору. Там пророк услышал слова Господа, которые передал после своего возвращения народу Израиля. Моисей соорудил алтарь, окруженный двенадцатью колоннами, как знак двенадцати колен Израиля.Затем он снова поднялся на гору в сопровождении Арона, его сыновей Авиуда и Надаба, и семидесяти старейшин израилевых. Но на самую вершину горы Моисей взобрался по приказу Господа в одиночестве. Он пребывал там сорок дней и сорок ночей и получил от Бога десять заповедей, начертанных на двух каменных скрижалях (Исход 20: 1 – 26).

 Десять заповедей представляют собой список религиозных и этических правил и норм (предписаний и запретов, касающихся поведения по отношению к Богу и окружающим людям), которые в иудаизме и христианстве имеют основополагающее значение. Они заложили вектор развития истории и культуры человечества. Позднее этическая составляющая десяти заповедей была признана во всем мире как основные нравственные нормы любого общества.

С этого момента гора Синай становится священным местом поклонения Богу, «Богу Авраама, Исаака и Иакова, Богу отцов наших» (Деян. 7:32). Это был также наиважнейший момент приближения человека к Богу для того, чтобы лучше познать себя и подняться по ступеням достижения совершенства. Скалистая вершина была и остается этим знаменитым символом. Моисей дал вдохновляющий пример всем христианским монахам не только на Синае, но и во всем мире. Этим событием была заложена основа личного самоотречения и строгой духовной дисциплины.

Второй из двух великих ветхозаветных пророков, связанных с горой Синай, – это пророк Илия. По преданию, пророк Илия не единожды предупреждал царя Израиля, что Господь нашлет на его землю засуху, если жена его, Иезавель, не прекратит поклоняться языческому богу Ваалу. Когда пришла засуха, Иезавель приказала убить пророка. Тогда Илия устроил жертвоприношение на горе Кармель, дабы сравнить могущество Господа и Ваала. Он велел 450 языческим жрецам возвести множество жертвенников Ваалу, тогда как он сам устроил только один и обильно полил свою жертву водой. Языческие жрецы напрасно взывали к своему богу, тогда как жертва Илии возгорелась без поджигания после того, как пророк обратился к Господу. Это знамение заставило народ Израиля покаяться истинному Богу, а языческие жрецы были преданы смерти. После Илия был вынужден бежать на гору Хорив.

Преследуемый Иезавелью, он под покровительством ангела добирался в течении сорока дней и ночей до горы Хорив(3-я Книга Царств 18:1 – 19).Илия нашел убежище в пещере на горе. Но эта пещера была не только местом отдохновения и безопасности, но, как и в случае с Моисеем, местом личной встречи с Богом. В ночи Божий голос призвал: «Выйди и стань на горе пред лицем Господним!». Затем следует одно из величайших повествований о Богоявлении или Эпифании (от греч. «явление или самооткровение Бога людям»):Сначала шторм, затем землетрясение, затем огонь, но Господь не был в шторме, и не в землетрясении, и не в огне; сущность Бога проявилась не в сокрущающих элементах творения. Затем произошло нечто необычное, «веяние тихого ветра», можно было бы сказать «бесшумный шум», что-то сверх чувственного восприятия. Илия спрятал голову, вышел из пещеры и только слушал, но ничего не видел. Тут Господь заговорил с ним.

Оба этих наиважнейших пророка Ветхого Завета – Моисей и Илия – закрепили святость горы Синай как места аскетической и духовной жизни.

Экскурсии на Синай

Добраться до вершины горы можно двумя путями – один долгий, широкий и пологий, а второй короткий, с каменными ступенями. Они соединяются воедино неподалеку от вершины. Короткий путь очень непрост, подъем здесь осуществляется по крутым ступеням. Поэтому эту тропу выбирают верующие туристы и монахи. Длина этой дороги составляет почти 3100 ступеней. Преодолеть путь получится только в светлое время суток и исключительно пешком. Но, выбрав эту непростую тропу, паломники имеют замечательную возможность увидеть часовню Богородицы церкви Ильи Пророка.

Длинная тропа предназначена для тех, кто не может преодолеть множество крутых ступеней. Эта категория паломников может воспользоваться верблюдами. Стоимость аренды животного составляет 15 долларов. У этого паломнического тура особая специфика. На гору Моисея стремятся попасть люди, нуждающиеся в исцелении от тяжких недугов. К этой же категории относятся паломники с маленькими детьми и люди преклонного возраста.

Также эту тропу выбирают туристы, разбивающие по дороге палатки, чтобы отдохнуть. Для них это своеобразное путешествие, полное приключений. По дороге можно купить напитки. На горе расположены часовни и храмы, но они закрыты для посетителей. Чтобы попасть туда, необходимо заручиться особой договоренностью, к тому же, для этого необходим провожатый из монастыря. Самым благоприятным, с точки зрения погодных условий, временем для путешествия на гору Синай считается зима. Тем не менее, поездку лучше запланировать на весну-осень.

Базилика Юстиниана

Самая первая часовня была выстроена на вершине горы Синай (согласно Феодориту Кирскому, богослову и историку церкви) в 360 – 363 гг. преподобным Иулианом (Саввой) Осроенским. Ее алтарь находился как раз над тем местом на скале, где по преданию Господь сотворил скрижали с десятью заповедями. Это было описано паломницей Эгерией, посетившей Синай в 380 г. и Антонином (знаменитым аскетом), пришедшим на эту землю в начале VI в..

Остатки этой очень маленькой постройки были найдены при раскопках в 1998 г. В VI в. во времена правлению Юстиниана на этом месте была воздвигнута большая (27×12 м) трехнефная базилика с апсидой. Строение было выполнено из розового гранита и достигало своими размерами того места, где сейчас находится мечеть. Боковые нефы были отделены от главного четырехгранными колоннами. Здание поддерживалось внешними несущими конструкциями, а в состав комплекса вошли также цистерна и другие помещения. Крыша была деревянной, сохранились некоторые фрагменты богатой внутренней отделки. В XI в.базилика вместе с другими христианскими постройками была разрушена по приказу фатимидского халифа Аль-Хакима, известного своей религиозной нетерпимостью к иноверцам.

В 1934 г. на месте восточного крыла главного нефа базилики была воздвигнута часовня Святой Троицы. Некоторые гранитные блоки здания VI в. были использованы при ее строительстве, остальные разбросаны вокруг. Предполагается, что их добывали в районе Источника Илии. На некоторых каменных блоках можно видеть высеченные кругообразные христианские кресты, что указывает на эпоху Юстиниана. Новая часовня расписана изнутри сценами из жизни пророка Моисея. Здесь часто проводятся божественные литургии, главным образом во время посещения православных верующих и паломников. Площадь вокруг часовни была раскопана, и планируется не восстанавливать участок полностью, чтобы посетитель мог воочию увидеть первоначальные размеры базилики VI в..

По преданию, к северной стене здания примыкает расщелина в скале, в которой находился Моисей, когда Господь «показал ему свою славу». «И сказал Господь: вот, место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лицо Мое не будет видимо» (Исход 33: 21 – 23).

Около церкви к югу находиться мечеть, при строительстве которой также использовались блоки древней базилики. Она упоминалась уже в XII в. и представляет собой простое квадратное здание. Под мечетью находится небольшая пещера с молитвенной нишей, которая вероятно была криптой старинной церкви, стены в которой испещрены надписями на греческом и армянском языках. По преданию, здесь находится пещера, в которой Моисей постясь провел сорок дней и ночей, прежде чем получить от Господа скрижали с заповедями (Исход 24: 1 – 18). Сюда можно попасть через небольшую лестницу. Вход, также исписанный надписями, находится с восточной стороны, а сама пещера имеет длину более 2 м. И часовня и мечеть закрыты для обычных посетителей, ключи выдаются внизу в монастыре вместе с разрешением на посещение.

На расстоянии 4 км к юго-западу от горы Моисея находится гора Катерин, «Св. Екатерины», «Jebel Kathrin (самая высокая вершина в Египте, высота – 2.642 м). По преданию, сюда перенесли ангелы тело мученицы Екатерины после ее смерти и позднее монахи обрели ее мощи. На самом верху находится маленькая часовня с двумя простыми комнатами, где паломники могут переночевать.

Горы всегда имели особое значение для человека. Даже в наши дни пребывание на вершине значит для нас не только наслаждение чистым воздухом и прекрасными ландшафтами, но и освобождение от ежедневной суеты. Это возможность побыть в покое и одиночестве, наедине с собой и первозданной природной красотой. В прежние времена горы всегда считались местом присутствия божественного.

Со времен раннего христианства паломники с сердцами, наполненными верой, поднимались на гору Синай. Они чувствовали, что являются преемниками народа, объединенного с Богом Заветом, народа, узревшего Господа. Можно без преувеличения говорить о духовном единении древних христианских паломников, идентифицировавших свой подъем на гору с судьбой Пророка Моисея.

История Синайской горы

Согласно поверью, тем, кто преодолеет этот путь и доберётся до вершины, Бог прощает все грехи.

Доподлинно неизвестно точное расположение описанного в библейской истории священного места. Помимо египетской горы на Синайском полуострове, как минимум ещё три горы в различных государствах — Иордании, Израиле и в Саудовской Аравии претендуют на то, чтобы считаться тем самым, описанным в Библии местом. Однако, благодаря найденным артефактам принято считать, что именно на горе Синай и были получены Моисеем Скрижали Завета. Произошло это без малого 3500 лет назад, но и по сегодняшний день много тайн хранит история.

Гора имеет множество названий — гора Хорив, гора Хар-Синай, Святая гора, гора Божия. И самое употребляемое среди наших соотечественников — гора Моисея. Такое многообразие имён связано с тем, что в этом месте пересекаются три религии — христианская, мусульманская и иудейская.

В Коране существует несколько упоминаний о горе Синай, а мусульмане утверждают, что в этом месте пророку Мусе был вручён завет Аллахом.

Несмотря на отсутствие в Ветхом Завете и Торе конкретных указаний о точном местоположении на карте, со II−III вв. н. э. исповедовавшие христианство отшельники начали заселять эту часть Синая. Почитание же горы как места, названного в Ветхом Завете Исходом, начинается с IV века н. э.

Паломничество на гору Синай

                                                                     Гора Синай        

Гора Сина́й (ивр. הַר סִינַי‎, Хар-Синай; также гора Моисея, гора Хорив) — гора на Синайском полуострове в Египте. Согласно Библии на этой горе Бог являлся Моисею и дал Десять заповедей.

Еврейская традиция не сохранила точного местонахождения горы Синай. Почитание нынешней горы Моисея , как горы Синай является древней христианской традицией, восходящей к началу IV века.

На вершине горы Моисея находятся православный храм Святой Троицы и маленькая мечеть. К северу от церкви под скалой есть небольшая пещера, где, согласно Библии, в течение сорока дней и ночей укрывался Моисей .На северном склоне горы расположены православный пещерный храм пророка Илии и его колодец, а также православная часовня Богородицы. С севера у подножия горы стоит монастырь Святой Екатерины.

На Синае подвизался выдающийся христианский святой Иоанн Лествичник — игумен горы Синайской, главное произведение которого «Лествица» имеет название, указывающее на восхождение человека по духовным ступеням в Царство Небесное, земным подобием которого может являться подъём на гору Синай.

В Библии гора упоминается под разными названиями: Синай, гора Божия , гора Божия Хорив , гора Хорив .

История

Православный греческий храм во имя Святой Троицы на вершине горы Моисея. Построен в 1935 году из остатков церкви времен императора Юстиниана Великого

Еврейская традиция утратила знание точного местонахождения горы Синай (израильско-итальянский археолог Э. Анати отождествил библейский Синай с горой Хар-Карком в пустыне Негев, где он обнаружил многочисленные останки святилищ). Оно было забыто, по-видимому, уже в эпоху царей, поэтому христианская и мусульманская традиция почитания горы Моисея не связана непосредственно с древней еврейской традицией.

Христианские отшельники селились в южном Синае со II века. Они старались определить места, упоминаемые в Библии в связи с событиями Исхода, в том числе и гору Синай. Нынешнюю гору Моисея христиане почитают как библейскую гору Синай с начала IV века. В 330 году монахи при поддержке святой императрицы Елены построили у Неопалимой купины, растущей у самого подножия горы, маленькую церковь и башню. В 527 году святой император Юстиниан Великий основал здесь монастырь, который с XI века стал называться монастырём Святой Екатерины, в честь Екатерины Александрийской.

Паломничество

Христиане совершали паломничество к горе Синай с древнейших времен. В последние десятилетия на гору ежедневно поднимаются от нескольких десятков до нескольких сотен человек в день, паломников .В настоящее время в связи с политической нестабильностью количество паломником очень снизилось. От монастыря Святой Екатерины на вершину идут две тропы: короткая и длинная, они соединяются недалеко от вершины. Короткая тропа гораздо более крутая и трудная, это традиционный монашеский и паломнический путь. Он насчитывает примерно 3100 ступеней, и пройти по нему можно только пешком в дневное время, причем он ведет непосредственно мимо церкви пророка Илии и часовни Богородицы.

Длинная тропа более пологая и позволяет проехать почти до вершины на верблюде, которых предлагают желающим местные бедуины. Вдоль длинной тропы устроены палатки для отдыха, где продаются горячие напитки и сладости и предлагаются одеяла.

Нынешняя практика подниматься на гору ночью, чтобы встретить восход солнца, недавнего происхождения, является продуктом туристической индустрии. В этом случае паломнику предпочтительнее подниматься ночью по длинной, а спускаться уже в светлое время по короткой тропе. Но здесь надо правильно рассчитать свои силы, потому что спуск по короткой, как и подъём, труднее, чем по длинной. Все храмы и часовни, находящиеся на горе, как правило, закрыты. Посетить их можно, только получив в монастыре сопровождающего или ключи по специальной договоренности.  Тамара  Николаевна на вершине  горы Синай(19 ноября 20213г.) .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector