Султанский дворец топкапы в стамбуле
Содержание:
Голубая мечеть Стамбул. Описание Голубой мечети Стамбула
В наши дни мечеть Султанахмет в Стамбуле является одной из главных исторических достопримечательностей города. Она была построенная по принципу Храма Святой Софии и является одним из величественных сооружений Стамбула.
Несмотря на свои внушительные размеры (64 на 72 метра), она создает ощущение воздушности и легкости. Купола расположены словно каскадом, от этого создается впечатление легкости и плавности строения.
Изначально она представляла собой целый архитектурный комплекс, который состоял из непосредственно мечети, больницы, бани, караван-сарая, рынка, начальной и средней школ, семинарии. До наших дней больница и караван-сарай не сохранились, зато остальные строения мы можем наблюдать практически в том виде, какими они были ранее.
Свое название она получила из-за использованных в оформлении мечети голубых изразцов, сделанных в Изнике (в течение 7 лет фабрика в Изнике производила изразцы только для этого строительства, расторгнув контракты на поставку с другими покупателями).
Этими уникальными изразцами выложены стены внутри и высокие потолки. На отделку внутри помещений было использовано более 20000 изразцов белого и голубого цветов.
При строительстве были использованы также ценные породы мрамора, камни дорогих пород. Махриб (специальная ниша для молитв) высечена из цельного куска белого мрамора.
Архитектор Мехмед-ага, прозванный «ювелиром», уделял внимание не только декоративной отделке помещений, но и инженерной точности, благодаря которой здание прочно стоит на земле и при стамбульских землетрясениях не подвергалось разрушениям. Минбар (возвышение, кафедра для чтения молитвы) также выполнен из куска белого мрамора и покрыт искусной резьбой
Одна из особенностей состоит в том, что в ней имеется целых 6 минаретов вместо положенных по правилам 4-х. Возможно, это было ошибкой строительства из-за неверной интерпретации: вместо «золотого» минарета (алтын) построили «шесть» (алты), и после разразился большой скандал.
Дело в том, что наибольшее количество минаретов – а именно пять – имела лишь одна мечеть в мире – Аль-Харам, главная, находящаяся в Мекке. Чтобы уладить дело миром, султан Ахмед послал в Мекку своего личного архитектора, чтобы он построил шестой и седьмой минареты, и тем самым главная мечеть сохранила свое превосходство.
Перед зданием находится большой внутренний двор, окруженный 26 колоннами. В самом центре двора находится традиционный фонтан для омовений (омовения нужно совершить до молитвы). Там же, с восточной стороны, находится медресе (религиозная школа).
Внутренняя отделка поражает своим богатством и великолепием. Ее можно также назвать разноцветной – в оформлении использованы не только голубые и белые цвета, но очень много росписи золотом и красно-черной вязи на стенах.
Помещение освещено светом, падающим из 260 окон. Ранее на окнах были венецианские стекла и витражи, отчего на пол и стены ложились разноцветные блики. Сейчас это самые обыкновенные стекла.
На стенах вывешены изречения из Корана, выведенные традиционной каллиграфией (выполнил Касим Губари). Летом здесь проводятся исторические шоу (на турецком, французском и английском языках), которые повествуют о героических страницах истории Турции. Стамбул очень богат на разнообразные мечети , соборы , храмы , церкви , дворцы . И каждая из них уникальна и достойна восхищения.
Второй двор
За Вратами Приветствия (Баб-ус-селям) с двумя восьмиугольными башнями, увенчанными коническими крышами, находится Второй двор. Доступ в него во времена империи был строго регламентирован, а сами обитатели дворца выходили из него редко. Дворец жил как автономное образование. Через эти ворота на коне мог проехать только лишь один султан или его мать, все остальные могли идти только пешком. У этих воротами помногу дней ожидали приема иностранные послы… До 18 века послы, даже с верительными грамотами, должны были претерпевать многочисленные мытарства и унижения, добиваясь аудиенции главы государства.
Проходим внутрь, и перед нами открывается огромный парк с кипарисами, платанами, кустами роз. Некогда здесь, по дорожкам, словно в райском саду, разгуливали газели, лани и павлины.
От входных ворот разбегаются дорожки к дворцовым кухням, дворцовым конюшням, к Дивану, где решались государственные вопросы, к Гарему и следующим воротам – Вратам Счастья, ведущим в третий двор.
В бывшей дворцовой конюшне – выставка упряжи и экипажей самого султана и Валиде Султан, причем некоторые из карет – дорогие подарки европейских монархов .
Дворцовые кухни тянутся по правой стороне всего двора. Их проектировал знаменитый архитектор Синан. Заслуживают внимания широкие трубы на крыше .Один только взгляд на них дает отчетливое представление о том, какую уйму народа кормили во дворце в прежние времена. Вообще-то на кухнях работало больше 800 человек, целая армия поваров, поварят, кондитеров, которые парили-жарили на 5 тысяч едоков, а в торжественных случаях они могли накормить до десяти тысяч человек.
Сейчас здесь представлены выставки коллекций редкого и драгоценного китайского и японского фарфора, привезенного по легендарному Шелковому Пути. Среди них есть один сервиз, цвета морской волны, который, как уверяют дворцовые летописи, имел необыкновенно полезное свойство менять цвет при контакте с отравленной пищей. А для султанов Османской империи это было просто бесценно, поскольку немало их ушло в лучшие миры от отравления.
Помимо фарфора здесь можно посмотреть на дворцовую коллекцию из керамики, стекла, серебра. Еще там есть любопытная экспозиция разнообразной кухонной утвари: огромные котлы, казаны, поварешки, кастрюли.
Но самое главное на этом дворе – это имперский совет – Диван , что находится слева от входа. В нем четыре раза в неделю встречались, обсуждали дела, принимали важные решения государственные мужи – великий визирь и девять обычных визирей, которые были как бы его замами, с разными обязанностями. В эту элегантно оформленную куполообразную комнату с восхитительными изникскими плитками вызывались ведущие должностные лица османской империи.
В стену, над местом, где сидел Великий визирь, была вделана золоченая решетка, через которую из соседнего помещения, оставаясь невидимым, султан мог слушать все обсуждения. Никто и никогда на собраниях Дивана не мог с уверенностью сказать, есть ли султан за стеной, слушает ли он их. Незримое, но недремлющее око повелителя очень помогало и стимулировало практическую работу подчиненных. Для вящего соблюдения секретности включался фонтан в центре комнаты, и под его журчание обсуждались вещи, которые должны были остаться абсолютной тайной.
Здание Дивана венчает Башня Правосудия , она двухступенчатая и четырехгранная, с конической крышей. Поскольку она возвышается над всем дворцовым комплексом, то с нее осуществлялся визуальный контроль территории, особенно тщательный во время заседаний Дивана. В такие дни во дворе было не протолкнуться от разодетых вельмож и их челяди. Но тишина при этом стояла почти абсолютная. И это просто поражало иностранцев.
К Дивану примыкает здание бывшего Казначейства, сейчас там Музей оружия, где представлена огромная выставка как европейского, так и османского оружия, разных периодов, демонстрируется много впечатляющей военной одежды и доспехов.
Наличие Гарема традиционно было знаком богатства и власти. Официальный вход в султанский га рем располагался в этом дворе. Но Гарем мы посетим чуть позже, а пока пройдем дальше.
Тюрьма для шехзаде
Еще одно печальное место дворца Топкапы – это Кафес. Чтобы сохранить жизнь братьям, султан заключал их в кафес — павильон, состоящий из нескольких комнат, где отдельно друг от друга проживали шехзаде вместе со своими слугами.
Это вряд ли можно было назвать жизнью, хотя со стороны кажется, что гуманнее и практичнее было не казнить наследников, а сохранять им жизнь.
Затворники не имели права покидать стены дворца, они могли контактировать только со своими валиде, слугами и наложницами, которых отбирали тщательно. Те категорически не имели права рожать детей от шехзаде.
Кафес
Шехзаде постоянно жили в страхе, что за ними придут палачи. Не мудрено, что многие их них сходили с ума. Как мы видим из истории, последствия пребывания в тюрьме-кафесе были необратимыми для будущих султанов. Печальна судьба султана Мустафы – брата Ахмеда, а также султана Ибрагима I, прозванного «безумным». Говорят, что именно из-за нескольких лет пребывания в кафесе султан Мурад IV стал жестоким.
Султан Сулейман II, прежде чем стал султаном, провел тридцать девять лет в кафесе. Он сказал такие слова: «Лучше умереть сразу, чем умирать каждый день. Какой ужас мы переносим с каждым вздохом».
Обратный путь
Любое путешествие когда-то кончается, заканчивается рано или поздно и посещение древнего дворца Топкапы. Редко кто покидает территорию поспешно, основная масса туристов старается и на обратном пути набраться впечатлений от красот крупнейшего дворца мира. Здесь все прекрасно – газоны и клумбы вокруг деревьев, неповторимые конструкции парадных и даже подсобных зданий, купола и минареты.
Можно спуститься к наружным крепостным стенам, чтобы впитать дыхание древнейших сооружений Стамбула. Не везде башни и стены подверглись реконструкции, есть участки в состоянии, оставшемся после многолетнего природного и человеческого воздействия.
Подобные сооружения производят большое впечатление и в полуразрушенном состоянии, нужно только принимать необходимые меры для предотвращения дальнейшего разрушения. Каковы планы в отношении дворца Топкапы у турецких властей – сказать трудно, однако утраты подобного сокровища допускать нельзя.
При любом маршруте возвращения покинуть дворец можно только через Императорские врата, пройдя их в обратном направлении. Последнее, что видят оглядывающиеся туристы – две восьмиугольные башни с зубчатой проходной стеной между ними, украшенную входную арку и турецкий флаг наверху. Но впечатлений и воспоминаний о посещении резиденции султанов Османской империи, одной из трех крупнейших государств древности, остается намного больше.
Третий двор Топкапы
Уже описанные Врата Счастья (или Блаженства, или белых евнухов) открывают доступ посетителям в личные покои султанов, куда ранее входили только с дозволения владыки даже самые приближенные сановники. Здесь несколько примечательных зданий, и первым встречается знаменитая Сокровищница. Несметные богатства многих поколений владык Османской империи страдали, конечно, от набегов и воровства, однако содержит хранилище множество раритетов всех времен и народов. Один из крупнейших ограненных алмазов и правая рука Иоанна Крестителя, которой он окунал в купель Спасителя, хранятся мусульманами наравне со своими святынями, среди которых зуб пророка в золотом ларце и его мантия. Дворец Топкапы признан одной из величайших музейных жемчужин мира, наравне с Оружейной палатой русских царей и хранилищами династии Габсбургов, рекордсменов по времени царствования.
Среди обильных зеленых насаждений третьего двора обнаруживается отдельное здание строгих геометрических форм. Это библиотека, построенная и оборудованная тем же султаном Ахмедом Третьим, что и благотворительный фонтан у входа во дворец Топкапы. Более 24 тысяч экземпляров манускриптов и книг было в этом обширном собрании. Залы для чтения, как и многие другие дворцовые помещения, оборудованы удобными лежанками – диванами. Читали сидя или преимущественно лежа, не ведая о пагубности такого чтения для остроты зрения. Большое количество крупных окон обеспечивало хорошее освещение в читальне.
Парадный фасад библиотечного здания оформлен внушительной колоннадой с двухсторонними входными лестницами. Внизу по центру расположен фонтан с нишей для водяного крана, похожей на нишу мечети. Размеры фонтана явно не соответствуют слабым водяным струйкам, вытекающим из кранов, но нужно помнить о бережливом и даже трепетном отношении в азиатских и восточных странах к воде как одному из главных богатств. Султаны обмывали здесь ступни и руки перед входом в книгохранилище. Кроме такого использования, струи воды открывали сильнее во время приватных разговоров правителя, чтобы никто не мог подслушать содержания беседы.
В третьем дворе расположены и другие здания, помещениями которых пользовались лично османские властители. В них располагались личные покои султанов, привыкших к роскоши и простору. Административные здания включали тронный зал для приема высших гостей и совершения торжественных церемоний, переговорные комнаты и помещения для секретного общения.
Архитектура всех зданий довольно схожа, обязательно используются арки с опорой на колонны, крытые галереи и навесы, множественные купола полусферической формы на крышах, с одним большего размера в центре строения. Различие, например, с Сокровищницей заключалось в двух этажах проходной галереи и в разнообразных деталях декоративного оформления.
Наблюдается сходство и в подходах к внутреннему оформлению помещений самого разного назначения, не считая парадные сооружения для царствующего султана. Везде присутствует обильная орнаментальная роспись с использованием преимущественно растительных ритмических узоров, матовые или крашеные стекла окон с использованием цветных витражей. Массово применяются колонны из ценного поделочного камня с позолоченными капителями, поддерживающими арочные своды потолков. Традиционные мягкие диваны – непременные атрибуты меблировки, дополняемые только балдахинами и особыми лежанками для султана.
Внутренние дворики помещений служили для кратковременного отдыха вельможных обитателей дворца Топкапы. Здесь в изобилии различные зеленые насаждения – вековые деревья и цветущие кустарники, ухоженные газоны, цветочные клумбы и бордюрные посадки, тщательно постриженные живые изгороди.
Нынешние посетители имеют возможность передохнуть здесь в ходе длительного осмотра достопримечательностей, обменяться впечатлениями, сравнить отснятые кадры и наметить дальнейший маршрут следования. Организованные группы экскурсантов могут послушать комментарии экскурсоводов в более комфортных условиях, нежели среди множества разноязычных туристов и их гидов.
Второй двор
Древний парламент
На второй двор ведут Ворота Приветствия с остроконечными башнями. По-турецки их название звучит как Орта Капэ.
Кроме цитаты из Корана на них ясно различима надпись о том, что врата эти были изготовлены в годы правления Сулеймана 1.
Сегодня на просторной территории второго двора посажены многочисленные деревья, которые создают приятную тень, проложены пешеходные дорожки.
Правда, на некоторых тропинках встречаются вот такие камушки. Видимо, показывается, как здесь передвигались несколько веков назад.
Второй двор носит название «Двор Дивана» (Divan Meydani). Здесь размещалось ведомство дивана (Imperial Council).
Так назывался в восточных странах совет при султане по управлению государственными делами.
В таких заседаниях участвовали визири и высшие советники. Раньше присутствие самого султана на заседаниях было обязательным.
Но умнейший султан Сулейман Великолепный ввёл свои правила. Он лично в зале не присутствовал. Зато в комнате, прямо над тем местом, где находился Великий визирь, по его указу, было вырезано красивое небольшое окошечко с золотыми прутьями. Вот к этому окошечку султан мог подойти в любую минуту с другой стороны, и, будучи невидимым для других, мог слышать всё, о чём говорят его приближённые. Вот поэтому это окно и называлось «Око султана».
А еще благодаря этому тайному окну султан мог воздействовать на министров и принимаемые ими решения. Если, к примеру, султана что-то не устраивало в процессе заседания, то он закрывал окошко. Это означало, что необходимо прервать заседание и продолжить обсуждение уже в другом зале, но уже вместе с султаном.
Внутри помещения все очень красиво отделано: все выложено мозаикой,
на стенах и потолках росписи,
на мягких диванах постелены ковры.
Но на самом деле, трудно себе представить, как это все роскошно могло выглядеть во времена султанов.
Рядом находится помещение, где хранилась казна.
Оно называлось Внешним Казначейством и работало до середины 19 века.
Здание имеет оригинальную архитектуру: оно сверху имеет 8 куполов, которые опираются на три колонны.
Во все времена здесь хранилась казна государства, а также все ценные личные вещи султана, разнообразные подарки, которые привозились в дар со всего света. Сейчас в этом здании размещается выставочная галерея различных видов оружия (Silah Seksiyonu, Collection of Arms and Armour — так это называется на турецком и английском языках).
В её коллекции содержится более 52 000 единиц оружия, применяемого в разные годы. Здесь есть и арбалеты, и луки, и винтовки, и богато украшенные кинжалы. Интересно на всё это посмотреть. Но только… пусть эта красота навсегда останется под стеклом. Может быть, еще и поэтому фотографировать внутри строго запрещено?..
Из всех строений Второго двора выделяется Башня Справедливости.
Кроме уже перечисленного в этом дворе находились конюшни, мечеть и другие строения, предназначенные для прислуги. А еще здесь располагались хаммам-бани.
В эти помещения можно и сейчас зайти внутрь. Здесь представлены различные старинные банные принадлежности.
Ну и еще на Втором дворе находится макет Дворца Топкапы, где можно наглядно изучить все его многочисленные постройки.
Поговорим о вкусном и не всегда полезном
Немного в стороне размещался целый комплекс дворцовых кухонь, где ежедневно трудились сотни, если не тысячи слуг султана. Их легко можно отличить по огромным вытяжным керамическим трубам-воронкам.
В их состав входили Главная кухня, где отдельно шло приготовление блюд для султана и его гарема, вместительные кладовые, отдельные помещения для приготовления сладостей и десертов, ну и, конечно, нужно было накормить всех жителей и гостей великого дворца.
Ежедневно во дворце готовились кушанья для 5 000 человек. Для султана была отведена специальная, особо охраняемая кухня.
Перед тем, как положить еду на блюдо и отнести правителю, её заворачивали в бумагу и перевязывали лентой
Эта особая предосторожность была нужна для того, чтобы по дороге от кухни до стола падишаха никто не смог добавить в еду какой-нибудь изысканной приправы типа яда или чего-то подобного. Надо сказать, что предосторожность частенько не срабатывала: из 25 султанов почти половина умерла насильственной смертью
Сейчас в этих помещениях выставлена для осмотра посетителями уникальная коллекция фарфора и другой посуды совершенно различных цветов, размеров и используемых для их изготовления материалов. Среди них сохранились раритеты, которые датируются 7 веком! А всего на выставке представлено более 10 000 уникальных, восхитительных образцов применяемой в разных странах и в разное время посуды.
Как зайти во Дворец Топкапы без очереди
Одной из главных достопримечательностей, куда непременно хотят попасть гости Стамбула, является роскошный дворец Топкапы. Его построили в XV веке при Магомете Завоевателе, и 400 лет сераль служила домом для 25 султанов и их семей.
Это комплекс из множества строений, в котором особенно привлекает внимание посетителей Гарем с его роскошными апартаментами знаменитой любимой жены султана – Хюррем Хасеки-султан, больше известной под именем Роксолана. Увидеть все четыре двора Topkapı saray с его национальным колоритом и пышностью мечтает каждый турист, но столкнувшись со столпотворением к кассам, многие приходят в уныние и отказываются от затеи
Увидеть все четыре двора Topkapı saray с его национальным колоритом и пышностью мечтает каждый турист, но столкнувшись со столпотворением к кассам, многие приходят в уныние и отказываются от затеи.
Если приехали в Стамбул всего на пару дней, терять время в очередях точно не захочется.
Есть ли выход? Выход есть всегда!
Дворец в наши дни
Топкапы – это музей под открытым небом, хотя есть тут и обычные экспозиции внутри зданий. Во дворце есть внешний периметр – это первый двор, а есть внутренний – второй, третий и четвертый дворы. Вход во дворец Топкапы в Стамбуле бесплатный, но это касается только первого двора. Формально внешний периметр даже не относится к музею, но здесь тоже есть, что посмотреть. С первого двора и начнем прогулку.
Первый двор
Внутрь – пока еще бесплатно – мы заходим через главные Императорские Ворота. При султанах здесь стояли подсобки и дома прислуги, только сюда пускали обычных людей. Теперь здесь стоят уже не подсобки, а памятники архитектуры – бывшая хлебопекарня, казарма, монетный двор. Отсюда можно попасть в археологический музей и в сам дворец Топкапы в Стамбуле. Фото схемы территории поможет разобраться.
Внутри первого двора стоит и церковь святой Ирины. Первую базилику на этом месте построили в начале IV века, современное здание отстроили после землетрясения 740 года. После прихода турок церковь не стали переделывать в мечеть, а просто открыли тут склад оружия. Ныне внутри концертный зал, но зайти сюда стоит ради древних интерьеров (довольно простых, скажу честно), которым больше 1200 лет!
Второй двор
Во внутренний дворец Топкапы (Стамбул) мы попадаем через Ворота Приветствия. Здесь нужно купить билет и пройти проверку металлодетектором. Но в прошлом все было еще суровее – простолюдины не могли попасть во второй двор вообще. Во внутреннем периметре султан общался с гостями, пока служащие вели дела в канцелярии. Тут же находилась и казна, и кухня для жителей дворца.
На территории второго двора сейчас показывают выставки. Если стоять спиной к Воротам Приветствия, то справа будет длинный зал кухни. Внутри собрана коллекция азиатского фарфора и холодного оружия. Слева находятся конюшни, в них организуют временные выставки. За конюшнями ближе к третьему двору стоит башня Правосудия –самое высокое здание дворца. Под башней – вход в гарем, но о нем позже.
Третий двор
Проходим второй двор по прямой аллее и выходим к Воротам Счастья. Здесь дворец Топкапы в Стамбуле переходит в личные покои султана. Во времена империи османов в этом дворе работал зал для аудиенций, библиотека, сокровищница. В эндеруне жил султан и его близкие, а в шимширлике – дворе с самшитовыми деревьями – держали наследников престола.
В экспозиции музея особо советую заглянуть в сокровищницу. Здесь хранится «кинжал Топкапы», полумифическое оружие. По легенде, ассасины убивали им братьев будущего султана, чтоб те не помешали наследнику занять престол. На рукоятке кинжала с алмазами, по той же легенде, были часы – чтоб точно знать время убийства. Всего же дворец Топкапы в Стамбуле содержит 60 тысяч экспонатов! Есть и уникальные:
- «Алмаз Кашикчи», похожий на ложку – 86 карат!
- Инкрустированный перламутром веер.
- Официальная султанская печать.
- Мантия пророка Мухаммеда.
- Посох Моисея.
- Портрет Сулеймана Великолепного.
Четвертый двор
Между сокровищницей и палатой пажей в третьем дворе найдем небольшой проход. Он ведет в четвертый двор, где султан и придворные отдыхали. Полюбуйтесь на павильоны и фонтаны по пути к главному зрелищу. Лично я уверен, что дворец Топкапы (Стамбул) стоит посетить ради вида на бухту, пролив и море. После прогулки по четвертому двору возвращаемся тем же путем к выходу.
Гарем Топкапы
Во втором дворе задержимся, помните же про гарем? Он стоит как бы в стороне от основных дворов, потому что это пристройка. Сулейман I специально для Роксоланы перенес гарем из Изразцового павильона в новый комплекс у самого дворца. Гарем султана во время Османской империи был одним из самых закрытых мест во всей стране. Наверное, поэтому сейчас за вход сюда придется заплатить отдельно от всего дворца.
Гарем – это то, ради чего многие и едут во дворец Топкапы в Стамбуле. Покои Хюррем, фото в которых обязательно делают все девушки, включают разные павильоны и комнаты. Здесь есть двор матери султана, двор любимых наложниц и жен, двор евнухов, бассейн, тайные комнаты. Пройдитесь по Золотому Пути – по нему каждую ночь в покои султана шла одна из наложниц.
Если не задерживаться подолгу у каждого экспоната, то на прогулку по всему комплексу хватит 3 часов. Когда закончите, выходите через Императорские Ворота в первый двор и обходите церковь святой Ирины слева. Сразу за ней будет дорожка, которая выведет вас к мечети Айя-София – символу Стамбула. Если же пойти от церкви святой Ирины направо, то попадете в просторный парк Гюльхане.
Дворец Топкапы путеводитель. Дворец Топкапы — самый посещаемый музей в Стамбуле
Дворец Топкапы – уникальный архитектурный памятник Стамбула, которому насчитывается более 5 столетий. Исторический комплекс раскинулся на живописном мысе Сарайбурну (в переводе с турецкого «дворцовый мыс»), в месте, где знаменитый пролив Босфор соединяется с Мраморным морем. Некогда главная резиденция османских правителей сегодня преобразована в музей, который входит в топ самых посещаемых достопримечательностей мегаполиса.
Дворец Топкапы в Стамбуле занимает невероятную площадь в 700 тысяч кв. метров, что делает его одним из самых крупных музеев в мире. В состав комплекса входит четыре двора, в каждом из которых располагаются свои уникальные достопримечательности. Из-за таких масштабов строения дворец часто называют отдельным городом внутри Стамбула.
В залах замка представлено на обозрение не менее 65 тысяч экспонатов, что составляет лишь десятую часть от общей дворцовой коллекции. А само убранство музея пестрит искусными мозаиками, росписями, мрамором и элементами из золота. Если вы все еще не можете решиться посетить это место, то представляем вашему вниманию нашу подробную статью о дворце Топкапы в Стамбуле с фото и описанием, которая полностью развеет все ваши сомнения.
Краткая история
Мехмед Завоеватель
Султанский дворец Топкапы начали возводить в 1463 году при правлении Мехмеда Завоевателя — прославленного османского падишаха, которому удалось подчинить неприступный Константинополь. Местом для будущей знатной резиденции послужил мыс Сарайбурну, где когда-то возвышался византийский императорский замок, но к 15 веку он был практически разрушен, и от него осталась лишь церковь Святой Ирины.
Изначально дворец использовался султанами для проведения официальных заседаний и приема иностранных гостей. Женщины и дети в тот период на территории резиденции не проживали. Но уже в 16 веке во времена правления Сулеймана I Великолепного замок претерпел большие изменения. По просьбе своей жены Роксоланы (Хюррем), которая хотела жить как можно ближе к мужу, падишах отдает приказ перенести гарем в дворец Топкапы.
Вплоть до середины 19 века сооружение служило официальным местопребыванием османских правителей. Все изменилось в 1842 году, когда султан Абдул Мержид I, удрученный средневековыми интерьерами Топкапы, распорядился построить новый замок в стиле барокко, способный конкурировать с именитыми европейскими дворцами. Новая резиденция получила название Долмабахче , ее строительство было завершено в 1853 году, и именно тогда Топкапы утратил свое былое значение.
После падения Османской империи президент Турецкой республики Ататюрк присваивает Топкапы статус музея (1924 год). И сегодня этот исторический комплекс ежегодно посещает около 2 миллионов туристов, что делает его самой популярной достопримечательностью Стамбула и вторым по посещаемости музеем в Турции (1-е место у музея Мевланы в Конье ).
Структура дворца
По фото дворца Топкапы в Стамбуле сложно понять, насколько масштабно это строение: ведь замок состоит из четырех крупных дворов, в каждом из которых представлены свои знаковые объекты.
Двор №1
Это самая крупная секция из четырех, именуемая Двором Янычар. Одной из наиболее примечательных достопримечательностей данной части замка выступают Императорские ворота, через которые когда-то въезжали в резиденцию великие турецкие султаны. И именно отсюда османские падишахи выходили на пятничную молитву в Айя Софью (подробно о соборе читайте здесь .). Сегодня же любой путешественник имеет возможность пройти через некогда знатные ворота. Их двери полностью состоят из мрамора, а фасад украшают золотистые надписи на арабском языке.
Здесь султаны устраивали различные празднества, а также проводили церемонии пятничных намазов. Интересно, что только эта часть дворца была открыта для других посетителей: аудиенции падишаха тут ожидали иностранные послы и высокопоставленные государственные деятели. А особо важным гостям даже позволялось въезжать внутрь верхом на коне.