Как живёт современный туркменистан?
Содержание:
- Как попасть в Туркмению
- Туркменский образ жизни
- [править] Экономика
- Материальная культура
- Древняя история
- Лачин Маммедова
- Сельджуки
- История населения Туркменистана
- Монголы и тимуриды
- Население Туркмении
- Родо-племенное деление
- Другие религии
- Ислам и его история в Туркменистане
- Литература
- Обычаи из прошлого
- Русские в Туркменистане
Как попасть в Туркмению
Для граждан России виза в Туркменистан нужна. При этом, если цель навестить родственников, туристическая поездка, лечение, то нужно подавать запрос на разрешение на въезд. Рабочую визу или учебную для россиян получить почти нереально.
Если турист из России летит в Туркменистан на 10 дней или меньше, то визу можно оформить в аэропорту Ашхабада. Для этого потребуется загранпаспорт и приглашение из Туркмении, которое должно быть одобрено государственной службой по иностранным гражданам. Поверьте, далеко не каждому подтвердят такое приглашение. Это касается и других виз – туристической, на лечение, на посещение родственников, без отметки миграционной службы поездка обречена.
Попасть в эту страну бывшего СССР непросто, за подробностями можете обратиться в их посольство, где Вам предстоит очень сложное оформление визы.
Туркменский образ жизни
Туркменский ковер асмалык , текстильная ловушка, используемая в туркменском свадебном шествии.
Современными туркменскими племенами обычно правили Сердары (вождь, военачальник, дворянин) и руководил Аксакгал (пожилой мужчина), который в большинстве случаев выбирался по общему мнению. Aksakgals руководствовались их люди по неписаному обычному праву называют оторвали или адат . Помимо руководства и регулирования дел между отдельными людьми, семьями и группами, аксакгал, наряду с сердарами, принимал важные решения о распределении воды, земли или об объявлении и ведении войны.
Туркменские племена признавали только свою свободную волю в качестве главной власти и никогда не были лояльны ни одной из иностранных держав, завоевавших их земли. Они всегда выбирали восстание и бороться за свою свободу, о чем свидетельствуют многочисленные сражения и восстания против соседних узбекских ханств , Персидской и Российской империй . Такие ханы и сердары различных туркменских племен, как Аба Сердар, Кеймир Кор, Нурберди Хан, Говшут Хан, Дыкма Сердар и другие, являются наиболее известными и до сих пор пользуются уважением современного туркменского народа.
[править] Экономика
Внутренний валовой продукт Туркменистана в 2009 году составил 16,24 млрд долл. При этом промышленность составляет 34 %, сельское хозяйство — 10 %, сфера обслуживания — 56 %.
В Туркмении проведена ограниченная приватизация, в основном в сфере услуг. Промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт и связь, по-прежнему, в основном, составляют государственный сектор. В результате многие государственные услуги остаются бесплатными и зависят от субсидий.
В 2008 году численность рабочей силы составляла 2,3 млн человек. В сельском хозяйстве заняты 48 % работающих, в промышленности — 14 %, в сфере обслуживания — 38 %.
Располагая большими запасами природного газа (15-20 трлн куб. м) и нефти (1,5-2,0 млрд т), Туркменистан является одним из важных экспортеров топливных ресурсов. Однако проблемы транспортировки и разведки осложняют развитие этого сектора экономики, формирующего примерно 70 % валового национального продукта.
К основным отраслям промышленности относятся очистка и переработка нефти и природного газа; производство стекла, тканей (в основном, хлопчатобумажных) и одежды; пищевая промышленность. Развитие промышленности замедляется из-за сокращения рынков сбыта в странах СНГ и сильных скачков мировых цен на сырье.
Для поставок энергоресурсов используются различные виды транспорта, основным из которых является газопровод «Средняя Азия — Центр», построенный в советское время. Был подписан договор о строительстве Транскаспийского газопровода. В различной стадии разработки находятся проекты строительства газопроводов в Афганистан, Китай, Индию и другие азиатские страны. Для транспортировки газа в Европу в обход территории России проектируется магистральный газопровод «Nabucco».
Базар в Ашхабаде
Внешняя торговля — экспорт: главное место занимает газ, нефть и нефтепродукты, товары хлопковой группы, ковры и ковровые изделия.
Экспорт в 2008 году — 11,9 млрд долл.
Основные покупатели — Украина 51,6 %, Польша 10 %, Венгрия 8 %. По мнению ряда туркменских правозащитников основная часть доходов Туркменистана (до 66-75 %) расхищается Бердымухамедовым и его ближайшим окружением.
Внешняя торговля — импорт: промышленная продукция, продовольствие, химические препараты, лекарства.
Импорт в 2008 году — 5,7 млрд долл.
Основные поставщики — Россия 16,8 %, Китай 16,7 %, Турция 13,8 %, Украина 7,8 %, Германия 5,5 %.
Материальная культура
Исследователь О. Брусина отмечает, что несмотря на всё своеобразие культуры туркмен Ставрополья, именно культура Туркмении является для них эталоном. Традиционный костюм ставропольских туркмен значительно отличается от костюма среднеазиатских туркмен, но полевые исследования 2007 и 2011 годов показали, что российские туркмены, посетив Туркмению, приобретают там национальную одежду стандартизированного (текинского) образца. Там же заказывают одежду и для своих народных танцевальных ансамблей, для выступлений всадников и для участников традиционной борьбы гореш. Хотя эти наряды имеют мало общего с традиционными костюмами ставропольских и астраханских туркменов, к ним относятся как к символу укрепления национального духа.
Древняя история
Женская фигурка типа «Бактрийская принцесса», 2500-1500 гг. До н.э., хлорит (платье и шляпа) и известняк (голова, руки и нога), высота: 13,33 см, Музей искусств округа Лос-Анджелес (США)
Немногочисленные остатки указывают на ранние поселения людей к востоку от Каспийского моря , возможно, включая неандертальцев , хотя археология региона в целом недостаточно изучена.
Находки бронзового и железного веков подтверждают вероятность наличия в этом районе высокоразвитых цивилизаций, включая находки, связанные с обществом, известным ученым как Бактрийско-Маргианский археологический комплекс (BMAC) — недалеко от современных городов Мары (ранее Мерв ), Джейтун и Гонур-Тепе. .
К 2000 г. до н.э. индоевропейские народы расселились по всему региону. Большая часть современного Туркменистана была оккупирована обществами, связанными с BMAC, и дахэ (также известными как дааэ, даха, даои и тому подобное) — племенной конфедерацией, расположенной непосредственно к востоку от Каспийского моря. Массагеты и скифы также присутствовали, непосредственно к северу от ККЭЗА и дахов.
Персидская империя около 500 г. до н.э.
Александр Великий завоевал территорию в 4 веке до нашей эры на пути в Южную Азию. В 330 г. до н.э. Александр двинулся на север в Среднюю Азию и основал город Александрию у реки Мургаб
Александрия, расположенная на важном торговом пути, позже стала городом Мерв. Руины древнего города Александра еще не найдены, и они тщательно исследованы
После смерти Александра его империя быстро распалась. Он находился под властью Селевкидов до того, как сатрап Парфии провозгласил независимость. В парфянах — жестокий, кочевые воины с севера Ирана — затем основали королевство Парфии, которая охватывала современную Туркмению и Иран. Парфянские цари правили своими владениями из города Ниса — области, которая сейчас находится недалеко от современной столицы Ашхабада, — основанной Арсаком I (правил около 250–211 гг. До н.э.), и считалась царским некрополем парфянских царей. хотя не было установлено, что крепость в Нисе была королевской резиденцией или мавзолеем.
При раскопках в Нисе были обнаружены значительные здания, мавзолеи и святыни, множество письменных документов и разграбленная сокровищница. Были обнаружены многие произведения эллинистического искусства, а также большое количество ритонов из слоновой кости, внешние края, украшенные иранскими сюжетами или классическими мифологическими сценами.
В период с 4-го по начало 7-го века нашей эры большая часть населения уже проживала в поселениях вокруг плодородных речных долин вдоль Амударьи , а Мерв и Ниса стали центрами шелководства (выращивания тутовых шелкопрядов). Оживленный караванный путь, соединяющий Китай времен династии Тан и город Багдад (в современном Ираке), проходил через Мерв. Таким образом, город Мерв был важным призом для любого завоевателя.
Лачин Маммедова
Известная певица Туркмении родилась в городке Балканабат, и уже с юных лет покорила слушателей своим великолепным голосом и манерой исполнения.
Узнали певицу и за пределами Туркменистана, когда на международном конкурсе молодых исполнителей стран СНГ талантливая туркменская певица завоевала третью премию.
После большого успеха, восемь лет Лачин не появлялась на публике, и вот после долгих лет молчания в 2017 году выложила в Инстаграм клип на песню, в которой прославляет нынешнего президента страны Гурбангулы Бердымухамедова.
3
Сельджуки
В XI веке владения сельджуков простирались от дельты дельты Амударьи до Ирана, Ирака, Кавказа, Сирии и Малой Азии. В 1040 году турки-сельджуки пересекли Окс с севера и, победив Масуда, султана Газни, подняли Тогрулбека, внука Сельджука , на трон Ирана, основав династию Сельджукидов со столицей в Нишапуре . Младший брат Тогрула, Дауд, овладел Мервом и Гератом. На смену Тогрулу пришел его племянник Алп Арслан (Великий Лев), похороненный в Мерве. Примерно в это же время Мерв достиг зенита своей славы. В 1055 году силы сельджуков вошли в Багдад , став хозяевами исламских глубин и важными покровителями исламских институтов. До этих восстаний туркменские племена были неотъемлемой частью вооруженных сил сельджуков. Туркмены мигрировали со своими семьями и имуществом во время походов сельджуков в Азербайджан и Анатолию, и этот процесс положил начало тюркизации этих территорий. В это время туркмены начали заселять территорию современного Туркменистана. До туркменского проживания большая часть этой пустыни была необитаемой, в то время как более обитаемые районы вдоль Каспийского моря, гор Копетдаг , Амударьи и реки Мургап (Мургап Дерьясы) были заселены преимущественно иранцами. Город-государство Мерв был особенно большим оседлым и сельскохозяйственным районом, важным как региональный экономический и культурный центр, так и транзитный узел на Шелковом пути . Последний могущественный правитель сельджуков султан Санджар (ум. 1157) стал свидетелем раздробления и разрушения империи из-за нападений туркмен и других племен. Во время правления султана Санджара или Синджара в том же доме, в середине 11 века, Мерв был захвачен турецкими племенами гузов из-за пределов Окса. Со временем он перешел под власть правителей Хорезма (Хивы). Смешавшись с оседлыми народами Туркменистана, огузы, живущие к северу от гор Копет-Даг, постепенно стали называться туркменами .
Империя сельджуков распалась во второй половине XII века, и туркмены стали независимой племенной федерацией.
История населения Туркменистана
1951 | 1 221 497 | N/A % |
1952 | 1 245 176 | 1.94 % |
1953 | 1 274 235 | 2.33 % |
1954 | 1 307 777 | 2.63 % |
1955 | 1 345 195 | 2.86 % |
1956 | 1 385 929 | 3.03 % |
1957 | 1 429 769 | 3.16 % |
1958 | 1 476 292 | 3.25 % |
1959 | 1 525 422 | 3.33 % |
1960 | 1 576 979 | 3.38 % |
1961 | 1 631 035 | 3.43 % |
1962 | 1 687 120 | 3.44 % |
1963 | 1 744 871 | 3.42 % |
1964 | 1 803 621 | 3.37 % |
1965 | 1 863 075 | 3.30 % |
1966 | 1 922 615 | 3.20 % |
1967 | 1 982 198 | 3.10 % |
1968 | 2 041 942 | 3.01 % |
1969 | 2 102 547 | 2.97 % |
1970 | 2 164 239 | 2.93 % |
1971 | 2 227 327 | 2.92 % |
1972 | 2 291 670 | 2.89 % |
1973 | 2 357 388 | 2.87 % |
1974 | 2 424 072 | 2.83 % |
1975 | 2 491 656 | 2.79 % |
1976 | 2 560 033 | 2.74 % |
1977 | 2 629 576 | 2.72 % |
1978 | 2 699 871 | 2.67 % |
1979 | 2 770 649 | 2.62 % |
1980 | 2 841 507 | 2.56 % |
1981 | 2 912 588 | 2.50 % |
1982 | 2 983 716 | 2.44 % |
1983 | 3 055 585 | 2.41 % |
1984 | 3 129 067 | 2.40 % |
1985 | 3 205 439 | 2.44 % |
1986 | 3 284 574 | 2.47 % |
1987 | 3 366 226 | 2.49 % |
1988 | 3 450 838 | 2.51 % |
1989 | 3 540 257 | 2.59 % |
1990 | 3 635 326 | 2.69 % |
1991 | 3 737 015 | 2.80 % |
1992 | 3 844 818 | 2.88 % |
1993 | 3 955 772 | 2.89 % |
1994 | 4 063 376 | 2.72 % |
1995 | 4 161 854 | 2.42 % |
1996 | 4 247 806 | 2.07 % |
1997 | 4 321 510 | 1.74 % |
1998 | 4 384 541 | 1.46 % |
1999 | 4 440 021 | 1.27 % |
2000 | 4 491 267 | 1.15 % |
2001 | 4 540 305 | 1.09 % |
2002 | 4 587 241 | 1.03 % |
2003 | 4 633 073 | 1.00 % |
2004 | 4 679 704 | 1.01 % |
2005 | 4 729 235 | 1.06 % |
2006 | 4 782 611 | 1.13 % |
2007 | 4 840 375 | 1.21 % |
2008 | 4 903 133 | 1.30 % |
2009 | 4 972 156 | 1.41 % |
2010 | 5 047 908 | 1.52 % |
2011 | 5 131 000 | 1.65 % |
2012 | 5 221 247 | 1.76 % |
2013 | 5 317 546 | 1.84 % |
2014 | 5 416 761 | 1.87 % |
2015 | 5 516 210 | 1.84 % |
2016 | 5 614 092 | 1.77 % |
2017 | 5 710 411 | 1.72 % |
2018 | 5 804 668 | 1.65 % |
2019 | 5 896 873 | 1.59 % |
2020 | 5 986 884 | 1.53 % |
2021 | 6 063 097 | 1.27 % |
Монголы и тимуриды
В 1157 году в провинции Хорасан закончилось правление династии сельджуков . Тюркские правители Хивы взяли под свой контроль территорию Туркменистана под названием Хорезмшахов в 1221 году. Центральная Азия подверглась разрушительному вторжению со стороны монгольских воинов, которые пронеслись через регион со своей базы в Восточной Азии.
Карта Империи Тимуридов
Под своим полководцем Чингисханом , основателем Монгольской империи , монголы завоевали Хорезм и сожгли город Мерв дотла. Монгольский лидер приказал устроить резню жителей Мерва, а также разрушить фермы провинции и провести ирригационные работы, что фактически положило конец иранскому господству в городских районах и сельскохозяйственных общинах Хорезма. Вскоре эти районы были заселены туркменами, которые пережили вторжение и отступили на север к равнинам Казахстана или на запад к берегам Каспийского моря. После разделения Монгольской империи нынешний Туркменистан был передан Чагатайскому ханству, за исключением того, что самая южная часть принадлежала Ильханству .
Небольшие полунезависимые государства возникли под властью вождей племен региона в конце XIV века. В 1370-х годах Амир Тимур (также известный как Тамерлан), один из величайших завоевателей в истории человечества, снова захватил туркменские государства и основал недолговечную империю Тимуридов , которая рухнула после смерти Тимура в 1405 году, когда туркмены снова стали независимыми.
Население Туркмении
Показатель численности населения Туркменистана варьирует в зависимости от источников, оценки экспертов несколько ниже данных официальных национальных источников.
С нач. 90-х гг. численность населения Туркменистана увеличилась более чем на 500 тыс. чел. Длительное время в Туркменистане наблюдались высокие темпы прироста населения, примерно 4,2% в год. Однако к 2000 значение этого показателя снизилось до 1,58%. Это связано с высоким уровнем миграции в основном русскоязычного населения за пределы страны. Так, к 2000 более 250 тыс. этнических русских покинули территорию Туркменистана, сократив долю русскоязычного населения с 13% в 1990 до 4,4% в 2000. В 2002 доля этнических русских составила 3,5%. Другой причиной снижения показателя прироста населения стал рост детской смертности.
Рождаемость 28,55‰, детская смертность 73,1 чел. на 1000 новорождённых, средняя продолжительность жизни 61 год, в т.ч. мужчин 57,43 года, женщин 64,76 года (2001, оценка).
Плотность населения — 8,9 чел. на 1 км2 (1999). В 1999 доля молодёжи в структуре населения составила 38%.
Грамотность населения в целом 98%. Преподавание в общеобразовательных школах ведётся на туркменском языке.
Этнический состав многообразен, в стране живут граждане примерно 40 национальностей. Туркмены составляют 77% общей численности населения, узбеки — 9,2%, русские — 6,7%, казахи — 2%, другие — 5,1%.
Сельское население составляет примерно 55% общего числа жителей. В городах кроме туркмен и русских живут украинцы, армяне, азербайджанцы. Узбеки населяют главным образом районы, смежные с Узбекистаном, и занимаются поливным земледелием. Казахи живут преимущественно в северной и западной частях страны, в основном занимаясь животноводством или работая на железной дороге. В южных районах имеются небольшие группы ираноязычных народов — белуджей, курдов. Основным языком для 72% населения является туркменский, для 12% — русский, для 9% — узбекский, для 2% — иной.
Вероисповеданием большинства населения является ислам суннитского и шиитского толка, также на территории государства представлены христианская православная и католическая церкви, ряд других религиозных конфессий.
Родо-племенное деление
Исторически делились на тайпы (народности). Полевые исследования 2007—2011 годов показали, что племенное деление сохранилось и играет некоторую роль. Даже в одном селении представители разных туркменских народностей предпочитают селиться отдельно. Так, аул Озек-Суат делится на
Верхний, где живут союнаджи (их в селе около 30 %) и игдыры (10 %), и на Нижний, где живут човдуры — их примерно 60 %. Чувство «племенной» солидарности имеет реальное значение, используется в конкуренции за доступ к административным ресурсам. Желание видеть во
власти представителя именно своего клана проявилось во время выборов в местные органы власти. По словам жителей Озек-Суата, в результате завязалась нешуточная предвыборная борьба, имели место и конфликтные ситуации. Об остроте межклановой конкуренции можно судить по высказываниям некоторых жителей аула о том, что главой местной администрации желательно было бы видеть не туркмена, а русского, который бы был нейтральной фигурой по отношению ко всем туркменам, как это было до середины 2000-х годов.
Другие религии
христианство
Христианство — вторая по величине религия в Туркменистане , на него приходится 6,4% населения или 320 000 человек, согласно исследованию Pew Research Center за 2010 год . Около 5,3% или 270 000 населения Туркменистана исповедуют православие .
Протестанты составляют менее 1% (30 000) населения Туркменистана. Католиков в стране тоже очень мало — всего около 95.
Армяне, проживающие в Туркменистане (менее 1%), в основном придерживаются Армянской апостольской церкви .
индуизм
Индуизм был распространен в Туркменистане на кришнаитов миссионерами. Сознания Кришны — это меньшинство в Туркменистане.
Представитель Харе Кришна сообщила Госдепартаменту США, что преследования со стороны официальных лиц уменьшились с момента регистрации ее группы. В октябре 2006 года в рамках общей ежегодной тюремной амнистии бывший президент Ниязов освободил заключенную последовательницу Сознания Кришны Чепер Аннаниязову, которая была приговорена к семи годам тюремного заключения в ноябре 2005 года за незаконное пересечение границы в 2002 году.
Вера бахаи
Первый Дом Поклонения Бахаи
В Веру Бахаи в датах Туркменистан раньше Россия авансам «S в регион, в то время как территория находилась под персидским влиянием. К 1887 году община беженцев-бахаи от религиозного насилия в Персии основала религиозный центр в Ашхабаде
В то время как вера бахаи распространилась по Российской империи и привлекла внимание ученых и художников, община бахаи в Ашхабаде построила первый Дом Поклонения бахаи , избрала один из первых местных административных учреждений бахаи и стала центром науки. Однако в советский период религиозные преследования привели к тому, что община бахаи практически исчезла
Тем не менее, бахаи, переехавшие в регионы в 1950-х годах, идентифицировали людей, все еще придерживающихся этой религии. После распада Советского Союза в конце 1991 года общины бахаи и их административные органы начали развиваться в странах бывшего Советского Союза. В 1994 году Туркменистан избрал собственное Национальное Духовное Собрание; однако согласно законам, принятым в 1995 году в Туркменистане, для регистрации требовалось 500 взрослых верующих в каждом населенном пункте, и ни одна община бахаи в Туркменистане не могла выполнить это требование. По состоянию на 2007 год религия все еще не набирала минимальное количество приверженцев для регистрации, и люди видели, как в их дома совершали набеги в поисках литературы бахаи .
Ислам и его история в Туркменистане
Ислам пришел к туркменам в первую очередь благодаря деятельности суфийских шейхов, а не через мечети и «высокие» письменные традиции оседлой культуры. Эти шейхи были святыми людьми, критически настроенными в процессе примирения исламских верований с доисламскими системами верований; их часто принимали в качестве «святых-покровителей» определенных кланов или племенных групп, тем самым становясь их «основателями». Реформирование общинной идентичности вокруг таких цифр составляет одно из сильно локализованных проявлений исламской практики в Туркменистане.
В туркменскую племенную структуру входит «священное» племя, называемое övlat. Этнографы рассматривают övlat, шесть из которых являются активными, как возрожденную форму культа предков, привитого суфизмом. Согласно их родословным, каждое племя происходит от Мухаммеда через одного из четырех халифов. Из-за своей веры в священное происхождение и духовные силы представителей övlat туркмены наделяют эти племена особым священным статусом. В XVIII и XIX веках племена ёвлат рассредоточились небольшими компактными группами в Туркменистане. Они посещали и благословляли все важные общественные мероприятия и события жизненного цикла, а также выступали в качестве посредников между кланами и племенами. Институт övlat сохраняет определенный авторитет и сегодня. Многие туркмены, почитаемые за свои духовные силы, прослеживают свою родословную до övlat, и нередко, особенно в сельской местности, такие люди присутствуют на жизненном цикле и других общественных праздниках.
В советское время все религиозные верования подвергались нападкам коммунистических властей как суеверия и «пережитки прошлого». Большинство религиозных школ и религиозных обрядов были запрещены, а подавляющее большинство мечетей было закрыто. Официальное Управление мусульман Средней Азии со штаб-квартирой в Ташкенте было создано во время Второй мировой войны для надзора за исламом в Центральной Азии . По большей части Управление мусульман функционировало как инструмент пропаганды, деятельность которого мало способствовала укреплению мусульманского дела. Индоктринация атеистов подавляла религиозное развитие и способствовала изоляции туркмен от международного мусульманского сообщества. Некоторые религиозные обычаи, такие как мусульманские захоронения и мужское обрезание , продолжали практиковаться на протяжении всего советского периода, но большинство религиозных верований, знаний и обычаев сохранялись только в сельской местности в «народной форме» как разновидность неофициального ислама, не санкционированного властями. государственное Духовное управление.
Литература
Обложка гонбадской рукописи «Книги Деде Коркут»
Туркменская литература включает знаменитую Книгу Деде Коркут , которая была признана ЮНЕСКО литературным произведением 2000 года. Он также включает эпосы Огузнаме , Батталнаме , , Кероглу , которые являются частью литературной истории азербайджанцев, турок Турции и туркмен. Современная и классическая литература Азербайджана , Турции и Туркменистана также считается огузской литературой, поскольку она была произведена их потомками.
Книга Деде Коркут представляет собой сборник былин и историй , имеющих свидетельство языка, образа жизни, религии, традиций и социальных норм огузов. Другие известные литературные произведения эпохи туркмен включают Тарих-ALI SELÇUK (Историю Дома сельджуков) по Языджиоглу Али, Şikâyetnâme ( персидский : شکايت نامه ; «жалоба») по Физули , дастаны-ı Лейли Меджнун Vu от Физули , Risâletü’n-Nushiyye по Юнуса , Mârifetnâme ( фарси : معرفتنامه ; «книга гнозиса») по Ибрагим Хэкк Эрзуруми .
Обычаи из прошлого
До наших дней сохранилось множество туркменских старинных обычаев, которыми этот народ очень гордится. К ним можно отнести и общественные принципы, этикет, основы которого формировались много веков.
Для туркмена нет человека дороже гостя. Правила гостеприимства говорят: “Гость — человек от Аллаха!”. Поэтому туркмены с особым почтением относятся к людям, посещающим их дом.
Издавна у этого народа священными продуктами считались хлеб и соль. Их нельзя бросать на землю, а относиться следует с особым почтением. И в наше время можно увидеть туркменов, что, заметив обронённый кем-то кусочек хлеба, непременно поднимут его (если дело происходит на дороге — остановят машину и выйдут, чтобы убрать хлеб).
Обычаи туркменов требуют почитания родителей и всех людей, что являются старшими по возрасту. В их обществе нельзя спорить (тем более браниться), перебивать собеседника. Относиться к старшему поколению следует со всем уважением.
В Туркмении / Фотограф Семён Фридлянд
Возможно, самобытность культуры и преданность своей стране у туркменов основываются на верности старинным традициям, которых придерживались многие прежние поколения представителей этого этноса.
Конечно, туркмены осознают, что в их государстве существует немало проблем, с которыми стоит бороться, однако они искренне гордятся своей Родиной, которая во многих аспектах остаётся поистине уникальной.
Русские в Туркменистане
Несмотря на доктрины Ниязова о плохом отношении к туркменам со стороны Российской Империи и Советского союза, местные не винят во всём русских, понимая, что это дело политики.
В целом, отношение в стране к русским нормальное. Да, и туркмены сейчас весьма порядочный народ, где нет национальной или религиозной ненависти. Притеснения случились в 2005 году, и опять же политика. Туркмены предложили многим русским принять их гражданство, но стали опасаться, что чем больше будет русских будет жить без туркменского паспорта, тем сильнее будет взор России с претензиями о защите своих соотечественников. К сожалению, многих начали выдворять из страны из их домов, обрекая по сути на жизнь с чистого листа. Это единственный негативный период в отношении русских со времен распада СССР. Для статистики в 1960 численность русских была 17% от общего населения, сейчас же эта цифра 4%.
Русские преимущественно живут в Ашхабаде, 2/3 всех русских находится в столице. Город довольно-таки свободный для закрытой страны, кто может занимается бизнесом, есть учёные и учителя.