Вилла фарнезина рим

История виллы Фарнезина

В начале 16-го столетия знаменитый банкир сиенского происхождения Агостино Киджи, кредитовавший Пап и представителей светской власти, сделал заказ молодому Бальдассаре Перуцци на возведение шикарной виллы на правом берегу Тибра, которая должна была играть роль его загородной резиденцией. Строение было сооружено в 1512 году и первоначально так и именовалось — «вилла Киджи» (по фамилии своего владельца).

Агостино Киджи

Отправившись в Рим, Агостино Киджи жил в доме по улице Банки (via dei Banchi) со своей молодой женой Маргаритой Сарачини, преждевременно усопшей в 1508 году, не подарившей банкиру наследника. Еще до кончины супруги Киджи начал отношения с куртизанкой по имени Франческа Ордеаски. После того, как Маргарита умерла, Франческа формально вошла в дом банкира. Она стала ему фактической женой и родила пятерых детей.

В первой половине 18-го столетия вилла Фарнезина, пребывая в собственности Элизабет Фарнезе, перешла к неаполитанским Бурбонам, преобразовавшись в резиденцию дипломатов. Позднее виллу Фарнезина передали в долгосрочную аренду испанскому послу Сальвадору дэ Кастро, профинансировавшему ряд работ по реставрации (1866 год).

В 1927 году здание купило государство. В скором времени на вилле Фарнезина разместилась штаб-квартира Королевской Академии Италии – культурной организации, имевшей место в период с 1929 по 1944 года, нацеленной на развитие и управление итальянского интеллектуального движения в области науки, литературы и искусства. А в настоящее время вилла Фарнезина принадлежит Национальной Академии деи Линчеи (all’Accademia Nazionale dei Lincei).

Вилла Фарнезина, задуманная Агостино Киджи

В скором времени после приобретения земельного участка Агостино Киджи заказал Бальдассаре Перуцци, сиенскому художнику и архитектору, разработку проекта усадьбы. На территории виллы Фарнезина, кроме жилого здания, находилась конюшня – проект Рафаэля, и разрушенная в 1808 году после длительного периода запустения, а еще лоджия, выступавшая на набережную Тибра шикарный сад в итальянском стиле.

Двухэтажное строение в плане – в форме подковы, ориентированной в сторону сада. Сама по себе лоджия, декорированная росписями с четко выраженными флористическими мотивами, по замыслу архитектора должна была послужить порталом, соединяющим мир природы и архитектуры. Лоджия Психеи, именованная так в честь сюжетов украшающих ее фресок, первоначально имела функцию сцены для театральных постановок и прочих выступлений, организовывавшихся хозяином виллы.

Сад, разбитый в итальянском стиле, был неотделяемой частью виллы Фарнезина и ее органическим завершением. С прохождением времени парк перенес основательные изменения и сейчас смотрится абсолютно по-другому, чем в далекую Эпоху Возрождения.

Через два года после начала возведения, Перуцци занялся художественной росписью одного из залов виллы Фарнезина, наделенной именем Станца дель Фрэджо, а через еще три года Агостино Киджи уже перебрался в свое новое жилище и обладал возможностью показывать гостям все красоты своей шикарной усадьбы.

Экспозиции виллы Фарнезина в Риме

Цокольный этаж

Лоджия Галатеи — в основном она расписана фресками Рафаэля, но свод лоджии в 1511 году расписал Бальдассаре Перуцци, изобразив гороскоп Агостино Киджи, а Себастьян дель Пьомбо оставил свой след, изобразив мифологические сцены Люнетте и Полифемо.

Лоджия Амура и Психеи — получила свое название благодаря фреске Рафаэля(1518 г.), на которой запечатлены сцены из произведения Апулея o Психеи, вдохновленной Золотым Ослом. История из книги представлена в сочетании с огромными красочными гирляндами цветов и фруктов, в центре изображен эпизод свадьбы Амура и Психеи и Совет Богов.

Фрески Рафаэля на вилле Фарнезина в Риме

Комната Фриза — этот зал виллы Фарнезина украшен широким лепным фризом, который по задумке архитектора окружает верхнюю часть стен. Автор расписанного фриза — Перуцци, изготовлено художественное украшение в 1508 году. Фрески, из которых фриз состоит, изображают подвиги Геракла(северная сторона и частично восточная сторона) и другие мифологические сцены .

Первый этаж

Зал Проспективы — оформителем этого большого зала был Бальдассаре Перуцци, который в 1519 году расписал удивительными фресками, изображающими мифологические сцены, части городской и сельской перспективы, которые просматривались между имитированными колоннами. На северной стене зала разместился большой камин Вулкан.

Фриз виллы Фарнезия

Свадебная комната Александра Великого и Роксаны — свое название она получила благодаря главной фреске, занимающей всю северную стену. Когда-то в этом помещении находилась спальня Агостино Киджи, ее стены и потолки в 1519 году расписал художник Джованни Антонио Бацци, носивший прозвище Содома. Подвесные потолки спальни, датированные XVI веком, изображают гротескные сцены и сюжеты мифологических историй.

  • Адрес виллы Фарнезина: via della Lungara 230, 00165, тел. 00 39 06 680 272 68.
  • Как добраться: на автобусе до Лунготевере делла Фарнезина (№№23, 125, 271,280).
  • Вилла Фарнезина в Риме часы работы: понедельник — суббота, 9:00 — 14600 ( по субботам в 10:00 экскурсионные туры проводятся на английском языке, в 12:30 — на итальянском); каждое второе воскресенье месяца проводятся экскурсии (время работы — 9:00 — 17:00, экскурсия в 12:30 — требуется предварительное резервирование, сопровождается музыкой эпохи Ренесанса, в 15:00 и 16:00 — экскурсии без предварительного резервирования).
  • Цена: взрослые — €6; дети 14 -18 лет и пенсионеры старше 65 лет — €5; дети 10-14 лет — € 3; дети младше 10 лет — бесплатно. Сады виллы Фарнезина — €4, аудиогид — €2. Посетители, которые имеют входной билет в музеи Ватикана (использованный в течение 7 дней) имеют существенные скидки в Villa Фарнезина.Тел. билетных касс — 00 39 06 680 272 68.

Забронируйте прямо сейчас билеты в Рим по лучшей цене!

Художественная ценность

Вилла была построена в506-1510 архитектором Бальдассаре Перуцци. Хотя сооружение и строение виллы считается представительницей ренессансного стиля, она имеет много необычных элементов, которые стоят отдельного внимания. И да, изначально она была построена под другим именем, так как построили виллу по заказу банкира Агостино Киджи. Многие легенды раннего периода этого архитектурного достояния с этим временем и связаны, так как жизнелюбивый сиенский хозяин очень любил устраивать большие пиры и праздники. В городе такая вилла была первой в своей роде, ее павильон найти, большие залы с высокими потолками, открытый вид на сак и реку , все без намека на строгость идеально подходило для празднеств и простого наслаждения жизнью.

Вилла Фарнезина в Риме

Раньше вход осуществлялся через прекрасную стеклянную лоджию. Интерьер это полноценное произведение искусства. Все стены больших залов покрыты красочными фресками с историями и мифами популярными в период эпохи Возрождения. Не обойтись здесь и без большого сада, возле виллы раскинут очень живописный и красивый фруктовый сад, он покрыт удобными дорожками и аллеями, в начале расположен небольшой фонтан. В 1577 году эпоха Киджи закончилась, все перешло в руки Алессандро Фарнезе богатого коллекционера. Так под его фамилией вилла и вошла в историю.

Конечно, основная художественная ценность виллы кроется в той чудесной росписи, которой покрыты ее стены залов, Все из-за того что Киджи был ценителем искусства и покровительствовал знаменитому Рафаэлю, чья рука выдала немало шедевров и многие из них так же находятся в стенах виллы Фарнезина. Здесь нимф верхом на колеснице раковине. В лоджии виллы вы сможете рассмотреть историю Амура и Психеи восхитительная вдохновляющая легенда. Рафаэль был не единственным мастером, который украсил это архитектурное строение.

Фарнезе в Риме

Сегодня с фамилией знаменитого рода пармских герцогов Фарнезе в Вечном городе связано несколько популярных туристических мест:

  • Палаццо Фарнезе – один из лучших представителей Ренессанса. Роскошную резиденцию начал строить будущий понтифик Павел III, скупивший ряд близкорасположенных зданий. В создании Дворца принимал участие Микеланджело. В планах, которым не суждено было сбыться, присутствовало строительство моста через Тибр для соединения двух владений Фарнезе, расположенных на разных берегах реки – палаццо Фарнезе и виллу Фарнезина. Сегодня в здании расположено Французское посольство, поэтому экскурсии заказываются заранее и проводятся только по определенным дням;

Палаццо Фарнезе в Риме

Пьяцца Фарнезе (Piazza Farnese) – площадь расположена перед палаццо Фарнезе. Здесь размещены два фонтана-близнеца с монументальными бассейнами в виде античных ванн, предположительно взятых их терм Каракалла, и чашами, украшенными бутонами лилий;
галерея Фарнезе – она находится в палаццо Фарнезе, недавно отреставрирована и ждет посетителей, но лишь в специально отведенное время. В Галерее можно увидеть росписи Карраччи начала XVII века. Их ставят на одну ступень с росписью «Сикстинской капеллы»;

вилла Фарнезина – расположена в Трастевере. Ее необычный для Римских строений проект был заказан Агостино Киджи в начале 16 века, а уже через 70 лет виллу приобрели представители рода Фарнезе. Начиная с 1603 года, здесь с некоторыми перерывами размещается Национальная Академия Линчеи, но экскурсии для туристов проводятся;
сады Фарнезе – появились на территории холма Палатин благодаря кардиналу Алессандро Фарнезе, который приобрел обширный участок на месте руин императорского дворца, принадлежащего Тиберию. Великолепные террасы с необыкновенно красивой растительностью могли бы соперничать с виллой д’Эсте, если бы не были уничтожены в результате раскопок этого самого дворца. Но часть садов и кое-какие строения, все же сохранилась;
вилла Фарнезе (замок Капрарола) – ее строительство началось при папе Павле III в 20годы 16 столетия, а закончилось при его внуке – кардинале Алессандро Фарнезе. После его смерти в 1589году наследники дома Фарнезе постепенно опустошили виллу, переправив ценности в Неаполь. Объект считается одним из самых крупных итальянских проектов эпохи Возрождения. Вилла находится в небольшом городке Капрарола, расположенном в 63км от центра Рима.

Палаццо Фарнезе в Капрароле

Кроме вилл, дворцов и садов, фамилию Фарнезе носят улицы и проспект, протянувшийся вдоль Тибра, гостиницы и бары, магазинчики и кафе. Это является доказательством того, что представители рода, несмотря на титул герцогов Пармы и Пьяченцы, оставили свой след в истории Рима. В первую очередь, папа римский Павел III, кардинал и меценат Алессандро Фарнезе и, конечно же, Джулия, сыгравшая немаловажную роль в продвижении рода Фарнезе к высшим ступенькам власти.

Автор статьи: 39rim.ru

Рим: что посмотреть и чем заняться

  • Музеи (46)
  • Дворцы и виллы (12)
  • Церкви и базилики (27)
  • Сады и парки (6)
  • Археологические памятники (28)
  • Экскурсии на русском
  • Экскурсионные автобусы
  • Дегустации
  • Кулинарный путеводитель
  • Рим с детьми

Полезные ссылки:

  • Где остановиться в Риме — обзоры отелей, апартаментов и других вариантов для проживания. Особенности бронирования, цены на жилье и другая полезная информация.
  • Транспорт в Риме — все о городском транспорте Рима. Маршруты, расписания, билеты и туристические карты.
  • Трансферы из аэропорта, в аэропорт, в другие города.
  • Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.

Герцоги Фарнезе

Первые упоминания о Фарнезе относятся примерно к 1210 году. Предки известного рода оставили свой след в Орвието, где были известны как синьоры де Фарнето (de Farneto). По факту их присутствия имеются документы, но существуют исторические сведения о том, что некий Пьетро был консулом в Орвието еще в 984 году. Родоначальники знатных Фарнезе были кавалеристами, принимали участие в войнах и восстаниях, участвовали в заседаниях как представители от Орвието, были епископами и дипломатами. Но перенесемся чуть позже – в 16-17 век.

В разные периоды династия Фарнезе воевала за свою Пармскую землю с самопровозглашенным императором Священной Римской империи Карлом V, с папскими и с испанцами войсками. Их союзниками были то французы и венецианцы, то герцоги Модены и Тосканы. В результате войн и распрей значение герцогства Кастро снизилось политически и экономически. В итоге – столицей владений герцогов на пару сотен лет оказалась Парма.

Образовавшиеся в 17 веке непосильные для Фарнезе задолженности перед папскими банкирами привели Кастро к разорению, а тогдашнего папу Урбана VIII, происходившего из рода Барберини, к претензиям на земли герцогства. Он требовал передачи территорий своим племянникам, но в тот раз (1641 год) на помощь династии Фарнезе пришли влиятельные семьи Медичи и Эсте. Их объединенные войска смогли победить папскую армию, после чего было подписано мировое соглашение (1644 год) и всё вернулось на места свои. Но новый папа – Иннокентий Х – буквально через четыре года вновь направил свои воинские подразделения в Кастро. Именно тогда город до основания был разрушен, ценности вывезены в Ватикан, а земли присоединены к Папской области.

Фреска с сюжетами из жизни семьи в одном из залов Палаццо Фарнезе

Дальнейшая судьба рода Фарнезе сложилась не лучшим образом. Последние два правителя умерли бездетными, поэтому род по мужской линии пресекся в 1731 году. Пармское герцогство унаследовал сын их племянница, но он был уже отпрыском короля Испании, а его мать – последней из династии Фарнезе. Вскоре Парма оказалась под властью Бурбонов.

Современная история виллы

Сейчас вилла открыта для посещения, и является музеем архитектуры и живописи. Интересно, что кроме того она принадлежит Национальной Академии. Поэтому некоторые залы закрыты для публики, там размещены кабинеты с экспонатами института. Все же других залов для наслаждения и эстетического удовольствия более чем достаточно. Главные большие залы наполнены еще и экспонатами, вам поведают интересные истории и подробно расскажут о каждой фреске. Все залы красиво освещены в течение дня естественным светом, что придает месту необычное очарование. Обязательно познакомьтесь с эти замечательным памятником культуры.

Вилла Фарнезина

Ника

10

Увлекаюсь походами и путешествиями, фото и видеосъемкой. Хожу в походы с детства. Всей семьей ходили и ездили — то на море, то на речку, на озеро, в лес. Было время, когда в лесу мы проводили по целому месяцу. Жили в палатках, готовили на костре. Наверное, поэтому и сейчас меня тянет в лес и, вообще, на природу. Путешествую регулярно. Примерно три путешествия за год по 10-15 дней и множество 2-х и 3-х дневных походов.
Комментарии: 0Публикации: 668Регистрация: 23-10-2018

Ника

История

Здание.

Вилла построена из 1506 1512 Бальдассаре Перуцци, молодой Sienese архитектор , который работает вместе с Браманте и Рафаэля, по просьбе богатого Sienese банкира Агостино Киджи , большой покровитель и видной фигурой в Риме в начале XVI — го  века, который накопил состояние с доходами от продажи квасцов из Tolfa и воспользовались защитой папы Юлия II , а затем Лео . Ла Фарнезина, которую в то время называли просто Виллой Киджи, была первой пригородной виллой Рима, которую вскоре начали имитировать. Это не дворец, в котором постоянно живешь, а вилла отдыха. Архитектурные вмешательства, хотя их можно считать завершенными в 1512 году, продолжались различными работами до 1520 года.

После смерти Агостино Киджи в 1520 году вилла была постепенно заброшена, ее мебель, предметы и картины проданы. Захваченный ланскнетами во время разграбления Рима в 1527 году, он был разграблен. Благодаря этим ланскнетам в зале Перспективы все еще можно наблюдать граффити.

Вилла была приобретена около 1580 года кардиналом Александром Фарнезе , который дал ей нынешнее название. К этому периоду относится нереализованный проект по соединению дворца Фарнезе с Фарнезиной крытым переходом, таким образом создавая «владения Фарнезе», простирающиеся до дворца на другой стороне Тибра. Микеланджело также задумал построить мост, чтобы соединить два берега, но это так и не было реализовано из-за высокой стоимости и технических сложностей.

В 1714 году он перешел к испанской Бурбонов , наследников Фарнезе к XVIII — го  века, прежде чем стать собственностью Королевства Обеих Сицилий также направлено Бурбонов. Он был спасен от разорения Бермудесом де Кастро ди Рипальта, послом Испании, который стал новым владельцем в 1861 году. Проделанная им работа удалила некоторые из первоначальных покрытий; изменено фактическое расположение некоторых комнат. В 1884 году открытие Лунготевере привело к разрушению части садов и лоджии на реке, которые, возможно, были спроектированы Рафаэлем.

В 1927 году Фарнезина была приобретена итальянским государством: в период с 1929 по 1942 год Муссолини разместил здесь штаб-квартиру Итальянской академии и с этой целью провел ряд различных работ по перестройке и реставрации.

Сегодня вилла используется Линейской академией (которая считала Галилея одним из первых ее членов) в качестве представительства. На первом этаже находится Национальный департамент эстампов и рисунков, однако коллекции и библиотека кабинета были переданы в 2009 году Палаццо Поли , в котором находится Национальный институт графики .

Глава 16 СВЕТ И ЦВЕТ

Венеция и Северная Италия. Первая половина XVI века

Теперь мы обратимся к другому художественному центру, второму по значению после Флоренции. Гордая Венеция, расцветшая благодаря морской торговле, была тесно связана со странами Востока, и потому Возрождение наступило здесь с некоторым опозданием. Ренессансный стиль пришел в венецианскую архитектуру праздничными, широко и приветливо распахнувшимися зданиями. Пышность венецианских построек заставляет вспомнить о богатых торговых городах эллинистического мира – Александрии и Антиохии. Характерный образчик венецианского Возрождения – библиотека Сан Марко (илл. 207). Создавший ее архитектор Якопо Сансовино (1486–1570), хотя и прибыл из Флоренции, сумел уловить “гений места”, дух Венеции – ее озаренность ликующим светом, усиленным блеском лагун. Праздничность таких сооружений противится педантичному анализу, и все же стоит присмотреться к ним внимательнее, чтобы понять, как новый архитектурный образ складывался из старых форм. Нижний этаж с колоннадой дорического ордера выстроен по нормам классической архитектуры. Сансовино просто следовал здесь таким образцам, как Колизей (стр. 118, илл. 73). В той же традиции выдержан и верхний ярус здания, где ионические колонны поддерживают так называемый аттик, увенчанный балюстрадой со статуями. Однако утопленные вглубь арки опираются не на столбы, как в Колизее, а на ионические колонны меньших размеров. Таким образом ордерная структура становится двухслойной, переплетающиеся колоннады обогащают пластику здания. С другой стороны, гирлянды на аттике, сквозной рисунок балюстрады со скульптурой вызывают в памяти кружево венецианских готических фасадов (стр. 209, илл. 138).

Работы над художественным убранством виллы Фарнезина

Первым помещением, в котором были осуществлены работы по художественной росписи, стала Станца дель Фрэджо (Stanza del Fregio) – небольшая комната, имевшая функцию зала ожидания для гостей, а еще для прохождения ряда церемоний.


Станца дель Фрэджо

В том же году Агостино Киджи пригласил на работу молодого Себастьяно дель Пьомбо, одного из лучших венецианских мастеров того периода, которого привез с собой из деловой поездки в Светлейшую. Может быть, банкир был не полностью доволен работой Перуцци, а может быть попросту желал ускорения рабочего процесса. В том или ином случае, художники должны был трудиться в паре, а в скором времени к ним был подключен и Рафаэль.

Росписями люнетов занимался Себастьяно дель Пьомбо. Его рук – девять фресок, на которых сюжеты из «Метаморфоз» Овидия – стихотворного произведения древнеримского поэта, базировавшегося на мифах Древней Греции и Древнего Рима. Десятый люнет написал Бальдассаре Перуцци. Рафаэль тогда трудился над созданием «Триумфа Галатеи».


«Триумф Галатеи»

  1. После окончания росписей Зала Галатеи, Агостино Кижди заморозил работы по художественному оформлению помещений виллы. Причиной тому, гипотетически, была занятость Рафаэля в прочих проектах.
  2. Ни для кого не секрет, что Санти в период с 1514 по 1517 года трудился над фресками одной из комнат папских апартаментов в Ватикане.
  3. В 1517 году Рафаэль со своими учениками начал создание росписей основной лоджии виллы Фарнезина – места, которое должно было иметь функцию «визитной карточкой» резиденции знаменитого банкира.
  4. Тогда как великий маэстро работал над своим очередным творением, в одном из помещений наиболее приватной функции – спальне – были начаты работы над росписью интерьера, порученные некому Джованни Антонио Бацци, более наслышанному по прозвищу Содома.

Художественная ценность виллы Фарнезина

Сегодняшней известности вилла Фарнезина немало обязана тому факту, что Агостино Киджи был большим ценителем искусства и покровительствовал знаменитому художнику эпохи Возрождения Рафаэлю. И не только покровительствовал, но и являлся его основным заказчиком. В связи с чем именно кисти этого гениального художника принадлежит большая часть росписей на вилле Фарнезина. Самая знаменитая из них – «Триумф Галатеи», написанная на один из сюжетов «Метаморфоз» Овидия в одноименном зале виллы (Зале Галатеи), расположенном на ее первом этаже с правой стороны от входа. Это одна из тех редких фресок, на которых нимфа изображена на колеснице в форме раковины. Рафаэлем выполнены и совершенно восхитительные росписи на тему истории Амура и Психеи, которые можно увидеть на лоджии галереи, выходящей в сад.

Стоит отметить, конечно, что кроме Рафаэля над внутренним убранством виллы Фарнезина поработали Джулио Романо, Себастьяно дель Пьомбо, Иль Содома и другие известные мастера той эпохи и их ученики. По одной из легенд, нарисованная сангиной на задней стене Зала Галатеи гигантская голова юноши принадлежит Микеланджело, оставившего этот рисунок вместо записки, когда не застал Рафаэля на месте. И, как гласит та же легенда, узнав руку великого мастера, Рафаэль оставил его творение в неприкосновенности. Хотя есть версия, что это работа Себастьяно дель Пьомбо, которому принадлежат также фрески со сценами из «Метаморфоз» Овидия на люнетах в верхней части лоджии, выходящей в сад, и изображение циклопа Полифема рядом с Галатеей Рафаэля.

В Комнате Фризов можно увидеть росписи, выполненные рукой самого архитектора этой виллы – Бальдассаре Перуцци, на них изображены сцены охоты. Он же создал здесь «обманные» росписи за нарисованной на задней стене мраморной колоннадой в Салоне Перспективы, с определенной точки обзора целиком «уничтожающие» стену и создающие полную иллюзию открытости помещения. За колоннами на стенах этого салона изображены многие известные места Рима и его окрестностей: Колизей, Тибр, римские церкви и даже сама Фарнезина. И его же руке принадлежат потолочные фрески Зала Галатеи, изображающие созвездия в расположении, соответствующем дате 1 декабря 1466 года (дате рождения хозяина дворца Агостино Киджи).

Фасад виллы

В Свадебном Зале, когда-то служившем спальней для владельца виллы и его супруги, находятся фрески по сюжетам из жизни Александра Македонского, выполненные Иль Содомой. Наиболее всего среди них выделяется сцена свадьбы Александра Великого с Роксаной, из-за которой комната и получила такое название. На других фресках изображены встреча великого полководца со вдовой Дария и укрощение Буцефала. Согласно преданиям, в этой спальне некогда находилась роскошная кровать, стоившая Агостино Киджи дороже, чем строительство всей виллы. Кровать была покрыта позолотой, инкрустирована слоновой костью и щедро украшена россыпью драгоценных камней.

Последний раз фрески на вилле Фарнезина реставрировались в начале 80-х гг. прошлого века. Все перечисленные залы в настоящее время открыты для посещений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector