Как строили александро-невскую лавру
Содержание:
- История постройки
- Духовской корпус
- Кладбища Александро-Невской лавры
- Начало строительства и первые этапы развития Александро-Невской лавры
- Духовно-просветительская и общественная жизнь лавры
- Комплекс зданий
- История одного храма в Санкт-Петербурге
- Нынешний настоятель храма – игумен Фома (Василенко)
- Состояние некрополей
- Архитектурный стиль Киновии
История постройки
Свято-Троицкая лавра в Петербурге обязана своим появлением царю Петру I. Император велел построить монастырь на месте, где речка Черная впадает в Неву. Был издан указ, согласно которого для этих целей выделили 5 тысяч квадратных сажен земельных угодий. К новой обители также присоединили Иверский монастырь и земли Олонецкого уезда.
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге
Название лавры было обусловлено историческими событиями, развернувшимися в этих краях в 1240 году. Считалось, что князь Александр одержал победу над шведами именно здесь. Учитывая, что постройка монастыря началась как раз в разгар войны всё с теми же шведами, такое решение выглядело весьма показательно.
Для руководства строительными работами был приглашен архимандрит Феодосий. Тогда же государство выделило необходимые средства для возведения обители. В 1713 году 25 марта состоялось освящение церкви Благовещения. Именно с этой датой принято связывать начало жизни новой лавры.
Заниматься разработкой проекта всего монастыря поручили Доменико Трезини. Через два года после освящения Благовещенской церкви он представил своё видение комплекса. Трезини настаивал на том, чтобы лавра находилась на территории между двумя реками — Чёрной и Невой и выглядела, как симметричный ансамбль каменных строений. При этом обитель должна была выполнять ещё и роль юго-восточного форпоста молодой столицы. Вследствие этого, Трезини намерен был использовать в работе правила фортификационного искусства. Город с монастырём предполагалось соединить широкой дорогой.
По мере того как возводилась лавра, под её стенами начали возникать деревянные дома для проживания рабочих, мастерские, огороды. Все продукты, выращенные на монастырской земле, хранились в погребах, а потом часть реализовывалась через торговые лавки.
Просветительская деятельность
В 1720 году указом императора было велено перевезти из Санкт-Петербурга станок типографии, что и было выполнено. Священнослужители занялись изданием просветительских книг. Первой стала книга «Поучение в день св. Александра Невского». Также выходила литература проповеднического характера, выпустили Букварь.
Через год при монастыре учредили школу, на то было распоряжение настоятеля Феодосия. В заведение принимали детей от 5 до 13 лет, обучали их грамоте. Принимали туда не только детей священников, но и сирот, а также просто желающих обучаться. Спустя пять лет в 1726 году школа преобразовалась в Славяно-греко-латинскую духовную семинарию.
Музей-древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Следует отметить, что в её стенах будущие священнослужители получали очень серьёзное богословское и общее образование. При содействии монархов последующих лет учебное заведение получило сначала статус Главной семинарии, а потом и академии. В неё направляли самых способных учеников из епарших семинарий для продолжения обучения.
Когда военные действия в ходе Северной войны завершились, Пётр I решил, что в новоустроенную обитель необходимо перенести мощи благоверного князя Александра Невского, находящиеся в городе Владимире. Бытует мнение, что император лично встречал святыню и занёс её в церковь, названную в честь святого. При Елизавете Петровне раку перенесли в собор Святой Троицы и поместили в нишу за правым клиросом. Статус лавры монастырю присвоил Павел I в 1797 году. На то время, благодаря поддержке государей, обитель была самой богатой в стране. В ней проживало до 150 насельников.
Послереволюционный период
В послереволюционное время большевики всеми силами пытались реквизировать имущество лавры, но встретили серьёзное сопротивление со стороны монахов и жителей города. При визите вооружённого отряда, во время которого смертельно ранили священника Петра Скипетрова и арестовали несколько духовных лиц, народ разоружил красногвардейцев и последние вынуждены были покинуть монастырь.
Чудом лавра продолжала действовать до 1932 года, но потом её ждала та же участь, что многие другие религиозные учреждения бывшей империи. Здания заняли под государственные нужды, реликвии передали в музей.
Возрождаться богослужения начали только в 1957 году. Тогда открыли Троицкий собор, который стал приходским. А в 1989 году в него вернули святые мощи святого благоверного князя Александра Невского. Монахи вновь стали появляться в лавре с 1996 года.
Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге
До начала 2000-х обители были возвращены все епархиальные здания, в монастыре приняли устав и провели назначение должностных лиц.
Духовской корпус
план лавры
Духовской корпус Александро-Невской лавры связывает Благовещенскую церковь с Троицким собором. Строительство этого корпуса началось в 1717 году в соответствии с проектом архитектора Д. Трезини. Предложенное им решение плана тремя уступами представляет особый интерес. С помощью этого композиционного приема, повторенного и в Федоровском корпусе, Трезини усилил черты живописности, присущие всему монастырскому ансамблю.В 1820 — 1822 годах архитектор В.П. Петров перестроил часть Духовского корпуса, устроив здесь новую монастырскую церковьСошествия Святого Духа. Перестройка не отразилась на главном фасаде, обработанном полуколоннами, но повлекла за собой внутреннюю перепланировку, а также возведение обширной пристройки к заднему фасаду. Фасад Духовского корпуса, обращенный во внутренний двор, первоначально имел два яруса открытых аркад. В 1760-х годах они были застеклены и превращены в окна, так как открытые галереи оказались неудобными в климатических условиях Петербурга. Из числа внутренних помещений Духовского корпуса представляют интерес большой, декорированный коринфскими колоннами двусветный зал (б. церковный) и ряд других парадных помещений. Духовской корпус послужил образцом при создании симметричного ему Федоровского корпуса и определил архитектурное решение других зданий монастыря.
При Екатерине I и А. Д. Меншикове строительство продолжалось с прежним размахом. Швертфегер, получавший теперь непосредственные распоряжения от Меншикова, оказался во
главе строительных работ, которые были частью грандиозной стройки города. На территории монастыря одновременно велись работы по возведению каменного городка, по расширению Подмонастырной слободы и созданию производственной базы строительства.
До 1724 года был разбит огромный сад на месте, предусмотренном планом Швертфегера, построены оранжереи. К каменному городку вела «большая першпективная дорога», обсаженная березками (только в 1724 году их высадили до пятисот), упиравшаяся в деревянный, сначала наплавной, позднее подъемный мост напротив Благовещенской церкви. Кирпичную высокую стенку, укрепляющую и поныне берег Монастырки у моста, впервые выложили в 1723 году. К 1723-1725 годам относятся большие «деревянные работы» на левобережье Черной речки и застройка у монастыря «першпективной дороги» по обе ее стороны домами и усадьбами работавших на строительстве. Рядом со стройкой поселился и Т. Швертфегер.
Это был опытный строитель, несомненно одаренный архитектор, работавший в России с 1713 года. После назначения вместо Д. Трезини главным архитектором постройки каменного городка и переработки его первого генерального плана Швертфегер, как уже говорилось выше, вначале руководил завершением строительства Благовещенской церкви и сообщающихся с ней трех уступов главного корпуса или, как его называли, главной линии. К 1725 году они были в основном закончены. Так же, как и Благовещенская церковь, композиция и декор этих построек отличаются особенностями, свойственными творчеству спроектировавшего их Трезини.В 1725 году, то есть ко времени окончания уступов Духовского корпуса, по другую сторону строящегося главного собора начали бить сваи под фундамент последних трех уступов главной линии, повторяющих композицию и всю структуру Духовского корпуса.
В колонном зале Духовского корпуса располагается Духовно-просветительский центр Александро-Невской Лавры .
Концертный зал Александро-Невской Лавры приглашает всех желающих на вечера, посвященные русской традиционной и современной православной культуре.ДПЦ «Святодуховский»
Кладбища Александро-Невской лавры
Монастырскими считаются четыре кладбища, два из которых — Лазаревское и Тихвинское — находятся в ведении Государственного музея городской скульптуры. Они официально называются «Некрополь XVIII в.» и «Некрополь мастеров искусств».
Никольское кладбище
Заложено в 1861 г. Название получило по имени возведенной чуть позже церкви Николая Чудотворца. На Братской площадке хоронили насельников и митрополитов, на остальной территории — писателей, военных, артистов, ученых, первых авиаторов, профессоров. Среди них — скончавшийся в Ватикане митрополит Никодим, писатели И. Гончаров и Н. Каразин, адмирал И. Григорович, первый мэр Санкт-Петербурга А. Собчак, правозащитница Г. Старовойтова.
Некрополь Александро-Невской Лавры к концу XX в. оказался самым запущенным из всех лаврских кладбищ. Виной тому — отсутствия ухода и вандализм. Его не раз пытались реорганизовать в городской парк, но с возрождением обители здесь постепенно начали наводить порядок, создали Аллею Кавалеров ордена А. Невского. Над могилами состоятельных бизнесменов возвышаются шикарные современные надгробья.
Семейное захоронение на Никольском кладбище, Анна Кудрявцева
Лазаревское кладбище
По решению Ленсовета, в 1932 г. кладбище было превращено Музею надгробных памятников. На протяжении нескольких лет со всей округи сюда свозили лучшие надгробия и памятники, после чего было объявлено о создании новой организации — Музея городской скульптуры.
Кладбище появилось с первых лет существования мужского монастыря и служило местом погребения привилегированных особ по особому согласию Петра I. К концу XVIII в. здесь разрешили хоронить представителей купеческих фамилий при условии внесения огромной денежной суммы. Практически с самого начала на Лазаревском появились высокохудожественные надгробия, с которых в начале XX в. даже делались слепки для музейных коллекций. На самом старом из сохранившихся петербургских кладбищ нашли свое упокоение известнейшие личности, в том числе М. Ломоносов, Д. Фонвизин, С. Витте, К. Росси, вдова А. Пушкина Н. Ланская и т. д.
В церкви Праведного Лазаря находится Лазаревская усыпальница, служившая когда-то местом погребения представителей семьи Шереметьевых.
Тихвинское кладбище
Заложено в начале XIX ст. в связи с переполнением Лазаревского кладбища. В конце того же века здесь возвели церковь-усыпальницу на пожертвования купеческой семьи Полежаевых. Ее освятили в честь иконы Тихвинской Богоматери, что послужило смене названия кладбища с Ново-Лазаревского на Тихвинское. В первые годы советской власти была осуществлена его перепланировка и создан мемориальный парк «Некрополь мастеров искусств». Сюда стали привозить надгробия и памятники с других петербургских кладбищ. Могилы, «не представляющие ценности», просто уничтожили. После 1966 г. кладбище закрыли, но в 1972 г. было получено согласие на доставку сюда праха композитора А. Глазунова, а в 1989 г. — на захоронение режиссера Г. Товстоногова.
Среди прочих, на Тихвинском кладбище упокоены Ф. Достоевский, В. Жуковский, М. Глинка, М. Балакирев, А. Боголюбов, П. Вяземский, П. Демидов, Н. Карамзин, П. Клодт, П. Чайковский.
Памятник Чайковскому на Тихвинском кладбище, Анна Кудрявцева
Казачье кладбище
До революции между Митрополичьим корпусом и Троицким собором располагался парковый партер. Первыми перед папертью были захоронены казаки, погибшие при разгоне большевистской демонстрации в 1917 г. Через 2 года площадка стала «коммунистической». Здесь есть братские могилы и погребения революционеров, партработников, чекистов. В годы ВОВ на Казачьем кладбище хоронили генералов, адмиралов и Героев СССР. Здесь упокоены — директор Эрмитажа Б. Легран и руководитель работ по устройству ж/д переправы по «Дороге жизни» И. Зубков.
Памятник на Казачьем кладбище, Елена Кулешина
Благовещенская усыпальница
Первое захоронение — невестки Петра I, вдовствующей царицы Прасковьи Федоровны — относится к 1723 г. Самая известная могила — полководца А. Суворова.
В эпоху дворцовых переворотов в усыпальнице нашли упокоение несколько представителей императорской семьи. Когда места перестало хватать, площадь расширили пристроенными галереями и палатками.
Благовещенская — Александро-Невская церковь, Александро-Невская лавра
Начало строительства и первые этапы развития Александро-Невской лавры
В указанном месте с соблюдением всех православных традиций была возведена часовня. Спустя три года, 25 марта 1713 было проведено освящение церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. На этом мероприятии, где также были положены основания для будущих братских деревянных келий, присутствовал Петр Первый. Заниматься планировкой территории вокруг монастыря и постройкой всего комплекса в целом было поручено итальянскому мастеру Трезини.
Собор Троицы Живоначальной
Именно Трезини разработал и составил планы для возведения всех каменных зданий монастырского комплекса. На работу понадобилось два года, и в 1716 году царь проверил подготовленный план строительства и собственноручно на нем начертал «Во имя Господне делать по сему»! Так началась великая и, безусловно, очень важная для каждого истинно верующего патриота государства своего, важнейшего исторического и духовного центра православия – Александро-Невской лавры.
Во время строительства обители в самые первые годы в сторону столицы протянули дорогу, сейчас это часть известного на весь мир Невского проспекта Петербурга.
Собор Троицы Живоначальной
Дальнейшее развитие комплекса происходило одновременно с ростом города. А в 1717 году был заложен храм, возводимый во имя святого Александра Невского. После того, как храм был освящен в 1723г., в обстановке невероятного торжества и духовного подъема верующих, сюда были перевезены святые мощи. С тех пор, каждый год 30-го августа от Исакиевского и Казанского собора в направлении созданного и обустроенного церковно-исторического комплекса, проходит величественный крестный ход.
Помощь в разработке проекта итальянцу Трезини оказывал русский мастер И. Старов. В ходе развития комплекса, в нем были построены не только сами церкви, но и специальные комнаты для монахов – кельи, а также покои для митрополита и много других необходимых строений. Комплекс выстраивался в виде огромной буквы «П» и со всех сторон украшался цветами и клумбами.
Собор Троицы Живоначальной
Развиваясь, обитель обзаводилась и необходимыми для своего функционирования объектами. Так, в 1720 году была запущена собственная типография, а чуть позже открыта семинария. В последующем семинария преобразовалась в духовную академию, действующую и поныне.
Приблизительно в середине 18 века под руководством архитектора М.Расторгуева возводятся Митрополичий дом, а также Семинарский и Просфорный корпуса. И в это же время знакомые очертания приобретает площадь перед входом, выполненная в виде круга. Монастырский комплекс не только продолжал активно развиваться, но и оказывал очень сильное влияние на развитие государства Российского. За эти и другие заслуги в 1797 году по указу царствовавшего тогда Павла Первого монастырю был присвоен высший церковный статус – Лавры!
Библиотечная (Юго-западная) башня
В годы наивысшего расцвета обитель состояла из двенадцати церквей и была одним из самых богатых и влиятельных мест во всем мире. Однако до нашего времени достояли лишь три церкви. Остальные были разрушены, разодраны или переназначены за годы существования власти большевиков, как известно, ненавидевших любое упоминание о церкви и вере православной.
Духовно-просветительская и общественная жизнь лавры
Деятельность обители не ограничивается непосредственно религиозной направленностью, она разносторонняя и многогранная. В составе лавры много подразделений, осуществляющих творческую, созидательную, образовательную работу.
Духовно-просветительский центр Святодуховский
Центр ведет активную просветительскую деятельность с 2003 года. Его работа охватывает организацию различных мероприятий:
- огласительных бесед и образовательных курсов прихожан
- экскурсий и музыкальных концертов
- традиционных выставок-ярмарок
- конференций, семинаров, встреч молодежного клуба, факультета здоровья
Организация фестиваля современной православной духовной музыки Невские купола также проходит при его участии.
Вокальный мужской ансамбль
При Александро-Невской лавре с 2010 года существует архиерейский хор. Состоит он из мужчин. В его составе 30 человек, все они учащиеся или выпускники Духовных школ и Академической консерватории Санкт-Петербурга.
Хор выступает на богослужениях в монастырях и соборах, исполняя более 20 песенных православных молитв. Помимо этого коллектив ведет гастрольную концертную деятельность, принимает участие в различных фестивалях искусств. В его репертуаре выдающиеся классические и современные музыкальные произведения:
- русская церковная музыка
- народные песни
- западноевропейские композиции
Мастерские
При Александро-Невской Лавре осуществляют деятельность несколько мастерских:
- иконописная и реставрационная
- иконно-киотная
- ювелирная
- швейная
- гончарная
- фарфоровая
- эстампная
Продукцией этих подразделений являются настоящие произведения искусства, которые можно приобрести в лавках монастыря:
- иконы
- служебные и праздничные облачения священнослужителей
- предметы украшения храмов
- ювелирные изделия церковного предназначения из различных металлов, камней, дерева и эмали
- нательные крестики и медальоны, кольца
- художественные произведения ручной и печатной графики
- фарфоровые и керамические изделия и сувениры, в том числе церковного предназначения: подсвечники, лампады, сосуды для святой воды, иконы на фарфоре, домашняя утварь, посуда, вазы, детские игрушки-свистульки.
Помимо этого, 5 февраля 2021 года в лавре освятили сыроваренную мастерскую. На территории монастыря теперь продается мягкий сыр собственного производства. Весь процесс изготовления осуществляет братия монастыря, из молока высшего качества, на современном оборудовании. В октябре опробовали новый рецепт с добавлением тмина.
Монастырская трапезная
В лавре с 2004 года работает монастырская трапезная Паломник, а в 2010 году открылась Чайная. При составлении меню здесь соблюдается церковный календарь, подаются преимущественно постные блюда. Чайная предлагает всегда свежую монастырскую постную выпечку. В трапезной обедают священники, доступна она и для простых горожан, туристов, паломников.
Интерьер оформлен авторскими витражами, которые изготовили лаврские мастера-иконописцы. В Чайной собрана коллекция декоративных тарелок, представлены керамические изделия из мастерской лавры.
Комплекс зданий
Архитектурный ансамбль монастыря создавался в 17-18 вв. Для него характерны черты барочного и классического стилей. Проектирование и строительство производилось при участии известных зодчих – Д.Терзини, И. Старова,Т. Швертфегера, М. Д. Расторгуева. Жилые и служебные корпуса образуют каре вокруг внутреннего двора. Каждый корпус имеет собственное название, указывающее на его предназначение – Митрополичий, Духовской, Семинарский, Ризничий, Библиотечный. По углам размещены башни. На территории обители действуют 15 храмов. На берегу р.Монастырки (в прошлом Черная речка) воздвигнута 2-х этажная Благовещенская церковь(1724 г.). Она имеет прямоугольную форму.
Вершина увенчана 8- гранным куполом. Это одна из старейших в городе церквей, построенных из камня. Внутренний интерьер украшает лепка (братья Росси), настенная роспись (И. Никитин, И. Вишняков), иконы (Г. Гзель). В крипте находятся усыпальницы многих выдающихся людей. Над входом в монастырь обустроена Надвратная Скорбященская церковь (Божьей Матери Всех Скорбящих Радость). Она предназначалась для ремесленников и торговцев, обслуживающих нужды лавры. Мансардное положение обусловило скромные, по величине, размеры храма.
История одного храма в Санкт-Петербурге
Это, по сути, была школа христианской жизни для всех: и для старшего поколения, и для совсем маленьких детей. В монастырях всегда находили утешение, искали смысл жизни. Монастырь был источником силы и веры, где укреплялся дух каждого.
Монастырский уклад жизни накладывал отпечаток и на жизнь простых русских семей. В дни великих испытаний русские люди всегда шли в монастырь для совершения молитвы.
Часто можно услышать и прочитать в «Житиях Святых» об удалении монахов от мирской суеты. Это были мало оживленные места, леса и пустыни. Потом эти места обживались монахами и вокруг этих мест зарождалась вначале монастырская жизнь, а потом к основанному святой жизнью месту устремляются люди. И появляются новые районы, города, а потом и кладбища.
Нынешний настоятель храма – игумен Фома (Василенко)
Обновленная Киновия духовно расцветает – под ее покров приходят не только люди, ищущие монашеского подвига, но и все больше людей, несущих свой жизненный Крест в миру.
В храме регулярно совершаются богослужения. Настоятель Киновии – игумен Фома (Василенко).
В сентябре 2019 года создана Воскресная школа. Особенность школы в том, что она имеет статус семейной воскресной школы, то есть на занятиях присутствуют как дети, так и родители. Отличительной особенностью такого опыта является:
- глубокая преемственность поколений;
- стремление в познание Веры христианской на примере своих родителей, старших братьев и сестер;
- личный пример взрослого.
Главная цель деятельности Воскресной школы безусловно – воцерковление и духовное становление семьи. Занятия проводятся 1 раз в неделю каждое воскресение. Начало учебного года – первое воскресение после Церковного Новолетия.
Жизнь в монастыре благодаря его настоятелю игумену Фоме (Василенко) «кипит»:
- Как и раньше пекутся просфоры и хлеб для собственных нужд по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия
- В трапезной за общим столом собираются люди, пьют чай и слушают Жития Святых
- Организована экскурсия по храму, храмовой территории и музею Киновии
- Силами игумена Фомы и по благословению митрополита Варсонофия в Киновии появилась еще одна реликвия – мощевик с частицей мощей священномученика, священника Четверина Владимира Павловича (1874—1918)
Также неспешно, как и много лет назад течет широкая Нева и звонят колокола на звоннице, призывают к молитве.
Как будто сонм Ангелов распростерли свои белые крылья над храмом Святой Живоначальной Троицы. Красота этого места уводит в Небеса. Сравнить величие Троицкой Церкви можно с горящей свечой, где искры – это молитвы многих и многих людей к Господу Иисусу Христу, Богу нашему…
Первую часть о Храме Киновия Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге читайте здесь.
Состояние некрополей
К настоящему времени бывшие лаврские кладбища Лазаревское и Тихвинское (под названием «Некрополь мастеров искусств») можно увидеть уже при входе в монастырь, они расположены по сторонам от него. Кладбища не принадлежат обители, вход на них платный, стоит около 500 р. При желании в той же кассе можно оплатить экскурсию.
Однако, желающим осмотреть некрополи стоит иметь ввиду происшедшие кардинальные изменения. Ведь с 1930-х на их базе открыли Музей городской скульптуры, куда свозили памятники с закрываемых столичных кладбищ, из храмов, где были погребены известные люди. Поэтому ныне расположение надгробий весьма приблизительно соответствует местам захоронений, многие утрачены.
Несколько более сохранно Никольское кладбище. Здесь есть братский участок, а также продолжают погребать известных людей.
Казачье кладбище
Наконец, уникально четвертое, возникшее в советские годы «Казачье», где с первых послереволюционных лет хоронили… представителей коммунистической власти! Среди погребенных близ Троицкого собора – участники обороны Ленинграда, известные архитекторы, ученые, строители. Захоронения происходили здесь до 1970-х гг.
Архитектурный стиль Киновии
17 июня 1862 г. был заложен большой пятиглавый Троицкий храм по проекту архитектора из Епархии Карпова. Он, в свою очередь использовал мотивы проекта Брандта. За постройкой храма наблюдала строительная комиссия, в которую вошли игумен Киновии Аполлинарий, а также брат Ф.Ф. Набилкова Василий.
В 1864 году черновые постройки храма были закончены, поскольку сумма денег, выделенная Ф.Ф. Набилковым закончилась. Тогда Василий Федорович Набилков выделил деньги еще почти 30 тысяч рублей на дальнейшие работы своему сыну Николаю.
Николай Васильевич Набилков выполнил отцовское завещание, и 28 июля 1868 г. Троицкий храм был освящен викарным епископом Выборгским Григорием (Медиоланским).
Согласно отзывам современников, церковь в русско-византийском стиле имела “величественный вид” и отличалась “роскошной внутренней отделкой”, отделка и убранство были «исполнены весьма тщательно в строгом византийском стиле». Русский стиль здания восходит к церковным сооружениям К. А. Тона.
«Главный фасад обращен на Неву с красивой лестницей о 8 ступенях. Также красив снаружи храм, поднятый над всей местностью. Внутренняя отделка его весьма изящна, особенно иконостас и живопись куполов, сводов, арок, стен и пилонов. Орнаменты превосходно исполнены.
В окнах церкви, поднятых на значительную высоту от пола, устроены железные закладные переплеты, с такими же закладными, заделанными в стену, рамами, снаружи которых вставлены красивые железные решетки. Пол мозаический из цветных кусков мрамора».
Три деревянных иконостаса были украшены колонками и резьбой в виде «византийской плетенки», под которой размещался слой фольги. Клиросов не было, певчие располагались на хорах.
Образа для иконостаса, вырезанного по эскизу зодчего охтинским резчиком И. Е. Абросимовым, и запрестольный образ исполнил на досках академик живописи И. А. Тюрин.
Росписи стен (в том числе, вероятно, изображения Евангелистов в парусах) выполнил И. Ф. Михайлов, утварь изготовили на фабрике И. Н. Алексеева (преемника Дубинина), а паникадило — на бронзолитейной фабрике Шопена.
Под церковью находился «обширный подвал со сводами, предназначенный для погребения», полы в котором были выстланы лещадной плитой. В настоящее время в храме под церковью находится музей, в котором сохранилось много экспонатов из далекого прошлого:
- Чернила в чернильнице
- Закладные записки купцов Набилковых
- Старинные церковные книги и утварь
До сих пор неизвестно где хранится главная святыня храма того времени икона Божией Матери всех скорбящих Радости 17 века. Она была привезена с Афона. Она отличалась от той, которую мы привыкли видеть.
На территории храма как описано во многих исторических изданиях, было кладбище. Его история не менее интересна.