Свято-троицкая александро-невская лавра в санкт-петербурге
Содержание:
- Интересные факты
- Храм в честь святого благоверного великого князя Александра Невского в Конституционном Суде РФ
- Строительство
- Центральный собор монастыря
- Присвоение обители статуса Александро-Невская лавра
- Мемориальная часовня в честь святых благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского в память о воинах, павших в ходе героической обороны Ленинграда
- Наше время — 20 век
- Швейная мастерская
- Развитие монастырского комплекса
- История постройки
- Иконописная мастерская
- Достопримечательности Александро-Невской лавры
- Ювелирная мастерская
- Начало строительства и первые этапы развития Александро-Невской лавры
Интересные факты
Оказывается, Невский проспект, без которого невозможно себе представить современного Петербурга, был основан в 1712-1713 годах. В те времена это была обычная просека устроенная монахами от монастыря до Новгородского тракта для удобства связи с Адмиралтейской частью города.
На своей территории монастырь насчитывает четыре кладбища: Лазаревское (Некрополь XVIII века), Тихвинское (Некрополь мастеров искусств), Никольское, Казачье кладбище (Коммунистическая площадка). Здесь были похоронены самые известные личности Российского государства.
Удивителен тот факт, что после постройки Свято-Троицкий собор ни разу не подвергался капитальному ремонту и не менял внутренний вид.
Когда в 1800 году в Благовещенской церкви хоронили Александра Васильевича Суворова, многие сомневались, сможет ли пройти балдахин катафалка с гербом под сводом лавры. По легенде, эти переживания развеял один из ветеранов суворовских походов: «Не бойтесь, пройдёт! Он везде проходил». И оказался прав.
Как известно, Суворов в быту был неприхотлив и скромен. Даже после смерти он оставил своим потомкам пример удивительной краткости. На могильной плите, вместо многих пышных фраз, написана лишь одна: «Здесь лежит Суворов».
Храм в честь святого благоверного великого князя Александра Невского в Конституционном Суде РФ
Сенатская пл., 1
Храм находится в здании бывшего Сената, высшего органа государственного управления. Церковь оформлял не сам архитектор Росси, а Александр Егорович Штауберт. Его вариант был утверждён в 1832 году. Согласно проекту храм в стиле ампир с плоским куполом занимал угол второго этажа, выходящий на Неву. Преобладающими цветами в интерьере были белый и золотой. Иконы для иконостаса исполнили известные художники-академисты: А. Е. Егоров, А. И. Иванов, В. К. Сазонов, Д. И. Антонелли, И. Е. Яковлев, А. А. Васильев. В росписи стен и сводов принимали участие А. И. Соловьев и С. А. Безсонов. Изображение на плащанице написал А. В. Нотбек. Позже к церкви добавился отдельный вход со двора и звонница.
Митрополит Серафим Глаголевский в присутствии Императора Николая I и всех сенаторов 24 марта 1834 года освятил ампирную церковь.
В советское время храм был закрыт, в его помещении находился читальный зал Российского государственного исторического архива. В 2000 годы церковь была восстановлена по архивным фотографиям, работы вела Дирекция по строительству и реконструкции управления делами президента РФ. При этом были восполнены сохранившиеся фрагменты росписи купола и установлен крест весом в 200 килограммов и высотой в 4,5 метра. 22 сентября 2008 года храм освятил патриарх Алексий II во время своего последнего визита в Санкт-Петербург. Он же передал сюда икону святого благоверного князя Александра Невского с частицей мощей.
Фото: rublev.com
Строительство
Место под строительство было выбрано не случайно. Согласно историческим летописям, на месте будущего монастыря располагалась деревня Вихтула. Считается, что именно здесь, на месте впадения Черной речки в Неву, 15 июля 1240 года состоялась историческая битва дружины Александра Невского со шведами.
Идея постройки монастыря впервые появилась у Хутынского архимандрита Феодосия, который поведал ее князю Меншикову. Последний же рассказал о ней Петру І, пообещав отдать часть своих имений под монастырские земли.
Строительство монастыря было начато по указу Петра І 20 февраля 1712 года. Как и многие строительства тех времен, возведение монастыря продолжалось достаточно долго – до 90-х годов 18 столетия. День проведения первой Литургии, 25 марта 1713 года, принято считать днем начала существования святой обители.
Создание проекта будущего монастыря было возложено на Доменико Трезини, а наблюдением за строительством было возложено на Христофа Конрата. В 1712 году начали появляться первые деревянные постройки, а 25 марта 1713 года было проведено освящение церкви.
Монастырь выполнял не только духовные функции. К 1720 году в его стенах была открыта типография, а 1721 году школа, позднее ставшая семинарией, а после – академией.
Проект монастыря был готов уже в 1715 году, а через год его утвердил Петр І.
Христофор Конрат занимался его строительством до 1 июля 1720 года, после чего ему пришлось уехать. Вместо него руководство строительством в свои руки взял Теодор Швертфегер. Им был составлен новый проект главного монастыря. Причиной тому стала непредусмотрительность архитектора Трезини. Согласно первому проекту, собор должен был быть расположен фасадом в сторону Невы, а входом на восток. Такое расположение противоречило правилам строительства православных храмов, согласно которым вход в храм должен располагаться на западе, а алтарь на востоке.
В 1717-1723 годах вместо Благовещенской церкви был возведен каменный храм, который в наши дни является самым старым строением на территории лавры.
Немного позднее мощи Александра Невского из Владимира были перенесены в Александро-Невский монастырь.
Работы над тремя уступами главной линии монастырского комплекса были завершены 1725 году. Работы над южной частью были начаты в конце 1727 года.
Возведение главного Троицкого храма шли не равномерно: то ускоряясь, то останавливаясь. Однако, когда собор был уже почти достроен, он оказался неугоден императрице, и по ее приказу его разобрали вплоть до фундамента.
Здания Просфорного (северо-западного) и Семинарского (юго-западного) корпусов построены к 1762 году. Позднее, с западной стороны Благовещенской церкви был пристроен двухэтажный павильон.
В 1756 году вокруг монастырского двора началось строительство циркумференции, спроектированной итальянским архитектором Джузеппе Венероне. Он же создал проект нового главного собора.
Отделка интерьера Федоровской церкви была завершена к 1766 году, а освящение было совершено в 1770 году.
Завершение строительства циркумференции состоялось в 1774 году, благодаря чему территория монастыря стала замкнутой практически полностью. Оставалось «заполнить брешь» на месте главного храма. В феврале 1776 года Екатериной ІІ был утвержден новый проект храма, созданный Иваном Егоровичем Старовым. 30 августа 1778 года в присутствии императрицы произвели закладку Свято-Троицкого собора.
По проектам того же архитектора были возведены въездные ворота с надвратной церковью, перепланирована площадь перед лаврой и построены два одноэтажных дома, сохранившихся до наших дней.
Освящение Свято-Троицкого собора состоялось 30 августа 1790 года. Раку с мощами Александра Невского из Благовещенской церкви перевезли в том же году
Центральный собор монастыря
Его строгий внешний вид, выдержанный в стиле русского классицизма, восхищает своим лаконичным решением и величием. Его огромный купол величественно возвышается между Федоровским и Духовым монастырскими корпусами. Однако к такому виду облик собора пришел не сразу.
В 1719 году начались подготовительные работы, и в мае 1722 года состоялась торжественная закладка собора. Строительство велось под руководством талантливого архитектора Т. Швертфегера, получившего эстафету от самого Доменико Трезини.
Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Архитектурный ляп! Строительство собора Швертфегеру пришлось начинать с исправления ошибки великого мастера. В планировке монастыря Трезини расположил Троицкий собор главным входом на восток в сторону Невы, что было неприемлемо по церковным канонам. По законам православия на востоке должен располагаться алтарь и поэтому ошибку великого зодчего пришлось исправить.
Швертфегер активно взялся за строительство, и уже через пять лет здание было возведено под кровлю, началось сооружение барабана купола и колокольни. Однако вскоре темпы строительства начали снижаться и к 1730 году оно и вовсе прекратилось. Здание начало давать усадку и вскоре в стенах и своде появились трещины, угрожающие обрушением всей конструкции.
Во время царствования Елизаветы Петровны к вопросу строительства храма вернулись. Императрица сама осмотрела постройку и издала указ разобрать собор, как она выразилась «вплоть до подошвы». К середине 1755 года это было сделано под присмотром архитектора И. Росси и на таком этапе строительство и остановилось.
В 1763 году Екатерина II приказала завершить постройку собора. Был объявлен конкурс на лучший проект и в 1774 году победу на конкурсе одержал архитектор И. Е. Старов.
Спустя два года, после проведения подготовительных работ, 30 августа 1776 года состоялась торжественная закладка нового здания. Строительство началось под руководством И. Е. Старова и надзором архиепископа Новгородского и С.-Петербургского Гавриила.
Первая двухъярусная башня-колокольня была возведена уже к 1782 году и вскоре на ней были установлены куранты. В звоннице второй башни подвесили старинный колокол.
К 1786 году собор был увенчан большим куполом, и работы по возведению стен в основном завершились. Однако отделка интерьеров продолжалась вплоть до 1790 года.
Присвоение обители статуса Александро-Невская лавра
Монастырь задумывался Петром I, как духовный и учебно-культурный центр православия. Он стремился использовать монашество для служения государственным интересам. Первым членом монастырского братства стал архимандрит Феодосий. Царь назначил его в 1712 году.
Феодосий составил списки монастырского штата и вскоре, выполняя царские распоряжения, в монастырь потянулись монахи из разных обителей.
По ходу строительства были организованы типография, госпиталь и богадельня. В 1720 году император издает указ об открытии Славянской школы в пределах монастыря, ставшей вскоре Духовной семинарией.
Монастырь в ходе своего развития ведет активную Духовную и религиозную деятельность. К началу 19 века он по праву считается духовно-культурным центром северной столицы. В 1797 году император Павел I издает указ о присуждении монастырю высшего церковного статуса – Лавры.
Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Интересно! Греческое слово «лавра» изначально означает – центральная улица города. Со временем значение слова изменилось на «монастырский город».
Духовная семинария в этом же году повышает свой статус и становится в сфере богословия высшим учебным заведением – Духовной академией.
Мемориальная часовня в честь святых благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского в память о воинах, павших в ходе героической обороны Ленинграда
Рахьинское городское поселение, посёлок при станции Ладожское Озеро (Всеволожский район Ленинградской области), на территории музея «Дорога жизни»
Часовня весьма молода в сравнении с аналогичными культовыми сооружениями. Она была заложена 29 мая 2018 года и возведена при поддержке Федеральной службы безопасности и Министерства обороны Российской Федерации. Инициаторами выступили Центральный военно-морской музей и Межрегиональная общественная организация «Ветераны военной контрразведки».
Торжественное открытие и освящение состоялось 22 июня 2018 года.
Подобные часовни возведены в Псковской, Смоленской, Ленинградской (пос. Невская Дубровка), Калининградской, Мурманской областях, а также городах-героях Волгограде и Севастополе, городах воинской славы Волоколамске и Хабаровске.
Фото: globus.aquaviva.ru
Наше время — 20 век
К началу 20 века в Александро-Невской лавре было возведено 16 церквей. К счастью, с приходом советской власти монастырю удалось избежать тотального разгрома и разорения, однако ее ценности были изъяты. Сам комплекс был взят под охрану государства, что, однако, не помешало организовать во многих его помещениях различные мастерские. Мощи Святого князя Александра Невского перенесли в музей религии и атеизма находящийся при Казанском соборе, а серебряную раку переместили в Эрмитаж.
В 1930 году на основе некрополя был основан Музей городской скульптуры. Музеем городской скульптуры была занята Благовещенская церковь с 1948 года.
Возвращение Свято-Троицкого собора церкви произошло 5 апреля 1956 года.
На сегодняшний день Никольское кладбище является единственным действующим местом захоронения при Александро-Невской лавре.
Мощи Александра Невского были возвращены собору в 1989 году.
Швейная мастерская
Швейная мастерская работает в Александро-Невской Лавре с 2006 года. Она расположена на втором этаже Феодоровского корпуса Лавры в специально оборудованном помещении.
Основная задача мастерской — обновление ризницы монастыря, то есть пошив всех служебных облачений для священства и праздничного украшения храмов обители. За 15 лет трудами швейной мастерской были пошиты все служебные облачения для Лавры и выполнено множество заказов для храмов Русской Православной Церкви на территории России и за её пределами.
В мастерской разработан собственный стиль изготовления облачений, начиная с подбора прикладных материалов, дизайна пуговиц, разработки дизайна тканей и вышивки. Основными источниками информации стали запасники музеев и методические указания из журналов по шитью дореволюционной эпохи. Многое воссоздано, исходя из возможностей современных материалов и технологий.
Вышивка на изделиях мастерской — как машинная, так и ручная. На иконных изображениях большой площади лики и открытые части тела вышиваются вручную мастерицами на дому, а одежда и остальные детали икон — на машине. Разработкой вышивки занимается заместитель руководителя мастерской Илона Викторовна Сабель.
Ещё в мастерской создают эскизы уникальных тканей. В дизайн включена лаврская символика: ангел, держащий щит с перекрещенными символами архиерейской и игуменской власти — жезлом и посохом, — а над ними два херувима, несущие корону. Над некоторыми эскизами, которые используют в мастерской, работали студенты Художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица.
Мастерская выполняет также проекты, не связанные с церковными облачениями. В 2015 году для Музея артиллерии, инженерных войск и войск связи здесь изготовили копии знамён Нахимовского и Суворовского училищ. Оригинальные знамёна сильно обветшали, поэтому возникла необходимость заменить их копиями.
Руководитель мастерской: Андрей Николаевич Коваленко, художник-дизайнер, выпускник института текстильной и легкой промышленности и Королевской академии художеств Антверпена по специальности «дизайн одежды».
Редакция портала «Культура Петербурга» благодарит Анастасию Мясоедову, сотрудника пресс-центра Александро-Невской Лавры, за неоценимую поддержку и активное участие в подготовке материала.
Ирина Иванова — редактор портала «Культура Петербурга», фотограф, участник групповых выставок
Развитие монастырского комплекса
Пока строился Троицкий собор, формировался современный облик монастыря. За это время были полностью достроены Федоровский и Духовской корпуса и возведена Федоровская церковь.
Просфорный и Семинарский корпуса были завершены к середине 18 века. В это же время архитектор М. Расторгуев создает проект Метрополичьего дома, и он вскоре тоже выстраивается.
Святые врата обители, от которых начинается Невский проспект, появились в третьей четверти 18 века – надвратная церковь над ними освящена в 1786 году.
В 1829 году, после завершения Обводного канала, Черная речка разделились этим каналом на части и после этого часть, протекающая возле монастырских стен, называется Монастыркой.
В результате, теперь территория монастыря очерчена тремя реками. С одной стороны это Нева, с других сторон – Обводной канал и Монастырка.
История постройки
Свято-Троицкая лавра в Петербурге обязана своим появлением царю Петру I. Император велел построить монастырь на месте, где речка Черная впадает в Неву. Был издан указ, согласно которого для этих целей выделили 5 тысяч квадратных сажен земельных угодий. К новой обители также присоединили Иверский монастырь и земли Олонецкого уезда.
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге
Название лавры было обусловлено историческими событиями, развернувшимися в этих краях в 1240 году. Считалось, что князь Александр одержал победу над шведами именно здесь. Учитывая, что постройка монастыря началась как раз в разгар войны всё с теми же шведами, такое решение выглядело весьма показательно.
Для руководства строительными работами был приглашен архимандрит Феодосий. Тогда же государство выделило необходимые средства для возведения обители. В 1713 году 25 марта состоялось освящение церкви Благовещения. Именно с этой датой принято связывать начало жизни новой лавры.
Заниматься разработкой проекта всего монастыря поручили Доменико Трезини. Через два года после освящения Благовещенской церкви он представил своё видение комплекса. Трезини настаивал на том, чтобы лавра находилась на территории между двумя реками — Чёрной и Невой и выглядела, как симметричный ансамбль каменных строений. При этом обитель должна была выполнять ещё и роль юго-восточного форпоста молодой столицы. Вследствие этого, Трезини намерен был использовать в работе правила фортификационного искусства. Город с монастырём предполагалось соединить широкой дорогой.
По мере того как возводилась лавра, под её стенами начали возникать деревянные дома для проживания рабочих, мастерские, огороды. Все продукты, выращенные на монастырской земле, хранились в погребах, а потом часть реализовывалась через торговые лавки.
Просветительская деятельность
В 1720 году указом императора было велено перевезти из Санкт-Петербурга станок типографии, что и было выполнено. Священнослужители занялись изданием просветительских книг. Первой стала книга «Поучение в день св. Александра Невского». Также выходила литература проповеднического характера, выпустили Букварь.
Через год при монастыре учредили школу, на то было распоряжение настоятеля Феодосия. В заведение принимали детей от 5 до 13 лет, обучали их грамоте. Принимали туда не только детей священников, но и сирот, а также просто желающих обучаться. Спустя пять лет в 1726 году школа преобразовалась в Славяно-греко-латинскую духовную семинарию.
Музей-древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Следует отметить, что в её стенах будущие священнослужители получали очень серьёзное богословское и общее образование. При содействии монархов последующих лет учебное заведение получило сначала статус Главной семинарии, а потом и академии. В неё направляли самых способных учеников из епарших семинарий для продолжения обучения.
Когда военные действия в ходе Северной войны завершились, Пётр I решил, что в новоустроенную обитель необходимо перенести мощи благоверного князя Александра Невского, находящиеся в городе Владимире. Бытует мнение, что император лично встречал святыню и занёс её в церковь, названную в честь святого. При Елизавете Петровне раку перенесли в собор Святой Троицы и поместили в нишу за правым клиросом. Статус лавры монастырю присвоил Павел I в 1797 году. На то время, благодаря поддержке государей, обитель была самой богатой в стране. В ней проживало до 150 насельников.
Послереволюционный период
В послереволюционное время большевики всеми силами пытались реквизировать имущество лавры, но встретили серьёзное сопротивление со стороны монахов и жителей города. При визите вооружённого отряда, во время которого смертельно ранили священника Петра Скипетрова и арестовали несколько духовных лиц, народ разоружил красногвардейцев и последние вынуждены были покинуть монастырь.
Чудом лавра продолжала действовать до 1932 года, но потом её ждала та же участь, что многие другие религиозные учреждения бывшей империи. Здания заняли под государственные нужды, реликвии передали в музей.
Возрождаться богослужения начали только в 1957 году. Тогда открыли Троицкий собор, который стал приходским. А в 1989 году в него вернули святые мощи святого благоверного князя Александра Невского. Монахи вновь стали появляться в лавре с 1996 года.
Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге
До начала 2000-х обители были возвращены все епархиальные здания, в монастыре приняли устав и провели назначение должностных лиц.
Иконописная мастерская
Иконописная мастерская появилась в Александро-Невской Лавре одной из первых — в 1997 году. Она названа в честь святого преподобного Иоанна Дамаскина, святого гимнографа, богослова и защитника иконопочитания.
С момента основания мастерской её ведущая деятельность была посвящена написанию канонических икон. Сотрудники ориентируются на «золотой век» русского и византийского канонического иконописания — XIV — XVI столетия. Дополнительным направлением в работе стала синодальная иконопись. В качестве стилистической основы — лучшие образцы иконописи России XVIII — XIX веков.
Помимо написания икон сотрудники мастерской занимаются проектированием новых богослужебных помещений, а также выполняют росписи храмов. Например, в домовом храме святителей Иркутских Иннокентия и Софрония в Лавре роспись стен выполнена в уникальной технике цельнояичной темперы, которая использовалась для росписи катакомбных церквей в Риме. В качестве консерванта используется винный или яблочный уксус, и сделанные краски не портятся годами. Во время росписи этого храма к монументальной живописи смогли приобщиться многие молодые иконописцы.
Лаврские мастера разработали ряд новых иконографических решений. Примером могут послужить две иконы святого князя Александра Невского:
- на одной из них князь изображён вместе с Александро-Невской Лаврой;
- на другой — в иконографии, подобной образу святого Георгия Победоносца, где Александр Невский на коне поражает копьем своего противника шведского ярла Биргера во время Невской битвы.
За почти 25 лет существования мастерской лаврские иконописцы написали множество икон и воплотили в жизнь проектные решения не только для Лавры, но для храмов и монастырей, находящихся в разных епархиях Русской Православной Церкви на территории России и за её пределами.
Руководитель мастерской: Дмитрий Геннадьевич Мироненко, выпускник Санкт-Петербургской академии художеств им. И. Е. Репина, преподаватель иконописной школы Санкт-Петербургской Духовной Академии, кандидат искусствоведения.
Достопримечательности Александро-Невской лавры
В 1724 году на территории тогдашнего монастыря была построена Благовещенская церковь. В Благовещенской церкви Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга с 30 августа 1724 года покоятся останки князя Александра Невского. На территории церкви также погребены члены императорских семей, государственные деятели и выдающиеся полководцы XVIII-XIX веков.
Фотография Благовещенской церкви на территории Александро-Невской лавры
30 августа 1790 года на территории Александро-Невского монастыря в день святого покровителя Санкт-Петербурга Александра Невского состоялось освящение Свято-Троицкого собора. Свято-Троицкий собор был спроектирован и заложен по инициативе императрицы Екатерины II, главным руководителем проекта и строительства собора был выбран русский архитектор И.Е. Старов. В день освящения Свято-Троицкого собора в него были перенесены из Благовещенской церкви мощи князя Александра Невского. В настоящее время Свято-Троицкий собор не только популярная достопримечательность Александро-Невской лавры, но и всего Санкт-Петербурга. Высокий жёлтый купол Троицкого собора возвышается над всеми постройками лавры и является центром внимания среди посетителей и туристов.
Фотография Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры.
18 декабря 1797 года Невский монастырь был переименован в Александро-Невскую лавру. Этому событию предшествовал указ императора Павла I. Слово лавра происходит от греческого языка и обозначает: «городскую улицу, многолюдный монастырь».
Также на территории находится Лазаревское кладбище — некрополь. В Некрополе Александро-Невской лавры сохранилось более 1000 надгробий XVIII – начала ХХ вв. Среди них – памятники на могилах современников Петра I, деятелей отечественной истории, науки и культуры: М.В. Ломоносова, Д.И. Фонвизина, фельдмаршала Б.П. Шереметева и представителей его рода, в том числе знаменитой актрисы Прасковьи Жемчуговой, адмиралов В.Я. Чичагова, Н.С. Мордвинова, деда А.С. Пушкина – И.А. Ганнибала, вдовы А.С. Пушкина – Н.Н. Ланской; петербургских зодчих: И.Е. Старова, А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова, Ж. Тома де Томона, Д. Кваренги, К.И. Росси, А. Бетанкура.
Также на Лазаревском кладбище Санкт-Петербурга находятся могилы художников XIX в., актеров и деятелей театра XIX– XX вв.: М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, Н.М. Карамзина, И.А. Крылова, Ф.М. Достоевского, А.А. Иванова, П.А. Федотова, И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, Б.М. Кустодиева, В.Ф. Комиссаржевской, Ю.М. Юрьева, Н.К.Черкасова, Г.А. Товстоногова.
Фото скульптуры в Александро-Невской лавре.
В настоящее время на территории Александро-Невской лавры находится своя Паломническая служба, осуществляющая православные паломнические поездки по храмам и монастырям Санкт-Петербурга, Ленинградской области, на Святую Землю и к многочисленным святым местам всего мира. Лавра располагает собственным духовно-просветительским центром, Воскресной школой, трапезной, мастерскими и собственной гостиницей.
Ювелирная мастерская
Художественная ювелирная мастерская существует в Лавре с 1998 года. У истоков стояли разные специалисты:
- мастера, ранее работавшие на заводе «Русские самоцветы»;
- специалисты из мастерских по ремонту ювелирных изделий с улицы Бармалеева;
- специалисты Монетного двора и выпускники Мухинского училища.
Кто-то из мастеров пришёл сюда с определённым профессиональным багажом и навыками, кто-то приобретал опыт здесь. Благодаря сотрудничеству представителей разных ювелирных школ Санкт-Петербурга в мастерской сложился свой, особый лаврский стиль.
Предметы церковного прикладного искусства — неотъемлемая вещественная часть богослужения. Они создаются вдохновением православных ювелиров и резчиков из различных металлов, поделочных и полудрагоценных камней, множества пород — в том числе ценных — дерева, цветных эмалей. Мастера в Лавре создают настоящие произведения искусства, сочетая старинные традиции с современными технологиями. Используется всё разнообразие ювелирных техник: художественное литьё и гравировка по металлам, тончайшая скань, чеканка, финифть и перегородчатая эмаль, резьба по кости и дереву.
Разработана своя модельная база. Она изготовлена вручную и основывается на канонических образцах и технологиях изготовления. Изделия выпускаются как по особому заказу единичными экземплярами, так и массовым тиражом.
В ювелирной мастерской создают разные предметы: наперсные кресты, панагийные образы, церковные награды, оклады икон, келейные иконы, нательные кресты, кольца с Иисусовой молитвой, цепочки и образки, браслеты и многое другое. Монастырские ювелиры занимаются также реставрацией и созданием церковной утвари и священных предметов. Выполняют особые заказы для храмов:
- мощевики (ёмкости для хранения частиц мощей);
- потиры (чаши в богослужениях, применяемые при освящении вина и принятии Святого Причастия);
- оклады для богослужебных книг.
Также здесь делают статуэтки и памятные медали.
Художественно-ювелирная мастерская — постоянный участник православных выставок. Награждена многочисленными похвальными листами, грамотами и медалями за возрождение монастырских ремесел.
Руководитель мастерской: Дмитрий Олегович Былинкин-Богатырев.
Так создают оттиски на металле в ювелирной мастерской:
Так создают и обрабатывают цепочки:
Начало строительства и первые этапы развития Александро-Невской лавры
В указанном месте с соблюдением всех православных традиций была возведена часовня. Спустя три года, 25 марта 1713 было проведено освящение церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. На этом мероприятии, где также были положены основания для будущих братских деревянных келий, присутствовал Петр Первый. Заниматься планировкой территории вокруг монастыря и постройкой всего комплекса в целом было поручено итальянскому мастеру Трезини.
Собор Троицы Живоначальной
Именно Трезини разработал и составил планы для возведения всех каменных зданий монастырского комплекса. На работу понадобилось два года, и в 1716 году царь проверил подготовленный план строительства и собственноручно на нем начертал «Во имя Господне делать по сему»! Так началась великая и, безусловно, очень важная для каждого истинно верующего патриота государства своего, важнейшего исторического и духовного центра православия – Александро-Невской лавры.
Во время строительства обители в самые первые годы в сторону столицы протянули дорогу, сейчас это часть известного на весь мир Невского проспекта Петербурга.
Собор Троицы Живоначальной
Дальнейшее развитие комплекса происходило одновременно с ростом города. А в 1717 году был заложен храм, возводимый во имя святого Александра Невского. После того, как храм был освящен в 1723г., в обстановке невероятного торжества и духовного подъема верующих, сюда были перевезены святые мощи. С тех пор, каждый год 30-го августа от Исакиевского и Казанского собора в направлении созданного и обустроенного церковно-исторического комплекса, проходит величественный крестный ход.
Помощь в разработке проекта итальянцу Трезини оказывал русский мастер И. Старов. В ходе развития комплекса, в нем были построены не только сами церкви, но и специальные комнаты для монахов – кельи, а также покои для митрополита и много других необходимых строений. Комплекс выстраивался в виде огромной буквы «П» и со всех сторон украшался цветами и клумбами.
Собор Троицы Живоначальной
Развиваясь, обитель обзаводилась и необходимыми для своего функционирования объектами. Так, в 1720 году была запущена собственная типография, а чуть позже открыта семинария. В последующем семинария преобразовалась в духовную академию, действующую и поныне.
Приблизительно в середине 18 века под руководством архитектора М.Расторгуева возводятся Митрополичий дом, а также Семинарский и Просфорный корпуса. И в это же время знакомые очертания приобретает площадь перед входом, выполненная в виде круга. Монастырский комплекс не только продолжал активно развиваться, но и оказывал очень сильное влияние на развитие государства Российского. За эти и другие заслуги в 1797 году по указу царствовавшего тогда Павла Первого монастырю был присвоен высший церковный статус – Лавры!
Библиотечная (Юго-западная) башня
В годы наивысшего расцвета обитель состояла из двенадцати церквей и была одним из самых богатых и влиятельных мест во всем мире. Однако до нашего времени достояли лишь три церкви. Остальные были разрушены, разодраны или переназначены за годы существования власти большевиков, как известно, ненавидевших любое упоминание о церкви и вере православной.