Они очень разные: чем отличаются армяне и азербайджанцы
Содержание:
- Заслуги Фонда Гейдара Алиева в области религии[править | править код]
- 1.4. Христианство в республике Азербайджан
- В Азербайджане нет официальной религии по Конституции
- Гостеприимство в Азербайджане
- Иудаизм
- Свобода религии [ править ]
- Религия
- Современность
- Азербайджанцы в России сегодня
- Разделение религии и государства
- Ислам в Азербайджане распространился менее чем за сто лет
- Зороастризм [ править ]
- Иудаизм [ править ]
- Какая вера у азербайджанского народа?
- Государственный комитет по работе с религиозными образованиями[править | править код]
- Происхождение и история народа
Заслуги Фонда Гейдара Алиева в области религии[править | править код]
Между Фондом Гейдара Алиева и Святым престолом было подписано «Двустороннее соглашение о реставрации римских катакомб»
Фонд Гейдара Алиева, возглавляемый первой леди страны, послом доброй воли ЮНЕСКО и ИСЕСКО Мехрибан Алиевой, проводит большую работу по строительству и восстановлению мечетей, святилищ, христианских и иудаистских храмов. Фонд осуществляет весьма значительные проекты по сохранению и пропаганде азербайджанских мультикультуральных традиций. Эти проекты реализуют не замкнутое развитие Азербайджанского мультикультурализма в рамках одной страны, а его функционирование в мире в условиях религиозного и культурного разнообразия. В рамках успешно осуществляемого проекта «Адрес толерантности — Азербайджан», в мечетях, церквях, синагогах ведутся ремонтно-восстановительные работы. Наряду со строительством и восстановлением Фондом исламских храмов, введение в эксплуатацию в Баку Православной церкви и образовательного центра для еврейских детей, реставрация римских катакомб и церквей в регионах Франции, возведение в Астрахани памятника Святому князю Владимиру, создание образовательного центра «Хабад-Ор-Авнер» для проживающих в Баку еврейских детей, выставка в различных странах мира фотографий всемирно известного фотографа Реза Дегати, отражающих религиозную толерантность в нашей стране, служат именно расширению отношений дружбы и взаимного уважения различных народов и конфессий. Благодаря ещё одной услуге Фонда, Азербайджан попал в историю как первая мусульманская страна в мире, организовавшая выставку в Ватикане. А это может быть расценен как один из высочайших примеров всемирного мультикультурализма.
1.4. Христианство в республике Азербайджан
Азербайджан приютил на своих просторах и ответвления христианской религии: католики, протестанты, православные и некоторые малые группы нашли здесь свое место.
1.4.2. Церковь Кавказской Албании
Но официальное становление христианства на территории Кавказской Албании, произошло в IV веке, когда Албания приняла христианство от Армении. Начальной точкой принято считать крещение албанского царя Уйнара, совершённое святым Григорием Просветителем. Св. Григорий крестил царя, и назначил предстоятелем Албанской Церкви своего внука, по имени Григорис.
1.4.3. Католическая церковь
Католическая церковь тоже пришла в Азербайджан, ещё на заре ХIV века, когда сюда стали прибывать миссионеры различных монашеских орденов. Католики создавали в этой земле свои миссии, монастыри и образовательные учреждения.
Римский папа, Иоанн XXIII, учредил в стране огней епархию, входящую в состав митрополии Сольтание.
Сегодня, католическая церковь имеет здесь около 2000 последователей, и всего один храм.
1.4.4. Православная церковь — вторая по численности в Азербайджане, после мусульманской.
Предание! Христианское вероучение распространилось на этих землях в результате проповедей апостола Елисея, рукоположенного на апостольство Иаковом – первым Иерусалимским Патриархом и Варфоломея. Это происходило, когда территория Азербайджана принадлежала древнему Албанскому государству.
Предание! Апостол Варфоломей принял на землях тогдашнего Албанского государства мученическую смерть.
Православная церковь насчитывает 209,7 тысяч приверженцев. Православие укрепилось здесь, разрослось, и сегодня это — вторая по численности церковь Азербайджана, после мусульманской.
Интересный факт! В Кафедральном соборе Святых Жён Мироносиц есть весьма ценная для православного мира реликвия – ковчег с частицей мощей Апостола Варфоломея, который считается покровителем города Баку и является местом паломничества для многих приверженцев христианства.
1.4.5. Албано-Удинская Христианская Община – отдельно от РПЦ
Азербайджан находится в юрисдикции Бакинско-Азербайджанской Епархии Русской Православной Церкви. Но есть здесь ещё одна община, не принадлежащая к упомянутой Епархии.
Речь идёт об Албано-Удинской Христианской Общине, появление которой связано с восстановлением Кишского храма в Шеки, который, по преданию, был заложен ещё самим Апостолом Елисеем.
Несмотря на попытки РПЦ присоединить Албано-удинцев к Бакинской Епархии, на сегодняшний день община живёт и священнодействует отдельно.
Интересный факт! Религиозные обряды в общине проводят не канонические священники, а каждый из ее членов.
1.4.6. Протестантство и 20 тысяч последователей азербайджанцев
По состоянию на 2010 год, насчитывается около 7 000 прихожан традиционных протестантских церквей, и ещё немногим более 10-ти тысяч свободных протестантов.
Одним из ответвлений протестантизма в Азербайджане является баптизм. Он пришёл в Баку вместе с бывшим молоканином Ивановым-Клышниковым, а отсюда благополучно распространился по территории страны.
В Азербайджане нет официальной религии по Конституции
Большинство азербайджанцев — мусульмане. Но какая официальная религия в Азербайджане?
По закону «О свободе вероисповедания» каждый азербайджанец «вправе исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, выражать и распространять свои убеждения в связи с отношением к религии». Кроме того, азербайджанцы могут участвовать в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях.
Текст закона «О свободе вероисповедания»
В Азербайджане нельзя разжигать расовую, национальную, религиозную, социальную неприязнь и вражду. Родители могут воспитывать своих детей по своим религиозным убеждениям.
Большая часть населения страны — мусульмане.
Шамахинская Джума-мечеть — место поклонения мусульман в Азербайджане. Это один из самых древних храмов не только на территории страны, но и на Ближнем Востоке в целом. Построен в 743 году, во времена халифа Халида ибн Валиядина
Гостеприимство в Азербайджане
Культура азербайджанцев строго подчиняется многовековым обычаям, что составляют часть богатого наследия, полученного от предков. Даже старинные традиции, ритуалы, что ушли в прошлое, сегодня демонстрируются в Азербайджане как театрализованные действа, что проводятся во время народных гуляний и празднеств.
Традиционным является уважительное отношение к священным местам, соблюдение общественных норм. Не только местные жители, но и туристы, прибывшие в Азербайджан, должны придерживаться строгих правил относительно своего внешнего вида. Лучше отдать предпочтение скромной закрытой одежде. Компенсировать такой сдержанный образ женщинам позволяется с помощью ярких аксессуаров или украшений.
Национальный костюм азербайджанцев / Лейла Джафарова / 1news.az
О гостеприимстве азербайджанцев можно сложить целую поэму. Эта национальная черта ярко выразилась в традициях народа. Гость для его представителей – желанный и важный человек, а принимать его следует с размахом и радушием. Если вас попросили зайти в гости, нельзя отказываться – подобное поведение считается в Азербайджане оскорбительным. Впрочем, время визита можно успешно перенести – для азербайджанцев законом является желание гостя.
Посетив многие азербайджанские семьи (особенно в сельской местности), можно заметить, что женщины (жена, дочери хозяина дома) практически не участвуют в беседе с гостями. Это также соответствует принципам поведениям, традициям азербайджанцев, согласно которым женщине в доме отводится вторая роль, а главенство принимает мужчина
В таком случае не следует навязывать своё видение ситуации и, тем более, проявлять повышенное внимание к хозяйке дома – это может показаться неприличным для членов её семьи
Азим Аслан оглы Азимзаде «Свадьба на женской половине» , 1930 годМестонахождение: Национальный музей искусств Азербайджана, Баку, Азербайджан
Иудаизм
Qırmızı Qəsəb имеет большую еврейскую общину.
В Азербайджане есть три отдельные еврейские общины ( горские евреи , евреи- ашкенази и грузинские евреи ), общая численность которых составляет почти 16 000 человек. Из них 11 000 — горские евреи, 6 000 — в Баку и 4 000 — в Губе , 4300 — евреи-ашкенази, большинство из которых проживают в Баку и Сумгайыте , и 700 — грузинские евреи. Есть три синагоги в Баку и несколько в провинции. Шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде пожертвовал 40 000 долларов США на строительство Еврейского дома в Баку в 2000 году. Есть также еврейская деревня под названием Гырмызы Гасабу .
Свобода религии [ править ]
« Статуя освобожденной женщины », изображающая женщину, срывающую с себя чадру, Баку , Азербайджан
Конституция Азербайджана предусматривает свободу вероисповедания, а закон не позволяет вмешиваться в религиозную деятельность, если она не ставит под угрозу общественный порядок.
В отчете Государственного департамента США о правах человека в Азербайджане за 2004 год отмечены некоторые случаи нарушения свободы религии, такие как вмешательство в деятельность мечети Джума из-за политической активности ее имама. Все религиозные организации обязаны регистрироваться в правительстве, а таким группам, как баптисты , Свидетели Иеговы и члены Ассамблеи Бога, по-прежнему отказывают в религиозной регистрации. На официальном сайте Свидетелей Иеговы документально зафиксирован ряд актов религиозной нетерпимости, совершенных правительством Азербайджана в отношении членов Свидетелей Иеговы.
В результате Первой войны в Нагорном Карабахе мечети в Нагорном Карабахе были заброшены, а армянские церкви в Азербайджане также не функционировали или были повреждены в ходе боевых действий.
Позиция властей по отношению к исламу неоднозначна. Власти часто смотрят на мужчин, у которых бороды больше, чем обычно, с подозрением, опасаясь распространения ваххабизма . Несмотря на отрицание властями этого вопроса, полиция Азербайджана подверглась критике со стороны юристов за нарушение прав соблюдающих мусульманские законы.
Однако Закон о религии 2009 года требует обязательной перерегистрации всех религиозных групп. Подавляющее большинство религиозных групп, получивших перерегистрацию, являются мусульманскими. Сотни других все еще ждут ответа от властей.
В 2019 году Комиссия США по международной религиозной свободе сообщила об аресте 77 человек, признанных «шиитскими экстремистами», 48 из которых считались политическими заключенными.правозащитники также сообщили, что на судебных слушаниях в течение года эти люди свидетельствовали о том, что полиция и другие официальные лица пытали их, чтобы добиться ложных признаний. Власти ненадолго задерживали, штрафовали или предупреждали людей за проведение несанкционированных религиозных собраний; поскольку требования правительства по юридической регистрации были недостижимы для сообществ, насчитывающих менее 50 членов. Суды оштрафовали людей за несанкционированную продажу или распространение религиозных материалов. Представители гражданского общества заявили, что граждане продолжают терпимо относиться к «традиционным» религиозным группам меньшинств (т. Е. Исторически присутствующим в стране), включая евреев, русских православных и католиков; однако к группам, считавшимся «нетрадиционными», часто относились с подозрением и недоверием.
Подавление шиитской религиозности
Несмотря на то, что правящий режим Ильхама Алиева является страной с мусульманским (шиитским) большинством, регулярно и агрессивно навязывает секуляризм ; Азербайджанцам запрещено учиться в зарубежных хазах , азербайджанским женщинам отговаривают и запрещают обязательное ношение исламского чадра , ежегодные поминовения ашура тщательно изучаются и часто запрещаются.
Религия
В основном азербайджанский народ исповедуют Ислам шиитского толка (джафаритский мазхаб), распространённый среди иранских и большей части кавказских азербайджанцев. Всего около 90 % всех азербайджанцев являются шиитами. Религиозное меньшинство составляют мусульмане-сунниты (в основном ханафиты). Сунниты преобладают в северной и западной части Азербайджана. Среди азербайджанцев существует небольшое число последователей накшбандийского тариката суфизма. По данным на 2007 год в Азербайджане также проживали 5 тыс. азербайджанцев-христиан, состоящие в основном из новообращённых. Среди иранских азербайджанцев есть небольшое количество бахаи.
Согласно Энциклопедического словарю Брокгаузу и Евфрону, наибольшим фанатизмом из народов Кавказского края, исповедующих Ислам, отличались таты, адербейджанские татары (азербайджанцы) и горцы Дагестана, но относительно азербайджанцев ЭСБЭ также отмечает, что «в религии они хотя и мусульмане, но очень толерантны». Несмотря на трагическую судьбу ислама на Кавказе в ХХ веке, в Азербайджане влияние Ислама значительное и в стране сохранились традиции арабоязычной исламской культуры.
Традиционные занятия городского населения — ковроткачество (подробнее см. статью про азербайджанский ковёр, среди которых выделяют бакинские, гянджинские, казахские, ширванские, шемахинские, карабахские, кубинские и тебризские), златокузнечное и ювелирное производство, обработка дерева и камня, начиная с XIX века — промышленность; сельского — земледелие, хлопководство, садоводство, виноградарство, шелководство, возделывание технических культур, отгонное овцеводство, разведение крупного рогатого скота. Важнейшие зерновые культуры — пшеница, ячмень, рис, а также просо, рожь, кукуруза, овёс. Вплоть до начала XX века сельские татары Карабаха (азербайджанцы) в основном вели кочевой и полукочевой образ жизни (в 1845 году более 80 %) в зависимости от времени года и состояния кормов для скота (весной — на горные пастбища, а осенью — к зимовникам, в более низменные места).
Большая часть азербайджанцев в настоящее время живёт в городах. Традиционные сельские поселения азербайджанцев имеют преимущественно разбросанную планировку, в горах террасообразные, плотно застроенные каменными домами с плоскими крышами. В горных и ряде низменных районов распространены дома с деревянными и черепичными скатными крышами. Основные строительные материалы — камень и обожжённый кирпич. В настоящее время условия жизни азербайджанцев в Иране сходны с условиями жизни персов.
Использованы материалы Википедии
Современность
После распада Российской империи во время Первой мировой войны была объявлена недолгосрочная Закавказская Демократическая Федеративная Республика, составляющая то, что представляют собой сегодняшние республики Азербайджан, Грузия и Армения. За этим последовало массовое убийство, которое состоялось между 30 марта и 2 апреля 1918 года в городе Баку и прилегающих районах Бакинской губернии Российской империи, а также появление азербайджанцев как политического субъекта.
Когда республика распалась в мае 1918 года, ведущая партия «Мусават» приняла название «Азербайджан» для вновь созданной Азербайджанской Демократической Республики, которая была провозглашена 27 мая 1918 года по политическим причинам, хотя название «Азербайджан» всегда использовалось для обозначения соседнего региона современного северо-западного Ирана. Она была первой современной парламентской республикой в тюркском и мусульманском мире. Среди важных достижений парламента было расширение избирательного права для женщин, что сделало Азербайджан первой мусульманской страной, которая предоставила женщинам равные с мужчинами политические права. Другим важным достижением было создание Бакинского государственного университета, который был первым университетом современного типа, основанным на мусульманском Востоке. Происхождение азербайджанцев как нации коренится в тех суровых годах антикоммунистической борьбы.
К марту 1920 года было очевидно, что Советская Россия нападет на столь необходимый ей Баку. Владимир Ленин сказал, что вторжение было оправдано, поскольку Советская Россия не могла обойтись без нефти. Независимый Азербайджан просуществовал всего 23 месяца до вторжения большевистской 11 Красной Армии, создавшей АзССР 28 апреля 1920 года. Хотя основная часть новообразованной азербайджанской армии занималась подавлением восстания армян, которое тогда вспыхнуло в Карабахе, азербайджанцы не сдавали свою независимость быстро и легко. Около 20 000 солдат погибли, сопротивляясь атаке большевиков.
Краткая независимость, полученная недолгой Азербайджанской Демократической Республикой в 1918-1920 годах, сменилась более чем 70-летней советской властью. После восстановления независимости в октябре 1991 года страна была втянута в войну с соседней Арменией (Карабахский конфликт).
Азербайджанцы в России сегодня
В настоящее время азербайджанцы расселены далеко за пределами Азербайджана (стоит вспомнить иранских представителей этого этноса). Сегодня их общая численность составляет до 35 млн человек. Они могут встретиться в самых разных странах, включая не только государства постсоветского пространства, но и Турцию, Афганистан, страны Европы.
Что касается азербайджанцев, проживающих в России, то только в Москве их, по приблизительным оценкам, насчитывается около 60 тысяч. Проживают они также в Сибири, где первое место по их численности занимают Югра и Тюменская область.
На вопрос о том, почему азербайджанцы везде чувствуют себя как дома, можно ответить, что этот народ всегда был открытым, жизнерадостным и очень дружелюбным. Такого же отношения они ждут и к себе.
Сегодня в мире азербайджанцы и их культура не менее узнаваемы, чем другие народы Кавказа. Многое из этого азербайджанского культурного наследия стало достоянием мировой культуры.
Нельзя забыть о том вкладе, который внесли такие известные азербайджанцы, как певцы Муслим Магомаев, Полад Бюль-Бюль Оглы и Рашид Бейбутов, композитор Узеир Гаджибеков, писатель Чингиз Абдуллаев, кинорежиссер Рустам Ибрагимбеков и многие другие.
Рассматривая Кавказ, как великую общность различных этносов, понимаешь, что азербайджанцы – это неотъемлемая часть народов этого красивейшего горного региона. И без Азербайджана история всего Кавказа будет неполной.
Разделение религии и государства
Азербайджан — светская страна , в которой религия и государство строго разделены согласно Конституции Азербайджана. Свобода вероисповедания признана Конституцией Азербайджана. Прозелитизм , религиозная пропаганда , что унижает достоинство народов и находится в противоречии с принципами гуманизма , запрещены. Система государственного образования светская.
Отношения между государством и религией регулируются Побочный Государственного комитета по работе с религиозными объединениями Азербайджанской Республики , установленных указом от президента Азербайджана Гейдара Алиева в 2001 году .
Ислам в Азербайджане распространился менее чем за сто лет
До ислама на территории Азербайджана были распространены зороастризм, иудаизм и христианство. Ислам там появился во время правления Второго праведного Халифа Абу Хафс Умара ибн аль-Хаттаба аль-Адавия (639-644 гг.). Менее чем за сто лет ислам распространился на всей территории Азербайджана. Евреи и христиане, не принявшие ислам, платили подушную подать и получали покровительство мусульман.
Когда в начале XIX века Азербайджан присоединили к Российской империи, начался новый этап исламизации страны. Политика российского правительства: привлечь на свою сторону мусульманское духовенство и создать в исламской религии структуру, как в христианской церкви. В 1832 году Николай I написал Сенату письмо. В нем он просил подготовить положение об Управлении по религиозным делам мусульман Закавказья. Не одобрил ни один из документов, которых ему прислали.
И только в 1872 году Николай I утвердил «Положение о шиитском и суннитском магометанском духовном Управлении Закавказья». За основу взял принцип организации русской православной церкви. Были созданы два мусульманских административных органа: суннитское и шиитское духовные управления.
Шиитский муфтий, глава Управления мусульман Аллахшкюр Пашазаде на Играх Исламской солидарности в 2017 году. Это спортивное мероприятие объединяет суннитов и шиитов из разных стран.
Игры должны были открываться с суннитского азана. Это вызвало протест у Пашазаде, так как большая часть населения страны — шииты. В итоге от открытия игр азаном отказались
Зороастризм [ править ]
Внешнее видео |
---|
В Азербайджане отмечают Новруз. Часть 1 |
В Азербайджане отмечают Новруз. Часть 2 |
Храм огня Атешгях в Азербайджане
История зороастризма в Азербайджане восходит к первому тысячелетию до нашей эры. Вместе с другими территориями Персидской империи Азербайджан оставался преимущественно зороастрийским государством до арабского вторжения в 7 веке. Название «Азербайджан» означает «Страна вечного огня» на среднеперсидском языке. Считается , что это имя имеет прямую связь с зороастризмом.
Сегодня религия, культура и традиции зороастризма по-прежнему пользуются большим уважением в Азербайджане, а Новруз продолжает оставаться главным праздником в стране. Зороастризм оставил глубокий след в истории Азербайджана. Следы религии все еще видны в Рамане , Хыналыге., и Янар Даг .
Зороастризм в Азербайджане был связан не с выживанием древней религии в этом районе, а с более недавним прибытием зороастрийцев- парсов из Британской Индии , таких как Синд и пенджабский город Мултан во время открытия нефти. в Баку и необходимость квалифицированного труда в 1880-е гг. Храм огня в Баку был построен для их использования на месте древнего храма огня, использующего природно горящий газ и нефть на земле. Структурирующих
Чартаки стандартный храм огня зороастрийцев тысячи years.c.
Иудаизм [ править ]
Qırmızı Qəsəb имеет большую еврейскую общину.
В Азербайджане есть три отдельные еврейские общины ( горские евреи , евреи- ашкенази и грузинские евреи ), общая численность которых составляет почти 16 000 человек. Из них 11 000 — горские евреи, 6 000 — в Баку и 4 000 — в Губе , 4 300 — евреи-ашкенази, большинство из которых проживают в Баку и Сумгайыте , и 700 — грузинские евреи. В Баку есть три синагоги и несколько в провинции. Шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде пожертвовал 40 000 долларов США на строительство Еврейского дома в Баку в 2000 году. Есть также еврейская деревня под названием Кырмызы Гасабу .
Какая вера у азербайджанского народа?
» Прочее »
Вопрос знатокам: какая вера у азербайджанцев?
Ислам является основной религией в Азербайджане. Абсолютное большинство населения Азербайджана принадлежит к шиитской ветви ислама (джафаритский мазхаб) , меньшинство — к суннитской (в основном ханафитский мазхаб) .
Приблизительно 85 % населения Азербайджана являются мусульманами-шиитами и 15 % мусульман-суннитов. В Азербайджане функционируют синагоги, иудаистские общины являются одними из самых активных и влиятельных религиозных объединений Азербайджана.
Посёлок Красная Слобода, расположенный в Губинском районе Азербайджана, является единственным местом компактного проживания евреев на всем постсоветском пространстве.
https://youtube.com/watch?v=ssNYFW5BFdA
Православие не сильно распространено в республике, но на данный момент в стране функционируют 6 православных храмов, 3 из которых находятся в Баку. Католичество в Азербайджане стало распространяться в начале XIV века. В мае 2002 года в жизни Католической Церкви в Азербайджане произошло знаменательное событие — Баку с официальным визитом посетил папа римский Иоанн Павел II. В Азербайджане существует 25 поместных общин ЕХБ, а также зороастрийские общины
Согласно действующей Конституции, Азербайджан является светским государством. В Азербайджанской Республике религия отделена от государства и представлена совокупностью различных религиозных течений и конфессий, распространенных среди этнических групп, населяющих страну и проживающих по всей территории Азербайджана. Большая часть населения Азербайджана исповедует шиитский ислам.
Шии́ты (от араб. شيعة ; — «приверженцы, партия, фракция» ) — направление ислама, объединяющее различные общины, признавшие Али ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда.
Вера — это имя женское.Вера — ведаю ра, светлые знания. Именно, настоящие, полезные знания о мире.
В основном мусульмане, но есть и христиане . Как в Турции.
Здрасьте Мусульмане онЕ !!!
по корану каждый выбирает свою веру ни зависимо от национальности например любая русская девушка может принять как христианство так и ислам так же и другие от нации мало что зависит
Официально Азербайджан — светское государство, но большинство верующих граждан этой страны исповедуют ислам шиитского толка.
Верующие азербайджанцы — мусульмане (исповедуют ислам) , в основном шииты; сунниты главным образом на севере Азербайджана. На Севере Индии живёт обособленное азербайджаноязычное меньшинство (потомки переселенных из Азербайджана Шахом Аббасом азербайджанцев-немусульман) , исповедующее зороастризм.
Вместе с тем сохранялись многие древние общие верования и представления.
Среди них особое место принадлежало культу огня, являвшемуся пережитком зороастризма, сохранялись верования, связанные с культами солнца и луны, почитание могил, камней, деревьев, источников.
Показателен тот факт, что из всех праздников азербайджанцами наиболее почитаем праздник Новруз байрам – имеющих немусульманское, зороастрийское происхождение. В быту широко были распространены многочисленные обереги и амулеты. Более подробно см. здесь
Основная религия Азербайджана – ислам. Он распространен здесь со времен арабского нашествия в средние века. До этого предки азербайджанцев исповедовали языческие религии (огнепоклонство) , зороастризм, манихейство, христианство.
Не так давно, с падением советского режима в Азербайджане начался период исламского возрождения. Стали открываться мечети, религиозные институты. Большинство мусульман Азербайджана составляют приверженцы шиитского направления. Меньшая часть представлена суннитами.
Главный религиозный орган – Управление мусульман Кавказа.
христианство в Азербайджане до ислама
Государственный комитет по работе с религиозными образованиями[править | править код]
Логотип Государственный комитет по работе с религиозными организациями Азербайджана
Государственный комитет по работе с религиозными образованиями является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий в Азербайджанской Республике осуществление государственной политики в сфере религии. Государственный комитет был создан 21 июня 2001 года. В соответствии со статьей 48 Конституции Азербайджанской Республики, главными задачами комитета являются создание благоприятных условий для осуществления свободы вероисповедания, обеспечение контроля над соблюдением законодательных актов, связанных со свободой вероисповедания и государственная регистрация религиозных образований.
Происхождение и история народа
Что только не рассказывают про азербайджанцев! Иногда можно даже услышать мнение о том, что этот народ не может считаться кавказским, ведь у них имеется нечто общее с народами Азии. Тем не менее, это досужие вымыслы. Они являются коренным народом Кавказа, как и другие этносы, населяющие этот регион.
Историки пришли к выводу, что происхождение народа связано с выходцами из Кавказской Албании – большого государства, располагавшегося в восточной части Кавказа во II-I веках до новой эры. Затем население этой страны начало смешиваться гуннами, киммерийцами и прочими кочевыми племенами.
Существенное влияние на становление этнической нации азербайджанцев оказала и Персия. В первые века нашей эры в Персии правила династия Сасанидов, которая расширила свое влияние на восточные регионы Закавказья.
Нельзя забывать и о более позднем воздействии турок-сельджуков, которые пришли на эти земли в XI веке. В результате, местное население подверглось сначала влиянию персидской культуры, а затем процессу тюркизации. Таким образом, азербайджанский народ имеет богатую историю и она тесно связано с историей соседних государств.
Тюркские племена постоянно мигрировали по всему региону Малой Азии, начиная от раннего Средневековья и заканчивая XV-XVI веками. Все это не могло не отразиться на местном населении, которое лишь позже начало осознавать свою этническую идентичность. Некоторые исследователи полагают, что современные азербайджанцы – это потомки какого-то конкретного племени, имеющего тюркские корни.
Такая гипотеза разбивается другими доказательствами, в том числе, культурным наследием, а также письменными источниками. Поэтому на сегодняшний день можно говорить о том, что на внешность азербайджанцев оказали воздействие самые разные племена – арабские, тюркские, иранские.
И при этом они все же остаются коренным этносом Закавказья, поскольку их история имеет именно кавказские корни. Это доказывают многочисленные традиции и разнообразные обычаи азербайджанцев, которые находят свои истоки как в иранской, так и в общекавказской культуре.
В XVIII веке закончила свое существование могущественная персидская династия Сефевидов, в результате чего образовался целый ряд ханств, имеющих полунезависимый статус. Во главе этих маленьких закавказских княжеств стояли представители азербайджанских местных династий. Однако сформироваться в единое государство они так и не смогли, поскольку по-прежнему находились под сильным влиянием персов.
А позднее, уже в XIX столетии, начались русско-персидские военные конфликты, которые привели к тому, что они были разграничены по регионам своего проживания. Граница эта пролегала вдоль реки Аракс, вследствие чего северные части Азербайджана попали под влияние России, а южные отошли к персам. И если ранее азербайджанские элиты имели сильное влияние на происходящие в Персии процессы, то после такого деления это влияние исчезло.
Историки признают, что их государственность сформировалась лишь после того, как в России произошла Октябрьская революция и начали создаваться национальные республики. Советская власть дала современному Азербайджану границы и государственно-правовую базу.
Когда же СССР распался, все советские республики получили независимость, в том числе и Азербайджан. Датой обретения независимости является 18 октября.