Очень высокоурбанизированные страны это

Экологические проблемы больших городов

Города стали главной формой расселения людей. В них сконцентрировано промышленное производство и развитая инфраструктура (дороги, электроснабжение и водоснабжение, телекоммуникационные системы, общественный транспорт). Города являются научными, административными и культурными центрами, в них пересекаются главные транспортные пути. Города мира концентрируют на своей очень небольшой площади более 4/5 производства всего национального дохода, 9/10 стоимости продукции обрабатывающей промышленности и 2/3 добывающей. Они оказывают решающее влияние на экологическую обстановку в отдельных странах и регионах (загрязнение воздуха, почв, водных объектов, городской шум и др.).

Наиболее острая проблема больших городов — загрязнение атмосферного воздуха, выпадение кислотных дождей, образование смога и т. п. Жилые застройки снижают скорость ветра. Застой воздуха способствует концентрации в нем вредных для жизни газов и примесей.

Высокая концентрация населения, промышленных объектов, транспорта в городах создают условия для возникновения у горожан легочных, сердечно-сосудистых, аллергических, онкологических заболеваний. Строители в городах изменяют рельеф, горожане потребляют для своих нужд большое количество пресной воды (в среднем 300—400 л в сутки на человека). В городах образуются большие объемы сточных бытовых и промышленных вод, загрязняются водоемы, грунтовые и подземные воды. Это требует больших материальных затрат для решения экологических проблем.

Суть

Урбанизация стала происходить по сути со времен перехода неолитической революции, когда стали формироваться первые государства — в Египте и Шумере. Процесс урбанизации можно разделить на три больших этапа развития: 

  1. С Древности до развитого Средневековья (подробнее о периодизации Всемирной истории). В это время города были аграрными. Они появлялись в результате появления оборонительных укреплений и служили укрытием населения от набегов врагов: кочевников и пр. В Древней Руси по сути было также — ядро любого города составлял кремль — детинец, самая укреплённая часть города.
  2. С развитого средневековья до конца 19 века. В этот период у городов появилась новая функция — они стали не только центрами защиты, но и социально-экономическими центрами. Здесь стала развиваться торговля, ремесла, культурная и религиозная жизнь. Появились собственно горожане — новый социальный класс, который живет сугубо городским образом жизни.
  3. С конца 19 века до конца 20 века. Урбанизация в этот период связана индустриализацией — еще одним историческим процессом, который является венцом промышленного переворота. Города развивались за счет формирования индустриального общества — такого, в котором основу производства составляет промышленность, а не сельское хозяйство. 

К концу 20 века урбанизация по сути завершилась в развитых цивилизованных странах: США, Западная Европа, Япония, России. Доля городского населения стала составлять в этих странах более 70 %. Города стали центрами социальной, экономической, культурной жизни общества.

Рим эллинистического периода. Кстати, про падение Римской империи здесь.

Кстати, рекомендую мою статью про то, что такое цивилизация.

Сегодня ООН рекомендует признавать городами поселения, в которых проживает более 20 000 жителей. Этот процесс связан больше с юридической стороной дела: только органы законодательной власти могут придать статус города тому или иному поселению.

В современных развитых развивается процесс анти урбанизации: население активно переселяется в пригороды. Непосредственно в городах проживают исключительно деловые люди, может быть яппи, или мигранты. Население предпочитает ездить в города на личном автомобиле: на работы или на развлечения. 

Таким образом город как устойчивая форма жизни людей прошла длительный исторический путь развития — от полиса — города государства в Древней Греции и Древнем Риме, где жили только правители и жрецы — до современного мегаполиса, в котором разеваются самые разные социальные процессы: от социальной мобильности и стратификации до культурного диалога.

Москва в средневековье

Сегодня судьба того или иного города зависит только от того, включен ли он в мировые процессы, является ли он частью глобализации; является ли он субъектом международного разделения труда; задействован ли он в работе транснациональных корпораций? Если да, то такой город будет жить. А если нет — то нет.

Благо или зло — рост урбанизации для планеты? Конечно, для природы это не очень хорошо. Ведь города — это центры промышленности, которая загрязняет атмосферу. Поэтому в городах больше больных людей, чем здоровых.

Однако современные города стремятся включиться в процесс сохранения окружающей среды. Для этого используются разные новые технологии: строятся ветряки для добычи электроэнергии, происходит переход на электромобили, города становятся центрами хорошей экологии. Например, Европа к 2050 году планирует полностью перейти на экологические способы добывания энергии. 

Сравнение с другими странами

Учитывая все вышеперечисленные статистические данные, интересно сравнить данный показатель в стране с основными цифрами уровня урбанизации в других государствах:

  1. Лидируют с показателями в 100% Гонконг, Кувейт, Монако, Науру, Сингапур;
  2. Незначительно отстает с показателем в 99,1% Катар.
  3. Далее идет Бельгия со своими 98%.
  4. Затем целый блок государств, с показателями от 97% до 91% – это Сан-Марино, Уругвай, Мальта, Исландия, Израиль, Аргентина, Япония, Нидерланды, Иордании, Люксембург;
  5. С показателем от 89,4% до 80% в рейтинге идут следующие страны по убыванию этого числа – Габон, Бахрейн, Венесуэла, Андорра, Дания, Чили, Швеция, Бразилия, Новая Зеландия, Объединенные Арабские Эмираты, Австралия, Финляндия, Оман, Саудовская Аравия, Великобритания, США, Норвегия, Южная Корея, Канада, Доминикана, Колумбия, Мексика, Ливия, Франция, Испания;

Далее идет еще ряд государств с более низкими показателями:

  • На 48 месте Белоруссия с показателем 78,6%.
  • На 60 месте Россия с отметкой 74,4%.
  • Украина занимает 73 позицию в мировом рейтинге со своим показателем 69,4%.
  • Следующая за ней идет Эстония.

Наименее урбанизированными являются преимущественно отстающие страны азиатско-тихоокеанского региона и экваториальной Африки, например, такие как Руанда, Самоа, Бурунди, Нигер, Новая Гвинея, Непал, Сент-Люсия. Уровень городского населения здесь составляет не более 20%.

Как видно, большее количество населения живет в городах в тех странах, где наблюдается высокий технологический уровень развития или площадь страны не позволяет развивать сельское хозяйство на довольно интенсивном уровне. Так, например, для Японии эти два фактора сложились в одно весомое целое. По этой причине большинство японцев живет исключительно в городских агломерациях.

Что же касается государств с минимальными показателями, то здесь все объясняется достаточно просто -это отсутствие крупных городских центров, которые способны дать работу населению. В результате чего люди вынуждены заниматься любым видом сельскохозяйственных работ для того, чтобы вырастить для себя продукты пропитания.

Поэтому, проводя анализ, наиболее благополучными выглядят страны, где эта цифра колеблется в интервале 70 – 90%. Именно здесь имеются высокотехнологичные города, которые позволяют развивать общество и в то же время, присутствуют сельские населенные пункты, которые продолжают развивать сельское хозяйство или фермерство.

Крупнейшие мегаполисы мира, прогноз на 2030 год

Угрозы от океана

Адам Смит отметил в 1776 году, что развитие начинается на побережье и движется постепенно внутрь страны, материка. В Китае самый важный экономический город — Шанхай, это крупный промышленный центр. Находится он у устья главной реки Китая, Янцзы, которая соединяет Шанхай с большими внутренними мегаполисами, к примеру, Чжоушань и Чунцин — два очень крупных города в центре Китая, соединены водными путями с Шанхаем и далее мировыми рынками.

Большинство крупных городов расположены на побережье, потому что именно здесь ниже затраты, необходимые для торговли. В топе списка: Токио, Дели, Шанхай, Мехико, Сан-Паоло, Мумбаи, Осака, Пекин, Нью-Йорк, Каир — в своем большинстве прибрежные города. В этих космополитических агломерациях прекрасные условия для торговли. Но им же угрожают экстремальные шторма, повышение уровня океана, изменение климата. Из 28 крупнейших городов только три серьезно удалены от берега. Это Москва, Дели, Цунцин. Остальные 25 находятся на береговой линии, некоторые удалены от порта, но по сути близки к морю.

Цели устойчивых городов

В целом мир становится урбанизированным и не случайно одна из целей устойчивого развития до 2030 года посвящена городам и населенным пунктам. Они должны:

  • оставаться продуктивными: люди должны здесь находить достойную работу, предприятия здесь могут эффективно производить и торговать, для этого необходима успешная инфраструктура, а значит, нужны сети дорог, общественного транспорта, энергетики, водоснабжения и канализации, системы переработки отходов, эффективная судебная система для обеспечения исполнения контрактов;
  • обеспечивать социальную интеграцию: город не должен быть местом, увеличивающим разрыв между богатыми и бедными. Эффективное городское планирование и политика должны выстроить города, в которых люди разных рас, классов и этнических групп продуктивно взаимодействуют, мирно и с высокой степенью социальной мобильности и доверия;
  • быть экологически устойчивы: из-за высокой плотности населения города уязвимы для экологических недугов. Поэтому города должны вести два вида природоохранной деятельности: снизить «экологический след», а также обеспечить устойчивость к изменяющимся условиям окружающей среды.

История и прогнозы мировой урбанизации

Ученые-аналитики, изучая степень технического прогресса и опираясь на данные по предыдущим годам, делают прогнозы на ближайшее будущее. Так, по их мнению, к началу 2050 года основная часть населения планеты будут проживать в городах.Для сравнения возьмем такие данные. Буквально 200 лет назад в городских условиях проживали всего лишь 2% от всего населения Земли. Спустя 150 лет, то есть в 1950 году, статусом горожан обладали уже около 30% людей, населяющих Землю.По среднестатистическим данным, каждый день в городские условия приезжают около 183 000 человек.

Рис. 4. Негативные последствия урбанизации

Урбанизация: минусы

На фоне всех плюсов такого процесса, как урбанизация, казалось бы сложно найти негативные стороны, но они существуют. Главное, что недостатки являются более глобальными и их необходимо решать, ведь вскоре может произойти нечто страшное. Разберём каждый недостаток такого явления, как урбанизация отдельно, чтобы осознать всю серьёзность грядущих проблем.

Перенаселённость

В мегаполисах плотность населения быстро растёт. Инфраструктура больших городов развивается недостаточно быстро. Из-за этого происходит нехватка жилья, мест в детских садах и школ. Такие города обладают рядом проблем — это пробки на дорогах, долгие ожидания в очередях на получение качественных услуг.

Нехватка жилья и безработица

В мегаполисах существует проблема дефицита жилья. Популярность и недоступность жилых метров приводит к повышению цен на недвижимость. Его дороговизна и малое количество делает недоступным для всех категорий жителей.

Одна из основных проблем мегаполисов — это нехватка рабочих мест. Безработица существует среди образованных людей и молодёжи. Исследования социологов показывают, что 50% молодёжи не могут найти рабочее место в городах.

Урбанизация — это рост преступности

Урбанизация имеет ещё один важный недостаток. Уровень преступности в мегаполисах больше чем в маленьких городках. Это обусловлено сумасшедшим ростом экономики и промышленности городов.

Высокие цены на недвижимость, товары, продукты питания, явная разница между уровнями благополучия слоёв населения вынуждает или подталкивает некоторых граждан к преступной жизни.

Проблемы со здоровьем

Уровень медицины в мегаполисах выше. Специалистов, работающих в узком направлении лечении, можно найти только в крупных городах. Качественная медицинская помощь стоит дорого или нужно долго ждать своей очереди, поэтому она доступна не всем. Городская жизнь приносит человеку вред:

  • выбросы заводов и машин;
  • стресс и депрессия от большого города;
  • плохое питание приводит к ожирению и проблем (чаще депрессий и хандры, что можно прочесть на сайте) со здоровьем.

Урбанизация — это автомобильные пробки и мусор

Проблемы с передвижением, а именно пробки. Значительный рост численности населения городов переполняет дорожную инфраструктуру, что приводит к пробкам.

Урбанизация имеет важный недостаток, а именно проблема с мусором. Человек за день создаёт много (2-5) килограммов (среднестатистически) мусора и совсем не думает о его дальнейшей судьбе. В течение дня жители мегаполиса вырабатывают 1000-чи тонн мусора, за год эта сумма превышает несколько миллионов тонн.

Малая часть перерабатывается и сжигается заводами, но большая часть мусора выбрасывают на свалки за городом. Мусор с полигонов пытаются перерабатывать, закапывая в землю, но это мало помогает, когда отходы начинают разлагаться.

Уровни

Урбанизация в географии имеет отличительные характеристики, и это проявляется в различии ее уровней.

По степени урбанизированности все мировые страны разделяют на 3 группы:

  • Высокоурбанизированные государства, с показателями в 73% (Австралия, Европа и обе части Америки).
  • Среднеурбанизированные державы, имеющие коэффициент 40 % (азиатская и африканская территории).
  • Слабоурбанизированные страны, с цифрой в 20% (слаборазвитые регионы Африки).

В экономически сильных государствах с повышенным урбанистическим уровнем доля градожителей в нынешний момент растет медленно, а количество народонаселения в мегаполисах немного сокращается.

Отдельные горожане выбирают проживание в пригородных зонах и сельских районах. Это обусловлено подорожанием инженерного обустройства, старением инфраструктуры, трудностями с транспортной системой и загрязнением атмосферы. Урбанистические явления начинают приобретать новые виды и развиваться вглубь.

На развивающихся территориальных пространствах, где показатели урбанизированности несколько ниже градостроительство растет вширь, а численность горожан значительно увеличивается, при этом реальное развитие отстает. В этом случае отмечен эффект под названием «городской взрыв».

В настоящее время каждый год прирост градожителей почти в 2 раза выше, чем возрастание мирового народонаселения в целом. Города разного класса, размера и значения со стремительно расширяющимися пригородными зонами и агломерациями окружают собственным влиянием большую долю человечества. Главенствующую роль в этом явлении играют города-миллионники.

Примечания и ссылки

  • (de) Эта статья частично или полностью взята из статьи в Википедии на немецком языке, озаглавленной .
  1. (in) на data.worldbank.org (по состоянию на 2 августа 2019 г. )
  2. (in) на data.worldbank.org (по состоянию на 2 августа 2019 г. )

Списки из стран

Демография Население  · Плотность населения  · ИЧР  · ИЧРЧ  · Уровень урбанизации  · Число беженцев  · Уровень чистой миграции  · Темпы роста населения  · Уровень браков и разводов  · Уровень фертильности  · Соотношение полов  · Коэффициент рождаемости  · Ожидаемая продолжительность жизни  · Уровень смертности  · Уровень детской смертности  · пирамида  · Средний возраст
Экономика Валюты  · Государственный долг  · Внешний долг  · Равный доход  · Гендерный разрыв в доходах  · Индекс легкости ведения бизнеса  · Индекс экономической свободы  · Индекс восприятия коррупции  · ВВП ( на душу населения  · ППС  · ППС на душу населения  · Прочие )  · Уровень занятости  · Инфляция  · Энергетические ресурсы  · Объем экспорта  · Объем импорта  · Список стран по диверсификации экономики
Образование Расходы на образование  · Уровень грамотности  · Рейтинг PISA
Среда Экологический след  · Выбросы CO 2  · Выбросы CO 2 на душу населения  · Средняя  температура · Рекордная температура  · Подверженность стихийным бедствиям
География Континент  · зона ( лес )  · Без потоков  · Длина береговой линии  · Самая высокая точка  · Средняя высота  · Город наивысшие  · Временные зоны  · Длина железных дорог  · Границ ( Земля  · Maritime  · Границы длиной  · анклавы и эксклавы )
Военный Мир  · Военные расходы  · Вооруженные силы  · Отсутствие армии  · Оборудован ядерным оружием
Политика Государства-члены ООН  · Дата приобретения суверенитета  · Переход к республиканскому режиму  · Зависимости и территории с особым суверенитетом  · Автономные территориальные образования  · Спорные  территории · Несамоуправляющиеся территории согласно ООН  · Государства, не признанные на международном уровне  · Микронация  · Отсутствуют  · Существующие 1920  · Форма правления  · Главы правительства  · Без политических партий  · Индекс демократии
Религия По религии  · Безверие  · Буддизм  · Христианство  · Ислам  · Иудаизм
Здоровье Расходы на здравоохранении  · Потребление наркотиков  · Недоедание скорость  · Ожирения  · Курение ставок  · Потребление конопли  · Питьевой  · Скорости дорожной смертности  · Показатель распространенности ВИЧ  · Скорость Самоубийства  · ставки вооружению  · количество убийств  · ставка задержания  · смертная казнь
Символы Флаги  · Гербы  · Гимны  · Язычники  · Этимологии  · Периферии  · Валюта
Туризм Туристические направления  · Список наиболее привлекательных туристических направлений  · Список всемирного наследия по странам  · Список городов по годовому количеству иностранных посетителей
Коды МОК  · код города ( страна )  · Футбол (FIFA)  · FIPS 10-4  · Области Интернета  · ISO 3166-1  · НАТО  · префиксы кораблей
Другой Фиктивные страны  · Спортивные результаты  · Пользователи Интернета
  • Географический портал
  • Демографический портал
  • Портал архитектуры и градостроительства

Плюсы и минусы урбанизации

Очевидно, что урбанизация представляет собой процесс, оказывающий ощутимое влияние на все сферы жизни современного общества и на всё человечество в целом. При этом отдельные аспекты этого влияния могут быть как положительными, так и отрицательными. Рассмотрим преимущества и недостатки данного процесса подробнее.

Плюсы урбанизации:

  • Повышение уровня жизни населения. В городе гораздо больше внимания уделяется качеству жизни граждан. Хорошо организован городской транспорт, благодаря чему люди могут быстро перемещаться на значительные расстояния. В отличие от сельской местности, в городе хорошо налажена подача холодной и горячей воды, присутствует быстрый доступ к интернету, кабельному телевидению и другим телекоммуникационным технологиям. Медицинские и образовательные учреждения также выполняют свои функции гораздо качественнее.
  • Доступ к большему числу благ. В городе у человека присутствует гораздо больше возможностей для работы, развития и отдыха. Здесь есть круглосуточные магазины, рестораны, развлекательные заведения и всевозможные салоны, обслуживающие различные сферы жизни.
  • Больше возможностей для самореализации. Благодаря большому количеству больших и малых предприятий, любой человек может найти себе подходящую сферу деятельности. Это не отменяет безработицы, однако если говорить именно о количестве возможностей, город в этом плане значительно превосходит сельскую местность. Кроме того, есть множество возможностей для саморазвития и образования.
  • Более качественное обслуживание. В каждой сфере услуг работает большое количество компаний, вынужденных конкурировать. В этой конкурентной борьбе они стремятся найти необходимый баланс между стоимостью и качеством обслуживания. Кроме того, горожане пользуются услугами централизованного водо- и теплоснабжения, у них есть канализация и другие коммунальные услуги, облегчающие жизнь.

Минусы урбанизации:

  • Перенаселённость. Плотность населения в городах очень высока по сравнению с сельской местностью, а в последние десятилетия она ещё и растёт намного быстрее, чем раньше. Поскольку инфраструктура развивается медленнее, наблюдаются такие проблемы как постоянные пробки на дорогах, нехватка готового жилья, заполненность детских садов и школ, большие очереди на получение различных услуг и прочее.
  • Жилищные проблемы. Поскольку готового жилья недостаточно для того, чтобы обеспечить потребности постоянно увеличивающегося городского населения, это приводит к быстрому росту стоимости квартир. Нехватка жилья и высокая цена делают его менее доступным не только для приезжих, но и для самих горожан.
  • Безработица. Данная проблема типична для городов. Характерной особенностью городской безработицы является то, что она особенно распространена среди образованных людей, а также среди молодёжи. Социологические исследования показывают, что более 50% безработных молодых людей в большинстве стран проживает в столицах.
  • Преступность. Уровень преступности в городах выше, чем в сельской местности. Это объясняется значительной безработицей, высокими ценами, слишком очевидной разницей в уровне жизни и многими другими факторами. Особенно сильно проблемы с преступностью проявляются в быстрорастущих городах.
  • Проблемы со здоровьем. Уровень медицинского обслуживания в городах несравнимо выше, чем в сельской местности. Но медицина доступна не всем, а экологические проблемы, стресс, городской образ жизни и специфическое питание (в частности, фастфуд) оказывают существенное влияние на здоровье.
  • Пробки. Это, пожалуй, самая очевидная проблема крупных городов, возникающая из-за того, что развитие транспортной инфраструктуры не успевает за ростом населения.
  • Проблемы с мусором. Среднестатистический горожанин производит несколько килограмм мусора в день, не задумываясь о том, как будет происходить его утилизация. Для города с миллионным населением это тысячи тонн мусора в день и более миллиона тонн в год. Мусоросжигательные заводы справляются лишь с малой долей отходов, поэтому рядом с городами образуются огромные свалки.

Виды, формы, типы урбанизации

Рассматривая типы урбанизации, формы и виды урбанизации, следует остановиться на некоторых основных понятиях.

Геоурбанизация – процесс преобразования естественных ландшафтов в искусственные, обусловленный вмешательством человека. Данные процессы изучаются в рамках отдельной науки геоурбанистики.

Второе понятие, которое должно быть рассмотрено – субурбанизация. Субурбанизация – это процесс «вторичной» урбанизации и расширения агломераций, для которого характерно динамичное развитие в последние годы, особенно в условиях растущей компьютеризации всех отраслей жизни человека. Урбанизация и субурбанизация находятся в прямой зависимости, так как только при достижении критической концентрации городских жителей начинается процесс оттока в близлежащие территории.

Перед рассмотрением следующего понятия необходимо отметить, что в последнее время начался процесс, обратный урбанизации, который называют рурализация. Он также обуславливается повышением уровня компьютеризации населения, что приводит к улучшению условий проживания в сельской местности и оздоровлению населения.

Исходя из такого критерия как темп урбанизации населения, следует выделить гиперурбанизацию, которая приводит к появлению ложной или, как ее еще называют, трущобной разновидности. Урбанизация населения такого вида характеризуется стремительным ростом населения без достаточного числа рабочих мест, что, в свою очередь, ведет к росту безработицы.

Урбанизация

Увеличение численности городского населения, рост количества городов, в том числе крупных и крупнейших, распространение городского образа жизни называется урбанизацией. Урбанизация — одно из важнейших глобальных явлений современного мира. Ее причины — рост в городах промышленности, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда.

Доля городского населения по регионам и странам мира существенно различается. В Европе, Латинской Америке, Северной Америке, Австралии и Океании городское население составляет 3/4 всего населения, а в Азии и Африке — 1/3. Среднемировой уровень урбанизации составляет 47 %. По уровню урбанизации выделяются страны Европейского союза — около 80 %.

Высокоурбанизированными странами являются те, где доля городского населения превышает 70 %. В эту группу входят все экономически развитые страны, а также многие из развивающихся стран. Среди них особо выделяются страны-«чемпионы», где уровень урбанизации превышает 80 %. Это Нидерланды, ФРГ, Дания, Аргентина, Венесуэла, Австралия, Новая Зеландия. Бельгия, Сингапур, Израиль — страны, где уровень урбанизации выше 90 %. Среднеурбанизированные страны имеют долю городского населения от 20 до 50 %. К этой группе относится большинство стран Азии: Китай, Индия, Индонезия, в Африке — Египет, Нигерия и др. В слабоурбанизированных странах доля городского населения составляет менее 20 % (Афганистан, Нигер, Эфиопия, Чад и др.).

В экономически развитых странах городское население растет в основном благодаря социально-экономическому развитию и собственному естественному приросту, а не притоку населения из сельской местности. В последнее время отмечается даже отток населения в пригороды и сельскую местность.

В развивающихся странах темпы роста городского населения выше, чем в развитых странах (рис. 29). Безземелье и отсутствие возможности получить работу «выталкивает» миллионы людей из села в город в поисках лучшей жизни даже при отсутствии жилья и работы.

Возникает так называемая «ложная урбанизация» — стихийный процесс роста численности городского населения, сопровождающийся ухудшением жилищных и социальных условий, обострением экологических проблем. Прибывающее в города сельское население пополняет армию безработных, а недостаток жилья вызывает появление неблагоустроенных городских окраин с антисанитарными условиями жизни. В результате именно в развивающихся странах сконцентрирована значительная часть крупнейших городов мира (Юго-Восточная Азия, Южная Америка). Начиная со второй половины XX в. отмечается преимущественный рост больших городов, формирование городских агломераций, мегалополисов, распространение городского образа жизни.

В 1900 г. в мире было примерно 360 городов с численностью населения свыше 100 тыс. человек. В них проживало немногим более 5 % всего населения. К 1950 г. число таких городов увеличилось до 950, а доля их в мировом населении выросла до 16 %. В 2000 г. насчитывалось примерно 4000 больших городов, в них проживала 1/3 населения мира.

В современном мире отмечается ускоренный рост сверхбольших агломераций с населением более 10 млн человек. Агломерация — это территориальная концентрация городских поселений, срастающихся друг с другом, объединенных в одну систему хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми связями. Самыми крупными городскими агломерациями мира считаются Токийская, Нью-Йоркская, Сан-Паулу, Мехико, Мумбайская, Шанхайская. Каждая из них насчитывает от 15 до 25 млн жителей. (Покажите на карте основные городские агломерации мира.)

Рост и развитие агломераций часто приводит к образованию мегалополисов — скоплений соседних, близко расположенных агломераций и урбанизированных зон.

Выделяют 6 крупных мегалополисов: Токайдо (20 агломераций от Токио до Осаки с населением 60 млн человек); Босваш (40 агломераций, протянувшихся от Бостона до Вашингтона, с общей численностью населения 50 млн человек); Чипитс (35 агломераций от Чикаго до Питтсбурга с населением 40 млн человек); Английский (30 агломераций от Лондона до Ливерпуля с населением 35 млн человек); Рейнский (30 агломераций от Рандстадта до Майна с населением 30 млн человек); Сансан (15 агломераций от Сан-Диего до Сан-Франциско с населением около 20 млн человек).

Будущее урбанизации

THE LINE — это линейная урбанистическая застройка протяженностью 170 км, состоящая из «гипер-связанных сообществ будущего». Революция в городской жизни будет построена вокруг природы без машин и дорог. Проект будет разработан таким образом, чтобы все необходимое было в шаговой доступности.

Мохаммед бен Салман, наследный принц Саудовской Аравиии председатель совета директоров NEOM, поделился:

На протяжении всей истории города строились для защиты своих граждан. После промышленной революции города ставили машины, автомобили и фабрики выше людей. В городах, которые считаются самыми развитыми в мире, люди проводят годы в пути. Дорожная структура неэффективна.

К 2050 году продолжительность поездок увеличится вдвое. К 2050 году одному миллиарду человек придется переехать из-за роста выбросов CO2 и повышения уровня моря.

90% людей дышат загрязненным воздухом.

Почему мы должны жертвовать природой ради развития? Почему семь миллионов человек должны ежегодно умирать из-за загрязнения?

Почему мы должны ежегодно терять миллион человек из-за дорожно-транспортных происшествий? И почему мы должны мириться с потраченными годами на поездки на работу?

Положительные и отрицательные последствия урбанизации

Мир быстро урбанизируется, уже сегодня более половины жителей планеты живут в городах, и в большинстве случаев толчком для переезда в город стала не плохая жизнь в сельской местности или вынужденные переселения вследствие военных конфликтов или техногенных/природных катастроф, а именно положительные стороны урбанизации.

Плюсы урбанизации

Образование. Именно в крупных городах и мегаполисах сосредоточено большое число академий и университетов, которые дают возможность получить образование, а в последствие и состояться в профессии, реализоваться и получать достойную оплату.

Развитие рынка труда: большее число вакансий, предложений и возможностей. Кроме того, мегаполисы – сосредоточение капиталов и потребителей, а значит, шансы открыть успешное предприятие повышаются.

Квалифицированная медицинская помощь. Разнообразие медицинских центров позволяет получать своевременную помощь и консультации.

Общество в мегаполисе многообразно. Это позволяет находить единомышленников и развивать интересные для себя (а может, и других) направления.

Доступ к различным сервисам и развлечениям. Развитая инфраструктура городов – возможность посещать интересные места (музеи, выставки, конференции), пользоваться оптимально подходящими службами доставки, такси, супермаркетами и многим другим.

Минусы урбанизации

Жизнь в городе комфортна и безопасна, пока не приходится столкнуться с главной проблемой – перенаселение. Созданные инфраструктуры рассчитаны на обслуживание определенного числа жителей, и если их количество резко возрастает, качество предоставляемых услуг снижается. В некоторых случаях городские власти не реагируют должным образом на изменения, что приводит к нарушению равновесия распределения населения на единицу площади, транспортным проблемам (пробки, загруженность общественного транспорта), шумовому загрязнению.

Развитие жилищного комплекса приводит к повышению плотности застроек. Кроме того, для жизнеобеспечения всех служб мегаполисов, крупные города поглощают самые привлекательные (плодородные и продуктивные) участки земли.

Рост жителей – увеличение объемов потребления. Для сельскохозяйственной промышленности ставится задача повышения урожайности, а это использование синтетических удобрений и пестицидов. Плодородные земли отравляются тяжелыми металлами и химическими соединениями.

Также на нужды горожан и для функционирования всех систем города развивается промышленный комплекс (предприятия, заводы), которые несут с собой не только готовую продукцию для потребителя, но и отходы, вредные выбросы (диоксид азота, сероводород, озон, предельные углеводороды), токсины. Для многих мегаполисов смог стал привычной картиной. Это настоящая экологическая проблема города и всей планеты.

Всемирная Организация Здравоохранения предупреждает и о вреде здоровью, который несет с собой урбанизация. Одна из самых крупных проблем — это большое потребление и загрязнение предприятиями водоемов с пресной водой, как следствие миллионы людей ежедневно сталкиваются с дефицитом чистой воды.

Изменения образа жизни (в большинстве случаев – сидячий), в сочетании с неправильным питанием приводит к ожирению, неинфекционным болезням (диабет, сердечно-сосудистые патологии).

Угрожает урбанизация и этническому разнообразию, культуре, традициям и обычаям коренных поселений, стирая различия между жителями одного города, навязывая «правила» поведения, выбор одежды, досуга.

Положительные и отрицательные последствия урбанизации являются комплексным отражением процесса, указывающим на его несовершенность, а также необходимость контроля через государственную политику сбалансированности расселения.

Меры, необходимые для поддержания баланса

Мероприятия сформированы и рекомендованы к реализации правительству разных стран до 2030 года. Среди основных целей выделяют следующие:

  • Экологическая устойчивость городов: не допускать, минимизировать загрязнение окружающей среды и ликвидировать его последствия, создавать современную систему переработки отходов, выстраивание сети высококачественных дорог, современных городских коммуникаций, отвечающим всем экологическим требованиям, оснащать городскую транспортную инфраструктуру экологически чистым транспортом, использовать солнечные батареи, ветровые станции, модернизировать систему выполнения контрактов. Изменения климата не должны провоцировать подтопления деревень, сельской местности, вынуждая местных жителей покидать свои дома и переселяться в город. (Рейтинг стран по экологии можно узнать пройдя по данной ссылке.)
  • Медицинское обслуживание: большая плотность населения способствует зарождению различных болезней и недугов. Необходимо поддерживать и развивать высокий уровень медицинского обслуживания не только для обеспеченных людей, но и среди малообеспеченных слоёв населения. (Топ-10 стран с лучшей медициной можно узнать пройдя по этой ссылке.)
  • Оставаться продуктивными: ввести меры для адаптации в городе бедных, низкоквалифицированных слоёв населения, разработать мероприятия для предотвращения преступности, предоставить возможность людям пройти обучение, получать социальные гарантии правительства, с помощью которых они смогут находить достойные вакансии и выполнять профессиональные обязанности. (Уровень преступности в мире можно посмотреть пройдя по данной ссылке.)
  • Гарантировать социальную интеграцию: город не должен делиться на богатых и бедных. Правительству следует направить свои усилия на выстраивание такой инфраструктуры города, в которой люди разных национальностей или рас, этнических групп или классов смогут свободно взаимодействовать, руководствуясь принципами высокого уровня коммуникабельности и доверия.

Сегодня из 28 мегаполисов только 6 располагаются в развитых странах, что не может не провоцировать дальнейшего дисбаланса, если указанные меры приняты не будут. (О развитых странах можно узнать из статьи ВВП стран мира в 2018 году)

Самый большой город мира 2018 года — Токио-Иокогама (38 млн. ч.)

По заявлениям специалистов ООН, к 2030 году население планеты будет насчитывать 10 млр. человек, а число мегаполисов достигнет 41. И только 7 мега-городов из этого числа, или одна шестая часть списка, будут приходиться на развитые страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector