Государственный кремлевский дворец — главная концертная площадка страны
Содержание:
- История сокровищницы
- История строительства
- Макет дворца Баженова
- Сообщение 2
- Архитектура Кремлевского дворца
- Особенности проектирования
- Грановитая палата
- Интересные факты
- Примечания[править | править код]
- История строительства Большого Кремлёвского дворца
- Алмазный фонд
- Зал Заседаний — самый большой зал Кремлевского Дворца
- Строительство Большого Кремлевского дворца
- Грановитая палата
- Литература
- Особые технологии и оформление
История сокровищницы
Древнее хранилище первоначально называли «Оружейным приказом». В первый раз о нем написали в документе 1547 года, как о месте, где находилось царское оружие. Историки предполагают, что уже в те времена здесь располагались мастерские, в которых изготавливали оружие и военные знамена.
Оружейный приказ стоял в Казенном дворе и со времен правления Ивана III Васильевича, прозванного Великим, находился возле Архангельского и Благовещенского соборов. Просторный двор покрывала крыша, а два его окна были обращены в сторону дворцовой площади.
Внутри двора размещалась Большая казна, к которой были приставлены казначеи из бояр и их помощники — дьяки. В ней хранили царскую церемониальную одежду, государственные регалии, иконы, посуду из серебра и золота, а также ценную утварь. За Большой казной стояла Оружейная палата, находившаяся под управлением оружничего. В его обязанности входило хранение царских сабель и мечей, а также изготовление оружия и его ремонт.
Известно, что среди первых дворцовый чин оружничего получил воевода Андрей Михайлович Салтыков (1511 год). Оружничим был и один из предков знаменитого русского поэта А.С. Пушкина — боярин Григорий Гаврилович Пушкин (1647 год). Кроме того, на Казенном дворе располагался Конюшенный приказ, где хранили экипажи царя и сбрую для лошадей, трехэтажный Запасной двор и Мастерские палаты.
Вход в палаты
Во второй половине XVII века царская сокровищница превратилась в настоящий центр русского искусства. В Московском Кремле работали умелые оружейники и знаменщики. В мастерских трудились искусные столяры, граверы по металлу и позолотчики, умевшие обрабатывать кость и дерево. В 1640-е годы при Оружейной палате создали мастерскую царских изографов, которая объединила лучших русских иконописцев. В те времена несколько приказов Кремля находились под управлением влиятельного боярина Богдана Матвеевича Хитрово. Он был страстным коллекционером и приложил немало усилий, чтобы Оружейная палата превратилась в один из лучших музеев Русского государства.
В начале XVIII века согласно указу Петра I царскую сокровищницу передали в ведение Сената, и сюда стали привозить курьезные вещи, которые до этого хранились в разных коллегиях. Вскоре старинных предметов стало так много, что решено было оставить только самые ценные из них, а остальные — продать.
В 1737 году в Москве произошел сильнейший пожар. Беда случилась в день Троицы и поэтому вошла в историю, как Троицкий пожар. Сильный огонь прокатился по всей территории Кремля. Выгорели кровли самых главных соборов, а здание Казенного двора было практически полностью уничтожено. К счастью, царская казна не пострадала, однако пламя не пощадило коллекцию трофейных знамен, завоеванных Россией во время битвы под Полтавой (1709 год).
Шестой зал: Драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитье XIV—XVIII веков. Светский костюм в России XVI — начала XX века
Восстановление утраченного заняло несколько лет. Оставшиеся реликвии перенесли в Тюремный дворец и возвели для них специальные помещения. В 1812 году по распоряжению императора Александра I для мастерских царской сокровищницы на Сенатской площади Кремля было построено отдельное здание. Однако, оно не обладало системой отопления и поэтому было слишком сырым для хранения реликвий. Когда над Москвой нависла угроза вторжения наполеоновских войск, все ценности из хранилища перевезли в Нижний Новгород, но спустя два года вернули обратно в Москву.
В середине XIX века для царской сокровищницы возвели новое здание. Оно располагалось на месте старинного Конюшенного приказа и составляло единый комплекс с Большим Кремлевским дворцом, построенным по проекту известного российского зодчего Константина Андреевича Тона. Коллекции Оружейной палаты размещаются в этом месте и по сей день. Двухэтажное здание имеет высокий цоколь и декорировано пилястрами и резными колонами. Его стены украшают аккуратные медальоны из мрамора с изображением российских князей и царей.
Пятый зал: Западноевропейское серебро XIII—XIX вв.
История строительства
До 60— годов прошлого века партийные съезды проходили в Колонном зале Дома Союзов и в Большом Кремлевском дворце. Однако со временем масштаб этих ответственных собраний увеличился, и руководители страны пришли к выводу, что для их проведения необходима более современная площадка. Инициатором строительства нового здания выступил партийный лидер Советского государства — Н.С. Хрущев.
Когда решение было принято, задумались над вопросом — где построить новый дворец? Проектировщики предлагали несколько возможных площадок — территорию Выставки Достижений Народного Хозяйства, место на Воробьевых Горах возле университета и набережную, где теперь стоит Храм Христа Спасителя. Под дворец даже хотели снести знаменитый Гостиный двор. Но в конце концов выбор пал на Московский Кремль. Это место воспринимали, как сердце столицы и символ государственности, поэтому кремлевская территория более других всего подходила для монументального здания.
Затем провели закрытый конкурс архитектурных проектов нового дворца. И среди 12 претендентов выиграл Михаил Васильевич Посохин, который и стал лидером масштабной стройки. Кроме него, в авторский коллектив попало еще несколько архитекторов и инженеров, и всем им по окончании строительства вручили Ленинскую премию.
Дворец со стороны Троицкой башни
Чтобы подготовить большую по размерам площадку, в Кремле снесли шесть построек XV-XIX века. Это были так называемые «допожарные» здания, то есть их возвели до большого пожара 1812 года. Среди других домов ликвидировали старый особняк, который прежде занимала Оружейная палата. Трехэтажное здание в стиле ампир построили в начале XIX века под руководством известного русского архитектора Ивана Васильевича Еготова. Вдоль него стояли старые пушки, и их переместили к кремлевскому Арсеналу. А самую большую по размерам Царь-пушку установили на просторной Ивановской площади.
Сооружение нового дворца прошло в рекордно короткие сроки. Его построили всего за 16 месяцев и открыли в 1961 году. Интересно, что за это непродолжительное время проект несколько раз кардинально переделывали, подстраивая под новые потребности.
Первоначально предлагалось построить зал для заседаний, рассчитанный на 4 тысячи мест. Однако, Н.С. Хрущев, впечатленный новым Дворцом Съездов в Пекине на 10 тысяч зрителей, распорядился увеличить зал в новом кремлевском дворце. Его просьбу удовлетворили, и зал заседаний расширили до 6 тысяч мест. Кроме того возвели большой банкетный зал, рассчитанный на 2,5 тысячи посадочных мест или 4,5 тысячи гостей во время проведения приемов. От этого внутреннее пространство нового сооружения так сильно выросло, что часть этажей пришлось убрать под землю.
Юго-восточный фасад дворца
Торжественное открытие дворца состоялось осенью 1961 года. На банкете по случаю этого события новое здание было названо «детищем оттепели». Приглашенные на открытие гости смогли увидеть концертную программу с отрывком из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» и выступлениями артистов разных жанров.
Макет дворца Баженова
Фрагмент макета Большого Кремлёвского дворца, 2010-е годы
Летом 1768 года Баженов приступил к созданию крупномасштабного макета Большого Кремлёвского дворца. Для этого возле здания Арсенала возвели специальный модельный дом. Историк Иван Снегирёв указывает, что архитектором проекта выступал помощник Баженова Елизвой Назаров. Здание заняли мастерские, где проверяли отдельные фрагменты. В строении также разместили кабинет архитектора с передвижной печкой и утеплёнными стенами: «… мне во всегдашнее время при оном почти безвыходно быть надлежит, чего ради неминуемо должен я иметь тёплый покой».
В создании макета Большого Кремлёвского дворца принимали участие выпускники Императорской Академии художеств — скульпторы Захар Урядов и Иван Ясныгин, медальер Фёдор Стоянов, живописец Михаил Максимов. Работами руководили столяры Иоганн Миллер и Иоганн Витман, выписавшие подмастерьев из Санкт-Петербурга. Для росписи интерьеров пригласили живописцев Ивана Некрасова, Фёдора Милашева, Ивана Марченкова, некоторое время над проектом также работал польский художник Иван Лигоцкий. Немецкий скульптор Иоганн Юст выполнил уменьшенные копии барельефов и капителей из свинца. Баженов тщательно следил за работой формовщиков, по его просьбе для них соорудили отдельное здание, оборудованное противопожарными системами.
Модель Большого Кремлёвского дворца в длину превышала 17 метров, её высота составляла 1,3 метра, ширина — около 6 метров. Конструкция была рассчитана на круговое обозрение, её выполнили разборной, чтобы зритель мог оценить интерьеры парадных залов. Макет изготовили из липы, карнизы вырезали из клёна, для внутренней отделки использовали грушевое и яблочное деревья. Миниатюрные колоннады выточили русские и немецкие мастера. Историк Юрий Рябцев полагает, что для конструкции использовали материалы разобранного дворца Алексея Михайловича в Коломенском. Классические интерьеры модели были первым проектом подобного рода в России и стали единственной сохранившейся иллюстрацией внутреннего убранства. Макет включал миниатюры отдельных уничтоженных позднее соборов, среди которых Сретенский и Гостунский.
Баженов стремился детально воспроизвести архитектурные особенности дворца. Так, было опробовано несколько сортов гипса для скульптурных элементов. Прежде чем воссоздать мраморный декор парадных залов, архитектор выписал необходимые образцы горной породы. Работы над макетом были окончены в апреле 1772 года, общая стоимость проекта составила сорок тысяч рублей. Чтобы императрица утвердила проект, через год его отправили в Санкт-Петербург на ста двадцати санях. При возвращении в Москву в 1774-м макет значительно повредили. После восстановления его выставили на обозрение публике в модельном доме.
В начале XIX века макет передали в ведение московских музеев, и с 1810 года его экспонировали в Оружейной палате. В «Записке о московских достопримечательностях» Николай Карамзин указывает:
В результате постоянных перемещений к 1864 году часть макета была утеряна, сохранились отдельные кремлёвские соборы и один из фасадов дворца. На тот момент конструкцию перевезли в Румянцевский музей, в 1906-м её отреставрировали и выставили в Политехническом музее. Через двадцать три года модель вернули в ведение Оружейной палаты, и до 1936-го она хранилась разобранной в нижних палатах колокольни Ивана Великого. Затем макет передали Музею архитектуры имени Щусева, под руководством которого его реконструировали. Конструкцию временно предоставили для экспозиций других музеев. Так, на выставке, посвящённой двухсотлетию со дня рождения Василия Баженова, в Белом зале Пушкинского музея выставили часть конструкции. До 1991 года миниатюрный ансамбль экспонировали в филиале архитектурного музея — Донском монастыре. Когда монастырский комплекс вернули в ведение Русской православной церкви, макет дворца переместили в главное здание музея на Воздвиженке, где он некоторое время хранился в разобранном виде. В 2002-м разрабатывался проект павильона в Александровском саду для размещения макета, но замысел не был осуществлён. Через десятилетие по случаю открытия новой экспозиции музея Щусева наиболее сохранившиеся фрагменты макета Большого Кремлёвского дворца выставили на всеобщее обозрение.
Сообщение 2
Строительство главного дворца Московского кремля велось в период с 1838 по 1849 год. Инициатором строительства стал Николай I. Здание имеет форму прямоугольника с длиной 125м и высотой 47м, его площадь составляет 25 000кв.м.
Его внешнее оформление имеет совокупность характерных черт и признаков архитектуры прошлых столетий. Белокаменные резные фронтоны являются украшением фасада. На окнах наличники как в сказочных теремах, имеют двойную арку с гирькой по центру. Несмотря на кажущийся третий этаж, здание имеет всего два этажа. На крыше здания по ее центру расположен трибун, завершающийся балюстрадой из золота. Немногочисленные постройки XV-XVII веков так же относятся к комплексу. В недалеком прошлом они составляли часть апартаментов царских особ и их высокопоставленных гостей. Грандиозная постройка насчитывает 700 комнат.
Главный вход здания располагается со стороны реки Москва. Его отличительной чертой являются четыре торшера из бронзы, которые служат необычным украшением центрального входа.
Комплекс знаменит своими залами, два имеют внушительно большие размеры, тройка наименее значимых — меньшие площади.
Самый роскошный и самый большой из них Георгиевский, по названию Ордена Георгия Победоносца. Удивляет он не безмерным великолепием, а своими масштабами и в то же время строгими чертами исполнения.
Форма Владимирского зала напоминает восьмигранник. Потолок стеклянный и имеет куполообразную форму. Такая конструкция позволяет проникать внутрь естественному освещению. В темное время суток освещение ведется за счет люстры, изготовленной из позолоченной бронзы. Стены отделаны розовым мрамором, а паркет на полу целиком состоит из ценнейших древесных пород.
Залы меньшие по размерам: Екатерининский, Андреевский и Александровский.
Все официальные встречи первых лиц государств и дипломатические приемы проходят в залах дворца. В настоящее время дворец является только парадной резиденцией первого лица государства РФ.
Лестница, соединяющая два этажа, состоит из 66 ступенек, и имеет декоративную отделку из желтого мрамора. Лестничные пролеты освещены люстрами из бронзы, выдержанными в едином стиле, их общее количество 12.
Художники и архитекторы, занимавшиеся отделкой дворца, учитывали не только оформление комнат, но и отделка мебели играла немаловажную роль. Освещение комнат должно было придать им еще большее величие, поэтому особое значение придавалось каждому торшеру, каждой люстре. Каждая хрустальная люстра имеет индивидуальный дизайн и свою собственную форму подвесок. Межкомнатные двери изготовлены без единого гвоздя, а их узоры ни разу не повторяются.
Архитектура Кремлевского дворца
Кремлевский Дворец, построенный в 1961 г., «детище» Никиты Хрущева, который видел в этом здании воплощение системы советской власти, в незыблемости которого были уверены все советские люди. Здание ознаменовало собой хрущевскую «оттепель», сменившуюся затем крахом инициатора его постройки, генерального секретаря Хрущева.
С 1960 по 1961 гг. реализован проект, состоящий из зрительного зала на 6 тыс. мест со сценической площадкой, c банкетным залом, более 800 подсобных помещений, гардеробами, расположенными в подземной части здания. За 16 месяцев было построено огромное здание объемом более 40 тыс. куб. м.
Архитекторы использовали приемы по моде того времени: без пышного убранства, со строгими линиями, простой геометрией. Здание предстает перед посетителем символом общественного уклада советского времени – без излишеств и пышности стиля сталинского ампира.
Внутреннее пространство с высокими потолками перекликается с внешним несложным и в то же время официальным видом здания, которое не сильно выделяется на фоне старины Московского Кремля.
Стеклянные просветы между колоннами дают много света и еще больше простора и так немалым размерам фойе. Это подчеркивает предназначение Дворца, задуманного для проведения партийных съездов и разноплановых мероприятий государственного и политического характера.
Архитектурный замысел группы инженеров во главе с Михаилом Посохиным воплотился в ярком выражении советского модернизма во внешнем виде здания с вертикальными колоннами, облицованными уральским белым мрамором, оттеняющимися зеркально-стеклянными стенами между ними.
Портал входа не сильно выделяется на фоне колонн, но подчеркивает строгость. Позолоченный герб Советского Союза, расположенный в верхней части фасада, был заменен на герб Российской Федерации после 1992г.
Особенности проектирования
Над зданием трудились многие архитекторы. Первоначально планировалось рассчитать Кремлевский дворец на четыре тысячи мест. Проектирование было разделено на три рабочих элемента: фасады, фойе и зал заседаний. Каждым из них занималась отдельная группа архитекторов. В дальнейшем многие мастера получили высокие награды за ведение этого проекта. В тот период также строился новый Дворец Съездов в столице Китая. Это оказало существенное влияние на утвержденный проект отечественного объекта. Было принято решение расширить комплекс на несколько тысяч мест. В итоге был спроектирован банкетный зал, который в дальнейшем разместили непосредственно над зрительным. Объем здания существенно увеличился. Отчасти его удалось «спрятать» под землю. Таким образом, возникло несколько дополнительных этажей. Там расположились гардеробы для зрителей.
Грановитая палата
Получила свое название благодаря внешнему оформлению восточного фасада, состоящему из облицовки из белых каменных блоков, отесанных на 4 грани, в парадном стиле эпохи Возрождения. При строительстве Грановитая палата задумывалась как торжественный тронный зал для официальных мероприятий. Период ее строительства 1487-1491 годы, к сожалению здание после этого многократно реконструировалось и глазам туристов доступно в более поздних (вплоть до 19 века) вариантах. Кирпичное здание имеет центральный приемный зал, в который можно попасть через Красное крыльцо (так называется открытая лестница из камня) и Святые сени. Площадь главного зала немаленькая – всего 495 квадратных метров для того, чтобы вместить всех желающих присутствовать у трона на парадных церемониях и приемах.
Стены Грановитой палаты Кремля изначально были расписаны фресками, восстановленными в 1881 году по старинным описаниям. В 20 веке был восстановлен элемент западной стены в виде резного белокаменного портала и Красное крыльцо. Здание до сегодняшнего дня используется в качестве представительского зала.
Интересные факты
При Иване 3 на территории располагалась Большая казна. Историки считают ее предшественницей будущей Оружейной палаты. В первой половине 16 века сформировался Оружейный приказ. Он использовался для складирования оружия. Во второй половине 16 века название изменилось на Оружейную палату.
Мало кто знает, что Иван 4 организовал в хранилище оружия мастерские. В них изготовлялись разные предметы по государеву заказу. Во второй половине 17 века хранилище дополнилось предметами искусства. Именно с этого времени кладовая стала центром общерусского национального искусства.
В государевых мастерских изготовляли:
- оружие
- знамена
- броню
- золотили кость и дерево
- резали и ковали железо
- писали иконы
Фонды палаты пострадали во время пожара Кремля в первой половине 18 века. Сгорели знамена полков Карла Шведского, захваченные в Полтавском сражении. Часть раритетов оказалось повреждена и не подлежала восстановлению. Сокровища, пережившие пожар, разместили временно в Теремном дворце.
Построенное для сокровищницы здание не имело отопления. К тому же, оно было из дерева, то есть пожароопасного материала. Раритеты то пересыхали, то отсыревали, плесневели и ржавели. Переоборудовать старое помещение оказалось слишком дорого. Поэтому потребовалось строить новое здание.
К началу войны 1812 года фонды экспозиции были довольно внушительны. Их эвакуировали в Нижний Новгород. К сожалению, на месте временного хранения условия оказались не подходящими: части предметов потребовалась реставрация.
Во время Великой Отечественной войны остро встал вопрос о сохранении раритетов. Сначала предполагалось укрыть экспонаты в Тайницкой башне. Но уже к осени стало понятно, что эвакуация неизбежна. Сокровища погрузили в вагоны и отправили в Свердловск. С ценностями поехали 11 сотрудников. Операция была секретная, контролировалась НКВД.
В Свердловске раритеты приняло на хранение местное НКВД. Сотрудников поселили в бараках. Но ценности не остались без надзора. Эвакуированные работники осматривали сокровища, своими силами проводили реставрацию.
В Кремлевской Оружейной палате оставили экспонаты, которые было трудно перевозить: кареты, троны. Их сохраняли оставшиеся в Москве сотрудники. Руководили работами комендант Кремля и директор музея. В 1943 году их наградили орденами.
Подготовка к возвращению раритетов началась после того, как угроза, нависшая над Москвой, миновала. Это заняло несколько лет. Сокровища вернулись на свое постоянное место только в феврале 1945 года.
Примечания[править | править код]
- ↑
- ↑ Зоя Золотницкая, Ксения Басилашвили, Ксения Ларина. . Эхо Москвы (10 марта 2007). Дата обращения: 17 сентября 2018.
- ↑ Александр Можаев. . Страна.Ru (16 июля 2012). Дата обращения: 14 сентября 2018.
- , с. 203.
- . Президентская библиотека (2018). Дата обращения: 5 сентября 2018.
- ↑ , с. 293.
- , с. 17.
- ↑ .
- , с. 346.
- ↑ , с. 202.
- , с. 66, 80.
- ↑ , с. 8.
- , с. 207—209.
- , с. 209.
- , с. 71.
- , с. 291.
- ↑ , с. 207—208.
- , с. 67—68.
- , с. 345—346.
- ↑ .
- , с. 696.
- ↑ , с. 74.
- , с. 157.
- , с. 104.
- , с. 110.
- , с. 347.
- , с. 69, 78—83.
- , с. 291.
- , с. 68, 71.
- , с. 8.
- ↑ , с. 175.
- , с. 206.
- Александр Колесниченко. . Аргументы и факты (17 июня 2009). Дата обращения: 22 августа 2018.
- , с. 67, 88-91.
- , с. 95.
- , с. 94, 116-117.
- ↑ Ева Меркачева. . Московский комсомолец (11 января 2016). Дата обращения: 22 августа 2018.
- , с. 100—101.
- , с. 7.
- ↑ , с. 290.
- , с. 103—105.
- , с. 204, 206.
- , с. 81, 117.
- ↑ , с. 143.
- , с. 18.
- Оксана Гаврюшенко. . Газета «Труд» (29 апреля 2017). Дата обращения: 18 сентября 2018.
- Савелий Калешников. . Аргументы и факты (27 ноября 2013). Дата обращения: 18 сентября 2018.
- , с. 117, 118.
- , с. 10.
- , с. 118.
- Александр Гамов. . Комсомольская правда (14 октября 2016). Дата обращения: 23 сентября 2018.
- , с. 210.
- , с. 290.
- , с. 70—72, 91.
- , с. 68—80, 88—90.
- , с. 141.
- , с. 140.
- , с. 45.
- . Прогулки по Москве (2018). Дата обращения: 13 октября 2018.
- , с. 290—291.
- ↑ , с. 88,90.
- ↑ , с. 64.
- , с. 143—144.
- Ирина Коробьина. . Эхо Москвы (23 июля 2012). Дата обращения: 13 октября 2018.
- , с. 138, 143.
История строительства Большого Кремлёвского дворца
У Большого Кремлёвского дворца в том виде, в котором он известен нашим современникам, длительная история. И начинается она с тех пор, когда столица Российской Империи была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург. Многие московские дворцы в то время стали быстро терять свое значение и либо начинали разрушаться, либо уничтожаться пожарами. И даже несмотря на то, что императрица Анна Иоановна большую часть времени любила проводить в Москве, на состоянии Кремлевского дворца это никак не сказывалось, в отличие от множества других строений государственного значения.
Вид на Большого Кремлёвского дворца с Москвы реки
Дело в том, что в 18 веке дворцы, построенные ещё во времена Средневековья, стали терять свою актуальность. Однако всё изменилось, когда императрица поручила знаменитому архитектору Б.Ф. Расстрелли возвести новый дворец, так называемый Зимний Анненгоф. Этот дворец был построен из дерева в соответствии с модным тогда архитектурным стилем барокко.
Уже позже, когда на престол взошла Елизавета Петровна, было принято решение о строительстве в Кремле новой императорской резиденции. Так уже в 1749 году было снесено 3 царские палаты (Столовую, Среднюю и Набережную), и на том же фундаменте был возведен новый дворец. Как и Зимний Анненгоф, московский дворец был исполнен в стиле барокко. По тем историческим документам, которые сохранились до нашего времени, новый московский дворец больше всего напоминал Большой Петергофский дворец.
Однако следующей императрице, Екатерине II, новый дворец не понравился — по её мнению, он был слишком скромен и не соответствовал в полной мере величию Российской империи. Поэтому в очередной раз было принято решение о перестройке московской императорской резиденции. Архитектором Баженовым В.И. был разработан проект нового дворца.
Вид на южный фасад Дворца
Масштабы постройки предполагались немалые — дворец должен был занимать всю околоречную территорию Кремля, начиная от Боровицкого холма и до самого берега Москвы-реки. Для реализации данного проекта на территории Кремля было уничтожено несколько объектов. Например, были снесены приказы, располагавшиеся восточнее Архангельского собора. Подверглась разрушению и часть кремлёвской стены между Первой, Второй и Петровской Безымянными башнями и Тайницкими воротами. Официальная закладка нового дворца была осуществлена в 1773 году. Но, что самое интересное, уже в 1774, через год после торжественной церемонии, проект был признан слишком масштабным и нецелесообразным для тех задач, которым он должен был отвечать. В итоге практически все разрушенные объекты были восстановлены, а на подготовленном месте было возведено одно здание — московское отделение Сената. При этом не забыли о старом дворце — его решили обновить и немного перестроить.
История постройки большого Кремлёвского дворца на этом не заканчивается. Когда в Москве приступили к постройке храма Христа Спасителя, в очередной раз пришла идея об его обновлении. Основанием послужила мысль о том, что новый Кремлевский дворец должен был бы символизировать обновление города.
Инициатором создания нового дворца на месте старого отделения Сената выступил российский император Николай I. Архитектор Константин Тон приступил к разработке нового проекта в 1837 году. Следует отметить, что тот же Константин Тон спроектировал и построил храм Христа Спасителя.
Алмазный фонд
Алмазный фонд — это выставка, которая находится в Оружейной палате, но принадлежит Гохрану. Сюда вы попадете только с экскурсией. Группы формируются каждые 20 минут.
В фонде собраны царские регалии, парадные украшения, природные алмазы. Всего 114 подлинных экспонатов. Например, карта России из бриллиантов и двухкилограммовая корона Российской империи, стоимость которой оценивают почти в миллиард рублей.
Интереснейший экземпляр — безукоризненный алмаз Шах в 88,7 карат. Камень — подарок персидского принца русскому правительству. Есть версия, что принц преподнес его как компенсацию за убийство Грибоедова, автора «Горе от ума».
Буквально в нескольких метрах находится выход из Кремля через Боровицкие ворота.
Зал Заседаний — самый большой зал Кремлевского Дворца
По соседству с Георгиевским залом находится самый большой зал Кремлёвского Дворца — зал Заседаний. Дело в том, что зал получился самым большим в результате объединения в 1933-1934 годах архитектором Ивановым сразу двух залов — Александровского и Андреевского.
Во времена Советской власти зал Заседаний имел более длинное название: зал заседаний Верховного Совета СССР. В период с 1994 по 1998 год были проведены реконструкционные работы по восстановлению интерьеров объединённых залов, которые пострадали во время перепланировки. Зал Заседаний обладает площадью 1615 кв. м, с 18-ти метровыми потолками, а максимальная вместительность зала составляет 3000 человек.
Строительство Большого Кремлевского дворца
Летом 1773 г. был заложен первый камень в фундамент новой императорской резиденции. Однако, автор проекта архитектор Баженов не учел всех особенностей грунта и местности, и вскоре после начала работ возникла опасность обрушения Архангельского собора. Стена соседствующего со стройкой храма покрылась трещинами, а его фундамент начал уходить в землю. Работы были остановлены. Вплоть до 1838 г. в Кремле лишь обновляли и восстанавливали старые постройки, восстанавливали их после пожаров 1812 г. и надстраивали дополнительные этажи к уже имеющимся резиденциям и дворцам.
И все же новое время требовало свежих идей, а обновление Москвы после победы над Наполеоном было не просто технической необходимостью. Обществу требовался современный символ статуса императорской власти, и Николай I принял решение построить в Кремле коронационный дворец.
С поручением Константин Тон справился на отлично. В 1837 г. рабочие под руководством зодчего разобрали старый дворец Елизаветы Петровны вместе с Конюшенным двором. Проект предполагал композиционное единство новой постройки с древними кремлевскими сооружениями. В комплекс новой императорской резиденции предполагалось включить Потешный дворец с Грановитой палатой, домовые храмы и новое здание Оружейной палаты. В марте 1838 г. вышел царский указ о немедленном начале строительства. 30 июня в фундамент дворца был заложен первый камень, а под цоколь угловой части – медная табличка со сведениями о заказчике – императоре Николае I и подрядчике – архитекторе Константине Тоне.
Грановитая палата
Грановитая палата была построена в 1487-1491 годах итальянцами Марком Фрязиным и Пьетром Антонио Салари, и она уникальна! Это единственная каменная постройка не храмовой архитектуры Москвы 15 века, дошедшая до наших дней. Высота сводчатого зала 9 метров, а его площадь составляет 495 кв.м. На протяжении двух столетий Грановитая палата была самым большим залом в русской архитектуре. Потолок опирается на центральный столп, поэтому палата называется одностолпной. В 16 веке палата была расписана фресками, в 1668 году Симон Ушаков возобновил роспись и составил подробную опись сюжетов. Сохранившаяся до наших дней роспись выполнена в 1881 году палехскими иконописцами по описи Симона Ушакова. Интересный факт: узоры на ковре в точности повторяет рисунок паркета.
Литература
- Алдонина Р. Московский Кремль. — Москва: Белый город, 2007. — 48 с. — ISBN 978-5-7793-1231-8.
- Архитектурные ансамбли Москвы XV — начала XX веков : Принципы художественного единства / Саваренская Т. Ф. — Москва: Стройиздат, 1997. — 472 с. — ISBN 5-274-009085.
- Бродский Б. И. Сердце Родины — Кремль. — Москва: Изобразительное искусство, 1996. — 152 с. — ISBN 5-85200-036-1.
- Бусева-Давыдова И. Л. Архангельский собор Московского Кремля: Подробный исторически-культурный путеводитель. — Москва: МАИК «Наука», 1997. — 304 с.
- Василий Иванович Баженов: Письма. Пояснения к проектам. Свидетельства современников. Биографические документы / Герчук Ю. Я. — Москва: Искусство, 2001. — 304 с. — ISBN 5-85200-325-5.
- Всеобщая история искусств. Искусство XVII—XVIII веков / Колпинский Ю. Д., Ротенберг Е. И. — Москва: Искусство, 1963. — Т. 4. — 481 с.
- Высшие и центральные государственные учреждения России: 1801—1917 / Раскин Д. И. — Санкт-Петербург: Наука, 2002. — Т. 3. — 228 с. — ISBN 5-02-028530-7.
- Забелин И. Е. История города Москва. — Москва: Столица, 1990. — 688 с. — ISBN 5-7055-0001-7.
- Золотницкая З. Он мог бы изменить облик Кремля // Наука и жизнь. — 2012. — Вып. 8. — С. 138—142.
- Коробьина И. Шедевр // Интерьер + дизайн. — 2010. — Вып. 9. — С. 64.
- Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и другие. Кремль. Китай-город. Центральные площади. — Москва: Искусство, 1983. — 504 с. — (Памятники архитектуры Москвы).
- Рябцев Ю. С. История русской культуры XVIII—XIX веков. — Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — 430 с.
- Снегирёв И. М. Памятники московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планом древней столицы, с 3 планами и 41 рисунком. — Москва: Типография А. Семена, 1842—1845. — 565 с.
- Тихомирова А. Б. Архитектурная графика: Планы Московского Кремля и кремлёвских садов, чертежи стен, башен и садовых построек. — Москва: Полиформ, 2012. — 375 с. — (Каталог собрания Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль». Графика.). — ISBN 978-5-88678-194-6.
Особые технологии и оформление
Константин Тон учел основные требования императора – соответствие противопожарным стандартам и использование современных передовых технологий при строительстве:
— Большой Кремлевский дворец стал первым сооружением в империи, в котором кровля имела металлические конструкции в виде стропил, а большепролетные своды были сложены из кирпича и оказались облегченными.
— Применение современных строительных материалов – бетона и цемента – позволило архитектору спроектировать и осуществить грандиозную идею строительства подвесного потолка в Георгиевском зале.
— Во дворцовом куполе, снабженном четырьмя слуховыми окнами, установили колокола часов с боем, перенесенных во дворец с Троицкой башни. На вершине купола разместили флагшток, а шпиль обнесли круговой смотровой галереей. В целях противопожарной безопасности купол и кровлю связали металлическими громоотводами.
— Дворец отапливался при помощи системы калориферов, которые установили в подвалах. Тепло от более полусотни устройств равномерно поступало во все дворцовые помещения по тепловым каналам.
Интерьеры Большого Кремлевского дворца оформляли на широкую ногу. Основными материалами, которые использовали руководивший практическим строительством Федор Рихтер и его команда, стали ценные породы дерева, коломенский мрамор, ревельский камень, ткани и драпировки с золотыми и серебряными нитями. Мебель была изготовлена на знаменитых московских фабриках, где трудились опытные краснодеревщики. Ими же были искусно вырезаны двери парадных и жилых апартаментов.
Государь высоко оценил усилия архитекторов и строителей и наградил многих из них медалями и премиями. Освятили Большой Кремлевский дворец 3 апреля 1849 г. в день Светлой Пасхи в присутствии императорской семьи и митрополита Филарета. Строительство полностью завершили в 1851 г., когда сдали Оружейную палату и здание апартаментов Великих князей.