Валовый внутренний продукт турции, 1970-2019
Содержание:
- История[править | править код]
- Внешняя политика и военные конфликты
- Внешняя торговля
- Экономические льготы экспортерам Турции
- ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ.
- Рецепт успеха
- Не останавливаться!
- ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ.
- ЭНЕРГЕТИКА.
- Экономика Турции
- Реформы при Озале
- Финансы в экономике Турции
- От Первой мировой войны до Второй мировой войны
История[править | править код]
Османская империяправить | править код
В 1838 году Великобритания навязала Османской империи договор о свободной торговле, что привело к возрастанию зависимости турецкой экономики от Западной Европы. В 1881 году при правительстве Османской империи была создана Администрация народного долга, деятельность которой определяли иностранцы.
К началу XX века Османская империя превратилась в «больного человека Европы», её выживание зависело от политики иностранных держав
Турецкая республикаправить | править код
В 2001 году Турция пережила финансово-экономический кризис – самый тяжелый за последние два десятилетия развития в условиях экономической либерализации. Её валовый национальный продукт в твердых ценах сократился на 9,5 %. Спад пережили практически все отрасли и сферы экономики. Добавленная стоимость в обрабатывающей промышленности уменьшилась на 8,1 %, в добывающей – на 8,8 %, в сельском хозяйстве – на 6,5 %; сокращение в сфере услуг составило 6,1 %, в том числе во внутренней торговле – 9,4 %. В 2002 г. экономический рост был восстановлен – ВНП вырос на 7,1 % – и продолжался в последующие годы довольно высокими, хотя и неравномерными темпами: в 2003 г. – 5,9 %, в 2004 г. – 9,9 %, в 2005 г. он по оценке составил около 5 % вместо ожидаемых 7 %. Сказалась неблагоприятная конъюнктура на мировом рынке и особенно рост цен на нефть, потребности в которой Турция более чем на 90 % обеспечивает импортом. Основными западными кредиторами Турции являются МВФ и Всемирный банк, а также все больше отдельные страны и фонды Евросоюза. Общий объём кредитов, полученных Турцией за первые пять лет текущего века из этих источников, превышает 30 млрд долл.
Гиперинфляция постоянно сдерживала поступление в Турцию прямых иностранных инвестиций, несмотря на все меры, предпринимавшиеся для их привлечения. Одним из свидетельств этого служит тот факт, что из кумулятивной суммы заявленных в период с 1981 по 2003 г. иностранных инвестиций в 35 млрд долл., фактически в страну поступило лишь около 16 млрд долл. Инфляционная обстановка, связанная с ней крайняя дороговизна кредита в последние десятилетия стали одной из причин растущего вывоза турецкого капитала за рубеж – в основном в страны Евросоюза. Общая сумма турецких зарубежных инвестиций на конец 2004 г. оценивалась в 7 млрд долл. С 2002 г. в Турции наблюдается снижение темпа инфляции, и в 2005 году была введена в обращение новая турецкая лира, равная миллиону старых лир. В 2013 году Турция получила 5,1 млрд прямых иностранных инвестиций (почти в два раза больше, чем в 2012 году; в 2014 году — 12,5 млрд), четверть из которых составили инвестиции в недвижимость.
Турецкая экономика в первой четверти 2011 года выросла на 11 %, опередив по скорости роста экономику Китая и став головной болью для Центробанка, пытающегося обуздать кредитный бум. Большое число кредитов и значительный торговый дефицит, по мнению экспертов, представляют угрозу финансовой стабильности в стране. По показателю экономического роста Турция в первой четверти 2011 года опередила все страны «Большой двадцатки» (G-20), куда входят наиболее крупные экономики мира (экономика Китая за первые четыре месяца 2011 г. выросла на 9,7 %).
Внешняя политика и военные конфликты
Турция, приверженная идеям кемализма, настроена на усиление собственного влияния в своем регионе. Параллельно она остается членом НАТО и продолжает вести боевые действия на территории Сирии, что предполагает весьма сложную внешнюю политику.
Так, после окончания Второй мировой войны СССР в понимании турецких властей был главным соперником на мировой арене (при наличии общей границы длиной в 590 километров). В советско-турецких отношениях было разное: статус государства – члена НАТО предполагал участие в Холодной войне на стороне США, но все же в 1960-х было подписано несколько двусторонних соглашений. Все это прекратилось с вводом советских войск в Афганистан, и возобновилось лишь с середины 1980-х годов.
Распад СССР на отдельные государства значил для Турции многое – и прежде всего, это возможность установить влияние на некоторые республики
Так, основное внимание с начала 1990-х годов уделялось Азербайджану, где есть нефть, а население говорит на похожем языке. Активное сотрудничество продолжалось до смены власти в Баку, после чего влияние остается, по большей части, культурное
Куда более сильные позиции Турция имеет в центральноазиатском регионе (Казахстан, Киргизия, Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан).
С самого 1992 года Турция пытается наладить отношения с бывшими советскими республиками – показывая, как может измениться жизнь при «правильной» политической модели развития. Сейчас даже с крайне закрытым Туркменистаном у Турции товарооборот больше, чем у Туркменистана с Россией. Оборот есть и с другими странами Центральной Азии, где «тюркский фактор» работает весьма успешно.
Несмотря на неплохие отношения и налаженное экономическое сотрудничество со многими странами мира, Турция продолжает оставаться одним из участников (и чаще – причиной) нескольких вооруженных конфликтов:
- турецко-курдский конфликт. Он длится уже более 30 лет и связан с нежеланием Турции признавать независимость или автономию курдов (ираноязычный народ, присутствует в Турции, Ираке, Иране и Сирии). Основная цель курдов – создать свое государство, тогда как официальные турецкие власти не признают их право на самоопределение. Более того, регулярно возникают и вооруженные противостояния, а из последних событий стоит назвать «зачистку» одной из курдских территорий турецкими войсками в 2015 году;
- турецко-сирийский конфликт в Идлибе. Недавно этот конфликт обострился – дело могло дойти до открытого вооруженного противостояния с Россией. Суть конфликта в том, что в объявленной «зоной деэскалации» провинции Идлиб находятся силы сирийской оппозиции (поддерживаемой Турцией), на которую было осуществлено нападение со стороны официальных сирийских властей (которых весьма сильно поддерживает Россия). Пока открытого конфликта удалось избежать, но возможны разные варианты;
- непризнанная Турецкая Республика Северного Кипра (ТРСК) – Турция фактически контролирует северную часть острова Кипр. Территория была захвачена силовым путем в 1974 году из-за того, что не удалось достичь согласия между турецкой и греческой общинами Кипра, получившего в 1960 году независимость от Великобритании. На данный момент принадлежность Северного Кипра Турции признает только сама Турция.
Соответственно, Турция ведет собственную внешнюю политику, которая во многом направлена на вовлечение близких по культуре государств в собственную внешнеполитическую орбиту.
Внешняя торговля
Поставки энергоносителей
2020: Азербайджан вытесняет Россию с рынков газа и нефти Турции
К сентябрю 2020 г «Газпром» полностью потерял рынок газа Турции. Фактически поставки по «Турецкому потоку» остановились, а «Голубой поток», встав на плановый ремонт, так и не был запущен.
Российский газ Турция заменяет сырьем из Азербайджана, который стал крупнейшим поставщиком в страну. За прошедшие полгода Азербайджан экспортировал 8,7 млрд кубометров газа. Поставки топлива с месторождения Шах-Дениз в Турцию по Трансанатолийскому газопроводу за январь-август приблизились к 3 млрд куб.
Теперь Азербайджан занимает 23,5% доли турецкого рынка, Иран — 14,2%, а по поставкам сжиженного природного газа на первые строчки вышел Катар и Алжир. Россия в списке поставщиков опустилась на 5 место.
Под угрозой поставки российской нефти в регион. Крупнейший в Турции НПЗ STAR заменил поставки Urals cортами из Ирака и Норвегии. Завод мощностью 210 тысяч баррелей в день, который принадлежит азербайджанской SOCAR, второй месяц подряд не покупает ни барреля Urals, хотя в прошлом был одним из крупнейших в стране клиентов российских нефтяников.
За 5 лет товарооборот снизился со всеми ключевыми партнерами РФ, кроме Китая
По словам министра энергетики и природных ресурсов Турции Фатиха Донмеза, экспорт бора в 2020 году достиг 5,8 млн тонн. Ключевым рынком после открытия прямого железнодорожного сообщения должен стать Китай. В это время Турция занимает 57% мирового рынка.
Экономические льготы экспортерам Турции
Особыми экономическими льготами пользуются
капиталовложения в производства, ориентированные на экспорт. Так, если в
течение пяти лет после начала осуществления проекта, поддержанного
«поощрительным инвестиционным сертификатом», предприятию удается достичь
определенного объема экспортной продукции в общем объеме производства,
вложенные в его реализацию долгосрочные инвестиции, а также привлеченные
кредиты полностью освобождаются от налогов, пошлин и выплат процентов по
кредитам. При этом г.овая выручка от экспорта продукции должна быть не
менее: 300 тыс.$ для «развитых районов»; 200 тыс.$ для «нормальных районов»;
100 тыс.$ для «приоритетных районов».
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ.
В 2003 численность экономически активного населения (рабочей силы) в Турции составила 23,6 млн. человек, число занятых – 21,1 млн. человек, безработных – 2,5 млн., что соответствовало уровню официальной безработицы в 10,5%. С учетом лиц, занятых неполный рабочий день или рабочую неделю, сезонных рабочих и др., образующих группу частично безработных (1,1 млн. человек), общий уровень безработицы достигал 15,3%.
В начале 2000-х в Турции довольно высоким оставался уровень неграмотности взрослого населения 15–16%. Уровень охвата начальным образованием составлял 85%, средним – 50%, высшим – 21%. С 1997 в стране осуществлен переход к системе всеобщего обязательного бесплатного восьмилетнего образования. Недостаточно высокий уровень образовательной и профессиональной подготовки является одним из важных факторов высокой безработицы.
В 2003 около 34% от общего числа занятых приходилось на сельское хозяйство, 18% – на промышленность и 48% – на сферу услуг.
Стимулирующая фискальная политика, проводившаяся в Турции на протяжении значительной части декады 90-х, привела к заметному росту реальной заработной платы. Тем не менее, по оценкам Всемирного банка, среднегодовая стоимость рабочей силы в расчете на одного рабочего, занятого в промышленности, составляла в Турции в 1995–1999 около 8 тыс. долл. против 14 тыс. долл. в Бразилии, 16 тыс. в Греции, 33 тыс. в Германии, 36 тыс. в Италии.
В 1995–1999 среднегодовая добавленная стоимость в расчете на одного занятого в обрабатывающей промышленности Турции составляла около 33 тыс. долл. По сравнению с началом 80-х этот показатель возрос приблизительно в 2,5 раза. Однако Турция по-прежнему заметно отставала по производительности труда в обрабатывающей промышленности от таких развитых стран, как США, где во второй половине 90-х годов в расчете на одного занятого создавалась добавленная стоимость в размере 81 тыс. долл., Германии – 80 тыс. долл., При этом она находилась на уровне, близком к Аргентине – 37 тыс. долл., Чили – 33 тыс. долл., Израилю – 36 тыс. и Греции – 30 тыс. Разрыв в уровне заработной платы по сравнению с развитыми странами кратно опережал разрыв в уровне производительности труда, что подтверждало сохранение за Турцией определенных конкурентных преимуществ с точки зрения стоимости рабочей силы.
Рецепт успеха
В 50-х годах прошлого века, после вступления Турции в НАТО, США предложили турецким властям учредить в стране школу гостиничного менеджмента. Под руководством USAID разработали учебный план, написали и перевели на турецкий язык учебники. В 1961 году в Анкаре открылась школа гостиничного бизнеса Ankara Otelcili Okul. В ней обучали отельному менеджменту и ресторанному сервису. Тогда же появились первые законы о поддержке туризма.
Отдыхать некогда. В зимний период турецкие отельеры живут за счет корпоративов и игры в гольф
А в 1982 году в Турции приняли «революционный» закон о поощрении туризма. Турецкое министерство культуры и туризма получило право определять перспективные для развития туризма районы, заказывать строительство дорог и через собственный банк выдавать кредиты бизнесу. Более того, министерству дали право национализировать частную собственность для строительства отелей. Чиновники также могут проверять и штрафовать отельеров. Штрафы часто достигают нескольких процентов от стоимости объекта — 20–30 тыс. евро.
«Турция выбрала азиатскую модель развития туризма, согласно которой государство на своей территории создает отдельные анклавы и в них благоприятствует развитию туризма: приводит в порядок инфраструктуру за государственный счет и дает серьезные стимулы для поощрения туристического бизнеса», — поясняет председатель правления Ассоциации индустрии гостеприимства Украины Александр Лиев.
Основным стимулом, который власти Турции предложили инвесторам в туристический сектор, стала возможность бесплатной аренды земли в перспективных для турбизнеса районах сроком на 49 лет. Кроме того, будущие отельеры получали льготные тарифы на электричество, воду и газ, освобождение от ряда налогов и пошлин, а также льготное кредитование строительства.
«Собственники нашей гостиницы получили участок под строительство в конце 80-х годов, а отель открылся в 2008 году», — вспоминает директор отдела продаж на рынке СНГ отеля Cornelia Diamond Golf Resort&Spa в Белеке Эльдар Измаилов. Инвесторы — семья турецких металлургов Языджи — вложили в строительство около $100 млн, еще около $10 млн направили на открытие гольф-полей. Благодаря лояльным условиям правительства инвестиции уже практически окупились. Хотя Измаилов поясняет, что в связи с возросшей конкуренцией рентабельность отельного бизнеса в Турции сегодня сократилась до 15%, тогда как в 2005 году составляла 35%.
Примечательно, что инвесторы вкладывали деньги не только в строительство гостиниц, но и в инфраструктуру. Например, на условиях концессии частные компании построили в горах туннели, ведущие к курортам.
Чтобы люди ездили в Херсонскую, Одесскую или Николаевскую области и чтобы там были нормальные отели, нужно создать конкурентные преимущества для инвесторов
Кроме того, иностранные инвестиции вложены и в строительство аэропорта в Анталии. Средства в аэропорт вложили немецкая компания Fraport AG, в управлении которой находится базовый аэропорт Lufthansa во Франкфурте, и турецкий инвестиционный холдинг IC. При этом правительство по сей день продолжает дотировать авиакомпании. За каждый прибывший в Анталию рейс с более чем 100 пассажирами на борту они получают компенсацию в размере $6,3 тыс.
При помощи политики стимулирования важной для экономики отрасли за короткий промежуток времени власти Турции трудоустроили местных жителей, построили разветвленную сеть отелей и также привлекли в страну иностранных туристов. При этом развитие туризма происходило без каких-либо преференций для местного бизнеса — и для турок, и для иностранцев правительство предоставило равные возможности
Не останавливаться!
Грамотная регуляторная политика помогает Турции удерживать лидирующие позиции в рейтингах наиболее привлекательных для туристов стран. Несмотря на 45-процентное снижение турпотока в 2015 году (из-за запрета РФ на чартерные рейсы в Турцию и беспорядков в стране), уже в этом году страна практически восстановила турпоток.
В первом полугодии этого года, по турецкой статистике, Анатолийский регион посетило 283 тыс. украинцев. Это значительно больше, чем за аналогичный период прошлого года. «За первые полгода продажи туров в Турцию для украинцев выросли на 32%», — приводит цифры генеральный директор Coral Travel Татьяна Прокопенко. Как поясняет руководитель компании, туры в эту страну выбирают 76% от общего количества туристов. При этом средняя цена за отдых в Турции составляет $1,3 тыс. за двоих на девять дней. По украинским меркам немало.
По словам губернатора провинции Анталия Мюнира Каралоглу, этот год стал для туристической отрасли страны компенсацией за неудачный прошлый сезон. В общей сложности ожидается, что за этот год регион посетят около 11 млн туристов.
Любопытно и то, что, несмотря на популярность турецких курортов, работа государства по их продвижению не останавливается. «Каждый год, несмотря на возрастающее количество туристов, и регионы, и государство вкладывают огромные средства в рекламу. Так же, как и Грузия. Казалось бы, зачем вкладывать деньги в раскрутку, если там и так много туристов. Но они не останавливаются», — делится наблюдениями директор Центра туристической информации Владимир Царук.
Власти Анталии, например, сейчас работают над тем, чтобы регион стал круглогодичным курортом, рассказывает Каралоглу. Для любителей дайвинга в несезон продвигают город Кекаба, где можно нырять к затонувшим кораблям. Для поклонников трекинга — пешеходный маршрут «Ликийская тропа» протяженностью 540 км. Кроме того, по словам губернатора, в регионе строят футбольные поля и теннисные корты, где зимой тренируются спортсмены из холодных стран. Ставку курорты делают также на медицинский и деловой туризм — проведение конференций и конгрессов. «В зимний сезон мы живем за счет людей, играющих в гольф, и корпоративного туризма. К нам приезжают группы по 500–1000 человек», — рассказывает Измаилов.
Иди и плати. Турецкие чиновники хотят превратить трекинг по проходящей вдоль моря от Анталии до Фетхие 540-километровой «Ликийской тропе» в дополнительный источник дохода
ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ.
Суммарная стоимость транспортных услуг и услуг связи в 2003 составила свыше 15% стоимости ВВП. Лидирует по объему пассажирских и грузоперевозок автотранспорт (свыше 90% как по первому, так и второму показателям). Общая протяженность автодорог Турции, подведомственных Генеральному управлению автодорог, – 67 372 км, железных дорог, относимых к категории основных – 8607 км. По территории Турции проходит 1738 км нефтепроводов, осуществляющих транспортировку сырой нефти, 2321 км трубопроводов, перекачивающих нефтепродукты, 3177 км газопроводов. В 2005 был введен в строй нефтетрубопровод Баку – Джейхан (побережье Средиземного моря). Крупнейшими портами на территории Турции являются Стамбул, Измир, Мерсин (Ичель), Искендерун, Измит (Коджаэли), Самсун, Трабзон, Хопа. В 2004 на территории Турции функционировало 120 аэропортов.
В 2004 в Турции насчитывалось 19,5 млн. телефонных линий, использовалось свыше 27 млн. мобильных телефонов. Число пользователей Интернет в 2004 составило 8,0 млн. чел.
Услуги оптово-розничной торговли обеспечили в 2003 около 20% стоимости ВВП. В системе оптовой торговли важнейшее место принадлежит товарным биржам. Наибольший объем сделок в 2003 был осуществлен на Стамбульской, Измирской и Конийской биржах. Всего в системе оптовой и розничной торговли Турции по состоянию на 1997 функционировало свыше 700 тыс. предприятий, на которых было занято свыше 1,8 млн. человек.
В 2004 страну посетило около 17 млн. туристов, доход от туризма превысил 15 млрд. долл.
ЭНЕРГЕТИКА.
В 2003 выработка электроэнергии в Турции составила 141,7 млрд. кВт/ час. После падения производства в кризисном 2001 на 1,8% турецкая электроэнергетика продемонстрировала значительные темпы роста производства – 5,4% в 2002 и 8,5% в 2003. По данным на 2003 29% электроэнергии производилось на тепловых электростанциях, использующих каменный и бурый угли, 8% – на тепловых электростанциях, использующих нефтепродукты, 45% – на тепловых электростанциях работающих на природном газе, 28 % – на гидроэлектростанциях. Незначительная доля электроэнергии вырабатывалась на электростанциях, использующих энергию солнца, ветра и биологические виды топлива. Атомной энергетики в Турции на сегодняшней день не существует.
По сравнению с положением на начало 90-х несколько снизился удельный вес электроэнергии, производящейся на гидроэлектростанциях и ТЭС, работающих на каменном и буром угле. В 90-е происходило стремительное возрастание роли электростанций, которые использующих природный газ. Его основным поставщиком является РФ. Только с 1997 по 2003 удельный вес электроэнергии, вырабатываемой на электростанциях такого типа, увеличился более, чем в 2 раза – с 21% до 45. В то же время для экономики Турции все еще характерны значительные потери электроэнергии при транспортировке – в сумме около 20%.
Хотя в отраслевой структуре турецкой обрабатывающей промышленности лидерами по объему созданной добавленной стоимости оставались пищевкусовая (13%), текстильная (12%) промышленность, нефтепереработка (12%) и химическая промышленность (11%), значительного удельного веса достигли транспортное машиностроение (7%), черная металлургия (5%), электрическое машиностроение (5%), швейная промышленность (4,5%). Одной из важных проблем отраслевой структуры является сравнительно невысокий удельный вес отраслей, базирующихся на высоких технологиях при одновременном преобладании трудоемких и ресурсоемких отраслей. Важным структурным сдвигом в турецкой обрабатывающей промышленности является неуклонное сокращение доли государственного сектора и укрепление позиций частного, в том числе, в результате процесса приватизации. Так, в 2003 на долю государства пришлось менее 4% от общего объема инвестиций в обрабатывающую промышленность.
Экономика Турции
Интерес к Турции проявляют не только трейдеры и инвесторы. Миллионы людей со всех уголков мира отслеживают информацию об экономике Турции, политической ситуации в стране, читают новости о соседних военных конфликтах и проблемах с беженцами, отслеживают курс турецкой валюты. Все просто – это потенциальные туристы, которые хотят понимать, безопасно ли ехать на отдых и насколько дорогим он окажется.
Турция имеет сильную экономику, входит в ТОП-20 по экономической мощи. В стране сильно развит туристический сектор, промышленность, сельское хозяйство и другие сферы. Турция предлагает высокие зарплаты – минимальная зарплата в Турции в январе 2020 года составила эквивалент 440 евро.
Турция состоит в ВТО, Таможенном союзе с ЕС, Организации экономического сотрудничества и развития, Организации черноморского сотрудничества и G20.
Членство в G20 уже о многом говорит, а политическое и экономическое сотрудничество с Евросоюзом открывает турецким товарам богатый европейский рынок без таможенных преград.
Какие места у Турции по ВВП:
- 13 по ВВП (ППС), $2,362 трлн. в 2019;
- 19 по номинальному ВВП, $771 млрд. в 2018;
- 51 по ВВП (ППС) на душу населения, $28044 в 2018;
- 72 по ВВП (номинал) на душу населения, $9346 в 2018.
Показатели экспорта/импорта в экономике Турции (2018):
- экспорт товаров и услуг: $223,448 млрд. (+6,33% за год);
- импорт товаров и услуг: $239,533 млрд. (-3,87% за год);
- внешнеторговое сальдо: -$16,085 млрд.
Турция в экономических рейтингах:
- 33 место в EDBI (Индекс легкости ведения бизнеса), между Францией и Азербайджаном, 2020 год;
- 59 место в ИЧР (индекс человеческого развития), между Уругваем и Багамскими островами, 2018 год;
- 60-61 место в GCI (Индекс глобальной конкурентоспособности), вместе с Колумбией, 2018 год;
- 68 место в ИЭЗ (индекс экономических знаний населения) между Грузией и Боснией и Герцеговиной.
Краткие выводы wiki Masterforex-V об экономике Турции: Достаточно развитая экономика, по общей экономической мощи входит в ТОП-20 стран мира, как результат – членство в G20. У Турции высокие показатели ВВП при невысоких местах на душу населения, но высокий уровень зарплат. Управление страной авторитарного типа, с сильной президентской властью. Турция очень тесно сотрудничает с Евросоюзом и желает стать его полноценным членом.
Реформы при Озале
В январе 1980 года правительство премьер-министра Сулеймана Демиреля (который занимал пост премьер-министра в 1965–71, 1975–78 и 1979–1980 годах) начало реализацию далеко идущей программы реформ, разработанной тогдашним заместителем премьер-министра Тургутом Озалом для сдвинуть экономику Турции в сторону роста за счет экспорта .
Стратегия Озала призвала заменить политику импортозамещения политикой, направленной на поощрение экспорта, который мог бы финансировать импорт, что дало Турции шанс вырваться из послевоенной модели чередования периодов быстрого роста и дефляции. С этой стратегией планировщики надеялись, что в долгосрочной перспективе Турция сможет ощутить рост за счет экспорта. Правительство преследовало эти цели с помощью комплексного пакета: девальвация турецкой лиры и введение гибких обменных курсов , поддержание положительных реальных процентных ставок и жесткий контроль денежной массы и кредита, отмена большинства субсидий и освобождение взимаемых цен. государственными предприятиями, реформой налоговой системы и поощрением иностранных инвестиций. В июле 1982 года, когда Озал покинул свой пост, многие его реформы были приостановлены. Однако, начиная с ноября 1983 года, когда он снова стал премьер-министром, он смог продлить программу либерализации.
Программа либерализации преодолела кризис платежного баланса, восстановила способность Турции заимствовать средства на международных рынках капитала и привела к возобновлению экономического роста. Экспорт товаров вырос с 2,3 млрд долларов США в 1979 году до 8,3 млрд долларов США в 1985 году. Рост импорта товаров за тот же период — с 4,8 млрд долларов США до 11,2 млрд долларов США — не поспевает за ростом экспорта и пропорционально сократил торговый дефицит, хотя дефицит уровень стабилизировался на уровне около 2,5 млрд долларов США. Политика Озала оказала особенно положительное влияние на счет услуг текущего счета. Несмотря на скачок процентных выплат с 200 миллионов долларов США в 1979 году до 1,4 миллиарда долларов США в 1985 году, за этот период на счете услуг накопился растущий профицит. Основными причинами этого улучшения были рост доходов туристов и сборов за трубопровод из Ирака . Стабилизация текущего счета помогла восстановить кредитоспособность на международных рынках капитала. Иностранные инвестиции, которые были незначительными в 1970-х годах, теперь начали расти, хотя в середине 1980-х годов они оставались скромными. Кроме того, Турция могла брать займы на международном рынке, тогда как в конце 1970-х она могла обращаться за помощью только к МВФ и другим официальным кредиторам.
Сокращение государственных расходов, которое лежало в основе программы стабилизации, резко замедлило рост экономики в конце 1970-х — начале 1980-х годов. Реальный валовой национальный продукт снизился на 1,5 процента в 1979 году и на 1,3 процента в 1980 году. Обрабатывающая промышленность и сектор услуг ощутили большую часть воздействия этого падения доходов, при этом производственный сектор работал почти на 50 процентов от общей мощности. Когда ограничения на внешние платежи ослабли, экономика резко восстановилась. В период с 1981 по 1985 год реальный ВНП рос на 3 процента в год, главным образом за счет роста в производственном секторе. При жестком контроле за заработками и деятельностью рабочих промышленный сектор начал использовать неиспользуемые производственные мощности и увеличивал объем производства в среднем на 9,1 процента в год в период с 1981 по 1985 год. Девальвация лиры также помогла Турции повысить экономическую конкурентоспособность. В результате экспорт продукции обрабатывающей промышленности увеличивался в среднем на 4,5 процента в год в течение этого периода.
Быстрого возобновления роста и улучшения платежного баланса было недостаточно для преодоления безработицы и инфляции, которые оставались серьезными проблемами. Официальный уровень безработицы снизился с 15 процентов в 1979 году до 11 процентов в 1980 году, но отчасти из-за быстрого роста рабочей силы безработица снова выросла до 13 процентов в 1985 году. Инфляция упала примерно до 25 процентов в 1981–1982 годах. период, но он снова поднялся, превысив 30 процентов в 1983 году и более 40 процентов в 1984 году. Хотя инфляция несколько снизилась в 1985 и 1986 годах, она оставалась одной из основных проблем, стоящих перед лицами, определяющими экономическую политику.
Финансы в экономике Турции
Деньги страны через мониторинг Masterforex-V | ||
---|---|---|
1. | Государство | Турция |
2. | Центральный банк по эмиссии валюты | Центральный банк Турецкой Республики |
3. | Национальная валюта | Лира (турецкая лира) |
4. | Код ISO 4217 | 949 |
5. | Тикер на форексе | TRY |
6. | Разменная монета (1/100) | куруш |
7. | Банкноты валют | 5, 10, 20, 50, 100 и 200 лир |
8. | Номинал монет | 1, 5, 10, 25 и 50 курушей |
Финансово-экономическое состояние страны, ее активов и пассивов | ||
9. | Золотовалютные резервы | 385 тонн золота и $ 141,66 млрд. (31 декабря 2019 года) |
10. | ВВП ППС | $2,372 трлн. (в 2019) |
11. | ВВП (номинал) | $766 млрд. (в 2019) |
12. | Темпы роста ВВП | 7,4% (2017), 4,5% (2018), 2,3% (2019) |
13. | $28044 (ППС) (2018) | |
14. | Инфляция | 20,3% (2018), 13,9% (декабрь 2019) |
15. | Внешний долг | $224.32млрд. (2018) или 30,4% к ВВП |
16. | Государственный бюджет | $1,04 млрд (2019) |
17. | Дефицитпрофицит бюджета | 2% ВВП (2019) |
18. | Средняя зарплата в стране | $573 в месяц до удержания налогов или $412 после выплаты налогов |
19. | Размер пенсии | минимальная пенсия в Турции 2018 году – 1 550 лир ($222) |
20. | Пенсионный возраст | пенсионный возраст в Турции – 65 лет ля мужчин, 60 – женщин |
21. | Уровень безработицы | 13,4% (декабрь 2019) |
Кредитная политика ЦБ | ||
22. | Ключевая ставка ЦБ | 11,25% |
23. | Девальвация/ревальвация | Изменение |
24. | Базовая депозитная ставка | 18,47% |
25. | Крупнейшие банки | Akbank, Ziraat Bankas, DenizBank, FinansBank, Societe Generale, Citibank, Deutsche Bank, Halkbank, VakifBank и др. |
26. | Проценты по кредитам в коммерческих банках | Ипотека – 6-9% |
27. | Проценты по депозитам в коммерческих банках | Около 20% |
28. | Крупнейшие страховые компании | ТОП страховых компаний Турции: Allianz Sigorta, Anadolu Anonim Turk Sigorta, Aksigorta, AXA Sigorta, Mapfre Sigorta |
29. | Кредитный рейтинг от Standard & Poor’s | В+, как у Сенегала, Черногории, Албании, Иордании, Кении, Греции |
30. | Кредитный рейтинг Moody’s | В1, как у Черногории, Гондураса, Албании, Иордании, Армении, Греции |
31. | Кредитный рейтинг Fitch | ВВ-, как у Доминиканской республики, Бахрейна, Бразилии, Гватемалы, Иордании, Армении, Узбекистана |
32. | Платежные системы | TransferWise, WebMoney, Neteller, Payoneer, MoneyGram, Visa, EasyPay, Mastercard, Western Union, Яндекс. Деньги, PerfectMoney, Scrill, Qiwi, TransferGo, OkPay |
Политика ЦБ на фондовом и валютных рынках страны | ||
33. | Фондовая биржа | BIST (Стамбульская биржа) |
34. | Фондовые индексы | , |
35. | Фондовый рынок | >1,5 тыс. торговых инструментов: акции (>500), ETF (6), взаимные фонды (ПИФы, 474), пенсионные фонды (268), сертификаты на недвижимость и аренду (>50), варранты, опционы, фьючерсы, облигации и векселя |
36. | Обыкновенные акции — голубые фишки | Koc Holding, Акбанк, Turkcell, Tupras, Garanti bank, Erdemir Group, BIM, Yap ve Kredi Bankas, Turkiye Is Bankas, Ford Otosan |
37. | Товарная биржа | Измирская товарная биржа, Турецкая биржа деривативов (TURKDEX) |
38. | Экспорт (в т.ч. фьючерсы) | одежда и текстиль, изделия из кожи, пшеница, перец, изюм, инжир, кардамон, орехи, касторовое семя, сухофрукты, табак, хлопок |
39. | Импорт | сталь, медь, природный газ, нефть, coal (уголь), какао, апельсиновый сок, кофе |
40. | Инвестиционные фонды | TIF Turkish Investment Fund LLP (TIF), Accelerator, Private Equity Firm, Venture Capital, Angel Group, Corporate Venture Capital |
41. | Основные курс валют и валютные пары форекс | USD TRY (курс турецкой лиры к доллару США), EUR TRY (курс турецкой лиры к евро), GBP TRY (турецкая лира к британскому фунту), TRY JPY (турецкая лира к японской йене), UAN TRY (гривна к турецкой лире) |
42. | Брокеры форекс | FXTM, FBS, ActivTrades, Forex4you, FortFS, HY Capital Markets, HotForex, RoboForex, Grand Capital, AvaFX, InvestAZ, FreshForex, XM.com, Noor Capital Markets, PrimeTrade, Dukascopy Bank SA, Nord FX, XM.com, Swissquote Bank SA, InstaForex, NPBFX и др. Подробнее см. Рейтинг брокеров Форекс. |
43. | Криптовалюты | нет регулирования, на данный момент операции с криптовалютами рассматриваются как случайный доход, который не облагается налогом. В частности, HedgeTrade, EOS, BCH, IOTA, OMG, BNB, NEO, Cosmos, TRX, XRP, ADA, NEM, DASH, ETC, ETH, XMR, Ontology, LTC, ZEC, NEM, DigiByte, BTC, DSH и др. |
44. | Бинарные опционы | World Forex, FINMAX, IQ Option, Unioption, Binomo, Olymp Trade, CitiTrader, Binary.com, OptionsClick, Dotoption, Бинариум, MarketOptions. Подробнее: Рейтинг брокеров бинарных опционов. |
45. | Финансовые регулятор | СМВ |
Адреса органов власти | ||
46. | Президент | www.tccb.gov.tr/ |
47. | Парламент | www.tbmm.gov.tr/ |
48. | Правительства | turkiye.gov.tr/ |
49. | МИД | www.mfa.gov.tr/ |
50. | Центральный банк | tcmb.gov.tr |
Подробнее в статье: Центральный банк Турецкой Республики глазами трейдеров Masterforex-V.
От Первой мировой войны до Второй мировой войны
При Ататюрке экономика перешла от государственной политики к смешанной экономике в соответствии с увеличением капитала в обществе.
Во время краха Османской империи (см. Экономика Османской империи ) во время Первой мировой войны и последующего зарождения Республики турецкая экономика была недостаточно развита: сельское хозяйство зависело от устаревших технологий и некачественного скота, а промышленное производство Турции база была слабой; несколько заводов, производящих основные продукты, такие как сахар и мука, оказались под иностранным контролем в результате капитуляции.
Экономика Турции заметно восстановилась после прекращения боевых действий. С 1923 по 1926 год сельскохозяйственное производство выросло на восемьдесят семь процентов, поскольку сельскохозяйственное производство вернулось к довоенному уровню. Промышленность и услуги росли более чем на девять процентов в год с 1923 по 1929 год; однако в конце десятилетия их доля в экономике оставалась довольно низкой. Правительство вмешалось в начале 1930-х годов, чтобы способствовать восстановлению экономики, следуя доктрине, известной как этатизм . Рост замедлился в худшие годы депрессии, за исключением периода с 1935 по 1939 год, когда он достигал шести процентов в год. В 1940-е годы экономика находилась в застое, во многом из-за того, что поддержание вооруженного нейтралитета во время Второй мировой войны увеличивало военные расходы страны при почти полном сокращении внешней торговли .