Дворцовая площадь в санкт-петербурге: главные достопримечательности

Зимний дворец

Зимний дворец не расположен непосредственно на Невском проспекте, но находится на Дворцовой площади, которая встречается с Невским проспектом у начала последнего.

Зимнего дворца — бывшая императорская резиденция и яркий памятник стиля барокко.

Нынешнее здание Зимнего дворца было возведено в 1754-1762 годах.

На протяжении более 150-ти лет дворец являлся главной парадной императорской резиденцией России.

Сегодня Зимний дворец представляет собой выдающийся архитектурный памятник, а в его стенах размещена основная экспозиция Государственного Эрмитажа.

Фасады Зимнего дворца украшены двухъярусной колоннадой с капителями, многочисленными статуями и вазами на крыше. Обилие лепных украшений, выполненных в виде карнизов и наличников окон, маскаронов, картушей и рокайлей, разорванных фронтонов — придают общему облику здания особое великолепие и величие. Подробнее о Зимнем дворце…

Координаты Зимнего дворца: 59°56′25″ с. ш. 30°18′50″ в. д. (59.940278, 30.313889).

Ближайшие станции метро: «Адмиралтейская», «Невский проспект» и «Гостиный Двор».

Михайловский дворец

В конце XVIII века на свет появился сын императора Павла Первого, которого назвали Михаилом. Как и было принято, в честь данного события был принят ряд широких жестов, в том числе и было сформировано решение о заложении фундамента и постройке дворца в Санкт-Петербурге.  Это был долговременный проект и средства на создание данного дворца поступали в казну ежегодно.

Но судьба распорядилась таким образом, что в самом начале XIX века император Павел Первый был убит. Михаилу было на тот момент только три года. На трон взошел новый император Александр Первый, который реализовал задумку своего предшественника и к 21-летию Михаила был издан приказ о постройке для него собственного дворца.

В качестве архитектора был выбран Карл Росси. После многочисленных проектов по снесению старых построек и их реконструкции в новый особняк, было принято решение стоить Михайловский дворец на пустом месте в самом центре Питера. Дабы постройка была максимально устойчивой, все строительные работы проводились исключительно в теплое время года.

Воистину, царскими являлись интерьеры дворца. У входа на лестнице гостей встречали две скульптуры, изображающие львов.  Статуи в доме были реплика античных древнеримских статуй, найденных в Риме.  Стены, впервые в истории того времени, оклеили обоями. Паркет на пол был сделан и самой дорогой породы дерева.

Михайловский очень скоро стал известным культурным центром города Петербург. В этот дом часто приходили такие выдающиеся личности как Айвазовский, Пушкин, Брюллов, Тютчев и другие. Позже тут была организована первая в России консерватория.

Позже дворец ждала печальная участь, его реорганизовали в доходный дом и состояние дворца стало стремительно ухудшаться. В конце XIX века император Николай Второй создал тут Русский музей Александра Третьего.  Сейчас это здание известного каждому жителю Санкт-Петербурга Государственного Русского музея.

Адрес: Санкт-Петербург, улица Инженерная, 4. Станции метро «Невский проспект», «Гостиный двор».

Архитектурный стиль и строители

В 1861 году на освящении перед горожанами предстал роскошный трёхэтажный особняк прямоугольной формы с цокольными помещениями. Каждый ярус по задумке архитектора отделали оригинальным карнизом, сверху оконные проёмы венчали барельефы, а под нижней частью расположились массивные консоли.

Архитектура

Бельэтаж имел парадный вид за счёт высоких неоренессансных окон и множества миниатюрных кованых балконов. Невысокий цокольный этаж украсил декор в виде пилястров и обработки рустом.

Что касается непосредственно главного фасада, то он выполнен в лучших традициях итальянского Возрождения. Необычность портика на первом этаже заключается в том, что образующие его 4 колонны из гранита не несут доминирующей нагрузки.

Архитектурные акценты смещены на второй этаж, где вместо ионических пилястров монументально возвышаются коринфские колонны. Невысокие пилястры третьего этажа зрительно укорачивают здание, перед центральным входом которого на открытой площадке располагался фонтан.

Несмотря на кольцо ажурной решетки из чугуна вокруг резиденции, есть возможность рассмотреть все сооружения на ее территории.

Интерьерное решение

Техническое оснащение внутри особняка было совершенным для своего времени. Здесь обустроили водопровод, канализацию, телеграфную связь с Генштабом, лифт с обитой красной древесиной кабиной. Уникальная отопительная система включала 70 каминов, 22 русские и изразцовые печи. Над их трубами находились громоотводы, заземленные в саду.

Для внутреннего оформления помещений Штакеншнейдер использовал остатки мрамора, сохранившегося после отделки Исаакиевского собора. В залах и вдоль лестниц разместили полотна известных российских живописцев, скульптуры Иенсена. Например, выделявшуюся своими большими размерами парадную лестницу украшали картины художника Николая Тихобразова. Мебель для дворца изготавливалась на заказ в мастерской Тура.

Если рассматривать поэтажный план дома, то очевидно, что первый ярус считался детским. На нём также находились комнаты для воспитателей и гостевые. Восточную часть второго этажа занимали личные апартаменты семейной четы. В покои вёл отдельный вход со стороны сада, что давало возможность покидать их в любое время. Оттуда легко было попасть в бильярдную, личный кабинет, штандартную или зайти к дежурному адъютанту.

Среди остальных помещений наибольший интерес вызывает анфилада залов бельэтажа, начинающаяся с Белой гостиной, переходящей сначала в Малую столовую, а затем и в Китайскую гостиную. Украшенные скульптурами Танцевальный и Банкетный залы с 17-метровыми потолками часто становились местом проведения шумных балов и благотворительных базаров.

Архитекторы

Николаевский дворец в Санкт-Петербурге строился для третьего сына императора Николая I, великого князя Николая Николаевича – старшего. Возведение здания поручили архитектору императорского двора «мастеру комфортных зданий» — Андрею Штакеншнейдеру.

Младшими архитекторами были назначены Август Ланге и Карл Циглер. Сложные инженерные работы во дворце выполняли архитекторы Александр Брюллов, Константин Тон и Рудольф Желязевич.

В конце XIX века для нужд Ксенинского института здание дворца перестраивали под руководством Роберта Андреевича Гедике и Ивана Александровича Стефаница.

Прошли столетия, сменяя владельцев, которые бережно хранили величественное творение Андрея Ивановича Штакеншнейдера, благодаря чему парадные двери Николаевского дворца по-прежнему широко распахнуты для гостей, друзей и единомышленников.

Михайловский замок

Еще один великолепный замок Санкт-Петербурга – Михайловский замок . Это один из немногих императорских дворцов, который соединил в себе черты русской и европейской архитектуры. Строился как парадная резиденция Павла I. Название получил в честь Архангела Михаила — небесного покровителя дома Романовых.  Это единственное в России дворцовое сооружение в стиле романтического классицизма.

После убийства, произошедшего здесь в ночь с 11 на 2 марта 1801 года, замок потерял значение парадной резиденции. С 1823 года здесь разместилось Николаевское Инженерное училище, которое и дало замку название — Инженерный. Находится на Садовой улице.


Дворцы и замки Санкт-Петербурга: культурная программа 9

Дворец Марли

Рекомендовать место

9

1

Элегантный Марлинский дворец является композиционным центром всего Марлинского ансамбля в западной части Нижнего парка Петергофа. Он расположен на перемычке двух прудов — Марлинского и Секторального. К строительству дворца приступили в 1720 году, его проектировал архитектор И.Ф.Браунштейн. Дворец получил название Марли,в честь посещения Петром I резиденции Марли-ле-Руа Людовика XIV.

Первоначально дворец планировался одноэтажным, но когда здание подвели под крышу, Петр I приказал его надстроить, и в 1723 году был построен второй этаж. Над оформлением дворца трудились многие талантливые мастера: скульпторы, камещики, лепщики, паркетчики и так далее.

На каждом этаже дворца находится всего по восемь помещений. Внутренне убранство дворца элегантно и строго. Более парадно украшены Дубовый и Чинаровый кабинеты, при их отделке использовались ценные виды дуба и чинары. Также здесь можно увидеть картины западноевропейских художников XVII-XVIII веков,мебель того же периода,личные вещи Петра I, во дворце также хранится небольшая библиотека.

В годы Великой Отечественной войны дворец был взорван вражеской миной. В послевоенные годы велось его восстановление. Как музей дворец был открыт в 1982 году.

Малый мраморный дворец (особняк Н. А. Кушелева-Безбородко)

Построен в конце XVIII века. В середине XIX века перестроен по приказу нового владельца – графа Кушелева-Безбородко.

Получил название Малого мраморного дворца, поскольку был вторым особняком города, облицованным мрамором снаружи. При здании был сад с фонтанами, Театральный флигель, галереи, зимний сад.

В 70-х годах XIX века был приобретен для великого князя Николая Константиновича. Малый мраморный дворец считался одним из самых красивых. Многие гости отмечали изысканность и необычность его интерьеров.

При новых хозяевах были застроены сад и оранжереи, а после Октябрьской революции дворец занял НИИ охраны труда.

В настоящее время в здании находится Европейский университет.

Про режим работы

Адрес и часы работы музея

Екатерининский дворец находится по адресу: город Пушкин, ул. Садовая, дом 7.

График работы: с 12-00 до 18-00 ежедневно. Кассы работают до 16-30. Вторник-выходной. А последний понедельник месяца – санитарный день.

Цена билетов на различные выставки – до 500 рублей. Цена билета для взрослых: 400 рублей, школьников и пенсионеров – 200 рублей.

Как добраться?

Добраться до дворца из Санкт-Петербурга можно с помощью общественного транспорта от станций метро «Купчино» и «Звездная» на автобусе №186.

От метро «Московская» ходят автобус №187, и маршрутные такси №545 и 342, которые останавливаются непосредственно рядом с музеем. Либо маршрутки № 286, 287, 347, которые останавливаются на железнодорожном вокзале Пушкина.

Также с Витебского вокзала регулярно отправляются электропоезда до станции «Детское Село», откуда можно воспользоваться автобусом №371 или маршрутными такси № 371, 377, 382.

Описание

От фасадов здания Екатерининского дворца исходит блеск и роскошь, ослепляющие взоры многочисленного количества туристов и жителей Петербурга. Екатерининский дворец является едва ли не главной достопримечательностью Пушкина или Царского Села. Здание великолепно со всех сторон. Длина фасадов равна 300 метрам, а если взглянуть на северный корпус, то любопытному взгляду представятся пять золоченых куполов Дворцовой церкви.

Дворец стали возводить в 1717 году, и сегодня дворец принято считать шедевром в стиле русского барокко. Этапы строительства были сложными, для строения привлекалось немалое количество архитекторов, первым из которых стал Браунштейн.

Новым этапом в строительстве дворца стало Время царствования Елизаветы Петровны. В 1748 году работы возглавил первый архитектор Царского Села Франческо Бартоломео Растрелли. Однако войны нанесли чудовищный разгром, и комнаты были уничтожены.

Убранство Дворца завораживает. В качестве декораций используются картуши, маскароны, атланты и кариатиды, а великолепный образ дополняют капители колонн. Центральный фронтон украшает картуш, в виде «Е» и корона Екатерины. Что касается внутреннего убранства , то можно выделить картинный зал, стены которого увешены картинами европейских художников. Не менее популярна недавно восстановленная янтарная комната.

Неотъемлемой частью дворца является парк, территория которого ухожена и декорирована клумбами и скульптурами

Особое внимание заслуживают Эрмитаж, Верхняя и Нижняя Ванна и Грот, уютно расположившись в пейзажном парке

Благодаря труду реставраторов и историков, из общего количества 58 помещений, которые были разрушены во время Второй мировой войны, удалось восстановить 32. С послевоенных времен Октябрьской революции по сегодняшний день, Дворец Екатерины действует как Музей, в котором регулярно проводятся индивидуальные экскурсии и экскурсии для туристических групп.

Музей Истории Аничкова Дворца

Работает в помещениях, где ранее располагался личный музей императора Александра III. Богатейшая экспозиция рассказывает об истории роскошного дворца и его обитателей от момента постройки до наших времен.

Сохранились экспонаты из императорского музея.

Другая часть экспозиции посвящена деятельности бывшего Дворца пионеров (ныне – ГОУ «Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных»). Здесь выставлены документальные свидетельства успешной работы педагогов по выявлению и развитию повышенных способностей у детей – олимпийские медали, спортивный инвентарь чемпионов, которые начали свой путь во Дворце пионеров.

История

Дворцовая набережная изначально именовалась Почтовой (когда-то здесь находился Почтовый двор). Далее, в течение XVIII века, набережная не раз меняла название: Наличная линия, Верхняя набережная (Нижней тогда называлась Английская набережная), Миллионная. Наименование «Дворцовая» она получила только в 1778 году. Но, с приходом власти Советов, набережную вновь переименовали — в набережную Девятого января 1905 года. В эту дату была расстреляна мирная демонстрация рабочих, которые направлялись к императору с петицией. Набережная вновь стала Дворцовой только в 1944 году.

Набережная была укреплена в начале XVIII века — до этого участок был заболочен. В те времена набережная находилась между современным участком и нынешней Миллионной улицей. В последствие участки суши расширялись, набережная переместилась севернее, на настоящее место. Для этого на мелководье Невы были забиты сваи и устроена новая магистраль.

Во второй половине XVIII века, по инициативе Екатерины II, деревянная набережная была заменена на каменную: обустроены парапеты из камня и причалы-лестницы для лодок. Далее для благоустройства набережной установили фонари на металлических столбах, сооружены мосты над Зимней канавкой и через Фонтанку. В результате, Дворцовая набережная стала первой петербургской каменной улицей.

Эрмитажный мост, Ninara

Но даже в начале XIX века территория набережной была неухоженной — из-за активной застройки здесь находились склады и амбары, лежали горы песка и строительного мусора. Император Николай I поручил архитектору Карлу Росси спроектировать приятную для прогулок набережную. Часть замысла именитого архитектора не была реализована, что-то перенесено в другие места, но внешний вид Дворцовой набережной действительно поменялся.

Китайский дворец

Рекомендовать место

11

4

Китайский дворец является частью дворцово-паркового ансамбля под названием «Ораниенбаум». Он был построен в 1762-1768 годах архитектором Антонио Ринальди для Екатерины II.

Некоторые элементы интерьера дворца отделаны в китайском стиле, откуда и пошло его название. В 1922 году здание превратилось в музей, в котором хранятся собрания произведений японского и китайского прикладного искусства. Он уникален тем, что выполнен в стиле рококо, что было большой редкостью для построек середины XVIII века.

В 2011 году сооружение было отреставрировано. Теперь здесь открыты 4 зала – Зал муз, Большая антикамера, Стеклярусный кабинет и Голубая гостиная.

Внешний облик дворца отличается простотой и строгостью внешнего облика, в тоже время, все сооружение говорит об изысканности, роскоши и разнообразии внутреннего убранства. Дверные и оконные проемы застеклены и имеют большие размеры. Каждое помещение отличается по форме и отделке в зависимости от своего назначения. Мебель создавалась отдельно для каждой из комнат по эскизам архитектора.

Ринальди связал внешний облик дворца с близлежащим парком и прудом. Более торжественно выглядит северный фасад. Его центр выделяется, благодаря овальному ризалиту с четырьмя пилястрами. Выступ завершается небольшим фронтоном и фигурным аттиком в стиле барокко. На нем стоят три белые скульптуры, по осям которых расположены окна-двери. Эти дверные проемы имеют полуциркульные завершения.

Южный фасад отличается от северного. К сооружению пристроены два выступающих ризалита. На первом этаже находится застекленная галерея.

Академия Штиглица (бывшее Мухинское училище)

Музей прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица принадлежит к числу интереснейших и весьма самобытных памятников российской культуры. Он является неотъемлемой частью академии, которая выпускает художников различных направлений монументально-декоративного, прикладного искусства и дизайна. Это ее культурно-просветительский, учебный и выставочный центр.

История музея неразрывно связана с созданием в Петербурге Центрального училища технического рисования в январе 1876 года на средства крупного финансиста, промышленника и мецената Александра Людвиговича Штиглица. Большую роль в формировании этого учебного заведения сыграл известный государственный деятель А. А. Половцов, который был зятем барона Штиглица. На пост директора был приглашен видный петербургский зодчий М. Е. Месмахер.

Уже в 1885 году по проекту М.Е. Месмахера начинается строительство специального музейного здания. На международных аукционах, у известных зарубежных и российских антикваров и коллекционеров при активном участии А.А. Половцова приобретаются всевозможные коллекции предметов прикладного искусства. Постепенно складывается уникальное музейное собрание, отличающееся разнообразием и высоким художественным уровнем входивших в него памятников Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, и включавшее произведения западноевропейского, восточного и русского прикладного искусства XVII и XVIII веков.

Здание музея является уникальным памятником архитектуры периода историзма. В его облике можно разглядеть черты некоторых знаменитых произведений итальянской архитектуры XVI века: творений венецианского зодчего Якопо Сансавино – палаццо Корнер дела Ка Гранде и библиотеки Сан Марко, а также Базилики и палаццо Тьене в Виченце, построенных по проектам Андреа Палладио.

Месмахер не просто заимствовал отдельные композиционные приемы и декоративные элементы этих известных построек, но творчески переосмыслил их формы и наполнил новым содержанием, создав некий обобщенный образ итальянской архитектуры эпохи Возрождения.

В художественном убранстве залов музея нашли отражение почти все исторические эпохи и стили: античность, византийское, романское и готическое искусство, эпоха Ренессанса, венское, фламандское, французское и итальянское барокко.

Композиционной доминантой здания служит Большой выставочный зал, напоминающий внутренний двор итальянского палаццо. Он перекрыт грандиозным стеклянным куполом, являющимся одним из заметных достижений российской строительной техники конца XIX века.

Сегодня Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица – одна из ведущих художественно-промышленных школ России. За годы своей истории здесь было подготовлено несколько поколений выдающихся мастеров искусства, и этому немало способствовал ее уникальный музей – неиссякаемый источник знаний и вдохновения.

Адрес: Соляной пер., 13На карте

Лайфхаки для туристов

Если вы увлекаетесь историей Санкт-Петербурга и России, в частности Петровской эпохой, то вам однозначно стоит посетить Меншиковский дворец, расположенный на Университетской набережной Васильевского острова.

Следует заметить, что в настоящее время в нашей стране сохранилось немного образцов архитектуры времён Петра I, ещё меньше исторических интерьеров. Дворцу светлейшего князя Меншикова и первого губернатора Санкт-Петербурга удалось сохранить интерьеры петровской эпохи. Не все, конечно, но большую часть. И она заслуживает самого пристального изучения.

Интересные факты

Александр Данилович Меншиков был первым губернатором Санкт-Петербурга и смог возвести себе дворец, который стал первым каменным зданием молодого города и новой столицы Российской империи. А у самого государя — у Петра I не было такого дворца. Государь довольствовался малым и построил себе деревянный домик на Петровской набережной.

Трехэтажный дворец Меншикова изобиловал картинами, статуями, шёлками и прочими изысканными и дорогими предметами искусства.

Меншиков не довольствовался малым и постоянно требовал изменений дворца. Поэтому последний строили и перестраивали первые и знаменитые архитекторы страны и мира: Франческо Фонтана, Иоганн Готфрид Шедель, Доменико Трезини, Карло Бартоломео Растрелли, Жан-Батист Леблон.

Возведение дворца затянулось вплоть до ссылки владельца, который некогда был первым лицом города и страны, другом и сподвижником Петра Великого, а окончил жизнь в возрасте 56 лет, бесславно, в Сибирской губернии.

Дворец Меншикова задумывался как парадная резиденция. Ко дворцу примыкал живописнейший парк. Во дворце принимались все иностранные послы и министры. Царь Пётр I устраивал празднества и ассамблеи. Во время пиров нормой были 200 перемен блюд.

Что посмотреть во дворце

Светлейший князь Меншиков был большим ценителем музыки, поэтому у него был собственный оркестр, который состоял, в основном, из иностранцев, ещё был хор.

Стены пред-спальни покрыты дельфтскими фаянсовыми плитками, тут сохранились напольные часы Меншикова. Представьте, услышать мелодии можно и в наше время, спустя 300 с лишним лет.

Поражает роскошь Орехового кабинета, отделанного расписными вручную голландскими плитками и наборными панелями орехового дерева.

Также до наших дней сохранилась парадная лестница с инициалами Петра I и хозяина дома. Чугунная кованная решётка лестницы повторяет монограмму Петра I и А. Д. Меншикова. Здесь стены расписаны «под мрамор». 

Только стоит подключить воображение и представить себе, как по этой лестнице поднимался сам император Пётр I и его жена, а также все выдающиеся отечественные деятели и иностранные заметные личности.

Из собственного дворца вывели его владельца в 1727 году светлейшего князя, лишившего всех его чинов, наград, сбережений и привилегий, и был отправлен вместе с семьёй в ссылку в Сибирь.

Исторический антураж Меншиковского дворца даже сегодня позволяет ощутить время петровских преобразований. Во дворце возродили традицию музицирования. В Большом зале постоянно проходят концерты старинной музыки.

Особняк Половцова. Дом Архитектора

Особняк Половцова — это настоящий дом-памятник русской культуре, который видел смены поколений и стилей, дал почву развитию литературы, скульптуры, архитектуры, словесности и науки.С 1785 года земля принадлежала генерал-майору В. И. Левашову. В 1864 году дом купила жена А. А. Половцова — Надежда Михайловна. Для новых владельцев, в особняке были созданы великолепные парадные интерьеры, большую часть которых здесь можно наблюдать и сейчас. Над интерьерами работали Г. А. Боссе, Н. Ф. Брюлло, М. Е. Месмахер. Особенно выделяются Белый, Бронзовый и Дубовый зал, столовая, гостиная, библиотека. Благодаря этим сохранившим свой облик залам дом до сих пор называют особняком Половцова.

Находится особняк-музей в самом центре города и внешне не привлекает пышностью, зато может удивить изобилием декора и интерьеров внутри. В разное время здесь происходили различные важные для русской и мировой культуры события. Здесь устраивали заседания русского исторического общества, именно здесь был выпущен актуальный и по сей день «Русский библиoгрaфический слoвaрь».

Именно в этом особняке практиковались в живописи, лепнине, декоре и скульптуре мастера со всего мира, оставляя свои творения в качестве украшений интерьера. Позже здесь проходили творческие вечера Клюева и Есенина. А после революции здание занял Союз Архитекторов. В наше время особняк принимает участников твoрческих кoнкурсов, выстaвок, фестивалей.

Адрес: ул. Большая Морская, 52На карте

Дворец Андрея Владимировича

Существующее здание перестроено в 1898 г. Архитектором является А.Ф. Красовский. В 1903 г. Был куплен великим князем Андрей Владимирович, которому он принадлежал до 1917 г. Позже в нем располагались различные государственные учреждения.

Князь Андрей Владимирович стал известен, благодаря женитьбе на знаменитой балерине Матильде Кшесинской. Он не жил в этом доме, а располагался в полковой квартире. Но здесь часто собирались различные члены царской семьи.

1959 года в особняке был открыт первый в Советском Союзе Дворец бракосочетания. Эту функцию он выполняет, и по сей день.

Адрес: м. Адмиралтейская, Галерная улица, 27.

Более подробную информацию про дворец можно почитать — здесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector