Физическая география: история, разделы, дисциплины, объект, предмет и методы исследований

Вопросы будущего планеты

Во многом прошлое Земли исследуется для того, чтобы можно было предсказывать ее будущее. Сегодня у географов есть карты, на которых показано расположение материков через миллионы лет

Огромной практической важностью обладает вопрос о процессе изменения климата

Ученые фиксируют, что сегодня происходит резкий рост средней температуры планеты – глобальное потепление. Каковы его причины, и к каким последствиям оно может привести? Ответить на эти вопросы очень сложно. Имитационные модели, с помощью которых можно построить прогноз изменения климата, содержат тысячи переменных, между которыми есть неоднозначные связи.

Например, с одной стороны, рост концентрации углекислого газа вызывает рост температуры из-за парникового эффекта, что ведет к таянию льдов, уменьшению отражающей способности ледовых шапок Земли и ещё большему росту температуры. С другой стороны, чем больше углекислого газа в атмосфере, тем быстрее растут растения, которые поглощают его при фотосинтезе. Учесть все эти взаимосвязи в рамках одной теории очень тяжело, для этого нужны расчеты на суперкомпьютерах, а также масштабный сбор климатической статистики по всему миру.

М

Магелланов пролив — пролив между Южной Америкой и архипелагом Огненная Земля. Назван в честь португальского мореплавателя Ф. Магеллана, первым прошел этим проливом в 1520 г.

Мадагаскар — один из крупнейших островов мира (590 тыс. км2). Расположен в Индийском океане у берегов Африки.

Мадагаскарская течение — теплое течение у восточных берегов о. Мадагаскар.

Маккензи — река на северо-западе Северной Америки. Наибольшая река на материке в бассейне Северного Ледовитого океана. Названа в честь первооткрывателя, шотландского путешественника Александра Маккензи.

Мак-Кинли — высочайшая вершина Северной Америки (6193 м), расположена на аляскинском позвоночнике Кордильер, на территории США.

Малакка — самый южный полуостров Евразии.

Малаккский пролив — между полуостровом Малакка и о. Суматра.

Малые Антильские острова — архипелаг в Атлантическом океане, у берегов Северной Америки.

Маракайбо — крупнейшее солоноватый озеро в Южной Америке (площадь 13,210 тыс. км2), одно из древнейших озер на Земле.

Марианский желоб — самый глубокий в Мировом океане (11022 м). Расположен в западной части Тихого океана.

Марроки — самый южный мыс Европы (36 ° с. ш.).

Марьято — самый южный мыс Северной Америки (36 ° 12 ‘с. ш.)

Материк — большая часть суши, окруженная со всех сторон океанами и морями.

Материковый склон — часть подводной окраины материка, имеет материковый тип земной коры и является продолжением шельфа (в среднем до глубины 300-400 м).

Мезозойская эра — отрезок времени в истории Земли, 70-185 млн лет назад.

Минеральные ресурсы — совокупность различных полезных ископаемых.

Меконг ( «главная, большая река») — река в юго-восточной части Евразии, впадает в Южнокитайское море.

Мексиканский залив — крупнейшая залив Атлантического океана у берегов Северной Америки.

Менделеева хребет — подводный хребет в центральной части Северного Ледовитого океана.

Мертвое море — бессточное озеро в Западной Азии. Название объясняется почти полным отсутствием жизни в воде в связи с ее высокой соленостью и отсутствием кислорода.

Мерчисон — самый северный мыс материка Северная Америка (71 ° 50 ‘с. ш.).

Месопотамская низменность («междуречье») — низменность в Западной Азии в долинах рек Тигр и Евфрат.

Миссисипи («большая река») — река в Северной Америке, одна из крупнейших в мире. Длина — 3950 км.

Миссури («мутная, илистая») — правый приток Миссисипи.

Многолетняя мерзлота — постоянно замерзший слой земли.

Мозамбикский пролив — самый длинный на земном шаре (около 1760 км), между островом Мадагаскар и Африкой в ​​Индийском океане.

Море — часть океана, которая вдается глубоко в сушу или отделена от океана островами и полуостровами.

Морские течения — непрерывное движение морских вод из одного места в другое.

Муррей — главная река Австралии длиной 2570 км. Названа в честь Джорджа Мюррея — одного из руководителей английских колоний.

Муссон ( «время года») — ветер, летом дует с океана на сушу, а зимой, наоборот, с суши в океан.

Муссонный течение — теплое течение Индийского океана, дважды в год меняет свое направление.

Н

Намиб — пустыня на атлантическом побережье Африки.

Национальный парк — территория, особо охраняемая государством, здесь запрещено вести хозяйственную деятельность, но разрешен ограниченный туризм.

Нерудные полезные ископаемые — ископаемые, из которых добывают любые минеральные ресурсы, кроме металлов.

Нигер («река») — занимает третье место на Африканском континенте по длине, площади бассейна и объемом стока.

Нил («черная») — самая длинная река на планете (6671 км). Берет начало на Восточноафриканский плоскогорье, впадает в Средиземное море.

Новая Гвинея — острова материкового происхождения у северных берегов Австралии.

Новая Зеландия — острова материкового происхождения вблизи Австралии.

Новая Земля — ​​архипелаг в Северном Ледовитом океане, между Баренцовым и Карским морями.

Ньюфаундленд ( «новая открытая земля») — один из крупнейших островов в Атлантическом океане у восточного побережья Северной Америки.

Ньяса — третье по площади из тектонических (рифтовых) озер в Восточной Африке и третье по глубине в мире. Содержит 7% мировых запасов пресной воды.

Вопросы будущего планеты

Во многом прошлое Земли исследуется для того, чтобы можно было предсказывать ее будущее. Сегодня у географов есть карты, на которых показано расположение материков через миллионы лет

Огромной практической важностью обладает вопрос о процессе изменения климата

Ученые фиксируют, что сегодня происходит резкий рост средней температуры планеты – глобальное потепление. Каковы его причины, и к каким последствиям оно может привести? Ответить на эти вопросы очень сложно. Имитационные модели, с помощью которых можно построить прогноз изменения климата, содержат тысячи переменных, между которыми есть неоднозначные связи.

Например, с одной стороны, рост концентрации углекислого газа вызывает рост температуры из-за парникового эффекта, что ведет к таянию льдов, уменьшению отражающей способности ледовых шапок Земли и ещё большему росту температуры. С другой стороны, чем больше углекислого газа в атмосфере, тем быстрее растут растения, которые поглощают его при фотосинтезе. Учесть все эти взаимосвязи в рамках одной теории очень тяжело, для этого нужны расчеты на суперкомпьютерах, а также масштабный сбор климатической статистики по всему миру.

Как будут устроены занятия

Николай Куричев

Мы стремимся максимально использовать продвинутые формы аудиторных занятий: деловые игры, презентации проектов, дискуссионные форматы. На основе интенсивных аудиторных занятий строятся проекты и самостоятельные исследования — это неотъемлемая часть обучения в университете. Она включает дипломную работу и основные ступени к ней — научно-исследовательский семинар, курсовые и проектные работы.

Проекты, содержащие реальные задачи, будут формироваться в лабораториях Вышки и в компаниях-партнерах, студенты могут предлагать их и в инициативном порядке. Каждый студент получит базовые практические навыки: формировать готовые геоинформационные продукты, готовить аналитические материалы и экономическое обоснование проектов, проводить анализ нормативно-правовой базы по выбранной проблеме.

Научно-исследовательский семинар — это своего рода мастер-классы, где успешные ученые (в первую очередь из Института географии РАН, но и не только) делятся своим личным опытом построения исследований и научной карьеры. На этих примерах студенты поймут, как строится дизайн научного исследования — от общего замысла через подбор данных и инструментов до презентации результатов.

Особенно важен научно-исследовательский семинар для тех, кто выберет путь ученого-географа. Эти студенты наверняка будут потом учиться в магистратуре и аспирантуре. В Институте географии РАН и в академических организациях-партнерах проекта они уже с первых лет обучения смогут работать в исследовательских проектах, например, изучать ледниковые керны, перелеты птиц, исследовать проблемы границ, миграции населения различных стран и регионов.

Методы физической географии

В процессе теоретических и прикладных исследований ученые используют общие и специализированные методы. К первой категории методов сбора данных относят:

  • Экспедиционный метод. В его рамках специалисты изучают определенную территорию, природное явление. Это один из самых древних способов получения информации в географии. При этом современная география требует не только визуального изучения территории, но и применения специальной техники.
  • Стационарный метод. Предполагает сбор данных о процессах, которые постоянно меняются во времени. Стационарные наблюдения используются при изучении гидросферы, сейсмической активности.
  • Экспериментальный метод. Один из самых молодых методов ФГ, при котором происходит наблюдение за изучаемым объектом под действием различных факторов. Благодаря этому методу стали доступны методы моделирования физико-географических процессов.

Вторая категория – методы первичной обработки. Для изучения информация поступает в самых разных видах: образцы, цифровые характеристики, карты, схемы, снимки, текстовая информация. Далее к полученным данным применяют следующие методы:

  • Сравнительно-описательный. С его помощью описывается действие или изучаемый объект. Как правило, дополняет статистические или картографические методы.
  • Картографический. Наглядное изображение пространства территории.
  • Статистический. Включает в себя в основном числовые параметры явлений и природных объектов (таблицы, диаграммы, схемы).

Каждый из перечисленных методов дополняет другой и обеспечивает получение максимально точной и подробной информации об объектах литосферы.

Объект изучения географии

Объект изучения географии — земная поверхность со всем ее природным и общественным наполнением — еще более сложен и главное — разнороден: здесь происходят процессы физические (например, круговорот воды в природе), химические (миграция различных элементов в земной коре), биологические (развитие растительных сообществ), экономические (функционирование народного хозяйства), демографические (воспроизводство населения), социальные (взаимодействие различных социальных групп и другие), политические (борьба за власть между различными партиями и движениями), социально-психологические (формирование общественного мнения, различного отношения людей к происходящим в обществе процессам) и многие другие (в том числе и те, которые мы пока не знаем).

На любом участке территории — в каждом селе, городе, районе — все эти процессы переплетаются, взаимодействуют (часто самым неожиданным образом) и в совокупности создают свою неповторимую картину «жизни территории» — точнее, жизни общества в конкретных условиях данной территории.

Рождение науки о Земле

География — одна из древнейших наук. Её название происходит от двух греческих слов: geo — Земля, grapho — пишу (описание). Возникнув в глубокой древности, география сначала действительно имела описательный характер. Путешественники и мореплаватели, полководцы и торговцы брали с собой учёных, чтобы те составляли описания новых земель и народов. Греческий учёный Эратосфен более 2200 лет назад впервые собрал эти описания в научный труд о природе Земли и назвал его «География».

Около 500 лет назад — в эпоху Великих географических открытий — география в течение двух столетий была королевой наук. Монархи и богатые купцы лично обсуждали с географами планы будущих экспедиций и щедро финансировали их путешествия в надежде получить несметные сокровища. За короткий исторический период па карте мира появилась большая часть океанических пространств и обитаемых земель. В это время география представляла собой свод самых разнообразных сведений. Она давала ответы на вопросы «что это?» и «где это расположено?», указывая местонахождение различных объектов на поверхности Земли. Однако белыми пятками на картах даже в 18 веке оставались Арктика, Антарктида, Австралия, многие внутренние районы материков.

Но мере развития географии её главной задачей стало изучение законов, но которым живёт и развивается наша планета. География начала превращаться из описательной дисциплины в науку, отвечающую на вопрос «почему?». Для этого у географов возникла необходимость понимать и объяснять причины появления и изменения объектов и явлений природы.

Структура географической науки

Современная география – комплексная и очень объемная наука, включающая в себя десятки частных дисциплин. Как правило, ее делят на два крупных блока – физическую и общественную (или социально-экономическую). Первая изучает общие закономерности развития и существования географической оболочки и ее отдельных частей, а вторая – занимается исследованием процессов взаимодействия общества с природной средой.

Среди физико-географических дисциплин выделяются следующие:

  • Геодезия.
  • Геоморфология.
  • Гидрология.
  • Океанология.
  • Ландшафтоведение.
  • Почвоведение.
  • Палеогеография.
  • Климатология.
  • Гляциология и пр.

В числе общественно-географических наук принято выделять такие дисциплины:

  • Демография.
  • Экономическая география.
  • Геополитика.
  • География культуры.
  • Медицинская география.
  • Геоурбанистика.
  • Политическая география.
  • Страноведение и др.

Камчатские вулканы

Данный край на территории России считается одним из сейсмически активных. Поэтому основными достопримечательностями на Камчатке считаются вулканы, которые обозначены даже на гербе и флаге. Эти географические объекты вошли в Тихоокеанское Огненное кольцо. Сказать, сколько на Камчатке вулканов, очень сложно. По различным источникам, их количество варьируется от нескольких сотен до тысяч! Большинство исследователей этих краев сошлись на том, что их не меньше 300.

Самым высоким считается вулкан Ключевской. Его высота составляет почти 5000 метров. Он является самым высоким не только на Камчатке, но и на всей Евразии! А возраст его составляет больше 8000 лет! Первое извержение, которое было зафиксировано, датируется концом XVII века. С тех пор он извергается раз в 5 лет. Принято считать, что серьезной опасности для близлежащих населенных пунктов он не несет.

↑яХЯРЕЛЮ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХУ МЮСЙ

яНБПЕЛЕММЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ – ЯХЯРЕЛЮ МЮСЙ, Б ЙНРНПНИ БШДЕКЪЧРЯЪ ЕЯРЕЯРБЕММШЕ (ТХГХЙН-ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХЕ), НАЫЕЯРБЕММШЕ (ЯНЖХЮКЭМН-ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХЕ Х ЩЙНМНЛХЙН-ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХЕ) МЮСЙХ, ОПХЙКЮДМШЕ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХЕ МЮСЙХ Х МЮСЙХ, МНЯЪЫХЕ ХМРЕЦПЮКЭМШИ УЮПЮЙРЕП.

тХГХВЕЯЙЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ БЙКЧВЮЕР ЙНЛОКЕЙЯМШЕ МЮСЙХ Н ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНИ НАНКНВЙЕ Б ЖЕКНЛ – ГЕЛКЕБЕДЕМХЕ (НАЫСЧ ТХГХВЕЯЙСЧ ЦЕНЦПЮТХЧ), КЮМДЬЮТРНБЕДЕМХЕ(ПЕЦХНМЮКЭМСЧ ТХГХВЕЯЙСЧ ЦЕНЦПЮТХЧ), ОЮКЕНЦЕНЦПЮТХЧ (ЩБНКЧЖХНММСЧ ЦЕНЦПЮТХЧ). б ОПНЖЕЯЯЕ ДКХРЕКЭМНЦН ПЮГБХРХЪ ЦЕНЦПЮТХХ ЯТНПЛХПНБЮКХЯЭ ВЮЯРМШЕ МЮСЙХ Н ЙНЛОНМЕМРЮУ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНИ НАНКНВЙХ – РНОНЦПЮТХЪ, ЦЕНЛНПТНКНЦХЪ, ЦЕНЙПХНКНЦХЪ, ЙКХЛЮРНКНЦХЪ Х ЛЕРЕНПНКНЦХЪ, ЦХДПНКНЦХЪ (Я ОНДПЮГДЕКЕМХЕЛ МЮ ЦХДПНКНЦХЧ ЯСЬХ, НЙЕЮМНКНЦХЧ), ЦКЪЖХНКНЦХЪ, ЦЕНЦПЮТХЪ ОНВБ, АХНЦЕНЦПЮТХЪ.

б ЯНЖХЮКЭМН-ЩЙНМНЛХВЕЯЙСЧ ЦЕНЦПЮТХЧ БУНДЪР ЙНЛОКЕЙЯМШЕ МЮСЙХ — ЯНЖХЮКЭМЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ Х ЩЙНМНЛХВЕЯЙЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ, ЦЕНЦПЮТХЪ ЛХПНБНЦН УНГЪИЯРБЮ, ПЕЦХНМЮКЭМЮЪ ЯНЖХЮКЭМН-ЩЙНМНЛХВЕЯЙЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ, ОНКХРХВЕЯЙЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ. вЮЯРМШЕ МЮСЙХ: ЦЕНЦПЮТХЪ ОПНЛШЬКЕММНЯРХ, ЦЕНЦПЮТХЪ ЯЕКЭЯЙНЦН УНГЪИЯРБЮ, ЦЕНЦПЮТХЪ РПЮМЯОНПРЮ, ЦЕНЦПЮТХЪ МЮЯЕКЕМХЪ, ЦЕНЦПЮТХЪ ЯТЕПШ СЯКСЦ, ОНБЕДЕМВЕЯЙЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ Х ДП.

й ХМРЕЦПЮКЭМШЛ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХЛ МЮСЙЮЛ НРМНЯЪРЯЪ ЙЮПРНЦПЮТХЪ, ЯРПЮМНБЕДЕМХЕ, ХЯРНПХВЕЯЙЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ, ЦЕНЦПЮТХЪ НЙЕЮМЮ. пЮГБХРХЕ ЦЕНЦПЮТХХ ОПХБЕКН Й ЯРЮМНБКЕМХЧ ОПХЙКЮДМШУ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХУ МЮСЙ — ЛЕДХЖХМЯЙНИ ЦЕНЦПЮТХХ, ПЕЙПЕЮЖХНММНИ ЦЕНЦПЮТХХ, БНЕММНИ ЦЕНЦПЮТХХ, ЛЕКХНПЮРХБМНИ ЦЕНЦПЮТХХ Х ДП. нМХ БШОНКМЪЧР ЯБЪГСЧЫХЕ ТСМЙЖХХ ЛЕФДС ЦЕНЦПЮТХЕИ Х ДПСЦХЛХ МЮСВМШЛХ ДХЯЖХОКХМЮЛХ. еДХМЯРБН ЦЕНЦПЮТХХ НАСЯКНБКЕМН ЕЯРЕЯРБЕММН-ХЯРНПХВЕЯЙХЛ ЕДХМЯРБНЛ НАЗЕЙРЮ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ; НАЫМНЯРЭЧ ХЯОНКЭГСЕЛШУ ЛЕРНДНБ; ОПЕДЛЕРМНИ БГЮХЛНДНОНКМЪЕЛНЯРЭЧ ОПХ ПЕЬЕМХХ РЕППХРНПХЮКЭМШУ ОПНАКЕЛ. оПХМЖХОХЮКЭМНЕ ПЮГКХВХЕ ДБСУ БЕРБЕИ ЦЕНЦПЮТХХ – Б ЯСЫМНЯРХ ЕЯРЕЯРБЕММШУ Х НАЫЕЯРБЕММШУ ГЮЙНМНБ Х ГЮЙНМНЛЕПМНЯРЕИ. ъГШЙ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНИ МЮСЙХ БЙКЧВЮЕР ЙЮПРС, ОНМЪРХЪ Х РЕПЛХМШ, ТЮЙРШ, ЖХТПШ, ДЮРШ, ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХЕ МЮГБЮМХЪ; ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХЕ ОПЕДЯРЮБКЕМХЪ (НАПЮГШ).

Поиск природных ресурсов

Основой современной экономики являются углеводороды – нефть и природный газ. Однако их старые месторождения истощаются, поэтому географы постоянно ищут новые. Сегодня активно осваивается арктический шельф, а также новые методики добычи так называемых сланцевых нефти и газа.

Различают поисковый и разведочный этап «охоты» на углеводороды. На первом из них с помощью спутников и сейсмических приборов ищут «ловушки для нефти» – районы в земной коре, в которых может находиться «черное золото». На стадии разведке начинают буровые работы в районе ловушки, в ходе которых проверяют наличие в них нефти.

Но углеводороды – не единственные ресурсы, необходимые человеку. Золото, серебро, железо, марганец, никель, уран, редкоземельные элементы – все это можно найти в земной коре. Географы неустанно трудятся над поиском новых месторождений.

Чем современная география отличается от того предмета, который обычно изучается в школе

Ольга Соломина

Повседневное представление о географии, основанное на школьном курсе, совершенно неверно. Изучение географии — это не запоминание названий стран и не листание атласа с природными зонами и полезными ископаемыми. Современная география не перечисляет факты — она исследует закономерности пространственной организации природных и социальных систем.

В первую очередь, географическая наука на основе сложнейших математических моделей изучает глобальные изменения климата и окружающей среды, влияние на них природных и антропогенных факторов и адаптацию экосистем к этим изменениям. Исследования в области наук о Земле в последние десятилетия шагнули далеко вперед благодаря развитию геофизических, геохимических и биологических методов.

Что изучает физическая география?

Одна из самых важных задач современной географии – это переосмысление рациональных способов добычи и использования, освоения природных ресурсов и условий человеком. Экстремально быстрый технический прогресс вызвал уже заметное сейчас истощение многих природных источников. И речь идет не только о воде и полезных минералах, но и в первую очередь об окружающей среде.

К объектам физической географии относят:

  • климат земного шара;
  • особенности внутренних вод;
  • ландшафты и рельеф, геологическое строение;
  • животный и растительный мир;
  • природные зоны, включая почвы;
  • экосистемы как уникальные сформированные условия в отдельных территориальных точках.

Таким образом, физическая география – это наука, изучающая совокупность элементов литосферы Земли (твердой оболочки планеты, состоящей из земной коры и верхней части мантии).

Физическая география и смежные науки

Частные науки в сфере физико-географии, в свою очередь, зависят от общепринятых закономерностей. Они, конечно, имеют прогрессивное значение, однако проблема в том, что имеются определённые границы, которые не дают достичь больших познаний. Именно это затрудняет продолжительный прогресс, для которого необходимо открывать новые науки. Во многих частных физико-географических науках чаще всего применяются химические и биохимические методы, процессы и объекты, это и становится двигающиеся силой. Физическая география связывает эти науки, обогащает их необходимыми материалами и учебными методиками. Это необходимо для решения практических задач, что дает определенные прогнозы изменения природной среды под определенными человеческими действиями. Помимо этого, приведённые науки связывают проблематику в целом, что и порождает еще целый ряд новых исследований. Но что изучает физическая география материков и океанов?

Большая часть земной поверхности покрыта водами. Только 29% — это материки и острова. На Земле имеется шесть материков, всего 6% занимают острова.

Методы, подходы и концепции экономической и социальной географии

Социальная и экономическая география, производя определенные исследования, использует методы, характерные и для других географических и естественных наук:

Статистический – он основан на получении статистических материалов, использовании различных справочников со статистическими данными, обработке и анализе всех полученных материалов.
Экономико-математический – выражает количественные соотношения и закономерности размещения форм и хозяйств, расселение и жизнедеятельность людей.
Картографический – с его помощью на карты наносятся различные объекты, что позволяет отследить их связь и расположение.
Системный метод – географический объект рассматривается как сложная динамическая система, где отслеживается ее целостность, структурность, взаимозависимость системы и среды.
Исторический – важно знать географию прошлого, чтобы понимать современную географию населения и хозяйства. Это дает возможность спрогнозировать возможные изменения на определенной территории.
Метод полевых исследований и наблюдений – это один из самых важных методов во всех географических науках

Во время поездок специалисты могут наглядно заниматься изучением особенностей хозяйственного использования земель, видеть системы расселения, условия жизни людей, изучать главные типы хозяйств.
Методы дистанционных наблюдений (аэрофотосъемка из космоса) – в последнее время используются все шире. Они дают новую информацию с более масштабных территорий и позволяют изучать хозяйственное освоение местности, границы экономических районов, состояние окружающей среды и т.д.

Основная концепция социальной и экономической географии – стабильное развитие общества. Для этих целей необходимо объединение трех важных направлений:

  • экологическое – представляет собой правильное использование ограниченных ресурсов, а также применение экологичных, энерго-, природо- и материалосберегающих технологий, переработку и утилизацию отходов, производство экологически чистой продукции;
  • экономическое – стабильность в развитии гарантирует целостность как биологических, так и физических природных систем;
  • социальное – направлено на понимание проблем социального характера.

С помощью главных методов и концепций современная наука может выполнить ряд задач:

  • Определение законов формирования политического устройства мира.
  • Изучение состава, распределения и изменения роста мирового населения.
  • Определение расположения природных ресурсов на Земном шаре, возможность их использования в хозяйственной деятельности.
  • Изучение влияния научно-технического прогресса на развитие мирового хозяйства.
  • Определение места и значения некоторых государств в развитии мирового хозяйства.

Социально-экономическая география является одной из важнейших наук в современном мире. Именно она дает нам представление о развитии общества, о ведении экономической деятельности, позволяет определить проблемы и перспективы будущего развития стран и мира в целом.

Предпосылки Великих географических открытий европейцев

Корабль Фернана Магеллана «Виктория», гравюра, XVI в.

Человеческое любопытство было главным мотивом для того, чтобы узнать как можно больше о мире, значительная часть которого в тот период была большим белым пятном на карте. Любопытство сопровождалось желанием и решимостью людей того времени познавать и понимать другие культуры. Эта мысль вытекает из основных положений главенствующей в Европе в XIV—XVI вв. эпохи Возрождения. Для людей этой эпохи была характерна жажда познания и, в отличие от человека Средневековья, главной целью которого было попасть в Рай, люди Ренессанса стремились к лучшей жизни в мире земном, а не божественном.

Поэтому в эпоху Возрождения люди занимались своим делом и стремились разбогатеть, чтобы жить комфортной жизнью. Путешественники отправлялись в свои походы также в поисках богатства и славы.

Религиозная причина великих географических открытий

Второй причиной возникновения этой эпохи было стремление европейцев-хрестиан обращать нехристианские народы в свою религию. В умах всей Европы было очевидное религиозное желание спасать души иноверцев, к тому же необычайно популярный в то время миф о Пресвитере Иоанне казался многим людям правдоподобным.

Согласно легенде, Пресвитер Иоанн был могущественным царем неназванного великого христианского государства на востоке. В народе считалось, что царь Иоанн ждёт, когда все христиане присоединятся к нему в священной войне против неверных. Но на самом деле, не было ни легендарного царя, ни христианского царства на востоке — всё это было большой мистификацией времён Крестовых походов (XI—XV в.). Но европейцы свято верили, что Пресвитер Иоанн был реальной исторической личностью, а его государство — настоящим раем на земле, который обязательно надо отыскать. Поэтому, например, с 1415 года португальские путешественники отчаянно искали христиан на африканском побережье, но так и не смогли найти ни одного.

Карта Великих географических открытий

Экономическая причина великих географических открытий

Несмотря на последовавшую религиозную поляризацию, крестовые походы резко увеличили объём морской торговли между Востоком и Западом.
Торговые караваны везли европейцам ценные восточные товары начиная с X века, курсируя между крупными городами Европы и Востока по маршруту, который принято называть Шелковым путем. Однако транспортировка товаров по Шелковому пути была дорогостоящей, медленной и невыгодной. Также одной из причин Великих географических открытий является захват торговых путей Европы с Востоком Османской империей. Мусульмане собирали крупные налоги, когда торговцы с товарами проходили через их территории, грабители готовили засады для караванов с сокровищами.

Помимо поисков водного пути к богатым городам Востока, моряки хотели найти маршрут к экзотическим, богатым «пряным островам» современной Индонезии, местонахождение которых мусульманские правители держали в строжайшем секрете. Жажда прибыли подтолкнула мореплавателей к поиску новых торговых путей без мусульманского посредничества.

«Первая высадка Христофора Колумба в Америке», Диоскоро Теофило Пуэбла Толин, 1862 г.

Испанский священник Бартоломе Лас Касас, будучи современником американской колонизации конкистадорами, высказался о целях первооткрывателей новых земель следующим образом:

Империализм, как причина Великих географических открытий

Последняя причина, почему в XV—XVII вв. было сделано множество географических открытий —стремление европейских стран получить глобальное признание.Когда мы наблюдаем, как народы завоевывают другие земли и извлекают из этого выгоду — мы склонны говорить об империализме. Именно такой политики и придерживались ведущие европейские державы той эпохи.

Закрепите знания по этой теме, посмотрев короткий видеоролик:

По мере развития военно-морских, навигационных технологий и по мере того, как европейцы осознавали идею о том, что мир вокруг них гораздо шире, чем они думали, государства Европы начали предпринимать попытки колонизации чужих земель. В конце концов, древние греки и римляне уже делали это раньше. Возможно, теперь пришла очередь Европы создавать свои колониальные империи.

Эпоха Великих географических открытий оказала большое влияние не только на историческое развитие Европы, но и на общемировое развитие. Несмотря на то, что эта эпоха закончилась в начале XVII в., ее плоды, такие как, например, колониальная система и эксплуатация рабского труда, до сих пор оказывают значительное влияние на современный мир.

В словаре Ефремовой

Ударение: геогра́фия ж.

    1. Система естественных и общественных наук, изучающих природные условия земного шара, его население, экономические ресурсы и материальное производство; научная дисциплина, изучающая и описывающая распространение чего-л. на земной поверхности.
    2. Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной научной дисциплины.
    1. Распространение чего-л. на поверхности Земли или в какой-л. природной зоне.
    2. Территориальное размещение, расположение чего-л.
  1. устар. Совокупность признаков, характеризующих какую-л. местность, населенный пункт в топографическом отношении.

Часть 3. Экономическая география России

Глава 1. Общая географическая характеристика России
1. Особенности географического положения России
2. Природные условия и их влияние на развитие России
3. Административное деление России
4. Экологическая ситуация

Глава 2. Характеристика природных ресурсов России
1. Земельные и почвенные ресурсы
2. Агроклиматические ресурсы
3. Минеральные ресурсы
4. Водные ресурсы
5. Лесные ресурсы
6. Рекреационные ресурсы

Глава 3. Население и трудовые ресурсы России
1. Размещение населения
2. Урбанизация России
3. Трудовые ресурсы

Глава 4. Общая характеристика хозяйства России
1. Состав и структура хозяйства
2. Основные проблемы экономики страны на современном этапе
3. Место России в мировой экономике
4. Экономический потенциал России

Глава 5. Размещение важнейших межотраслевых комплексов, отраслей промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг
1. Понятие межотраслевого комплекса
2. Топливно-энергетический комплекс
3. Металлургический комплекс
4. Химико-лесной комплекс
5. Машиностроительный комплекс
6. Агропромышленный комплекс, легкая и пищевая промышленность
7. Инфраструктурный комплекс

Geography

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector