Формирование территории россии — таблица для учеников 8 класса

Этапы расселения

Эволюционные изменения вида Homo происходили на африканских территориях. Первыми, кто покинул страну и двинулся в направлении Евразии, были Homo erectus. Мигрирование этих представителей началось 2 млн лет назад.

Изучить кратко этапы основания земли человеком и отследить путь заселения можно по представленной таблице:

Вид Время заселения лет назад Направление
Древние виды рода Homo (erectus, ergaster, heidelbergensis) Приблизительно 1,9 млн В Индонезии и на острове Ява стали селиться разновидности эректусов, с тех пор прошло 1,7 млн лет. Запад Европы эректусы заселили около 1,2 млн лет тому назад.
Древние Homo sapiens 200 тысяч Sapiens первые появились в южно-восточной части Африки. С момента расселения популяции прошло около 80−100 тыс. лет. Предки койсанских народов Африки считались носителями гаплогруппы L1. Они стали расселяться на юге. А предки пигмеев относились к гаплогруппе L2 и заселили запад.
Homo sapiens (гаплогруппы L3) около 70 тысяч Представители популяционной Гаплогруппы L3 заселяли восточную Африку. Позднее начали заселяться в Евразии. Считается, что прошло 70 тыс. лет, когда малая группа этих представителей пересекла Красное море и заселила Аравию.
Homo sapiens (современного вида) 45 тысяч Распространение современного Homo sapiens началось в землях Средней Азии и Ближнего Востока, с тех пор прошло 45 тыс. лет. Заселение продолжалось на протяжении 15 тыс. лет. Со временем неандертальцы были вымещены современным видом людей — кроманьонцами.
Homo sapiens 22 тыс. Америку населяла небольшая группа людей около 22 тыс. лет назад. Заселение континента произошло через Аляску из Азии. Это событие относят к последней ледниковой эпохе. Считается, что тогда уровень моря был значительно ниже, а Аляска соединялась с Сибирью сушью. Этот участок назывался Берингия. Проводились исследование, согласно которому население Америки произошло от 70 представителей. Этап заселения происходил 15 тыс. лет тому назад, когда на Аляске отступили ледники.

В 2015 году было сделано открытие об обратной миграции в Африку из Евразии индивидуумов митохондриальной гаплогруппы L3. Считается, что они вернулись 70 тыс. лет назад.

Интересы России в исследованиях на востоке.

Располагая сведениями о незаселенности дальневосточной территории и неподвластности местного населения, правительство России в пятидесятые годы девятнадцатого века возбудила перед Китаем вопрос об разграничении территорий. В 1854 году в Пекин были посланы предложения приступить к переговорам.

Двадцать восьмого мая 1858 года был заключён Айгуньский договор по которому происходило деление дальневосточных областей. Это был очень важный этап в освоении Дальнего востока в целом. Так как теперь любая экспедиция или даже просто переселенцы обязаны были учитывать принадлежность той или иной территории.

В итоге Россия получила дополнительные богатства и поселения с которых можно собирать подати. Исследования же территорий теперь приобретали и аспект разведки полезных ископаемых.

С первых лет присоединения к России, – то есть на рубеже 50-х — 60-х годов XIX века, в Приамурском крае происходило становление системы образования. В казачьих станицах открывались первые школы грамоты, содержавшиеся на средства станичных правлений. Однако первые учебные заведения работали эпизодически, испытывая острую нехватку учителей, книг, бумаги. К концу XIX века ситуация в станицах Уссурийского казачьего войска стала иной. Здесь насчитывалось 25 школ, где 27 учителей обучали 700 учеников. Число грамотных казаков достигло к этому времени 55%. C началом интенсивного крестьянского заселения Приамурья стали открываться сельские школы разных типов: государственные (то есть находившиеся в ведении министерства народного просвещения), церковно-приходские, частные.

Основными административными единицами в рассматриваемое время на Дальнем Востоке были округ и уезд, которые в том или ином сочетании образовывали области, управлявшиеся военными губернаторами. В связи с образованием Амурского и Уссурийского казачьих войск, появились такие административные единицы, как станичные округа и участки, а с развитием горнорудной промышленности — горные округа. Военные губернаторы Амурской, Приморской, Забайкальской областей являлись одновременно и наказными атаманами располагавшихся на границах казачьих войск. Причём, в пограничной полосе Амурской и Приморской областей проживало преимущественно казачество, а в пограничных районах Забайкальской области жили также крестьяне и горнозаводские рабочие.

На протяжении первых 20 — 25 лет после воссоединения Приамурья с Россией наиболее быстро заселялась Амурская область. Это было естественно, так как Амур был единственным путем сообщения, вокруг которого сосредотачивалась деятельность людей. Приморская область, административным центром которой был Николаевск, лежала также в пределах Амурского бассейна, но в более суровой по климату полосе. Южная часть области (Южно-Уссурийский край) был в то время в стороне от главных дорог.

Приморская область с 1858 года включала в состав 6 округов: Охотский, Николаевский, Софийский, Петропавловский, Гижигинский, Удский. В 1860 г. в составе области был образован Южно-Уссурийский край.

В 1884 году население города достигало почти 5 тысяч человек.

Но в целом в первый период края заселялся очень медленно. Тревогу вызывала и слабость военных сил Приамурья. К 1880 году здесь было 11,5 тысяч военнослужащих, в том числе и казаков

Между тем край приобретал всё более важное стратегическое значение. В 1882 году генерал-губернатор Восточной Сибири, в состав которой в то время входила и Приморская область, Г.Д.Анучин добился разрешения правительства на перевозку переселенцев морским путем

Рейсы осуществлялись на судах Добровольного Флота по маршруту Одесса — Владивосток через Суэцкий канал. Морские перевозки начались с 1883 года. Они сократили время пути на Дальний Восток с полутора лет до 40 — 45 дней. «Морские» переселенцы оседали главным образом в Южно-Уссурийском крае. К 1899 году было основано 118 новых деревень. Всего с 1883 по 1900 год морским путём было перевезено около 55 тысяч человек.

Сибирский поход Ермака (1581-1585)

Освоение Сибири казаками в 16-17 веках начато походом Ермака против Сибирского ханства. Отряд из 840 человек был сформирован и оснащен всем необходимым купцами Строгановыми. Поход проходил без ведома царя. Костяк отряда составили атаманы волжских казаков: Ермак Тимофеевич, Матвей Мещеряк, Никита Пан, Иван Кольцо и Яков Михайлов.

В сентябре 1581 года отряд поднялся по притокам Камы до Тагильского перевала. Казаки расчищали себе путь вручную, временами даже тащили суда на себе, подобно бурлакам. На перевале они возвели земляное укрепление, где остались до тех пор, пока по весне не сошел лед. По Тагилу отряд сплавился в Туру.

В конце 1582 года Ермак отправил в Москву своего помощника Ивана Кольцо, чтобы тот известил царя о разгроме Кучума – сибирского хана. Иван IV щедро одарил посланника и отправил обратно. По указу царя князь Семен Болховской снарядил еще один отряд, Строгановы выделил еще сорок добровольцев из числа своих людей. Отряд прибыл к Ермаку только к зиме 1584 года.

Первые попытки

Мало кто знает, но первые попытки походов на север были предприняты русскими первооткрывателями ещё в XI веке. Согласно Никоновской летописи, новгородский посадник по имени Улеб совершал морской поход от Северной Двины к так называемым «Железным вратам». По всей видимости, под ними подразумеваются либо Карские ворота, либо пролив Югорский Шар (отделяет архипелаг Новая земля и остров Вайгач от континента). Сейчас это установить сложно, но тем не менее попытки предпринимались уже тогда.

Позднее, в XII-XIII веках, поморы освоили территорию острова Вайгач и Новой земли. Поморы – небольшая по численности, но самобытная этнографическая и этнорелигиозная группа старожильческого русского населения на Белом море; субэтнос русского народа на беломорском Севере России. В 1499 году был основан первый русский заполярный город – Пустозерск, сейчас он уже не существует, но находился недалеко от современного Нарьян-Мара. Помимо строительства городов создавались и монастыри. В те времена монастыри зачастую исполняли роль крепостей, многие монастыри были вынесены за крепостные стены городов, чтобы принять усложнить врагу задачу, то есть первый удар принимали на себя именно монастырские стены. Так, в 1533 году был основан заполярный Трифонов Печенгский монастырь, а чуть ранее, в 1429 году заложили знаменитый Соловецкий монастырь. При этом главным русским городом и портом Севера с 1584 года и вплоть до XX века продолжал оставаться Архангельск.

Следующий виток освоения Севера и Арктики пришелся уже на XVI-XVII века, когда русские купцы и казаки освоили так называемый Мангазейский морской путь – от Северной Двины до Оби. Тогда же началась кустарная добыча нефти в прибрежных ямах и на поверхности воды. Осваивалась территория современного Ямала. Пожалуй, одним из самых известных первопроходцев того времени стал казачий атаман Семен Дежнев. Именно после его похода в 1648 году появилось осмысленное представление о том, как выглядит побережье Арктики. Дежневу удалось пройти вдоль Чукотки до самого пролива между Америкой и Азией. Это было поистине фантастическое открытие для тех лет. А в 1688 году вслед за Дежневым купец Иван Толстоухов открыл Таймыр.

17 век

Томас Баттон

  • 1605–1607 : датский король Кристиан IV из Дании отправляет три экспедиции во главе с Джоном Каннингемом , Годске Линденовым и Карстеном Ричардсоном (все пилотирует Джеймс Холл ) на поиски затерянного Восточного поселения , одной из на Гренландии.
  • 1606 : Джон Найт , который вместе с Джоном Каннингемом в 1605 году был капитаном « Каттена» , умирает, командуя совместной экспедицией Московской / Ост-Индской компании в поисках Северо-Западного прохода.
  • 1607 : Генри Хадсон исследует Шпицберген
  • 1608 : Генри Хадсон добирается до Новой Земли в попытке найти Северо-Восточный проход.
  • 1610 : Йонас Пул тщательно исследует западное побережье Шпицбергена, сообщая, что он видел «большое скопление китов»; этот отчет приводит к созданию английского китобойного промысла.
  • 1610 : Русский Кондратий Курочкин исследует устье Енисея и прилегающее побережье.
  • 1612 : Джеймс Холл и Уильям Баффин исследуют юго-запад Гренландии
  • 1612–1613 : Экспедиция Баттона под командованием Томаса Баттона в поисках Северо-Западного прохода.
  • 1613 г . : Несколько китобойных экспедиций, в общей сложности не менее тридцати кораблей из Англии, Франции, Испании и Нидерландов, наводнили западное побережье Шпицбергена.
  • 1614 : голландские и французские экспедиции открывают Ян Майен
  • 1615 : Роберт Фотерби , в полубаркас Ричард , это первая английская экспедиция достигнет Ян Майен
  • 1616 : английская экспедиция, пилотируемая Уильямом Баффином, исследует пролив Дэвиса — регион Баффинова залива.
  • 1619–1620 : Датская экспедиция под руководством Йенса Мунка в Энхёрнинген (Единорог) и Лампренен (Минога) для открытия Северо-Западного прохода проникла в пролив Дэвиса до 69 ° на север, нашла залив Фробишер , провела зиму в Гудзоновом заливе.
  • 1633–1634 : И. Ребров исследует устье реки Лены.
  • 1633–1635 : Илья Перфильев исследует реки Лена и Яна и их побережье.
  • 1638 : И. Ребров исследует побережье между реками Лена и Индигирка.
  • 1641 : Дмитрий Зырян и Михаил Стадухин исследуют устье реки Индигирки и прилегающее побережье.
  • 1646 : И. Игнатьев исследует устье реки Колымы и прилегающее побережье.
  • 1648 : Я. Семенов исследует устье реки Котуй и прилегающее побережье.
  • 1648 : Семен Дежнев и Федот Алексеевич Попов исследуют реку Колыма через Берингов пролив.
  • 1649 : Михаил Стадухин исследует побережье от реки Колымы до Берингова пролива.
  • 1676 : английская экспедиция под руководством Джона Вуда не смогла найти Северо-восточный проход.
  • 1686–1687 : экспедиция Ивана Толстоухова исследует устье реки Енисей и побережье полуострова Таймыр.

Век перелома

XX век стал веком перелома не только для нашей страны в целом, но и в освоении Арктики и Севера в частности. Бурное развитие техники сделало возможными ранее немыслимые предприятия. Начало века ознаменовалось новым витком активной исследовательской работы, уточнялись мельчайшие детали островов и побережья, а также проводилось гидрографическое исследование дна. В этих экспедициях принимали участие известные полярники Э. Толль, Б. Вилькицкий, и будущий Верховный Правитель России А. Колчак. С их помощью был детально освоен морской маршрут Архангельск – Владивосток, ставший большей частью нынешнего Северного морского пути. А в 1916 году для лучшей морской связи с союзниками по Антанте в Первой мировой войне был основан северный порт Романов-на-Мурмане (Мурманск).

Война и революция сделали арктические исследования невозможными более чем на 10 лет

Однако молодое Советское государство, осознавая важность Арктики, уже в середине 20-х годов начало возрождать это направление в научных исследованиях. Сначала была поставлена задача по координации всех работ в Арктике, а вслед за ней была сформирована Севэкспедиция

К 1925 году оформляется НИИ изучения Севера, который в 1958 году будет преобразован в НИИ изучения Арктики и Антарктики. 15 апреля 1926 года было принято постановление Президиума ЦИК СССР, согласно которому территорией Советского Союза были объявлены все земли и острова между меридианами 32°4’35» восточной долготы и 168°49’30» западной долготы, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья СССР и до Северного полюса. В 1926 году на остров Врангеля были завезены первые поселенцы.

С 1932 года, когда при СНК СССР было создано Главное управление Севморпути, освоение Арктики становится стратегической государственной задачей. В народном сознании эта задача перекликается с именами десятков героев и наших мужественных соотечественников, которые подчас с риском для жизни пробивали стране дорогу в Арктику. Такие имена, как Отто Шмидт, Иван Папанин, Валерий Чкалов, Михаил Громов, и десятки других героев первопроходцев сделали возможным открытие новых рубежей в кратчайшие сроки. Многие из них стали первыми Героями Советского Союза. Тогда же в 30-е и 40-е годы появляется устойчивый проход по Северному морскому пути в одну навигацию (до 65 дней). Появляются первые дрейфующие научно-исследовательские станции, разведываются и осваиваются нефтегазовые месторождения. Появляется и рад заполярных городов и портов, таких как Диксон, Тикси, Норильск, Воркута и другие.

В годы Великой Отечественной войны порты Мурманск и Архангельск играли огромную роль в обеспечении обороноспособности страны. Именно туда приходили арктические конвои с помощью для СССР по программе ленд-лиза. А Северный флот и бойцы в Заполярье сдерживали попытки нацистов перерезать эту сверхважную артерию.

После войны СССР вёл разновекторную работу по освоению Арктики. Строился и совершенствовался ледокольный флот, появились и первые атомные ледоколы, а в 1977 году ледокол «Арктика» первым в мире достиг точки Северного полюса. Военные активно развивали Северный флот, особенно его подводную составляющую. Так, в 1962 году подводная лодка «Ленинский комсомол» совершила всплытие сквозь льды. Плавание на подводных атомоходах во льдах и неглубоких водах и до наших дней считается экстремальным и сложным для подводников стран НАТО, а наши моряки, уже более 80 лет чувствуют себя там буквально как рыба в воде. СССР смог открыть и освоить крупнейшие месторождения нефти и газа на Севере и Арктике, такие как Уренгойское, Ямбургское на суше и Штокмановское и Приразломное на шельфе в море. В целом к 1991 году страна подошла с огромным заделом на будущее.

Интересы России в арктической зоне

Россия конкурирует с разными странами за право вести хозяйственную деятельность в Арктике. Причин для конфликтов несколько, но самая крупная из них – принадлежность хребта Ломоносова. Это подводный хребет в Северном Ледовитом океане, который поднимается над дном океана на 3300-3700 метров. Тянется он от Новосибирских островов до Канадского Арктического архипелага.

Позиции сторон такие:

  • Россия считает хребет продолжением континента, поэтому требует пересмотреть установленные границы;
  • Канада считает, что это продолжение Канадского Арктического архипелага;
  • Дания считает, что это продолжение Гренландии.

Больше всего усилий приложила Россия, проведя целую экспедицию Арктика-2007, но Комиссия ООН по внешним границам шельфа до сих пор не приняла никакого решения.

Другие конфликты постепенно решаются: в 1990 году была согласована граница между СССР и США в Беринговом море, а в 2010 году Россия урегулировала территориальный спор с Норвегией о границах в Баренцевом море. С Норвегией есть договоренности насчет острова Шпицберген.

Для чего же страны прилагают столько усилий? Дело в том, что владение Арктикой открывает для страны весьма неплохие перспективы. Так, интересы России в арктической зоне можно свести к трем пунктам:

  1. природные ресурсы;
  2. Северный морской путь;
  3. вопросы обороноспособности.

Главное – это, конечно, природные ресурсы. Хоть до сих пор нет точных оценок углеводородных запасов Арктики, хоть там крайне сложные условия добычи, арктические месторождения позволят серьезно укрепить финансы страны, которая будет их добывать.

Так, по оценкам Геологической службы США на 2008 год, в Арктике насчитали 90 миллиардов баррелей запасов нефти. Даже при средней цене в 60 долларов за баррель потенциал территории огромен – более 5 триллионов долларов.

Не менее привлекательна и добыча газа на арктическом шельфе. Только 3 месторождения (Штокмановское, Русановское и Ленинградское) оценили в 10 триллионов кубометров газа, которые при цене в 250 долларов за тысячу дадут 2,5 триллиона долларов.

Конечно, не на каждом месторождении можно вести добычу, по крайней мере, при существующем уровне развития технологий. Но 13% мировых запасов нефти и 30% запасов газа стоят того, чтобы вести дипломатические войны за территорию.

Но углеводороды – не все, что есть в Арктике. Только лишь на материковой части Арктики уже обнаружены редкоземельные металлы, золото, платина, алмазы, никель, медь, кобальт и множество других минералов.

Наконец, Арктика – это 20% мировых запасов пресной воды, и уже в скором времени этому найдут применение.

Что касается Северного морского пути, то это тоже крайне перспективное направление для грузов из Азии в Европу и обратно. СМП конкурирует с Суэцким каналом: если судно идет из Иокогамы (Япония) в Мурманск через него, то преодолевает 12 840 миль, а через СМП – всего 5 770 миль:

Схема Северного морского пути (отмечен синим)

Но пока, хоть перевозка грузов через СМП и растет, до показателей Суэцкого канала ему далеко. Одна из причин – финансовая: проход по Северному морскому пути формально бесплатный, но за ледокольное сопровождение нужно платить (по некоторым данным, около 380 тысяч долларов). Также нужно оплачивать страховку – это еще около 70 тысяч долларов.

Поэтому, хоть путь и более краткий, на него больше ориентируются компании из Китая, которые опасаются провокаций со стороны США при прохождении через Суэцкий канал.

Что же касается обороноспособности, то здесь переоценить значение Арктики сложно – это весьма короткий путь от России до США, поэтому контроль над территорией важен для национальной безопасности.

Губернатор-исследователь

В 1825 году, почти сразу после своего возвращения в Петербург, Врангель, уже в качестве капитана, отправился в новое кругосветное плавание — 25-е в истории отечественного флота. Его транспорт «Кроткий» находился в открытом море почти два года и вернулся в Кронштадт в 1827 году. А сразу за возвращением последовало назначение Врангеля в Русскую Америку.

врангель_4

Аляска, 1827 год

Фото: Getty Images/Three Lions

Губернатор Аляски, он и в этой должности не отказался от своих научных изысканий, занявшись исследованиями североамериканского побережья на всем протяжении от Берингова пролива до Калифорнии. В 1837 году Врангеля с почетом приняли в Лондонское Королевское географическое общество.

И лишь в 1841 году, вернувшись в Россию, чтобы возглавить Российско-Американскую компанию, ведавшую торговлей на Аляске, он наконец издал подробное описание своей сибирской экспедиции. Его «Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю» на долгие годы стало одной из настольных книг всех исследователей Арктики.

А в 1845 году он стал одним из инициаторов создания уже Русского географического общества, в котором возглавил Отделение общей географии. В конце 1840-х Фердинанд Врангель вышел в отставку, намереваясь полностью посвятить себя науке. Но уже в 1854-м вернулся на службу — началась Крымская война, и в Морском ведомстве как никогда нужны были опытные моряки. В 1855 году Фердинанд Врангель, моряк, исследователь, вице-адмирал, родившийся в некогда опальной семье, был назначен морским министром Российской империи.

В 1857 году он покинул этот пост из-за болезни, а в начале 1860-х и вовсе уехал из Петербурга. Последние годы своей жизни Врангель прожил в своем поместье в одной из эстляндских деревень, где занимался в основном метеорологическими исследованиями.

Он скончался в 1870 году в возрасте 73 лет.

За три года до этого, в 1863-м, американский китобой Томас Лонг стал первым человеком, который осмотрел остров, расположенный на месте, отмеченном Фердинандом Врангелем на своей сибирской карте. Хотя первыми о существовании острова в 1843 году сообщил экипаж английского судна «Геральд», Лонг назвал эту землю островом Врангеля.

врангель_5

Остров Врангеля

Фото: РИА Новости/Александр Лыскин

«Я назвал эту землю именем Врангеля потому, что желал принести должную дань уважения человеку, который еще 45 лет тому назад доказал, что полярное море открыто», — написал тогда Лонг.

Особенности освоения Сибирских земель

Процесс колонизации свободных земель за Уральским хребтом включал постепенное продвижение первооткрывателей на Восток до самого тихоокеанского побережья и закрепление на Камчатском полуострове. В фольклоре народов, населявших северные и восточные земли, для обозначения русских чаще всего используется слово «казак».

В начале освоения Сибири русскими (16-17 века) первопроходцы продвигались, главным образом, по рекам. По суше они шли только в местах водораздела. По прибытии в новую местность, первопроходцы начинали мирные переговоры с местным населением, предлагая присоединиться к царю и платить ясак – натуральный налог, как правило, пушниной. Переговоры не всегда оканчивались успешно. Тогда дело решалось военным путем. На землях местного населения устраивались остроги или просто зимовья. Там оставалась часть казаков для поддержания покорности племен и сбора ясака. Вслед за казаками шли крестьяне, духовенство, купцы и промышленники. Наибольшее сопротивление оказывали ханты и другие крупные племенные союзы, а также Сибирское ханство. Кроме того, имели место несколько конфликтов с Китаем.

Требования к оформлению статей

Тексты докладов для публикации принимаются к началу конференции – объём до 15 стр. в Word, шрифт Times New Roman, кегль 12 пт, интервал 1,5 для текста и для постраничных сносок. Чёрно-белые фотографии, чертежи, схемы в формате JPEG (не менее 300 dpi), не более 5 илл.; обязательно наличие подписей под илл.; внутри текста должны быть проставлены ссылки на илл., например: (рис. 1). Ссылки постраничные. Текст публикации должен включать: сведения об авторе (авторах), аннотацию (300 слов), ключевые слова, а также перевод на англ. яз. названия статьи, сведений об авторе (авторах), аннотации и ключевых слов.

Оргкомитет оставляет за собой право отбора статей для публикации.

Примеры оформления статей смотрите в опубликованных сборниках предыдущих конференций в разделе Архив.

Эпоха Великих географических открытий

Карта Северного полюса Меркатора (1606 г.)

Исследования к северу от Полярного круга в эпоху Возрождения были вызваны как повторным открытием классики, так и национальными стремлениями к коммерческой экспансии, а также затруднены ограничениями в , отсутствием стабильных запасов продовольствия и недостаточной изоляцией экипажа от экстремальных погодных условий. холодный.

Достижения эпохи Возрождения в картографии

Патент короля Генриха VII , разрешающий Джону Кэботу и его сыновьям исследовать новые земли на западе

Основополагающее событие в освоении Арктики произошло в 1409 году, когда « География Птолемея » была переведена на латынь , тем самым введя понятия широты и долготы в Западную Европу . Навигаторы смогли лучше обозначить свои позиции, и началась европейская гонка в Китай , вызванная интересом к трудам Марко Поло . Inventio Fortunata , потерянная книга , описывает в резюме , написанной Якоба Cnoyen , но можно найти только в письме от Герарда Меркатора , плаваний, насколько Северный полюс. Одно из широко обсуждаемых утверждений заключается в том, что два брата из Венеции , Никколо и Антонио Зено , якобы составили карту своих путешествий в этот регион, которую их потомки опубликовали в 1558 году.

Война: открыть ворота, отстоять Север

С самого начала Великой Отечественной войны балтийское и черноморское «окна» закрылись. Самым близким путем в союзную Англию стали порты Русского Севера — Мурманск, Архангельск и Северодвинск (Молотовск, построенный перед войной).

Уже 31 августа 1941 года в Архангельск прибыл первый арктический конвой «Дервиш» с грузом каучука, армейских ботинок, топлива и пятнадцати истребителей «Харрикейн». В дальнейшем включились тихоокеанский и иранский маршруты. Но английские самолеты и танки, принявшие участие в битве за Москву, были доставлены именно в порты на Севере.

Оборона Советского Заполярья. Фото: Евгения Халдея, 1941

Не менее важной задачей, чем прием конвоев, была оборона Севера от финско-немецкой армии. Финские войска перерезали Мурманскую железную дорогу от станции Свирь до станции Масельгская

Продвигаясь на восток, враг мог захватить и линию на Архангельск, что прекратило бы снабжение страны из северных портов. Решающую роль в августе и сентябре 1941 года сыграла 88-я стрелковая дивизия, переброшенная морем и недавно построенной Сорока-Обозерской железной дорогой из Архангельска. Она остановила финнов, отбросила от Беломорска, и фронт на этом направлении стабилизировался до 1944 года.

Могут только русские

1 января 1915 года Николай II одобрил строительство железной дороги от Петрозаводска до Мурманского побережья. Строились два участка: Петрозаводск — Сороцкая бухта и Сорока — Мурман. В ноябре 1916 года участки торжественно соединились, и уже скоро самая северная железная дорога в мире начала пропускать поезда.

Перед началом Великой Отечественной войны была закончена однопутная линия Сороко-Обозерской железной дороги, соединившие Мурманскую дорогу с Северной. Войну дорога встретила без инфраструктуры, с пропускной способностью три эшелона в сутки. Линия была дооборудована и стала основной веткой для перемещения ленд-лизовских грузов из Мурманска в Москву и подкреплений на Карельский фронт. Министр иностранных дел Великобритании Энтони Иден, проехавший по железной дороге, не отмеченной на мировых картах, заявил, что совершить такое могли только русские.

Красота спасла храм

Существует легенда, что финское командование поручило пилоту истребителя уничтожить храм Преображения Господня на Кижах, так как на ней был советский пункт корректировки огня. Летчик облетел церковь, корректировочного пункта не обнаружил, восхитился красотой и не открыл огонь.

Русский Север всегда помогал остальной стране в самые смутные и опасные годы, нередко жертвуя собой. Нам есть за что благодарить этот край, хранящий памятники подвигов и страданий.

Климатические обратные связи

Изменения в Арктике вызывают тревогу, поскольку могут привести к обратным эффектам, которые, в свою очередь, приведут к дальнейшему потеплению. Например, когда летом тает белый морской лед, обнажаются участки темной открытой воды, которые могут поглощать больше тепла от солнца. Это дополнительное тепло помогает растопить еще больше льда. Известно, что потеря морского льда является одной из движущих сил Арктического усиления.

Вечная мерзлота также может быть вовлечена в обратные связи. По мере ее таяния растения и животные, которые были заморожены в земле, начинают разлагаться. Когда они распадаются, то выделяют углекислый газ и метан обратно в атмосферу, что может способствовать дальнейшему потеплению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector