Аварский каганат: история происхождения, разгром

Содержание:

Семейный уклад

Жизнь аварцев базировалась на почитании и уважении старшего поколения. Так, невестка, приходя в дом мужа, не имела права первая заговаривать со свекрами. Обычно свекровь заводила разговор уже на следующий день, а молчание свекра могло длиться годами. Однако чаще молодые жили одни: по традиции родители мужа строили для сына новый дом и после свадьбы отправляли его жить туда. В аварских семьях всегда существовало четкое половое разделение. Юношам и девушкам не разрешалось оставаться наедине, притрагиваться друг к другу, тесно общаться. В доме всегда была женская и мужская половина, и даже после свадьбы женщина спала и жила в одной комнате с детьми, а не с мужем. Когда мальчикам исполнялось 15 лет, они переходили жить в отцовскую спальню. Детей любили, но с детства приучали к труду и нравственности, обучали военному делу, поскольку сами аварцы считали себя народом-воином.

Найдено научных статей по теме — 15

Андийцы, аварцы и лезгины в воспоминаниях Кароля Калиновского

Адамчевски П.

В статье представлены воспоминания Кароля Калиновского о жизни и культуре аварцев, андийцев и лезгин. Поляк оказался на Кавказе как ссыльный в царское войско, которое размещалось на этой территории. В 1846 г.

К истории сражения 1885 г. При Р. Кушка с участием туркмен под командованием офицера-аварца

Соегов М.-Г.

В статье на фоне событий, происходивших в период присоединения Мервского оазиса современного Туркменистана (бывшая Закаспийская область) к Российской империи, а также сражения, развернувшегося 18 (30) марта 1885 г.

Мифологические персонажи традиционных верований аварцев-каратинцев

Сефербеков Р. И., Сефербеков М. Р.

Рассматриваются языческие мифологические персонажи, входившие в пантеон и демонологию одного из субэтносов аварцев-каратинцев, проживающих в Ахвахском районе Дагестана.

Географические особенности расселения аварцев в границах современного Азербайджана

Шейхов Магомед Шарапудинович

В статье исследовано расселение одного из народов, населяющих Азербайджан (второй по численности после азербайджанцев), аварцев, выявлены причины переселения и возникновения населенных пунктов и проблем, связанных с разделением на

Боги охоты у аварцев

Гаджиханов Якуб Курбанович, Сефербеков Руслан Ибрагимович

Статья посвящена описанию богов охоты, входивших в пантеон одного из дагестанских этносов аварцев.

Естественные красители для тканей у аварцев в xix — начале XX вв.

Гамзатова Патимат Курбановна

В статье рассматривается применение естественных красителей для окраски пряжи и материала в кустарно-ремесленном производстве Дагестана в XIX начале XX вв.

Обычай избегания в традиционной и современной свадебной обрядности аварцев

Алигаджиева Заира Алиевна

Автор, основываясь на материалах этнографических исследований, описывает особенности свадебного обряда избегания у различных народов Северного Кавказа. В работе представлена классификация избеганий и ограничений.

Выбор невесты в свадебной обрядности аварцев: традиции и инновации

Алигаджиева Заира Алиевна

Статья посвящена выбору невесты в свадебной обрядности с выявлением степени сохранности традиционного и нового.

Брачный возраст аварцев в традиционной и современной свадебной обрядности

Алигаджиева Заира Алиевна

В статье исследуется брачный возраст аварцев в традиционной и современной свадебной обрядности.

Выдающиеся аварцы

Одной из наиболее ярких фигур в истории аварского народа является имам Шамиль — уроженец села Гимры, Унцукульского района Аварии (1797—1871). В качестве выдающихся аварцев достойны упоминания также следующие лица: правители Суракат, Умма-хан «Справедливый» и Умма-хан «Бешеный», имамы Гази-Мухаммед и Гамзат-бек, наибы Шамиля Хаджи-Мурад и Мухаммед-Амин Асиялав, генерал царской армии Максуд Алиханов-Аварский, учёные-арабисты Мухаммед Мусалав-Кудутлинский, Абубакар Аймакинский, Ибрахим-Хаджи Гидатлинский, шейх Узун-Хаджи Салтинский, внук имама Шамиля Саид Шамиль, фельдмаршал Османской империи Фазиль-паша Дагестанлы, имам Нажмудин Гоцинский, художник-политэмигрант Халил-Бек Мусаясул (Halil Beg Mussayassul, снискавший в нацистской Германии восторженную оценку как талантливый творец «истинно арийского искусства», был лично знаком с Адольфом Гитлером и Лени Рифеншталь), генерал-полковник советской армии Магомед Танкаев, турецкий герой корейской войны 1950-1953 гг., удостоенный высокими наградами Министерства Обороны США и благодарностью от Правительства США, — Хаджи Алтынэр (чей портрет запечатлён на почтовых марках), турецкий генерал Мехди Сунгур, турецкие учёные-богословы Шерефеддин из Кикуни, Омер Зияудин Бинатлы, Мехмед Захит Котку, министр госбезопасности Турции Мехмет Гёльхан, генерал-майор КГБ Омар Муртазалиев, генерал советской армии Магомед Гитинамагомедов, профессиональные борцы греко-римкого стиля Магомед-Мама Махтилаев «Сали-Сулейман» из Телетля (по-прозвищу «Лев Дагестана», чемпион мира) и 207 сантиметровый атлет Осман из Кикуни (победитель Ивана Поддубного), пятикратный чемпион мира по вольной борьбе Али Алиев, золотые призёры Олимпийских игр по вольной борьбе Мустафа Дагестанлы (также четырёхкратный чемпион мира), Загалав Абдулбеков, Хаджимурад Магомедов, Мурад Умаханов, Сагид Муртазалиев, Мавлет Батыров, чемпион мира по дзю-до Абдулгаджи Баркалаев, двукратный чемпион мира по профессиональной борьбе Магомедхан Гамзатханов («Волк-хан»), золотой призёр Олимпийских игр по боксу Гайдарбек Гайдарбеков, двукратный чемпион мира по кикбоксингу Шамиль Магомедов, чемпион мира среди профессионалов по боксу Султан Ибрагимов, чемпион мира по тайскому боксу Магомед Исмаилов, чемпион мира по боям без правил Ибрагим Магомедов, космонавт-испытатель МАП СССР и заслуженный лётчик-испытатель РФ Магомед Толбоев, поэты Бегилав из Гергебиля, Эльдарилав из Ругуджа, Чанка из Батлаича, Гамзат из Цада, Расул Гамзатов, Адалло Али, турецкий журналист и прозаик Эртугрул Шевкет Авароглу.Всемирно известный суфийский шейх Саид Афанди Чиркейский.

Шамиль

Ответственность

Особенностью дагестанских мужчин является ответственность. Слово для них дороже жизни: если он что-то пообещал — сделает. Но даже самые ответственные способны забывать о мелочах, особенно если это касается бытовых вопросов, например, купить лампочку, отремонтировать шкаф, установить Интернет и так далее.

Как и все мужчины восточного типа, дагестанцы умеют много и красиво говорить, способны в мгновение вскружить голову комплиментами. Но везде есть свои подводные камни: дагестанцы очень религиозные, не каждый сможет нарушить традиции рода и жениться на христианке. Если у него уже есть своя семья, то он никогда не уйдет из нее. Семья — это святое, хотя романов на стороне может быть множество.

История народа

Земля, занимаемая аварцами в период с V по VI вв. до н. э., получила название Сарир. Это царство простиралось на севере и граничило с поселениями аланов и хазар. Несмотря на все обстоятельства, играющие в пользу Сарира, крупным политическим государством он стал лишь в X веке.

Хоть это и был период раннего средневековья, общество и культура страны были на весьма высоком уровне, здесь процветали различные ремёсла и скотоводство. Столицей Сарира стал город Хумрадж. Особенно отличившегося успешным правлением царя звали Аваром

История аварцев упоминает его как крайне отважного владыку, а некоторые учёные даже полагают, что название народа произошло от его имени

Спустя два века на месте Сарира возникло Аварское ханство — одно из самых сильных поселений, а среди прочих земель выделились самостоятельные «вольные сообщества». Представители последних отличались свирепостью и крепким боевым духом.

Период существования ханства был неспокойным временем: постоянно гремели войны, последствиями которых были разруха и стагнация. Однако в беде народ Дагестана объединялся, и его сплочённость лишь крепла. Примером тому было Андалалское сражение, не прекращавшееся ни днём, ни ночью. Впрочем, горцы добивались успеха благодаря знанию местности и различным хитростям. Этот народ был столь сплочённым, что в военных действиях участвовали даже женщины, гонимые желанием сохранить свой дом. Таким образом, можно сказать, что данная национальность (аварец) действительно получила верное название, вполне заслуженное воинственностью жителей ханства.

В XVIII веке многие ханства Кавказа и Дагестана вошли в состав России. Те же, что не желали жить под гнетом царской власти, организовали восстание, переросшее в Кавказскую войну, длившуюся целых 30 лет. Несмотря на все разногласия, во второй половине следующего века Дагестан стал частью России.

Аварцы как горцы и вооруженные люди

«Магиарулал» Маарулал означает «обитатели верхних земель, горцы», но другая группа аварцев описывается как принадлежащая к другой категории, «Хьиндалал» X’indalal (с мягким «χ»), а именно «жители равнины (теплые долины) и садовников ». Имя аварцы для аварцев имеет более узкое значение, особенно национальное, связанное с былой государственностью

«Авар» является важной частью слова «Авария» для Хунзахского ханства, образовавшегося примерно в 12 веке после распада местной империи Сарир («Трон»). С середины XIX века эта территория была Аварским районом Дагестанской области

Теперь это Хунзахский район (χunzaχ на литературном аварском языке или χwnzaa на местном диалекте) Дагестана.

Современный литературный язык аварцев (авар мак ‘) как в старину, так и сегодня известен среди аварцев как язык «боʔ» (болмац). Аварское слово «бо» «армия, вооруженный народ», согласно реконструкциям, первоначально было * ʔωar в протоаварском языке («ʔ» здесь означает глоттальную остановку).

Семейный уклад

Жизнь аварцев базировалась на почитании и уважении старшего поколения. Так, невестка, приходя в дом мужа, не имела права первая заговаривать со свекрами. Обычно свекровь заводила разговор уже на следующий день, а молчание свекра могло длиться годами. Однако чаще молодые жили одни: по традиции родители мужа строили для сына новый дом и после свадьбы отправляли его жить туда. В аварских семьях всегда существовало четкое половое разделение. Юношам и девушкам не разрешалось оставаться наедине, притрагиваться друг к другу, тесно общаться. В доме всегда была женская и мужская половина, и даже после свадьбы женщина спала и жила в одной комнате с детьми, а не с мужем. Когда мальчикам исполнялось 15 лет, они переходили жить в отцовскую спальню. Детей любили, но с детства приучали к труду и нравственности, обучали военному делу, поскольку сами аварцы считали себя народом-воином.

Появление и формирование народа

Как показывают археологические находки, первые поселенцы на территории современного Дагестана появились в период палеолита и мезолита. За много тысячелетий до нашей эры они уже разводили скот, умели обрабатывать землю, создавали орудия труда и оборонительные укрепления, что помогали сдерживать натиск воинственных соседей. Предположительно предками аварцев были племена албанов и легов, создавшие основу для появления нескольких народов Дагестана и соседних земель.

Однако в древнейшие времена нельзя было выделить конкретный народ среди многочисленных групп этносов. Выделение аварцев происходит приблизительно в VI веке нашей эры. В этот период появляется государство Сарир, ставшее крупнейшим и могущественнейшим образованием на территории Дагестана.

За счёт развития и процветания собственного государства происходит формирование основного народа, каким и являлись аварцы. Это были поистине “золотые времена” племён. Сарир получал дань драгоценностями, золотом и серебром от подвластных ему народов. На протяжении нескольких веков государство устанавливало правила, являясь центром власти в регионе

В дальнейшем исторический путь аварцев наполняется войнами и кровопролитными противостояниями. Несмотря на сложности, смену религии (язычество сменилось на христианство, а затем люди попали под влияние ислама), бедствия и испытания, аварцы остались стойким и мужественным народом, не покорившимся никому.

Хаджи-Мурат Аварский на фоне села Хунзах

Быт и занятия

аварцы, костюмы, одежда

Традиционные занятия населения — скотоводство и земледелие. Среди ремесел выделяются суконное ткачество, изготовление безворсовых ковров и ковровых изделий (Хунзах, Чиркей, Урма), узорное вязание (Тлярата, Бежта, Цумада), выделка войлока, бурок (анди), обработка кожи, резьба по камню и дереву (Согратль, Ругуджа, Гидатль, Чарода), кузнечное, медночеканное, оружейное, ювелирное дело (Гоцатль, Ичичали, Гамсутль, Чох, Согратль), золотое шитье (Чох, Хунзах), насечка металлом по дереву (Унцукуль). Аварцы ведут многоотраслевое сельское хозяйство: животноводство, полеводство, садоводство. Многие заняты в промышленности. В 20 в. получили развитие аварская литература и искусство, выросли кадры национальной интеллигенции.

Еда

Ошибочно считать, что основной рацион аварцев занимало мясо: оно выступало лишь дополнением к другим блюдам. Основное из них — хинкал, ничем не похожий на грузинские хинкали. Блюдо состояло из крупных кусков теста, сваренных в мясном бульоне с зеленью и овощами. Во многих селениях вместо хинкала варили супы, главным из которых была чурпа на основе щавеля, фасоли или чечевицы. В каждом доме были лепешки из тонкого теста — ботишалы. В качестве начинки использовали мясо, творог с зеленью, брынзу с приправами. Есть у аварцев и аналог пельменей: курзе. Они отличаются каплевидной формой, большим размером и обязательным защипом косичкой, который позволяет начинке не вытекать.

Агулы

Собственное название народа – агулар, что означает «жители Агула», реже – агул шуй. Дагестанский народ, численностью – 23,3 тыс.чел., что составляет менее 1% населения, проживающий на юго-востоке Республики в труднодоступных ущельях. Также небольшие группы живут на территории регионов России.
Агулы разделяются на 4 этнографические группы, проживающие в 4-х ущельях: хлюкдере, хушандере, курахдере, агулдере.

Форма общества – сельская община, имеющая отдельную территорию и собственное хозяйство. Семья строилась на основе тухума – патриархальном, кровнородственном объединении.
Агулы, как и большинство дагестанских народов, мусульмане-сунниты шафиитского учения. К народным праздникам относятся начало полевых работ, сбор урожая и т.д. Фольклор богат лирическими песнями, плачами, сказками, пословицами и поговорками, а также разнообразными танцами. Широкое развитие получило декоративное искусство, резьба по дереву и камню.

Традиционная одежда имеет такой же тип, как и у других дагестанских народов. Поверх одежды, мужчины одевали кожаный пояс, украшенный серебром. Женская одежда состоит из платья-туники, ярких шаровар, поверх – матерчатый пояс. Голова покрыта платком и покрывалом, волосы убраны в специальный мешочек.

Основной рацион состоит из белковой и мучной пищи (хинкал, пироги, сыр) и не имеет отличий от пищевых предпочтений другого населения Республики.

Селения агулов были оснащены высокими стенами, смотровыми и оборонительными башнями, которые сообщались между собой подземными ходами. Дома устанавливались ярусами, плотно прилегающими друг к другу с узкими улочками, напоминающими лестницы.

Национальными занятиями были земледелие и скотоводство. Также выделывали кожу, обрабатывали шерсть. На сегодняшний день агулы, переселившиеся на более равнинную местность, занимаются выращиванием винограда, фруктов, овощей. В горах более популярно изготовление ковров.

Традиции

Свадьба у аварцев всегда проходила с размахом и длилась от трех до пяти дней. Существовали следующие варианты выбора невесты:

  1. По сговору родителей. Практиковали «люлечные браки», однако чаще сватались за двоюродных братьев и сестер, предпочитая жениться в пределах тухума.
  2. По выбору юноши. Для этого он приходил в дом избранницы и оставлял в нем свою вещь: нож, папаху, пояс. Если девушка отвечала согласием, начиналось сватовство.
  3. Против воли родителей. Если молодые полюбили друг друга, но их родители не одобрили выбор, жених и невеста сбегали и венчались. Приходилось молить о родительском благословлении постфактум: хотя такая свадьба и считалась позором, прощение новая семья получала.
  4. По настоянию общества. Засидевшихся в девках и вдов выводили на центральную площадь и просили назвать имя свободного мужчины, который ей нравится. Выбранному приходилось жениться, если он не был в сговоре ни с кем другим.

В первый день свадьбы шумное застолье устраивали у друга жениха, и лишь на второй — в доме виновника торжества. Невесту приводили к вечеру, закутанную в ковер, и уводили в другую комнату, где она проводила вечер с подругами. На третий день родственники мужа чествовали молодоженов и дарили им подарки.

Особый обряд вхождения в новую семью существовал у невесты и назывался «обряд первой воды». На утро 3-5 дня сестры и снохи жениха давали невестке кувшин и с песнями шли вместе с ней за водой. После этого она была обязана включиться в повседневные хозяйственные дела.

Особое отношение у аварцев было к гостям: их принимали с почетом, даже если не знали цель визита. Любого незнакомца, пришедшего в аварское село, старейшина определял на постой. В доме его размещали в лучшей комнате, готовили праздничные блюда, не приставали с расспросами. Гость, в свою очередь, не должен был негативно высказываться о еде или хозяине, вставать из-за стола без спроса и проходить в женскую половину дома.

Жилище, одежда, культура аварцев

Равнинные поселки построены по современному типу. Традиционные жилища аварцев представляют собой каменные строения в 1, 2, 3 этажа с плоской земляной крышей или 4-5-этажные башнеобразные здания с отдельным входом на каждом этаже. Часто дома строились по такому принципу, что крыша одно служила двором для другого. Характерной особенностью жилища являлся центральный опорный столб, украшенный резьбой. В настоящее время аварцы стоят дома из камня в один или два этажа с застекленной террасой, покрывают железом или шифером.

Традиционным костюмом аварцев является туникообразная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, папаха, башлык, овчинная шуба, бурка, кожаный ремень. Женщины носили штаны, платье-рубаху, длинное платье с двойными рукавами, головной убор «чохто», представлявший собой чепец или капюшон с мешочком для кос, цветные покрывала, фабричные платки, овчинные шубы. Костюм отделывался вышивкой, серебром, дополнялся серебряными украшениями. Обувь у аварцев была кожаная, войлочная или вязаная.

Семейные отношения складывались на основе шариата, общественная жизнь регулировалась обычаями взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести. Сохранились пережитки домусульманских верований (почитание природных явлений, святых мест, обряды вызывания дождя и солнца и другие).

До наших дней дошли многие эпические и лирические сказания, песни, сказки, пословицы, поговорки. Аварцы играли на различных музыкальных инструментах: чагчане, чагуре, тамур-пандуре, лалу (вид свирели), зурне, бубне, барабане. Разнообразны танцы: быстрые, медленные, мужские, женские, парные.

В высокогорных районах аварцы проживали небольшими поселениями по 30-50 домов, в горных районах – поселениями по 300-500 домов. Дома составляли сплошную стену вдоль узких улиц, которые часто перекрывались навесом и образовывали тоннели. Во многих селениях ставили боевые башни.

Язык народа

Аварцы – национальность со своим отдельным языком, который относится к аваро-андо-цезской подгруппе кавказской группы. Южным и северным областям территории проживания свойственны два своих наречия, отличающиеся по некоторым фонетическим, морфологическим и лексическим признакам. Оба наречия имеют целый ряд диалектов, свойственных отдельным регионам республики. Литературный аварский язык сформировался в слиянии двух основных наречий, хотя значительным стало все же влияние северного. Ранее аварцы пользовались алфавитом из латинской графики, с 1938 года аварский алфавит – это буквы на основе русской графики. Основная масса народности свободно владеет русским языком.

Женщины

Несмотря на патриархальный уклад, у аварцев не было тирании женщин, их почитали и несказанно уважали. Даже дотронуться до посторонней девушки считалось для нее позором, а изнасилование означало кровную месть, поэтому практически никогда не встречалось. Царство женщины — дом, здесь она была главной и решала все хозяйственные вопросы, не спрашивая мнения мужа. В аварских женщинах ценили трудолюбие, покорный характер, порядочность, честность, чистоплотность, веселый нрав. Аварки отличались стройной фигурой и привлекательной внешностью, что не раз отмечали видевшие их иностранцы.

Культура

Аварский фольклор представлен легендами, сказками, пословицами и поговорками, а также песнями:

  • любовными
  • военными
  • плачами
  • героическими
  • историческими
  • лироэпическими
  • колыбельными

Все песни, кроме любовных и колыбельных, исполнялись мужчинами в один голос, напевно и проникновенно. Для аккомпанемента певцам и танцорам использовалось большое число традиционных музыкальных инструментов. Среди них:

  1. Струнные инструменты: чагур и комуз.
  2. Язычковые: зурна и ясты-балабан.
  3. Ударные: бубен и барабан.
  4. Смычковый: чагана.
  5. Свирельного типа: лалу.

Широко развито было искусство чеканки украшений из серебра, плетения узоров. Традиционными орнаментами и символами считали изображения волков и орлов, спиралевидные свастики, лабиринты, мальтийский кресты, солярные знаки.

Аварцы

Один из самых многочисленных и самых древних народов Кавказа – это аварцы. Живут они в Дагестане, а также в Чечне, Калмыкии, в восточной Грузии и в Азербайджане – всего около миллиона человек. Аварцы гордятся своей историей: ведь их предки обитали на территории Кавказа еще в период неолита, а язык современных аварцев, существовавший с незапамятных времен, не исчез, в отличие от многих языков дагестано-нахской группы.

История аварцев

История появления аварцев сложна и до настоящего времени до конца не выяснена. Одна из старинных грузинских летописей рассказывает библейскую версию рождения этого народа: она называет первопредком всех горцев Дагестана праправнука Ноя – Лекоса. Один из сыновей Лекоса –Хозоних – основал в горном ущелье город и назвал его своим именем, Хозанихети. Считается, что это искаженное слово Ханзах – древняя столица аварских ханов.

Если не вникать в сложные перипетии истории многочисленных кочевых народов, обитающих на территории Евразии тысячи лет назад и постоянно формирующие новые этносы, то коротко историю аварцев можно рассказать так. Тысячи лет до нашей эры предки аварцев были кочевниками, но примерно в третьем тысячелетии до н.э. они начали вести оседлый образ жизни, разводить скот и заниматься земледелием. Жизнь аварских племен (в античных источниках упоминаются племена «саваров», которые, вероятнее всего, и были предками современных аварцев) проходила в горах, в относительной изоляции от других племен и народов, что позволило сохранить не только язык и отличительные внешние особенности народа, но и многие традиции и обычаи.

В первом тысячелетии нашей эры в арабских летописях упоминается царство Сарир, на его месте чуть позже образовалось Аварское ханство. Это был союз независимых племен и обществ, которые объединялись под началом хана только в случае военной необходимости. Аварское ханство просуществовало до XVIII в., на протяжении нескольких последних веков находясь в зависимости от соседнего Ирана. К тому моменту, как ханство присоединилось к России в 1813 году, аварцы имели свою письменность, похожую на арабскую, и исповедовали ислам суннитского толка. В начале XIX века аварцы приняли участие в войне, в ней под предводительством Шамиля горцы пытались отстоять свою свободу. Однако активно консолидироваться как народ аварцы стали после образования Дагестанской АССР в 1921 году.

Религия аварцев

Сегодня аварцы в абсолютном большинстве – мусульмане-сунниты. Интересно, что уже упомянутое средневековое государство Сарир на Кавказе в качестве официальной религии выбрало православное христианство. Существует мнение, что до принятия ислама небольшая часть предков аварцев исповедовала иудаизм, однако достаточных доказательств этому нет. Как бы то ни было, ислам начал проникать на территорию современного Дагестана уже в VII в н.э., а окончательно обосновался здесь примерно в XV веке.

Современные аварцы

Численность аварского народа стремительно растет. Всероссийская перепись населения 2002 года показала, что за несколько последних десятилетий XX века численность аварцев в России выросла в 2,5 раза. В аварских семьях принято иметь несколько детей, поэтому рождаемость постоянно растет. Все чаще аварцы уезжают из сел в города, но, что интересно, этот народ практически не ассимилируется с другими народами: очень редко встречаются браки аварцев с русскими или представителями других кавказских национальностей. Современные аварцы, как и их далекие предки, успешно занимаются сельским хозяйством, виноделием, разводят коз и овец. Они чтят свои национальные и культурные традиции, многие знают аварский язык – в общем, делают все для того, чтобы аварцы как народ существовали еще долгие столетия.

История

Первые люди появились на территории современного Дагестана еще 8 тыс. лет до н.э. в эпоху верхнего палеолита-мезолита. В неолитическую эпоху у них уже были каменные жилища, активно развивалась скотоводство, животноводство и земледелие. Считается, что предками аварцев были племена албанов, легов и гелов, которые входили в состав древнейшего государства на Восточном Кавказе — Кавказской Албании.

Первый этап, заложивший основу национальной принадлежности аварцев, относится к VI веку новой эры. В этот период зарождается государство Сарир (также Серир), которое существовало до XIII столетия, считалось крупнейшим и самым могущественным в раннесредневековом Дагестане. Здесь активно процветали ремесла, сельское хозяйство, проходили торговые пути. Соседние государства платили правителям Сарира дань золотом, серебром, тканями, мехами, продовольствием, оружием. Объединение аварцев в этот период происходило и по религиозному признаку: взамен языческой мифологии пришло православие. Начиная с XII-XIII столетия все большее влияние на Сарир начинают оказывать исламские проповедники, которые вскоре обращают в новую веру практически все население. В это же время Сарир дробится на небольшие феодальные поселения, живущие самостоятельно и объединяющиеся лишь в случае войны. Аварские земли неоднократно пытались захватить монголы, однако встретили серьезный отпор и сменили тактику. В 1242 году во время похода Золотой Орды на Дагестан был заключен союз, подкрепленный династическими браками. В результате аварцы сохранили собственную независимость, однако под влиянием союзников образовали новое Аварское ханство, просуществовавшее более пяти веков.

Чеченцы-аккинцы

Народ, в основном проживающий на территории Чечни. Наименование произошло от названия села Большой Чечен. Собственное название – нохчий. Дагестанские чеченцы именуют себя аккинцы или ауховцы. Их численность 88 тыс.чел., что составляет 3% от населения Дагестанской Республики.
Большинство проживает на территории Чеченской Республики.

Также населяют Ингушетию, Дагестан, некоторые области России. Меньшими группами населены государства: Калмыкия, Северная Осетия, Казахстан, Турция, Украина, Иордания.
Чеченцы – последователи суннитской ветви ислама. Широко распространены суфийские учения в двух толкованиях: накшбанди и надири. До распространения ислама поклонялись божествам, олицетворяющим силы природы и оказывающим покровительство традиционным занятиям.

Основной элемент общества – суфийские общины-вирды и родовые кланы (тейпы). Местами сохранялось многоженство. Браки между родственниками до третьего колена были запрещены. Из обычаев сохранились гостеприимство, побратимство, взаимопомощь, кровная месть. Вопросы кровной мести и возможности примирения решались на общих сходах. При женщинах нельзя было мстить, наказывать или убивать. На сегодняшний день чеченцы живут обычными гражданскими семьями.

Жилье – дом в несколько комнат, расположенных в ряд с отдельным выходом на террасу, которая протягивается вдоль всего дома. В интерьере практически отсутствовала мебель, обустройство комнат состояло из нескольких скамеек, сундука и низкого столика. На стенах вешали ковры и шкуры, а также оружие. Очаг и зола считались священными. Старшая женщина в семье была хранительницей очага.

Основные занятия: скотоводство и земледелие. Занимались разведением породистых лошадей, крупного рогатого скота и овец. Из ремесел были развиты: кузнечное и ювелирное, производство шелка, обработка кости и рога.

Одежда мужчин состояла из рубахи, штанов, черкески и бешмета. Головной убор – высокая папаха из ценного меха, олицетворяющая достоинство мужчины. Сбить с головы папаху, означало навлечь на себя кровную месть. Женская одежда состояла из длинной рубахи-туники и штанов. По цвету одежды можно определить статус женщины и ее семейное положение.

Пищевыми предпочтениями в теплое время года являются мучные, молочные блюда и фрукты, в холодное время – мясные. Из повседневной пищи: супы, каши, блины и чебуреки, лепешки с разнообразными начинками, мясной бульон.

Хозяйство аварцев

В ХIV-ХV веках прекращаются вторжения кочевников, большое внимание уделяется земледелию, аварцы начинают выращивать товарное зерно. На равнинных районах аварцы выращивали ячмень, пшеницу, голозерный ячмень, рожь, овес, просо, бобовые, кукурузу, картофель, лен, коноплю

В горных районах и предгорьях земледелие сочеталось со скотоводством, в высокогорье ведущая роль принадлежала скотоводству (главным образом отгонному овцеводству).

Традиционные породы овец грубошерстные, в советское время появились тонкорунные породы овец. Существовавшие государственные образования обычно поддерживали друг с другом дружественные отношения, что обеспечивало беспрепятственный перегон скота с гор на равнину и обратно. Стадо состояло обычно на 2/3 из овец и коз и на 1/3 из крупного рогатого скота, лошадей и ослов. Во все времена аварцы занимались садоводством и виноградарством, практиковали террасирование горных склонов, беспаровой севооборот, чередование сельскохозяйственных культур, трехъярусное использование участков. Существовала оросительная система.

Аварцы использовали деревянные и металлические орудия труда: деревянный плуг с железным лемехом, мотыгу, кирку, малую косу, серп, молотильные доски, волокуши, вилы, грабли, деревянную лопату. Среди главных промыслов и ремесел можно назвать ткачество (сукноделие), производство войлока, ковров, медной посуды, деревянной утвари. Аварцы занимались обработкой кож, ювелирным, кузнечным, оружейным делом, резьбой по камню и дереву, чеканкой по металлу (серебру, меди, мельхиору).

Женщины

Несмотря на патриархальный уклад, у аварцев не было тирании женщин, их почитали и несказанно уважали. Даже дотронуться до посторонней девушки считалось для нее позором, а изнасилование означало кровную месть, поэтому практически никогда не встречалось. Царство женщины — дом, здесь она была главной и решала все хозяйственные вопросы, не спрашивая мнения мужа. В аварских женщинах ценили трудолюбие, покорный характер, порядочность, честность, чистоплотность, веселый нрав. Аварки отличались стройной фигурой и привлекательной внешностью, что не раз отмечали видевшие их иностранцы.

Происхождение и история

В научной литературе существует много гипотез о происхождении аварского населения, рассмотрим основные из них:

  1. Аварцы – кочевой народ восточно-иранского происхождения, вторгшийся на территорию Средней Азии и завоевавший данную территорию, создавший макросемью сино-кавказцев.
  2. Авары – предки  протомонголов.
  3. Авары являются предками евразийских аваров вархонитов – кочевой народ, переселившийся из Средней Азии в Центральную Европу, создавший государство Аварский Каганат в 6 веке.

Однако достоверной информации о генетическом происхождении аваров на сегодняшний день нет, ученые определили, что по генетическому коду аварцы были схожи с поляками, иранцами, осетинами, чеченцами, курдами, абазинцами.

Расцвет Аварского государства

Государство аварцев называлось Сарир, оно распологалось между территорией аланов и хазар, эти данные зафиксированы в источниках арабского путешественника ал-Масуди.

Согласно историческим данным, арабского исследователя Ибн Русте, государство Сарир, располагалось на территории, простирающейся от южной Черкессии до северной части Азербайджана, расцвет государства был при правлении царя Авара, который вступил в политический союз с аланами, заключив династический брак между народами, против борьбы с приграничными государствами.

От монголов до войн с персами

В 1222 г монгольскими ханами во главе с Джебе и Субудаем совершались две попытки завоевания горного района Дагестана – Аварского государства, однако аварское население мужественно выстояло все битвы, таким образом, между ордынцами и аварцами был заключен политический союз, основанный на династических браках наследников ханов.

Экспансия XVI-XVII века

Аварские ханы начали активное расширение своих территорий до Северного Азербайджана, подчинив племена: багвалинцев, чамалинцев, тиндинцев.

Омар-Хан Аварский – великий человек в истории кавказского народа, который достиг вершины своего могущества, посредством захвата новых территорий.  Таким образом, успешная внешняя и внутренняя политика хана Омара Аварского способствовала созданию крепкого и могущественного государства.

Кавказская война и Имамат Шамиля

В результате присоединения Кавказа к России в 1803 года, часть Грузии и Аварского ханства вошли в состав Российской Империи. Аварцы – свободолюбивый, воинственный и сильный народ, который не хотел терпеть чужую власть и тяжелые денежные поборы.

Конец священной войны

Шамилю приходилось воевать на двух фронтах: против Российской Империи и во внутренней междоусобной войне, тратя силы на решение внутренних и внешних проблем,  авторитет лидера стал постепенно падать, народ уставал от постоянных военных действий и человеческих жертв, что способствовало изменению баланса военно-политических сил, часть аварской армии стала поддерживать  Российскую Империю.

В результате ликвидации Аварского ханства, был организован аварский круг – административная единица Республики Дагестан, часть народа эмигрировала в Османскую Империю. Для сохранения мирных отношений и союза, аварский народ получил привилегии и почести, возможность служить в подразделения царского конвоя.

В составе СССР

После образования СССР, была создана Дагестанская АССР.

В 1930 годах  аварский язык был переведен на латынь и кириллицу, в школах и вузах стали активно преподавать родной язык, население региона становилось более образованным и интеллигентным.

Army and military photos

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector