Великобритания — географическое положение и общая характеристика страны

Исполнительная власть

Функции исполнительной власти принадлежат Правительству.

Входная дверь резиденции премьер-министра на Даунинг-стрит

Высшей инстанцией Правительства является Кабинет, назначаемый монархом. Главой Кабинета является Премьер-министр, который выбирается монархом с учётом неписанных конвенций (кандидат на пост должен быть членом Палаты общин и иметь поддержку Общин, достаточную для назначения). Затем премьер-министр выбирает остальных министров, которые и составляют Правительство и являются политическими главами Департаментов. Примерно 20 главнейших министров составляют Кабинет министров.

Как и в других системах правления, исполнительная власть (собственно и называемая коллективно «правительством») несет ответственность перед Парламентом: получив от парламента вотум недоверия, правительство будет вынуждено либо уйти в отставку, либо попытаться распустить Парламент и провести всеобщие выборы. На практике члены всех основных партий Парламента строго контролируются на предмет соответствия их голосов политике их партий. Если правительство обладает подавляющим большинством, то маловероятно, что они не смогут провести законопроект через голосование.

В ноябре 2005 года правительство Тони Блэра потерпело первое поражение (предложение о продлении срока задержания террористов до 90 дней). До этого в последний раз законопроект не прошёл через Палату общин в 1986 году (один из трёх случаев в XX столетии). Правительства с незначительным перевесом, а также коалиционные, более подвержены риску потерпеть поражение. Иногда они вынуждены обращаться к крайним мерам, например, привозить на больничной кушетке заболевших членов Парламента, чтобы получить большинство голосов. Маргарэт Тэтчер в 1983 и Тони Блэр в 1997 пришли во власть с таким перевесом, что при несогласии с оппозиционными партиями они гарантированно выигрывали практически все голосования Парламента и могли реализовать радикальные программы реформы выборов.

↑ Понятие государства

Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях:

1) в узком значении государство — институт господства, носитель государственной власти. Государство существует в виде того, что противостоит «обществу»;

2) в широком значение государство —  государственно оформленная всеобщность, союз граждан, община. Здесь оно обозначает целое, охватывающее «государство» (в узком смысле) и «общество».

Существует множество различных определений понятия «государство». 

Так, по мнению великого русского философа И.А. Ильин, 

«…Государство — это организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но и поддерживающих ее силою патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужественными поступками».
«Оно обладает административным и правовым порядком, изменяемым посредством законодательства, в соответствии с которым осуществляется организованная корпоративная деятельность административного персонала, также регулируемая законом. Эта система порядка претендует на принудительную власть не только над членами государства, гражданами, большинство которых обрело свое членство по рождению, но и в весьма значительной степени над всеми действиями, происходящими на контролируемой им территории. Таким образом, это обязательная ассоциация с территориальной основой. Более того, в новое время применение насилия считается легитимным только пока дозволено государством и предписано им… Претензия государства на монополию применения насилия столь же сущностно важна для него, как и свойства принудительной юрисдикции и непрерывной организации».
В современных учебниках можно встретить такое определение государства:
«…Государство — основной институт политической системы классового общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры; в классово антагонистических обществах находится в руках экономическигосподствующего класса (классов) и используется им, прежде всего для подавления своих социальных противников. Государство обладает монополией на принуждение всего населения в рамках определенной территории, правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов».
Таким образом, понятие «государство» трактуется весьма многозначно: 

  • это организация крупной общественной группы (отождествляется с таким понятиями, как «страна», «народ», «отечество», «родина»); 
  • это организация политической власти (в данном контексте оно сводится к власти, закону, правосудию, управлению); 
  • это властная администрация (здесь рассматриваются те или иные государственные органы власти — президент, парламент, правительство и т.п.).

Кабинет министров

В XVIII в. реальная исполнительная власть переходит от короля к кабинету министров (7-11 человек), образованному на основе королевского Тайного совета. В соответствии с конвенционной

нормой король назначает главой правительства лидера победившей на выборах партии — подобное правление носит строго партийный характер. Премьер-министр, большинство депутатов нижней палаты относятся к одной партии — тори (консерваторов) или вигов (либералов). Партия, проигравшая выборы, формирует т. н. «теневой кабинет», официально признанный конституционным правом (с XIX в. лидер «теневого кабинета» получает жалование как глава оппозиции Ее Величества). Премьер-министр подбирает себе команду самостоятельно, часто руководствуясь не деловыми качествами министров, а иными мотивами, часто личными (близость ко двору, дружба с премьером и т.д.).

Функции кабинета министров:

а) управление государственным аппаратом через министров — членов кабинета;
б) исполнение законов, принятых парламентом;
в) контроль над законодательной деятельностью парламента (министры, которые одновременно являются депутатами парламента, имеют право вносить правительственные законопроекты, обсуждаемые в первую очередь),
г) нормоустанавливающая деятельность (в том числе и т. н. «делегированное законодательство» — парламент предоставляет правительству право издания актов, имеющих силу закона);
д) составление и исполнение бюджета;
е) осуществление внешней политики (например, заключение международных договоров, ратифицируемых впоследствии парламентом).

В XVIII-XIX вв. получает развитие принцип «ответственного правительства», т. е. правительства, ответственного перед нижней палатой парламента (палатой общин).

Оказалось, что правительство может нормально исполнять свои функции (заключить договоры, вносить законопроекты, осуществлять делегированное законодательство) лишь до той поры, пока оно пользуется поддержкой большинства депутатов. В противном случае может быть поставлен вопрос о доверии правительству (крайняя, экстраординарная форма контроля парламента над правительством). Утратившее доверие парламента правительство теоретически может пойти тремя путями:

  • изменить свою политику в соответствии с требованиями парламента;
  • уйти в отставку в полном составе, т.к. ответственность правительства носит солидарный характер. (В 1782 г. правительство, возглавляемое Нортом, ушло в отставку в полном составе из-за проигрыша войны с северо-американскими колониями);
  • просить короля издать указ о досрочном роспуске нижней палаты и назначении внеочередных выборов.

До середины XIX в. правительство шло двумя путями (уход в отставку либо досрочные выборы). Однако в 1834 и 1847 гг. досрочно переизбранная нижняя палата вновь вынесла вотум недоверия правительству.

В демократическом государстве (а это определение вполне подходит для Великобритании) досрочные выборы — крайне дорогая в финансовом отношении и достаточно непопулярная в отношении политическом мера. К тому же в то время в Великобритании были проведены избирательные реформы, значительно расширившие электорат (совокупность потенциальных избирателей), что делало выборы еще более сложными. Посему правительство в случае вотума недоверия предпочитает уходить в отставку (хотя по-прежнему возможен досрочный роспуск нижней палаты); даже в политическом плане это сделать проще — отправить в отставку 7-12 человек (кабинет) или 650 человек (численный состав нижней палаты) — цифры сами говорят за себя.

Примечания

Источники

  1.  (англ.). www.lawteacher.net. Дата обращения: 14 января 2021.
  2. Alex Dean.  (англ.). Prospect Magazine (17 декабря 2020). Дата обращения: 14 января 2021.
  3.  (англ.). UK Parliament. Дата обращения: 29 апреля 2017.
  4. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 4 июня 2015.
  5. Правовые системы стран мира :Энциклопедический справочник /Авт. кол. : Ф. М. Решетников, У, З. Батлер, В. В. Бойцова и др. ; Отв. ред. А. Я. Сухарев. −2-е изд. изм. и доп. -М. :Норма, 2001. — ISBN 5-89123-527-7, C. 24-45
  6. . РАПСИ (6 октября 2017). Дата обращения: 13 июля 2019.
  7. Конституционное право зарубежных стран  : учебник / В. Е. Чиркин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юристъ, 2000. — ISBN 5-7975-0267-4, C. 349—370
  8. Иностранное конституционное право / Под редакцией проф. В. В. Маклакова. — М.: Юристъ, 1996. — C. 39—68. — ISBN 5-7357-0102-9.
  9. . www.parliament.scot (8 августа 2018). Дата обращения: 16 января 2021.
  10.  (англ.). Oxbridge Applications. Дата обращения: 16 января 2021.
  11.  (англ.). HeraldScotland. Дата обращения: 16 января 2021.
  12. . www.parliament.scot (8 июля 2018). Дата обращения: 16 января 2021.
  13.  (англ.). Centre on Constitutional Change. Дата обращения: 13 января 2021.

литература

Немецкий
  • Бернд Беккер: Политика в Великобритании. Введение в политическую систему и баланс первых лет правления Тони Блэра . Шенинг, Падерборн и др. 2002; ISBN 3-8252-2373-6 .
  • Стефан Брёхлер : «Новая Вестминстерская модель» — Великобритания: демократия (почти) с разделением властей?, В: Сабина Кропп и Ханс-Йоахим Лаут (ред.), Разделение властей и демократия. Концепции и проблемы «горизонтальной подотчетности» в межрегиональном сравнении , Баден-Баден 2007, стр. 141–167.
  • Эмиль Хюбнер, Урсула Мюнх: Политическая система Великобритании. Введение . CH Beck, Мюнхен, 1998 г .; ISBN 3-4064-2051-6 .
  • Томас Крумм, Томас Нотцель: Система правления в Великобритании. Введение, Мюнхен 2006 г.
  • Маркус Мей: Регионализм в Великобритании — взгляд с культурной и научной точки зрения ; Берлин 2003
  • Томас Заальфельд : Законодательство в британской политической системе . В: Вольфганг Исмайр (ред.): Законодательство в Западной Европе. Страны ЕС и Евросоюза . VS Verlag für Sozialwissenschaften, Wiesbaden 2008, pp. 159–199.
  • Ханс Сетцер: Избирательная система и партийное развитие в Англии. Пути демократизации институтов 1832-1948 гг . Зуркамп, Франкфурт-на-Майне, 1973; ISBN 3-5180-0664-9 .
  • Роланд Штурм : Политика в Великобритании, VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2009. ISBN 3-5311-4016-7 .
  • Альфред Шренк: Внешняя политика и политика безопасности Соединенного Королевства
английский
  • Ян Бадж, Дэвид Маккей, Джон Бартл, Кен Ньютон: Новая британская политика . 4-е издание. Пирсон, Харлоу 2007; ISBN 1-4058-2421-2 .
  • Патрик Данливи, Ричард Хеффернан, Филипп Коули, Колин Хэй: изменения в британской политике 8 . Palgrave, Лондон, 2006; ISBN 1-4039-4843-7 .
  • Марк Гарнетт, Филип Линч: Изучение британской политики . Пирсон, Харлоу 2007; ISBN 0-5828-9431-X .
  • Билл Джонс, Деннис Кавана, Майкл Моран, Филип Нортон: Политика Великобритании ; 6-е издание. Пирсон, Харлоу 2007, ISBN 1-4058-2411-5 .
  • Роберт Лич, Билл Коксолл, Линтон Робинс: британская политика . Palgrave, Лондон, 2006; ISBN 1-4039-4922-0 .

Избирательная реформа 1928 года

Одна из главных реформ была проведена в 1928 году, когда женщины получили право голосовать на равных правах с мужчинами. Консервативный кабинет, который и провел эту реформу, рассчитывал получить женские голоса на ближайших выборах, но надежды не были оправданы. Прирост в 4 миллиона голосов, позволивший достигнуть 26 миллионов избирателей в 1929 году, не принес должного эффекта, и большая часть жителей встала на сторону лейбористов. Стоит отметить, что в вышеописанный промежуток ценз оседлости снизился с шести до трех месяцев; исключение составил округ Олстер, для которого ценз остался прежним.

После принятия реформ 1926 и 1928 годов, избирательное право Великобритании допускало к голосованию больше половины населения страны (20 миллионов из 33-х приняли участие в голосовании в 1945 году). Подобное право считалось достаточно широким для того времени, но все равно не могло достигнуть эффекта, требуемого массами: значительное влияние оказывала мажоритарная избирательная система, способная исказить процесс голосования даже при гипотетическом отсутствии прочих недостатков.

Палата общин, которая избиралась исходя из широкого избирательного права, по-прежнему находилась рядом с олигархической палатой лордов, и подобное соседство создавало враждебную обстановку, где участники были готовы выступить друг против друга в нужный момент. Отношения между палатами не представлялись урегулированными и после принятия соответствующего акта в 1911 году, и неудачное решение становилось более очевидным при росте лейбористов 1918 года. Палата лордов уверенно держится как 50 лет назад – так и сейчас как цитадель консерватизма. Подобное положение создавало для Великобритании неоднозначные ситуации: в случае, если во главе правительства стояли консерваторы, палата лордов не проявляла активности, но, в случае нахождения во главе представителей другой партии, палата лордов по возможности создавала трудности и эксплуатировала все возможности, предоставленные «Актом о парламенте». Стоит отметить, что упомянутые полномочия имели достаточно влиятельный характер: палата лордов имеет право отсрочить на два года любое решение правительства, и необходимо было предусмотреть активное использование этой возможности в случае, если у власти окажутся лейбористы.

Замечание 1

Интересно, что палата лордов имела права накладывать двухлетнее вето на билли, которые не являются финансовыми, и до определенного момента Англия не видела прецедента принятия билля, попадающего под категорию «финансовый», но в то же время не имеющего ничего, относящегося к финансам. Подобная стратегия позволила обойти полномочия палаты лордов, строго описанные в Акте 1911 года, оставив только косвенную власть над финансами.

Внешняя и колониальная политика

Лидеры и консерваторы и либералы стремились к расширению Британской империи (так с 70-х гг. XIX в. называлась Великобритания вместе с колониями).

Британская империя в 1900 г.

Один из наиболее убежденных сторонников расширения империи (они называли себя империалистами) Сесил Роде заявил: «Как жаль, что мы не можем добраться до звезд… Я бы аннексировал (т. е. захватил) планеты, если бы смог».

В Северной Африке Англия оккупировала Египет и захватила Судан. В Южной Африке главной целью англичан был захват республик Трансвааля и Оранжевой, основанных потомками голландских переселенцев — бурами. В результате англо-бурской войны (1899—1902) 250-тысячная армия англичан одержала победу, и бурские республики стали английскими колониями. В Азии Англия оккупировала Верхнюю Бирму, Малайский полуостров, укрепила позиции в Китае. Войны англичан сопровождались безжалостным истреблением местных жителей, оказывавших колонизаторам упорное сопротивление.

Накануне первой мировой войны Британская империя занимала территорию в 35 млн кв. км с населением свыше 400 млн человек, что составляло более пятой части площади земной суши и четвертую часть населения мира. (Вдумайтесь в эти цифры и сделайте выводы.)

Эксплуатация колоний давала Англии огромные прибыли, позволявшие повышать заработную плату рабочим и тем самым смягчать политическую напряженность. С. Роде прямо говорил: «Если вы не хотите гражданской войны, вы должны стать империалистами».

Колониальные захваты приводили к столкновению Англии с другими странами, тоже стремившимися захватить побольше чужих земель. Самым серьезным противником англичан становилась Германия. Это вынудило английское правительство заключить союзные договоры с Францией и Россией.

Конституция и конституционные обычаи

В отличие от большинства национальных государств , Соединенное Королевство не имеет кодифицированной конституции, то есть не имеет единого документа, определяющего политическую систему страны, а также компетенции и ограничения отдельных государственных органов

Скорее конституционное право Соединенного Королевства основано на нескольких источниках, важность и вес которых зависит от постоянной адаптации к текущим обстоятельствам. Источники британского конституционного права включают статутное право, в минимальной степени, но часто имеющее фундаментальное значение, общее право, то есть обычное право, созданное множеством прецедентов, конвенции, которые в основном служат для ограничения политических действий, законы и обычаи парламента, которые, как считается, быть влиятельными толкователями конституции, такими как Уолтер Бэджхот и Уильям Блэкстон, и, в некоторой степени, европейского права

Несмотря на отсутствие разграничения во многих случаях, британское конституционное право содержит шесть неоспоримых основных принципов, а именно конституционную монархию , центральное унитарное государство , представительную демократию , суверенитет парламента , верховенство закона и разделение властей .

Государственная служба

Государственная служба Великобритании (англ. Civil Servie)— постоянная, политически-нейтральная государственная организация, которая поддерживает функционирование министерств правительства Её Величества при исполнении их обязанностей. В отличие от прочих демократий, в результате смены правительства, основная структура государственной службы остаётся неизменной, а сами госслужащие могут быть переформированы и направлены в различные госучреждения в зависимости от приоритетов того или иного политического курса, выбранного новым правительством.

Ядро гражданской службы организовано в виде целого ряда Государственных департаментов. Каждый департамент политически возглавляется одним старшим и небольшой командой младших министров. В большинстве случаев министр состоит в должности государственного секретаря и является членом Кабинета. Административное управление департамента возглавляется старшим госслужащим, которым, в большинстве департаментов, является Постоянный секретарь. Большая часть госслужащих занята в исполнительных агентствах правительства, подотчётных соответствующим департаментам.

За ядром организации британской гражданской службы прочно закрепилось название «Уайтхолл», потому что большинство департаментов имеют головные офисы с адресом на улице Уайтхолл.

Либерально-демократические режимы

В ряде стран демократический либеральный режим стал способом преодоления экономического кризиса, решения всех общественных проблем. К числу государств, в которых утвердился демократический режим, относились: Англия, Соединенные Штаты Америки, Франция, Канада.

Запоминаем новые слова!

Демократический режим — это политический режим, при котором народ принимает участие в управлении делами государства, права и свободы граждан защищены законом, закон стоит выше органов государственной власти и президента.

Либерально-демократический режим отличают следующие признаки:

  • верховенство закона;
  • рыночный тип экономики;
  • защита государством права на частную собственность;
  • независимость судебной власти;
  • выборность органов законодательной власти;
  • многопартийность;
  • защита со стороны государства гражданских прав и свобод;
  • наличие в обществе оппозиции;
  • утверждение принципов свободной торговли.

В начале 30-х годов либерально-демократические режимы в странах Европы и США приобрели некоторые новые особенности:

  1. В каждом из демократических государств была создана собственная система социального обеспечения. Государство покрывало расходы на пособия для малоимущих, затрачивало средства на преодоление последствий безработицы, организовывало общественные работы с целью увеличения занятости населения.Таким образом, государство сглаживало общественные противоречия, неравенство в доходах граждан путем социальных реформ.
  2. Расширилось государственное регулирование трудовых отношений. В большинстве государств рабочий класс был самым многочисленным, составлял основу общества, поэтому власти стремились удовлетворить требования рабочих. В демократических государствах были расширены права профсоюзов, приняты меры по урегулированию конфликтов между рабочими и работодателями.
  3. В США, Канаде, Франции и других демократических странах развернулось женское движение за расширение прав. Так в 1918 по всей Европе началось движение за женское избирательное право, и к 1919 году американки, англичанки, жительницы Нидерландов отстояли свое право принимать участие в выборах наравне с мужчинами.

Таким образом, Великобритания, США, Канада, Франция вступили в новую стадию развития организованного капитализма. В их обществах, построенных на господстве частной собственности, утвердился демократический политический режим, который сглаживал противоречия между буржуазией и пролетариатом с помощью социальных реформ.

Состав Великобритании

Соединённое Королевство занимает Британские острова. От
материка они отделены Северным морем и двумя проливами: Ла-Манш и Па-де-Кале. Площадь
государства с учётом всех островов – 244 тысячи кв. км.

Британия состоит из административно-территориальных частей. Это так называемые страны Соединенного королевства.

К ним относятся:

  • Англия;
  • Шотландия;
  • Уэльс;
  • Северная Ирландия.

Входящие в Британию страны имеют собственное административное
деление с городом-центром. Значительной автономностью обладают Шотландия, Уэльс
и Северная Ирландия.

Англия

Здесь сосредоточено большинство населения всей страны (84 %)
– 55,9 миллиона человек. Лондон – столица региона и один из крупнейших городов
Европы.

Англия – единственная административная часть без
собственного аппарата управления. Эту функцию выполняют парламент и
правительство Соединённого Королевства. Во главе исполнительной власти стоит
премьер-министр.

Регион включает девять регионов.

Что входит в Англию:

  • Большой Лондон;
  • Западный Мидленд;
  • Йоркшир и Хамбер;
  • Северо-Западная Англия;
  • Северо-Восточная Англия;
  • Юго-Западная Англия;
  • Юго-Восточная Англия;
  • Восточный Мидленд;
  • Восточная Англия.

Все эти земли имеют более мелкое административное деление.

Шотландия

Находится в северной части Великобритании, граничит с Англией. Также занимает 787 мелких островов, большая часть которых необитаема. Страна поделена на 32 муниципалитета.

Столицей является Эдинбург – второй крупный город после Глазго. В Шотландии действует собственное публичное и частное право. В 1997 году по результатам референдума был восстановлен шотландский парламент.

Здесь проживает 5,5 миллиона человек. Шотландцы составляют
84 % населения, англичане – 7,9 %. Также живут выходцы из Европы, Азии и
Африки.

Шотландцы известны своим суровым нравом и независимым характером. В стране периодически обостряются патриотические настроения, которые выливаются в споры о полной независимости Шотландии.

Последний референдум о выходе из состава Британии прошёл в 2014 году. Большая часть населения (55 %) выразила желание остаться в границах Соединённого Королевства.

Уэльс

Княжество располагается в южно-западной части государства, с
трёх сторон омывается морем. Столицей является Кардифф. Население составляет
3,1 миллионов человек, из них 96 % – англичане.

Уэльс разделён на 5 регионов и на 22 административные округа с равными правами.

В их число входят:

  • 9 графств;
  • 3 города со статусом сити;
  • 10 городов-графств.

Орган самоуправления княжества – Национальная Ассамблея Уэльса. Она состоит из 60 членов, которые переизбираются каждые 4 года, и обладает вторичной законодательной властью.

Исполнительным органом власти является Правительство Ассамблеи Уэльса. Его возглавляет первый министр, который выбирает остальных 8 министров с одобрения монарха.

Уэльс – одно из самых красивых мест Великобритании. Здесь
три национальных парка, пять заповедников, несколько средневековых замков.

Северная Ирландия

Это северо-восточная часть острова Ирландия, добровольно присоединившаяся к Британии после длительной англо-ирландской войны.

Центр сосредоточен в Белфасте – городе на побережье Ирландского моря. Регион поделён на 6 графств и 26 районов.

В сравнении с другими административными частями Северная Ирландия небольшая по численности. Её населяет 1,8 миллиона человек.

Также имеется историческое деление на области:

  • Манстер;
  • Ольстер;
  • Коннахт;
  • Лейнстер.

В качестве законодательного органа работает Ассамблея Северной Ирландии. В неё входит 108 человек, которые избираются населением. Несмотря на то, что регион подчиняется монарху,

Северная Ирландия сохраняет право выхода из состава государства. Для этого требуется набрать большее количество голосов «за» на референдуме.

Государственное устройство

26.04.2013
  Без рубрики

 

Великобритания в политическом плане является конституционной монархией. Порядок наследования престола определен Актом о престолонаследии (1701 г). Сыновья суверена наследуют престол по старшинству; в случае отсутствия сыновей престол переходит к старшей дочери. Правом на престол обладают только протестанты. Монарх считается главой государства, верховным главнокомандующим, главой администрации и светским главой официальной церкви Англии. Монарх – важный символ национального единства. Клятвы верности короне произносят министры, государственные служащие, полицейские и вооруженные силы; управление государством производится именем Ее Величества.Королева считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, верховным главнокомандующим вооруженными силами, светским главой англиканской церкви, имеет формальное право созывать парламент на сессии. Монарх является составной частью парламента наряду с Палатой лордов и Палатой общин; имеет право абсолютного вето на любой закон, принятый парламентом, однако последний раз это право было применено в 1707 г., за что получило прозвище «спящего полномочия»; монарх имеет право назначать и освобождать от должности премьер-министра и министров, но следуя сложившемуся за 200 лет конституционному обычаю, глава государства назначает премьер-министром лидера партии, победившей на выборах, а министров – по предложению главы правительства.

Только монарх имеет право досрочно распускать Палату общин, хотя в действительности согласно конституционному обычаю это всегда делается по решению правительства и премьер-министра.

Королева возглавляет Содружество наций, в состав которого входят 54 государства. Королева является главой государств ряда стран Содружества (о-ва Антигуа и Барбуда, Австралия, Багамские о-ва, Барбадос, Белиз, Канада, Гренада, Ямайка, Новая Зеландия, Папуа Новая Гвинея, о-ва Сент-Кристофер и Невис, Сент-Люсия, о-ва Сент-Винсент и Гренадины, Соломоновы о-ва и Тувалу), где королеву представляют генерал-губернаторы. Порядок наследования короны определяется нормами прецедентного права и рядом законодательных актов.

Великобритания — страна без Конституции. Порядок выборов, формирования правительства, а также прав и обязанностей граждан определяется многочисленными законами и указами. Несмотря на столь сложную структуру правовых и политических институтов эта великая страна с мощной экономикой и огромным поляризующим воздействием на общемировые процессы является правовым государством с доминирующими во всей его внутренней структуре принципами законности и морали. Нельзя переоценить и роль традиции во всех сферах отношений государства и общества Англии, например, существует черновой вариант конституции, который должен заменить существующий свод законов, но до окончательного претворения его в жизнь пройдет еще много времени, потому что нет единого мнения о существующей «неписаной» Конституции и о том, надо ли ее изменять.Высший орган законодательной власти – парламент (старейший в мире, создан в 1265 г.), который состоит из монарха (короля или королевы), Палаты лордов и Палаты общин. На деле же под парламентом понимаются лишь две палаты, а в обычном словоупотреблении – нижняя, которая осуществляет законодательные функции. Король подписывает все законы, и на основании конституционного обычая почти 300 лет не применяет принадлежащего ему права вето. Вето палаты лордов может быть преодолено нижней палатой простым большинством голосов, но на другой сессии парламента, что означает, что при созыве сессии раз в год верхняя палата может на год отсрочить вступление закона в силу. На практике палата лордов, как правило, возражения против законопроектов, принятых палатой общин, выдвигает очень редко.

Хотя глава государства по конституционной доктрине является составной частью парламента, с точки зрения концепции разделения властей он относится все же к исполнительной власти.

Как появились государства

Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.  

Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:

  • Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил.
  • ‍Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними.
  • ‍Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности.
  • ‍Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян. 

Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector