Какие проливы и заливы омывают европу

Крупнейшие проливы мира

Мозамбикский пролив

Длиннейшим проливом в мире является Мозамбикский пролив — 1760 километров. Ширина его при этом в самом узком месте составляет 422 километра, а глубина колеблется от сотни до трёх тысяч километров.

Девисов пролив

Девисов пролив является одним из самых крупных в мире. Его ширина достигает 950 километров (хотя, в среднем, составляет около 500 км). Пролив разделяет Канаду и Гренландию.

Гудзонов пролив

Протяжённость Гудзонова пролива составляет примерно 800 км, в то время как ширина колеблется от 115 до 240 километров.

Малаккский пролив

Малаккский пролив имеет длину 805 километров, и ширину около 40 км. Наибольшая его глубина едва-едва превышает сотню метров.

Реки Северной Америки

Континентальный водораздел проходит вдоль гребня Скалистых гор, разделяет континент на 2 больших водосборных бассейна. К востоку реки текут в сторону Ледовитого и Атлантического океана, а на западе впадают в Тихий океан.

Дренажные системы

Самые известные — Великих озер, Святого Лаврентия и Миссисипи — Миссури доминируют в гидрографии восточной и центральной части Северной Америки. Большая часть центральной части Соединенных Штатов и небольшая часть южной Канады осушаются на юг до Мексиканского залива рекой Миссисипи и его притоками, в частности, Миссури — самой длинной рекой в Северной Америке.

Множество коротких, но довольно объемных рек текут в Атлантику и Мексиканский залив вдоль хорошо орошаемых восточных берегов Канады, Соединенных Штатов и Мексики. Северная часть континента осушена великой системой рек Маккензи на западе Канады и многочисленными реками, впадающими в Гудзонов залив. К западу от Континентального водораздела расположены относительно крупные реки: Колорадо, Колумбия, Фрейзер и Юкон и множество непротяженных, но глубоководных потоков.

Речные режимы

Они отличаются большим разнообразием. Реки, текущие на север, такие как Юкон, Маккензи, Красная река, Нельсон и реки восточной Канады зимой замерзают. Поскольку их верхнее течение оттаивают раньше нижнего, северные участки подвергаются наводнениям, особенно если оттепель поздняя и совпадает с дождями в начале лета. Сент-Лоуренс достигает максимального уровня весной или в начале лета. Зимние осадки в водосборном бассейне падают на замерзшую поверхность и увеличивают сток во время весенней оттепели.

Список североамериканских рек, впадающих в Ледовитый океан:

  • Олбани;
  • Черчилль;
  • Меккензи;
  • Нельсон;
  • Северн.

Система Миссисипи также переполняется весной, поскольку таяние снега в верхних частях водосборного бассейна, расположенного южнее Великих Равнин, добавляется к весенним дождевым стокам, поэтому в юго-восточных штатах затопление территорий бывает частым и представляет серьезную опасность. У большинства восточных рек есть 2 паводковых периода, происходящих в начале лета и в конце зимы.

Босфор и Дарданеллы

Названия этих проливов всегда стоят в одном ряду. Босфор разделяет Европу и Малую Азию, тем самым соединяя Мраморное и Чёрное моря. Длина составляет 30 км, ширина – от 0,7 до 3,7 км. Вместе с Дарданеллой Босфор является одним из звеньев водного маршрута, соединяющего Средиземное море открытого типа с закрытым Чёрным.

Расстояние между проливами – 190 км. Морское судно, следующее из Чёрного моря, сначала заходит в Босфор, по обе стороны которого раскинулся Стамбул. Далее пересекается Мраморное море, и сквозь Дарданеллы корабль попадает в Эгейское море, которое, в свою очередь, является восточной составляющей Средиземного. И в древние времена, и в настоящем эта территория имеет высокую значимость и неоднократно являлась поводом для крупномасштабных войн.

Примечания

  1. Жуков Л.А. Общая океанология. Ленинград, 1976
  2. Жуков Л.А. Общая океанология. Ленинград, 1976
  3. БСЭ. 3-е издание. М.: 1969–1978
  4. БСЭ. 3-е издание. М.: 1969–1978
  5. Морской энциклопедический словарь. Т.1. Ленинград, 1991
  6. Морской энциклопедический словарь. Т.1. Ленинград, 1991
  7. Бурков В.А. Гидрологическая характеристика Атлантического океана. — в кн.: Атлантический океан. Наука, 1982
  8. Жуков Л.А. Общая океанология. Ленинград, 1976
  9. Разграничительная линия между морем Лабрадор и Девисовым проливом проходит от пересечения 60-й параллели с побережьем полуострова Лабрадор, (северо-восток канадской провинции Ньюфаундленд) до крайней южной точки Гренландии мыса Фарвель (см. )
  10. Граница между морями Северного Ледовитого и Атлантического океана у европейского побережья находится на 61° с.ш. в районе пролива Согнешеан у южного входа в огромный Согне-Фьорд; см.
  11. Меридиан 67°15′ з.д.-
  12. Меридиан 20° в.д. —
  13. Широта 60° ю.ш. —
  14. Кельтское море находится к югу от Ирландии и к западу от Бретани.
  15. Море Вадден, или Ваддерзе — внутреннее море Нидерландов между Голландией и Западно-Фризскими островами.
  16. море Бельт — внутреннее море Дании между островами Зеландия, Фюн и полуостровом Ютландия.
  17. Сааристомери, Saaristomeri (финск.), или Архипелагское море (Archipelago Sea по-английски и Skargardshavet по-шведски) — выделяемое Международной Гидрографической организацией море между Балтийским морем, и Ботническим заливом, охватывает район Аландских островов и море между архипелагом и побережьем Финляндией.
  18. Альборан — море в западной части Средиземного, между Испанией, Гибралтаром и Марокко.
  19. Море Ирмингера — часть Северной Атлантики к востоку от Гренландии, МГО в отличие от океанологов не признает его морем.
  20. Леонтьев О.К. Рельеф, Геологическое строение и геофизические поля дна // Атлантический океан. География мирового океана. 1984
  21. Леонтьев О.К. Рельеф, Геологическое строение и геофизические поля дна // Атлантический океан. География мирового океана. 1984
  22. Леонтьев О.К. Рельеф, Геологическое строение и геофизические поля дна // Атлантический океан. География мирового океана. 1984
  23. Бурков В.А. Гидрологическая характеристика Атлантического океана // Атлантический океан. М., 1982
  24. Мамаев О.И. Термохалинный анализ вод Мирового океана. Л., 1987
  25. Бурков В.А. Гидрологическая характеристика Атлантического океана // Атлантический океан. М., 1982

Где находится Магелланов проток

Проток расположен в Западном из полушарий и территориально прилегает к Южной Америке. Португальский мореплаватель Фернан Магеллан открыл пролив в 1520 году во время своего кругосветного путешествия.

До этого человечество считало, что Земля не является круглой, а скорее всего, она плоская. Мореплаватель решил опровергнуть данную теорию и, снарядив флот в несколько кораблей, и отправился из Португалии по Атлантическому океану на запад.

Путешественник прошел через открытый им канал и вышел в Тихий океан, откуда попал к восточным берегам Азии, и поплыл через Индийский океан домой.

Изначально открытая им водная артерия была названа самим исследователем, как «пролив Всех Святых». Только после смерти мореплавателя, когда его заслуги были признаны миром, протоку было решено переименовать в честь первооткрывателя.

Босфор (700 м)

Он образует неразлучную пару с проливом Дарданеллы, а вместе с расположенным между ними Мраморным морем они разделяют Европу от Азии. Турки называют его Истанбул-Богазы, что означает Стамбульский пролив. Этот пролив соединяет Мраморное море с Чёрным и является единственным выходом из последнего в акваторию Средиземного моря (Через Мраморное море и Дарданеллы). Это очень оживлённая водная артерия, через которую постоянно снуют нефтяные танкеры, грузовые и пассажирские суда.
В далёком прошлом на месте Босфора была древняя долина реки. Теперь она затоплена морской водой. В Босфоре действуют два встречных течения: снизу идёт солёное в сторону Черного моря, а поверху поток из более пресной воды направлен к Мраморному морю. Солёное течение продолжается по впадине на дне Чёрного моря в виде явления, которое назвали подводной рекой. Сообщение между европейской и азиатской частями Турции поддерживается с помощью мостов и железнодорожного туннеля «Мармарай», проложенного под Босфором.
Босфор является важнейшим проливом для всех стран, которые имеют порты на побережье Чёрного моря, поскольку через него они могут направлять свои суда в Средиземное море и далее в Атлантический или Индийский океаны. В XVII веке Босфор несколько раз покрывался ледяным панцирем, поскольку это был «малый ледниковый период».

Датский, 530 км

Датский пролив расположен между Гренландией и Исландией, поэтому другое его название – Гренландский. Его глубина составляет 226 м. Дно пролива неровное, по нему проходит гребень, разделяющий Атлантический океан и Гренландское море. Из-за того, что вода здесь никогда не смешивается, температура по разные стороны от гребня различается на 9°С.

Первыми пролив открыли викинги, исследовавшие моря в поисках новых земель. Во время Второй Мировой войны в водах Дасткого пролива происходило несколько сражений Британского флота с кораблями Рейха.

В настоящее время судоходство здесь развито слабо, в частности из-за большого количества дрейфующих айсбергов. Зато по воде то и дело снуют рыбацкие лодки: акватория богата различными видами рыб и членистоногих.

Настоящая достопримечательность – подводный водопад, самый большой в мире. Вода свергается в разлом на глубину более 3 км. Это зрелище, которое поистине захватывает дух. Оно возможно благодаря разному количеству солей и плотности воды, из-за чего она может низвергаться в глубины, которые до сих пор не изучены.

Босфор в Стамбуле

Знаменитый на весь мир город Стамбул уютно расположился прямо на границе двух материков, которые разделены проливом, в связи с этим, сердцем Стамбула можно уверенно назвать Босфор. Босфор — это удивительной красоты пролив, который зачаровывает всех гостей своими водами и контрастно убранными берегами. Здесь по соседству находятся современные небоскребы, рыбацкие поселки, величественные дворцы и многое другое. Все это является прекрасным символом сплетения роскоши и нищеты, древности и современности. Благодаря зеркальным водам, этот город получает особое очарование, которое ни с чем нельзя сравнить. Откуда же появилось название этого пролива? Здесь все связано с древнегреческим мифом, когда Зевс влюбился в жрицу Геры — Ио, которая являлась дочкой царя Инаха. После того, как супруга Зевса об этом узнала, она превратила Ио в корову и наслала на неё страшного шершня, от которого Ио тщетно пыталась убежать. И ее спасением стало то, что она спряталась в водах Босфора, после чего пролив и назвали «коровий брод». В том же случае, если обратиться к подлинной истории, а не легенде, то можно узнать о том, что первым человеком, который перешел через пролив по мосту, персидский царь Дарий, который переправил через Босфор семисоттысячную армию по временному мосту. Современные жители Турции с гордостью относятся к своим мостам. Перед тем как его стали разводить, многие местные твердили, что это испортит весь силуэт города, а также всю прелесть Босфора. Но даже не смотря на мост, который был возведен в в одном из красивейших городов мира, среди великих памятников истории, наравне с его мечетями и дворцами, ему удалось гармонично вписаться в извилины окружающих холмов. Также, существует теория, что пролив Босфор был сформирован примерно в 5600 году до нашей эры, из-за таяния крупных масс льда и снега в конце последнего ледникового периода, после чего, резко повысился уровень воды. Всего за несколько дней, мощный поток воды смог пробить пробку из Средиземного моря в Черное, которая представляла собой пресноводное озеро. Также, стоит заметить, что на подводных склонах побережья Черного моря Турции в ходе недавних археологических исследований нашли затопленные города. многие считают, что именно образование Босфора стало поводом для возникновению мифа о Всемирном потопе и Ноевом Ковчеге.

И чтобы полноценно ощутить на себе, что же такое пролив Босфор, необходимо обязательно, хотя бы один раз совершить увлекательную прогулку по проливу на борту любого туристического судна в квартале Каракой. Это удивительное и неописуемое путешествие, во время которого пред взором предстанет весь Стамбул с присущим ему величием и пафосом. А в том случае, если отложить поездку на вечер, то можно постараться заглянуть в самую душу «чуда из чудес» — древнегреческого названия Константинополя. Нет ничего более захватывающего, чем Босфор в вечернее время, который со всех сторон окрашен алым цветом заходящего солнца.

Осенью 2013 года, на дну Босфора открыли великолепный железнодорожный тоннель, который смог соединить два континента Стамбула. Для того чтобы пересечь границу, достаточно будет потрать всего 4 минуты. А от конечной до конечной станции по ветке Мармарай ехать 18 минут, а уже после, можно пересесть на метро. Этот туннель был создан специально для того, чтобы уменьшить нагрузки через мосты Стамбул, а также для того, чтобы уменьшить загазованность атмосферы. Во время строительства инженеры особенно заботились о безопасности пассажиров, благодаря чему, тоннелю Мармарай не повредили подземные толчки в этом сейсмоопасном районе.

На сегодняшний день, по проливу проходят различные крупные суда, которые перемещаются между Черным и Средиземным морями, также Босфор регулярно пересекают многочисленные туристические парому, которые передвигаются от одного берега к другому. На сегодняшний день, пролив может похвастаться международным статусом. К тому же, в том случае, если верить статистике Турецкой Ассоциации морских лоцманов, то каждый день через Босфор проходит более 155 судов. Из них 28-30 судов — это танкеры, а шести из них имеют одну общую длину в 200 метров. В них перевозят опасные вещества, к примеру, сырая нефть, сжиженный газ, топливо для реактивных двигателей и так далее.

Помимо всего вышеперечисленного, пролив Босфор является не просто узким каналом, а одним из самых сложных водных путей, с сильным течением в 6-7 км в час, с крутыми поворотами и многими другими опасностями. К тому же, в марте и в апреле, здесь бывают очень сильные туманы, а зимой тут даже случаются сильные бури, поэтому нужно быть максимально аккуратными и внимательными.

Океаны

Океан (от имени древнегреческого божества Океана) — крупнейший водный объект, составляющий часть Мирового океана, расположенный среди материков, обладающий системой циркуляции вод и другими специфическими особенностями. 

Площадь поверхности Мирового океана, в состав которого входят океаны и моря, составляет около 71 % поверхности Земли (около 361 млн км²). 

Список океанов

Океан Площадь, млн км² Объём, млн км³ Средняя глубина, м Наибольшая глубина, м Моря
Тихий 169,2 710 4280 11 022 (Марианский жёлоб) Берингово, Охотское, Японское, Восточно-Китайское, Жёлтое, Южно-Китайское, Яванское, Сулавеси, Сулу, Филиппинское, Арафурское, Коралловое, Фиджи, Тасманово
Атлантический 91,6 329,7 3600 8742 (жёлоб Пуэрто-Рико) Балтийское, Северное, Средиземное, Чёрное, Саргассово, Карибское, Адриатическое, Азовское, Балеарское, Ионическое, Ирландское, Мраморное, Тирренское, Эгейское; Бискайский залив, Гвинейский залив, Мексиканский залив
Индийский 73,556 292,1 3890 7725 (Зондский жёлоб) Андаманское, Аравийское, Красное, Лаккадивское, Тиморское; Бенгальский залив, Большой Австралийский залив, Персидский залив
Северный Ледовитый 14,75 18,1 1225 5527 (в Гренландском море) Норвежское, Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Гренландское, Бофорта, Баффина, Линкольна; Гудзонов залив
Южный* 20,327 72,37 3270 8264 (Южно-Сандвичев жёлоб) Море Лазарева, Море Рисер-Ларсена, Море Космонавтов, Море Содружества, Море Дейвиса, Море Моусона, Море Дюрвиля, Море Сомова, Море Росса, Море Амундсена, Море Беллинсгаузена, Море Скоша, Море Уэдделла

*Традиционно одни источники делили Мировой океан на четыре части, другие на пять. В публикациях Международной гидрографической организации Южный океан из состава Атлантического, Индийского и Тихого был выделен в 1937 году. Однако впоследствии от выделения отдельного Южного океана отказались. В 2000 году Международная гидрографическая организация приняла вариант разделения на пять океанов, но данное решение пока не прошло ратификацию и поэтому юридически остаётся лишь 4 океана. 

Крупнейшие проливы Атлантического океана

Название пролива

Какие водные бассейны соединяет

Длина пролива в километрах

Наименьшая ширина пролива в километрах

Наименьшая глубина на фарватере в метрах

Большой Бельт

Соединяет Балтийское море с проливом Каттегат

115

11

11

Босфор

Соединяет моря Черное и Мраморное

30

0,75

33

Дарданеллы

Соединяет Мраморное и Эгейское моря

120

1,3

29

Датский

Соединяет Атлантический океан и Гренландское море

530

287

120

Дейвиса

Соединяет море Баффина Северно-Ледовитого океана и Атлантический океан

1170

360

104

Дрейка

Соединяет океаны Атлантический и Тихий

460

820

276

Каттегат

Соединяет моря Балтийское и Северное

270

60

17

Керченский

Соединяет моря Азовское и Черное

41

4

5

Ла-Манш

Вместе с проливом Па-де-Кале отделяет Англию от материка и соединяет Северное море с Атлантическим океаном

578

32

23

Малый Бельт

Соединяет Балтийское море и пролив Каттегат

125

0,5

12

Мессинский

Соединяет моря Ионическое и Тирренское

33

3

72

Отранто

Соединяет моря Адриатическое и Ионическое

120

75

115

Па-де-Кале или Дуврский

Вместе с Ла-Маншем соединяет Атлантический океан и Северное море

37

32

21

Скагеррак

Соединяет моря Балтийское и Северное

225

60

53

Флоридский

Соединяет Мексиканский залив с Атлантический океаном

650

80

150

Эрссунн или Зунд

Соединяет Балтийское море и пролив Каттегат

102

3,4

8

Юкатанский

Соединяет Карибское море и Мексиканский залив

55

200

1269

Наиболее форсируемый пролив (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Пролив Ла-Манш разделяет два европейских государства: Францию и Великобританию. Он является соединительным звеном между Атлантическим океаном и Северным морем. Длина Ла-Манша составляет 578 км. В самой узкой части его ширина составляет 32 км, а в широкой – около 250 км. Более четырех тысяч людей пытались покорить пролив, но переплыть его удалось примерно одной тысяче человек. Ни один пролив мира не был так часто форсируем, как Ла-Манш.

Естественно, что пловцы выбирают самую узкую часть водоема – Па-де-Кале, где ширина не превышает 32 км. Пересечь пролив довольно непросто, так как даже в летний период температура воды не превышает 18 °С. Большую сложность вызывают течения, которые формируются в процессе приливов и отливов, а также сильный ветер и волны.

В 2012 году рекорд по времени заплыва поставил австралиец Трент Гримси. Он переплыл Ла-Манш за 6 часов 55 минут. Среди женщин рекорд принадлежит Иветте Главачовой – пловчихе из Чехии. Она преодолела расстояние за 7 часов 25 минут и 15 секунд. Ее рекорд был поставлен в 2006 году.

Наша планета не перестает удивлять, каждый ее уголок уникален и прекрасен. Проливы, моря и океаны — это все единые звенья одной цепочки под названием Мировой океан, без которого жизнь на Земле была бы невозможной.

Крупнейшие проливы Атлантического океана

Название пролива

Какие водные бассейны соединяет

Длина пролива в километрах

Наименьшая ширина пролива в километрах

Наименьшая глубина на фарватере в метрах

Большой Бельт

Соединяет Балтийское море с проливом Каттегат

115

11

11

Босфор

Соединяет моря Черное и Мраморное

30

0,75

33

Дарданеллы

Соединяет Мраморное и Эгейское моря

120

1,3

29

Датский

Соединяет Атлантический океан и Гренландское море

530

287

120

Дейвиса

Соединяет море Баффина Северно-Ледовитого океана и Атлантический океан

1170

360

104

Дрейка

Соединяет океаны Атлантический и Тихий

460

820

276

Каттегат

Соединяет моря Балтийское и Северное

270

60

17

Керченский

Соединяет моря Азовское и Черное

41

4

5

Ла-Манш

Вместе с проливом Па-де-Кале отделяет Англию от материка и соединяет Северное море с Атлантическим океаном

578

32

23

Малый Бельт

Соединяет Балтийское море и пролив Каттегат

125

0,5

12

Мессинский

Соединяет моря Ионическое и Тирренское

33

3

72

Отранто

Соединяет моря Адриатическое и Ионическое

120

75

115

Па-де-Кале или Дуврский

Вместе с Ла-Маншем соединяет Атлантический океан и Северное море

37

32

21

Скагеррак

Соединяет моря Балтийское и Северное

225

60

53

Флоридский

Соединяет Мексиканский залив с Атлантический океаном

650

80

150

Эрссунн или Зунд

Соединяет Балтийское море и пролив Каттегат

102

3,4

8

Юкатанский

Соединяет Карибское море и Мексиканский залив

55

200

1269

Ла-Манш, 578 км

Английский пролив, второе его имя, разделяет побережья Великобритании и Франции. Образовался он сравнительно недавно 200-400 тысяч лет назад в результате крупных наводнений. Ледник, ограничивавший озеро, растаял, и вода затопила перешеек, благодаря которому Британия была полуостровом. Ла-Манш соедини Атлантический океан и Северное море.

Погода здесь переменчивая и опасная. Туманы и штормы – нормальное явление для Ла-Манш. Погодные условия всегда были преимуществом Британского флота.

С 1994 года под проливом действует самый длинный подводный туннель, который соединил две страны: Францию и Великобританию.

Проливы

Босфор

Соединяет Черное море с Мраморным и является границей между Европой и Азией. На обоих берегах пролива раскинулся город Стамбул, бывший Константинополь. Водоем представляет собой узкую полоску воды толщиной 3,6 км и протяженностью в 30 км. Максимальная глубина – 120 м.

Дарданеллы

Еще один пролив, по которому проходит европейско-азиатская граница. Расположен южнее Босфора и соединяет Мраморное море со Средиземным. Отделяет Галлипольский полуостров от Малой Азии. В древности использовалось название Геллеспонт. Его длина составляет 65 км, а ширина изменяется от 1,5 до 6 км. Максимальная глубина равна 103 м.

Суэцкий канал

Рукотворное сооружение, введенное в эксплуатацию в 1869 году, сегодня считается границей между Азией и Африкой. Построен без шлюзов, поэтому его можно считать проливом. Длина канала равна 160 км. Ширина на уровне воды может достигать 350 м, но на уровне дна не превышает 60 м. Глубина составляет 20 м. Позволяет напрямую проплыть из Средиземного в Красное море.

Баб-эль-Мандебский пролив

В свою очередь, чтобы из Красного моря попасть в Аденский залив и далее в Индийский океан, необходимо пересечь Баб-эль-Мандебский пролив. Его ширина колеблется от 26 до 90 км, а протяженность оценивается в 109 км. Глубочайшая точка водоема находится на 220 м ниже уровня моря.

Ормузский пролив

Соединяет Персидский и Оманский залив, поэтому через него проходит вся нефть, которую государства Персидского залива поставляют на мировой рынок. Его ширина не превышает 54 км, а длина равна 195 км. Глубина может доходить до 229 м. По различным данным, через пролив проходит от 30 до 40% мирового морского экспорта нефти – около 17 млн баррелей в день.

Малаккский пролив

Соединяет акватории Андаманского и Южно-китайского моря. Его протяженность превышает 800 км, а ширина равна 40 км. Глубина водоема может доходить до 113 м. Рядом с выходом из пролива расположен город-государство Сингапур, процветающий за счет обслуживания грузопотока. Пролив отделяет Малайский полуостров от Суматры

Водоем является важной транспортной артерией, через которую ежегодно проходит более 50 тыс судов

Корейский пролив

Отделяет Корею от Японских островов. Длина пролива составляет 324 км, в самом узком месте ширина превышает 180 км. В центре водоема находится остров Цусима. Он делит акваторию пролива на два более мелких пролива – Западный и Восточный проход.

Татарский пролив

Отделяет от Азии остров Сахалин. Ширина пролива сокращается от 324 км в его южной части до 7,3 км на севере, в проливе Невельского. Длина водоема оценивается в 663 км. Существует множество проектов по строительству моста, дамбы или тоннеля через пролив, однако до сих пор ни один из них не реализован.

Берингов пролив

Отделяет Азию от Америки, а также соединяет Северный Ледовитый и Тихий океан. Также через него проходит линия перемены дат и морская граница России и США. Ширина водоема достигает 86 км. Глубина в проливе доходит до 91 м. Считается, что именно через Берингов пролив первые люди смогли попасть в Америку, так как 10 тысяч лет назад уровень воды в Мировом океане был значительно ниже.

Гибралтарский пролив

Через него Средиземное море связано с Атлантическим океаном, а Пиренейский полуостров Европы отделен от Африки. В самом узком месте ширина пролива составляет всего 14 км. Глубина доходит до 1181 м.

В проливе проходят два противоположных друг другу течения. По поверхности вода движется из Атлантики в Средиземное море, а на глубине поток направлен в другую сторону. Древние греки называли скалы на берегах пролива Геркулесовыми столбами, так как считали, что именно Геракл и прорубил этот проход.

Гибралтарский пролив имеет огромное стратегическое значение, так как является воротами в Средиземное море. Поэтому Великобритания в начале XVIII века захватила у Испании его европейский берег. До сих пор между двумя странами идет территориальный спор о принадлежности Гибралтара. Африканский берег входит в состав Марроко.

Существуют проекты по строительству мостов или туннелей через пролив, но на сегодня ни один из них не реализован.

Афроевразия

Афроевразия и прилегающие острова.

Афроевразия (реже Афразия или Еврафразия) — суперконтинент и крупнейший массив суши на Земле, включающий материки Африку и Евразию (Евразия в свою очередь делится на Азию и Европу). Площадь поверхности достигает 84 980 532 квадратных километров, на которых проживает около 5,7 миллиардов человек, или приблизительно 85 % населения Земли. Он также известен как Старый Свет, в противоположность Америке, именуемой Новым Светом.

Континент Афроевразия упоминался как Всемирный Остров: название, предложенное сэром Хэлфордом Джоном Маккиндером в статье «Географическая ось истории». Термин не включает в себя нематериковые острова и архипелаги.

Характеристика береговой линии

Охарактеризовать изрезанность береговой линии Евразии очень просто, если знать её географическое расположение, сколько морей и заливов вдаются в сушу и общий вид на физической карте мира.

Этот материк отличается сильноизрезанными берегами. Запад и север материка омывают Атлантический и Северный Ледовитый океаны. Моря глубоко вдаются в сушу и обособляют множество полуостровов. На юге расположены Аравийский полуостров и Индостан. Они окружаются Индийским океаном, где островов очень мало, а самый крупный из них Шри-Ланка. На востоке также сильно изрезана береговая линия из-за множества окраинных морей, расположенные вокруг всего континента.

Пролив Дрейка (800 км)

Находящийся южнее оконечности Южной Америки пролив Дрейка ограничен с севера архипелагом Огненная Земля, насчитывающим около 40 тысяч больших и мелких островов, а с юга – Южными Шетландскими островами, относящимися к материку Антарктида. Этот пролив – единственная артерия (кроме Панамского канала), которая соединяет два самых больших океана Земли – Тихий и Атлантический.
Пролив Дрейка всегда был опасным для мореплавателей, которые убедились в этом, когда ещё впервые его проходили на парусных судах. Этому есть несколько причин. Первая – ужасная погода и неистовые штормы, нагоняющие волны высотой до 20 метров, при этом дует ураганный ветер со скоростью 40 м/с. Кроме того, в проливе Дрейка много айсбергов, отколовшихся от соседней Антарктиды. А ещё здесь действует очень сильно циркумполярное течение. Самая южная точка Южной Америки – острова Диего-Рамирес, находится здесь же. Однако редкие в этих местах туристы чаще посещают мыс Горн, до которого намного проще добраться. Назван пролив в честь англичанина Френсиса Дрейка, который первым из европейцев прошёл здесь в 1578 году.

Пролив Лонга (146 км)

Между островом Врангеля и Евразией находится пролив Лонга, который одновременно соединяет Чукотское и Восточно-Сибирское моря. По его акватории проходит условная линия перемены дат. Назван пролив в честь Томаса Лонга – американского китобоя, который стал первооткрывателем острова Врангеля. Находящийся в Заполярье пролив почти всегда покрыт льдами, но тем не менее, через него проходит северный морской путь. Но навигация здесь крайне тяжёлая из-за мощных торосов, поэтому она осуществляется только в короткие летние месяцы. Чтобы обеспечить круглогодичное судоходство, потребовалось бы много ледоколов, что оказалось нерентабельно. В основном по проливу Лонга ходят суда, которые обеспечивают районы крайнего Севера товарами первой необходимости.

Климат и география

В период палеогена наблюдалось устойчивое снижение температуры климата Земли, в сравнении с предшествующим меловым периодом. Лед начал формироваться как на Северном, так и на Южном полюсах, и сезонные изменения были более выраженными в северном и южном полушариях, что оказало значительное влияние на жизнь растений и животных. Северный суперконтинент Лавразия постепенно разделился на Северную Америку на западе и Евразию на востоке, а южный суперконтинент Гондвана продолжал разделятся на Южную Америку, Африку, Австралию и Антарктиду, и все они медленно дрейфовали к их нынешним позициям.

Список по ширине:[править]

  1. — Каркинитский (118,5 х 480 км);
  2. — Анадырский (278 х 400 км);
  3. — Карагинский (117 х 239 км);
  4. — Кроноцкий (68,5 х 231 км);
  5. — Олюторский (83 х 228 км);
  6. — Петра Великого (80 х 200 км);
  7. — Сахалинский (100 х 160 км);
  8. — Енисейский (225 х 150 км);
  9. — Камчатский (74 х 148 км);
  10. — Шелехова (650 х 130 км);
  11. — Двинская губа (93 х 130 км);
  12. — Оленёкский (65 х 130 км);
  13. — Терпения (65 х 130 км);
  14. — Губа Буор-Хая (120 х 110 км);
  15. — Гданьский (74 х 107 км);
  16. — Анива (90 х 104 км);
  17. — Чаунская губа (150 х 100 км);
  18. — Мезенская губа (105 х 97 км);
  19. — Удская губа (100 х 83 км);
  20. — Таймырский (40 х 80 км);
  21. — Байдарацкая губа (180 х 78 км);
  22. — Анабарский (67 х 76 км);
  23. — Финский (420 х 70 км);
  24. — Кандалакшский (185 х 67 км);
  25. — Пенжинская губа (300 х 65 км);
  26. — Гыданский (200 х 62 км);
  27. — Авачинский (40 х 60 км);
  28. — Чёшская губа (110 х 55 км);
  29. — Хатангский (220 х 54 км);
  30. — Онежская губа (185 х 50 км);
  31. — Варангер-фьорд (Варяжский)(120 х 50 км);
  32. — Тазовская губа (330 х 45 км);
  33. — Уссурийский (51 х 42 км);
  34. — Каламитский (13 х 41 км);
  35. — Печорская губа (100 х 40 км);
  36. — Бухта Нордвик (37 х 39 км);
  37. — Таганрогский (140 х 31 км);
  38. — Посьета (33 х 31 км);
  39. — Феодосийский (13 х 31 км);
  40. — Обская губа (800 х 30 км);
  41. — Креста (102 х 25 км);
  42. — Фаддея (37 х 20 км);
  43. — Находка (8 х 18 км);
  44. — Куршский (63 х 17 км);
  45. — Бухта Тикси (21 х 17 км);
  46. — Хайпудырская губа (46 х 15 км);
  47. — Стрелок (12 х 15 км);
  48. — Восток (6 х 15 км);
  49. — Амурский (65 х 9 км);
  50. — Славянский (9,3 х 4,85 км);
  51. — Бухта Крашенинникова (10 х 3,6 км);
  52. — Авачинская бухта (24 х 3 км);
  53. — Колючинская губа (100 х 2,8 км);
  54. — Калининградский (Вислинский)(91 х 2 км);
  55. — Кольский (57 х 1 км);
  56. — Крабовая бухта (1 х 0,35 км);
  57. — Малокурильская бухта (1 х 0,35 км);
  58. — Кратерная бухта (1 х 0,3 км).

Дарданеллы (1,3 км)

Пролив Дарданеллы, называемый ещё Чанаккале, знаменит тем, что он разделяет Балканский полуостров, относящийся к Европе и полуостров Малая Азия, являющийся западной оконечностью Азии. Им соединены Эгейское и Мраморное моря. Древние греки называли его Геллеспонтом. Не удивительно, что этот пролив имеет важнейшее стратегическое значение, поскольку позволяет контролировать всё судоходство, ведущееся из акватории Чёрного моря в сторону Средиземного моря. Дарданеллы имеют длину 65 километров, а ширина его изменяется от 1,3 километра до 6 километров.
Пролив Дарданеллы вместе с проливом Босфор и небольшим Мраморным морем являет единую цепочку водного пространства, которое соединяет акватории Средиземного и Черного морей и одновременно являются естественной границей, разделяющей два континента – Европу и Азию, севернее Чёрного моря сливающиеся в единый материк Евразию. Турки называют его Чанаккале Богазы – по городу, находящемуся на его азиатском берегу.

Большой Бельт (11 км)

На востоке от пролива Большой Бельт находятся острова Зеландия и Лолланн, а на западе от него – острова Фюн и Лангеланн. Из трёх датских проливов, связывающих Балтийское море с Каттегатом, Большой Бельт является самым большим. Его фарватер имеет глубину более 20 метров, что сделало пролив важнейшим морским маршрутом к Балтике. Большой Бельт проходим даже для океанских судов, хотя последние несколько раз сталкивались возле моста. Международным водным путём пролив Большой Бельт стал после принятия Копенгагенской конвенции в 1857 году. Но его западная часть, расположенная между островами Спрого и Фюн, считается датскими территориальными водами и управляется этим государством.

Заключение.

Режим международных проливов претерпел существенные изменения в ходе истории. В отдаленном прошлом серьезной проблемой была необходимость оплаты сборов, взимаемых прибрежными государствам за проход судов. В дальнейшем на передний план выдвигаются вопросы свободы судоходства

С недавних пор важное значение стало уделяться проблемам загрязнения морской среды нефтетанкерами и судами с ядерными двигателями. В прошлом веке наблюдалась тенденция к либерализации права прохода через международные проливы в мирное время, и можно предположить, что в будущем данная тенденция сохранится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector