Знаки масонов и предсказание о крахе династии романовых: загадки и легенды казанского собора
Содержание:
- История происхождения Казанский кафедральный собор
- История
- Скульптурные украшения
- Храм-памятник
- Масонский знак
- Начало строительства новой святыни
- Где находится Казанский собор в Санкт-Петербурге и часы работы
- Конкурс проектов нового собора.
- Казанский собор
- Интерьер Казанского собора
- Внутренний облик и интерьер
История происхождения Казанский кафедральный собор
Корни происхождения Казанского собора Санкт Петербурга уходят в далекие 70-е годы восемнадцатого столетия и начало свое берут с Храма Рождества Пресвятой Богородицы, спроектированной русским архитектором М.Земцовым. Строительство церкви началось в 1733 году. Освящался храм богослужения под покровом святой иконы в 1737 году при участии императрицы Анны Иоанновны. Храм была местом, где русская армия торжествовала свои победы. В 1799 году, воодушевленный увиденным великолепием собора Св. Петра в Риме, император Павел I дал распоряжение создать подобие рядом с храмом. Великий царь не успел осуществить свой замысел. Им только был утвержден проект бывшего крепостного Андрея Воронихина, который за свои труды был назначен Павлом I главным архитектором.
История
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
6 (17) сентября 1733 года на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта являлся архитектор Михаил Земцов. Освящение храма состоялось13 (24) июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до освящения в храм был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список с чудотворной иконы, обретённой в Казани в конце XVI века. В 1747—1748 годах живописец Луи Каравак создал храмовый образ «Рождества Богородицы».
В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович. Церковь была местом, где отмечались многие победы русской армии.
В середине XVIII века планировалось придать храму более парадный вид. Так, архитектор Семён Волков разработал проект пятиглавого завершения и новой колокольни, но он не был осуществлён. В конце XVIII века ещё один проект разрабатывали Джакомо Кваренги и Николай Львов.
Строительство Казанского собора
В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П. Гонзаго, Ч. Камерон, Д. Тромбаро, Ж. Тома де Томон. Однако, ни один представленный проект утверждён не был.
Через год граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи резиденции которого находился храм, предложил императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором (и бывшим крепостным Строгановых) А. Н. Воронихиным. Этот проект получил одобрение, а граф Строганов стал председателем попечительского совета при строительстве собора.
Закладка нового храма произошла 27 августа (8 сентября) 1801 года в присутствии императора Александра I. На строительстве Казанского собора на общественных началах, в качестве помощника Воронихина работал архитектор и гравёр Николай Федорович Алфёров. Строительство было окончено в 1811 году и обошлось казне в 4,7 млн руб. 1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А. Н. Воронихин, был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени.
15 (27) сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение собора. В том же году была разобрана старая церковь.
Собор в XIX—начале XX века
Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа в Отечественной войне 1812 года. В 1812 году сюда доставлены почётные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Здесь же был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов.
До конца 1829 года в соборе продолжалась работа по отделке, которой руководил О. Монферран. Первый ремонт в соборе прошёл в 1844—1845 годах, второй, включавший в себя реставрацию образов и стенной живописи, — в 1862—1865 годах.
27 октября (8 ноября) 1893 года в соборе отпевали П. И. Чайковского.
21 февраля (6 марта) 1913 года в соборе во время празднования 300-летия дома Романовых, произошла давка, по официальной версии унесшая жизни 34 человек.
24 мая (6 июня) 1917 года в соборе, путём «свободного голосования клира и мирян», состоялись выборы правящего архиерея (единственный раз за всю истории епархии). Большинство голосов выборщиков получил епископ Гдовский Вениамин (Казанский).
18 января 1921 года митрополит Вениамин (Казанский) освятил «пещерный» зимний придел священномученика Ермогена, Патриарха Московского.
С 1930-х годов
Гонения на церковь, происходившие при советской власти, коснулись и Казанского собора. Интерьер собора сильно пострадал при изъятии в 1922 году церковных ценностей. Храм перешёл в руки обновленцев и после закрытия в 1928 году Исаакиевского кафедрального собора получил статус кафедрального собора обновленческой Ленинградской епархии. 25 января 1932 года собор был закрыт, а 15 ноября1932 года в здании открыли Музей истории религии и атеизма. В 1950—1956 годах была проведена реставрация интерьера, а в 1963—1968 годах — фасадов.
Богослужения возобновились 25 мая 1991 года в левом приделе. В следующем году был освящён главный придел. 30 апреля 1994 года на купол был поднят крест. Полное освящение собора состоялось 29 марта 1998 года. Его совершил митрополит Владимир (Котляров). В 2000 году собор получил статус кафедрального. Ранее имел этот статус в марте—ноябре 1923, январе 1925 — январе 1932 года, когда находился у обновленцев.
Скульптурные украшения
Скульптурное оформление осуществлялось с особым мастерством. До сегодняшних дней сохранилось богатство наружной скульптуры. Из внутренних скульптурных украшений остались лишь два прекрасных барельефа:
- один из них — работы Жана-Доминика Рашетта «Взятие воинами Христа в вертограде»;
- второй — работы Феодосия Федоровича Щедрина «Шествие Христа на Голгофу».
Остальные шедевры, увы, разрушились. В 1814 году из-за сырости осыпалась отделка храма вместе со всей украшавшей интерьер лепниной, что привело к порче практически всех рельефных композиций. В 1820 году их решили не восстанавливать, а нанести на стены декоративную роспись.
Храм-памятник
Михаила Кутузова проводили в последний путь и похоронили в храме. На основании изображения архитектора Воронихина сделали перегородку, которая отделяла место захоронения великого князя от мраморной плиты, расположенной выше.
Казанский собор в Санкт-Петербурге хранит свыше 100 флагов и знамен уничтоженных боевых подразделений Франции, более 90 ключей от оборонительных пунктов, которые захвачены российскими войсками.
В 1837 г., празднуя победу над Наполеоном, возле Казанского собора состоялось официальное открытие памятников знаменитым русским военачальникам: М. Барклаю-де-Толли и М. Кутузову. Известный архитектор В. Стасов стал автором идеи, а образа главнокомандующих изготовил скульптор Б. Орловский.
Памятники напоминали об огромной значимости храма. Они увековечили героические поступки русской армии на благо Родины. Недалеко от царского места во второй половине 19 столетия под стеклом находилось письменное обращение высшего органа церковной власти русской православной церкви о гибели Александра II. Рядом висело послание о Священном союзе.
Масонский знак
Многие интересуются тем, что делает на фронтоне Казанского собора масонский знак – Всевидящее око. Говорят, что все дело в том, что и император Павел I, и его наследник Александр симпатизировали масонам, а они имели влияние на русскую аристократию.
Например, главной первой русской масонской ложи был граф Воронцов. Масоном был и граф Строганов, «попечитель» строительства собора. Однако именно Александр впоследствии запретил деятельность этих тайных обществ в России. Так в чем же дело?
На самом деле этот символ – треугольник, окруженный лучами – вовсе не является специфически масонским. Во-первых, Всевидящее Око – это чисто библейский термин. Традиция так изображать его в иконографии была распространена в западноевропейском искусстве с эпохи Возрождения. А с распространением стиля классицизм в 18 веке, проникла и в Россию. Поэтому неудивительно, что многие дизайна католических храмов были использованы и для украшения Казанского собора.
Масоны действительно часто использовали этот знак, но они тоже не выдумывали свою символику, а брали ее из традиционной христианской иконографии, просто придавали ей немного другой смысл. По их мнению, Бог является архитектором Вселенной, поэтому они любили изображать циркуль и треугольник – символы зодчества. В православии такие символы были не очень распространены, но все-таки встречаются и в настенных росписях, и в иконописи. Историки полагают, что не стоит искать каких-либо таинственных смыслов во фронтоне Казанского собора, так же как и особого влияния масонов.
Масонский знак над алтарем в Казанском собореМасонский знак над входом в Казанский собор в Петербурге
Начало строительства новой святыни
Недалеко от ветхой Рождественско-Богородицкой церкви, ближе к Невскому проспекту, была расчищена площадка под строительство . На этом месте находилось около десятка мелких домов, которые были выкуплены у их хозяев и сразу разобраны.
Начались сложные работы по обустройству фундамента с учетом специфики болотистой почвы. Однако вскоре произошло покушение на Павла I в Михайловском замке, и закладку здания проводил уже его сын и наследник император Александр I.
В августе 1801 года в присутствии императорской фамилии, высокопоставленных вельмож и высшего духовенства состоялась торжественная церемония закладки первого камня в фундамент строения. И с этого момента работы по возведению здания пошли полным ходом.
Где находится Казанский собор в Санкт-Петербурге и часы работы
Кафедральный Казанский храм считается действенным святилищем Православной Русской Церкви Московского Патриархата. Также стоит заметить, что на территории молельни установлены некоторые правила, а именно:
- мужчины, прежде чем зайти в помещение святилища должны снять головной убор, а женщины наоборот покрыть голову платком или косынкой;
- в православной молельне запрещено сидеть, кроме тех случаев, когда человек болен;
- говорить необходимо тихо, дабы не мешать другим посетителям собора;
- согласно более строгим канонам, вход в богомольню женщинам в юбках короткой длины, брюках и с нанесенной на лицо косметикой воспрещено.
Режим работы Казанского собора в Санкт-Петербурге
Молебен открыта для всех желающих с понедельника по пятницу с 07:00-20:00, а в выходные дни, а также в праздничные с 6:30 утра и до 20:00 вечера. Закрывается же храм сразу после проведения вечернего богослужения. Вход же является бесплатным, однако если туристы желают послушать экскурсию, то за пожертвование работники святилища могут провести ее.
Расписание богослужения выглядит следующим образом. В будние дни:
- 07:00 – песнопение божественное (ранние часы), начинание исповедания также происходит в это же время;
- 10:00 – песнопение божественное (поздние часы), начало исповедания приходится на 09:30;
- 18:00 0 вечерняя служба.
В праздничные и воскресные:
- 07:00 – божественное раннее песнопение, начало исповедания в 07:00;
- 10:00 – божественное позднее песнопение, исповедание проводится в 9:30 утра;
- 18:00 – вечернее служение.
Лучшая статья для Вас, переходите: Англиканский собор Святого Андрея в Москве
В этом храме каждодневно проводятся богослужения, венчания, таинства крещения, а также панихиды. В храме постоянно присутствует дежурный священнослужитель. Есть Церковно-приходская школа для взрослых и воскресная школа для детей, школа художеств и читальня.
Действует программа «Православный путь верования», которая направлена на просвещение православных в церковном плане. Из года в год в сентябре месяце 12-го числа от молебни по Невскому пр-ту вплоть до Александро-Невской Лавры в честь князя Александра Невского совершаются крестные ходы. С покровительством архимандрита храма священнослужителя Павла Красноцветова здесь проходят паломнические служения.
Конкурс проектов нового собора.
В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго. Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч.Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект. В ноябре 1800 года Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: «Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел». Однако вскоре произошел неожиданный поворот. 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н.Воронихиным. Бывший крепостной графа А.С.Строганова в 1797 г. получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 г., по представлению президента Академии Строганова, — звание архитектора. Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины II. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина. После долгих творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение. Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта. Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св.Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании. По проекту предполагалось возведение двух колоннад — с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами — проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц. В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория. Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина. Павел I приказал: «Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину». К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.
Казанский собор
Величественный облик Казанского собора дополняет и украшает архитектурный ансамбль Невского проспекта — центральной части Петербурга.
Немного истории.
Там, где сейчас расположен Казанский собор, в начале XVIII века были переведенские слободы. На месте пересечения Невской першпективы и речки Кривуши находились деревянные строения госпиталя и дома его служащих. При этом госпитале в 1710 году была построена часовня. В 1712 году на её месте была построена деревянная церковь Казанской Божией Матери.
24 августа 1733 года вышел именной указ императрицы Анны Иоанновны о возведении здесь нового каменного храма. Заложен он был 6 сентября того же года, строился по проекту М.Г. Земцова. Прототипом храма был Петропавловский собор, Земцов строил его основываясь на работах своего учителя — Доменико Трезини. Многоярусная колокольня (высотой 58 метров) новой Рождественской церкви стала заметным украшением Невского проспекта. 2 июля 1737 года сюда перенесли икону Казанской Божией Матери, а 3 июля 1737 года в присутствии Анны Иоанновны состоялось торжественное освящение храма. По хранимой здесь иконе его в народе стали именовать «Казанским».
Во время правления Елизаветы Петровны церковь получила статус собора, храм официально стал называться Казанским собором.
Во второй половине XVIII — начале XIX веков он был главным в Санкт-Петербурге. В 1739 году здесь венчались принцесса Анна Леопольдовна и принц Антон Ульрих. В 1762 году после дворцового переворота в Казанском соборе принимала присягу Екатерина II. В 1773 году здесь венчались будущий император Павел I и принцесса Гессен-Дармштадская.
К концу XVIII века здание Казанского собора обветшало, перестало соответствовать сложившемуся к тому времени облику парадного Невского проспекта. В 1797–1800 годах был проведён конкурс на проект нового соборного храма. В конкурсе участвовали Ч. Камерон, П. Гонзага, Ж.Ф. Тома де Томон и А.Н. Воронихин. По требованию Павла I храм должен был походить на собор Святого Петра в Риме.
Интерьер Казанского собора
Внутри собор имеет форму римской базилики, разделенной рядами гранитных монолитных колонн с капителями, коринфского ордера на три нефа (коридора).
Центральный неф в четыре раза шире боковых и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Боковые нефы перекрыты прямоугольными кессонами.
Пол собора мозаичный. Выложен серым и розовым карельским мрамором.
Полы и ступени алтаря и амвона, основание царского места и кафедра облицованы малиновым шокшинским кварцитом (порфиром).
Неотъемлемой частью интерьера петербургского Казанского собора является живопись.
Иконостас собора был расписан лучшими художниками конца 18 — начала 20 веков. К. Брюллов, Бруни, Басин, Шебуев, Боровиковский, Угрюмов, Бессонов и другие расписывали иконостас собора, его стены и подкупольные столбы — пилоны.
Наиболее примечательной живописной работой в соборе является запрестольный образ «Взятие Богородицы на небо» работы К.П. Брюллова.
Главной святыней собора является чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список (копия) с чудотворной иконы, обретённой в Казани в 1579 году. Хотя икона в петербургском соборе и копия, но она, как и сама изначальная икона, признана чудотворной.
Казанскую икону, принадлежавшую царице Парасковии Федоровне, родственнице Петра, в Санкт-Петербург привезли при Петре I. Согласно исследованиям она была списком с изначального казанского прототипа. После длительного нахождения в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, икона была помещена в новом Казанском кафедральном, который был возведен для неё. Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга.
После закрытия Казанского собора в 1932 году икону удалось спасти — её перенесли в Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне в Петербурге. В августе 2002 года икону Казанской Божьей Матери вернули в собор и установили по правую сторону от Царских Врат воссозданного иконостаса.
Внутри, как и снаружи, Казанский кафедральный собор богато украшен скульптурой.
Рельефные скульптурные работы и внутри и снаружи созданы скульпторами Гордеевым, Рашеттом, Прокофьевым и другими.
Потолок собора украшен имитирующими живопись розетками в виде стилизованного цветка из французского алебастра.
Купол собора, вид изнутри.
Придел Святых Антония и Феодосия Киево-Печерских.
В северо-восточной части собора, напротив придела святых Антония и Феодосия Киево-Печерских, погребен М.И. Кутузов.
Над могилой возведена бронзовая ограда, созданная по проекту А.Н. Воронихина. Над памятной плитой из красного мрамора установлена икона Смоленской Божией Матери и укреплен герб Светлейшего князя Смоленского.
На стене над могилой укреплена картина художника Алексеева «Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве». На картине изображено событие из истории российской воинской славы — освобождение Москвы ополчением под руководством К. Минина и князя Д. Пожарского в октябре 1612 года с Казанской иконой Божией Матери.
После успешного освобождения русскими войсками под командованием М.Б. Барклая де Толли Западной Европы от Наполеона в собор начали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. 97 ключей было размещено на стенах собора. Большинство из ключей сейчас находятся в Москве. 6 связок расположены над могилой М.И. Кутузова в петербургском Казанском кафедральном соборе.
У выхода из собора, по обеим сторонам от северной двери, размещены памятные доски в честь императоров — начало (основание) и окончание строительства собора: «Соизволеніемъ ПАВЛА I-го начата 1801» и «Попеченіемъ АЛЕКСАНДРА I-го кончана 1811».
Внутренний облик и интерьер
Интерьер храма напоминает огромный дворцовый зал, внутренний вид соответствует роскошному внешнему облику. Колоннада украшает собор не только снаружи, но и внутри. 56 колонн из розового финского гранита с золочеными капителями, выстроенные в 4 ряда, делят пространство собора на 3 коридора-нефа.
Центральный неф в 4 раза шире боковых и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Боковые нефы перекрывают прямоугольные кессоны. Потолок украшен живописными розетками в виде стилизованных цветов, выполненных из французского алебастра.
Пол выложен серым и розовым карельским мрамором. Ступени и пол алтаря, основание царского места и кафедра облицованы малиновым порфиром. Интерьер жизнерадостный, светский. Свет, льющийся из окон, создает впечатление, что купол парит на высоте.
Выразительность интерьеру сообщают лепные орнаменты и скульптурные композиции. Архитектура, скульптура и живопись, изумительно переплетаясь между собой, создают неповторимый колорит иконостаса, стен, подкупольных столбов (пилонов). Иконостас главного придела декорирован позолотой и трофейным серебром, отнятым у французов.
В центральном нефе на сводах – фреска «Тайная вечеря» и барельеф «Шествие на Голгофу». На центральной стене – барельефы «Несение креста» и «Взятие под стражу» и полотно Карла Брюллова «Взятие Богородицы на небо».
Изящное украшение храма – дарохранительница из уральского цветного камня в виде небольшого храма, поставленного на ступенчатое основание и украшенное портиками. В соборе – надгробие полководца Кутузова, обнесенное решеткой. Над могилой – 6 связок ключей, 5 штандартов и знамя от побежденных городов.
Главная святыня собора – Казанская икона Божьей Матери. В 1579 году пожар уничтожил Казань. Через 2 дня после буйства огня девочке по имени Матрона Онучина приснилась Богородица, повелевавшая на пепелище найти ее икону. В том месте, которое указала Дева Мария, на метровой глубине нашли святой образ.
В день явления иконы – ежегодно 21 июля в Казани совершается многотысячный крестный ход. Перед этой иконой возносил молитвы Петр I в 1709 году перед Полтавской битвой, с 1811 года икона помещена в Казанский собор.
Богородица в характерных для Богородичных икон одеждах. Глава Девы Марии слегка наклонена к Младенцу Иисусу, поднявшему руку со сложенными в благословляющем жесте перстами. Выражение лика Богородицы скорбное в предвидении мук, ожидающих сына. Лик Младенца поражает взрослостью и серьезностью. Их взгляды обращены к молящимся, отчего возникает ощущение, что смотрят прямо в душу.
И верующие, и туристы, войдя в храм, ощущают спокойствие и умиротворение, заботы и тревоги остаются за порогом храма. Люди уверены, что святые стены собора, впитавшие за долгие годы энергетику искренних, идущих из сердца молитв, помогают в этом.