История, загадки и обзор храма василия блаженного
Содержание:
- Иконы храма Василия Блаженного
- Мифы и легенды
- Архитектура
- Архитектура
- История Кремлевского собора
- Архитектурные особенности храма
- Загадки Храма Василия Блаженного: 10 фактов об одном из главных символов столицы
- Внутреннее убранство и архитектура
- Названия храма
- Часы работы храма Василия Блаженного
- Изменения в архитектуре и дизайне
- На защите Храма Василия Блаженного
- Храм в период революции и ВОВ
- Архитектурные особенности храма
- Сохраненные и возрожденные
Иконы храма Василия Блаженного
Необычный архитектурный стиль, дизайн храма – не единственное, чем он может похвастаться. Главной ценностью комплекса принято считать его иконостас. Оригинальный, единственный в своем роде, он включает в себя около икон (написаны в период XVI-XIX в. в). Над образами Иисуса, Богородицы, Святых трудились, как московские мастера, так и новгородские таланты.
Их шедевры живописи были соединены в единую композицию только в XIX столетии (в рамках реализации проекта авторства Павлинова). Наряду с необычайно красивым иконостасом в храме Василия Блаженного можно увидеть отдельные иконы О. Чирикова, одного из самых выдающихся московских художников и по совместительству реставраторов.
ИНТЕРЕСНО: Иисус Христос.
Мифы и легенды
Будучи одной из наиболее известных достопримечательностей Москвы и имея при этом довольно невнятную историю, храм Василия Блаженного просто обязан был обрасти городскими легендами.
Наиболее распространённая легенда касается строительства храма: якобы царь Иван Грозный, поражённый невероятной красотой здания, велел ослепить его зодчих — Барму и Постника, — чтобы они нигде и никогда не смогли построить храма красивее, чем в Москве. В действительности это маловероятно: во-первых, доподлинно неизвестно, какие зодчие возводили здание. Кроме того, непонятно, были ли легендарные Барма и Постник разными людьми — Иваном Бармой и Постником Яковлевым — или это был один человек — Постник Яковлев по прозвищу Барма. Как бы там ни было, после строительства Покровского собора Постник Яковлев участвовал в строительстве Казанского Кремля, значит, не мог быть ослеплён — если это, опять же, не были разные люди.
Существует легенда, будто бы в строении храма Василия Блаженного «зашифрован» образ исторической мечети Кул-Шариф, уничтоженной русскими войсками при взятии Казани в 1552 году: 8 его глав якобы символизируют 8 минаретов разрушенной мечети, а 9-я господствует над ними в ознаменование победы.
Говорят, что Василий Блаженный, предвидя победу над Казанью, собирал деньги на строительство Покровского собора и незадолго до своей смерти в 1552 году передал их Ивану Грозному. Однако, эта легенда не имеет никаких подтверждений.
Не обошлось и без библиотеки Ивана Грозного! По одной из легенд она была спрятана как раз в подвалах Покровского собора. К сожалению, на деле это невозможно: у здания попросту нет подвалов. Собор возведён на массивном подклете, который покоится на искусственном холме, и его фундамент не так глубок. Впрочем, в подклете были помещения для хранения ценностей; другая городская легенда говорит, что в них могла храниться царская казна.
В Отечественную войну 1812 года, когда французские войска покидали Москву, Наполеон приказал взорвать собор, однако, сделать это французам не удалось: якобы начавшийся дождь погасил фитили и помешал подготовить взрыв здания. Говорят, Наполеон отдал такой приказ в сердцах: собор настолько ему понравился, что он захотел перенести его в Париж, но ему донесли, что это невозможно (какая неожиданность!).
В 1930-х годах Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы на Красной площади было больше места для парадов и демонстраций. Согласно городской легенде, он изготовил макет Красной площади со съёмным зданием собора и принёс его для демонстрации Сталину, чтобы показать, как собор мешает проходу машин и колонн. Показывая макет, он неожиданно сорвал с него Покровский собор, чтобы наглядно показать, насколько без него будет лучше, но удивлённый Сталин воскликнул: «Лазарь, поставь на место!» — и собор был сохранён.
В наши дни храм Василия Блаженного — одна из наиболее популярных достопримечательностей Москвы, обязательная к посещению точка на картах приезжающих в столицу туристов. Его необычный и запоминающийся внешний вид сделал его одним из чудес и символов России — и даже те, кто никогда не был в Москве, легко угадают его купола, которые часто печатают на открытках и сувенирной продукции, в книгах, учебниках и энциклопедиях. Если где-то говорят или пишут о Москве и России — слова с большой вероятностью будут проиллюстрированы именно фотографией Покровского собора.
Одновременно с этим его по-настоящему любят и горожане.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву находится на Красной площади, дом 2. Добраться до него можно пешком от станций метро «Охотный Ряд» Сокольнической линии, «Площадь Революции» Арбатско-Покровской, «Театральная» Замоскворецкой и «Китай-Город» Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.
Архитектура
Высота составила 65 метров. Хотя его вид менялся неоднократно, добавлялись постройки, комплекс и сейчас представляет собой свод, образованный 8 часовнями, что окружают еще одну – девятую. Подобных строений в России нет и сейчас.
В каждую часовню ведет отдельный вход, но все смотрится, как одно сооружение, и выглядит гармонично.
В убранстве башен заметно влияние эпохи Возрождения. Купола кажутся похожими, но украшены различно. Хотя для оформления строения использовался древнерусский архитектурный стиль, в интерьере присутствуют элементы готики, ренессанса, романской аркады. Традиции Запада удачно сочетаются с колоритом Востока. При строительстве использовались символы в виде:
- треугольника;
- круга;
- квадрата.
Каждый элемент имеет сакральное значение, а в архитектуре заложен духовный смысл. На одном основании удерживается 9 церквей, благодаря прочности стен, толщина которых равна 3 м. Восемь часовен, располагаясь на фундаменте, образуют октограмму, а такая звезда служит символом Богородицы. Церкви, составляющие ансамбль, имеют неодинаковые размеры, более крупные образуют симметрию и направлены на разные стороны света. Часовня Богородицы, которая является главой комплекса, обладает огромным шатром и куполом.
Первые изменения в архитектуре наблюдались после смерти Василия Блаженного. Чтобы пристроить часовню, именуемую в честь чудотворца, пришлось разбирать часть сооружения. В XVII столетии внешнюю галерею покрыли кровлей, построили 2 крыльца.
Одна из задумок относительно украшения принадлежит Макарию. Митрополит хотел создать то ли рай, то ли Новый Иерусалим. Зодчие воплотили идею в виде прообраза града Господня – небесного сада, где растут удивительные цветы.
Архитектура
Облик собора со дня его возведения менялся не один раз – изначально его архитектура была достаточно строгой, а упор делался на декоративные элементы и ажурную отделку.
Описание храма может показаться сложным, но на самом деле оно достаточно простое – десять отдельных престолов (церквей), расположенных по кругу вокруг центральной, носящей имя Покрова Пресвятой Богородицы. Они называются в честь праздников, во время которых проходили важные битвы за Казань.
Историк Лихачев утверждал, что храм Василия Блаженного напоминает растение или цветущий куст. Действительно, если посмотреть на фото, демонстрирующее его вид сверху, он слегка напоминает цветок. Восемь церквей, из которых четыре являются осевыми, а еще четыре расположены между ними, окружают центральную столпообразную церковь. Они увенчаны маковками в форме луковиц, причем каждая из них имеет свой орнамент и цвет.
Значение цветовой окраски куполов до сих пор не разгадано. Есть версия, что святому Андрею Юродивому (Константинопольскому) однажды приснился сон, в котором ему привиделся Небесный Иерусалим с невероятными садами, где были увенчанные золотой листвой деревья с разноцветными плодами. Это видение и стало основой для росписи куполов.
Уникальная особенность храма – отсутствие подвальных помещений, которые заменяет шестиметровый подклет. В его стенах проделаны небольшие отверстия, благодаря чему там круглый год стоит особый микроклимат. Ранее вход в эти помещения прихожанам был запрещен – историки считают, что в них хранили царские сокровища. Сейчас подклет используется в качестве хранилища для ценных образов.
Внутреннее убранство каждой из церквей комплекса имеет свои особенности и отличается друг от друга по стилю оформления, гамме оттенков и манере исполнения. Часть стен расписана маслом, а в некоторых местах можно найти фрески XVI века.
Интересно, что кирпичи, которые использовались при постройке храма, сохраняются лучше и меньше подвержены истиранию чем те, которые использовались во время реставрации.
Весь комплекс опоясывает крытая галерея с ажурными элементами, которая представляет собой единое целое с ансамблем. Ее стены расписаны растительными мотивами, полы выложены кирпичом – в некоторых местах обычной «елочкой», а в других сохранились особые узоры-розетки.
Колокола были возвращены собору сравнительно недавно, всего несколько сотен лет назад, но многие из них представляют собой произведения литейного искусства. Самый старый из них был отлит в XVI веке, а самому «молодому» едва исполнилось 20 лет.
Храм Василия Блаженного используется не только как духовный объект, но и в качестве музея. Здесь можно найти образцы обмундирования и оружия, с которым воины Ивана Грозного шли на Казань, полотна известных русских живописцев, коллекцию старинных рукописей.
История Кремлевского собора
Первые постройки вблизи Кремлёвской стены начал Василий III с храма в честь взятия Смоленска. Во время царствования Ивана Грозного стену окружали деревянные постройки, посвященные воинственным завоеваниям. После взятия Казани он приказал объединить сооружения в один фундаментальный храм из камня. Казань пала на Покров Богородицы – ее имя и стало названием нового собора.
Реставраторы узнали точную дату завершения возведения храма, изучая старинные тексты на проходах между приделами. Согласно проанализированным записям, современный собор впервые открыл свои двери 29 июня в год окончания строительства.
В летописях и писаниях сохранились записи об архитекторе собора. Им стал мастер из Пскова Постник Яковлев, в народе его величали Бармой.
Историки не исключают, что Барма и Постник – имена двух архитекторов. Точно узнать историю возведения храма удалось лишь в конце XIX столетия. В рукописных трудах исследователи нашли запись о двух мастерах, трудившихся у Ивана Грозного. Существует вариант о западноевропейском мастере.
Бытует мнение, что жестокий самодержавец выжег глаза мастерам, дабы они не могли создать копии своего творения. Но подтверждения в летописных документах этому найти невозможно. По преданиям Постник проектировал Казанский кремль, построенный уже после храма Василия Блаженного.
Ознаменовывая взятие Казани и объединяя в себе результаты трудов, борьбы, лишений и страданий не только верующих, но и всего русского народа – собор утвердился как символ величия Москвы и дал повод сравнивать столицу России с Римом.
Если число приделов христиане объясняют желанием показать мощь и силу православной веры, степень Божественного благословления и любви, то сочетание цветов на куполах и росписи исследователям неподвластна.
Все приделы не отапливались вплоть до XVI столетия. Тогда появилась новая церковь Василия Блаженного. Именно в ней появилось первое отопление.
Заметные изменения в архитектуре храма происходят в следующем столетии. В комплексе появляется колокольня, выполненная, как и собор, в стиле шатров. Все каменные стены внешнего убранства украшали удивительные росписи с растительными и животными орнаментами.
В век временного затишья и спокойствия все сооруженные на площади храмы объединили в одном соборе Василия Блаженного.
После пожара в XVIII веке собор очень сильно пострадал. За восстановление визитной каточки России взялся Иван Мичурин. Заметные реставрационные работы вела и Екатерина II. Но разглядеть его так, как сейчас – было невозможно. Площадь заставлялась обильным количеством книжных лавок.
Александр I провел революцию Красной площади, убрав с нее двухэтажные полки для ярмарок. Наполеон и его солдаты держали там лошадей – неимоверное восхищение постройкой побудило француза оставить храм в целости. Некоторые легенды рассказывают чудеса спасения собора от пожара и рук Наполеона.
Иностранцев поражало нагромождение башенок и куполов, шатровое богатство и удивительные фресковые росписи. Некоторые иностранцы считали храм пафосным и называли проявлением варварства.
В XIX веке его укрепляют, создают витражи и новые росписи проходов. В верхних соборах прекращают службу – 1923 года храм становится наполовину музеем.
Сталину предлагали снести символ России, но он произнес знаменитые слова: «Лазарь, поставь на место».
После войны собор полтора года восстанавливали, открыли его в день 800-летия Москвы.
Архитектурные особенности храма
Одноглавый трехабсидный храм простроен из тесаного камня на известковом растворе. Он опирается на четыре несущих круглых столпа и имеет повышенные подпружные арки. К основному четверику примыкают три придела – основной и два боковых, расположенные с севера и юга. Пристройки появились в разное время и служили для проведения церковных служб и хранения ценных вещей и товаров. Они придают храму сложную, асимметричную форму, делая его похожим древнерусские хоромы.
Вначале основной объем покрывало подзакомарное покрытие. Потом его заменили на более практичную четырехскатную кровлю. А при последней реставрации, проведенной совсем недавно, покрытию четверика и северного придела вернули первоначальную форму.
Внешний декор Васильевской церкви говорит о явном влиянии традиций московского зодчества. Абсиды алтаря и барабан завершены орнаментальными фризами, в которых использованы новгородские мотивы с треугольниками и впадинками. Однако, идут эти орнаменты тройными лентами, как это принято в московской архитектурной школе.
Загадки Храма Василия Блаженного: 10 фактов об одном из главных символов столицы
12 июля 1561 года (по старому стилю – 29 июня) на Красной площади был освящен Покровский собор, впоследствии ставший известным как Храм Василия Блаженного. В честь годовщины редакция портала Москва 24 решила рассказать о самых интересных фактах из истории храма, являющегося одним из главных символов столицы.
Фото: портал мэра и правительства Москвы
Полное название храма – Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Состоит из десяти церквей с возвышающейся в центре церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Святыня была построена по указу Ивана Грозного в честь победы над Казанским ханством и присоединения его к Московскому государству.
У Покровского собора были предшественники – отдельные деревянные церкви, которые возводили на Красной площади в ознаменование побед, одержанных во время Казанских походов Грозного. Вскоре они сменились деревянным храмом с семью приделами, а в 1555 году началось возведение каменного собора, которое было завершено в 1561-м.
Четыре из десяти церквей собора (церкви Александра Свирского, Григория Армянского, Киприана и Иустины, Трех Патриархов Константинопольских) посвящены святым, дни поминовения которых совпадали с днями самых важных боев за Казань.
Относительно имен и национальностей архитекторов, работавших над строительством собора, не существует единого мнения. По самой распространенной теории, его возведением руководили русские мастера Барма и Постник, некоторые же считают, что это был итальянский архитектор, он же привнес и ренессансные мотивы в архитектуру собора.
Фото: портал Москва 24/Юлия Иванко
«Народное» название собора – Храм Василия Блаженного – происходит от придела, названного в честь московского святого, умершего незадолго до начала строительства и канонизированного в 1588 году. Мощи блаженного, изначально захороненные у Покровского собора, считались чудотворными. Одновременно с канонизацией святого в 1588 году по указу Федора Ивановича над его гробницей был построен храм, ставший десятым приделом Покровского собора и получивший его имя. В то время церковь была единственной отапливаемой и работала для прихожан круглый год, что лишь способствовало росту народной любви к церкви Василия Блаженного.
Василий Блаженный родился в селе Елохово, находившемся на территории современного Басманного района. Отданный родителями на обучение к сапожнику, он обнаружил дар предвидения во время работы: когда один из заказчиков попросил 16-летнего юношу сделать ему сапоги, которые прослужат несколько лет, тот лишь улыбнулся, а на вопрос своего хозяина заявил: «заказавший сапоги на несколько лет человек умрет завтра». Предсказание сбылось, и вскоре Василий оставил сапожную лавку, ушел в Москву и стал самым известным и почитаемым городским юродивым. Он ходил по улицам нагим, отдавал милостыню нищим, проповедовал милосердие и помощь нуждающимся. Слава о нем дошла и до Ивана Грозного, который позже стал почитать юродивого. После его смерти Иван Грозный нес ложе Василия Блаженного на погребение вместе с боярами.
Концепция многопридельного собора была признана утверждать государственные притязания Московского государства на статус «Третьего Рима» и воплощать образ святого «града обетованного». Символическое же значение раскраски куполов до сих пор вызывает споры: по одной из версий, яркие цвета также отсылают к образу Небесного Иерусалима.
Фото: depositphotos/Sloniki
Согласно одной из московских городских легенд, Наполеон планировал взорвать храм. То ли потому, что он ему очень понравился, а возможности перевезти его во Францию не было, то ли, напротив, потому, что вид собора казался французу варварским. Но храму повезло: дождь, обрушившийся на столицу, помешал осуществлению этого замысла.
Еще одна история, связанная уже с советской эпохой, также повествует о возможном уничтожении храма. Говорят, в 1930-е годы Лазарь Каганович предложил Сталину модель реконструкции Красной площади, которая освобождала место для масштабных парадов и движения автомобилей. Для наглядности Каганович убрал с макета площади фигурку собора, но в ответ получил категорическое: «Лазарь, поставь на место!»
В настоящее время Покровский собор одновременно находится в распоряжении Русской православной церкви и Государственного исторического музея, являясь его филиалом. Кроме того, храм входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Построенный из кирпича, Покровский собор отличается от большинства православных храмов отсутствием главного фасада,таким образом, ни одна из сторон храма не является «второстепенной».
Лиза Минаева
Внутреннее убранство и архитектура
Рисунок 3. Иконостас Уникальностью собора Василия Блаженного является то, что в его ансамбль входит 9 церквей, располагающихся на едином фундаменте. Это колоссальное по размерам строение входит в рейтинг самых больших храмов мира. При этом высота самого высокого купола, увенчивающего собор, всего 65 метров.
Ещё одной интересной особенностью можно назвать то, что он не имеет главного входа, потому, войдя в одну из окружающих церквей, легко можно запутаться. Однако если посмотреть на архитектурный ансамбль сверху, с высоты птичьего полёта, или схему, можно понять, что ничего сложного в этой территории нет.
Описание внутреннего убранства включает в себя 9 иконостасов и более 400 икон, история возникновения которых исчисляется с XVI века. Роспись стен выполнена масляной краской и украшена фресками прошлых веков. Отдельное место в интерьере собора Василия Блаженного занимают картины, на которых изображены именитые особы и изумительные природные виды.
Работы над сегодняшним иконостасом собора проводились в 1895 г. Руководил ими автор проекта архитектор Андрей Павлинов. Имеющий грандиозную ширину для такого небольшого собора, он располагается не только на одной стене, но и простирается на боковые. Настоящим украшением можно назвать такие иконы, как:
- Богоматерь Смоленская, написанная в XVI веке.
- Образ святого Василия Блаженного работы XVIII века.
Названия храма
Ещё до начала строительных работ, московский царь Иван Грозный, недалеко возведённый от Кремля храм, наименовал Покровским собором. Москвичи ещё долго именовали собор Троицкой церковью (ранее находящаяся святыня была посвящена Святой Троице). А некоторое время спустя после завершения строительства люди прозвали храм собором Василия Блаженного – в честь местного юродивого, который постоянно, вне зависимости от сезона, ходил с цепями, одетыми на голое тело. Василий Блаженный обладал ясновидением и сумел предсказать пожар, который в 1547 году почти уничтожил Москву.
Умер он в 1557 году и был похоронен возле стен недостроенной святыни, а через тридцать лет над его могилой возвели придел, пристройку, в которой установили алтарь с престолом для богослужений. Естественно, придел получил имя блаженного, которого в это же канонизировали: над местом его захоронения было зафиксировано не одно чудесное исцеление.
После того как была закончена пристройка, служения в московском соборе стали проводить каждый день: ранее храм не отапливался, а потому богослужения в нём происходили лишь в тёплое время года (новая пристройка была более просторная и тёплая).
Часы работы храма Василия Блаженного
В качестве музея собор открыт для посещения по сезонному расписанию:
- 31 декабря и 1 января музей не работает.
- 1 сентября — 31 октября: 11:00–18:00, ежедневно.
- 1 ноября — 30 апреля: 11:00–17:00, ежедневно.
- 1 мая — 31 мая: 11:00–18:00, ежедневно.
- 1 июня — 31 августа: 10:00–18:00, ежедневно.
- Кассы музея и его территория закрываются на 45 минут раньше.
В морозы ниже -15° или во время проведения праздничных мероприятий на Красной площади время работы сокращается, точную информацию нужно уточнять по телефону справочной.
В период школьных каникул (зимой и весной) музей открыт для посетителей на час дольше.
Первая среда месяца — санитарный день, входные билеты в этот день не продаются.
Изменения в архитектуре и дизайне
Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.
Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.
Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.
Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.
До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.
Доработки XVI века
По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.
Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.
Как изменился храм в XVII веке
Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.
Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.
К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.
Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.
Пожар и восстановление
Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.
Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.
Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.
В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.
XIX — начало XX века и их влияние
Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.
Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:
- укрепили полы;
- обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.
На защите Храма Василия Блаженного
Впрочем, есть версия, что арест Петра Барановского был обусловлен вовсе не «Болдинским делом». Причина в том, что Первый секретарь Московского горкома ВКП(б) Лазарь Каганович, именем которого было названо столичное метро, вознамерился снести храм Василия Блаженного на Красной площади: якобы здание мешало движению. «Плохонькие, старенькие строения загромождают лучшие места нашего города» — говорил Каганович. Поэтому неудивительно, что в 1927 году ВЦИК постановил снести Красные ворота. Были уничтожены и многие другие памятники архитектуры. Барановский не мог допустить разрушения и храма Василия Блаженного. Говорят, архитектор заперся в храме, заявив: «Взрывайте вместе со мной!».
Однако многие историки считают эту историю всего лишь красивой легендой. По крайней мере, Рой Медведев, автор книги «Они окружали Сталина», утверждает, что Петр Дмитриевич просто явился на прием к Лазарю Кагановичу по данному вопросу. Однако Кагановича доводы архитектора не убедили. Тогда Барановский отправил телеграмму на имя самого Иосифа Сталина, который и велел не трогать Храм Василия Блаженного. Между тем Медведев уверен, что именно Каганович сыграл главную роль в аресте реставратора. Перед отправкой в лагерь Барановский успел задать своей супруге всего один вопрос: «Снесли?». Но женщина ответила: «Целый!».
Храм в период революции и ВОВ
Рисунок 4. Снимок начала XIX века После Октябрьской Революции 17-го года храм попал под охрану государства, но до 1923 г. пустовал. Когда капитально-восстановительные работы были завершены, строение стало использоваться в качестве филиала Государственного исторического музея. Впоследствии закрывался он только в период ВОВ. В 1929 г. был произведён демонтаж колоколов и запрещено проведение богослужений.
Всё это время судьба существования храма находилась на волоске. В Кремле неоднократно высказывались предположения о том, что его нужно снести:
- Л. Каганович предоставил Сталину макет Красной площади, в котором собор можно было удалить и увидеть увеличившуюся территорию. В ответ на это предложение Иосиф Виссарионович приказал ему: «Лазарь поставь на место!»
- Позже, в 1936 г., решение взорвать собор и увеличить ширину дорог в центре разрастающегося города. В этот раз на защиту встал архитектор Барановский, выслав в Кремль телеграмму: «Если решите взрывать храм, взрывайте вместе со мной!»
Архитектурные особенности храма
Строение выделяется своим видом среди старинных храмов. Классический восьмерик с куполами. Особенность его в архитектуре шатрового зодчества, построена одной из последних в таком стиле, позднее начали строить купольные здания.
Высокий шатер, выглядит как высокая поминальная свеча. В 1680 году проведена основательная реконструкция новым владельцем Медведково, изготовление главного иконостаса верхнего храма. Часть икон в храме сохранились с того периода.
Строение 2-х этажное, нижний этаж Знамения Пресвятой Богородицы отапливается, верхний долгое время был холодным, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Имеются 5 приделов.
Сохраненные и возрожденные
Как пишет в своей книге «Житие Петра Барановского» Юрий Бычков, после освобождения из лагеря в 1936 году Петр Барановский не имел права возвращаться в Москву. Местом жительства ему был определен город Александров. Но и там архитектор нашел себе занятие. Он работал в местном музее и занимался реставрацией памятников Александровского кремля. Кроме того, регулярно под страхом нового ареста он приезжал в Москву, где делал обмеры уже к тому моменту обреченного Казанского собора. Потом на месте снесенного храма открыли летнее кафе, а позже общественный туалет для посетителей ГУМа. Через много лет обмеры Барановского, которые он передал своему ученику Олегу Журину, помогли воссоздать стертый с лица земли собор.
Болдинскому монастырю повезло чуть больше. В 1943 году он был частично разрушен немцами, но в 1960-х здания были восстановлены опять же по материалам Петра Барановского. Впрочем, это не единственные памятники, которые были сохранены или возвращены к жизни благодаря Барановскому. Например, под руководством Петра Дмитриевича чудом удалось отстоять деревянный Домик Петра I от уничтожения. Барановский руководил реставрационными работами в Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском. А вот Чудов монастырь ему спасти не удалось. Он успел лишь вынести из здания раку святителя Алексия. В общем, Петр Дмитриевич не зря прожил такую долгую жизнь. Он скончался в 1984 году в возрасте 92 лет, оставив после себя уникальное наследие.