Летний сад в санкт-петербурге что это и его история

Главный элемент

Конечно, ансамбль не был бы закончен без удивительных фонтанов. После смерти первого архитектора, в 1710 году, строительством занялись популярные и талантливые европейские мастера.

Петр I не представлял своего сада без искусственных гейзеров. Следовательно, уже до 1750 года на площади сквера их насчитывалось более 50 штук. Некоторые стены бассейнов были украшены позолоченными рисунками. Картинки рассказывали истории из басен Эзопа. Практически все фонтаны имели свои имена. Исходя из названия, мастера украшали объект. Однако большинство информации до нашего времени не сохранилось.

Сначала напор работал от лошадиной тяги. Но очень скоро император заказал из Франции паровой атмосферный насос. С этой машиной стал поистине водным городком Летний сад. Стоимость оборудования мало интересовала правителя. Изюминка фонтанов была в том, что все они были разные по фигуре и оформлению.

Однако после потопа в 1777 году и ураганов все бассейны ушли под воду. Когда тогдашней императрице Екатерине II предложили восстановить фонтаны, она отказалась.

Как добраться до Летнего сада

Добраться до старейшего городского парка удобнее всего от станции метро «Гостиный двор», затем минут 15 неспешным шагом по Садовой улице в сторону Невы. Непродолжительная прогулка по историческому центру Санкт-Петербурга приведет к Карпиеву пруду, он находится в глубине сада. Центральный вход, украшенный красивой оградой с позолотой, расположен со стороны Невы. Впрочем, давайте познакомимся с этим атмосферным местом подробнее, прогуляемся по аллеям и узнаем историю старейшего парка Санкт-Петербурга.

Знатоками паркового искусства принято выделять разные периоды в истории становления Летнего сада, с момента его возникновения до наших дней. Мы остановимся только на некоторых из них, помогающих понять богатую его культуру в том варианте, как он сейчас доступен для посетителей.

Создание Летнего сада в Санкт-Петербурге — история

Строительство было начато мастером Иваном Матвеевичем Угрюмовым под руководством Петра Первого в 1704 году. Царь мечтал о своем Версале и первоначальный план нарисовал сам лично. Он планировал создать регулярный — архитектурный парк с чёткой планировкой и прямыми аллеями, аккуратно подстриженными деревьями и кустарником. Было завезено огромное количество земли и проводились работы по укреплению почвы, а деревья высаживались круглый год. В создании парка принимали участие видные архитекторы и мастера-садоводы. Парк должен был стать местом отдыха, сочетая черты городской и загородной усадьбы.

Летний сад со всех сторон окружен водой. Естественной границей парка с севера и востока стали реки Нева и Фонтанка, с южной и западной — Мойка и Лебяжья канавка.

Лебяжья канавка

Фонтанка и Прачечный мост

От Невы вглубь территории ведут три параллельно расположенные прямые аллеи, их пересекают перпендикулярные дорожки.

Северная часть, примыкающая к дворцу Петра носила название Первого Летнего сада. Здесь по проекту Д. Трезини был построен небольшой двухэтажный Дворец Петра I, сохранившийся до наших дней.

Летний дворец Петра I

Южная часть, от канала до Мойки — Второй, а часть южнее речки — третий Летний сад (современный Михайловский сад и территория вокруг Михайловского замка).

Ворота Михайловского сада

Центральную галерею, самую нарядную, украшали двенадцать парных мраморных колонн, а дорожка была покрыта белыми и чёрными мраморными плитами. Здесь была установлена античная статуя Венеры, названная позднее Венерой Таврической, это была первая античная скульптура нагой женщины в России. К скульптуре пришлось приставить солдата с ружьем для круглосуточной охраны. Петербуржцев смущала «голая баба с белым лицом» и каждый старался ее во что-нибудь одеть. Сейчас Венера хранится в государственном Эрмитаже.

Порфировая ваза

В 1839 году в знак доброй воли после многочисленных войн между Швецией и Россией королем Карлом XIV была подарена Николаю I тёмно-красная порфировая ваза, ставшая украшением парка. Ваза установлена у входа со стороны набережной Мойки между прудом и южной оградой. К сожалению, в 2008 году на ней была замечена трещина, затем ваза раскололась. Сейчас после реставрации она снова вернулась в Летний сад. Порфировая ваза выполнена из розового гранита, имеет высоту вместе с постаментом — 485 см, а максимальный диаметр — 134 см.

Сначала в парк можно было попасть только по приглашению Петра Первого, позже здесь разрешалось гулять прилично одетой публике. В 19 веке он стал излюбленным местом гуляний петербургской знати. Здесь часто бывали А. С. Пушкин, И. А. Крылов и В. А. Жуковский, И. А. Гончаров и П. И. Чайковский, А. А. Блок и многие другие деятели русской культуры. Парк был излюбленным местом влюбленных. Здесь устраивали смотрины купеческих невест. По обеим сторонам аллей выстраивались купчихи с дочерьми, а мимо них прохаживались молодые купчики, выбирая себе невест. Каждая мамаша старалась разодеть свое чадо.

Значительную часть парка занимали постройки. Для жены Петра Екатерины был построен второй Летний дворец, а рядом здание картинной галереи, в которой находилось собрание произведений выдающихся европейских художников. В галереях на берегу Невы во время торжеств накрывали столы и устраивали танцы. Для бракосочетания Анны, дочери Петра, с герцогом Голштейн-Готторпским на берегу Невы была построена «Зала для славных торжеств». Затем на этом месте был построен деревянный Дворец для императрицы Анны Иоанновны.

Режим работы

Летний период: 1 мая — 30 сентября

Летний сад открыт по понедельникам, средам, четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям с 10:00 до 22:00. Вход закрывается на полчаса раньше, в 21:30. Во вторник — сад закрыт для проведения планового профилактического ухода за территорией и фонтанным комплексом.

Зимний период: 1 октября — 31 марта

Летний сад открыт по понедельникам, средам, четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям с 10:00 до 20:00. Вход в сад закрывается на полчаса раньше, в 19:30. Во вторник — сад закрыт для проведения планового профилактического ухода за территорией и фонтанным комплексом.

Работа музеев и павильонов сада

  • Музей истории Летнего сада (павильон Голубятня): с 1 мая по 31 марта 10:00 — 18:00. Вторник — выходной день.
  • Павильон Музеефикация фонтана «Лакоста»: с 1 мая по 31 октября 10.00 — 18.00. Вторник — выходной день.
  • Чайный домик — музейный магазин: с 1 мая по 31 марта в часы работы Летнего сада.
  • Кофейный домик — кафе: с 1 мая по 31 марта в часы работы Летнего сада.
  • Малая оранжерея — кафе: с 1 мая по 30 сентября в часы работы Летнего сада.

Работа Летнего дворца Петра I

  • Сеансы посещений экспозиций Русского музея с экскурсионным обслуживанием (группа до 5 человек).
  • Посещение экспозиции Летнего дворца Петра I сеансовое.
  • С 11:00 до 16:00 экскурсионные группы каждый час.
  • Летний дворец Петра I закрыт для посещения, до особого распоряжения.

Примечание: работа Летнего дворца в осенний и зимний период невозможна, потому что историческое планировочное решение не позволяет устроить входную зону с тамбуром, гардеробом, камерой хранения, которые необходимы для эксплуатации в зимнее время этого ценного памятника.

Важно при посещении

  • Посещение Летнего дворца Петра I только с экскурсией.
  • При сильном ветре (штормовое предупреждение) Летний сад закрывается.
  • Кассы закрываются на полчаса раньше.

Создание Летнего сада

В начале 18 века, в разгар продолжающейся Северной войны Петр Первый строит новый город с Адмиралтейством, с дворцами и парками. На небольшом островке между Невой, Фонтанкой, Мойкой, а позднее и прорытой в 1711 году Лебяжьей канавкой по инициативе Петра начала формироваться территория Летнего сада. Это был пробный опыт создания подобного ландшафтного пространства в России. И опыт вполне удачный!

Территория Летнего сада находится в границах четырех питерских рек

Мечту императора о версальском саде воплощала  в жизнь большая группа архитекторов (И.Матвеев,  М.Земцов и другие), художников, садовников при непосредственном руководстве мастера Ивана Угрюмова. Здесь работало множество крепостных и вольнонаемных рабочих. Тоннами завозилась земля, высаживались деревья и кустарники, проводились и облагораживались дорожки. Приглашенные садовники были то голландцами, то французами, поэтому сад формировался то в голландском, то во французском стиле.

Вся территория Летнего сада была изначально четко организована

Первый проект будущего сада с архитектурным его запланированным делением на ровные аллеи, с четкой организацией посадок из деревьев и кустарников, Петр нарисовал сам еще в 1704 году. По его задумке этот парк должен был стать культурным городским местом отдыха, но с элементами загородной усадьбы. 

Для контроля за ведущимися работами и для летнего семейного проживания в формирующемся саду строится Летний дворец Петра Первого (1711-1714 гг).

Планировка садово-ландшафтной территории при Петре Первом

Сад был разбит на отдельные части параллельными и перпендикулярными дорожками. Часть сада, находящаяся ближе к Летнему дворцу называлась Первым Летним садом (Парадным), более южная его территория до Мойки – Вторым (Красным или Хозяйственным). А садовая часть за Мойкой – это уже был Третий Летний сад (Сад ее Величества) – подарок Петра своей супруге — сегодня Михайловский, по названию находящегося там замка. 

В 1719 году между Первым и Вторым садами был прорыт Поперечный канал, засыпанный после наводнения 1777 года.

В Летнем саду петровского периода было посажено множество дубов, вязов, кленов, рябин, елей и т.д. В Хозяйственной части были высажены фруктовые деревья и кустарники, между которыми высевались пряные травы, употребляемые в пищу.

При Петре Первом в Летнем саду высаживались пряные и съедобные травы

С 1725 года архитектурными работами в Летнем саду руководил придворный императорский архитектор Ф.Растрелли, который за время своей деятельности кроме всего прочего построил Летний дворец Анны Иоанновны, создал фонтанный каскад «Амфитеатр» с центральным «Коронным» фонтаном.

Коронный фонтан был создан самим Растрелли

Во времена Петра Первого вход в Летний сад был разрешен только по особым пригласительным билетам, позже вход стал доступен только для знатной публики. А уже к 19 веку Летний сад становится излюбленным местом прогулок горожан, конечно же, кроме низших слоев общества. Здесь любил гулять и А.Пушкин, а в его известном романе маленького Евгения Онегина водил гулять в Летний сад француз-гувернер.

Летний сад 18-19 веков был доступен только для высших слоев общества

По аллеям сада не раз хаживали Жуковский и Крылов, Чайковский и Гончаров, Блок и Ахматова…В этом саду любили проводить вечера влюбленные. А еще здесь проводился негласный конкурс невест купеческого сословия. Купчихи со своими разодетыми дочками на выданье  задерживались на центральных парковых аллеях, чтобы потенциальные женихи могли получше их рассмотреть.

Летний сад начала 20 столетия стал общедоступным местом отдыха

В советские годы Летний сад был запущен. К жизни его вернула реконструкция начала 21 столетия. Для поддержания Летнего сада в надлежащем виде, в нем и сегодня идут постоянные работы по реставрации, восстановлению и сохранению архитектурных и прочих достопримечательностей. Также ведется неусыпный контроль за состоянием деревьев — больные лечатся, засохшие удаляются, новые высаживаются.

За состоянием зеленых насаждений все время ведется неусыпный контроль

Принципы расположения фигур на участке

Садовые скульптуры привлекают внимание к различным уголкам участка. Античные формы красиво смотрятся как в окружении пышной зелени, так и на открытом пространстве, роза – лучший цветок, оттеняющий благородство классических форм

Небольшие фигурки гномов и других забавных существ украсят зону для детей или дорожку, клумбу.

Если у вас довольно большая парадная часть сада, украсьте ее фигурами изящных животных или античных божеств, расположите здесь фонтан или красивые вазоны с цветами.

Фигурки животных нужно размещать, учитывая их природные особенности. У воды можно «поселить» уток, лягушек, цаплю, лебедей; на скале или валуне – птиц; на песке – ящериц или крокодила; из сочной зеленой травы на вас может смотреть кто угодно – забавный пес, котенок, тигр или фантастическое существо. Однако расположение в саду нескольких скульптур следует делать с учетом следующего правила – они не должны быть видны все одновременно.

Новое веяние в искусстве создания садового ландшафта – скульптуры, называемые эко-прикол. Это совместное творение природы и человеческих рук. Допустим, у вас на участке есть небольшой холм, утопающий в зелени. Насыпь можно сделать и самому. Если включить воображение, холм может превратиться в человеческую голову – разновидности камыша будут волосами, мох – кожей. Поверхность можно и отшлифовать, особенно, если в почве есть примесь глины. Такие фигуры располагаются в тени укромных уголков

Гораздо интереснее открывать для себя скульптуры и их группы, гуляя по саду, когда они внезапно возникают перед глазами. Гости смогут по достоинству оценить каждую композицию, а вы – любоваться плодами своего воображения.

Для создания такой композиции требуется распилить сухую березу. Более тонкие ветви будут конечностями фигурок, ствол – туловищем, с лицами можно пофантазировать

Фигурки животных и персонажей сказок, размещенные в саду – это неизменный позитив, поднимающий настроение. Они одухотворяют сад, делают его живым, неповторимым, уникальным.

Две очаровательные парочки созданы из пластиковых горшков и металлических бочек, цветы вместо волос, забавные лица, удачное сочетание цветов – они у любого вызовут улыбку

У оформления участка садовыми скульптурами есть весомый плюс – практически любую скульптуру можно переместить в другую зону, если вам не нравится, как она смотрится на выбранной для нее территории.

Летний дворец Петра I

Летний дворец Петр I построил специально, чтобы следить за ходом строительства. Если получится попасть внутрь, то я советую это сделать.

Внутри очень красивые интерьеры, любимая токарная мастерская Петра I, несколько работ сделанных самим Петром. В личном кабинете царя находится уникальный навигационный прибор, который показывает направление и силу ветра.

Тут же есть кафе с чаем и кафе.

Стоя у дворца Петра I, можно увидеть мост, а в нем решетки. Если кто-то из золотой молодежи того времени начинал бузить, то городовой закрывал его в этих решетках на ночь. Таков был личный указ Петра. Поэтому в парке почти всегда было спокойно и пьяных не наблюдалось.

В мосту 2 камеры для пьяных

История и современность

Скульптуру можно назвать одной из самых древних форм искусства. Большинство древних цивилизаций использовало статуи и различные изображения на мраморе и других материалах для украшения дворцов и парков.

Совершенство и красота античных форм пленяют человека и сегодня, поэтому любители классики выбирают для украшения своего сада античные колоннады, фонтаны, вазоны и скульптуры. Сегодня в продаже имеется немало гипсовых форм и скульптур в античном стиле. Изделия из гипса недороги, это прекрасный способ украсить сад. Но в этом случае использовать другой садовый декор не рекомендуется, строгая классика и античность совершенны, но плохо сочетаются с другими ландшафтными элементами. Любой элемент декора должен быть расположен грамотно, так что, если есть возможность, всегда лучше проконсультироваться с дизайнером. Скульптуры должны соответствовать стилю сада, каждая из них несет свою смысловую нагрузку.

Немалое значение имеет и соблюдение пропорций – для крупных античных форм требуется большой сад, в то время как небольшие садовые фигурки можно использовать на любом участке.

Совершенство и идеальные пропорции античных форм привлекают многих. Такой ангел в тихом уголке сада создаст умиротворенную атмосферу для раздумий и созерцания. У каждой скульптуры свое настроение – не забывайте об этом, выбирая их для садовых зон

Даже если ваш сад ничем не примечателен, в нем мало растительности и цветов, садовые скульптуры могут значительно оживить его облик. С ними сад заиграет яркими красками, поднимет настроение даже в хмурый день. Вы можете самостоятельно создать оригинальный садовый ландшафт. На дачном участке можно использовать любые атрибуты ландшафтного дизайна – вазоны, цветочные горшки, колонны, фонтанчики, статуи и фигурки животных, птиц, сказочных героев. Очень интересно попробовать себя в роли дизайнера и попытаться создать интересные композиции в отдельных зонах и уголках сада.

Как доехать до Летнего сада

Для путешественников и гостей города Санкт-Петербург предлагаем несколько подсказок, помогающих быстро добраться до Летнего сада. Он одинаково равноудален от станций метро:

  • Невский проспект (самый живописный маршрут. До сада можно доехать на автобусе № 49, трамвае №3);
  • Чернышевская;
  • Гостиный двор (до сада ходит автобус № 49, трамвай №3);
  • Горьковская.

Всего 15 минут пешком и скульптуры Летнего сада предстанут перед гостем во всем своем великолепии.

Также парк располагает неподалеку от таких достопримечательностей города как Русский музей, Михайловский замок.

Зайти на территорию Летнего сада есть возможность с двух сторон:

  1. Вход возле набережной Невы;
  2. Вход, расположенный на набережной Мойка.

Если выйдя из метро не желания прогуляться до парка пешком.

Покупать билет, чтобы зайти на территорию Летнего сада нет необходимости, вход бесплатный. Работает парк с 10 утра до 22.00.

Увидев статуи Летнего сада, чудесные Кофейные и Чайные домики, великолепные фонтаны и убранство парка у гостей создается впечатление, что они попали в сказку.

Фонтаны Летнего сада

Фонтаны в истории парковой культуры – это отдельная тема. Большинство из них установлены на Главной аллее: Фонтан на Царицыной площадке, Гербовый фонтан, Пирамида. Самый эффектный, Коронный фонтан расположен в парадном партере. Это немного правее от входа, между Школьной и Лебяжьей аллеями. Он выделяется некоторой помпезностью и великолепно смотрится в оформлении отдельной зеленой площадки вокруг него.

Прогулка по аллеям с фонтанами вдохновит даже далеких от искусства людей. В отличие от именитых Версальских аналогов, фонтаны Летнего сада работают целый день, завораживая шумом льющейся воды и единством композиции с парковым окружением.

Режим работы Летнего сада

С мая по сентябрь с 10-00 по 22-00, вход до 21-30 (в это время в саду всегда светло, белые ночи).

Вторник выходной день.

С 1 апреля по 1 мая сад закрыт на просушку.

С октября по март с 10-00 до 20-00, вход до 19-30 (зимой в Питере рассвет в 10-00, а закат около 16-00, фонтаны не работают, а все статуи спрятаны в футляры). Искусcтвенного освещения в Летнем саду нет, т.е. ходить в темноте не имеет смысла. Зимой можно только посмотреть на самую красивую в мире решетку Летнего сада и осмотреть Летний дворец Петра I. В связи с маленькими размерами дворца его посещают только группами по сеансам, билеты только в кассах дворца.

Решетка Летнего сада, само совершенствоЛетний дворец Петра I после реставрации

При Петре I перед дворцом был устроен так называемый Гаванец, предполагалось, что прямо с лодки можно было входить во дворец.

О фонтанах Летнего сада

В Летнем саду моего детства фонтанов не было, они погибли еще в далеком 1777 году во время катастрофического наводнения. Екатерина II решила их не восстанавливать. И так после более чем двухсотлетнего перерыва Летний сад вновь украсили фонтаны. Не которые из них повторяют фонтаны Петергофа, например, фонтан Пирамида.

Фонтан Пирамида

Любопытно, что в Летнем саду все фонтаны работают весь день. Я много поездила по Европе и такой роскоши я там не видела. В Версале фонтаны включают только по субботам и воскресеньям и вход в парк в это время становится платным. В Линдехофе (Бавария) фонтан включают на 3 минуты каждые полчаса, так что наслаждайтесь фонтанами в Летнем саду, это аттракцион не слыханной щедрости со стороны наших властей.

Самый шикарный фонтан Летнего сада – Коронный

Кстати Петр I посещал Версаль во время великого посольства и пришел в полный восторг и все наши дворцы и парки разбиты по образу и подобию Версаля.

Во время реконструкции в Летнем саду проводились археологические раскопки и один из фонтанов не стали восстанавливать, оформили его как музеефицированный раскоп. Уровень почвы в саду поднялся по сравнению с петровскими временами на 1 м, а возле Летнего дворца на 1,60 м.

Фонтан Лакоста, 1736 год, музеефицированный раскоп

Во время раскопок были найдены старинные водоводы в которых местами можно ходить, к сожалению посмотреть на них нельзя. Зато какую пищу эти находки дали альтернативным историкам.

Люблю тебя, Петра творенье!

То, о чем рассказано выше – лишь штрихи к богатому современному портрету Летнего сада. Он вмещает в себя намного больше истории, чем это дано для восприятия посетителя. Каждый из боскетов парка – отдельная тема для погружения в дух прошлого:

  • Боскет «Птичий двор» — дань царской утехе. Подобные современной голубятне птичьи дворы и мини зверинцы были обязательной атрибутикой европейских дворцовых резиденций.
  • Боскет «Менажерийный пруд». В переводе с французского это значит «зверинец», это место использовалось как питомник для водоплавающих.
  • Боскет «Французский партер» — здесь установлен памятник Крылову, в память о мастерстве слова и эзоповской теме, обозначенной еще Петром I.

Даже зеленые штакетники, установленные для воссоздания паркового ландшафта, аутентичного петровской эпохе, не нарушают гармоничного единства Летнего сада

Они лишь подчеркивают заботу о сохранении и преемственности идеи Петра Первого о важности окружающей атмосферы для формирования городской культуры

Бережно отреставрированная Ваза Эльфдаленксого Порфира, что установлена за Карпиевым прудом, служит символом единства. Единства эпох, объединенных идеей бережного отношения к истокам национальной культуры. Стоит однажды прийти сюда вместе с детьми, чтобы был повод поговорить с ними о главном в жизни, о том, что не поддается даже разрушающей стихии и наводнениям. О ценности искусства и духовном богатстве нации.

Парковые скульптуры

Кроме великолепных фонтанов в обустройстве сада вторым обязательным элементом паркового дизайна являлись скульптуры

Скульптуры всегда являлись непременным атрибутом украшения Летнего сада

Первыми парковыми скульптурными украшениями были барельефы изтерракоты , выполненные по заказу самого Петра, воплощающие мифологические сюжеты, связанные с морем. На одних монументальных панелях были изображены амуры, катающиеся на морских животных. На других — богиня мудрости Минерва держала военные трофеи. Но не все они были достаточно хорошего качества.

Затем для оформления парка Петр посылает в Италию специальных людей, разбирающихся в искусстве (С.Рагузинского и Ю.Кологривова

), обязанности которых заключались в поиске и покупке подходящих скульптурных изваяний.

Постепенно сад украсился скульптурными изображениями богов и богинь

Много скульптур, украсивших парк, было приобретено именно этими людьми, в том числе и знаменитая Венера Таврическая

, найденная во время итальянских раскопок.

Центральная аллея, идущая от Невы вглубь сада, с уложенной на ней белой и черной мраморной плиткой, была украшена двенадцатью парными мраморными колоннами. На этой аллее впервые в России

и была установлена обнаженная женская скульптура Венеры Таврической. Парадокс состоял в том, что русский народ, не привыкший к подобному эстетическому зрелищу, старался накинуть на статую что-нибудь из одежды, поэтому к Венере был приставлен охранник с ружьем. Сегодня эту Венеру можно увидеть в залах Государственного Эрмитажа.

Сегодня красота женского обнаженного изваяния уже никого не пугает

Многие из античных скульптур впоследствии были замечательными портретными бюстами

(Марк Аврелий, Нерон,Ю.Цезарь , А.Македонский и т.д.). Большинство скульптур были авторскими работами. Среди изваяний были также изображения персонажейантичных мифов иаллегорические фигуры . Группа скульптур изображает время суток, другая – время года и т.д.

Композиция «Амур и Психея» была приобретена в Риме в 1719 году

Второй Летний сад был украшен удивительным Лабиринтом

с 60-ю скульптурными композициями на темыбасен Эзопа . Для не очень знакомых с творчеством древнегреческого поэта были установлены пояснительные стенды с кратким пересказом.

Фонтаны и скульптуры Летнего сада создают гармоничное единение

Некоторые из мраморных скульптур, установленных в Летнем саду, говорят, были привезены лично Петром Первым. К концу жизни Петра Летний сад имел около 100 скульптурных изваяний

, а к концу 18 века их было уже около двухсот.

Но до нашего времени сохранилось не более 90

прекрасных произведений венецианских мастеров, да и те в весьма потрепанном состоянии. Все сохранившиеся произведения искусства, простоявшие практически300 лет под открытым небом, отреставрированы и перевезены в Михайловский замок, а сделанные с нихкопии украшают теперь аллеи Летнего сада.

Аллеи Летнего сада украшают копии скульптурных произведений искусства

В 1839 году,

в честь установившихся хороших отношений между так долго враждовавшими странами, шведский король Карл Четырнадцатый подарил Николаю Первомупорфировую вазу темно-красного цвета, которая стала символичным украшением Летнего сада Петра Первого. Эту замечательную пятиметровую вазу из розового гранита водрузили при входе в парк около Мойки.

Порфировую вазу можно увидеть со стороны Карпиева пруда

В середине 19 века

в Летнем саду устанавливается еще один замечательный памятник –памятникИ.Крылову (автор П.Клодт) . Известный русский баснописец с книгой в руке сидит на камне постамента, украшенного сюжетнымигорельефами по мотивам наиболее известных его басен.

Памятник И.Крылову — настоящее произведение искусства

Грот и лабиринт

На берегу Фонтанки был построен грот, напоминающий сказочную пещеру. Этот был павильон прямоугольной формы с куполом, увенчанным шестигранным фонариком. Его стены украшали колонны и скульптуры, а три зала были отделаны раковинами, разноцветными камнями и толчёным стеклом. Входящего в Грот встречала Позолоченная колесница Нептуна на горе, возведенной из различных камней и раковин, а в пещере под горой томился лев (Нептун олицетворял Петра I, а лев — Швецию). В птичнике необычной формы содержались орлы, чёрные аисты, и другие диковинные птицы. Грот был также поврежден во время наводнения 1777 года и по приказу Павла I в 1801 году был частично разобран. На его месте сейчас находится Кофейный домик, созданный архитектором К.И. Росси.

Кофейный домик

Чайный домик построен по проекту архитектора Л.И. Шарлеманя. Две постройки, связанные между собой колоннадой и общей крышей, были кладовыми, а веранда между ними служила укрытием во время дождя.

Во Втором Летнем саду был устроен Лабиринт, на дорожках которого были поставлены фонтаны с позолоченными скульптурными группами на сюжеты эзоповых басен. Каждая из 60-ти скульптур — иллюстрация к какой-нибудь басне древнегреческого поэта. Для тех, кто басен не читал, около фонтанов поставлены таблички с пояснениями.

Летний дворец Петра I в Летнем саду: как добраться, история, фото

В северо-восточной части знаменитого петербургского Летнего сада находится небольшой, но примечательный Летний дворец Петра I. Здание, практически являясь ровесником города, сегодня находится в отличной сохранности, а в летнее время любой желающий может посетить отличную экскурсию по интерьерам, созданным для самого известного российского правителя.


Летний дворец Петра I в Летнем саду


На стенах располагаются портреты сподвижников Петра

Как добраться на метро

Дворец находится в туристическом сердце Петербурга — на территории Летнего сада. Ближайшие станции метро — «Невский проспект» и «Гостиный двор». Время в пути от них — около 20 минут.

Перейти к карте


Александр Данилович Меншиков


Бюро-кабинет


Голландскую плитку можно увидеть также и в оформлении Меншиковского дворца на Васильевском острове

Обратите внимание, что экскурсии во дворец проводятся только в строго определённое время, группами по 15 человек. Уточнить расписание можно на официальном сайте Русского музея, к которому относится дворец

Стоимость взрослого билета — 500 рублей (лето 2021 г.). Оплатить посещение можно только наличными: стоит это учитывать, так как банкоматов рядом с дворцом нет.


Спальня


Кабинет


Ветровой прибор

Немного истории

Дворец по проекту знаменитого Доменико Трезини строился с 1710 по 1712 год. Ещё с 1703 года на этом месте располагался летний домик Петра. В оформлении фасадов дворца в «голландском манире» принимало участие несколько мастеров, в том числе известный представитель раннего барокко, немецкий архитектор Андреас Шлютер.


Изразцовая печь


Столовая


Нижняя поварня

Существует легенда о том, что дворец был построен на Адмиралтейской стороне Санкт-Петербурга для того, чтобы мотивировать горожан селиться вокруг. Эта часть города развивалась весьма неохотно: на противоположной Петроградской стороне располагался порт, торговая площадь, гостиный двор, да и первое жилище Петра, его небольшой домик, было возведёно именно там.

Уже с 1704 года возникла необходимость заселения Адмиралтейского острова: здесь просто-напросто не хватало рабочих рук. Офицеры и чиновники переселялись сюда под страхом «лишения живота». Увы, нам не дано узнать, действительно ли возведение дворца повлияло на активность заселения левого берега Невы, но началось оно именно со времени окончания постройки дворца.


Из окон открывается вид на Летний сад


Тронный зал


Верхняя гардеробная

После смерти императора здание не приходит в упадок: ещё во времена правления его дочери Елизаветы Летний дворец стал использоваться для проживания в нём крупных чиновников. Стоит отметить, что здесь сохранился и уникальный выставочный экспонат: ветровой прибор, заказанный Петром ещё при его жизни.


Спальня Екатерины


Детская


Зелёный кабинет

Дворец, как и многие здания города, пострадал во время Великой Отечественной войны, его реставрация началась в 1946 году. Примечательно, что в военное время Летний дворец и Домик Петра на Петроградской стороне на какое-то время открывались для посещения: это был своеобразный символ того, что Ленинград не сломлен под натиском врага, город всё ещё жив.

Ещё с 20-х годов XX века Летний дворец был открыт как музей, правда, выставки, проводимые здесь, не были связаны с его историей. Но уже в 30-х в музее появляются различные вещи Петра, предметы интерьера его времени. В 2004 году здание перешло в ведение Государственного Русского музея.


Верхняя поварня


Главный вход


Фасад дворца

Летний дворец — отличное место для того, чтобы насладиться прекрасными старинными интерьерами и узнать больше об истории Санкт-Петербурга. В пешей доступности от него находятся самые известные городские достопримечательности — Петропавловская крепость и Стрелка Васильевского острова.

Если кратко, в целом:

  • дворец с интересной исторической экспозицией;
  • удобное расположение в центре Санкт-Петербурга;
  • экскурсии проводятся только в строго определённое время, лучше планировать посещение заранее.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector