Кунсткамера в санкт-петербурге

Детям или взрослым?!

Этот музей способен, как вызывать шок, так и показаться скучным. Да-да, вы не ослышались, при его невероятном количестве удивительных экспонатов, не очень претенциозный посетитель может ощутить скуку в некоторых выставочных залах музеях. Причиной этого невероятного действа послужит невнимательность и спешка. Выше уже говорили, что времени для исследования музей жалеть не стоит!

Естественно, самое шокирующее в музее — это анатомические отделы с их строением тела, отклонениями и уродствами, что шокирует и одновременно притягивает, как ни странно это звучит. Но без подробных пояснений экскурсовода вы получите лишь малую толику информацию. Львиная же доля её останется в анналах истории.

Отделения этноса заслуживают отдельно взятой главы для повествования! Каждая из народностей, которая представлена в музее, подлежит подробному обсуждению. И кто, по-вашему, будет это обсуждать? Снова мы возвращаемся к профессиональным экскурсоводам, которые любезно пояснят все мелочи, касающиеся экспонатов музея!

Для тех, кто будет в полном восторге от увиденного, следующая информация: запечатлеть всё происходящее на фотоплёнку вам не удастся, так как в музее существует ограничение на фотографирование его бесценных экспонатов.

Кунсткамера Санкт Петербурга

Кунсткамера почти ровесница Санкт-Петербурга. Она была построена в 1714 году, всего через 11 лет после закладки первого камня в основание северной столицы. Армиллярная сфера, венчающая купол здания, давно стала одной из визитных карточек этого прекрасного города.

Изначально она была задумана Петром Первым как музей аномалий и анатомических редкостей. Это было подражание многим другим королевским дворам Европы, при которых часто можно было встретить кабинеты редкостей, как в старину предпочитали называть подобные места.
Коллекция Кунсткамеры неуклонно разрасталась, но ее не миновали и потери. Разразившийся в 1747 году пожар уничтожил множество экспонатов, обсерваторию, в которой работал великий ученый М.Ломоносов, и Готторпский глобус, находившийся в башне здания.

Ладья небесная. Китайская заводная игрушкаЕдва ли не старейший экспонат Кунсткамеры

Деревянная игрушка с заводным механизмом, представляющая из себя ладью, на которой знатный купец в сопровождении когорты слуг отправляется в путешествие. Небесной эта ладья называется в память об императоре Цинь Ши-хуане, жившем в III веке до н. э. Этот хозяин Поднебесной частенько задумывался о вопросах бессмертия и направил в неизвестность череду экспедиций, которые призваны были найти в море острова с небожителями. Император полагал, что бессмертные движутся по времени именно на таких небесных ладьях.

Саму игрушку русские послы приобрели в 1720 году в Пекине. После пожара 1747 года считалось, что экспонатов петровской эпохи в Кунсткамере практически нет, однако эту ладью все же удалось откопать из закромов, отреставрировать и теперь она радует глаз гостей музея.

Неординарный музей современности

В 1747 году здание Кунсткамеры охватил пожар. Среди затронутых пламенем предметов — немалое число книг и вся этнографическая коллекция — пострадали и анатомические препараты. И только к 1766 году после продолжительно ремонта и восстановления уничтоженных коллекций Кунсткамера вновь открыла свои двери посетителям. А в 1903 — в год 200-летия со дня основания Санкт-Петербурга — Кунсткамере дали новое имя, которое она носит и по сей день — «Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого».

Сейчас анатомический кабинет представляет огромный научный интерес для студентов-медиков, а также является популярным местом у любителей «необычных» музеев и адреналинщиков. И, правда, картинные галереи можно найти практически в любом туристическом городе — их столько, что невозможно сосчитать! А сколько вы знаете музеев с анатомическими препаратами?

Вот уже почти 300 лет в Санкт-Петербурге хранится одна из величайших коллекций наших дней, которая насчитывает 915 предметов и размещается в одном из залов второго этажа в здании на Университетской набережной. Экспонаты здесь хранятся под двойной «броней» — колбы с заспиртованными «образцами» защищают толстые стекла огромных шкафов, в которых тесными рядами выставлены диковины. Помимо коллекций раковин и морских моллюсков наиболее интересными представляются склянки с аномальными младенцами или их частями. И как ни ужасно это звучит, но это действительно интересно! Здесь есть и зародыши, и уже родившиеся умерщвленные детки с различными пороками — сращенными глазами (циклопия); отсутствующими или недоразвитыми конечностями (амелия); с хвостом, как у русалки (сиреномелия) и другими.

Противоречивые чувства вызывает это «кладбище монстров» — и отвращение и любознательность одновременно. Но если вы все же сможете перебороть первое, то, поверьте мне, второе окупиться вдвойне. После такого «незабываемого» экскурса в «практику» аномалий приходит опустошение, а все мысли куда-то разом исчезают — да и о чем могут быть эти мысли? Здесь не о чем думать. И самое главное — не следует забивать свою голову глупостями. Кунсткамеру посетили? Поставим очередную галочку в свой список «неординарных» музеев мира и на этом закончим.

Как добраться. Режим работы

Здание Музея антропологии и этнографии РАН, наиболее известное как Кунсткамера, находится на территории самого исторического центра Санкт-Петербурга. К нему можно легко дойти пешком от Дворцовой площади или от Сенатской, со стороны Биржевой площади и от Петропавловской крепости.

От Дворцовой площади к Кунсткамере можно пройти по Дворцовому мосту

Со стороны Дворцовой набережной к началу Университетской набережной, где находятся Кунсткамера и Зоологический музей можно перейти через Неву по Дворцовому мосту, свернув после него налево. 

Очень интересно прогуляться до Кунсткамеры с Английской набережной по Благовещенскому мосту, после которого свернуть направо. В этом случае, при движении в сторону Кунсткамеры можно посетить уникальный Меншиковский дворец, увидеть знаменитых питерских Сфинксов и полюбоваться видами Исаакиевского собора, Зимнего дворца, Адмиралтейства и прочими знакомыми архитектурными творениями Петербурга, находящимися на противоположной стороне Невы.

Дорога к Кунсткамере от Благовещенского моста

Из любого конца города к Кунсткамере можно добраться на общественном транспорте, который здесь ходит очень активно. При движении на общественном транспорте надо ориентироваться на остановки «Университетская набережная», «Университет» или «Биржевая площадь». За полчаса пешком можно дойти от станций метрополитена – «Адмиралтейской», «Спортивной» и «Василеостровской».

Решив посетить данный музей, лучше свериться с режимом работы на официальном сайте, ибо он может меняться. В 2019-20 годах музей работает с 10 до 18 часов в летний период и с 11 до 18 в осенне-зимний период. Выходным днем является понедельник. Санитарный (тоже нерабочий) день проводится в последний вторник месяца.

Вход в Кунсткамеру находится в Таможенном переулке

Стоимость посещения составляет 300 рублей для работающих граждан и 100 рублей для льготников. В осенне-зимний период в каждый третий четверг месяца музей можно посетить бесплатно.

При посещении музея можно взять экскурсионное сопровождение, но в принципе, организация музея и его многочисленные информационные стенды позволяют вполне самостоятельно ознакомиться с богатством и многообразием музейных экспозиций.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Создание первой коллекции

Петр I приказал приносить любые выявленные подтверждения анатомического уродства в аптеку Роберта Арескина в Москве. И вот со всех окраин России стали привозить различные находки, так было положено начало коллекции. Примечательно, что за них даже платили деньги из государственной казны, а несообщение о наличии интересного раритета каралось штрафом.

Цель государя России отличалась от побуждений владельцев европейских коллекций — он приобретал и собирал экспонаты для просвещения своих сограждан. Первые диковинки были им приобретены еще в 1697 г. в Голландии: чучела птиц и рыб, засушенные насекомые и заспиртованные уродцы. Тогда же Петр I приобрел и уникальный рецепт, помогающий с помощью бальзамирования сохранять для истории трупы.

Экспозиции и коллекции

В Кунсткамере имеются следующие экспозиции и коллекции:

М. В. Ломоносов и Академия наук XVIII века. Ломоносов был одним из первых академиков, часть экспозиции посвящена ему и представлена личными вещами, мозаичными портретами из его мастерской, научными приборами, инструментами, книгами. Выставлены также различные предметы искусства. Интерес представляет макет лаборатории академика, изготовленный в середине XIX века.

Первые естественные коллекции. Экспозиция основана на приобретенных Петром I экспонатах – сохранилась только их часть.

  • Историческая экспозиция. Посвящена она истории и архитектуре самой Кунсткамеры. Она представлена гравюрами, фотографиями, макетами. Примечательно и само убранство помещений – бывший мюнц-кабинет, где сохранилась декоративная лепнина XVIII века. Организована динамическая электронная презентация.
  • Африка. Эта коллекция регулярно пополняется, а ее основа формировалась более полувека – с середины XIX века. Жемчужиной коллекции называют бенинскую бронзу – литье с изображением правителей Бенина, их матерей, царедворцев, животных.

Ближний и Средний Восток. Экспозиция включает множество предметов искусства, быта, памятников культуры и религии. Есть несколько экземпляров Корана, в том числе рукописных, национальные костюмы, оружие.

Индия. Экспозиция представлена археологическими находками еще со времен палеолита, предметами быта, оружием, доспехами. Особого внимания заслуживает индийский текстиль. Выставлена также национальная одежда, украшения. Уникальным экспонатом является дворцовый портик XVIII века.

  • Индокитай. Большую часть коллекции собрали сами сотрудника музея и российские востоковеды. Примечательны национальная одежда, музыкальные инструменты, буддийская скульптура, парадное оружие, театральные маски, предметы быта.
  • Индонезия. Экспозиция отражает религиозно-магические представления и практики жрецов батаков – амулеты, маски, книги, фигурки. В коллекции есть предметы быта, образцы различных ремесел.

Китай. Особого внимания в этой экспозиции заслуживает собрание китайского фарфора, художественные изделия XVIII-XIX веков, образцы резьбы по различным материалам. Выставлены национальные костюмы различных слоев общества, культовые предметы, предметы погребального обряда.

  • Корея. Эта экспозиция примечательна контрастом археологических находок и современных изделий. Здесь можно увидеть национальную одежду, предметы быта, ритуальную посуду, дворцовую утварь. Уникальность представляют старинные изделия – металлические, фарфоровые, из селадона с росписью.
  • Латинская Америка. Экспозиция отражает традиционную культуру коренных народов. Некоторые экспонаты относятся еще к XVI веку. Уникальным является парадный костюм вождя с украшениями из перьев, костюм шамана чамакоко. Выставлены различные ритуальные предметы, предметы искусства, трофеи.

Монголия. Помимо традиционной одежды и предметов быта экспозиция включает модель юрты, коллекцию буддийских масок из папье-маше.

  • Северная Америка. Экспозиция посвящена американским индейцам, отражая их культуру начала XIX века. Музей особенно гордится алеутскими деревянными головными уборами, предметами снаряжения, ритуальными костюмами, традиционной одеждой, керамикой.
  • Япония. В экспозиции отражены традиции японской культуры – традиционная одежда, атрибуты японского театра, чайных церемоний, сельскохозяйственные орудия, инструменты и предметы для изготовления шелка.

Одним из великолепных экспонатов Кунсткамеры является Готторпский глобус, который был подарен Петру I Карлом Фридрихом. Диаметр конструкции составляет более 3 м.

Скелет Николя БуржуаДвухметровый телохранитель Петра I с чужой головой

Известно, что Петр I был тем еще затейником и любил путешествовать по загранице. Любознательный император привозил в Россию не только необычные предметы и анатомические коллекции, но и неординарных людей. Так случилось и с Николя Буржуа, которого Петр I встретил в одном из путешествий. Этот гигант поразил царя своим масштабом: рост Буржуа был 226,7 см. Петр сразу же нанял здоровяка себе на службу, а когда тот скончался, его скелет стал неотъемлемым экспонатом Кунсткамеры.

Пожар 1747 года сказался и на этой диковине: пламя сожгло череп Буржуа, так что голову пришлось прикрепить от другого человека. Поговаривают, что дух обезглавленного француза до сих пор пугает смотрителей музея.

Экспонаты Кунсткамеры с описанием

Зал под названием «Северная Америка» позволит окунуться в мир коренных народов этого континента. Причудливая одежда и головные уборы, шаманские бубны и украшения.

Побывав в этом зале можно увидеть не только отдельные элементы одежды, посуды, охотничьего снаряжения. Представлены как отдельные фигуры людей в национальных костюмах, так и целые сценки из жизни народа. Например, ритуальный танец шамана, сцены охоты и погребения.

Интересными могут стать следующие экспонаты:

  • Головные уборы из дерева для морской охоты (алеуты).
  • Костюмы, выполненные из перьев птиц.
  • Орнаменты, вышитые иглой дикобраза.
  • Праздничные штаны эскимоса.
  • Деревянные шлемы.
  • Особенно впечатляющие все вещи, связанные с исполнением ритуалов. Они всегда нестандартных форм, окрасок.


Младенцы в Кунсткамере Санкт-Петербурге

В зале «Япония» есть один уникальный предмет с пикантной историей. Николай второй, будучи еще цесаревичем, встретился в Киото с гейшей О-Мацу. Из путешествия он привез скульптуру этой женщины. Невероятно тонкая работа, истинно восточная изысканность

Глядя на скульптуру, понимаешь, почему гейша привлекала внимание будущего императора

«Африка» отличается невероятным изобилием всевозможных божеств, выполненных из дерева или камня. Поражает четкость прорисованных элементов. Большое количество инсталляций из повседневной жизни. После просмотра выставки приходит понимание, откуда берут начало модные дизайнерские элементы в виде деревянных масок.

Фарфор в зале «Китай» уже давно нужно было признать восьмым чудом света. Вазы различных эпох с изящной росписью, статуэтки «как живые», резные слоновые кости, нефритовые шкатулки. Весь дух восточного мира воплощен в изделиях этой выставки. Особое место занимает заводная игрушка в виде корабля. С помощью ключа приводятся в движение фигурки на борту, и колесики на дне ладьи. К огромному сожалению механизм поврежден, но ценность при этом не потерял.


Африка

«Монголия». Юрта способна удивить даже самого требовательного посетителя. Учитывая кочевой образ жизни этого народа, значительной частью экспозиции стали:

  • Все, что связано с лошадьми и верховой ездой.
  • Традиционные предметы для скотовода.

Отдельное место занимают маски из папье-маше. Они олицетворяют монгольских божеств и использовались для мистерий.


Человеческие органы Кунсткамеры

«Индонезия» может похвастаться уникальными экземплярами книг жрецов, различными макетами своеобразных жилищ. Очень красочные декоративные тарелки.

От вех остальных «Индия» отличается своей религиозностью. Статуэтки различных Богов, выполненные из дерева, камня, слоновых костей. Мраморные декоративные тарелки, украшенные инкрустацией. Кстати, одноразовые тарелки изобрели далеко не в современном мире. Такой экспонат из пальмового листа можно увидеть в этом зале.

«История кунсткамеры и русской науки 18 века» привлечет своей разнообразностью. Здесь можно найти:

  • Личные вещи Ломоносова.
  • Различные приборы: стеклянные колбы, электростатическая машинка.
  • Готторпский глобус.

Коллекции Кунсткамеры не для слабонервных

Отдельным блоком вынесен отдел для любителей пощекотать нервы.

В целом все представленные экспонаты можно разделить на такие группы:

  • Отдельные заспиртованные органы. Это может быть мозг, конечности с не правильным набором пальцев, аномальные внутренние органы.
  • Большая коллекция заспиртованных младенцев с патологиями. Циклопы, без конечностей, неправильные черты лица, различные синдромы, связанные с набором хромосом, сиамские близнецы.
  • Чучела животных. Например, двухголовый ягненок.


Дети в банках в Кунсткамере

Это коллекция сыграла одну из важнейших ролей в развитии анатомии и физиологии.

Лайфхак 1 — Перемещаемся выгодно и комфортно везде
Билеты на поезд по лучшей цене — и . Взять авто в аренду в любом аэропорту или городе — Rentalcars. А если решите полететь на самолете (кстати, не дороже поезда и машины) —

Лайфхак 2 — Остановиться можно не только в отеле, но и в квартире
Ищите скидки в аграгаторе отелей . Бронируйте жильё для отдыха на

Лайфхак 3 — Не переплачивайте за экскурсии
Выбирайте экскурсии онлайн у проверенных гидов с озывами в .

Лайфхак 4 — Посещайте музеи и достопримечательности без очередей
Покупайте билеты заранее онлайн на и и приходите уже с купленным билетом.

История создания

Идея создать Кунсткамеру пришла Петру I на закате XVII века, когда он посещал Голландию и Англию. Там он увидел кабинеты редкостей, которыми очень восхищался. Интересны были не только предметы культуры, искусства и быта, но и анатомия – наука тогда новая, а для России и вовсе неизведанная.

Под впечатлением своего путешествия Петр I по возвращении на родину начал обустраивать свой кабинет редкостей. Он был перенесен в Петербург одновременно с присвоением ему столичного статуса. Поместили коллекцию в людские палаты (Летний дворец). Именно тогда появилось название Кунсткамера, что в переводе с немецкого буквально означает «комната искусств». Произошло это в 1714 году – эта дата официально считается годом основанием музея.

Петр I повторно посетил Голландию и оказался в музее Альберта Себа, с которым уже вел переписку о покупке его коллекции. Куплена она была полностью и перевезена в Кунсткамеру.

В дальнейшем коллекция регулярно пополнялась, поэтому потребовалось помещение больших размеров. Построить его решили на стрелке Васильевского острова. На время собрание переместили в Кикины палаты – бывший дом боярина Кикина, который провинился перед царем.

Возведение современного здания Кунсткамеры заняло 16 лет (1718-1734 годы). Музей разместили в его восточном крыльце, среднюю часть отвели под Анатомический театр, башню для Готторпского глобуса и обсерватории. Западную часть здания заняла Академия наук, где работал Ломоносов.

Трагическим для Кунсткамеры был декабрь 1747 года, когда из-за пожара была уничтожена башня здания и Готторпский глобус – позже его восстановили.


Реконструкция башни здания

К 30-м годам XIX века коллекция Кунсткамеры значительно возросла, поэтому приняли решение о создании нескольких музеев – Зоологического, Ботанического, Этнографического, Минералогического.

Кунсткамера – идея создания

Поездка юного государя в 1698-х годах по европейским странам открыла перед ним новые горизонты просвещения. Особенно удивили и заинтересовали великого реформатора так называемые «куншты» — кабинеты редкостей и различных природных диковинок.

В Европе это было модным увлечением и каждый правитель, и знатный вельможа считал своим долгом похвастаться перед русским царем своим собранием странностей.

А после посещения публичного музея Ашмола при Оксфордском университете в Англии у Петра I возникла идея о создании доступного музея и в России.

Первоначально «государев кабинет» находился в Москве в Аптекарском приказе, но, сразу после завершения строительства Летнего дворца в 1714 году все экспозиции были перевезены в новую столицу. В Летнем дворце открылась экспозиция в зале, названным царем на западный лад — «куншткамерой».

Именно 1714 год принято считать годом основания первого музея в России. За его создание и развитие государь назначил ответственных — Роберта Арескина, лейб-медика и Президента Аптекарской канцелярии, а также Иоганна Шумахера. Для него была отдельно введена должность «надсмотрителя редкостей и натуралиев».

В те же времена самодержец издал указ, предписывающий жителям страны привозить в столицу все необычное и интересное, что повстречается им в своих регионах.

Согласно указа, все путешествующие по разным странам были обязаны привозить в столицу диковинные предметы из своих поездок, какие «зело интересны и необычны».

Спеша выполнить царский указ и принимая во внимание тот факт, что за находки полагалось вознаграждение, люди открыли настоящую охоту на всевозможные диковинки. Сам император тоже не оставался в стороне и продолжал скупать европейские «странности»

Так, в 1716 году во время второй европейской поездки государь купил коллекцию аптекаря из Амстердама Альберта Себы. В результате Кунсткамера пополнила свое «богатство» редкими минералами, натуралиями из Южной Америки и художественными предметами из Китая и Японии

Сам император тоже не оставался в стороне и продолжал скупать европейские «странности». Так, в 1716 году во время второй европейской поездки государь купил коллекцию аптекаря из Амстердама Альберта Себы. В результате Кунсткамера пополнила свое «богатство» редкими минералами, натуралиями из Южной Америки и художественными предметами из Китая и Японии.

В 1717 году государь приобрел в Голландии знаменитую коллекцию «уродцев» Фредерика Рюйша. Это уникальное собрание около 1000 экспонатов заспиртованных в банках аномальных зародышей и различных анатомических отклонений потрясло Петра I своей необычностью.

Именно эта коллекция ассоциируется у большинства людей с названием Кунсткамера. Но на самом деле она составляет лишь незначительную часть среди бесчисленных экспонатов музея. Незначительную, но, несомненно, очень запоминающуюся. Вряд ли кого-то оставят равнодушными сиамские близнецы, младенец с циклопией и двухголовый теленок.

В результате тотального наплыва всевозможных артефактов с различных регионов страны и земного шара в Летнем дворце стало не доставать места для их демонстрации. В 1718 году по указу государя Кунсткамера была переведена в новое здание.

Современные залы Кунсткамеры

Современная Кунсткамера — это музей, коллекция которого сильно отличается от первой, созданной самим Петром I 300 лет назад, хотя некоторые экспонаты сохранились и до наших дней. Побывав в музее, турист узнает о происхождении и развитии человека, о зарождении и разнообразии рас на Земле. В нем представлены одни из самых богатых коллекций всего мира, которые отражают быт и традиции народов разных уголков:

  • Северной Америки — раздел посвящен быту алеутов и эскимосов. Представлены различные композиции их ритуальных танцев: вызов дождя, солнца, урожая, лечение больных шаманом и многие другие.
  • Океании, Индии и Индонезии — представлены экспонаты, привезенные с этих континентов: резное дерево, театр марионеток, давние театральные костюмы и разнообразные маски; в Индонезийском зале можно увидеть кинжалы-крисы.
  • Китая, Монголии и Японии — здесь выставлены предметы прикладного искусства этих стран (курильницы, статуэтки, предметы одежды и обуви, заводные игрушки, этнографический манекен и др.).
  • Австралии.

Архитектура и первые экспонаты Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

Начиналось все с Петра Великого, который от природы был человеком очень любознательным и прогрессивным монархом. Когда правитель увидел на Василевском острове странную кривую березу, вросшую в другое дерево, у него зародилась идея создать музей, в котором были бы собраны экспонаты с разными природными отклонениями. В 1714 году по его приказу в Петербург из Москвы привезли первую собранную Петром коллекцию редкостей, которая и стала основой музея Кунсткамеры. Первую коллекцию разместили в Летнем дворце.

Посещая европейские страны в 1697 – 1698 годах, Петр стал собирать коллекции разных редкостей, а также инструменты, приборы, материалы, книги и т.д., все, что представляло для него интерес. Эти экспонаты в будущем были помещены в Кунсткамеру, первый российский естественно – научный музей.

  • От Индии до Норвегии: 5 удивительных библиотек со всего мира
  • Город мечты Чикаго: архитектура, лофты и кирпич
  • Горный домик со всеми удобствами и дивным видом… Ах!
  • 10 сооружений для адреналинозависимых
  • В чем хитрость центрального парка в Нью-Йорке?
  • Топ-10 самых высоких небоскребов мира
  • Город Ронда парящий в небесах
  • Музей цифрового искусства Mori Building: пространство без границ

Возник вопрос строительства специального здания для музея и рядом возведения палаты Санкт-Петербургской академии наук и библиотеки на Стрелке Васильевского острова.

В 1718 году был заложен фундамент здания «палат», разработан проект будущей Кунсткамеры и в дальнейшем руководил строительством архитектор Георг Маттарнови (немецкий архитектор и скульптор). После возведения фундамента с 1719 по 1724 гг., строительством занимается Гербель — один из первых архитекторов Санкт-Петербурга.

Он внес свои изменения в проект Маттарнови: крыша стала более высокой, введены крупные барочные фронтоны, к невысокой башне с балюстрадой присоединен еще один ярус с куполом — по примеру трехъярусной башни с куполом Монетного двора архитектора Шлютера (представитель раннего барокко в Германии). Еще один плотничный мастер Х. ван Болес (голландец) разработал  проект столярных и металлических изделий купола.

В 1722 году закончили возведение стен Кунсткамеры и устройство кровли, затем с 1723 по 1724 годы велась отделка внутри помещений, и устанавливалось музейное оборудование. Петр не дожил до окончания строительных работ.

С 1729 по 1735 год русским архитектором Земцовым проводились окончательные работы по строительству музея в стиле петровского барокко, здание состояло из двух 3-этажных корпусов, соединённых барочной многоярусной башней с куполом. Оба фасада Кунсткамеры — и южный, и северный парадные.

Еще до завершения всех строительных работ в Кунсткамеру в Санкт-Петербурге были завезены экспонаты, собранные Петром: чучела экзотических животных, заспиртованных уродцев в колбах, анатомические инструменты, редкие археологические находки и другие. Но в этой коллекции были и живые «экспонаты» — при музее стали жить карлики, великаны, уродцы. В 1728 году состоялось открытие Кунсткамеры и библиотеки.

Михаил Ломоносов — основатель Российской Академии наук и Московского университета работал в музее с 1741 по 1765 год. Он открыл первый планетарий в башне музея и астрономическую обсерваторию.

В Круглом зале Кунсткамеры находился, подаренный Петру огромный академический глобус, который он привез из немецкого города Готторп в 1717 году. В диаметре глобус достигал свыше трех метров, и представлял собой полую вращающуюся сферу. Снаружи на нем изображена поверхность земли, внутри — звездное небо и скамейка для слушателей на 10 – 12 человек с преподавателем.

Коллекция музея всегда пополнялась учеными, которые привозили из разных стран археологические находки, минералы, интересные растения.

В 1830-х годах Кунсткамеру из-за скопившегося большого количества экспонатов разделили на несколько музеев (Зоологический, Ботанический, Минералогический, Этнографический), которые в дальнейшем переехали в отдельные здания. Сегодня Кунсткамера — один из наиболее посещаемых музеев в мире.

Астролябия Г. АрсениусаРабота гениального механика

Живший в XVI веке фламандский мастер Гуалтерус Арсениус оставил после себя 21 искусно сделанную астролябию. Одна из них принадлежала Альбрехту Валленштейну, одному из видных австрийских полководцев времен Тридцатилетней войны. Именно эта астролябия была подарена Императорской Публичной библиотеке, после чего перекочевала в Кунсткамеру.

Помимо изящного оформления, этот экспонат имел практическую ценность. Астролябия Арсениуса демонстрировала зевакам, как при помощи математики можно вычислять положение небесных светил и ориентироваться в пространстве. Среди знати прошлого такие изящные технические штучки, как астролябии, хранились вместе с драгоценностями и являлись признаком особой зажиточности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector