Усадьба кусково. путешествие во времени

История усадьбы

Первые сведения об усадьбе встречаются в летописях XVI века. Старинное имение, занимающее более 30 га земли, располагалось на востоке Москвы и принадлежало одному из самых богатых дворянских родов России — Шереметевым. В начале XVII века, кроме боярского двора и деревянной церкви, в имении больше ничего не было.

Общий вид на усадьбу

Период его расцвета приходится на XVIII век, когда владельцем усадьбы был граф Петр Борисович Шереметев. Он превратил обычное подворье в роскошный архитектурный ансамбль, состоящий из дворца, парковой зоны и прудов. Хозяин устраивал в усадьбе пышные приёмы, на которые порой съезжались десятки тысяч гостей.

Для увеселительных мероприятий, проводимых во дворе, появились павильоны и изящные беседки. Кроме того, были выстроены здания оранжереи, зверинца, охотничьего домика и кунсткамеры. После революционных событий 1917 года усадьбу национализировали, а через два года она стала Государственным музеем, который впоследствии объединили с коллекцией Музея керамики.

Дворец усадьбы

Усадебную территорию разделяют на три части: запрудную зону со Зверинцем, английский парк «Гай» и строгий французский парк. Лучше всего сохранилась та часть усадьбы, которая расположена в ее центре.

Главное место здесь отведено дворцу или Большому дому, который был возведен по заказу хозяина усадьбы в традициях раннего классицизма. Строительными работами руководил архитектор Карл Бланк, а велись они с 1769 по 1775 годы. Дворцовое здание было выстроено из дерева, которое в дальнейшем оштукатурили и выкрасили нежно-розовой краской.

Церковь Спаса Всемилостивого с колокольней

Украшением фасада служили портики с колоннадой. На том из них, что находился в центре, красовался вензель семейства Шереметевых — под короной графа располагались буквы «PS». Портики с боков украшала резьба. Дворец был двухэтажным. Нижний этаж занимали винные погреба и хозяйственные помещения, а на верхнем этаже хозяин проводил приемы. Попасть во дворцовое здание можно было по парадной лестнице.

Павильон «Грот»

Для встречи гостей или небольших приемов существовал Итальянский домик. Его построили в середине XVIII века под руководством Юрия Ивановича Кологривова.

На берегу пруда до наших дней сохранился изящный Голландский домик. Он появился раньше других усадебных строений. Необычное название было выбрано хозяином Кусково – Шереметевым, как память о любви царя Петра I к Голландии. Домик окружал сад с тюльпанами, и выглядел он очень празднично и привлекательно.

Павильон «Оранжерея»

Еще одно необычное сооружение – барочный павильон «Грот», олицетворяющий стихии воды и камня. Строили его по проекту Ивана Петровича Аргунова целых 6 лет, начиная с 1755 года. Стены павильона декорированы известковым туфом и разноцветным стеклом.

Для тех, кто хотел уединиться, существовал павильон «Эрмитаж», выполненный в традициях раннего классицизма. Здесь гости могли провести приватную беседу и даже пообедать, так как в зал «Эрмитажа», расположенный на верхнем этаже, специальные механизмы поднимали обеденный стол.

Итальянский домик

На востоке парковой зоны находится «Вольер» – большая округлая деревянная клетка, предназначенная для необычных птиц. В центральной части павильона «Оранжерея» устраивали танцы и концерты. Застекленными переходами она соединялась с другими, меньшими по размеру павильонами. Для удовлетворения духовных потребностей в имении Шереметевых стоял храм Спаса Всемилостивого.

Голландский домик

Выставки в музее Кусково

  • В Большой каменной оранжерее: «Ода стеклу». Посвящена истории стекольного дела с античности до XX века.
  • В павильоне «Эрмитаж»: «Невозвратный мираж пасторального рая…» Галантный век в фарфоре. Представлены произведения крупнейших европейских мануфактур ХVIII – начала XIX вв.
  • В Американской оранжерее: «Открытый фонд. Русский фарфор XVIII – начала XX вв.».
  • «Храм добродетели душа ее была». Посвящена Прасковье Ивановне Ковалевой-Жемчуговой (графине Шереметевой). Расположена в восточной части Дворца в покоях Графа Николая Петровича.

Возвращаясь из оранжерей к центральной аллее, не забудьте заглянуть в большую резную беседку в виде клетки — Вольер для птиц. Там живут павлины и золотые охотничьи фазаны.

Дворец в Кусково

Мы начали осмотр усадьбы Кусково с визита в Большой дом. В те времена, когда Шереметевы устраивали здесь балы, во дворец допускалась только самая знатная публика. Обычно гостей было не более ста человек. В то время как вся усадьба могла вместить до 30 тысяч человек.

Дворец в Кусково

Сначала гости попадали в прихожую-гостиную, стены которой украшали фламандские шпалеры, изготовленные в конце XVIII века. На них изображены фрагменты парка, очень похожего на тот, который существовал в усадьбе Кусково. Кроме того, здесь можно увидеть шпалеру с портретом императрицы Екатерины Великой, изготовленную в Петербурге. Известно, что Екатерина II шесть раз посещала приемы в Кусково, а вместе с ней на балах в усадьбе побывали многие европейские короли и аристократы.

Прихожая-гостинная

Мы переходим в малиновую гостиную, где можно увидеть бюсты Б.П. Шереметева и его жены, портреты императрицы Екатерины Великой, ее сына Павла Петровича с супругой, а также парадный портрет Петра Борисовича Шереметева, который создал эту грандиозную усадьбу в том виде, который мы сейчас видим.

Портрет Петра Борисовича Шереметева

Малиновая гостинная

Когда гости попадали в малиновую гостиную, они слышали музыку, которая доносилась из органчика. До наших дней, к сожалению, не дошли часы с движущимися фигурками, которые украшали этот инструмент. Дело в том, что в усадьбе останавливались войска Наполеона в 1812 г. и многие ценности после их визита бесследно пропали.

Часы-орган

Далее мы попадаем в парадную спальню, которая не использовалась по прямому назначению, а скорее была данью моде тех времен.

Парадная спальня

Затем идет кабинет-конторка, где можно увидеть уникальный стол для хранения нот. На его столешнице автор создал панораму Кусково из разных пород дерева. Работа была очень трудная и кропотливая, говорят, что в конце мастер утратил зрение и доделывал стол, уже не видя результата. Кабинет и соседние уборная, диванная и библиотека относятся к личным покоям графа.

Кабинет-конторка

Диванная

Кроме того для дневного отдыха хозяев и гостей была создана вседневная опочивальня.

Вседневная опочевальня

Здесь можно увидеть «Портрет калмыцкой девочки Аннушки» работы крепостного художника Шереметевых И. Аргунова. В те времена в России было модно держать при себе калмыцких детей. Их похищали казаки во время междоусобных войн между калмыцкими ханами, а затем привозили детей в столицу и дарили их представителям знати. Детям давали русские имена, так и Варвара Алексеевна Шереметева завела себе такую воспитанницу.

Портрет калмыцкой девочки Аннушки

Кроме того в этой комнате висят портреты детей П.Б. Шереметева: наследник Николай Петрович и две дочери Анна и Варвара. Николай впоследствии влюбился в свою крепостную Прасковью Ковалеву-Жемчугову, нанял ей лучших педагогов и зачислил в труппу своего крепостного театра. Сценические псевдонимы своим актерам крепостным он давал в честь драгоценных камней: Алмазовы, Хрусталевы, Изумрудовы, Гранатовы, Жемчуговы и пр. Так свою новую фамилию получила и Прасковья Ковалева.

В силу своего высокого положения в обществе граф не мог сразу обвенчаться со своей возлюбленной. Долгое время он пытался получить разрешение на неравный брак. В итоге только в 1800 г. они поженились. Однако вскоре после рождения сына Дмитрия графиня Шереметева скончалась. Через шесть лет умер и граф, а их наследник воспитывался подругой Прасковьи Жемчуговой бывшей крепостной актрисой Т.В. Шлыковой-Гранатовой. Но вернемся во дворец.

За вседневной опочивальней идет картинная, где собраны работы западноевропейских мастеров XVI-XVIII вв.

Картинная

А сразу за картинной следует самая большая комната Большого дома — Зеркальный зал, где проводились балы и танцевальные вечера. Пол этой комнаты украшал паркет, изготовленный в Петербурге. Вдоль одной стены идет череда окон, выходящих в парк, а с другой стороны развешаны зеркала, которые зрительно расширяют пространство. Во время нашего визита во дворец Танцевальный зал готовился к концерту, поэтому все помещение было заставлено стульями для зрителей.

Зеркальный зал

Вообще в Большом доме в Кусково часто устраивают музыкальные вечера, концерты. Одно время здесь даже вручали театральную премию «Хрустальная Турандот». Кроме того на территории усадьбы Кусково снимали огромное количество фильмов: «Виват Гардемарины», «Тайны дворцовых переворотов», «Достояние республики», «Здравствуйте, Я ваша те-тя!», «Адмирал» и многие другие.

В другом крыле Большого дома находится Парадная столовая, бильярдная, спальня графа и музыкальная гостиная. Мы же выходим в усадебный парк регулярной планировки.

Усадьба Кусково как зимняя загадка

Имея фотографии строений бывшей графской резиденции летом и зимой, мы не стали их чередовать. Летнее предназначение не влечет зимнего закрытия, просто с середины октября по середину апреля объекты закрываются на два часа раньше. Но не в этом дело, в снежный сезон недоступны главные прелести, которыми славится усадьба Кусково. Элементы ландшафта, описанные в первом разделе обзора, летом гораздо привлекательнее. Поэтому предлагаем некую викторину, распознать заснеженные строения на фото слайдера в произвольном порядке.

Можно оценить природные изменения предварительно, если планируете зимний визит из-за графика отпусков на работе. Кроме того, убедитесь, что даже в сильный снегопад непроходимыми сугробами усадьба Кусково не завалена. Викторина затеяна беспроигрышная, ничего не теряя, сравниваете зимние виды с летними и находите ответ. Приз один на всех – несколько больший объем информации для оценки привлекательности туристического объекта. Дополнительная опция для постоянных читателей – бесплатное участие в мероприятии.

Каскад в Сен-Клу

«Вид Каскада в Сен-Клу» – одна из шести гравюр в коллекции музея с видами королевских резиденций Франции, созданных аугсбургским мастером XVIII века Мартином Энгельбрехтом в 1730–1750 годах. Произведение, отличающееся высоким уровнем исполнения, является примером мастерской фальсификации.

Фото: mos.ru 

С 1730-х годов французский график-пейзажист первой половины XVIII века Жак Риго работал над серией «Королевские дворцы, замки и дома Парижа и его окрестностей», насчитывавшей более 130 листов. Эти произведения были очень популярны среди просвещенной европейской публики. По всей видимости, в мастерской Энгельбрехта копирование листов этой серии воспринималось как коммерчески успешный проект, при этом вопрос этики – указание на листе автора оригинала – уже не стоял.

Французский мастер, который нес убытки от такой неофициальной деятельности коллег, мог только сетовать и предупреждать своих покупателей со страниц популярного журнала Mercure de France:

«Господин Риго только что добавил к своему “Альбому видов и перспектив Королевских резиденций” два новых вида Замка Сен-Маур, принадлежащего его высочеству монсеньору принцу Конди. Все эти виды, а их около ста двадцати, прекрасно подходят как для внимательного и подробного изучения, так и для украшения кабинетов. Продавцы эстампов, торгующие подделками этих видов, выдают их за оригиналы. Чтобы не быть обманутым, обращайтесь к самому господину Риго. В настоящее время он проживает на улице Сен-Жак напротив Колледжа Плезис».

Павильон Эрмитаж

Сохранился в парке и павильон Эрмитаж, в котором отдыхали самые приближенные к графу Шереметеву гости. Подобный домик с таким же названием существует в Петергофе.

Павильон Эрмитаж

Также как в Петродворце, в Эрмитаже в Кусково два этажа. Внизу размещалась прислуга, которая готовила угощения и сервировала стол. Гости размещались на втором этаже, на который их поднимал специальных лифтовой механизм. Когда приходило время обеда, стол опускался вниз, также с помощью специального устройства, и поднимался уже с самыми разнообразными блюдами. Это позволяло знатным посетителям совсем не сталкиваться с обслуживающим персоналом. В XIX веке подъемный механизм Эрмитажа сломался и в настоящее время мы уже не сможем увидеть его в действии. К сожалению, были утрачены многие предметы интерьера этого павильона. Сейчас его в основном используют как выставочный зал.

Грот в Кусково.

«Гроты делают в местах сада уединенных, или в лесочках. Вид оных с наружности должен представлять дикость; но внутренность требует убранства разными раковинами, зеркалами, кристаллизациями и другими блестящими камнями. Вход в них, к умножению холоду, располагается с северной стороны. Внутри Грот состоит из центрального зала, расписанного под розовый и зеленый с красными прожилками мрамор, и северного и южного кабинетов, выдержанных, соответственно, в холодной и теплой цветовых гаммах. Оформление интерьеров было процессом сложным и длительным. Около десяти лет (1761 – 1775 гг.), с перерывами эту работу выполнял «гротических дел» мастер немец Иоганн Фохт, нанятый графом П.Б. Шереметевым по «заключенному контракту». Стены и потолок кабинетов богато декорированы раковинами, туфом, стеклом, кусочками зеркал и гипсовой лепниной. Грот – единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную «гротическую» отделку с XVIII века, является самым экзотическим среди архитектурных сооружений Кускова.

Режим работы и стоимость услуг

Режим работы: с 15 апр. по 14 окт. 10.00-18.00, с 15 окт. по 14 апр. 10.00-16.00, касса закрывается на час раньше; пн, вт, последняя среда месяца — закрыт

Вход в парк: взрослый билет/учащиеся/пенсионеры 50 RUB. Дворец: 250/100 RUB, Большая каменная оранжерея с выставками: 150/100 RUB, Голландский домик: 100/50 RUB, Итальянский домик: 100/50 RUB. Комплексный билет для индивидуальных посетителей: 500 RUB.
Фото/видеосъемка 100/200 RUB и 1000 RUB для молодоженов. Для иностранцев цены выше.

Экскурсии: от 4000 RUB за группу в зависимости от маршрута; запись на экскурсии: (495) 375-31-31

Топ-9 красивых мест для фотосессии в Кусково

Любой фотограф скажет Вам, что для красивых фотографий очень важно выбрать красивое место, в усадьбе Шереметьевых таких локаций немало. Вот список топовых мест, где я обязательно стараюсь сделать кадры с молодоженами:

Полянка справа от центрального входа
Как только Вы заходите в усадьбу, можно сразу начинать фотографироваться. Справа от Вас будет небольшой пруд, а за ним большая полянка. Тут всегда есть тенек, что позволяет сделать красивые портреты, даже в солнечный день.
Также с нее открывается вид на павильон Грот и можно сделать красивые панорамные кадры.
Свадебная прогулка по Кусково

Павильон Грот
Также очень близко ко входу в усадьбу находится павильон Грот, проходите за забор через вышеупомянутую полянку и справа будет Грот. С обратной стороны павильона есть небольшой пруд. Сам павильон был недавно отреставрирован и отлично выглядит на фото.
Свадебная фотосессия на фотоне павильона Грот

Зеленые арки
Дальше мы с молодоженами проходим за желтый забор в парковый ансамбль усадьбы, слева начинаются арки-коридоры, увитые зеленью

Здесь получаются отличные атмосферные снимки, единственное, фотографу стоит обращать внимание на свет, тут он бывает сложным.
Фото из усадебного парка

Главный дворец в Кусково
Обязательно стоит сделать фотографии на лестнице у главного дворца, здесь получаются отличные кадры с видом на регулярный парк, а также можно сделать очень красивые планы на ступеньках, особенно, если свадебное платье у Вас со шлейфом.
Главный дворец в Кусково

Французский регулярный парк
Дальше стоит обязательно прогуляться по французскому регулярному парку: здесь можно снять отличные панорамные кадры и портреты с женихом и невестой. Открывается отличный вид на оранжерею, которая была недавно полностью отреставрирована.
Парк в усадьбе Кусково

Павильон Эрмитаж
После прогулки по центральным аллеям, можно сделать несколько кадров на фоне павильона Эрмитаж, он симметричен со всех сторон.
Свадьба в Кусково

Голландский домик
Еще одна очень красивая локация в усадьбе

Рядом с домиком есть небольшой пруд, можно сделать интересные панорамные снимки с видом на домик и поиграть с отражениями в воде.
Свадебное фото у Голландского домика

Интерьеры Большого Дворца
Если торжество планируется на холодное время года или в день свадьбы погода прохладная и дождливая – отличное решение фотосессия в интерьерах усадебного дома. Дом имеет статус музея, здесь много залов с красивыми старинными интерьерами. Единственное, фотографу стоит учесть, что съемка со вспышкой здесь запрещена.
Интерьер Дворца

Интерьеры павильона Грот
В павильоне Грот также возможно фотографироваться, как и в большом дворце, снимать здесь нужно без вспышки, но естественного света достаточно. Павильон совсем небольшой, но интерьер интересный, правда, много кадров не получится, так локаций здесь всего три.
Интерьер павильона Грот

Голландский домик в Кусково.

Этот павильон был выстроен в 1749 году в память об эпохе Петра I и его увлечении Голландией. Как садовый павильон-имитация во вкусе архитектуры «разных времен и народов», Голландский домик – характерное явление в русской усадебной культуре середины XVIII века. Он считается одним из самых первых, художественно завершенных образцов подобных сооружений. Этот «архитектурный сувенир» первым встречал гостей, въезжавших в Кусково через подъемный мост. В настоящее время гости музея имеют возможность увидеть полностью сохранившуюся внутреннюю планировку Голландского домика и основные детали архитектурного декора. Посредством воссозданных интерьеров окунуться в «быт голландского бюргера» того времени.

«Особливая» Круглая беседка

Исторический облик Кускова составляют деревянный дворец, парковые павильоны и регулярный парк. Наряду с сохранившимися постройками в XVIII веке на территории усадьбы находились разнообразные архитектурные «затеи», о которых мы можем судить только по картинам, гравюрам и чертежам того времени. Гравюра «Проспект Особливой Круглой Беседки на канале в конце Кусковского сада», созданная французским мастером П.Ф. Лораном в 1771–1774 годах, хранит образ утраченного бельведера (от итальянского bello vedere – «прекрасный вид»).

Фото: mos.ru 

Легкий нарядный павильон предназначался для обозрения кусковских видов. Фасады его были разделены сдвоенными пилястрами, арочный фронтон над входом украшал картуш с вензелем графа Петра Борисовича Шереметева – PS. Сквозь два ряда окон свет беспрепятственно попадал в павильон. Перекрытие бельведера было выполнено в виде купола, покоящегося на сложном восьмигранном барабане с круглыми окнами. Павильон украшала балюстрада с вазонами и скульптурой, установленная по краю карниза.

Итальянский домик в Кусково.

Итальянский домик был выстроен в 1754-1755 годах под руководством Ю.И. Кологривова – тонкого знатока искусства, получившего архитектурное образование в Риме. Во внешнем облике павильона легко угадывается назначение каждого из двух этажей. Дворцовый характер интерьеров второго этажа находит выражение в архитектуре фасада: высоких оконных проемах, ажурных ограждениях лоджии и балкона, завершении карниза нарядной балюстрадой. Небольшие же помещения первого этажа, зрительно более низкого, с квадратными окнами, были предназначены для размещения «раритетов»: редкостных картин из бисера и цветного мрамора, моделей иерусалимской и вифлиемской церквей в стеклянных футлярах, античной скульптуры и многого другого.

Оранжерея в Кусково

Далее по парку мы идем к оранжерее. По пути видим обелиск, посвященный Екатерине Великой, в честь ее очередного визита в Кусково.

В Большой каменной галерее когда-то выращивали экзотические растения, а в день нашего посещения усадьбы проходила выставка изделий из стекла. В соседней американской оранжерее разместились экспонаты уникального в России музея керамики, насчитывающего более 40 тысяч предметов со всего мира с древних времен до наших дней. Создавался этот музей уже после революции на основе коллекции фарфора представителя старинного купеческого рода А. Морозова.

Оранжерея

К счастью, до наших дней усадьба Кусково дошла в отличном состоянии, в том числе благодаря тщательным реставрационным работам. Здесь очень хорошо сохранился дворцово-парковый ансамбль усадьбы XVIII века, не имеющий аналогов в нашей стране. Прогуляться по парку в Кусково приятно в любое время года, а интерьеры дворца и павильонов восхищают своим изяществом и безупречным оформлением. Прошли годы, но созданные на средства графа Шереметева шедевры архитектуры и садового искусства до сих пор радуют гостей усадьбы.

История усадьбы Кусково

Уже в XVI село Кусково упоминается как собственность Шереметевых, здесь существовал барский дом, помещения для крепостных и деревянный храм. В Петров-скую эпоху Борис Петрович Шереметев отличился как видный военачальник и государственный деятель, он первым в России удостоился графского титула. Позднее он породнился с Петром Великим, женившись на вдове его дяди. Известно, что на пышной свадьбе присутствовал сам император. Тем не менее, на тот момент граф Шереметьев называл свои владения к востоку от Моск-вы «куском», так как они были очень небольшими, отсюда и появилось название Кусково

А соседние земли принадлежали важному государственному деятелю князю А.М. Черкасскому

На его единственной дочери и наследнице всего несметного состояния женился сын графа Шереметева Петр Борисович, увеличив тем самым свои владения в несколько раз. В XVIII веке усадьба Кусково раскинулась на территории 230 гектар (для сравнения сейчас она занимает примерно 32 гектара).

При Петре Борисовиче сформировался архитектурно-парковый ансамбль усадьбы, которая делилась на три части: за прудом размещался зверинец и псарня, в центре регулярный французский парк с Большим дворцом для приемов, а также существовал еще и английский парк. Сотни крепостных вырыли Большой пруд, в котором разводили рыбу, подаваемую на торжественные обеды. Также использовался этот пруд для катания на лодках. До наших дней лучше всего сохранилась именно центральная часть усадьбы с дворцом и прекрасным парком, скопированным с Версаля.

От ворот к Большому дому ведет липовая аллея, причем кронам деревьев в парке придали форму шара. Это и отличает французский парк от английского: считается, что во французском парке все должно демонстрировать подчинение природы человеку, в то время как английский парк выглядит более естественным, а человек только приспосабливается под естественный ландшафт. По пути мы видим самую старую постройку имения — церковь Спаса Всемилостивого с колокольней, построенную в 1737 г. на месте старого деревянного храма.

церковь Спаса Всемилостивого

Затем идет Большой дворец, построенный специально для торжественных летних приемов. С виду он кажется каменным, хотя выполнен из дерева. Для проектирования господского дома были приглашены лучшие архитекторы, но в конечном итоге выбрали проект К.И. Бланка.

Внутреннее убранство усадебных построек

До наших дней во дворце сохранились оригинальные интерьеры – камины из мрамора, зеркала необычных форм, живопись, паркет, лепнина и пр. Стоящую в залах мебель украшают резьба и позолота, а стены — шелковая обивка. Созданием интерьеров занимались русские крепостные и вольные умельцы, а также зарубежные мебельщики и мастера декоративно-прикладного искусства.

Швейцарский домик

В Голландском домике экспонируется фарфоровая коллекция семьи Шереметевых. В основном это – вазы и столовая посуда. Здесь же можно увидеть прекрасные картины. Первый этаж домика украшают необычные панно из цветного мрамора и античные скульптуры.

Павильон «Грот» разделен на три части – северный и южный кабинеты, и центральный зал. На его стенах висят пейзажи, изображающие море и декорированные ракушками. В павильоне можно увидеть фарфоровые изделия, выполненные в форме разных морских обитателей. Центральный зал «Грота» расписан «под мрамор».

Павильон Эрмитаж

Предания усадьбы Кусково

В каждой старинной усадьбе существуют легенды и предания, связанные обычно с какой-нибудь реальной романтической историей. Была такая история и в Кусково: глубокой и преданной любви графа к юной крестьянской девушке.

Музой и любовью всей жизни была для Николая Петровича знаменитая крепостная артистка его театра  Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова.  Ее голосом и игрой на сцене восхищались сама императрица Екатерина II. Параша, как любовно называли актрису, была обладательницей не только выдающегося таланта, но и высоких душевных качеств.

Николай Петрович Шереметев был тайно женат на Прасковье Ивановне. Сын Дмитрий, родившийся от этого брака, унаследовал имение в XIX веке.

Последним представителем рода Шереметевых, владевшим этими землями, стал сын Дмитрия Николаевича — Сергей Дмитриевич.

 В XIX веке Кусково утрачивает значение летней усадьбы для пышных приемов и становится любимым местом загородного отдыха москвичей.

После революции 1917 г. усадьба Кусково была национализирована и превращена в музей. В 1937 г. произошло объединение с московским музеем фарфора под общим названием «Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». В нем собрана крупнейшая в России коллекция изделий керамики, фарфора и стекла из европейских и восточных стран. Общий фонд насчитывает более 50 тысяч экспонатов от древности до наших дней.

Комод французской королевы

Еще один раритет мебельного собрания музея – комод из Малого Трианона, небольшого дворца французской королевской резиденции в Версале. Он был создан мастером Фердинандом Швердфегером по заказу королевы Марии-Антуанетты в 1788 году. Ручки комода, выполненные в виде собачьих маскаронов (декоративных элементов в форме головы животного или человека) с кольцами-плетенками, – отражение моды того времени и личного вкуса королевы.

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

В 1793 году обстановка Трианона была продана в Париже, а затем экспортирована в Гамбург. Как комод оказался в московском Музее фарфора, откуда вместе со всеми коллекциями в 1932 году попал в Кусково, неизвестно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector