Химическая промышленность сша
Содержание:
- Металлургия
- Общая информация
- Машиностроение
- Значение промышленного производства в экономике государства
- Типы производств
- Авиаракетно-космическая отрасль
- Судостроение
- Энергетика и электроэнергетика
- Аэрокосмическая промышленность[править | править код]
- Электротехническая и электронная промышленность
- Машиностроение[править | править код]
- Автомобилестроение США
- Лёгкая промышленность
- География основных промышленных комплексов и отраслей США
Металлургия
Чёрная металлургия, имевшая столь важные позиции вплоть до 80-ых годов XX-го век, стремительно сдаёт своё позиции. Бывшие крупные центры – Кливленд, Чикаго, Питтсбург, Толедо, обеспечивавшие мировое лидерство в выплавке стали (сейчас – 4-ое, после Китая, Индии и Японии), уходят на второй план. Отрасль всё больше перемещается в прибрежные города – поближе к привозному сырью – Балтимор, Трентон, Филадельфию, Хьюстон, Лос-Анджелес.
Цветное направление также ориентировано на привозимую руду и параллельно с этим использует собственную доступную электроэнергию. Выплавка алюминия налажена:
- в Луизиане, Миссисипи, Джорджии;
- меди, свинца и цинка – в Аризоне, Вайоминге, Нью-Мексико, Юте.
Общая информация
В мировой торговле продукция машиностроения приносит 38% прибыли от всего производства. При этом большинство ответвлений отрасли независимы от удаленности сырья, кроме горнодобывающих, металлургических и подобных предприятий.
В самом машиностроении наблюдается тенденция к росту в сырьевой потребности цветного металла и химической промышленности, а работа с черным металлом идет на спад.
Совокупное машиностроение мира уверенно занимает первые места по стоимости конечной продукции, составляющей 35% от всей промышленности, и количеству рабочих мест, насчитывающих более 80 млн.
Ввиду стремительного прогресса отраслевой состав машиностроения подвержен регулярным изменениям. Одни отрасли исчезают, другие же появляются, наращивая производство. Ассортимент их продукции просто огромен и насчитывает множество видов: от самолетов до наручных часов.
В сложных сферах машиностроения, таких как приборостроение, атомная промышленность и аэрокосмическая отрасль, требуются наукоемкие ресурсы и квалифицированные специалисты. Здесь постоянно вводятся новейшие разработки ученых, направленные на повышение качества продукции. Это показывает, что развитое машиностроение присуще более успешным и экономически состоявшимся странам, нежели развивающимся.
Машиностроение
По всей видимости, именно машиностроение – отрасль располагающая высочайшим научно-техническим потенциалом, обладающая предельным уровнем ёмкости последних достижений прогресса – обеспечивает Америке лидерство во всём мировом хозяйстве. Она использует труд 40% занятых в промышленности рабочих. Значительная часть выпускаемой (самой разнообразной по своей номенклатуре среди всех государств мира) экспортируется, а также уходит на нужды министерства обороны. Большая часть её (примерно 4/5-ых) выпускается или на тихоокеанском побережье или – в северных регионах страны.
Автомобилестроение
Составлявшая национальную гордость Америки, отрасль, на протяжении почти столетия удерживающая мировое лидерство (лишь в 2009 году Китай смог сместить США на вторую позицию), сегодня занимается ежегодным выпуском 8-10 млн единиц техники. Большую часть из неё составляют уже не легковые автомобили, а внедорожники, минивэны, пикапы.
Гигантами автоиндустрии, расположенными в автомобильной столице Америке – городе Детройте, выступают всемирно известные компании: Дженерал Моторс, Форд Мотор Компани, а также итальянско-американский концерн ФСА.
Авиационная промышленность
По целому ряду важнейших показателей – технологиям, масштабам, объёмам, номенклатуре, уникальности серийно выпускаемых изделий (крупнейшие пассажирские авиалайнеры, сверхзвуковые стратегические разведчики, конвертопланы) – это направление машиностроительной отрасли наголову превосходит авиапром любой другой страны мира.
Этому способствуют этому гигантские в финансовом отношении государственные субсидии, а также – 17 профильных предприятий, из которых 4-е задействованы в производстве беспилотных летательных аппаратов, и 300 тыс. человек высококвалифицированного персонала. Ведущие отраслевые мощности располагаются в штатах: Калифорния, Техас, Флорида.
Судостроение
Если оценивать американскую судостроительную отрасль по долям гражданского и военного направления, то сразу можно увидеть огромную диспропорцию: доля гражданского судостроения минимальна – в ней трудятся 20% работников и задействовано 263 предприятия.
В то время как надводные боевые корабли, авианосцы, десантные суда, подводные лодки, вспомогательные, а также исследовательские суда изготавливают все 8 основных судостроительных организаций США. Даже монтаж крупногабаритных кораблей сугубо мирного назначения осуществляется на предприятиях военной промышленности.
Крупнейшими центрами судостроения выступают города Северо-востока США:
- Браунсвилл, Орандж – Техас.
- Джефферсонвилл, штат Индиана.
- Филадельфия в Пенсильвании.
Ракетно-космическая отрасль
Одно из важнейших направлений современной промышленности предназначенное как для сугубо военных целей, так и для освоения космического пространства, в котором Америка добилась выдающихся успехов. Чему в немалой степени содействовал крупнейший центр управления космическими полётами, размещающийся в городе Хьюстон. А также ракетный полигон на мысе Канаверал, что в штате Флорида.
Сами научные центры и ведущие предприятия ракетно-космической промышленности размещаются в целом ряде городов:
- Проектирование и разработка налажена в Лос-Анджелесе, Сан-Диего и Сакраменто.
- Выпуск электроники осуществляется в Денвере, Солт-Лейк-Сити и Финиксе.
- Завершающие этапы окончательной сборки двигателей и ракет выполняются в Алабаме, Атланте, Бостоне, Индианаполисе, Сент-Луисе, Хартфорде и Цинциннате.
Станкостроение
Опять же лидирующие позиции на мировой арене, обусловленные множеством предприятий Приозёрья, Новой Англии, Техаса и Калифорнии, специализирующимся на выпуске:
- станков многоцелевого назначения,
- прецизионных агрегатов,
- автоматических линий,
- роботов и манипуляторов,
- станков с числовым программным управлением.
Значение промышленного производства в экономике государства
Промышленное производство и промышленность играют огромную роль в современной экономике. Промышленность является тем типом структур, по образу которых модернизируются все другие отрасли экономики. Промышленное производство характеризуется высокой концентрацией технологий и техники, гибкими организационными системами. Промышленность одна из немногих отраслей экономики, которая производит орудия и инструменты, которые используются в других отраслях экономики. Промышленное производство играет важную в роль в создание рабочих мест и трудоустройства населения, а затем как следствие и благосостояние населения. Благодаря промышленности ускоряется научно-технический прогресс и урбанизация населения страны. Особую роль в экономике играет тяжелая промышленность, которая служит фундаментов всего народного хозяйства.
Уровень развития промышленности в стране напрямую влияет на ее обороноспособность. В военное время большая часть предприятий имеет возможность перепрофилирования своего производства на нужды государства и армии.
Важную роль играют предприятия пищевой промышленности, которые обеспечивают потребности населения в продовольствии.
Несмотря на то, что доля промышленности в современных развитых экономиках и в их уже не такая как была в 19 веке — первой половине 20 веке, однако по-прежнему составляет около 10-20%. Так доля промышленности в структуре ВВП США — крупнейшей экономики в мире составляет около 20%. Еще большая доля промышленного производства у второй экономики мира — Китая, около 41% от ВВП приходится на промышленное производство. Доля промышленности в экономике России на 2020 год составляет около 33 %. Доля промышленности в мировом ВВП к 2020 году снизилась до 30%. Наибольшую долю производства в экономике имею развивающиеся страны с большим количеством полезных ископаемых, в первую очередь это нефть и газ. Так доля промышленности в экономиках Катара и Кувейта достигает около 60%.
Типы производств
Штаб-квартира Microsoft в Редмонде, Вашингтон.
Во вторичном секторе занято 20,8% американской рабочей силы. В первую пятерку штатов по численности рабочей силы, занятой в промышленности в 2004 году, вошли Калифорния (1 529 500 сотрудников), Огайо (824 700 человек), Иллинойс (710 000 человек), Мичиган (702 900 человек) и Пенсильвания (696 800 человек).
- Тяжелая промышленность:
- Нефтеперерабатывающие заводы: в конце 1999 года нефтеперерабатывающие мощности США составляли 827 миллионов тонн, что позволило стране занять первое место в мире. Соединенные Штаты обеспечивают 20% мировой переработки.
- В 1999 году страна была вторым по величине производителем стали после Китая с объемом производства 97 миллионов тонн.
- Аэронавтика:
- военные : основные группы: Lockheed , Northrop Grumman и Raytheon .
- гражданское лицо: Боинг
-
Автомобиль: основные американские фирмы : General Motors , Ford , Buick , Cadillac , Caterpillar , Chevrolet , DaimlerChrysler , Mercury , Pontiac.
- Электроника, программное обеспечение и ИТ: IBM , Motorola , United Technologies , Microsoft , Apple , Dell , Texas Instruments , Intel Corporation , Adobe , Sun Microsystems , Oracle , Symantec , Hewlett Packard , Advanced Micro Devices
- Электричество: General Electric , Shaw Group
- Потребительские товары: Eastman Kodak , Whirlpool , Gillette Company , Nike , Procter & Gamble.
- Агропродовольственная промышленность:
- Кока-Кола
- Макдоналдс
- Cargill
- PepsiCo
- Пицца Хат
- Кафе Rainforest
- United Fruit Company
- Wal-Mart
Высокие технологии
Колумбийский космический шаттл
Развитие высокотехнологичных производств является результатом политики инвестиций в области фундаментальных исследований и научных исследованиях и разработках . Управление по науке и технике , то Национальный научный фонд , то Национальный исследовательский совет и даже НАСА основных общественные организации , которые стимулируют исследования в Соединенных Штатах. Государственные расходы на исследования в 2004 году составили 126 миллиардов долларов, из которых 55% было потрачено на военные исследования. Что касается частного сектора, то он потратил 181 миллиард долларов. Сеть государственных университетов в Калифорнии имеет такой же бюджет, как и у CNRS во Франции.
Ископаемая промышленность
С 1989 года индустрия ископаемого топлива развернула яростную кампанию скептического отношения к климату , нанимая ученых, в частности, для того, чтобы оспаривать воздействие парниковых газов, которое широко появлялось в средствах массовой информации.
Авиаракетно-космическая отрасль
В начале ХХ века лидерство в авиастроении занимала Германия. После Второй мировой войны главными авиадержавами стали СССР и США.
Американцы делали ставку на общее развитие авиации как военной, так и гражданской. Политика Советского Союза не была столь прагматичной и основные исследования в авиаракетной сфере сводились в сторону обороны государства.
Двигатели, создававшиеся советскими конструкторами, предназначались для военных самолетов. Сверхскоростные и весьма неэкономичные такие двигатели абсолютно не годились гражданской авиации. Поэтому американские компании стали лидерами в производстве лайнеров, а пассажирские самолеты СССР даже после распада страны не могли составить им достойной конкуренции.
Виды продукции авиаракетно-космической отрасли обширны:
- самолеты;
- авиадвигатели;
- авионика;
- вертолеты;
- ракетоносители;
- космические аппараты.
Строение космического аппарата
Научная емкость этой отрасли наиболее высока и требует квалифицированных специалистов. Как и раньше лидером здесь является США, а продукция ее компаний Boeing-McDonnell Douglas, Lockheed Martin Corporation, General Dynamics, United Technologies – самая востребованная в мире.
Судостроение
Строят и ремонтируют боевые корабли и вспомогательные суда разного типа более 60 предприятий, что составляет 19% от общего числа судостроительной отрасли, в которой задействовано 325 предприятий. 263 предприятия заняты гражданскими судами. 80% работников данной отрасли трудятся в военном судостроении.
Гражданское судостроение специализируется на строительстве средних и малых судов. На предприятиях военной промышленности также производят крупные суда гражданского назначения:
- контейнеровозы;
- сухогрузы;
- лайнеры.
Центры производства служебно-вспомогательного, транспортного и судов технического флота:
- Филадельфия – Пенсильвания;
- Браунсвилл в Техасе;
- Орандж – Техас;
- Джефферсонвилл в Индиане.
В производстве малых судов работает 115 предприятий.
На строительстве яхт специализируются 24 компании, с центрами в:
- Галфпорте – Миссисипи;
- Сиэтле – Вашингтон;
- Ванкувер – Вашингтон;
- Манитовоке – Висконсин.
Особенность военного судостроения США – форма собственности – предприятия по судостроению принадлежат частным компаниям.
Ведущими подрядчиками министерства обороны являются 2 корпорации: Huntington Ingalls Industries и General Dynamics Corporation. Им принадлежат 6 крупнейших предприятий задействованных в данной отрасли.
Значимыми для судостроения США являются 2 завода, принадлежащие итальянской корпорации Fincantieri и австралийской Austal.
Энергетика и электроэнергетика
Канада занимает 5 позицию в мировом списке по производству электроэнергии. Из-за сурового климата и индустриализированной экономики страна является крупнейшим потребителем энергии. 98% экспортируемой энергии поставляется в США. Уран и уголь отправляют в Азию Латинскую Америку и Европу.
В Канаде имеются крупные источники возобновляемой энергии: реки и озёра; частые ветра в восточной и центральной части страны. Новая Шотландия и Фанди могут похвастаться высокими морскими приливами. Основную часть энергии получается на ГЭС – более 60%.Крупные гидроэлектростанции находятся на реках:
- Черчилл;
- Святого Лаврентия;
- Пис-Ривер;
- Маникуаган;
- Утард.
Более 10% энергии вырабатывают ТЭС, работающие на природном газе, 8% – ТЭС на угле, на атомных станциях получают 18% энергии.
Канадские провинции вырабатывают энергию с излишком, исключение составляет – остров Принца Эдуарда.
Электроэнергетика страны является важной подотраслью для экономического благосостояния страны
Аэрокосмическая промышленность[править | править код]
Крупные центры авиационной и ракетно-космической промышленности есть во всех штатах, но особо выделяются тихоокеанские штаты, где находится авиаракетно-космический центр США — Лос-Анджелес, а также Сиэтл — производитель авиалайнеров компании «Боинг».
Авиационная промышленностьправить | править код
Авиационная промышленность США по уровню развития передовых технологий, масштабам и объёму производства, номенклатуре выпускаемой продукции и числу занятых в производстве занимает первое место в мире. Высокоразвитая производственная база отрасли обеспечивает разработку, выпуск, модернизацию, ремонт и утилизацию всех типов современных самолётов, вертолётов и беспилотных летательных аппаратов. Авиапром является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей ВПК США. Развитию американской авиационной промышленности в значительной степени способствуют масштабные государственные заказы
Авиакосмическая промышленность США сосредоточена в основном в Южной Калифорнии, где военная промышленность в годы Второй мировой войны разрослась здесь до крупных размеров и сложилась в разветвлённый многоотраслевой комплекс.
С 1985 года доля авиапрома США на мировом рынке продаж упала с 72 % до 56 %, главной причиной этого стала конкуренция европейского консорциума Airbus. США готовы открыть свои границы для трансатлантических объединений, которые приведут к появлению игроков мирового масштаба и создадут возможности для приобретения американских компаний АКП иностранными фирмами.
Ракетно-космическая промышленностьправить | править код
Ракетно-космическая промышленность США является одной из трёх в мире (помимо России и ЕС), имеющей научно-исследовательскую и экспериментальную базу, конструкторские бюро и промышленные предприятия, которые обеспечивают разработку и производство аэрокосмической техники в широком спектре потребностей мирового рынка. Высокая степень капиталоёмкости отрасли определяет её высокую монополизацию (в стране насчитывается лишь 3-4 фирмы в этой сфере).
Экспорт космических аппаратов производства США упал на 40 % (с 1,06 млрд долл. в 1998, до 637 млн долл. в 1999 году). Сокращение доли продаж на рынке нанесло ущерб производителям аэрокосмической техники США, особенно компании Boeing, поскольку её заказчиками в последние годы вместо правительства США стали зарубежные клиенты. Президент ассоциации Aerospace Industries Джон Дуглас призвал Конгресс США увеличить финансирование аэрокосмических НИОКР. Кроме того, производители аэрокосмической техники США требуют от Конгресса изменить систему экспортных лицензий, чтобы облегчить им экспорт продукции (спутники связи, приборы ночного видения и т. д.).
Электротехническая и электронная промышленность
В данной отрасли выпускается продукция как промышленного, так и бытового назначения.
Мировыми лидерами в производстве ЭВМ являются США, во главе с компанией IBM. Однако при этом производство бытовой техники как на внешнем, так и на внутреннем рынке испытывает большую конкуренцию, особенно со стороны Японии.
В настоящее время в электронной промышленности начался новый этап, в основе которого внедрение гибких автоматизированных производств, а также систем автоматизированного проектирования, основной составляющей которого являются станки с ЧПУ, ЭВМ и специальные транспортные системы. И США заняли лидирующие позиции по их поставкам, обеспечивая при этом 80% мирового рынка.
В Америке довольно активно происходит процесс кооперирования отраслей промышленности и науки. Так во многих районах возникли научно-технические территориальные комплексы, например, Силиконовая долина, на территории которой производят полупроводники.
Размещение предприятий полностью совпадает с размещением городов и агломераций. Очень много предприятий скооперированы в трех главных мегаполисах США. На это влияет то, что машиностроение требует огромного количества квалифицированных кадров и обладает большой наукоемкостью.
Машиностроение[править | править код]
Уровень развития машиностроения необыкновенно высок: в мировом экспорте авиапромышленности доля США составляет 60%. Нет равных им и по разнообразию выпускаемых изделий машиностроения.
Автомобилестроениеправить | править код
Автомобилестроение — национальная отрасль промышленности со столицей в городе Детройте (штат Мичиган). Именно там в 1896 году механик-самоучка Генри Форд испытал самодельный автомобиль. Затем он первым наладил серийный выпуск дешёвых автомобилей. С тех пор «Форд мотор компани» — одна из крупнейших корпораций в мире, и её главная штаб-квартира по-прежнему находится в Детройте.
В США располагаются такие крупные автомобилестроительные компании, как General Motors, Ford, Chrysler.
Судостроениеправить | править код
Судостроительная отрасль США включает в себя 8 основных судостроительных компаний, которые производят шесть основных наименований продукции: подводные лодки, надводные боевые корабли, крупные десантные корабли, авианосцы, вспомогательные и исследовательские суда.
Данные судостроительные компании не равнозначны и делятся на два уровня:
- 1 уровень — Большая шестёрка: «Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг» (Newport News Shipbuilding), Avondale, Ingalls, принадлежащие Huntington Ingalls Industries (HHI, дочка корпорации Northrop Grumman) и «Дженерал Дайнемикс Электрик Боут Дивижн» (General Dynamics Electric Boat Division), Bath Iron Works, NASSCO, которые принадлежат корпорации General Dynamics.
- 2 уровень — Austal USA (филиал австраилийской судостроительной компании Austal) и Marinette Marine Corporation (была куплена итальянской Fincantieri)
Судостроение США почти полностью ориентировано на продукцию военного назначения. Более того, судостроение строится на основе монопсонии — т.е. монополии одного покупателя, а именно ВМС США. Доля гражданского судостроения минимальна, лишь 1 % мирового судостроения (из Большой шестёрки в последнее время лишь NASSCO успешно работает на рынке гражданского судостроения). Доля БО США и иностранных заказчиков также минимальна.
Городские агломерации Северо-Восточного мегаполиса — центры судостроения.
также: Список судостроительных предприятий США
Автомобилестроение США
Автомобиль уже давно служит символом жизни любого американца. На автомобилестроение приходится 12% всей мировой торговли.
Столицей автомобильной промышленности является Детройт, именно здесь в 1896 году Генри Форд испытал первый автомобиль, а в последствии наладил первый серийный выпуск. На сегодняшний день компания Форд соблюдает лидирующую позицию в производстве.
Замечание 1
17% населения США заняты в автомобильной промышленности. Боле 50% общего мирового производства автомобилей приходится на шесть крупнейших компаний, которые располагаются в Америки.
Именно автомобильная промышленность в США играет наиболее важную роль в экономике страны. Данная отрасль имеет огромное влияние на другие отрасли. В географии автомобилестроения сильно отражаются новые тенденции в экономике.
Автомобилестроение в США является главным потребителем свинца, стали, никеля, пластмасс и других материалов.
В последние годы на производстве стремительно происходит роботизация и автоматизация, около 30% всего парка роботов используется именно в ней. Создается все больше автомобильной электроники на базе искусственного интеллекта и систем машинного зрения.
В 90-е годы американский автопром преодолел сложное время кризиса. Данная отрасль является очень трудоемкой, это одна из причин ее низкой рентабельности.
Лёгкая промышленность
Данный сектор производства ориентируется на потребителя и покрывает потребности страна на половину. Центры лёгкой промышленности – Монреаль, Торонто, Квебек, Ванкувер, Виннипег.
Канадская текстильная промышленность основана более 150 лет назад. Изначально основывалась на производстве пряжи и натуральных тканей в небольших городах вблизи водоёмов, для снижения энергозатрат. Сейчас основная часть фабрик расположена в Онтарио и Квебеке. На высокотехнологичных производствах изготавливают искусственные и натуральные волокна в широком диапазоне на экспорт и для собственных нужд.
Швейная промышленность ведёт свою историю с середины XIX века. В настоящее время замечена тенденция переноса швейного производства из крупных центров в сельские районы. Доля занятости в данной подотросли составил около 6% от общей в обрабатывающей промышленности, 75% – женщины. Основные категории товаров:
- мужская, женская, детская одежда;
- меховые изделия;
- профессиональная одежда;
- верхняя техническая одежда;
- туристические товары;
- головные уборы;
- чулочно-носочные изделия.
География основных промышленных комплексов и отраслей США
По специфике производства и географическому расположению основные промышленные центры разделены на 4 макрорегиона: Север, Северо-Восток, Юг и Запад.
Обителью гигантских заводов и суровых могучих фабрик является Северный центр. Близ Великих Озер находятся города Чикаго и Детройт, некогда столицы машиностроения и металлургической отрасли Америки, в нынешнее время уступающие ведущую роль другим территориям.
К этому же региону относятся штаты севера страны на западе от реки Миссисипи. В богатых залежами редких металлов предгорьях ведется разработка месторождений. В то же время посреди обширных степных равнин Висконсина, Мичигана, обеих Дакот и Канзаса развивается сельское хозяйство – климат и почва позволяют.
Отдельно выделяется Северно-Восточный регион – крупная агломерация от Вашингтона до Бостона. Густонаселенное скопление городов – главная административная и экономическая опора Америки, центр мировой экономики. Здесь находится правительство и штаб-квартиры ведущих торговых корпораций.
На этих территориях размещено 25% всех предприятий США, производящих электронику, высокотехнологичное оборудование, химическую и фармацевтическую продукцию, товары широкого потребления.
Некогда чисто аграрные штаты Южного экономического пояса задействованы в энергетической и транспортной промышленности. Нефтеперерабатывающая промышленность сосредоточена в Техасе. Предприятия южного побережья страны занимаются переработкой цветных металлов и топлива, импортируемых из Южной Америки.
Долина реки Теннесси – скопление ГЭС, АЭС и ТЭС, важнейший источник энергии страны. В штате Джорджия размещены ракетостроительные предприятия.
Сравнительно недавно – с середины 40-х годов прошлого века – развитие получили Западные территории США. В Северо-Западных землях и на Аляске расположены ГЭС, жители содержат лесные и рыбные фермы. Промышленный центр – Сиэтл.
Расположенные в Кордильерах Горные штаты – источник минералов и редких металлов. Прерии бывшего Дикого Запада – место традиционного скотоводства и военных полигонов. В городах на юго-западе страны находятся авиа- и ракетостроительные предприятия.
Отдельного упоминания заслуживает штат Калифорния.
Здесь расположен научный комплекс Кремниевая или Силиконовая долина (Silicon Valley) с высокой плотностью высокотехнологичных компаний, связанных с разработкой и производством компьютеров и их составляющих, особенно микропроцессоров, а также программного обеспечения, устройств мобильной связи, биотехнологии и т. п. На землях штата живет 30 млн. человек – больше, чем в любом другом штате, при этом развита ниша сельского хозяйства.