Волго-вятский экономический район — географическое положение и общие характеристики

2.3. Транспорт и экономические связи

Волго-Вятский регион рас­полагает всеми видами транспорта — железнодорожным, реч­ным, автомобильным, трубопроводным, воздушным. Наиболь­шее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю ко­торого приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок. Бедность Волго-Вятского региона минерально-сырьевыми и то­пливными ресурсами определяет особенности транспортно-экономических связей. В структуре грузоперевозок значитель­ный удельный вес занимают топливо, особенно уголь, а также черные металлы и сырье для химической промышленности. На внутрирегиональные связи приходится около 20% всех грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. За пределы ре­гиона вывозятся: древесина, нефтепродукты, разнообразная про­дукция машиностроения, цемент. Во внутрирегиональных пере­возках преобладают древесина и строительные материалы. Сис­тема широтных железнодорожных магистралей, представленная в регионе, обеспечивает интенсивно растущий транспортно-экономический обмен между восточными и западными регионами России. Наиболее тесные связи Волго-Вятский регион имеет с Центральным, Поволжским, Уральским районами России.

Географическое положение Волго-Вятского района на Волж­ской магистрали с ее разветвленными судоходными притоками (Ока, Вятка и др.) создает благоприятные условия для развития речного транспорта и тесного его взаимодействия с железнодо­рожным. Нижегородский водно-транспортный узел является по речному грузообороту крупнейшим в России. С реки на желез­ную дорогу ведется перегрузка угля, соли, металла, хлебных гру­зов, цемента, строительных материалов, поступающих из По­волжского, Северо-Кавказского, Центрального и других регио­нов европейской части. С железной дороги на водную магистраль идет перевалка леса, лесопродуктов, разнообразных хими­ческих грузов, металлического лома, различных видов машин и оборудования.

Во внутренних грузоперевозках района широко используется автомобильный транспорт. Однако недостаточная протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием, особенно в сельской местности, сдерживает развитие внутрирегиональных перевозок.

Все большее место в грузообороте региона занимает трубо­проводный транспорт. По территории района проходят три неф­тепровода, проложенные от Альметьевска (Татарстан) до Ниж­него Новгорода, по которым поступает не только поволжская, но и сибирская нефть.

Проложенная сеть газопроводов позволяет транспортировать природный газ из Западной Сибири и Поволжья.

Преобладание продукции отраслей обрабатывающей промыш­ленности определило превышение ввоза продукции над вывозом.

Волго-Вятский регион имеет недостаточно развитую внеш­неэкономическую деятельность. Главным экспортером региона выступает Нижегородская область, на долю которой приходится 58% всех экспортных поставок. Активному выходу района на международные рынки препятствуют такие факторы, как невы­сокий уровень научно-технического развития производства, не­совершенство форм и методов включения хозяйства региона во внешнеэкономические связи. Почти половина экспортных по­ставок региона приходится на машиностроение, что соответству­ет структуре его промышленного производства. Вместе с тем выпускаемая продукция машиностроительных предприятий рай­она в большинстве случаев имеет невысокое качество и не отве­чает высоким требованиям мировых стандартов. В настоящее время создается новый механизм участия республик, краев и об­ластей в международном разделении труда, более полно учиты­вающий местные особенности и интересы в увеличении экспор­та и рассчитанный на широкое использование местных ресурсов во внешнеторговом обороте России.

Основные проблемы и перспективы развития

Основные экономические и экологические проблемы:

  1. Практически отсутствуют внешнеэкономические связи с другими регионами.
  2. Нерациональное использование водных, лесных и земельных ресурсов.
  3. Наличие станций может способствовать наводнению в некоторых населенных пунктах этого района.
  4. В Нижегородской области особо загрязнена атмосфера.
  5. До сих пор осталось влияние Чернобыльской катастрофы прошлого столетия на земли этого района.

Каковы же перспективы развития этого экономического региона?

Власть на ближайшие годы ставит следующие задачи:

  • изменение финансовой политики;
  • изменение структуры промышленного производства;
  • использование новых, экологически чистых технологий.

Особую роль в выходе из сложившейся ситуации чиновники видят в изменении социальной структуры. Поэтому планируется ввести несколько новых реформ.

Население и трудовые ресурсы

Численность населения региона составляет 8,4 млн чел., или 5,7 % численности населения РФ. За период экономических реформ численность населения региона сократилась на 36 тыс. чел., что объясняется отрицательными показателями естественного прироста и миграционными потоками в другие регионы страны. Средняя плотность населения 31,7 чел. на 1 км2, что почти в 4 раза превышает среднюю заселенность России. Однако территория заселена неравномерно. Так, плотность населения Чувашской Республики составляет 74,4 чел. на 1 км2, а в Кировской области – 13,5 чел. на 1 км2. Индустриализация региона и высокий отток населения из сельской местности способствовали урбанизации населения. 70,1 % населения региона проживют в городах. Наиболее высокий уровень городского населения в Нижегородской (77,9 %) и Кировской (70,4 %) областях. Менее урбанизированы Республики Мордовия, Марий Эл, Чувашская; в них на долю городского населения приходится 58,3; 62,6 и 60,6 % соответственно. Основная часть городского населения проживает в 8 городах региона. Крупнейшую городскую агломерацию страны представляет Нижегородская, включающая Нижний Новгород и города-спутники, прилегающие к нему: Дзержинск, Бор, Кстово и др., а также тяготеющие к нему поселки городского типа.

Тенденция концентрации населения в немногочисленных точках региона при обезлюдении основной территории получила здесь широкое распространение. Воспроизводство населения в регионе в последние годы осуществлялось замедленными темпами. Многие показатели демографической ситуации (половозрастной состав, брачность, рождаемость, смертность, естественный прирост) свидетельствуют об отрицательных тенденциях в развитии демографических процессов. Отток населения из сельской местности, особенно молодежи, крайне осложнил демографическую ситуацию на селе. Показатели естественной убыли на 1,1 % пункта превышают средние по стране и составляют 6,4 % в районе против 5,1 % в стране. Отрицательный прирост населения характерен для всех административно-территориальных единиц, однако показатели выше среднерайонного отмечаются в Нижегородской и Кировской областях.

К числу важнейших предпосылок развития и размещения производительных сил относится обеспеченность региона трудовыми ресурсами. В течение длительного времени регион относился к районам, имеющим избыток трудовых ресурсов, и служил источником для пополнения трудовыми ресурсами других регионов страны. Однако отнесение Волго-Вятского региона к трудоизбыточным в настоящее время следует пересмотреть. Численность экономически активного населения в районе за 1992–1996 гг. снизилась на 203,1 тыс. чел., или на 4,6 %, и составила 4063,6 тыс. чел., а занятых в экономике уменьшилась на 8,6 %, что связано с дальнейшим сокращением работающих в сфере материального производства.

Уровень безработных возрос за этот же период с 5,3 до 9,3 %. Трудоспособное население составляет 4,0 млн чел., из них в общественном производстве занято 90,7 %, в том числе в материальном производстве занято 69,6 %, в непроизводственной сфере – 30,4 %. В связи с развитием рыночных отношений, банкротством нерентабельных предприятий, сокращением рабочих мест возрастает удельный вес безработных, особенно в малых и средних городах с моноотраслевой структурой хозяйства. Поэтому в этих городах необходимо широкое развитие малого бизнеса, непроизводственной сферы, что способствовало бы дополнительному привлечению рабочей силы и смягчению уровня безработицы и социальной напряженности в регионе. Удобное географическое положение, устойчивые транспортные связи, наличие строительных площадок, пригодных для размещения новых промышленных объектов, высококвалифицированных кадров создают благоприятные предпосылки для наращивания экономического потенциала региона.

Волго-Вятский крупный экономический районМатериалы студентам и ученикам / Экономическая география и регионалистика / Волго-Вятский крупный экономический районСтраница 1

Волго-Вятский экономический район (ВВР) находится в восточной половине Русской равнины в бассейнах рек Вятки, Ветлуги и Волги, в среднем её течении. Занимает площадь 263.3 тыс. кв. км, а по протяжённости с северо-востока на юго-запад — до 800 км. Волга делит территорию района на две ландшафтные, а следовательно и экономические зоны и является основным судоходным путём, связывающим важные экономические центры, как внутри региона, так и с соседними экономическими районами.

Волго-Вятский экономический район включает 3 республики: Марий Эл, Мордовию и Чувашию, а также Нижегородскую и Кировскую области.

На севере Волго-Вятский экономический район граничит с Северным , на западе — с Центральным, на востоке — с Уральским и на юге — с Поволжским экономическими районами обладающими не только крупными запасами сырья и топлива, но и являющимися важнейшими индустриальными регионами страны.

Таким образом, географическое положение района благоприятствует развитию его связей с основными сырьевыми и топливными базами страны, а также районами потребления производимой в районе продукции.

Природные условия и ресурсы.

Правобережье Волго-Вятского района по рельефу в основном возвышенная часть, по характеру растительности — главным образом лесостепь. В силу благоприятности природно-географических и исторических условий Правобережье издавна густо заселено. Левобережная же часть района, или Заволжье, — главным образом, лесная низменность, менее освоенная и менее заселённая территория. В целом рельеф района спокойный. Восточно-Европейская равнина не имеет здесь резких переходов и колебаний. Долины рек Волги, Ветлуги и Оки в центральной части по абсолютной высоте колеблются от 50 до 100 метров, постепенно повышаясь к северу и югу. Более приподнято Правобережье, которое большей частью расположено в пределах приволжской равнины имеет максимальную высоту 370 метров. В Заволжье наиболее высокие части — это Северный и Вятский увалы с высотами 284 и 293 метра и Верхнекамская возвышенность с максимальной высотой 338 метров. Остальное же пространство Заволжья занято в основном равниной с высотами, не превышающими 150 метров.

Территория Волго-Вятского района расположена в континентальной зоне умеренных широт. Климат здесь антициклонного типа. Среднегодовая температура воздуха наблюдается от +0.6° на севере до +4° на юге. Лето в южной части жаркое: среднемесячная температура июля +17 .+20°, зима довольно холодная, — средняя температура января от -11° до -16°. Почвы промерзают от 50 до 70 см в лесном Заволжье, до 1 м в Правобережной части, где снеговой покров меньше чем в Заволжье.

Суммарное количество осадков превышает испарение. поэтому основная территория района достаточно увлажнена.

Климат лесостепной зоны Правобережья со сравнительно короткой зимой и более тёплым и продолжительным летом обеспечивает произростание здесь многих сельскохозяйственных культур, в том числе хмеля, подсолнечника, сахарной свёклы и конопли, отсутствующих в Заволжье. В тоже время частая повторяемость засушливых периодов (особенно в южных районах) заставляет прибегать к мероприятиям, направленным на борьбу с иссушением почв.

Климатические условия (грунтовые воды на глубине 2—3 м, многоснежная зима) Заволжья способствуют высокопроизводительному росту лесов, поэтому большая часть территории сильно залесена. Самые плодородные почвы Заволжья — тёмно-серые и лесные. Высоким плодородием также отличаются аллювиальные и перегнойно-глеевые, содержащие соответственно 5 и 7% гумуса.

Минерально-сырьевая база Волго-Вятского района не соответствует мощной структуре хозяйственного комплекса. В основном в недрах района залегают нерудные ископаемые, среди них — гипс, известняки, кварцевые пески, глины, доломиты. Район выделяется запасами фосфоритов Вятского и Камско-Кобринского месторождений — крупнейших в Европейской части России. Основные ресурсы фосфоритов сосредоточены в Кировской области на одном из крупнейших — Вятско-Камском месторождении.

Топливные ресурсы Волго-Вятского района имеют местное значение. Распространён торф, есть незначительные залежи горючих сланцев, которые, впрочем, не разработаны, обнаружены нефть и газ.

Волго-Вятский район является частью старо-промышленного центра страны, одной из основных баз обрабатывающей промышленности, в особенности машиностроения и металлообработки.

Нижний Новгород ещё до строительства железной дороги занимал выгодное экономико-географическое положение. Со строительством в 1861 — 1862 гг. железной дороги из Москвы, а потом, в 1901 — 1903 и 1912 гг., продлении до Арзамаса и Казани экономика города и области сильно возросла.

Страницы: 1 

↑ Природные ресурсы

Хотя поверхностных вод и подземных много, участки у начала маленьких речек и в местах водоразделов, ощущают её нехватку. На это влияет и загрязнённость проточных вод. Северная часть района представлена дерново-подзолистыми и подзолистыми почвами, нуждающимися в удобрении.

Южные земли состоят из плодородных серых лесных и деградированных, а так же выщелоченных чернозёмов. Лесами, состоящими из елей, сосен и пихт, вперемежку с мелколиственными деревьями, занята половина площади района. Промышленная вырубка сильно сократила запасы хвойных пород.

В регионе много фосфоритов и торфяных залежей, горючие сланцы. Для строительства добывается гипсовое сырьё, глины, доломиты, цементное сырьё, стекольные пески и строительный камень.

Отрасли промышленности

Почти половина населения района считается трудоспособной. Каждый второй взрослый житель занят в сельском хозяйстве. Остальная рабочая сила развивает промышленность:

  • пищевую;
  • легкую;
  • нефтехимическую;
  • производство строительных материалов.

Но главными отраслями специализации Волго-Вятского района являются машиностроение и металлургия. В составе всех сфер промышленности занято более 65% природных ресурсов зоны. Есть крупные предприятия по строительству автомобилей, они расположены в Нижнем Новгороде, Канаше, Кирове, Заволжье, Саранске, Павловске.

Старейшая отрасль промышленности — судостроение. Химическое производство основывается на привозном сырье. Заводы выпускают полупродукты для органической и полимерной химии, минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты. Лесной комплекс развит благодаря естественным ресурсам, поскольку район находится в окружении посадок деревьев. На местных предприятиях изготавливают строительные материалы, бумагу, мебель.

Топливо поставляется из других регионов. Уголь привозят из Кузнецкого, Печорского, Подмосковного бассейнов, нефть и газ поступают по магистральной связи из Западно-Сибирского и Поволжского районов. Горьковская АСТ, Чебоксарская и Нижегородская гидроэлектростанции обеспечивают население энергией.

Легкий производственный комплекс представлен швейными, льняными, кожевенными, меховыми, хлопчатобумажными предприятиями. Большинство сырья есть в самом районе, некоторые виды завозят из тех областей, которые с ним граничат. Пищевые заводы производят мясные, грибные, молочные и масляные продукты. Основа региона — развитое сельское хозяйство и агропромышленный комплекс.

Район обеспечен всеми видами транспорта, у него развитая сеть железных дорог, шоссе, трубопроводов. Такие схемы позволяют обеспечивать быструю перевозку грузов и пассажиров. Внешние и внутренние связи обеспечивают судоходные реки — Волга, Ветлуга, Ока, Вятка. Новгород и Чебоксары — города, в которых расположены крупные порты.

Хозяйственная деятельность

Основной отраслью хозяйственной деятельности является машиностроение и металлургия. Особое значение для экономики района имеет транспортное машиностроение. Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) — визитная карточка Нижнего Новгорода. Здесь же находится ведущий центр судостроения — завод «Красное Сормово». История предприятия начинается с 1849 года. Это одно из старейших производств России.

Существенную роль для региона играет химическая промышленность, весьма многообразная по своим направлениям. Крупные нефтеперерабатывающие заводы находятся в Нижнем Новгороде и Кстове.

В городе Дзержинске построен крупнейший завод по производству полимерных материалов. В Кирове, Чебоксарах, Саранске развита смежная для автомобилестроения резинотехническая промышленность. Как отдельное направление можно выделить лесохимические предприятия. По производству бумаги Волго-Вятский регион занимает третье место в стране, благодаря развитию наличию лесного сырья. Крупные целлюлозно-бумажные заводы расположены в Балахне, Волжске, Правдинске.

Ещё одна важная отрасль для округа — электротехническая. Крупным предприятием в этой сфере можно назвать завод «Электровыпрямитель» (г. Саранск) и электроаппаратный завод в Чувашии.

Высоки перспективы развития сельскохозяйственной деятельности. Площадь сельхозугодий составляет около 40% от общей площади региона. Здесь выращивают зерновые (пшеница, рожь, ячмень, овёс), технические культуры (лен-долгунец). Развито овощеводство, в особенности благоприятны почвы для выращивания картофеля. Вблизи крупных городов распространено мясомолочное производство.

Крупные города

Бо́льшая часть населения проживает в городах. Они известны не только промышленностью, но и туристическими достопримечательностями. Самые крупные на карте района:

  • Саранск;
  • Йошкар-Ола;
  • Нижний Новгород.

В первую очередь рекомендуется посетить Саранск. Здесь сохранились исторические постройки — старинные памятники архитектуры и оборонительные крепости

Срубы, бревенчатые усадьбы, два музея с артефактами постоянно привлекают внимание посетителей города. Возвели их очень давно, но население поддерживает здания в хорошем состоянии, а некоторые постройки были реставрированы.

В Саранске недавно открыли дом-музей писателю Александру Полежаеву. Есть здесь и музыкальный театр, этнографический комплекс «Мордовское подворье». По воскресеньям население собирается на службах в православных церквях.

Значительные рекреационные ресурсы имеются в Йошкар-Оле. Этот город можно считать основным культурным центром района. Здесь располагаются многочисленные театры и музеи. Можно посетить старинные усадьбы купцов и архитекторов. Экскурсоводы предлагают послушать историю и описание интересных мест. Любителям искусства понравится городская художественная галерея, а влюбленные пары предпочитают проводить вечера в огромном национальном парке.

Нижний Новгород изначально возводился как поселение-крепость. По плану архитекторов здесь построили каменное укрепление с башнями. Оно датируется XVIII—XIX столетиями, но и сегодня выглядит довольно внушительно

Местный кремль, огромное количество двухэтажных купеческих домов, церкви — все это привлекает внимание туристов.

Хозяйство Волго — Вятского района

Легкая промышленность региона опирается на местную сырьевую базу. Кожевенное производство сложилось в Нижего­родской области (Богородск), меховое и овчинно-шубное — в Кировской (Слободское). Предприятия по производству пеньки и шпагата размещены в Нижегородской области (Горбатов) и Мордовии (Саранск), льняных тканей — в Нижнем Новгороде. Используя привозной хлопок, развивается хлопчатобумажная промышленность в Чувашии. Далеко за пределами региона из­вестны изделия декоративно-прикладного искусства из дерева — хохломская, Городецкая роспись (Нижегородская область), гли­ны — дымковская игрушка (Киров).

Транспорт и хозяйственные связи Волго-Вятского района

В районе используются все виды транспорта. Характерной чертой является относительно высокая доля речного транспорта в пассажирских и особенно в грузовых перевозках {рис. 105). Это связано с расположением крупных городов района на берегах Волги и её притоков — Вятки, Ветлуги и Оки. Тем не менее главным видом транспорта, обеспечивающим основной (как и в большинстве районов страны) грузо- и пассажирооборот, остаётся железнодорожный. Сеть железных дорог функционирует во взаимодействии с работой речных портов, которые находятся в местах пересечения рек железнодорожными магистралями. В таких транспортных узлах может производиться смена вида транспорта для перевозки определённых грузов. По территории района проходит несколько нефте- и газопроводов из Поволжья, Урала и Западной Сибири.

Ввоз товаров в Волго-Вятский район больше, чем вывоз. На его территорию ввозятся нефть, газ, каменный уголь, чёрные и цветные металлы, зерно и др. За границы района вывозятся автомобили, станки, тракторы, речные суда, лес и лесоматериалы, бумага, картон, изделия лёгкой промышленности, продукция химической индустрии (минеральные удобрения и т.п.).

Повторим главное

1. Состав района: Кировская и Нижегородская области, Республика Марий Эл, Республика Мордовия и Чувашская Республика. В районе находится третий по числу жителей город страны — Нижний Новгород.
В населении преобладают русские, из других национальностей наиболее многочисленны чуваши, мордва, марийцы, татары.

2. Природные ресурсы незначительны. Исключение составляют богатые лесные и водные ресурсы. Район занимает выгодное транзитное положение на пересечении широтных и меридиональных транспортных путей.

3. Специализация района: транспортное машиностроение, другое трудоёмкое и наукоёмкое машиностроение, а также ряд дополняющих его отраслей (нефтепереработка, производство красителей, шин, пластмасс и др.). Развита также лесная промышленность.

Проверим знания

1. Какие субъекты Федерации входят в состав Волго-Вятского района? 2. Какие отрасли, обслуживающие автомобилестроение, развиты в районе? 3. Какая продукция вывозится из Волго-Вятского района?

А теперь более сложные вопросы

1. Что позволяет объединять Волго-Вятский район вместе с Центральным и Центрально-Чернозёмным в регион Центральная Россия? 2. Какой фактор определил развитие автомобилестроения в районе? 3. Проанализируйте состав грузов, вывозимых и ввозимых в регион.

Географическое положение и его особенности

Каково же экономико-географическое положение этой местности (ЭГП)?

В его состав входят 3 республики и 2 области:

  • Республика Марий Эл;
  • Республика Мордовия;
  • Чувашская Республика;
  • Кировская обл.;
  • Нижегородская обл.

Изучаемый район находится в подчинении Приволжского федерального округа.

Какие у него границы? В его экономическое окружение входят следующие «соседи»:

  • Центральный район (запад);
  • Северный район (север);
  • Уральский район (восток);
  • Поволжский район (юг).

Площадь территории составляет: 265,4 тыс. кв. км.

История этого экономического района берет свое начало в тот же год, когда образовался СССР. Правда в том виде, в котором район сейчас все знают, он начал существовать лишь во второй половине 20-го века. Причем выделить один определенный административный центр невозможно.

Географическое положение

Все богатство природы территории зависит от того, каковы особенности географического положения Волго-Вятского района. Он состоит из нескольких регионов:

  • Чувашская Республика;
  • Марий Эл;
  • Мордовия;
  • Нижегородская область;
  • Киров и его окрестности.

Район подчиняется Приволжскому федеральному округу. На западе его границы совпадают с Центральным районом, на востоке — с Уральским. Сосед с севера — Северный регион, с юга — Поволжский. Зона занимает территорию Центральной России, ее площадь достигает 263,3 тысячи квадратных километров.

Район образовался в 1922 году, но современного вида он достиг во второй половине двадцатого века. Из всех крупных городов региона невозможно выделить один культурно-административный центр, все они имеют свои достопримечательности.

Численность населения региона — около 8,5 млн человек, плотность составляет 33 человека на 1 квадратный километр. Природный прирост достигает 735 000 человек в год. По сравнению с Центрально-Черноземным районом Волго-Вятский более заселенный, но плотность у него меньше. Благоприятное ЭГП и технологический прогресс поспособствовали росту урбанизации — в городах проживает около 72% жителей. Остальные люди предпочитают сельские местности, где воздух более чистый.

Население и трудовые ресурсы Волго-Вятского района

По последним данным, на население региона составляет восемь с половиной миллионов человек, то есть шесть процентов всех жителей страны. Как показывает тест, численность граждан динамично меняется за счет миграции, естественного прироста, демографических изменений, экономических предпосылок. В последние годы происходит стремительная урбанизация района. Люди массово покидают села и деревни, перебираясь в крупные города.

В 2020 году отмечалось разительное сокращение количества жителей района. Размещение населения – неравномерное. Есть несколько районов с максимальной плотностью населения, но основные территории пустуют. Это объясняется переездом большинства людей в мегаполисы. Например, около семидесяти процентов людей проживают в двух областях. Это Кировская и Нижегородская области. 

Национальный состав населения состоит преимущественно из коренных русских. Также на территориях проживает некоторый процент татар, марийцев, мордован, чувашей. Последствия экономического кризиса сильно отразились на регионе. Возросла безработица, молодежь покинула малые поселки, сельскохозяйственный сектор ослабел.

Территориальная организация хозяйства

Характерной особенностью территориальной организации хозяйства Волго-Вятского экономического района является значительная неравномерность в размещении производительных сил. Ядром экономического развития региона выступает Нижегородская область.

Ее производственный профиль определяют автостроение, судостроение, станкостроение, дизелестроение и связанные с ними предприятия других отраслей промышленности.

Однако отмечается снижение удельного веса области в хозяйственном комплексе Волго-Вятского региона.

Это связано с тем, что высокие темпы промышленного развития отмечались в республиках региона. Так, в Чувашской Республике определяющими темпами развивались отрасли квалифицированного машиностроения – электротехника и приборостроение; в Республике Мордовия – светотехника, цементное и резинотехническое производство; в Республике Марий Эл – приборостроение и радиоэлектроника.

Кировская область по объемам промышленного производства занимает второе место в районе.

На долю ее приходится 18 % объемов промышленного производства Волго-Вятского района. Основными отраслями специализации в области являются машиностроение, в том числе электронное, производство бытовой техники, станков, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, химическая и пищевая промышленность.

В экономике Республики Марий Эл преобладает промышленность. В структуре промышленного производства на долю машиностроения приходится свыше 1/4 объемов промышленного производства республики.

В структуре машиностроения наибольший удельный вес приходится на сложные и наукоемкие отрасли, такие как радиоэлектроника и приборостроение.

В республике производится 61 % всего отечественного торгово-холодильного оборудования. На долю лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности приходится 13 %.

Республика Мордовия относится к индустриально-аграрным. В ней наряду с промышленностью высокий уровень развития имеет и агропромышленный комплекс.

Ведущей отраслью промышленности в республике является машиностроение, на долю которого приходится более 50 % объемов производимой продукции промышленности республики. Среди отраслей машиностроения выделяются приборостроение, светотехника, производство полупроводников.

Велика доля пищевой промышленности – почти 1/5 всей промышленной продукции республики.

В Чувашской Республике в структуре производства промышленной продукции на долю машиностроения приходится свыше 1/3 объемов промышленного производства.

Здесь производятся ткацкие станки и электропогрузчики, бульдозеры. Среди машиностроительных предприятий республики выделяется АО «Промтрактор» – единственное в России и Европе предприятие по производству мощных тракторов многопрофильного использования, применяемых в угледобывающей, золотодобывающей промышленности и газовой отрасли.

В структуре промышленного комплекса выделяются также легкая, пищевая и химическая отрасли.

Основное промышленное производство сконцентрировано в республиках в столичных городах.

Малые и средние города Волго-Вятского района развиты слабо.

На территории Волго-Вятского региона в последние годы получили развитие промышленные узлы. Так, Саранско-Рузаевский промышленный узел сформировался в Республике Мордовия на базе развития светотехники, приборостроения и других отраслей машиностроения. Формированию Чебоксарского промышленного узла в Чувашской Республике способствовало строительство Чебоксарской ГЭС, тракторного завода и химического комбината с сопутствующими производствами.

Волжский промышленный узел в Республике Марий Эл возник на базе развития деревообработки и различных видов машиностроения.

показать содержание

2.2. Сельскохозяйственный комплекс

Сельское хозяйствоВолго-Вятского района располагает зна­чительным потенциалом. Занимая 4,6% сельскохозяйственных угодий, регион производит 6,4% валовой продукции сельского хозяйства России. Он специализируется на молочно-мясном жи­вотноводстве, картофелезерновом растениеводстве, льноводстве.

В связи с переходом экономики к рыночным отношениям происходят изменения и в сельскохозяйственном производстве. Получают развитие новые формы хозяйствования на селе: арендные отношения, фермерское движение. Созданию фермер­ских хозяйств способствовало принятие законов о земле и зем­лепользовании в Российской Федерации. Наибольшее развитие фермерское хозяйство получило в Нижегородской области. Вклад фермерских хозяйств в производство товарной продукции сельского хозяйства пока невелик и составляет не многим более 1% от валовой продукции сельского хозяйства региона. Однако продуктивность скота и урожайность сельскохозяйственных культур в них значительно превышают производительность в общественном секторе.

Сельскохозяйственные угодья региона занимают 40% общей площади. На долю пашни приходится 75% сельхозугодий, 25% занимают луга и пастбища. Наибольшее развитие сельское хо­зяйство получило в правобережной части региона, где площади пашни в два раза превышают пахотные земли Заволжья. В структуре посевных площадей Волго-Вятского региона доля зер­новых культур составляет почти 55%, что в значительной степе­ни определяет характер всего сельскохозяйственного производ­ства. Наибольший зерновой клин приходится на Кировскую об­ласть — больше половины и Республику Мордовия — около 3/5 всей их посевной площади. Среди продовольственных куль­тур лидируют озимая и яровая пшеница, а также рожь. Фураж­ные культуры представлены ячменем и овсом. В перспективе предполагается усиление специализации региона на производст­ве более продуктивных фуражных зерновых культур, таких, как озимая рожь, ячмень, овес, наиболее приспособленных к клима­тическим условиям региона. Широкое развитие получило кар­тофелеводство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector