Храмы абхазии

Новоафонский монастырь

Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь – это самый большой и известный храмовый комплекс в Абхазии. Здесь находится сразу шесть храмов, образующих двор и центральные постройки. В самом центре располагается Пантелеимоновский собор – самый большой в Абхазии, очень просторный и светлый, и примечательный фресками на стенах и потолке.

Он был основан в 1875 году, но строительство завершилось лишь в 1900 году. Место для постройки выбрали недалеко от храма святого апостола Симона Кананита и его пещерной кельи, отчего он и получил свое основное название, которое на самом деле полностью звучит как монастырь святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне. Но поскольку инициаторами основания стали монахи русского монастыря святого Пантелеимона из Старого Афона в Греции, он также известен как Пантелеймоновский монастырь.

Просуществовал после постройки он недолго, и в советское время был разорен, в нем организовали краеведческий музей. А во время грузино-абхазского конфликта здесь функционировал госпиталь. Вернулся церкви он лишь в 1994 году, реставрация до сих пор не завершена.

Для туристов монастырь интересен как одна из самых важных архитектурных и культовых достопримечательностей Абхазии. Комплекс хоть и не древний, но выглядит очень привлекательно и необычно, поскольку окружен пальмами. Можно беспрепятственно гулять по территории, фотографировать, в том числе можно осмотреть внутри Пантелеймоновский собор, главное – не мешать верующим. Для входа в собор нужно быть одетым подобающе, для чего на входе бесплатно можно взять платок или накидку. Женщинам в брюках, коротких юбках, всем в шортах и с оголенными плечами в храм лучше не заходить, хотя строгого контроля на этот счет нет. При желании можно заказать молебен о здравии и за упокой сразу на 10 человек (не более), причем это бесплатно.

Время работы: в дневное время.

Входная плата / стоимость билетов: бесплатно.

Как добраться: монастырь находится почти в самом центре Нового Афона, добраться из любого места города можно пешком (монастырь на карте ). С других курортов Абхазии сюда можно добраться с экскурсией или самостоятельно на маршрутных такси, курсирующих по главному шоссе страны E60 между всеми городами на побережье. От шоссе до него пешком 15 минут.

Если вы будете ехать на собственном транспорте, то есть два варианта подъехать к нему:

  • Можно подъехать непосредственно до парковки рядом с монастырем по ул. Курортная. Парковка бесплатная, под видеонаблюдением, но ограничение по нахождению на ней – 1 час.
  • Другой вариант – подъехать по ул. Эшба до пересечения с Водопадный переулок. Здесь удобно то, что рядом можно посмотреть и другие достопримечательности города: храм, водопад, музей, маршрут в грот Симона Кананита. Здесь можно запарковать машину вдоль дороги или возле одного из кафе или рынка, и дальше до монастыря идти пешком вверх по грунтовой дороге 10 минут. Здесь же предлагают проехать этот путь на джипе за 300 рублей в одну сторону, что явно завышенная цена.

Панорама монастыря

  • Присоединиться к найшей группе в VK, Facebook, ОК, или подписаться на канал Telegram и Viber
  • ☻ Найти и забронировать туры онлайн на Onlinetours.ru или Travelata.ru
  • Купить авиабилеты на проверенном поисковике – Aviasales.ru
  • Забронировать отель среди более чем 1 000 000 предложений на Agoda.com или Booking.com
  • Оформить страховку, чтобы быть в безопасности, на Sravni.ru или Cherehapa.ru
  • Арендовать машину на Rentalcars.com или autoeurope.ru, чтобы быть свободным в своих планах
  • Заказать трансфер из аэропорта до места отдыха на Kiwitaxi.ru
  • Проверить наличие экскурcий, чтобы познакомиться самыми интересными местами, на tripster.ru

Лучшие цены на авиабилеты по популярным направлениям:

ГОРОД/НАПРАВЛЕНИЕ ДАТА ВЫЛЕТА ДАТА ВОЗВРАЩЕНИЯ НАЙТИ БИЛЕТ
Адлер 2020-03-11 2020-03-19 НАЙТИ ОТ 2 970 ₽
Нячанг 2020-04-10 2020-11-02 НАЙТИ ОТ 20 479 ₽
Бангкок 2020-02-28 2020-03-13 НАЙТИ ОТ 20 510 ₽
Пхукет 2020-04-17 2020-04-24 НАЙТИ ОТ 24 094 ₽
Симферополь 2020-02-27 2020-03-03 НАЙТИ ОТ 5 244 ₽
Бали 2020-05-16 2020-05-28 НАЙТИ ОТ 31 009 ₽
Казань 2020-04-20 2020-04-28 НАЙТИ ОТ 2 598 ₽

Сайт NashaPlaneta.net использует файлы “cookie”. “Cookie” представляют собой небольшие файлы на вашем устройстве, хранящие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Если, прочитав это сообщение, вы остаетесь на нашем сайте, это означает, что вы соглашаетесь с нашим использованием “cookie”. Подробнее.

Отслеживайте низкие цены и наши новости в группах VK, Facebook, ОК, и в канале Telegram

Абхазская церковь остановила службы: шансы на признание повышаются?

Глава Абхазской православной церкви иерей Виссарион Аплиаа заявил, что богослужения в храмах Абхазии приостановлены до тех пор, пока не будет определен статус Абхазской православной церкви.

Службы продолжаются в кафедральном соборе в Сухуме, остальные храмы открыты для прихожан, но богослужения не совершаются.

Он также выразил надежду, что канонический статус абхазских священников, которые были рукоположены в РПЦ, будет определен, и они вернутся со статусом для Абхазской православной церкви.

На сайте АПЦ приводится очерк православной истории Абхазии, в котором отмечается, что духовенство Сухумо-Абхазской епархии из числа грузин было на стороне тех, кто в 1992 году ввели танки в Абхазию и развязали войну. Митрополит Давид (Чкадуа) в августе 1992 года вместе с Эдуардом Шеварднадзе на площади у здания Совмина Абхазии приветствовал захват Сухума грузинскими бандформированиями. Через несколько дней после выступления по телевидению, где митрополит Давид призывал грузин к войне с абхазами, он скончался в Тбилиси при неизвестных обстоятельствах.

После смерти митрополита Давида в Сухум был прислан архиепископ Даниил (Датуашвили), который, как и его предшественник, продолжал вдохновлять грузинских «ратников» в войне с абхазским народом. После освобождения абхазскими войсками города Сухума в сентябре 1993 года архиепископ Даниил вместе с грузинским духовенством бежал в Грузию (оставив христианскую паству Абхазии на произвол судьбы), где он до сих пор номинально носит титул епископа Сухумо-Абхазской епархии. В Тбилиси митрополит Даниил — активный участник всех мероприятий, проводимых так называемым правительством Абхазской автономной республики в изгнании. Он также участвует во всех грузино-российских церковных мероприятиях в качестве главы Сухумо-Абхазской епархии, отмечают в АПЦ.

После бегства грузинского духовенства в Абхазии осталось четыре священника, в том числе священник Виссарион Аплиаа. В конце 1993 года вышеназванные священнослужители избрали из своей среды священника Аплиаа настоятелем Кафедрального собора города Сухума и представителем Сухумо-Абхазской епархии во взаимоотношениях с государством и Русской православной церковью.

Заявление главы Абхазской православной церкви отца Виссариона вызвало резонанс, комментирует ситуацию телеграм-канал «Абхазия-центр».

Архиереи

  • Герман (Гоголашвили) (8 сентября 1851 — 2 сентября 1856)
  • Свт. Александр (Окропиридзе) (2 сентября 1856 — 6 октября 1857, 4 марта 1862 — 30 мая 1869) в первый раз — в/у, архим.
  • Геронтий (Папиташвили) (6 октября 1857 — 16 ноября 1859)
  • Свт. Гавриил (Кикодзе) (30 мая 1869 — 1886) в/у, еп. Имеретинский
  • Геннадий (Павлинский) (28 декабря 1886 — 31 марта 1889)
  • Александр (Хованский) (29 мая 1889 — 12 февраля 1891)
  • Агафодор (Преображенский) (2 марта 1891 — 17 июля 1893)
  • Петр (Другов) (19 сентября 1893 — 17 января 1895)
  • Арсений (Изотов) (2 февраля 1895 — 26 марта 1905)
  • Сщмч. Серафим (Чичагов) (10 апреля 1905 — 3 февраля 1906)
  • Сщмч. Кирион (Садзаглишвили) (3 февраля 1906 — 25 января 1907)
  • Димитрий (Сперовский) (25 января 1907 — 25 июля 1911)
  • Андрей (князь Ухтомский) (25 июля 1911 — 22 декабря 1913)
  • Сергий (Петров) (22 декабря 1913 — 1920)

В составе Русской Православной Церкви

  • Антоний (Романовский) (30 ноября 1924 — 1927) в/у, еп. Ереванский
  • Серафим (Протопопов) (23 ноября 1928 — 3 апреля 1930) в/у, еп. Бакинский

В составе Грузинской Православной Церкви

  • Исп. Амвросий (Хелая) (1918/1919 — 1921)
  • Иоанн (Маргишвили) (15 октября 1921 — 7 апреля 1925)
  • Христофор (Цицкишвили) (7 апреля 1925 — 21 июня 1927)
  • Ефрем (Сидамонидзе) (1927) в/у, еп. Цилканский
  • Мелхиседек (Пхаладзе) (1927 — 1928)
  • Павел (Джапаридзе) (1928)
  • Варлаам (Махаидзе) (1929 — 1934)
  • Мелхиседек (Пхаладзе), 2-й раз (1935 — 1943)
  • Антоний (Гигинейшвили) (1952 — 24 ноября 1956)
  • Леонид (Жвания) (1957 — 1964)
  • Роман (Петриашвили) (1965 — 1967)
  • Илия (Гудушаури-Шиолашвили) (1 сентября 1967 — 23 декабря 1977)
  • Николай (Махарадзе) (1978 — 1981)
  • Давид (Чкадуа) (1983 — 1 октября 1992)
  • Даниил (Датуашвили) (1992 — 21 декабря 2010) с 1993 вне епархии
  • с 21 декабря 2010 — епархия под прямым управлением католикоса-патриарха всея Грузии

👁 На что обратить внимание при осмотре

Здание храма отлично сохранилось до наших дней. Построен он был так добросовестно, что 10 веков не смогли его разрушить. Своды устояли, купол не рухнул. Но сегодня местные власти заботятся о дальнейшем его сохранении для потомков. От дождя он закрыт деревянными щитами, а стены зашиты в леса.

Фото: Светлана Винокурова

Впечатляюет этот храм изнутри. Здесь располагаются хоры, связанные с залом тремя широкими арочными проемами, через которые открывается превосходный вид на подернутые благоухающим дымом ладана столбы и стены, украшенные богатой фресковой живописью. В восточной части храма находится «святая святых»: алтарь центральной апсиды, придел – жертвенник с северной стороны и придел – диаконник с южной стороны. Перед ними находятся маленькие прямоугольные помещения – вимы.

Основная группа росписи относится к XIV веку. В верхней части центральной апсиды изображена сидящая на троне Богоматерь с младенцем и двумя ангелами, многофигурная композиция Евхаристии в двух видах, сцена с женами у гроба (с ангелами и поверженными войнами), встреча двух жен с воскресшим Христом.

В среднем ярусе изображении той же апсиды – сцена гостеприимства Авраама с тремя сидящими ангелами, сцена жертвоприношения Авраама, изображения ангелов и святителей; в нижнем ярусе – фигуры святителей (Св. Василия Великого, Св. Григория Богослова). На западной стене – фрагмент композиции Успения Богородицы и передачи Богоматерью пояса апостола Фоме. Снаружи храма, над дверным проемом южного придела, изображена сидящая на троне Богоматерь, а за ней два ангела.


Гостепрееимство Авраама

Одна из настенных надписей храма исполненная алфавитом «асомтаврули» гласит: «Христос, благославен Ты Богом и Господином всего сущего. Это произошло от сотворения мира лета 6669… в царствование Баграта IV, сына Георгия … В апреле месяце появилась звезда, из недр которой исходили лучи возвышаясь перед ней, подобно святому сиянию». Таким образом кто-то в 1066 году сообщил о появлении в небе Абхазии кометы.

Фреска Святого Причастия

Сегодня Лыхненский храм действует, принимает прихожан, для посетителей предусмотрена парковка, кафе, лавки с сувенирами. Полюбоваться фрагментами фресок можно, войдя внутрь, но фотографировать запрещается.

Интересно то, что в храме есть два важных захоронения: упомянутый уже Сафар-Бей Шервашидзе, не очень уважаемый абхазами, и его внук Георгий.

У стен храма находится одно из семи святилищ Абхазии – Лых-ныха. По сути, это место для языческих жертвоприношений. Так сегодня здесь успешно соседствуют две такие разные, но уникальные, достопримечательности Абхазии.

Действующие монастыри

  1. Монастырь святого апостола Симона Кананита в г. Новый Афон. Настоятель — иеромонах Андрей (Ампар). Количество насельников — 25 человек. На территории монастыря функционируют два храма: собор святого великомученика Пантелеймона и храм мученика Иерона. Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон, монастырь. Тел. 2-40-23, 2-40-26, (8 442) 71971. Монастырь открыт для посещения ежедневно с 12.00 по 19.00, за исключением понедельника и Великого поста.
  1. Монастырь святого Иоанна Златоуста в с. Команы. Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар). Количество насельников — 5 человек. На территории монастыря функционируют два храма: храм святого Иоанна Златоуста и храм мученика Василиска. Адрес: Сухумский район, с. Команы, монастырь. Тел. (8 442) 72504.
Монастырь святого Иоанна Златоуста Гробница (саркофаг) святого Иоанна Златоуста
Монастырь святого Иоанна Златоуста, вид сверху Источник святого мученика Василиска

* Этот саркофаг, в котором в течение 30 лет покоились мощи святителя Иоанна Златоуста, в 1967 году из Команского храма был перевезен в Сухумский кафедральный собор. В 1990 году после проведения восстановительных работ в Команском монастыре гробница Златоуста была вновь возвращена на прежнее место.

По материалам Официального Сайта Абхазской Православной Церкви https://anyha.info/

Большинство абхазских христиан — православные

Зачем нужна религия

Православная церковь в Абхазии доминирует среди христианских деноминаций. В Абхазии сейчас работает несколько десятков православных храмов. При этом необходимо отметить, что действующая ныне Сухумо-Абхазская епархия ранее была подчинена Грузинской православной церкви.

После того, как в Грузии началась гражданская война между грузинами и абхазами, епархия фактически вышла из её подчинения и с тех пор существует самостоятельно, провозгласив автокефалию. Автокефалия другими православными Церквями не признается. Главной православной святыней в Абхазии считается монастырский комплекс, расположенный на Новом Афоне.

Патриарший Собор в Пицунде. Большинство абхазов-христиан считают себя православными. Фото: upload.wikimedia.org

Абхазские православные объединены в рамках Православной церкви в Абхазии (Пицундинский католикосат). Это православная церковь с неурегулированным самопровозглашённым автономным статусом в Абхазии.

Её территория иными поместными Церквами, включая Московский патриархат, де-юре признаётся юрисдикция Грузинской церкви.

Де-факто же православные клирики в Абхазии с начала 2000-х годов состоят в ведении Майкопской епархии РПЦ. С мая 2011 года внутри Православной церкви в Абхазии имеет место раскол. Он был учинен при участии иеромонахов Дорофея (Дбара) и Андрея (Ампара), за что они и были запрещены в священнослужении.

Современная Православная церковь в Абхазии находиться в состоянии раскола.

Католическая церковь в Абхазии по своему влиянию значительно уступает православной. Так католическая община республики насчитывает всего лишь 150 человек. Большинство её членов прожимает в Сухуме.

Небольшие группы католиков находятся также в Гагре и Пицунде. Большинство прихожан составляют армяне и поляки. В настоящее время сухумская католическая община принадлежит Апостольской Администратуре Кавказа.

Костёл святого апостола Симона в Сухуме. Количество католиков в Абхазии не превышает 120 человек. Фото: upload.wikimedia.org

С 2002 года в Сухуме рядом с католическим приходом существует лютеранский приход святого Иоанна, состоящий в основном из лиц немецкого происхождения. Он также немногочисленен. Кроме того, в республике действуют также иные представители протестантизма.

🕘 История постройки

Достоверно неизвестно, в правление какого князя был построен этот храм, но дата его сооружения установлена достаточно точно, это начало X века. Предполагается, что Лыхненский храм – образец зодчества абхазских архитекторов под руководством какого-то могущественного местного епископа, проповедовавшего христианство в этих краях.

Более точных данных о том, кто строил храм, нет. Позднее, в XIV веке, стены были расписаны византийского стиля фресками. До наших дней дошли лишь фрагменты уникальных творений средневековых мастеров.

В XV веке в Абхазии наблюдался упадок христианства, но Лыхненский храм сохранился, благодаря тому, что находился под покровительством князей Шервашидзе, до XVIII века остававшихся православными христианами. После они перешли в Ислам, но храм, тем не менее, не разрушили. Сафар-Бей, сын мусульманина Келеш-Бея, снова крестился, умер православным и был похоронен в стенах Лыхненского храма.

После 1830 года, когда в Абхазию пришли русские, они возродили церковную жизнь и храм вновь стал действующим.

Храм Симона Кананита

Большой интерес отдыхающих в Новом Афоне (в древности Анакопия) вызывает памятник церковного зодчества 10 в – церковь Симона Кананита. Именно здесь обосновался проповедник христианства после странствий в середине 1-го века, здесь был казнён римлянами. На месте его захоронения, сохранённого в памяти верующими, позже вырос храм в его честь.

После официального признания православия церковь Симона Кананита стала религиозным центром Анакопийской епархии. Сооружение греческого типа, выложенное из дикого камня, не один раз разрушалось и перестраивалось. В 1875-82 гг. церковь подверглась основательной реставрации силами монахов.

Последняя реконструкция объекта после периода забвения прошла в 1956 г. Были частично восстановлены настенные фрески. В настоящее время открыт для посетителей. Проходят богослужения, венчания, крещения. Симон Кананит слывёт покровителем семейного счастья и брака. Сотни паломников стремятся под его своды 23 мая (день рождения святого).

Они принимают участие в крестном ходе, просят о благополучии и любви в семье. На стенах святыни сохранилось 2 надписи на греческом языке – одна над южным портиком, вторая – на восточном фасаде. Они котируются как этнографические памятники. Изящные опоры, арки, своды, выразительная пластика стен придают церкви великолепный вид.

Действующие храмы Абхазской Епархии

Сухумский кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы.

Настоятель собора – священник Виссарион Аплиаа.

Священнослужители собора: иеромонах Андрей (Ампар), иеромонах Сильвестор, диакон Григорий.

Адрес: г.Сухум, ул.Абазинская 75. Тел. +7 (840) 226-33-33.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Гагра.

Настоятель — иеромонах Павел (Харченко).

Адрес: г. Гагра

Храм-часовня Пицундских Святых в п.Пицунда.

Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар).

Адрес: Гагринский район, п.Пицунда. Тел. +7 (840) 227-25-04.

Храм Покрова Богородицы в г.Гудаута.

Настоятель – иеромонах Василиск (Лейба). Священнослужители храма: иеродиакон Савватий (Лагутин).

Адрес: г.Гудаута, ул.Харазия 26.

Храм Успения Богородицы в с.Лыхны.

Настоятель — протоиерей Петр (Самсонов).

Служащий священник — иеромонах Игнатий (Киут).

Адрес: Гудаутский район, с.Лыхны. Тел. +7 (840) 223-25-11.

Храм Покрова Богородицы в г.Новый Афон.

Настоятель иеромонах Дорофей (Дбар).

Адрес: Гудаутский район, г.Новый Афон. Тел. +7 (840) 227-25-04.

Храм Святого Апостола Симона Кананита в г.Новый Афон.

Служащий священник – иеромонах Дорофей (Дбар).

Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон. Тел. +7 (840) 227-25-04.

Храм Преображения Господня в с.Яштуха.

Настоятель — иеромонах Григорий (Хоркин).

Адрес: Сухумский район, с.Яштуха.

Храм Святых Равноапостольных Константина и Елены в с.Акапа.

Настоятель – иеромонах Иоанн (Свинухов).

Адрес: Сухумский район, с.Акапа. Тел. +7 (840) 226-31-64.

Храм Пророка Илии в п.Агудзера.

Адрес: Гульрипшский район, п.Агудзера. Тел. +7 (840) 227-44-70.

Драндский Успенский собор.

Настоятель – иеромонах Дорофей (Дбар).

Адрес: Гульрипшский район, п.Дранда. Тел. +7 (840) 227-25-04.

Храм Архангела Гавриила в п.Дранда.

Адрес: Гульрипшский район, п.Дранда.

Моквский Успенский собор.

Священнослужитель – иерей Игорь Артемьев.

Адрес: Очамчирский район, с. Моква. Тел. +7 (840) 227-23-48.

Храм Святого Георгия Победоносца в с.Елыр.

Настоятель — иеромонах Сергий (Джопуа).

Адрес: Очамчирский район, с.Елыр.

Храм Святого Георгия Победоносца в с.Чубурхинджи.

Служащий священник – иерей Никита Адлейба.

Адрес: Галльский район, с.Чубурхинджи.

Большинство последователей иудаизма в Абхазии покинули республику

Ранее в Республике Абхазия проживали грузинские евреи. Их родным языком был грузинский. После начала Грузино-абхазского конфликта они были вынуждены уехать из Абхазии.

В 1993 году абхазское объединение евреев «Сохнут» организованно вывезло из охваченной войной республики евреев в Израиль, часть их переселилась в собственно Грузию. В Абхазии остались только те евреи, которые являются ашкеназскими евреями и говорят, в большинстве своем, на русском языке.

Синагога в Сухуми. Большинство абхазских евреев выехали из Абхазии с началом грузино-абхазского конфликта. Фото: upload.wikimedia.org

В 2004 году состоялся первый официальный визит представителя израильского министерства иностранных дел в непризнанную Республику Абхазию. При этом стоит отметить, что представители других мировых религий государственность Абхазии не признают.

На 2012 год в Абхазии действовала одна синагога в городе Сухуме, при этом общая численность евреев в Абхазии составляла около 200 человек.

2012
в этом году в Абхазии действовала всего одна синагога и насчитывалось около 200 иудаистов

Единственными организациями, которые оказывают благотворительную помощь еврейской общине Абхазии, являются ростовский филиал международного гуманитарного фонда «Джойнт» и еврейская община Сочи.

«Абхазская религия»

Согласно исследованиям, проведенным Институтом востоковедения РАН в 1994—1998 годах, по существу большинство абхазов исповедуют свою традиционную религию (абхазский монотеизм), даже если формально считают себя христианами или мусульманами. Это проявляется во всех сферах жизни абхазов.

Значительная часть опрошенных жителей Абхазии, причисляющих себя к христианам, не признают Иисуса Христа как Сына Божия, не посещают христианские храмы, не причащаются и не соблюдают постов. Абхазы, относящие себя к мусульманам, едят свинину, пьют вино, не делают обрезания (считая такой поступок недостойным мужчины) и не посещают Мекку. Судя по опросам, практически никто не читает Евангелие или Коран. Все религиозные праздники — христианские, мусульманские и традиционные — отмечаются совместно представителями разных религий и сводятся к общему застолью.

Адепты абхазской традиционной религии утверждают, что верят в Единого Бога — Творца всего сущего (Анцәа), невидимого и вездесущего. По мнению некоторых краеведов, абхазская религия — «уникальный» пример изначального монотеизма, якобы «древнейшей религии человечества» — реликт, доживший до наших дней. Идеологи современной абхазской религии позиционируют её как пантеистическую, так как Анцва имеет бесконечное множество проявлений на земле (то есть, он сам Природа), он не является только добрым или только злым — он средоточие обоих понятий.

Проведенное Институтом востоковедения РАН осенью 1997 года анкетирование населения Гагрского и Гудаутского районов свидетельствует о сильном влиянии на современных абхазов традиционной дохристианской религии. Так, в ходе опроса 199 человек или 47,4 % из числа 420 абхазов, назвавших себя христианами, признали, что они сами или их родственники имеют традиционные святилища, либо обращались за помощью к таким святилищам. У остальных этот показатель следующий: 163 или 66,5 % из 245 мусульман, 34 или 47,2 % из 72 затруднившихся определить свою религиозную принадлежность, 27 или 37,5 % из 72 неверующих, 12 или 70,6 % из 17 язычников, 6 или 60 % из 10 приверженцев «абхазской веры», и 7 или 43,8 % из 16 атеистов.

Начиная с 1990-х годов абхазская традиционная религия восстанавливает свои позиции. В Абхазии имеется семь святилищ (аныха), совокупность которых называется быжныха («семь святилищ»). К настоящему времени возобновлена деятельность пяти из них, это — Дыдрыпш-ныха, Лашкендар-ныха, Лдзаа-ныха, Лых-ныха и Ылыр-ныха. Шестое святилище Инал-Куба находится в горной долине Псху, населенной ныне русскими. По поводу имени и расположения седьмого святилища нет единого мнения, некоторые называют таковым Бытху — древнее святилище убыхов. Реже в качестве седьмого святилища назывались Лапыр-ныха, Напра-ныха, Геч-ныха и Капба-ныха.

Жрецами — аныха паю (в переводе «сыновья святилища») семи главных абхазских святилищ могут служить только представители определенных абхазских жреческих фамилий: Гочуа (Лдзаа-ныха), Харчлаа (Лашкендар) Чичба (Дыдрыпш-ныха), Шакрыл (Лых-ныха) и Шинкуба (Елыр-ныха).

3 августа 2012 года в Сухуме на учредительном собрании воссоздан Совет жрецов Абхазии.

См. также: Народное христианство

Цандрипшский храм

Уникальный памятник древности (5-6 в) – одно из первых святилищ находится в пос. Цандрипш. В византийскую эпоху это селение было столицей Санигии, государства, позже присоединённого к Абхазии. Сооружение, спрятанное в густых зарослях, вызывает огромный интерес специалистов и любителей старины. Сложная архитектура базилики с множеством арок, боковыми нефами, апсидой не позволяет точно определить стиль и найти его аналог.

Густые заросли пальм, кипарисов, кустарников окружают седые руины. Несмотря на многочисленные разрушения, могучие стены с арками производят неизгладимое впечатление. Здесь хорошо сохранилась апсида, ниша алтаря, южная стена и придел. От полукруглого свода остались лишь фрагменты. Перед центральным входом видны остатки некогда мощных колонн.

Хорошо выглядит центральный элемент 3-частной апсиды. По фрагментам северного придела можно восстановить его полный вид. Остатки внутренних стен позволяют представить великолепие интерьеров. Сегодня алтарь для сохранности отделён деревянной перегородкой. Изредка здесь проводятся службы. Величественные останки раритетного сооружения просто кричат о восстановлении.

Абхазский раскол

27 июня 2012 года священнослужители из Совета самопровозглашенной «Священной митрополии Абхазии» отец Дорофей (Дбар) и отец Андрей (Ампар) заявили о полном разрыве своих отношений с Русской Православной Церковью, порвав указы епископа Майкопского и Адыгейского Тихона о наложении на них запрещения в священнослужении сроком на три года за раскольническую деятельность на территории Абхазии. Это событие мы попросили прокомментировать Секретаря Отдела внешних церковных связей по межправославным отношениям Московского Патриархата Русской Православной Церкви протоиерея Игоря Якимчука.

О своей независимости отцы Дорофей (Дбар) и Андрей (Ампар) провозгласили еще год назад, за что были запрещены в священнослужении епископом Майкопским и Адыгейским Тихоном, поскольку являются заштатными клириками Майкопской епархии Русской Православной Церкви. Так что чего-то принципиально нового не произошло.

Согласно каноническим нормам Церкви, клирик той или иной епархии не может так просто объявить о том, что он выходит из под подчинения своего епископа – это означает раскол. Поэтому и епископское прещение было вполне обоснованным. Однако абхазские отцы в течение года демонстративно игнорировали это прещение, кощунственно совершая богослужения. Поэтому в мае этого года владыкой Тихоном наложенное на них запрещение в служении было продлено еще на три года. Когда о. Дорофею принесли указ о продлении запрещения, он его порвал и объявил о том, что и он, и о. Андрей (Ампар) никому не подчиняются

Конечно же, подобное поведение является основанием для предания этих иеромонахов церковному суду, который, принимая во внимание тяжесть содеянного, вполне может закончиться решением о лишении их священного сана. Однако по крайней икономии и снисхождению этого сделано не было, принимая во внимание сложность церковного положения в Абхазии после тяжелых межнациональных конфликтов, неустроенность церковной жизни, дефицит кадров, нужду абхазского народа в духовном просвщениии

Владыка Тихон по-прежнему призывает данных священников к исправлению, и двери покаяния для них еще не закрыты.

Справка:

В результате грузино-абхазской войны 1992-1993 годов священнослужители Грузинской Православной Церкви, в юрисдикции которой находится Абхазия, вынуждены были покинуть данную территорию, а духовное окормление паствы с тех пор осуществляла Русская Православная Церковь. В 2009 году на собрании духовенства Абхазии управляющий бывшей Сухумо-Абхазской епархией Грузинской Церкви протоиерей Виссарион Аплиа в одностороннем порядке провозгласил автокефалию Абхазской Поместной Церкви и обратился к Патриарху Московскому и всея Руси с просьбой признать независимость Абхазской Церкви. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на данное обращение заметил, что решение церковных проблем в Абхазии возможно только на основе канонов и при непосредственном участии Грузинской Церкви. В мае 2011 года в Абхазии участниками Церковно-народного собрания была создана еще одна «митрополия» с кафедрой в Новом Афоне, целью которой была провозглашена «независимая Абхазская церковь». Собрание было созвано абхазскими священнослужителями отцом Дорофеем (Дбаром) и отцом Андреем (Ампаром). В свою очередь в 2011 году епископ Майкопский и Адыгейский Тихон за раскольнические действия запретил в служении отца Дорофея (Дбара) и отца Андрея (Ампара), которые являются заштатными клириками Майкопской епархии Русской Православной Церкви.

Фото: Анна Ольшанская.

Собрание паствы Священной Митрополии Абхазии

5 июня 2019 г. в соборном храме монастыря св. апостола Симона Кананита в Новом Афоне состоялось собрание прихожан монастыря и паствы Священной Митрополии Абхазии. На собрании также приняли участие жители Нового Афона, общественные деятели Абхазии, депутаты Народного Собрания — Парламента Республики Абхазия, православные христиане из других регионов Абхазии.

Кроме того, на собрании присутствовали клирики Сухумо-Пицундской епархии АПЦ: иеромонахи Игнатий (Киут), Василиск (Лейба), Давид (Гвазава) и иерей Далмат (Гопия).

Архимандрит Дорофей (Дбар), открывая собрание, кратко ознакомил пришедших со сложившейся в последние дни ситуации вокруг абхазской церковной проблемы и с итогами переговорного процесса, модераторами которого выступили глава Администрации Нового Афона Фелик Даутия, председатель городского Собрания Нового Афона Рамаз Смыр, депутат Народного Собрания — Парламента Республики Абхазия Натали Смыр и общественный деятель Мирон Чалмаз. 4 июня 2019 г. было составлено обращение на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в котором излагалась просьба Президента Республики Абхазия Р. Д. Хаджимба и Председателя Церковного Совета Абхазской Православной Церкви иерея Виссариона Аплиаа о приостановлении прещений в священнослужении, наложенных на архимандрита Дорофея (Дбар) и иеромонаха Андрея (Ампар) в 2011 г., и триджы продлеваемого впоследствии вплоть по настоящее время.

Далее выступила депутат Народного Собрания — Парламента Республики Абхазия Натали Смыр, поблагодарившая всех участников переговорного процесса за усилия в составлении Обращения, также выразила благодарность духовенству Сухумо-Пицундской епархии АПЦ в лице иерея Виссариона Аплиаа и Президенту Республики Абхазия Р. Д. Хаджимба.

М. М. Чалмаз от лица членов Совета и сотрудников Священной Митрополии Абхазии также поблагодарил всех участников переговорного процесса за достигнутые результаты.

Завершая собрание, председатель Совета Священной Митрополии Абхазии архимандрит Дорофей (Дбар) выразил признательность всем собравшимся за активное участие в деле решения абхазской церковной проблемы.

По завершении все участники собрания были приглашены на фуршет в трапезную монастыря св. апостола Симона Кананита.

Согласно достигнутым договоренностям, Священная Митрополия Абхазии предоставляет возможность 5 и 6 июня 2019 г. в дни празднования Вознесения Господня — двунадесятого праздника Православной Церкви, провести соответствующие богослужения в Ново-Афонском монастыре в следующем порядке:

• 5 июня, в 17:00 в центральной части соборного храма монастыря св. апостола Симона Кананита будет совершена Великая вечерня с литией духовенством Священной Митрополии Абхазии во главе с архимандритом Дорофеем (Дбар), в 18:30 в приделе св. Александра Невского соборного храма монастыря св. апостола Симона Кананита будет совершено Всенощное бдение духовенством Сухумо-Пицундской епархии АПЦ.

• 6 июня, в 7:00 в центральной части соборного храма монастыря св. апостола Симона Кананита духовенством Священной Митрополии Абхазии будет совершена Утреня и в 9:00 Божественная литургия. В 10:30 в приделе св. Александра Невского соборного храма монастыря св. апостола Симона Кананита духовенством Сухумо-Пицундской епархии АПЦ будет совершена Божественная литургия.

По завершении праздничных богослужений Вознесения Господня 5 и 6 июня 2019 г. и вплоть до получения соответствующего ответа на Обращение Президента Республики Абхазия Р. Д. Хаджимба и Председателя Церковного Совета Абхазской Православной Церкви иерея Виссариона Аплиаа, все клирики Священной Митрополии Абхазии и Сухумо-Пицундской епархии АПЦ продолжают деятельность в своих приходах и монастырях.

Все участники собрания надеются и будут молиться о том, чтобы изложенная в Обращении просьба была услышана священноначалием Русской Православной Церкви и церковная проблема абхазского народа, милостью Божьей, нашла свое разрешение.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector